Научная статья на тему 'Стихии в средневековье и современные понятия естествознания'

Стихии в средневековье и современные понятия естествознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
788
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ХОК» («ЗЕМЛЯ») / «ОБ» («ВОДА») / «БОД» («ВОЗДУХ») / «ОТАШ» («ОГОНЬ») / «ТАРИ» («ВЛАЖНОСТЬ») / «ХУШК» («СУХОСТЬ») / «ГАРМ» («ТЕПЛО») / «ХУНУК» («ХОЛОД») / «САБУКИ» («ЛЕГКОСТЬ») / ЭНЕРГИЯ / "HAWK" ("EARTH") / "AB" ("WATER") / "BAUD" ("AIR") / "OTASH" ("FIRE") / "TARI" ("HUMIDITY") / "HUSHK" ("DRY") / "GARM" ("HEAT") / "HUNUK" ("COLD") / "SABU-KI" ("EASY" / "LIGHTNESS") / THE ENERGY LEVELS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайнудинов Сафар

Рассмотрены свойства стихии «хок» («земля»), «об» («вода»), «бод» («воздух») и «оташ» («огонь»), описанные в произведениях таджикских мыслителей Средневековья, и их связь с современными представлениями в естествознание. Выявлено, что существуют одинаковые формальные подходы к выявлению свойств стихии и современных явлений. Показано, что свойства стихии «тари» («влажность»), «хушк» («сухость»), «гарм» («тепло») и «хунук» («холод») сходны по действиям на энергию и являются формообразующими, разрушающими и удерживающими. Утверждается, что свойства стихии в своем составе подразумевают существование не только понятий, но и описывают такие процессы современности, как излучение, переходы энергетические, передачи энергии, взаимодействия упругие, существование других промежуточных состояний. Проведено сопоставление свойств стихии с энергетическими состояниями электрона, в том числе с колебательными и вращательными уровнями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements in the middle ages and the modern concept of science

Consider the properties of the element of "Hawk" ("earth"), "ab" ("water"), "baud" ("air") and "otash" ("fire"), described in works of Tajik thinkers of the Middle Ages and their relationship to modern concepts in science. Revealed that there were similar formal approaches to identify the properties of elements and contemporary phenomena. It is shown that the properties of the element of "tarii" ("humidity"), "hushk" ("dry"), "Garm" ("Heat") and "hunuk" ("cold") is highly similar in action on energy, strength, and are form-building, destroying and restraint. Argued that the properties of the elements in its composition implies the existence not only concepts, but also describe the processes of modernity such as radiation, energy transitions, energy transfer, the interaction of elastic, the existence of other intermediate states. A comparison of the properties of elements with electron energy states, including the vibrational and rotational levels is done.

Текст научной работы на тему «Стихии в средневековье и современные понятия естествознания»

МОЕ ПРОЧТЕНИЕ

С. Зайнудинов

Стихии в Cредневековье и современные понятия естествознания

Рассмотрены свойства стихии «хок» («земля»), «об» («вода»), «бод» («воздух») и «оташ» («огонь»), описанные в произведениях таджикских мыслителей Средневековья, и их связь с современными представлениями в естествознание. Выявлено, что существуют одинаковые формальные подходы к выявлению свойств стихии и современных явлений. Показано, что свойства стихии «тари» («влажность»), «хушк» («сухость»), «гарм» («тепло») и «хунук» («холод») сходны по действиям на энергию и являются формообразующими, разрушающими и удерживающими. Утверждается, что свойства стихии в своем составе подразумевают существование не только понятий, но и описывают такие процессы современности, как излучение, переходы энергетические, передачи энергии, взаимодействия упругие, существование других промежуточных состояний. Проведено сопоставление свойств стихии с энергетическими состояниями электрона, в том числе с колебательными и вращательными уровнями.

Ключевые слова: «хок» («земля»), «об» («вода»), «бод» («воздух»), «оташ» («огонь»), «тари» («влажность»), «хушк» («сухость»), «гарм» («тепло»), «хунук» («холод»), «сабуки» («легкость»), энергия

Известно, что по религиозным представлениям мир и человек созданы Богом из четырех стихий: земля, вода, воздух, огонь, которые сами тоже произведены из Божьего Света с помощью Божьего Слова. Такое представление о миросозидании поддерживалось и древними учеными [1]. Представление о таком миросозидании пронизывает и мысли таджикских средневековых ученых [2—8; 9; 10—11; 12; 13—14; 15—16]. Однако следует отметить, что не установлена связь этих понятий с современными фундаментальными понятиями в естествознании. Отчасти это касается работ таджикских средневековых ученых. Выявление такой связи может служить поводом, чтобы вновь оглянуться назад и посмотреть на Средневековье с другой точки зрения.

В этой статье сделана попытка выявить некоторые особенности объяснения первичных элементов в

© Зайнудинов С., 2011

произведениях таджикских средневековых ученых и, по возможности, их связь с современными фундаментальными понятиями с точки зрения современного естествознания.

Анализ литературы показывает, что наиболее глубоко исследованы свойства этих стихий в произведениях яркого, гениального, поистине ученого Абу Али ибн Сино, всемирно известного под именем Авиценна. В своих произведениях при объяснении природных явлений, при объяснении свойств человеческого организма [13, с. 34—38] он дает объяснение некоторым свойствам этих четырех стихий, которые недвусмысленно указывают на то, что таджикские ученые Средневековья не понимали в буквальном смысле значение слов «земля», «вода», «воздух», «огонь». Ибн Си-но дает расширенное объяснение сущностям этих стихий, которые близки по смыслу нашим представлениям в современном естествознании.

Только после рассмотрения свойств стихий, предложенного Ибн Си-но, читателю становится понятной связь философских понятий и современных фундаментальных представлений.

Прежде чем описывать каждый первичный элемент, Ибн Сино дает определение этих стихий [13, с. 37].

В этом определении следует заострить внимание на утверждение Ибн Сино о том, что четыре известные стихии составляют основу всех сущих, являются неделимыми (курсив мой. — З.С.), не могут в раздельности принимать (курсив мой. — З.С.) форму, т.е. становиться вещью. Они становятся вещью только тогда, когда смешиваются и взаимодействуют друг с другом.

Прежде всего следует отметить, что все вещи Мира Природы разделены мыслителями на две части: простые и сложные [17, с. 74].

Отметим важную особенность слово «худуд» (граница) в понимании таджикских мыслителей Средневековья, которое используется в определении простых и сложных веществ: слово «худуд» (граница) подразумевает и определяет: а) геометрическую границу (в смысле линии, ограничивающей пространственное расположение вещи, того, чего касается граница других вещей); б) форму вещи (физическую, телесную); в) пространственный предел жизни или существования вещи (при изменении этой границы вещь превращается в другую вещь или уничтожается (исчезает). Отсюда можно сделать вывод о том, что когда мыслители говорят о «худуд» (граница), то имеют в виду сущность сущего, которое имеет время, предел и место. В присутствии этих параметров и меняются свойства простого вещества. Другими словами, простые вещества являются первыми началами, имеют свойства, которые не отделяются и не отторгаются от них, но при образовании сложного вещества простые вещества могут взаимодействовать друг с другом, а при разложении сложного состава простые вещества опять приобретают свои первоначальные свойства. Таджикские мыслители к простым веществам относят в том числе все четыре субстанции: земля, огонь, вода и воздух [15, с. 629]; «Хакикати «хаюло» (Сущность «Первома-

терия), «Хакикати «сурат» (сущность «форма»), «Чавхар» (Первоматерия), «Хакикати «чиз» (сущность «вещь»), «Хакикати «аст» (сущность «есть»), «вучуд» (бытие) [17, с. 74—75].

О стихии «об» («вода»)

В определении стихии «об» («вода») [13, с. 37] утверждается, что вода обладает свойствами, которые не отделимы от неё в случае, если она будет на своем предназначенном месте, но могут быть подвержены воздействию со стороны первичных элементов и других внешних причин, т.е. вода обладает свойством подвергаться действиям со стороны или действовать на другие элементы, и эти свойства зависят от многих факторов, что подчеркивается словом «добавочный». Слово «добавочный» также означает, что место стихии «вода» не является абсолютным, т.е. она может менять свое месторасположение в зависимости от силы взаимодействия между первичными элементами, а также менять свое очертание внешней границы. В предложении «Вода есть холодная влажность» акцент делается на то, что прежде всего стихия «вода» есть «влажность», а затем приобретает «холод». Другими словами, определяющим является «влажность», а «холод» сопутствует «влажности», может изменяться под воздействием других элементов, но не отторгается от «влажности». Исходя из естества «об» («вода»), Ибн Сино определяет «влажность», которая означает: а) стихия «вода» не находится в покое; б) может менять свое месторасположение; в) находится все время в движении; г) держится на расстояние от стихии «земля». Сочетание этих четырех названных пунктов в совокупности есть «влажность». Эти четыре пункта можно представить так: «вода» в виде некоторого явления находится на расстоянии от «земли», изменяет свое местоположение от центра своего местопребывания, (т.е. колеблется), все время находится в движении круговом (она окружает землю). Таким образом, стихия «вода» обладает двумя видами движения: 1) вращательным движением вокруг стихии «земля» и 2) колебательным движением относительно центра собственного расположения на орбите. Если сравнить высказанное с энергетической теорией атома, можно заметить, что «влажность» есть в основном проявление колебательного и вращательного энергетического уровня энергии. Таким образом, исходя из такого предположения, можно утверждать, что состояние «влажность» есть не что иное, как энергетический уровень, расположенный на близком расстоянии от центра, т.е. от стихии «земля», это может являться показателем существования двух энергий: 1) энергии колебания и 2) энергии вращения этого энергетического уровня. «Холод» есть свойство «влажности», которое чувствуется, значит «исходит» из «влажности», что напоминает излучение. Судя по тому, что «влажность» является главным, значит, «холод» есть в том числе колебание и излучение от колебательных движений, а «влажность» есть вращение и излучение от вращательных движений вок-

руг центра стихии «земля». На шкале электромагнитных длин волн излучение «холод» расположено слева от волн, соответствующих видимому (нагреваемому) диапазону, т.е. соответствует коротковолновым излучениям, в том числе УФ-излучению. Представление «влажность» и «холод» в таком контексте дает возможность определить смысл стихии «вода»: стихия «вода» есть вероятность пребывания любого составообразующего элемента в этом энергетическом уровне. Примером могут быть электроны в атоме, расположенные близко к ядру. Ибн Сино предполагает, что «влажность» есть более сложный элемент и в своем составе может иметь и другие составляющие, и мы определили, что они могут быть в том числе энергией колебательного уровня. Как известно, в современном естествознании именно конечные значения энергии колебательного уровня составообразующих веществ определяют растяжимость и сжимаемость данного вещества, в том числе и жидкостей. При устранении внешней причины, которая привела, например, к растяжению, вещество принимает положение, которое определяется усредненным значением энергии колебания составообразующих веществ и их расположением в пространстве. В определении утверждается, что «Бытие «вода» в сущее предназначено для придания текучести образованиям, составляющие которых нуждаются в приобретении внешних очертаний, восприятии границы и уравновешенного состояния». Исходя из вышеизложенных высказываний, можно предположить, что внешние очертания обусловлены состоянием «влажность» (т.е. дальше этого расстояния от стихии «земля» составообразующее не может существовать, или другими словами, «влажность» есть внешняя граница для составообразующего), восприятие границы определяется «холодом», т.е. амплитудами колебаний, уравновешенность определяется передачей энергии, в том числе в виде такого излучения, как «холод». И составообразующие приобретают очертание, границу благодаря их колебательным свойствам, т.е. благодаря стихии «вода», и занимают определенное пространство внутри вещества. Расстояние, на котором располагается «влажность», есть не фиксированное и однозначное, а зависит от составообразующего. В зависимости от составообразующего это расстояние может меняться и составообразующие могут иметь различную «влажность», т.е. различные расстояния от стихии «земля». Примером может служить положение электрона на различных орбиталях вокруг ядра, определяющее очертание атома. Воздействие на «влажность» выполняется легче, чем воздействие на «сухость», так как «влажность» имеет и «холод», т.е. колебательные уровни, их тоже можно изменить воздействием, в том числе и внешним воздействием. Как известно, современное естествознание предполагает, что колебательные уровни составообразующих веществ обусловлены температурными условиями нахождения вещества. Далее, исходя из определения, можно подчеркнуть, что «сухость» и «влажность» не противоположны по сущностям своим, т.е. «сухость» есть также энергетический уровень, но отличают-

ся они степенью восприятия внешних воздействий. Другими словами, «сухость» менее подвержена внешним воздействиям, нежели «влажность».

Исходя из определении Ибн Сино, можно предположить, что энергия не переходит, а перетягивается или претерпевается из «сухость» во «влажность» с трудом, а из «влажность» в «сухость» легко. Таким образом, пока есть взаимодействие «сухость» и «влажность», повышается энергия в «сухость», а уменьшается энергия во «влажность». Как будет показано, «сухость» в определении Ибн Сино соответствует по некоторым параметрам ядру атома. Исходя из этого предположения, можно сказать, что существует вероятность взаимодействия между ядерными энергетическими уровнями и энергетическими уровнями вокруг ядра. Легкое перетягивание означает, что силы внутриядерные сильнее, чем силы, удерживающие энергетический уровень на околоядерных орбитах. Это есть перетягивание или претерпевание, т.е. не изменяется безвозвратно сила или энергия ни «сухости», ни «влажности». Из такого контекста можно предположить, что «сухость» сжата настолько сильно, что не может взаимодействовать с другими «сухостями» и рассыпается, т.е. разрушается. Но «влажность», перетягивая уровни «сухости», не дает «сухости» разрушаться, т.е. присваивает «сухость» функции взаимодействия с другими первичными элементами.

О стихии «хок» («земля»)

Выделим основные моменты из высказывания Ибн Сино о стихии «хок» («земля») [13, с. 37]: 1) утверждается, что «хок» («земля») есть простая вещь со своими свойствами, присущими ей как первичному началу и не отделяемые от неё; 2) говоря о том, что «её естественное занимаемое место есть центр всех стихий и находится там по естество свое», тем самым Ибн Сино утверждает, что «хок» («земля») не может существовать без других первичных начал (без «об» («вода»), «оташ» («огонь») и «хаво» («воздух») и они окружают её со всех сторон; 3) утверждается что, в том числе, она может менять свои очертания границы при движении к естественному месту, например, может переходить из шаровидного очертания внешней границы в эллипсоидное очертание; 4) предложение «Ин вазни мутлаки он бувад» мы перевели как «Это есть её абсолютный вес». Следует дать некоторое объяснение по поводу таджикского слова «вазн». Слово «вазн» в таджикском языке имеет также значения, близкие по смыслу к русским словам «важность», «значение», «влияние». Но мы использовали русское слово «вес», чтобы отметить следующие свойства стихии «хок» («земля»): а) в данном случае Ибн Сино имеет в виду некое свойство «хок» («земля»), отражающее способность её притягивать или притягиваться, и указывает на возможность проявления и существования таких сил; на эти силы указывает её движение к естественному месту нахождения стихии «хок» («земля») под воздействием других стихий; б) таджикское словосочетание «вазни мутлак» (абсолютный вес) озна-

чает, что данное свойство стихии «хок» («земля»). быть в центре других стихий, является неизменным и всегда является формообразующей стихией посредством воздействия на другие стихии. Ибн Сино утверждает, что «форма элемента — это его природа, которую можно познать разумом, а не чувством» [16, с. 405]; в) в слове «мутлак» есть намек на то, что стихия «земля» обладает свойством, которого нет у других стихий, а именно: она занимает меньше объема в пространстве по сравнению с объемами других стихий; 5) предложение «Земля в естестве своей есть холодная сухость» означает, что «земля» по своей сути есть «сухость», и качество «холод» является непременной и неделимой её характеристикой. Другими словами, делается акцент не на «холод», а на «сухость» стихии «земля». «Хушк» («сухость») понимается мыслителями как самое сильное сцепление составообразующих между собой, сильнее которого не может быть в природе. Самое сильное сцепление проявляется, по современным понятиям, в основном внутри ядра атома. Значит, «хушк» («сухость») есть состояние стихии «земля», которое соответствует внутриядерному энергетическому состоянию, и так как «хушк» («сухость») есть также и сила, то «хушк» («сухость») есть также и силы внутриядерные. Характеристики «хунук» («холод») таковы, что они чувствуются органами чувств человека. По современным теориям, понятия «холод» и «тепло» означают в том числе излучение. Значит, «хунук» («холод») есть излучение из «хушк» («сухость»). Опять же, исходя из современной теории, излучение есть переход из одного энергетического состояния в другое. Значит из «хунук» («холод») есть переходы. А это указывает на то, что внутри «хушк» («сухость») существуют энергетические состояния. Понятие «хунук» («холод») определено по отношению видимого света при нагревании тела или видимого излучения Солнца. Это излучение находится левее видимого излучения при нагревания тел на шкале электромагнитных волн, а также левее «холод»-а «влажность»-и стихии «об» («вода») и поэтому является как бы холоднее по сравнению с ними. Это означает, что излучения «холод» стихии «хок» («земля») имеют более короткие длины волн, следовательно, являются более высокочастотными. Это есть доказательство сильной связи и малого расстояния между энергетическими уровнями внутри стихии «хок» («земля»). Так как «холод» и «сухость» превращаются в макропараметры и по этой причине их можно чувствовать под такими же именами, то можно предположить, что проявление чувствительной сухости и холода есть интенсивность «хушк» («сухость») и «хунук» («холод»); 6) утверждение о том, что «естество её есть такая природа, что если оставить её со своей природой и с возможносущими возможностями такой, какой она есть, и если какая-нибудь внешняя причина не изменит её очертание, то всегда от неё исходит чувствительный «хунук» («холод») и «хушк» («сухость»). Это означает, что максимальную способность к проявлению «ху-нук» («холод») и «хушк» («сухость») стихия «хок» («земля») обладает только

тогда, когда граница её внешнего очертания формируется под воздействием всех других стихий, но не под воздействием других внешних причин; 7) логическим завершением вышеприведенного высказывания Ибн Сино является предложение «Бытие «хок» («земля») в вещах есть бытие, присваивающее самосохранение, устойчивость и удерживающее форму составляющих частей», что указывает на то, что «земля» в понимании Ибн Сино не есть та «земля», о которой пишут и говорят философы, когда характеризуют стихии, в том числе, «хок» («земля»). Ибн Сино присваивает стихии «хок» («земля») новый смысл, а именно: она есть определенная сила, которая находится внутри вещи и сохраняет вещь (так как она находится внутри вещи, поэтому он пишет «присваивает самосохранение»), удерживая форму вещи и её составных частей, придает ей устойчивость.

О стихии «бод» («воздух»)

Основные свойства стихии «бод» («воздух») даны в её определении [13, с. 37]. Отметим некоторые важные моменты в этом определении.

В определении утверждается, что стихия «воздух» является простым веществом и место, которое будет занимать воздух, границей своего существования пронизывает воду, а его место пронизывается огнем. Это место «воздух» приобретает под результирующим действием со стороны других элементов ввиду своей «добавочной легкости». У воздуха нет абсолютной легкости, и это означает, что он легко может менять свое место расположения в зависимости от внешних условий. Из определения следует, что «тепло» и «влажность» по важности равносильны и равнозначимы для стихии «бод» («воздух»). Смысл «влажность» мы подробно рассмотрели при изучении стихии «вода». На основе вышеприведенного анализа можно предположить, что стихия «воздух» есть не что иное, как более удаленный энергетический уровень. И «влажность» у воздуха означает, что стихия «воздух» располагается дальше от стихии «вода», имеет больший радиус, чем стихия «вода», имеет большую амплитуду колебания. Из-за большей амплитуды энергия будет больше охватывать пространство. Энергетические уровни колебательных движений имеют большую амплитуду, меньше частоты, больше длины волны и смещены в сторону длинноволновых излучений, поэтому и «тепло» больше, и вероятность теплового излучения больше по сравнению с такими же характеристиками стихий «земля» и «вода». Из определения следует, что стихия «воздух» препятствует сближению составообразующих в веществе, поэтому и создается пористость в этом веществе. Препятствие сближению составообразующих в веществе означает, что составообразующие будут держаться на определенном расстоянии друг от друга; а это возможно только тогда, когда составообразующие будут иметь определенное очертание границ, за пределами которых не могут растягиваться. В таком

положении составообразующие будут занимать наименьший возможный объем внутри вещества, что приведет к тому, что в конце концов само вещество занимает наименьший возможный объем в пространстве. Основной причиной удерживания составообразующих на расстоянии друг от друга внутри вещества, по современным понятиям, является энергетическое взаимодействие между ними и появление противоположных по направлению сил взаимодействия. Такое равновесное состояние между составообразующими внутри вещества появляется тогда, когда противоположно направленные результирующие силы будут одинаковы по значениям, что обозначено слово «хаммуковимат» («равносопротивляемость»). Таджикское слово «хаммуковимат» означает, что стороны имеют однако-вые силы по значению и направлены противоположно, и поэтому стороны будут в равновесном состоянии. В настоящее время считается, что составообразующие будут удерживаться на расстоянии энергиями валентных состояний, т.е. самыми дальними от ядра энергетическими уровнями. Если провести сравнение с существующей теорией, то становится возможным предположить, что стихия «воздух» охватывает энергетические уровни, соответствующие валентным или внешним состояниям электронов, которые появляются вследствие взаимодейстия колебательных и вращательных уровней.

О стихии «огонь»

Интересным и многообещающим по своим свойствам является определение стихии «оташ» («огонь») [13, с. 37].

Из определения следует, что стихия «оташ» («огонь») есть простая вещь, т.е. его свойства неизменны, ею занимаемое место охватывает все другие первичные элементы и пронизывает их. Таким свойством не обладает ни одно занимаемое место другого элемента. Отсюда можно сделать заключение, что не всегда стихия «оташ» («огонь») может быть на своем естественно занимаемом месте, что означает, что не всегда она максимально влияет на другие элементы, т.е. действие реализуется в зависимости от условий. Другим важным и существенным моментом является определение места огня. Словосочетание «кавну фасод поён пазирад» («приходит конец обновлению и разложению») означает, что в этом месте не смогут взаимодействовать первичные элементы и, следовательно, не образуются сущие («кавн» означает появление вещества из небытия, а «фасод» — разложение его вплоть до исчезновения его в небытие [17, с. 77]). Таким образом, Ибн Сино вводит промежуточное состояние, и это выглядит логично: ведь процессы обновления и разложения есть движение и процесс, а между ними должно быть промежуточное состояние; предложенное Ибн Сино и есть промежуточное состояние или точка перехода между бытием и небытием. В природном месте стихии «оташ» («огонь») не будет ни обновления, ни разложения. Таким образом, говоря о естественном мес-

те стихии «оташ» («огонь»), он имеет в виду место в пространстве, в котором все первичные элементы находятся в отдельности и не взаимодействуют друг с другом. Вышеназванное Ибн Сино состояние охватывает то состояние, которое в современной науке называется физическим вакуумом, или информационным полем.

Далее следует обратить внимание на словосочетание «сатхи фурураф-таи гардунест», и его следовало бы перевести в виде «вогнутая поверхность неба», но мы опустили слова «небо», и вот почему. В философии и в жизни сложилось не совсем правильное мнение отождествлять «гардун» («небо»), которое мы видим, поднимая глаза наверх, и «гардун» («небо»), которое есть кривая поверхность, указывающая на идеальное движение всего сущего. Первое есть обывательский подход к слову «гардун» («небо»), а второе — научный подход. Таким образом, место стихии «оташ» («огонь») не есть некий «гардун» («небо»), находящийся где-то далеко, и каждый раз «огонь» оттуда спускается, чтобы творить свои дела и опять уходить туда: такое предположение о месте стихии «оташ» («огонь») есть по крайней мере несерьезный подход к высказываниям таджикских мыслителей Средневековья. Если так, значит, место стихии «оташ» («огонь») есть вогнутая поверхность сферы движения сущего; другими словами, движение происходит внутри «оташ» («огонь») (на это указывает слово «вогнутость» поверхности), в «оташ» («огонь»), даже если исчезают свойства (притяжения различного характера) первичных элементов. Ввиду того, что «оташ» («огонь») нейтрализует другие элементы, можно предположить, что энергия «оташ» («огонь») больше, чем энергия других стихий. Стихия «оташ» («огонь») охватывает другие стихии. Это значит, что радиус его больше, чем радиусы других стихий. Из-за этого амплитуда колебания будет больше, чем у других. Далее в определении утверждается, что «оташ» («огонь») обладает абсолютной легкостью (которая не изменяется никогда и ни при каких условиях), он легче всех элементов. Кроме того, «сабукии мутлак» («абсолютная легкость») относится к естественному месту стихии «оташ» («огонь»), а не ко всем другим местам расположения её. Сравнение со стихией «хок» («земля») показывает, что если стихия «хок» («земля») есть формообразующий первичный элемент, то стихия «оташ» («огонь») есть разрушающий элемент — это есть его абсолютное предназначение. Отсюда и абсолютность его легкости. С другой стороны, если для него нет преграды (так как он всегда пронизывает все элементы не только тогда, когда он находится на своем естественном месте), значит, он по сущности своей есть сила, отличная от сущности других элементов. В определении приводится, что «Табиати оташ гарми хушк аст», что в переводе означает «Естество огня есть теплая сухость». В данном предложении акцент делается на значении слова «хушк» («сухость»), значение и смысл которого мы рассмотрели при обсуждении свойств стихии «хок» («земля»). Если исходить из сравнений, сделанных для других стихий, то для стихии «оташ» («огонь»)

получим некоторые противоречия: а) стихия «огонь» должна находиться на еще больше удаленном расстоянии и иметь меньше энергии по сравнению со стихиями «об» («вода») и «бод» («воздух»); б) не обладает сильной проникающей энергией, как «теплый» элемент, но по определению проникает во все элементы; в) обладает сильной энергией, как «сухость», но собранной не в минимально возможном объеме (как у стихии «хок» («земля»), а в максимально возможном объеме, который охватывает все первичные элементы; г) обладает возможностью локально воздействовать на части тел [15, с. 341]). Таким образом, на основе современных известных понятий можно мысленно представить стихию «огонь» в следующих видах: 1) «огонь» есть максимально сжатый элемент в минимально возможном объеме с энергетической сферой огромного радиуса или излучающий во все стороны, что похоже на солнце; 2) «огонь» есть максимально сжатый элемент в максимально возможном объеме с энергетической сферой огромного радиуса, охватывающий все другие первичные элементы, что напоминает Вселенную. В современной науке не существует объекта или явления, похожего на стихию «огонь», описанную Ибн Сино. Из определения можно отметить, что стихия «оташ» («огонь») выступает как средство и условие для удаления или прибавления энергии составообразующим веществам. Кроме того, подчеркивается особая сущность стихии «оташ» («огонь»), а именно: только огонь может влиять на сущности стихии «хок» («земля») и «об» («вода»), которые присвоены им Необхо-димосущим. И только под воздействием стихии «оташ» («огонь») стихии «хок» («земля») и «об» («вода») могут приобрести способность присоединяться.

На основе вышеприведенного анализа можно отметить следующие моменты: стихия «земля» расположена в центре и вокруг неё находятся стихии «вода», «воздух» и «огонь», что напоминает схему атома Резерфорда без электронов; стихии «вода» и «воздух» обладают «влажностью», которая по смыслу соответствует вращательным энергетическим уровням; «легкость» сопутствует «влажности» в стихиях и указывает на степень подверженности стихии внешним действиям; «легкость» также является признаком пронизывания стихии других стихий: чем легче стихия — тем больше у стихии способность пронизывания других стихий; легкость увеличивается в порядке от стихии «вода» — «воздух» — «огонь»; чем больше «легкость» у стихии, тем больше разброс энергетических уровней; «тепло» и «холод» являются энергиями излучения колебательных уровней; тёплое или холодное оказывают действие на влажное и сухое [15, с. 334]; тепло разъединяет различное и объединяет схожее [15, с. 334], т.е. как бы вызывает вихревые токи внутри; холод объединяет подобное и неподобное [15, с. 334];

Чтобы применить высказанные предположения, рассмотрим электрон как составообразующий элемент и энергетические уровни связываем

с ним для того, чтобы было наглядно и понятно читателю. В современном естествознании сам электрон рассматривается как размытое облако, свойства которого зависят от многих факторов — внешних и внутренних. Вид этого облака или его очертание для отдельно взятого электрона в настоящее время описывается сферообразным пространством, гантелееобраз-ным пространством и более сложными формами пространства [18, с. 56], а внутри молекул выражается в двух видах: в виде я-связи и ст-связи, что указывает на взаимопроникновение энергий. Из вышеназванных энергий энергия, соответствующая главному квантовому числу, может взаимодействовать с другими энергиями, т.е. может проникать в пространство других энергетических уровней и её воздействие на другие энергии является существенным. Энергия, соответствующая орбитальному квантовому числу, находится ниже орбитальной энергии главного квантового числа и может проникать в пространство как энергии главного квантового числа, так и спинового числа, но это проникновение будет слабее, чем первое. Спиновая энергия проникает еще слабее.

Теперь, если провести сравнение вышеописанных свойств стихий «вода», «воздух» и «огонь» и применить их относительно электрона, то в первом приближении можно предположить следующее: 1) стихия «огонь» охватывает в том числе энергию, которая определяется главным квантовым числом; легкость у стихии «огонь» больше, чем у стихий «воздух» и «вода», и указывает на то, что в стихии «огонь» существует преимущественно орбитально-орбитальная связь, которая слабее спин-спиновой связи и спин-орбитальной связи; «тепло» соответствует переходам между основными энергетическими уровнями, т.е. видимой и инфракрасной областями излучения; 2) стихия «воздух» охватывает в том числе энергию, определяемую орбитальным квантовым числом; «влажность» указывает на преимущественное существование связей спин-орбитального взаимодействия; легкость у стихии «воздух» меньше, чем у стихии «огонь», и больше, чем у стихии «вода», и указывает на то, что в стихии «воздух» существует преимущественно спин-орбитальная связь, которая слабее спин-спиновой связи, но сильнее орбитально-орбитальной связи; «тепло» преимущественно соответствует переходам, соответствующим видимому и ближнему УФ-излу-чениям; 3) стихия «вода» охватывает в том числе энергию, определяемая спиновым квантовым числом; «влажность» указывает на преимущественное появление связей спин-спинового и спин-орбитального взаимодействия; слабая легкость указывает на то, что в стихии «вода» существует сильная спин-спиновая связь. «Холод» преимущественно определяется переходами, ответственными за дальнее УФ-излучение и другие спектры, лежащие левее этого излучения.

Таким образом, на основе проведенного исследования предложены некоторые сходства между свойствами четырех стихий и основными понятиями в современном естествознании.

Литература

1. Аристотель. Метафизика. — М.: ЭКСМО, 2008.

2. Саъдии Шерози. Куллиёт. Полн. собр. соч. в 4 т. Т. 4. Душанбе: «Адиб», 1990.

3. Саъдии Шерози. Куллиёт. Полн. собр. соч. в 4 т. Т. 3. Душанбе: «Адиб», 1990.

4. Саъдии Шерози. Куллиёт. Полн. собр. соч. в 4 т. Т. 2. Душанбе: «Адиб», 1989.

5. Саъдии Шерози. Куллиёт. Полн. собр. соч. в 4 т. Т. 1. Душанбе: «Адиб»,

1988.

6. Свод таджикского фольклора. Т.1. Басни и сказки о животных. — М., 1981.

7. Офизи Шерози. Куллиёт (на тадж. яз.). Душанбе: Ирфон, 1983.

8. Усайн Воизи Кошифи. Футувватномаи султони. Ахлоци му^сини. Рисолаи Хртамия (Этика Мухсина). Душанбе: «Адиб».

9. Гюлистан, т.е. «Цветникъ розъ» Шейха Мослихуддина Саади Ширазского. М.: Типография Мартынова, 1882.

10. Рубоиёти Умари Хайём (Рубаи Омара Хайяма). — Душанбе: Адиб, 2000.

11. Рудаки (шеърх,о). Рудаки (стихи). Душанбе: Ирфон, 2008.

12. Омар Хайям. Рубаи. Ташкент, 1981.

13. Абуали Ибни Сино. Конуни тиб (Законы медицины. Соч. в 5 кн. на тадж. яз.). Кн. 1. Душанбе: Глав. ред. «Таджикская советская энциклопедия»,

1989.

14. Омар Хайям. Трактаты. М., 1961.

15. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Соч. Т. 2. Душанбе: «Дониш», 2005.

16. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Соч. Т. 1. Душанбе: «Дониш», 2005.

17. Носири Хусрав. Куллиёт (Собр. соч.). Чилди I. Душанбе: «Ирфон», 1991.

18. Глинка Н.Л. Общая химия. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.