Научная статья на тему 'СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СИМПТОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берилова Е.И., Босенко Ю.М., Распопова А.С.

Проблема изучения влияния индивидуального стиля деятельности на развитие симптомов эмоционального выгорания у педагогов является значимой и актуальной. Следует подчеркнуть, что существует специфика проявления синдрома эмоционального выгорания для разных видов деятельности человека. Несмотря на большое количество исследований относительно особенностей развития данного синдрома у педагогов, сегодня недостаточно данных о специфике развития эмоционального выгорания у педагогов физической культуры.Целью данного исследованиябыло изучение стиля педагогической деятельности симптомов онизаключение. Наиболее сформированными фазами эмоционального выгорания у педагогов физической культуры являются«Истощение» и «Напряжение». Наиболее предпочитаемым стилем педагогической деятельности у педагогов является рассуждающе-методичный стиль, затем следует - эмоционально-импровизационный стиль, наименьшее количество педагогов привержены к рассуждающе- импровизационному стилю. В корреляционном исследовании было установлено, что все стили педагогической деятельности имеют достоверные взаимосвязи с симптомами эмоционального выгорания. Развитию одних способствуют, а формирование как фактора эмоционального выгорания у педагогов физической культуры.Методы исследования. Особенности эмоционального выгорания устанавливались с помощью методики эмоционального выгорания В.В. Бойко, для выявления стиля педагогической деятельности применялся опросник «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности». В исследовании приняли участие педагоги физической культуры города Краснодара. Объем выборки составил 50 человек. Возраст обследуемых от 22 до 37 лет. Для установления взаимосвязи между компонентами эмоционального выгорания и стилями педагогической деятельности был применен корреляционный анализ по Пирсону.Результаты исследования. Согласно полученным данным, мы можем сделать следующеедругих симптомов - предупреждают.Выводы. К неблагоприятным стилям педагогической деятельности, согласно полученным результатам, относятся рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили. Возможно, это связано с тем, что они достоверно связаны с «тяжелыми» симптомами эмоционального выгорания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальный стиль деятельности педагога имеет тесную взаимосвязь с компонентами синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берилова Е.И., Босенко Ю.М., Распопова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A REGULATOR OF EMOTIONAL BURNOUT IN PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Relevance. The research of the influence of an individual style of activity on the development of symptoms of emotional burnout in teachers is significant and relevant. It should be emphasized that there is a specific manifestation of the emotional burnout syndrome for different types of human activity. Despite a large number of studies of the features of the development of burnout in teachers, there is currently insufficient data on the specifics of the development of emotional burnout in sports coaches and physical education teachers.The purpose of the research is to study the style of pedagogical activity as a regulator of emotional burnout among physical education teachers.Research methods: V.V. Boyko’s emotional burn-out questionnaire «Boyko and the method «Teacher’s analysis of the style of his pedagogical activity». The research involved teachers of physical culture of Krasnodar. The sample amount was 50 people. The age of the subjects was from 22 to 37 years. To study the relationship between the components of emotional burnout and the styles of pedagogical activity, a Pearson correlation analysis was used. The most formed phases of emotional burn- out among physical education teachers are «Exhaustion» and «Tension». The most preferred style of pedagogical activity among teachers is the reasoning-methodical style, followed by the emotional-improvisational style, the least number of teachers are committed to the reasoning-improvisational style. In a correlation study, it was found that all styles of pedagogical activity have reliable relationships with the symptoms of emotional burnout. They contribute to the development of some symptoms, and prevent the formation of other symptoms.Conclusions. The unfavorable styles of pedagogical activity, according to the results obtained, include reasoning-improvisational and reasoning-methodical styles. Perhaps this is due to the fact that they are reliably associated with “severe” symptoms of emotional burnout. Thus, it can be concluded that the individual style of the teacher’s activity has a close relationship with the components of the emotional burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

РО! 10.53742/1999-б799/3_2021_4б

УДК 796.01:159.9

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.И. Берилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

Ю.М. Босенко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

А.С. Распопова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161;

е-mail: berilovanew@mail.ru

Аннотация.

Аннотация. Проблема изучения влияния индивидуального стиля деятельности на развитие симптомов эмоционального выгорания у педагогов является значимой и актуальной. Следует подчеркнуть, что существует специфика проявления синдрома эмоционального выгорания для разных видов деятельности человека. Несмотря на большое количество исследований относительно особенностей развития данного синдрома у педагогов, сегодня недостаточно данных о специфике развития эмоционального выгорания у педагогов физической культуры.

Целью данного исследования было изучение стиля педагогической деятельности как фактора эмоционального выгорания у педагогов физической культуры.

Методы исследования. Особенности эмоционального выгорания устанавливались с помощью методики эмоционального выгорания В.В. Бойко, для выявления стиля педагогической деятельности применялся опросник «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности». В исследовании приняли участие педагоги физической культуры города Краснодара. Объем выборки составил 50 человек. Возраст обследуемых от 22 до 37 лет. Для установления взаимосвязи между компонентами эмоционального выгорания и стилями педагогической деятельности был применен корреляционный анализ по Пирсону.

Результаты исследования. Согласно полученным данным, мы можем сделать следующее

заключение. Наиболее сформированными фазами эмоционального выгорания у педагогов физической культуры являются «Истощение» и «Напряжение». Наиболее предпочитаемым стилем педагогической деятельности у педагогов является рассуждающе-методичный стиль, затем следует - эмоционально-импровизационный стиль, наименьшее количество педагогов привержены к рассуждающе-импровизационному стилю. В корреляционном исследовании было установлено, что все стили педагогической деятельности имеют достоверные взаимосвязи с симптомами эмоционального выгорания. Развитию одних симптомов они способствуют, а формирование других симптомов - предупреждают.

Выводы. К неблагоприятным стилям педагогической деятельности, согласно полученным результатам, относятся рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили. Возможно, это связано с тем, что они достоверно связаны с «тяжелыми» симптомами эмоционального выгорания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальный стиль деятельности педагога имеет тесную взаимосвязь с компонентами синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, стиль педагогической деятельности, стресс, личностные особенности, симптом эмоционального выгорания.

Для цитирования: Берилова Е.И., Босенко Ю.М., Распопова А.С. Стиль педагогической деятельности как фактор эмоционального выгорания у педагогов физической культуры // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 3. - С. 46-51.

For citation: Berilova E., Bosenko J., Raspopova A. Style of pedagogical activity as a regulator of emotional burnout in physical education teachers. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 3, pp. 46-51 (in Russian).

Введение. Сегодня большую значимость имеет исследование синдрома выгорания для педагогов, так как с психологической точки зрения профессиональная деятельность педагога сложна и не однозначна [1, с. 45; 6, с. 346]. Для педагогов, которые подвержены данному синдрому характерно снижение или отсутствие профессиональных достижений и успехов, негативное восприятие собственного труда, сложности в коммуникациях, нарушение здоровья [7, с. 421]. Следует обратить внимание на то, что существует специфика выгорания для различных субъектов профессиональной деятельности, в том числе, для педагогов физической культуры. Сегодня в исследованиях спортивных психологов подчеркивается высокая роль личностных особенностей профессионалов как предпосылок к появлению симптомов эмоционального выгорания у спортсменов, спортивных тренеров, судей, педагогов физической культуры [3, с. 75; 4, с. 12]. Актуальным направлением исследований является также изучение влияния индивидуального стиля деятельности, который формируется в процессе труда, на успешность профессиональной деятельности педагога и возможность нивелирования несоответствия между требованиями деятельности и личностными особенностями профессионала [2, с. 68; 5, с. 226 ]. Учет данных относительно влияния на развитие симптомов эмоционального выгорания индивидуального стиля деятельности может способствовать организации оптимальных условий деятельности педагогов и позволит предупредить развитие у них симптомов данного синдрома. Данный аспект, на наш взгляд, достаточно важный, так как оптимальный стиль деятельность может стать личностным потенциалом педагога, способствующим снижению эмоциональных и физических перегрузок, и как, следствие, предупреждать развитие эмоционального выгорания у профессионалов.

Цель исследования - изучить стиль педагогической деятельности как фактор эмоционального выгорания у педагогов физической культуры.

Методы исследования: опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности». В исследовании принимали участие педагоги физической культуры общеобразовательных школ города Краснодара. Всего было обследовано 50 человек. Возраст педагогов от 22 до 37 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко по-

зволяет уточнить отдельные симптомы синдрома, степень сформированности отдельных фаз и уровень сформированности феномена выгорания в целом. Согласно полученным нами данным, наиболее сформированной в выборке является фаза «Напряжение». Для 38% педагогов (19 человек) характерно значение по данной фазе - более 61 балла. Далее по степени выраженности идет фаза «Истощение». Она оказалась сформирована у 25% педагогов (13 человек). Следует отметить тот факт, что у большей части педагогов все фазы эмоционального выгорания находятся на стадии формирования, что может говорить о развитии выгорания. Далее обратимся к средним значениям отдельных показателей эмоционального выгорания у педагогов физической культуры. В результате анализа данных было выявлено, что у педагогов сформировались в фазе «Напряжение» такие признаки выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств (16,2 балла), тревога и депрессия (18,2 балла); Для фазы «Истощение» сформированным симптомом является «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (17,5 баллов). В фазе «Резистенция», также есть симптомы, которые только формируются. Это позволяет говорить о том, что педагоги стремятся к психологическому комфорту, стремятся к снижению давления стресовых обстоятельств, используя имеющиеся у них средства. Доминирующим симптомом фазы является показатель «Расширение сферы экономии эмоций» (15,1 баллов), который определяется направленностью педагогов к сохранению энергии с помощью экономии эмоций при взаимодействии с социальным окружением. Не сформировались только 2 симптома фазы «Напряжение»: «Загнанность в клетку» (7,5 баллов) и «Неудовлетворенность собой» (7,9 баллов), что позволяет сделать вывод о том, что педагоги не испытывают отчаяния и чувства безнадежности; а также два показателя фазы «Истощение»: «Личностная отстраненность» (9,7 баллов) и «Эмоциональная отстраненность» (8,3 балла).

В результате исследования индивидуального стиля педагогической деятельности у педагогов было установлено, что самым предпочитаемым ими индивидуальным стилем деятельности является рассуждающе-методичный стиль. Он характерен для 40% (20 человек) исследованных педагогов. На втором месте по предпочтению находится эмоционально-импровизационный стиль, он характерен для 23% (12 человек) педагогов. Для чуть меньшего количества педагогов физической культуры 21% (11 человек) характерно предпочтение рассуждающе-импровизационного стиля деятельности. Эмоционально-методичный стиль характерен для наименьшего количества педагогов - 16% (7 человек) респондентов. Рассмотрим характеристику данных стилей педагогической деятельности. Для педагога с эмоционально-импровизационным стилем характерны интуитивность, большой набор методов обучения в сочетании с низкой методичностью, учитель редко обращается к закреплению и повторению материала, присутствует недостаточный контроль знаний учеников.

Эмоционально-методичный стиль предпочитают педагоги, в работе которых используются закрепление, повторение, знания обучающихся контролируются. Для них также характерны традиционность, осторожность, преобладание интуитивности над самоанализом. Педагоги с рассуждающе-импровизационным стилем ориентируются не только на процесс, но и на результат обучения. Они менее изобретательны в выборе методов обучения. На уроке учителя больше воздействуют на учеников, чем сами говорят. Педагоги с рассуждающе-методичным стилем ориентируются на результат обучения, консервативны, применяют стандартные методы обучения. Их деятельность методически проработана, сопровождается рефлексией.

Для выявления взаимосвязей между стилями педагогической деятельности и показателями эмоционального выгорания был проведен корреляционный анализ по Пирсону.В корреляционном исследовании были установлены достоверные взаимосвязи между стилями

педагогической деятельности и показателями выгорания у педагогов физической культуры.

Были выявлены прямые достоверные взаимосвязи между эмоционально-методичным стилем и следующими симптомами эмоционального выгорания фазы «Напряжение» (рис. 1): «Неудовлетворенность собой» (г=0,28; p<0,05) и «Расширение сферы экономии эмоций» (г=0,32; p<0,05).

Это может говорить о том, что педагоги физической культуры в рамках напряженной ситуации на рабочем месте могут быть неудовлетворены своими достижениями и качествами, и могут стремиться меньше проявлять эмоции и сочувствие вне работы, в семейном кругу. Обратная достоверная взаимосвязь была также установлена между эмоционально-методичным стилем и симптомом фазы «Истощение», который проявляется в эмоциональной отстраненности (г=0,36; p<0,01). Из этого можно сделать вывод о том, что педагоги не стремятся к эмоциональному отстранению в

Эмоционально-методичный стиль

Примечание:______обратная связь_прямая связь.

Рисунок 1. Корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и эмоционально-методичным стилем

педагогической деятельности у педагогов физической культуры

«Загнанность в клетку»

«Эмоциональная отстраненность»

Примечание:------обратная связь-прямая связь

Рисунок 2. Корреляционные взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания и эмоционально-импровизационным стилем педагогической деятельности у педагогов физической культуры

Рассуждающе-импровизационный стиль

Примечание:______обратная связь_прямая связь

Рисунок 3. Корреляционные взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания и рассуждающе-импровизационным стилем педагогической деятельности у педагогов физической культуры

«Эмоциональная «Личностная

отстраненность» отстраненность»

«Психосоматические и психовегетативные нарушения»

«Неудовлетворенность собой»

Примечание:______обратная связь _прямая связь

Рисунок 4. Корреляционные взаимосвязи между компонентами эмоционального выгорания и рассуждающе-методичным стилем

педагогической деятельности у педагогов физической культуры

ситуациях профессиональной деятельности. Согласно полученным данным, мы можем сделать вывод том, что эмоционально-методичный стиль деятельности может способствовать развитию нескольких симптомов фаз «Напряжение» и «Резистенция» и маловероятным развитие симптомов фазы «Истощение» эмоционального выгорания.

В результате анализа взаимосвязей эмоционально-импровизационного стиля с показателями эмоционального выгорания были выявлены прямые и обратные взаимосвязи (рис. 2).

Положительные взаимосвязи были установлены со следующими симптомами фаз «Напряжение» и «Ре-зистенция»: «Расширение сферы экономии эмоций» (г=0,29; р<0,05), «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (г=0,32; р<0,05), «Редукция профессиональных обязанностей» (г=0,34; р<0,05) Отрицательные достоверные взаимосвязи были выявлены со следующими компонентами фаз «Напряжение» и «Истощение»: «Загнанность в клетку» (г=0,38; р<0,01) и «Эмоциональная отстраненность» (г=0,28; р<0,05). Согласно полученным данным, мы можем сделать вывод о том, что для педагогов, у которых доминирует эмоционально-импровизационный стиль деятельности характерна склонность к формированию отдельных симптомов фаз

эмоционального выгорания таких как «Напряжение» и «Резистенция». Они осознают влияние психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, что приводит к появлению у них раздражения, отчаяния и негодования. Также следует отметить, что педагоги стремятся сократить свои профессиональные обязанности и стараются сдерживать свои эмоции в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью. У педагогов отсутствует чувство безысходности, они активны, стремятся найти выход из сложившейся ситуации и все равно эмоционально откликаются на ситации и события, происходящие на рабочем месте.

В результате анализа достверных взаимосвязей между рассуждающе-импровизационным стилем и компонентами эмоционального выгорания можно сделать следующее заключение (рис 3).

Положительные взаимосвязи были выявлены с данным стилем педагогической деятельности и следующими симптомами фаз «Резистенция» и «Истощение»: «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,32; р<0,05). и «Неадекватное избирательное реагирование» (г=0,29; р<0,05). Обратная взаимосвязь установлена была с симптомом фазы «Напряжение» -«Загнанность в клетку» (г=0,32; р<0,05). Таким образом, можно говорить о том, что педагоги физической куль-

туры с рассуждающе-импровизационным стилем деятельности в ответ на возрастающее эмоциональное напряжение начинают избирательно проявлять эмоции. Педагоги проявляют эмоции, когда хотят, по настроению, по принципу, «если посчитаю нужным, то откликнусь на просьбы и эмоции другого человека, если нет - то проявлю черствость или равнодушие». Партнер по общению воспринимает это как проявление эмоциональной черствости, безразличия, неуважение к его личности. При этом данные ситуации профессионального общения могут вызывать у педагогов симптомы психосоматических заболеваний. Следует отметить, что при этом ситуации эмоционального напряжения не видятся ими как безысходные.

В результате анализа достверных взаимосвязей между рассуждающе-методичным стилем с компонентами эмоционального выгорания, можно сделать следующие выводы (рисунок 4).

Прямые достоверные взаимосвязи были установлены со следующими симптомами фазы «Истощение»: психосоматические и вегетативные нарушения (г=0,28; р<0,05), эмоциональная отстраненность (г=0,32; р<0,05), личностная отстраненность (г=0,34; р<0,05). Обратная взаимосвязь была выявлена между стилем деятельности и симптомом фазы «Напряжение» - неудовлетворенность собой (г=0,32; р<0,05). Согласно полученным нами данным, можно говорить о том, что у педагогов физической культуры с рассуждающе-методичным стилем больше вероятность появления симптомов фазы эмоционального выгорания «Истощение». Это может наихудшим образом сказаться на их психологическом благополучии и физическом состоянии. Также как и педагоги с рассуждающе-импровизационным стилем педагогической деятельности данная группа респондентов склонна сложности профессиональной деятельности переживать вне рабочего места, что может вызывать нарушения со стороны здоровья. Также необходимо указать на то, эмоционально напряженные ситуации не способствуют снижению самооценки и не способствуют формированию чувства неудовлетворенности собой.

Выводы. Результаты нашего исследования, позволили нам сделать заключение о том, что стили педагогической деятельности неоднозначно связаны с компонентами эмоционального выгорания. В наибольшей мере с симптомами эмоционального выгорания взаимосвязаны рассуждающие и методичные стили педагогической деятельности. Они характеризуются направленностью на профессиональную деятельность и достоверно взаимосвязаны с фазой эмоционального

выгорания «Истощение». Для нее характерно снижение общего энергетического тонуса человека и ослабление нервной системы. При этом проявление рациональности помогает педагогам положительно относиться к себе. Для педагогов с импровизационным стилем педагогической деятельности характерно быстрое ориентирование в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, принятие нестандарных решений. У педагогов с преобладанием эмоционального стиля педагогической деятельности трудовая деятельность связана с большими эмоциональными затратами и способствует появлению эмоционального истощения. Для них основным средством защиты от профессиональных деформаций является экономия эмоций, но при этом у них не формируется эмоциональная отстраненность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Водопьянова Н.В. Роль педагогического стиля в развитии профессионального выгорания учителей / Н.В. Водопьянова, А.Н. Густелева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskogo-stilya-v-razvitii-professionalnogo-vygoraniya-uchiteley.

2. Городилова С. А. Взаимосвязь профессионального выгорания и стиля деятельности педагогов / С.А. Го-родилова // Педагогика. Общество. Право. - 2016. - № 1(17). - С. 67-74.

3. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований /Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.

4. Полякова Т.А. Синдром профессионального выгорания в деятельности тренера / Т.А. Полякова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 9-12.

5. Силакова С.А. К вопросу о профилактике эмоционального выгорания спортивных тренеров / С.А. Силакова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - 2016. - С. 226-227.

6. Смольянинов М.В. Основные теоретические подходы к определению синдрома эмоционального выгорания / М.В. Смольянинов, М.В. Судакова // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - № 4-5(50). - С. 344-347.

7. Maslach C. Job burnout / C. Maslach, W.B. Schaufeli, M.P. Leiter // Annual review of Psychology. - 2001. - № 52. -pp. 397-422.

STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A REGULATOR OF EMOTIONAL BURNOUT IN PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

E. Berilova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology, J. Bosenko, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology, A. Raspopova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, Russia, 350015, e-mail: berilovanew@mail.ru.

Annotation.

Relevance. The research of the influence of an individual style of activity on the development of symptoms of emotional burnout in teachers is significant and relevant. It should be emphasized that there is a specific manifestation of the emotional burnout syndrome for different types of human activity. Despite a large number of studies of the features of the development of burnout in teachers, there is currently insufficient data on the specifics of the development of emotional burnout in sports coaches and physical education teachers.

The purpose of the research is to study the style of pedagogical activity as a regulator of emotional burnout among physical education teachers.

Research methods: V.V. Boyko's emotional burnout questionnaire «Boyko and the method «Teacher's analysis of the style of his pedagogical activity». The research involved teachers of physical culture of Krasnodar. The sample amount was 50 people. The age of the subjects was from 22 to 37 years. To study the relationship between the components of emotional burnout and the styles of pedagogical activity, a Pearson correlation analysis was used. The most formed phases of emotional burnout among physical education teachers are «Exhaustion» and «Tension». The most preferred style of pedagogical activity among teachers is the reasoning-methodical style, followed by the emotional-improvisational style, the least number of teachers are committed to the reasoning-im-provisational style. In a correlation study, it was found that all styles of pedagogical activity have reliable relationships with the symptoms of emotional burnout. They contribute to the development of some symptoms, and prevent the formation of other symptoms.

Conclusions. The unfavorable styles of pedagogical activity, according to the results obtained, include reason-ing-improvisational and reasoning-methodical styles. Perhaps this is due to the fact that they are reliably associated with "severe" symptoms of emotional burnout. Thus, it can be concluded that the individual style of the teacher's activity has a close relationship with the components of the emotional burnout syndrome.

Keywords: teachers, burnout, style of pedagogical activity, stress, personal characteristics.

References:

1. Vodopyanova N.V., Gusteleva A.N. The role of pedagogical style in the development of professional burnout of teachers. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2013, no. 3. Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/nXrol-peda-gogicheskogo-stilya-v-razvitii-professionalnogo-vygo-raniya-uchiteley. (in Russian)

2. Gorodilova S.A. The Relationship of Professional Burnout and The Style of Activity of Teachers. Vzaimosvyaz' professional'nogo vygoraniya i stilya deyatel'nosti peda-gogovlova. [Pedagogy. Society. The Right], 2016, no. 1(17), pp. 67-74. (in Russian)

3. Gorskaya G.B. Organizational Stress in Sports: Sources, Specifics of Manifestations, Directions of Research. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2012, no. 4. pp. 74-76. (in Russian)

4. Polyakova, T. A. The syndrome of professional burnout in the activity of a coach. Teoriya i praktika fízicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 5, pp. 9-12. (in Russian)

5. Silakova S.A. On the issue of prevention of emotional burnout of sports coaches. Tendencii i zakonomernosti razvitiya sovremennogo rossijskogo obshchestva: eko-nomika, politika, social'no-kul'turnaya i pravovaya sfery. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: v 2-h chastyah [Trends and Patterns of Development of Modern Russian Society: Economy, Politics, Socio-Cultural and Legal Spheres. Materials of The All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation: In 2 parts], 2016, pp. 226-227. (in Russian)

6. Smolyaninov M.V., Sudakova M.V. Basic theoretical approaches to the definition of emotional burnout syndrome. Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association], 2019, no. 4-5(50), pp. 344-347. (in Russian)

7. Maslakh, S., Shaufeli V.B., Leiter M.P. Burnout at work. Annual review of Psychology, 2001, no. 52, pp. 397-422.

Поступила / Received 19.07.2021

Принята в печать / Accepted 24.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.