Научная статья на тему 'Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе'

Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / МЕДИАТОРНАЯ МОДЕЛЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PERSONAL RESOURCES / STYLE CHARACTERISTICS OF SELF-REGULATION / MEDIATOR MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Елена Александровна

Исследование посвящено построению медиаторных моделей для изучения влияния стилевых характеристик саморегуляции как предиктора на уровень социально-психологической адаптированности личности в зависимости от включенности в разные сферы деятельности (учебная, спортивная). Расширению ресурсов социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе может выступить стилевыми особенностями саморегуляции. Анализ медиаторных моделей на статистически значимом уровне, выявил, особенности стилевых характеристик саморегуляции как предиктора и их влияние на уровень социально-психологической адаптированности личности в зависимости от включенности в разные сферы деятельности (учебная, спортивная). Описанная медиаторная модель статистически значима, показала, что рассматриваемые в качестве социально-психологических адаптационных ресурсов личности стилевые характеристики саморегуляции и выступая как предиктором, так и медиатором, могут определять уровень социально-психологической адаптированности личности, в зависимости от включенности в разные сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Style characteristics of self-regulation as predictor of socio-psychological adaptation of personality in the transitive society

The study is devoted to the construction of mediator models to study the influence of style characteristics of self-regulation as a predictor on the level of socio-psychological adaptation of the individual, depending on the involvement in different spheres of activity (educational, sports). The expansion of resources of the social and psychological adaptation of the individual in a transitive society can act as stylistic features of self-regulation. Analysis of the mediator models at the statistically significant level revealed the features of the style characteristics of self-regulation as a predictor and their impact on the level of socio-psychological adaptation of the individual, depending on the involvement in different spheres of activity (educational, sports).The described mediator model is statistically significant, it has shown that the stylistic characteristics of self regulation, considered as socio-psychological adaptation resources of the personality and acting as a predictor and mediator can determine the level of socio-psychological adaptation of the personality, depending on the involvement in different spheres of activity.

Текст научной работы на тему «Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе»

REFERENCES

1. Voronov, I. A. and Zaletin S.V. (2007), "Motor-audio-visual-temporal (MAVT) synesthesia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 24-28.

2. Voronov, I.A. (2018), Extreme psychology: anticipation and psychotechnology "Pulsar", St. Petersburg.

3. Solso R.L. (2001), Cognitive psychology, Peter, St. Petersburg.

4. Cytowic, R.E. (2002), Synesthesia: A Union of the Senses (2nd edition), MIT Press, Cambridge, Massachusetts.

5. Marks, L.E. (1974), "On associations of light and sound: The mediation of brightness, pitch, and loudness", American Journal of Psychology, No. 87, pp. 173-188.

6. Spector, F. and Maurer, D (2009), "Synesthesia: New Approach to Understanding the Development of Perception", Developmental Psychology, Vol. 45, No. 1, pp. 175-189.

Контактная информация: bell.pant@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2019

УДК 159.9

СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ПРЕДИКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ В

ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ

Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Исследование посвящено построению медиаторных моделей для изучения влияния стилевых характеристик саморегуляции как предиктора на уровень социально-психологической адаптированности личности в зависимости от включенности в разные сферы деятельности (учебная, спортивная). Расширению ресурсов социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе может выступить стилевыми особенностями саморегуляции. Анализ медиаторных моделей на статистически значимом уровне, выявил, особенности стилевых характеристик саморегуляции как предиктора и их влияние на уровень социально-психологической адаптированности личности в зависимости от включенности в разные сферы деятельности (учебная, спортивная). Описанная медиаторная модель статистически значима, показала, что рассматриваемые в качестве социально-психологических адаптационных ресурсов личности стилевые характеристики саморегуляции и выступая как предиктором, так и медиатором, могут определять уровень социально-психологической адаптированности личности, в зависимости от включенности в разные сферы деятельности.

Ключевые слова: социально-психологической адаптированность, личностные ресурсы, стилевые характеристики саморегуляции, медиаторная модель.

STYLE CHARACTERISTICS OF SELF-REGULATION AS PREDICTOR OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY IN THE TRANSITIVE

SOCIETY

Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The study is devoted to the construction of mediator models to study the influence of style characteristics of self-regulation as a predictor on the level of socio-psychological adaptation of the individual, depending on the involvement in different spheres of activity (educational, sports). The expansion of resources of the social and psychological adaptation of the individual in a transitive society can act as stylistic

features of self-regulation. Analysis of the mediator models at the statistically significant level revealed the features of the style characteristics of self-regulation as a predictor and their impact on the level of socio-psychological adaptation of the individual, depending on the involvement in different spheres of activity (educational, sports).The described mediator model is statistically significant, it has shown that the stylistic characteristics of self - regulation, considered as socio-psychological adaptation resources of the personality and acting as a predictor and mediator can determine the level of socio-psychological adaptation of the personality, depending on the involvement in different spheres of activity.

Keywords: socio-psychological adaptation, personal resources, style characteristics of self-regulation, mediator model.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время процесс социально-психологической адаптированности современной молодёжи в транзитивном обществе связан с привлечением внимания не только к социально-экономическим, но и к психологическим ресурсам социальной стабильности. Их значение усиливается быстрыми темпами изменения условий жизни, которые обусловлены преобразованиями в (экономической, технологической и социальной) областях, при повышении культурного и познавательного уровня, практически поставили человека в новую позицию по отношению к людям и к себе. В результате миграционных процессов человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам и изменил, и сам в нем изменяется [2, 4, 8].

Объективно обусловленное усложнение жизни, усиленное внутренними проблемами, делает очевидной ограниченность ресурсов благополучного включения в социум у многих людей, что выражается в существенном ухудшении физического и психического здоровья, в осознании беспомощности перед жизнью, ведущем к попыткам ухода от проблем [1, 4]. Одной из предпосылок социальной нестабильности личности в социуме можно считать социальную разобщенность, неуверенность в своих силах и в собственном будущем, в своей способности успешно выстроить свою жизнь, что порождает недоверие к окружающим людям и социальным институтам. Это значит, что современному человеку в меняющемся мире оказывается недостаточно тех ресурсов включения в социум, которые приобретались под влиянием традиционных социализирующих воздействий. Свидетельством осознания этой проблемы является усиление внимания к психологическим факторам социальной стабильности личности человека, путям ее приобретения, формирования профессионально важных свойств личности и расширению ресурсов их социально-психологической адаптируемости [4].

Одним из психологических факторов социальной стабильности личности человека, путем ее приобретения, формирования профессионально важных свойств личности и расширению ресурсов их социально-психологической адаптируемости может выступить стилевыми особенностями саморегуляции.

Стилевыми особенностями саморегуляции, по мнению В.И. Моросановой, называются такая саморегуляция поведения человека, которая может устойчиво проявляться в поведении и практической деятельности личности [3].

В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах [3, 5, 6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Медиаторный анализ был использован для проверки гипотезы о влиянии определенных сочетаний личностных ресурсов на уровень социально-психологической адаптирован-ности личности в зависимости от включенности в разные сферы деятельности, а способность находить личностные ресурсы в трудной жизненной ситуации становятся

критериями социально-психологической адаптируемости личности в транзитивном обществе. При этом в роли промежуточных переменных или медиаторов могут быть другие личностные ресурсы или характеристики. Для более эффективного выполнения медиаторного анализа мы использовали структурное моделирование, с использованием программных пакетов «SPSS 23.0 for Windows», а также макроса PROCESS 3.2 для SPSS [2, 9]. Модель медиаторного анализа состоит из независимых(Х) и зависимых переменных (Y). Критериями для принятия или отвержения являются показатели согласованности модели с эмпирическими данными, принятые в группе методов структурного моделирования. Полученные результаты подтверждаются достаточным объемом обследуемой выборки (около 500 человек). Применение моделирующего подхода расширяет диапазон анализа интерпретации полученных эмпирических данных. Для проверки гипотезы исследования нами были проанализированы несколько медиаторных моделей в зависимости от включенности в разные сферы деятельности (учебная, спортивная). Анализ на статистически значимом уровне медиаторных моделей, выявил, что личность, выступающая в качестве субъекта деятельности, не только развивает своё профессиональное мастерство, но и обнаруживает личностные ресурсы в организации деятельности и саморегуляции, а также требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям личности. Так как одной из важнейших социально - психологических адаптационных характеристик личности является степень активности человека в достижении своих целей, мера независимости и самостоятельности его поведения, в отличие от других сфер деятельности (учебной) где нами не было выявлено на статистически значимом уровне никаких взаимосвязей с данными характеристиками

[7].

На рисунке 1 представлено медиаторное взаимодействие. «Общий уровень саморегуляции» выступает в качестве предиктора (независимой переменной) для уровня социально-психологической адаптированности личности (зависимой переменной) выступающая в качестве субъекта деятельности, в то время как шкала «Программирование» и параметр ответственности «Регуляция гармоничная» выступили как медиаторами данной взаимосвязи. Данные были проанализированы на предмет множественных выбросов, разба-лансировки и влияния. Модель статистически значимая [7].

«Общий уровень саморегуляции» является статистически значимым предиктором для уровня социально-психологической адаптированности личности (путь с), коэффициент регрессии b=0,75, t=5,04, p<0,0001, где «Общий уровень саморегуляции» усиливает социально-психологическую адаптированность личности, то есть чем более активны, уверены, стабильны к успехам и неудачам, менее зависимы от мнения других, тем личность включенная в деятельность более адаптирована в избранной сфере деятельности, благодаря чему осуществляется удовлетворение её потребность в самореализации (рисунок 1).

Общий уровень саморегуляции» положительно связан со шкалой «Программирование» (путь а1), коэффициент регрессии b=0,18, t=12,8, p<0,0001, то есть чем выше уровень сформированности индивидуальной системы осознанной регуляции произвольной активности человека, тем выше индивидуальная развитость осознанного программирования человеком своих действий, тем личность включенная в деятельность более адаптирована в избранной сфере деятельности (рисунок 1).

Шкала «Программирование» и параметр ответственности «Регуляция гармоничная» выступили как медиаторами данной взаимосвязи (путь d), коэффициент регрессии b=1,09, t=2,42, p<0,01, то есть чем выше индивидуальная развитость осознанного программирования человеком своих действий и поведения, тем выше эмоциональная стеничность и регу-ляторный интернальность личности включенной в деятельность как субъект (рисунок 1).

Медиаторы шкала «Программирование» и параметр ответственности «Регуляция гармоничная» также статистически значимы для уровня социально-психологической адап-тированности личности (путь b1, b2).

При этом медиатор шкала «Программирование» отрицательно взаимосвязана с показателем социально-психологической адаптированности «Адаптация» (путь Ь1), коэффициент регрессии Ь1=-1,61, 1=-2,32, р<0,02, чем менее личность предпочитает действовать импульсивно, менее не может самостоятельно сформировать свои действия и поведение, тем более она может удовлетворить свою потребность в самореализации, то есть быть адаптированной в избранной сфере деятельности (рисунок 1).

Рисунок1 - Медиаторная модель взаимосвязи стилевых характеристик саморегуляции (предиктор) и показателя социально-психологической адаптированности личности «Адаптация» (зависимая переменная) выступающая в

качестве субъекта деятельности

Примечание: отношение х2 к числу степеней свободы СП - сравнительный критерий согласованности, который располагается в пределах от 0 до 1, КМ5ЕА - квадратичная усредненная ошибка аппроксимации, также располагается от 0 до 1. Если отношение х2 к числу степеней свободы не превышает 2, значение СП больше 0.95 и значение КМБЕА не более 0.05, модель может считаться согласованной с эмпирическими данными (Митина, 2006; 2007).

Медиатор параметр ответственности «Регуляция гармоничная» положительно взаимосвязана с показателем социально-психологической адаптированности «Адаптация» (путь Ь2), коэффициент регрессии Ь2=0,60, 1=5,70, р <0,0001, чем выше эмоциональная сте-ничность и регуляторный интернальность, тем личность выше уровень социально-психологической адаптированности в избранной сфере деятельности.

И, наконец, взаимодействие между «Общий уровень саморегуляции» и показателем социально-психологической адаптированности личности «Адаптация» с учетом медиаторов - шкала «Программирование» и параметр ответственности «Регуляция гармоничная» как корректоров данного пути (путь с'), коэффициент регрессии Ь=0,66, 1=3,45, р< 0,0007. Непрямой эффект свидетельствует о наличии медиации равен 0,11, на уровне 95% С1 [0.0424, 0.2521].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная медиаторная модель, показала, что рассматриваемые в качестве социально-психологических адаптационных ресурсов личности стилевые характеристики саморегуляции и выступая как предиктором, так и медиатором, могут определять уровень социально-психологической адаптированности личности, в зависимости от включенности в разные сферы деятельности. Личность, выступающая в качестве субъекта деятельности, способна находить личностные ресурсы в трудной жизненной ситуации, которые становятся критериями социально-психологической адаптируемости личности в транзитивном обществе, расширяя возможности для реализации человеком своих способностей в организации деятельности и самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, Г.Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей: теоретические основания / Г.Б. Горская // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 4. -С. 56-63.

2. Митина, О.В. Методы исследования каузальных связей / О.В. Митина // Современная экспериментальная психология: традиции и перспективы : в 2 т. Т. 1 / под ред. В.А. Барабанщикова.

- М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 139-143.

3. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121-127.

4. Пархоменко, Е.А. Социализация личности в условиях ранней профессионализации как ресурс повышения ее конкурентоспособности / Е.А. Пархоменко // Социально-гуманитарные проблемы современности. - Saint-Louis : Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2014. -С. 134-155.

5. Пархоменко, Е.А. Особенности саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте / Е.А. Пархоменко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013.

- № 1. - С. 43-46.

6. Пархоменко, Е. А. Становление стилевых характеристик саморегуляции поведения личности в условиях спортивной деятельности / Е.А. Пархоменко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2013. - № 5. - С. 9.

7. Пархоменко, Е.А. Мотивационная направленность как предиктор социально-психологической адаптированности личности в социуме / Е.А. Пархоменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 335-339.

8. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник психологии. - 2011. - № 1. - С. 45-54.

9. Baron, R.M. The Moderator-Mediator Variable Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Consideration / R.M. Baron, D.A. Kenny // Journal of Personality and Social Psychology. - 1986. - No. 6. - P. 1173-1182.

REFERENCES

1. Gorskaya, G.B. (2008), "Prediction of psychological effects of early professionalization of children: a theoretical basis", Man. Community. Control, No 4, pp. 56-63.

2. Mitina, O.V. (2010), "Methods for the study of causal relationships", Modern experimental psychology: traditions and perspectives in 21., Ed. V.A. Barabanschikov. Publishing House Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Vol. 1, pp. 139-143.

3. Morosanova, V.I. (1991), "Style features of self-regulation of personality", Questions of psychology, No 1, pp. 121-127.

4. Parkhomenko, E.A. (2014), "Socialization of personality in the conditions of early profession-alization as a resource for increasing its competitiveness", in the book: Social and humanitarian problems of our time, Publishing House Science and Innovation Center, Ltd, Saint-Louis, pp. 134-155.

5. Parkhomenko, E.A. (2013), "Features of self-regulation of the behavior of young athletes in adolescence", Physical culture, sport - science and practice, No. 1, pp. 43-46.

6. Parkhomenko, E.A. (2013), "Formation of stylistic characteristics of self-regulation of individual behavior in the context of sports activities", Physical culture, sport - science and practice, No. 5, pp. 9.

7. Parkhomenko, E.A. (2018), "Motivational orientation as a predictor of the socio-psychological adaptation of the individual in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 335-339.

8. Feldstein, D.I. (2011), "Deep changes in modern childhood and the actualization of psychological and pedagogical problems of education development due to them", Bulletin of Psychology, No 1, pp. 45-54.

9. Baron, R.M. and Kenny, D.A. (1986), "The Moderator-Mediator Variable», Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Consideration", Journal of Personality and Social Psychology, No. 6, pp. 1173-1182.

Контактная информация: parhomenkokpi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.