Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 26-39 БОТ: 10.15382МшгУ202143.26-39
Никулина Елена Евгеньевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова Российская Федерация, 185031, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16 [email protected]
0ЯСГО:0000-0002-8817-5563
Стилевые особенности карельских икон ХУ—ХУ1 ВЕКОВ (на материале коллекции Музея изобразительных искусств
Республики Карелия)
Аннотация: Статья посвящена стилистическому анализу карельских икон XV— XVI вв. Экспедиции, осуществлявшиеся в 1960— 1970-е гг. сотрудниками Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств г. Петрозаводска на территории края, выявили немногочисленные, но уникальные памятники церковного искусства ранней поры. Данная группа произведений попала в объектив внимания известных отечественных исследователей, которые посвятили немало трудов этой части древнерусского наследия. К 1980-м гг. научный интерес к ранней иконописи постепенно затих и на первый план вышли произведения более поздние. Это обстоятельство обусловливалось необходимостью воссоздания полной картины развития иконописания в крае. Поэтому в силу объективных причин авторы первых исследований не рассматривали вопрос, связанный со стилистической преемственностью. Сегодня обновленный взгляд на памятники XV—XVI вв. дает возможность не только систематизировать наиболее отработанные черты, но и утвердить мысль об их дальнейшем развитии в поздней иконописи Карелии. Анализ эмпирического материала показал, что влияние Новгорода было сильнее московского. Это определялось политикой столицы в отношении окраинных земель, которая проводилась опосредованно через Новгород. Упрочение северных границ благоприятно сказалось на экономике и культуре древней Карелии, а укрепление культурных связей с пограничными областями (Вологдой и Архангельском) заметно обогатили иконопись карельских ареалов новыми чертами. Кроме того, деятельность местных изографов крестьянского происхождения сформировала особый живописный язык, и благодаря ему северные иконы стали узнаваемы. Новые черты коснулись композиции, цвета, рисунка, некоторых технологических приемов. Определился круг наиболее почитаемых святых — это Пророк Илья, Святитель Николай, Богородица. Также отрабатывалась структура иконостаса, прежде всего это коснулось деисусного и местного чинов. Само пись-
© Никулина Е. Е., 2021.
Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 26-39.
Е. Е. Никулина
мо все чаще сводилось к простой раскраске форм без тщательных проработок, беглому рисунку, а иногда оно напоминало приемы, заимствованные из техники резьбы по дереву. В итоге, в ранних памятниках, несмотря на различные влияния, выработался свой неповторимый язык, который впоследствии нашел отражение в более поздней иконописи края. Что и стало определяющим в их простом узнавании.
Ключевые слова: окраинные земли, карельская иконопись, древнейшие памятники, стилистическая преемственность, влияние Новгорода и Москвы, художники крестьянского происхождения, технология иконописания, различные влияния, цвет, композиция, одеяния.
Иконописное наследие Древней Карелии не одно десятилетие привлекало внимание искусствоведов. Особенно повезло раннему культовому искусству: памятники ХУ—ХУ1 вв. были изучены с особым тщанием. Возможно, такой интерес обуславливался тем, что немногочисленные иконы, обнаруженные в различных ареалах Карелии, были написаны приезжими изографами и в стилистическом отношении существенно расширяли уже сложившуюся картину отечественного иконописания данного периода. Постепенно к 1980-м гг. пик интереса к иконописи этого времени прошел. В дальнейшем появлялись отдельные изыскания, но они носили либо фрагментарный, либо контекстный характер. На сегодняшний день вновь обретает свою актуальность изучение иконописи в свете накопленного научного опыта1. Поэтому еще одно обращение к данным произведениям с точки зрения сегодняшнего понимания художественных процессов, проходивших на окраинных землях Руси, вполне вписывается в круг изучаемого вопроса.
Целью данной работы является анализ стиля карельских икон ХУ—ХУ1 вв. Параллельно затрагиваются вопросы, связанные с географией древнего края и социальным статусом иконописца.
Развитие иконописи на территории Карелии в ранний период определялось тем обстоятельством, что древнее Обонежье и часть Поморья («летний» и «ко-рельский» берега Белого моря) входили в состав владений Великого Новгорода. Здесь располагались земли новгородского архиепископа, бояр и монастырей, которые заботились о снабжении северных храмов церковными предметами, в том числе иконами. Часть из них попадала на Север с переселенцами из более южных погостов, другие являлись вкладами. Для создания художественных ансамблей приезжали опытные новгородские изографы.
0 существовании собственных мастерских на территории Карелии XV в. сведений нет, хотя вполне вероятно, что отдельные иконописцы могли появляться и тогда. Почти не сохранились ранние иконы, ведущие свое происхождение из крупных церквей. Судить о художественном уровне произведений этого време-
1 Платонов В. Г. Художественное наследие Карелии: древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья. Петрозаводск: Версо, 2018. 123 с., [16] л. ил.; Никулина Е. Е. Образ Святителя Лазаря в устной и иконописной традиции Древней Карелии. К постановке вопроса // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 4 (16). С. 38—47; Пуцко В. Г. «Северные письма» как историко-культурное явление Х1У—ХУ11 вв. // Рябининские чтения — 2019. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2019. С. 311—314.
ни можно в основном по памятникам, обнаруженным в часовнях. Тем не менее скупые данные, сохранившиеся в писцовых книгах, позволяют говорить о социальном статусе северного изографа. В частности, в ранней писцовой книге 14951496 гг. Юрия Константиновича Сабурова, при описании одной из деревень Вы-тегорского погоста, обнаруживается прямое доказательство деятельности деревенских иконописцев: «...словет Иконкова Олексейков след Ефимова...»2. Кроме того, иконописное ремесло, как правило, было вторым занятием местного населения, поэтому в таких книгах упоминание о людях творческих специальностей носило фрагментарный характер.
В коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее — МИИРК) сохранилось небольшое количество памятников XV в., демонстрирующих стилевое разнообразие, носителями которого были как местные мастера, так и изографы из других земель. Начало и 2-я пол. XV в. в собрании МИИРК представлены такими памятниками, как «Пророк Илья»3, «Апостолы Петр и Павел», оба из д. Пяльма Пудожского района4, «Богоматерь с Младенцем» (тип — Одигитрия Грузинская) из д. Усть-Колода Пудожского района5. В них во всей полноте реализуются черты новгородского монументального искусства с лаконичным рисунком, цветовыми контрастами. Однако при общем живописном единстве все же наблюдается разница в трактовке отдельных формальных приемов. В данном случае можно выделить два подхода. Первый представляет икона «Апостолы Петр и Павел» с характерным «крупным планом» святых, «с трудом» вписанных в маленький формат доски. Внимание привлекают большие головы героев с короткими шеями и диспропорциями в личном письме. Такие приемы в дальнейшем получат развитие в мастерских местных изографов. Ко второму относятся иконы «Пророк Илья» и «Богоматерь с Младенцем», отличающиеся безупречной композицией, усложненными приемами письма в моделировке лика Пророка Ильи при помощи прозрачной желтовато-коричневой охры, голубоватых притенений и розовых подрумянок, искусно написанным мафорием Богородицы с мягкими складками легкой ткани. В техническом плане иконы XV в. имеют ряд общих черт — это тонкие доски небольшого размера с едва намеченными ковчегами и одной врезной шпонкой.
Следующая группа памятников кон. XV и 1-й пол. XVI в., пожалуй, самая многочисленная. В стилистическом отношении многие иконы этого времени еще соответствуют духу уходящей эпохи, однако постепенно начинает складываться свой, присущий только местному пониманию художественный язык.
2 Писцовые книги Обонежской Пятины: 1496 и 1563 гг. / под общ. ред. М. Н. Покровского. Л.: Академия наук СССР, 1930. Вып. I. С. 166.
3 Пророк Илья, поясной. Начало XV в. МИИРК, И-312. Вывезена в 1963 г. экспедицией МИИРК из часовни Пророка Ильи д. Пяльма Пудожского р-на РК. Раскрыта в 1964 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
4 Апостолы Петр и Павел, в рост. Вторая половина XV в. МИИРК, И-313. Вывезена в 1963 г. экспедицией МИИРК из часовни Пророка Ильи в д. Пяльма Пудожского р-на РК. Раскрыта в 1964 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
5 Богоматерь с Младенцем (тип Одигитрии Грузинской). Середина XV в. МИИРК, И-1510. Вывезена в 1960 г. экспедицией ГРМ из дома крестьянина Я. И. Манина д. Усть-Колода Пудожского р-на РК. Раскрыта в 1971 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
Интересными примерами, подтверждающими эту мысль, являются икона «Успение»6 (ил. 1), привезенная в середине 1940-х гг. из кижского архипелага, «Деисусный чин с избранными святыми»7 из церкви Успения из г. Кон-допога. Несмотря на то что в них сильны реминисценции прошлого, тем не менее появляются черты, которые демонстрируют отступление от когда-то принятых норм. В частности, наблюдается определенная эскизность в исполнении отдельных деталей, рисунок напоминает скоропись. Наиболее отчетливо этот прием реализуется в «Успении». Произведение написано полупрозрачными красками, цветовые пятна слегка расходятся с границами форм, моделировка ликов упрощается до двух слоев плавей с белильными оживками в области лба и глаз.
Близок по времени создания с предыдущим памятником «Деисусный чин с избранными святыми» (он представляет один из вариантов маленького деревенского иконостаса). На небольшой доске размещаются деисусный и местный чины. В местном ряду представлен весь пантеон наиболее почитаемых на севере святых — Иоанн Богослов, Спиридоний, Власий, Никола, Илья, Георгий, Дмитрий Солунский, Козьма, Дамиан, Флор, Лавр, Анастасия, Екатерина, Параскева. Прежняя новгородская монументальность уступает место измельченным формам. Фигуры святых статичны, непропорциональны, с большими головами. За счет резких розовых подрумянок и белил лики святых утрированно напряжены. В деисусном ряду фигуры выглядят более пропорционально. Они изображены в активном движении, направленном к центру композиции — Спасу на престоле. Особую динамичность сцене придают развевающиеся плащи Михаила и Гавриила. Общий колорит иконы строится на контрасте красного, зеленого, белого цветов, активном использовании желто-коричневых охр.
Наряду с иконами, несущими в себе отпечаток крестьянского мировосприятия, появлялись произведения, выполненные с большим профессионализ-
Ил. 1. Успение. Рубеж ХУ—ХУ1 вв. Поступила в коллекцию Музея изобразительных искусств РК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г.
6 Успение. Рубеж ХУ-ХУ1 вв. МИИРК, И-466. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1950 г. в ГТГ И. А. Барановым.
7 Деисусный чин с избранными святыми, в рост. Рубеж ХУ-ХУ1 вв. МИИРК, И-478. Вывезена в 1956 г. экспедицией ГТГ из церкви Успения г. Кондопога РК. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1956 г. в ГТГ В. Г. Брюсовой.
мом в духе лучших традиций новгородского искусства. К ним следует отнести деисусный чин из д. Пулозеро Беломорского района8, «Богоматерь с младенцем» (тип — Одигитрия Смоленская) из д. Кинерма Пряжинского района9. Названные памятники имеют много сходных черт — это выразительный рисунок, колорит, построенный на контрастах, плотный цвет в личном и доличном письме, пропорциональные фигуры святых, точная передача условных иконописных драпировок на одеждах, отсутствие измельченных форм. В изображении Одигитрии заметны жесткий контурный рисунок подглазных дуг, межбровный расщеп в виде буквы V, белильные оживки в области глаз, носа и подбородка. Образ Спаса в деисусном чине трактуется мягче: в лике нет резких акцентирующих деталей, цвет тонко нюансирован, краски напоминают изысканный эмалевый сплав.
Подчеркнуто выразителен образ Пророка Ильи из д. Пяльма Пудожского района10. Следует отметить несомненный талант создателя этого уникального произведения, реализовавшегося в лаконизме линейных очерков, композиционной законченности форм, цельности силуэта фигуры святого, подчиненной плоскости доски, колористическом единстве больших локальных пятен, состоящих из оттенков тепло-коричневых охр.
Однако было бы неверным считать, что период кон. XV и нач. XVI в. в северной иконописи был временем исключительно новгородского влияния. Совсем другие художественные принципы воплощаются в образе Святого Вла-сия из д. Мегрега Олонецкого района11. Икона находилась в иконостасе церкви Свв. Флора и Лавра — одной из немногих культовых построек, сохранившихся до сегодняшнего дня. Поэтому о ней необходимо сказать несколько слов. О церкви есть упоминание в Писцовой книге 1628-1631 гг. Никиты Панина и Семена Копылова: «Сельцо что была деревня Заручье Кабуево у часовни. Да в той же выставке поставлен вново на бору храм священномучеников Флора и Лавра древян шатровой.»12. По мнению известного карельского исследователя карельской иконописи В. Г. Платонова, икона «Святой Власий» перешла из старой деревенской часовни во вновь отстроенный храм, причем для нее была изготовлена рама с житийными клеймами, которая сегодня находится в собра-
8 Деисусный чин, в рост. Рубеж XV—XVI вв. Вывезен в 1967 г. экспедицией МИИРК из часовни Спаса Нерукотворного д. Пулозеро Беломорского р-на РК. Раскрыты в 1968—1970 гг. в ГРМ Н. В. Перцевым.
9 Богоматерь с Младенцем (тип Одигитрии Смоленской). Рубеж XV—XVI вв. МИИРК, И-1565. Вывезена в 1979 г. экспедицией Министерства культуры КАССР из часовни Богоматери Смоленской д. Кинерма Пряжинского р-на РК. Раскрыта в 1980 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
10 Пророк Илья в пустыне. Рубеж XV—XVI вв. МИИРК, И-363. Вывезена в 1963 г. экспедицией МИИРК из часовни Пророка Ильи д. Пяльма Пудожского р-на РК. Раскрыта в 1963—1964 гг. в ВЦНИЛКР частично Г. В. Жаренковым, в 1965 г. там же полностью А. И. Гоголевой.
11 Св. Власий, поясной. Рубеж XV—XVI вв. МИИРК, И-464. Вывезена в 1952 г. экспедицией ГТГ из церкви Св. Флора и Лавра д. Мегрега Олонецкого р-на РК. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1952 г. в ГТГ В. Г. Брюсовой.
12 Писцовая книга Заонежских погостов Обонежской пятины Никиты Панина и подьячего Семена Копылова, 1628—1631 гг. (семь погостов Олонецкого и Выгозерского станов) // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 308. Л. 46 об., 48.
нии Государственного Русского музея13. Об иконостасе церкви узнаем из упомянутой писцовой книги. Он состоял из двух рядов — местного и деисусного. Наряду с образами Богоматери Одигитрии (деисусный), свв. Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Николы, Георгия, Пророка Ильи находилась икона с изображением Власия14.
В трактовке святого, по словам автора первого фундаментального труда по северным письмам Э. С. Смирновой, заметны тенденции, связанные с творческим методом Дионисия15. Линия рисунка становится тоньше, колористический строй высветляется, появляется жемчужный фон средника, лик святого приобретает мягкое выражение, «канфаренный» узор нимба создает эффект вкрапленных драгоценностей в живописную текстуру произведения. Но происхождение памятника по ряду деталей можно считать местным. В частности, острые «ломкие» пробела на одеянии святого напоминают декор, встречающийся в резьбе по дереву.
Профессионализм, с которым был создан Власий, обнаруживается еще в ряде памятников, несущих в себе цельность и эпическую величавость образов прошлого. Таковы, например, иконы «Чудо Георгия о змие» из д. Кукасо-во Пудожского района16, «Никола» из д. Пяльма того же района17, «Никола» из д. Шуньга Медвежьегорского района18. В них нет архаической тяжеловесности форм, композиции свободны и лаконичны, фигуры стройны, лики святых выразительны. Последнее качество, прежде всего, проявляется в образе Николы из д. Пяльма. Мягкие очертания лика с плавными светотеневыми моделировками придают облику святого утонченность. В образе Николы из д. Шуньга доминируют выразительная линия рисунка, дробная разделка деталей, тяготеющая к «мелочному», каллиграфическому письму. Ярчайшим примером устойчивости традиций Новгорода является «Чудо Георгия о змие». Композиционная выве-ренность, точный контур рисунка, «чистые» беспримесные цвета, ряд других деталей говорят об использовании местным мастером привозного иконописного образца. Пожалуй, единственной «местной» деталью является лик святого, выполненный темно-коричневыми охрами, с тяжеловесным подбородком и массивными подглазными дугами.
13 Платонов В. Г. Иконопись Олонецкой земли // Древний Олонец: сб. ст. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2011. С. 115.
14 Писцовая книга Заонежских погостов Обонежской пятины Никиты Панина и подьячего Семена Копылова. Л. 48 об.
15 Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XГV-XVI веков. М.: Наука, 1967. С. 77.
16 Чудо Георгия о змие. Середина XVI в. МИИРК, И-314. Вывезена в 1963 г. комплексной экспедицией Музеев Московского Кремля и МИИРК из д. Кукасово Пудожского р-на РК. Зафиксирована в сельском совете д. Колодозеро. Находилась в иконостасе часовни Св. Георгия д. Кукасово. Раскрыта в 1964 г. в ГРМ Н. В. Перцевым, И. П. Ярославцевым, И. В. Ярыгиной.
17 Св. Никола, поясной. Начало XVI в. МИИРК, И-315. Вывезена в 1963 г. экспедицией МИИРК из часовни Пророка Ильи д. Пяльма Пудожского р-на РК. Раскрыта в 1964 г. в ГРМ И. П. Ярославцевым.
18 Св. Никола, поясной. Первая половина XVI в. МИИРК, И-539. Вывезена финнами в период ВОВ из д. Шуньга Медвежьегорского р-на. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1965 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
К 1-й пол. ХУ1 в. пространство сельских церквей постепенно заполнилось иконами с явно упрощенным художественным языком. В это время появилось новое поколение мастеров — выходцев из крестьянской среды со своим пониманием образов и использованием выразительных средств. В результате рядом с еще живучими новгородскими воззрениями складывалась другая традиция, связанная с более примитивными формами изображений.
Одним из интересных примеров крестьянского художественного мировосприятия является образ Святого Николы из д. Вегорукса Медвежьегорского района с редкой иконографией: над правым плечом святого изображена Богоматерь19. В яркой лепке форм видится основа новгородского искусства. Правда, кирпичный фон средника представляет уже слабое повторение киноварных основ ранних новгородских памятников ХУ в. Образ Николы напоминает церковного служителя, обращающегося с назидательным словом к деревенской пастве.
Выразительный лик святого приобретает еще большую рельефность за счет золота нимба, обведенного темным массивным контуром, и резких контрастирующих высветлений у лба, скул и носа (ил. 2).
В иконописи Карелии 1-й пол. ХУ1 в., в отдельных ее памятниках, прослеживается еще одна художественная традиция, для которой были характерны, с одной стороны, передача классических форм, с другой — глубокая архаика. Типичным памятником этого периода является Деи-сусный чин из д. Есино Медвежьегорского района20. Цельная икона находилась в небольшой часовне, и весь иконостасный комплекс ограничивался именно этим рядом. Словно в подражание чинам, состоящим из отдельных икон, все фигуры Деисуса отделены друг от друга вертикальными линиями. Неожиданное сочетание «акварельного» розового фона с плотным цветом личного и доличного письма придало композиции определенную простран-ственность. Следуя всем правилам нанесения плавей на лики: от санкирной основы до подрумянок и оживок, изографу все же
19 Св. Никола, поясной. Рубеж ХУ-ХУ1 вв. МИИРК, И-281. Вывезена в 1962 г. экспедицией МИИРК из церкви Святителя Николая д. Вегорукса Медвежьегорского р-на РК. Раскрыта в 1963 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
20 Деисусный чин, в рост. Первая половина ХУ1 в. МИИРК, И-184. Вывезена в 1962 г. экспедицией МИИРК из часовни Св. Варвары д. Есино Медвежьегорского р-на РК. Раскрыта в 1963 г. в ГРМ Н. В. Перцевым, И. П. Ярославцевым, И. В. Ярыгиной.
Ил. 2. Св. Никола, поясной. Рубеж XV— XVIвв. Медвежьегорский р-н РК, д. Вегорукса. Музей изобразительных искусств РК
не удалось избежать неточности в передаче форм, в частности написании непропорциональных подглазных дуг у Спаса, широких надбровных оживок, громоздких рельефных морщин в области лбов и скул у апостолов. В исполнении одеяний мастер также руководствовался поэтапным нанесением цвета, выделяя традиционные линии драпировок с высветлениями и тенями, умело декорируя отдельные детали, например лоры архангелов. В итоге разница между личным и доличным письмом оказалась существенной.
Своеобразием отличается живописно-пластический язык иконы «Покров», датируемой исследователями сер. XVI в.21 Основу композиции составляет Вла-хернский собор, четкое поэтажное членение которого позволяет вписать угловатые фигуры святых в строго отведенные места каждого регистра. Внутри групп персонажей просматривается определенная ритмичная организация жестов, поз, цветовых пятен, что придает этой части письма особое декоративное звучание (ил. 3). Суровость и аскетизм образов достигаются благодаря жесткому абрису рисунка, упрощенной моделировке ликов с белильными оживками, сводящимися к простейшим точкам в области глаз и носа. Кажется, что колорит еще ярок и контрастен, но сила цвета постепенно исчезает, и на смену приходят некоторая белесоватость и прозрачность, что в целом выделяет икону из общего ряда произведений этого времени.
Ко 2-й пол. XVI в. некоторые мастерские начинают получать большие заказы. Икона «Покров» из Покровской церкви Спасо-Кижского погоста22 была создана именно такой бригадой изографов. Памятник отличается безупречным композиционным решением, уверенной скорописной манерой и рядом новых черт, связанных с освоением местными изографами сложных многофигурных композиций. В отличие от «Покрова» сер. XVI в., где статичные группы персонажей четко вписывались в горизонтальные регистры, в иконе зрелого XVI в. реализуются передовые для местной иконописи художественные приемы. Стройные удлиненные фигуры святых пред-
21 Покров. Середина XVI в. МИИРК, И-465. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1956 г. в ГТГ И. А. Барановым, В. Г. Брюсовой.
22 Покров. Конец XVI в. МИИРК, И-951. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1965 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
Ил. 3. Покров. Середина XVIв. Поступила в коллекцию Музея изобразительных искусств РКиз музея-заповедника «Кижи» в 1963 г.
ставлены в динамичных позах. Чудесное появление Богородицы рождает в святых чувство радости и восторга. Это состояние достигается выразительными жестами персонажей, активными поворотами голов, упругими силуэтами фигур. Традиционный «новгородский» колорит постепенно начинает дополняться новыми, не менее насыщенными цветами, в которых главная роль отводится золоту.
К сер. ХУ1 в. в местной иконописи существенно расширился сюжетный репертуар за счет житийных циклов. В ряду наиболее почитаемых святых — Пророка Ильи, Власия, Николы — появились образы основателей монастырей, с именами которых были связаны важные события в истории Русского Севера. Именно в этот период отчетливо проявились особенности иконописания некоторых районов. В частности, живопись Олонецкого посада вобрала в себя новшества, идущие из мастерских близлежащих областей, прежде всего Тихвина. В лучших памятниках появились более светлый колорит, особая задушевная тональность в трактовке образов, живая наблюдательность и непосредственность их восприятия. Живописно-пластический язык икон «Иоанн Предтеча»23, «Троица»24, «Святые Зосима и Савватий Соловецкие» с вкладной надписью соловецкого старца Селивана, датируемой 1599 г.25 (все из д. Тукса), представляет одну из таких линий. В дальнейшем изысканно холодный колорит, тщательность письма и повышенное внимание к новациям явились основными чертами икон Олонца.
В этот период заметно обогатилась новшествами иконопись Карельского Поморья, на развитие которой непосредственное воздействие оказало творчество изографов Соловецкого монастыря. В живописи северной части наметился устойчивый профессионализм, идущий от тесных долгосрочных связей иконописцев монастыря с московскими мастерами и их произведениями, привозимыми из столицы, впоследствии служащими образцами для изографов поморских вотчин. Поэтому стилистическая однородность икон Поморья во многом объяснялась общностью художественных интересов мастеров ареала. Композиционная стройность, грамотное усвоение линейно-пластических элементов живописи, определяющих структуру и пространственное соотношение форм, пропорциональность фигур, колористическая насыщенность привозных цветов стали отличительными чертами Поморья. Подтверждением тому является памятник «Воскресение-Сошествие во ад» из д. Вирма Беломорского района26.
23 Иоанн Предтеча, в рост. Вторая половина ХУ1 в. МИИРК, И-14. Вывезена в 1962 г. экспедицией МИИРК из д. Тукса Олонецкого р-на РК. Раскрыта в период с 1962 по 1963 г. в ГРМ Н. В. Перцевым, И. П. Ярославцевым, И. В. Ярыгиной.
24 Троица. Вторая половина ХУ1 в. МИИРК, И-342. Вывезена в 1963 г. комплексной экспедицией ГРМ и МИИРК из краеведческого музея г. Олонца РК в 1963 г. По сведениям акта от 07.09.1963 происходит из церкви в с. Тукса Олонецкого р-на РК. Раскрыта в 1972 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
25 Зосима и Савватий Соловецкие, в рост. Вторая половина ХУ1 в. МИИРК, И-317. Вывезена экспедицией МИИРК из краеведческого музея г. Олонца РК в 1963 г. По сведениям акта от 07.09.1963 происходит из церкви с. Тукса Олонецкого р-на. Раскрыта в 1964 г. частично в ГРМ Н. В. Перцевым, И. П. Ярославцевым, И. В. Ярыгиной.
26 Воскресение-Сошествие во ад. Конец ХУ1 в. МИИРК, И-1154. Вывезена в 1964 г. экспедицией МИИРК из церкви Петра и Павла с. Вирма Беломорского р-на РК. Раскрыта в 1966 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
Иконография произведения необычна: мандорла вокруг Христа трактована как многолепестковый цветок. В некоторых иконах московского письма позднего ХУ и раннего ХУ1 в. можно увидеть подобное декоративное решение мандорлы, в частности в «Сошествии во ад» кон. ХУ в. из собрания Музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева. Живопись иконы из МИИРК отличается графической точностью, тщательностью письма. Одним из достоинств иконы является цвет, соединяющий в себе глубокий темно-синий и голубой «цветка», перламутровую зелень фона с растительным узорочьем на полях, выполненным в технике контурной резьбы по левкасу, традиционную охру горок-лещадей (ил. 4).
Обрели свой стиль иконы Медвежьегорского района. Отдаленность от крупных монастырских центров дала возможность развить большую степень творческой свободы в мастерских этих земель. Активная переработка новых приемов позволила мастерам сформировать пеструю стилистическую картину. Между тем высокие традиции, выработанные в крупных мастерских Севера, постепенно начали проникать в иконопись этой части Карелии. Наиболее интересным примером является икона из Покровской церкви Спасо-Кижского погоста «Оплечный Спас»27. В живописной пластике доминирует рисунок, простота силуэта подчеркивается лаконизмом композиционных приемов. Лик святого создается без резких контурных линий, жестких акцентирующих пробелов, рельеф моделируется за счет плавных переходов красновато-коричневых тонов. Остальная часть иконы пишется жидким зеленым красителем, сквозь который проступают рисунок одеяний, намеченные складки и желтоватый левкас (см. ил. 5).
Аналогичные качества обнаруживаются в иконе «Спас в силах»28. В данном произведении доминирует рисунок, выразительные качества которого подчеркиваются контрастом красного тетраморфа, зеленой мандорлы и желто-коричневого
27 Оплечный Спас. Конец ХУ1 в. МИИРК, И-499. Вывезена финнами в период ВОВ из За-онежья. Поступила в МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1977—1979 гг. в ВЦНИЛКР В. А. Дубинчик.
28 Спас в Силах, в рост. Из деисусного чина. Вторая половина ХУ1 в. МИИРК, И-2. Вывезена финнами в период ВОВ из Покровской церкви о. Кижи. Поступила в коллекцию МИИРК из КГКМ в 1961 г. Раскрыта в 1952 г. в ГУХНРМ частично, в 1977 г. в ГРМ полностью Н. В. Перцевым.
Ил. 4. Воскресение-Сошествие во ад. Конец XVIв. Беломорский р-н РК, д. Вирма. Музей изобразительных искусств РК
гиматия Спаса. Симметрия, фронтальность, лаконизм и законченность линейных очерков ставят этот памятник в один ряд с произведениями, выполненными в духе лучших традиций русского искусства 2-й пол. XVI в. Данный иконографический тип не был характерен для новгородской иконописи, возможно, его появление в составе деисусного чина следует связывать со среднерусским влиянием. Этот факт подтверждает и включение в состав чина образа новгородского архиеп. Иоанна, который был канонизирован и приобрел общерусскую значимость в 1547 г. На не сохранившейся симметричной иконе этого ряда вполне мог быть представлен один из московских святителей. Таким образом, состав чина отразил процесс сложения общерусского пантеона святых, получившего развитие в крупных мастерских Севера.
К этой группе памятников следует отнести икону, обнаруженную финскими исследователями во время Великой Отечественной войны в одной из церквей За-онежья, «Воскресение-Сошествие во ад»29. Среди важных черт следует отметить использование прозрачного зеленого цвета. В архитектурном декоре, трактовке горок-лещадей, фигурах персонажей, одеяниях просматриваются элементы скорописной манеры и приемы, напоминающие свободную кистевую роспись.
Декоративность и плоскостность стали одними из важных качеств икон Медвежьегорского района и по совокупности приемов чаще всего представляли доминирование контурного рисунка и цвета без дополнительных теней и высветлений. Но в отдельных случаях декоративная трактовка образов сближала творения местных мастеров с творчеством изографов Москвы. В этом плане интересна икона «Никола Можайский, с житием» из д. Великая Нива30. Святитель представлен на фоне облаков и врат замысловатой формы, с причудливыми колонками, «перевитыми» в нескольких местах затейливыми «манжетами», напоминающими облачка. Живописно-пластический язык произведения строится на мелком дробном рисунке, контрастах синего, золотого и красного цветов, точной вписанности цветовых пятен в границы форм.
29 Воскресение-Сошествие во ад. Вторая половина XVI в. МИИРК, И-467. Поступила в коллекцию МИИРК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г. Раскрыта в 1957 г. в ГРМ частично Н. В. Перцевым, в 1964 г. в ВХНРЦ полностью С. В. Ямщиковым.
30 Св. Никола Можайский, с житием, в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. МИИРК, И-26. Вывезена в 1962 г. экспедицией МИИРК из с. Великая Нива Медвежьегорского р-на РК. Обнаружена в доме местного жителя Мелихова. Раскрыта в 1973 г. в ГРМ Н. В. Перцевым.
Ил. 5. Оплечный Спас. Конец XVIв. Поступила в коллекцию Музея изобразительных искусств РК из музея-заповедника «Кижи» в 1963 г.
Исследование карельских икон кон. ХГУ — 2-й пол. ХУ1 в. показывает, что формирование стиля местной иконописи осуществлялось под воздействием Новгорода и Москвы. Однако удельный вес новгородского влияния намного превышал московское. Последнее обстоятельство обусловливалось тем, что политика Москвы в конце ХУ — начале и середине ХУГ в. в отношении края осуществлялась через Новгород. Поэтому церковная жизнь края столетиями контролировалась Новгородским софийским домом. Кроме того, усиление московским правительством границ на севере Карелии в нач. ХУГ в. способствовало экономическому приросту территории и укреплению культурных связей с соседними областями — Вологдой, Архангельском, благодаря которым в иконописи Карелии получили развитие новые черты, идущие из крупных художественных центров Севера.
Тем не менее во многих произведениях, вне зависимости от уровня их исполнения и стилевого влияния, выявились общие признаки, которые в последующем определили узнаваемость карельских икон. К ним следует отнести:
1) цвет: прозрачный, тускловатый, обладающий слабой укрывистостью, основу которого составляли местные пигменты;
2) композицию: построение сюжета (образа) часто зависело от размера доски (как правило, это были небольшие или совсем маленькие по размеру доски), поэтому в карельских иконах новгородская эпическая величавость уступала место измельченным формам, скорописной манере, что в целом не способствовало развитию в произведении монументального начала;
3) фигуры святых: непропорциональные, большеголовые, с утрированно напряженными ликами, прописанными в два слоя плавей, вошли в северную икону в ХГУ в. и сохранили за собою эти качества вплоть до ХУГГГ столетия;
4) одеяния: приемы разделки одеяний (складки, пробела) нередко напоминают технику резьбы по дереву.
К сер. ХУГ в. определился круг наиболее почитаемых святых, в многофигурных композициях получила развитие повествовательность. Создание житийных циклов явилось одним из приоритетных направлений церковного заказа. Большое влияние на формирование особенностей иконописания в Карелии оказали мастерские Тихвинского посада, Соловецкого и Муромского монастырей. В памятниках Олонецкого района получили развитие такие приемы, как изысканный холодный колорит, тщательность письма, интерес к детали, в иконах Поморья — стилистические и технологические новации, идущие из мастерских Каргополя и Москвы. По художественным результатам иконы Медвежьегорско-го района выделились наибольшим разнообразием в стиле, вобравшем в себя как опыт столичных мастерских, так и приемы местного письма. Плодотворным периодом развития иконописи данного района явилась 2-я пол. ХУГ в., когда на территории начали работать небольшие мастерские с изографами, вышедшими из крестьянской среды. В итоге к кон. ХУГ — нач. ХУГГ в. в крупных ареалах Карелии сложилась питательная почва для развития оригинального стиля, представлявшего собою совокупность различных влияний.
Список литературы
Никулина Е. Е. Образ Святителя Лазаря в устной и иконописной традиции Древней Карелии. К постановке вопроса // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 4 (16). С. 38-47.
Писцовая книга Заонежских погостов Обонежской пятины Никиты Панина и подьячего Семена Копылова, 1628—1631 гг. (семь погостов Олонецкого и Выгозерского станов) // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 308. Л. 46 об., 48.
Писцовые книги Обонежской Пятины: 1496 и 1563 гг. / под общ. ред. М. Н. Покровского. Л.: Академия наук СССР, 1930. Вып. I. 268 с.
Платонов В. Г. Иконопись Олонецкой земли // Древний Олонец: сб. ст. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2011. С. 109-124.
Платонов В. Г. Художественное наследие Карелии: древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья. Петрозаводск: Версо, 2018. 123 с., [16] л. ил.
Пуцко В. Г. «Северные письма» как историко-культурное явление XГV—XVIГ вв. // Ряби-нинские чтения — 2019. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2019. С. 311— 314.
Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XГV—XVI веков. М.: Наука, 1967. 188 с.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2021. Vol. 43. P. 26-39
DOI: 10.15382/sturV202143.26-39
Elena Nikulina, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of the Humanities, Petrozavodsk State Conservatory, 16 Leningradskaya ul., Petrozavodsk 185031, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-8817-5563
Style Features of Karelian Icons of the 15th and 16th Centuries: On the Material of the Collection of the Museum of Fine Arts of the Republic of Karelia
E. Nikulina
Abstract: This article gives a stylistic analysis of Karelian icons of the 15th — 16th centuries. Expeditions carried out in Karelia in the 1960-1970s by employees of the Russian Museum, Tretyakov Gallery, and Petrozavodsk Museum of Fine Arts discovered few, but unique monuments of church art of the early centuries. This group of icons was studied by prominent Russian scholars who carried out considerable research into this part of Old Russian heritage. By the 1980s, academic interest in early icon painting gradually waned, and later icons came to the fore. This circumstance was due to the need for reconstructing the full picture of the development of icon painting in the region. Therefore, for objective reasons, the authors of the first scientific research did not consider the issue of stylistic succession. Today, an updated look at the monuments of
the 15th and 16th centuries makes it possible not only to systematise the most important features, but also to state the idea of their further development in the late icon painting of Karelia. An analysis of empirical material showed that the influence of Novgorod was stronger than that of Moscow. This was determined by the policy of the capital regarding the territory, which was carried out indirectly through Novgorod.The strengthening of the northern borders favourably affected the economy and culture of Old Karelia. Strengthening cultural ties with the border regions of Vologda and Arkhangelsk significantly updated the icon painting of Karelian areas with new traits. Besides, the activities of local isographers of peasant origin formed a specific scenic approach and thanks to it the northern icons became recognisable. New features touched the composition, colour, drawing, some technological methods. The circle of the most revered saints was determined: these are Prophet Ilias, St. Nicholas, Theotokos. The structure of the iconostasis was also elaborated, this primarily affected the deisus and local rows. The painting was reduced to a simple colouring of forms without careful study, a cursory drawing, and sometimes it resembled techniques borrowed from wood carving. As a result, in the early icons, despite various influences, a unique picturesque manner was developed, which was subsequently reflected in the later icon painting of the region.
Keywords: peripheral lands, Karelian icon painting, oldest icons, stylistic continuity, influence of Novgorod and Moscow, artists of peasant origin, techniques of icon painting, colour, composition, vestments.
References
Nikulina E. (2018) "Obraz Sviatitelia Lazaria v ustnoi i ikonopisnoi traditsii Drevnei Karelii. K postanovke voprosa" [The image of St. Lazarus in the oral and icon-painting tradition of Old Karelia: Raising the quiestion"]. Muzykal'nyi zhurnal Evropeiskogo Severa, 4 (16), pp. 38-47 (in Russian).
Pokrovsky M. (ed.) (1930) Pistsovye knigi Obonezhskoi Piatiny: 1496 i 1563 gg. [Cadastres of Obonezhskaya Pyatina: 1496 and 1563], in Akademiia nauk SSSR Arkheograficheskaia komissiia, 1. Leningrad (in Russian).
Platonov V. (2011) "Ikonopis' Olonetskoi zemli" [Icon painting of Olonets land], in Drevnii Olonets [Ancient Olonets]. Petrozavodsk, pp. 109—124 (in Russian).
Platonov V. (2018) "KhudozhestvennoenasledieKarelii:drevniaia ikonopis'Obonezh'ia iZapadnogo Belomor'ia" [Artistic heritage of Karelia: ancient icon painting of Obonezhye and western White Sea littoral]. Petrozavodsk (in Russian).
Putsko V. (2019) ""Severnye pis'ma" kak istoriko-kul'turnoe iavlenie XIV—XVII vv." ["Northern letters" as a historical and cultural phenomenon of the 14th — 17th centuries]. Riabininskie chteniia — 2019. Petrozavodsk, pp. 311—314 (in Russian).
Smirnova E. (1967) Zhivopis' Obonezh'ia XIV—XVIvekov [Painting of Obonezhye of the 14th — 16th centuries]. Moscow (in Russian).