Научная статья на тему 'СТИХИЯ ОГНЯ В ЛИРИКЕ В.А. СОЛОУХИНА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СТИХИЯ ОГНЯ В ЛИРИКЕ В.А. СОЛОУХИНА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХИЯ ОГНЯ / ОГОНЬ / В.А. СОЛОУХИН / ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / THE ELEMENT OF FIRE / FIRE / V.A. SOLOUKHIN / LEXICAL REPRESENTATIVES / LEXICAL AND SEMANTIC GROUPS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кушнир К.И.

Проблемы лингвокультурологии являются актуальными для современной филологической науки. Языковая картина мира каждого автора отличается своими специфическими чертами, в связи с чем представляет интерес для лингвиста. В данной статье рассматривается стихия огня в восприятии В.А. Солоухина. Автором отмечается, что стихия огня представляет собой достаточно сложную структуру, где в равной степени взаимодействуют положительное и отрицательное значения, которые репрезентируются различными лексемами, входящими в лексико-семантическое поле огонь : огонь ( огонек ), костер , печь ( печка ), пламя , пепел , очаг , уголек , свеча , факел , жар , зола , горенье , пожар , огневинка , пыланье , искра. В ходе работы были выделены следующие лексико-семантические группы: огонь как стихия; огонь - символ человеческого бытия; огонь - символ возрождения; огонь - метонимическое замещение человеческого жилища, как следствие, огонь - это символ очеловечивания пространства; огонь - источник света; результат действия огня; огонь живой. В большинстве лирических текстов В.А. Солоухина огонь обладает положительной семантикой; исключения составляют те произведения, где лексема огонь реализует значения оружия или жертвенного пламени. В своей лирике В.А. Солоухин придерживается традиционных воззрений на стихию огня, хотя некоторые представления подвергаются переосмыслению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELEMENT OF FIRE IN V.A. SOLOUKHIN’S VERSE: LINGUO-CULTURAL ASPECT

The problems of linguistic and cultural studies are relevant for modern philological science. The language culture of the world is specific for each author and for this reason can be interesting for linguists. The given article concerns the element of fire in V.A. Soloukhin’s perception. The author notes that the element of fire is quite a complex structure with equal interaction of positive and negative meanings which are represented by different lexemes of the semantic field fire : fire ( little fire ), bonfire , a stove , flame , ash, a fireplace, a piece of coal, a candle, a flambeau, heat, cinder, burning, on fire, a drop of fire, heating, a spark. In the process of work there were formed the following semantic groups: fire as an element; fire as a symbol of human life; fire as a symbol of revival; fire as a sign of human lodging and a symbol of humanization of the area (as a consequence); fire as a source of light; the result of the action of the fire; live fire. In V.A. Soloukhin’s verse fire has mostly positive semantic, excepting the texts this lexeme means a kind of weapon or the flame of sacrifice. In general V.A. Soloukhin’s verse represent traditional views on the element of fire though some of them undergo some transformation.

Текст научной работы на тему «СТИХИЯ ОГНЯ В ЛИРИКЕ В.А. СОЛОУХИНА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 81.42

Воронежский государственный Voronezh State Technical University

технический университет The chair of Russian language and

ассистент кафедры русского языка cross-cultural communication

и межкультурной коммуникации assistant lecturer

Кушнир К.И. Kushnir K.I.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(950)778-42-24 Russia, Voronezh, tel. +7(950)778-42-24

e-mail: ksyu.kushnir.93@mail.ru e-mail: ksyu.kushnir.93@mail.ru

К.И. Кушнир

СТИХИЯ ОГНЯ В ЛИРИКЕ В.А. СОЛОУХИНА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Проблемы лингвокультурологии являются актуальными для современной филологической науки. Языковая картина мира каждого автора отличается своими специфическими чертами, в связи с чем представляет интерес для лингвиста. В данной статье рассматривается стихия огня в восприятии В.А. Солоухина. Автором отмечается, что стихия огня представляет собой достаточно сложную структуру, где в равной степени взаимодействуют положительное и отрицательное значения, которые репрезентируются различными лексемами, входящими в лексико-семантическое поле огонь: огонь (огонек), костер, печь (печка), пламя, пепел, очаг, уголек, свеча, факел, жар, зола, горенье, пожар, огневинка, пыланье, искра. В ходе работы были выделены следующие лексико-семантические группы: огонь как стихия; огонь - символ человеческого бытия; огонь - символ возрождения; огонь - метонимическое замещение человеческого жилища, как следствие, огонь - это символ очеловечивания пространства; огонь - источник света; результат действия огня; огонь живой. В большинстве лирических текстов В.А. Солоухина огонь обладает положительной семантикой; исключения составляют те произведения, где лексема огонь реализует значения оружия или жертвенного пламени. В своей лирике В.А. Солоухин придерживается традиционных воззрений на стихию огня, хотя некоторые представления подвергаются переосмыслению.

Ключевые слова: стихия огня, огонь, В.А. Солоухин, лексические репрезентанты, лексико-семантические группы.

K.I. Kushnir

THE ELEMENT OF FIRE IN V.A. SOLOUKHIN'S VERSE: LINGUO-CULTURAL ASPECT

The problems of linguistic and cultural studies are relevant for modern philological science. The language culture of the world is specific for each author and for this reason can be interesting for linguists. The given article concerns the element of fire in V.A. Soloukhin's perception. The author notes that the element of fire is quite a complex structure with equal interaction of positive and negative meanings which are represented by different lexemes of the semantic field fire: fire (little fire), bonfire, a stove, flame, ash, a fireplace, a piece of coal, a candle, a flambeau, heat, cinder, burning, on fire, a drop offire, heating, a spark. In the process of work there were formed the following semantic groups: fire as an element; fire as a symbol of human life; fire as a symbol of revival; fire as a sign of human lodging and a symbol of humanization of the area (as a consequence); fire as a source of light; the result of the action of the fire; live fire. In V.A. Soloukhin's verse fire has mostly positive semantic, excepting the texts this lexeme means a kind of weapon or the flame of sacrifice. In general V.A. Soloukhin's verse represent traditional views on the element of fire though some of them undergo some transformation.

Key words: the element of fire, fire, V.A. Soloukhin, lexical representatives, lexical and semantic groups.

Как показывает история, на протяжении своего развития человечество двояко относи-

© Кушнир К.И., 2020

лось к стихии огня: благоговейно и боязливо, признавая ее доминирующее начало, но вместе с тем стремилось подчинить ее себе. Приручение огня было настоящей революцией: он нес тепло и свет, кормил, согревал и защищал. Однако верно и то, что до настоящего момента огонь несет опасность, становясь причиной катастроф.

Стихия огня - важный объект культурного осмысления и языкового исследования, обладающий множеством мифологических и сакральных смыслов, включаемый в обряды и таинства. Все вышеперечисленные аспекты находят отражение в языковых картинах мира разных народов.

В творчестве В.А. Солоухина стихия огня представляет собой достаточно сложную структуру, где в равной степени взаимодействуют положительное и отрицательное значения исследуемого явления.

Стихия огня репрезентируется в лирике В.А. Солоухина следующими лексемами: огонь (25 раз, в том числе огонек - 5 раз), костер (14 раз), печь (11 раз, в том числе печка - 5 раз), пламя (7 раз), пепел (7 раз), очаг (6 раз), уголек (5 раз), свеча (4 раза), факел (3 раза), жар (3 раза), зола (3 раза), горенье (2 раза), пожар (2 раза), огневинка (1 раз), пыланье (1 раз), искра (1 раз). Огонь выступает ключевой лексемой в творческой лаборатории В.А. Солоухина, является смысловым стержнем устойчивых оборотов, им используемых, а ее репрезентанты помогают наиболее полно раскрыть значение огня в жизни автора.

В лирике В.А. Солоухина стихия огня представлена следующими лексико-семантическими группами.

1. Огонь как стихия.

Традиционным считается мнение о том, что стихия представляет собой разрушительную силу, неподвластную человеку [1]. Однако при определении стихии огня как природного явления в творчестве В.А. Солоухина важно отметить, что она соотносится с цельностью окружающего мира, не стремится навредить хрупкому природному балансу. В лирике исследуемого автора огонь предстает в реалистичной форме:

Все умирает в мире. Все на земле сгорает.

Все превращается в пепел. Бессмертен только огонь [2].

Автор прямо заявляет, что в мире все тленно, недолговечно, подвергается переосмыслению и забвению. Все, кроме огня, он - бессмертен. Таким образом, стихия огонь включена в оппозицию жизнь - смерть.

2. Огонь - символ человеческого бытия.

Чтобы людям тесней

Вкруг огня в непогожую ночь разместиться [2].

В.А. Солоухин напоминает о том, что огонь способен собирать вокруг себя людей, даря им тепло и неся свет. Акцентируется одна из важнейших задач огня - находиться в центре людского внимания. В то же время, огонь - это причина сплочения общества [3], прослеживается человеческое стремление разместиться вокруг огненной стихии «тесней».

Куда ни вел бы путь неблизкий,

К какому б дальнему огню [2];

Огонь, без которого немыслимо человеческое жилище, - это символ жизни, человек подчинил себе стихию огня. Из приведенных выше примеров следует, что автор наделяет огонь положительными качествами. Огонь, способный по своей природе уничтожать все на пути, наоборот, защищает его и обогревает[4].

3. Огонь - символ возрождения.

Дева встает из пепла,

На помощь она идет [2];

Лети из клетки как можно выше, 98

Воскресни, птица, родись из пепла! [2].

Огонь олицетворяет возрождение, воскресение, обновление. Автор говорит о возможности возрождения из пепла, а не только из еще теплющегося уголька. Это созвучно мифу о птице Феникс, возрождающейся из пепла.По свидетельству Ван Мэнмэн, Феникс встречается в советской литературе крайне редко, маркируя события особой важности, выступает символом перерождения и обновления [4]. Отсылка к мифическому языческому персонажу обусловлена тематикой произведения: стихотворение посвящено Жанне д'Арк, сожженной как «ведьма» на костре, что тоже является языческим действом, в котором участвует стихия огня, используемая для очищения жертвы. В лирике В.А. Солоухина упоминается огнеперая птица, которая тоже используется в тексте в связи со стихией огня:

Добрый, теплый огонь. Он в гнезде из камней Прожил тысячи лет — огнеперая птица [2].

«Огнеперая птица» — весьма красноречивая отсылка для читателя, знакомого с русским фольклором, к образу Жар-птицы [4]. У Феникса и Жар-Птицы можно найти много одинаковых черт: они имеют схожую легенду о возрождении, обладают сходными культурными и символическими значениями - ассоциируются со счастьем, указывают на редкость и ценность.

4. Огонь - метонимическое замещение человеческого жилища, как следствие, огонь -это символ очеловечивания пространства.

Данное значение прослеживается в следующих контекстах:

Меж тем и жизнь внушает строго: Нужны труба, ограда, печь, И что без этого не могут Огонь - гореть, а воды - течь [2];

Добрый, теплый огонь.

Он в гнезде из камней

Прожил тысячи лет — огнеперая птица [2].

Для «огнеперой птицы», выступающей метафорическим обозначением огня, домом является «гнездо из камней».

Но не только огонь и не камни - очаг. Есть на свете семья, и в теченье столетий Тосковал мореходец о добрых очах, Об объятьях жены и о маленьких детях [2].

Семья всегда считалась самым священным союзом. У древнейших племен семья, живущая под единым кровом, поклонялась своему божеству - светлому пламени, живущему в домашнем очаге, ради поддержания которого совершали жертвоприношения. Пылающий очаг, который собирает вокруг себя всю семью, - это особое место для каждого славянина, огонь очага охраняет жилье от диких животных, защищает брачные и родственные связи.

5. Огонь - источник света.

При описании стихии огня невозможно обойтись без значений, характеризующих ее внешний облик, отражающих зрительное и чувственное восприятие, к таким, например, относится «свет», то есть раскаленные светящиеся газы, находящиеся вокруг предмета, охваченного огнем[5].

Как от огня в чащобе мглистой Светло на сто шагов вокруг [2];

Возжигались трепетные свечи, Разливался полусвет янтарный [2].

У В.А. Солоухина наблюдается синтез тьмы и света, издаваемого огнем. И этот синтез будет существовать до тех пор, пока живет исследуемая стихия. В своих стихотворениях В.А. Солоухин учитывает специфику природных характеристик, бесспорную красоту, очевидную «нематериальность» света, его всепроницаемость и жизненную силу, то есть огненная стихия — это многогранный символ жизни, абсолютной чистоты и красоты. Это значение намеренно используется автором с целью показать противоборство тьмы и огня, где тьма заполняет все пространство, а огонь - небольшая, но сильная стихия, способная вступить в противоборство. В.А. Солоухин часто использует световое значение стихии огня для передачи нематериальной красоты трансцендентной, где «трепетные свечи» разливают «полусвет янтарный». Огненно-световая сфера природы представлена в поэзии В.А. Солоухина конкретными огненно-световыми проявлениями: огонь (Где огонь в непогожие ночи не чах, / Чтоб согрелась семья и поджарилась пища [2]), огонек (И тьма его, как прежде, не объяла, / Мой незаметный, робкий огонек [2]), костер (На потухающий костер / Пушистый белый пепел лег [2]), уголек (Не занялась моя трава, / Угас последний уголек... [2]), свеча (Возжигались трепетные свечи, / Разливался полусвет янтарный [2]), искра (Что перепутывались звезды/ С живыми искрами костра [2]/ Лексемы, имеющие значение «свет», отражают противоборство тьмы и огня. Кроме того, диминутивные лексемы способствуют созданию эмоционального фона, демонстрируют теплое и душевное отношение автора к родным местам.

6. Огонь - источник тепла.

Горение всегда сопровождается нагреванием. Большой интерес вызывает аксиологическая характеристика огненной стихии: человек дает огню определенную оценку, выраженную вербально, в зависимости от интенсивности температурного воздействия. Традиционно очень высокая температура воспринимается как опасная для человека, следовательно, отрицательно оценивается; средняя температура оценивается позитивно, поскольку комфортна для жизни и быта человека; низкая температура оценивается отрицательно как неприемлемая для человеческого благополучия и приносящая дискомфорт.

Вернее, все, что нам было нужно, -И ласкали ее наждаком, и калили в огне... [2];

Хоть уголек горячий и живой, Ты подними его над головой, Чтобы ее, как факел, раздувало [2].

В своих лирических произведениях В.А. Солоухин переосмысливает традиционные представления: высокая температура, возникающая при горении, трактуется как положительная, поскольку способна приносить человеку пользу, отсюда употребление диминутивного суффикса.

7.Результат действия огня.

Результат действия огненной стихии - это пепел, зола, дым, уголь. Названные единицы имеют значение, совмещающее смыслы «результат горения» и «признак горения». Пепел, зола, дым, уголь - это то, что остается от предметов, претерпевших действие огня, это лексемы, являющиеся знаками пространства, где раньше был огонь:

Он чуть живой в золе лежал, Где было холодно давно [2];

Вечером под золою Нашли в углях палачи Сердце ее как живое,

Только что не стучит [2].

В верованиях различных народов огонь обладал очищающей и целительной силой, в связи с чем целебными свойствами наделялись и продукты горения - зола и пепел. Это прослеживается в различных обрядах и ритуалах. Например, по верованиям славян, больному дают выпить воды или вина, смешанных с золой из печи или из церковного кадила, для исцеления от лихорадки и других болезней [7]. В лирике В.А. Солоухина встречаются следующий пример:

На потухающий костер Пушистый белый пепел лег, Но ветер этот пепел стер, Раздув последний уголек [2].

Пепел, как известно, является результатом действия огненной стихии: пепел — это «летучая рассыпчатая обугленная масса, остающаяся от чего-то сгоревшего, сожженного» [6]. Так, появление в определенном месте пепла говорит о том, что здесь бушевала стихия огня.

Затухание огня для В.А. Солоухина - это отрицательное явление, в связи с чем, как только костер начитает угасать, а пепел, в свою очередь, появляться, стихия воздуха в виде ветра выступает помощником, который способен продлить жизнь «последнего уголька», а вместе с ним - стихии огня. Свое трепетное отношение к стихии автор передает с помощью диминутивного суффикса -ек.

8. Огонь живой.

В художественном пространстве В.А. Солоухина огонь живет и функционирует в тесной связи со стихией воздуха, что объясняется их природой, поскольку огонь не может поддерживать горение без доступа к кислороду.

Хоть уголек горячий и живой, Ты подними его над головой, Чтобы ее, как факел, раздувало [2];

Еще в печах к сухим поленьям Не поднесен огонь живой, Чтоб трубы дружно задымились, Чтобы дымы тянулись ввысь [2].

В лирике В.А. Солоухина огонь выступает олицетворением жизни. Из огня рождается новая жизнь, с помощью тепла и света, дарованных им, она функционирует и развивается.

Однако помимо положительных коннотаций, огонь в лирике В.А. Солоухина имеет отрицательные: огонь способен представлять собой опасность, вселять страх, приносить окружающим неприятности, боль, вред.

Меч, ятаган, кинжал и пистолет, Пожар и мор, дымящиеся лужи [2];

Не только пожары и муки, Не только фугасы и кровь [2].

В приведенных отрывках огонь представляется как некое орудие, грозящее опасными и даже смертельными, последствиями. Огонь - это мера насилия, применяемая с беспощадной жестокостью с целью уничтожения. Этот образ создается при использовании лексемы «пожар», который призван уничтожать все, что стоит на его пути и имеет свойство воспламеняться и гореть [6]. В лирике В.А. Солоухина с этой лексемой соседствуют оружие: меч, ятаган, кинжал, пистолет; физическая боль, выраженная мором, муками, кровью. А рядом с лексемой «костер» автор намеренно употребляет для более реалистичного описания человеческих страданий лексему война.

Как видим, в большинстве исследованных текстов В.А. Солоухина огонь обладает положительной семантикой, исключения составляют те произведения, где огонь связан со значением оружия или жертвенного пламени. Здесь отмечается враждебность не природной стихии, а человека, который причиняет вред с помощью смертоносного оружия -огня. В своей лирике В.А. Солоухин придерживается традиционных воззрений на стихию огня, хотя некоторые представления подвергаются переосмыслению, например, по В.А. Солоухину, огонь не способен осознанно и самостоятельно причинить вред и боль человеку, люди несут ответственность за использование огня как средства уничтожения. Стихию огня автор представляет как непостоянную (огонь может угаснуть), в связи с чем ее необходимо защищать и оберегать от воздействия других стихий.

Библиографический список

1. Большой академический словарь русского языка: в 30 т. / Под ред. К.С. Горбачевича. СПб.: Наука, 2004.

2. Солоухин В.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990. 384 c.

3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. СПб., 2005. 3312 с.

4. Ван Мэнмэн. Образ мифической птицы в китайской и русской картинах мира (на примере Феникса) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 378-380.

5. Кушнир К.И. Лексема очаг как один из репрезентантов стихии огня в стихотворении В.А. Солоухина «Очаг» // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (286). С. 134-137.

6. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. Яз., 1981-1984. Т. 2. 1983.

7. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Москва, 1865.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М., 2017. 960 с.

References

1. Great academic dictionary of Russian language: in 30 vol. / Ed. by K.S. Gorbachevich. St.-Petersburg, 2004.

2. Soloukhin V.A. Poems. Moscow, 1990. 384 p.

3. Efremova T.F. Modern explanatory dictionary of Russian language: in 3 vol. St.-Petersburg, 2005. 3312 p.

4. Van Manman. The image of mythological bird in Chinese and Russian pictures o the world (on the example of Phoenix) // The world of science, culture, education. 2020. Vol. 2 (81). P. 378380.

5. Kushnir K.I. The lexeme fireplace as one of the representatives of the element of fire in V.A. Soloukhin's poem "The fireplace" // The proceedings of Voronezh State Pedagogical University. 2020. Vol. 1 (286). P. 134-137.

6. The dictionary of Russian language // Ed. by A.P. Evgenieva. In 4 vol. Moscow, 19811984.

7. Afanasiev A.N. Poetic views of the Slavs on nature: in 3 vol. Moscow, 1865.

8. Ushakov D.N. Great explanatory dictionary of Russian language: modern version. Moscow, 2017. 960 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.