Научная статья на тему 'Стихии воды и огня в языковом сознании писателей-женщин'

Стихии воды и огня в языковом сознании писателей-женщин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1563
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХИЯ / ВОДА / ОГОНЬ / СРАВНЕНИЕ / МЕТАФОРА / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туранина Н. А.

Статья посвящена языковой репрезентации стихий Воды и Огонь в современной женской прозе. Особенностью функционирования названных номинаций является высокий образный потенциал описанных стихий в произведениях авторов-женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стихии воды и огня в языковом сознании писателей-женщин»

УДК 801.73

СТИХИИ ВОДЫ И ОГНЯ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПИСАТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН

Н.А. ТУРАНИНА

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Статья посвящена языковой репрезентации стихий Воды и Огонь в современной женской прозе. Особенностью функционирования названных номинаций является высокий образный потенциал описанных стихий в произведениях авторов-женщин.

Ключевые слова: стихия, вода, огонь, сравнение, метафора, картина мира.

Стихия - это одно из первовеществ, основных элементов природы. Слово стихия, заимствованное из греческого языка, имело значение «буква, элемент алфавита», «тень от стрелки часов; шаг, сдвиг», а также «основное положение, теорема, первичная материя, физический элемент, небесные частицы, природные духи»1. По мнению А.Ф. Лосева, этимологически это слово трактуется как «первоначальный сдвиг и даже простое первое проявление, а вместе с тем и закономерное соответствие всему окружающему», и, следовательно, с этой точки зрения оно «обозначает первоначальную определенность бытия, ...нечто раздельное и четкое, подобно тем буквам-атомам, из которых, по мнению анатомистов, составляется вся действительность»2. Исследователь отмечает, что слово стихия чаще всего употребляется в философской литературе как термин, впоследствии используется представителями поздней классики Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем. Именно философское значение «первая и самая простая часть чего-либо, основание, начало, элемент» легло в основу современной трактовки данного понятия. В семантический диапазон термина входят: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), земля (все милетские философы), эфир, - которые позже стали считать стихиями, составляющими основу мироздания. Первым теорию четырех стихий начал разрабатывать Эмпедокл, считая, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды), благодаря тому, что эти две противоположности присущи всем телам, они приводят материю в движение. Позднее концепция четырех стихий развивалась таким выдающимся философом, как Платон, который считал элементы, являющиеся различными проявлениями первичной материи, способны к взаимопревращениям, и для того, чтобы объяснить такие свойства материи, как твёрдость, плавкость, воздухообраз-ность, огнеобразность, возможно привлечь геометрию многогранников: земля -

1 Скляр М.С. Концепт слова «стихия» в русском языке // М.С. Скляр, АКД, - М., 2005. - С.62.

2 Лосев А.Ф. Древнейшая история термина // История античной эстетики: в 4 т., - М. - С.19.

куб, вода - икосаэдр, воздух - октаэдр, огонь - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который бог-творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости. Геоцентрическая космология включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра земли) расположены последовательно сферы четырех элементов в порядке уменьшения их тяжести - земли, воды, воздуха, и огня; выше их расположены небесные сферы. В связи с этим огненная и воздушная стихии связывались с активностью и с «легкостью», поскольку воздух и огонь склонны распространяться и подниматься вверх, простираясь к внешней границе в пространстве, а земля и вода ассоциировались с «тяжестью» и инерцией, так как эти стихии, по-видимому, находятся под влиянием силы тяжести и, следовательно, концентрируются и собираются на самом нижнем уровне. Стихии традиционно подразделялись на две группы: огонь и воздух считались активными, самовыражающимися стихиями, а вода и земля - пассивными, восприимчивыми и самоподавляющими стихиями, - что совпадает с основной классификацией в китайской философии: инь (вода и земля) и ян (воздух и огонь), - и идентично греческой концепции двух выражений энергии: Аполлона (огонь и воздух, которые активно и сознательно формируют жизнь) и Диониса (вода и земля, которые представляют силы, проявляющиеся более инстинктивно и подсознательно).

Все стихии ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ представлены в современной женской прозе В. Токаревой, Л. Улицкой, О. Славниковой, Е. Чижовой, О. Кучкиной, М. Озеровой, И. Муравьевой и многих других авторов. Сама номинация СТИХИЯ довольно редко встречается у перечисленных прозаиков, ее использование в различных контекстах характерно для М. Озеровой и Л. Улицкой. В прямом значении лексема стихия характерна, в основном, для психологических эссе М. Озеровой: Надо всего-навсего слиться с волной и подчиниться ее движению, раствориться в стихии; Стихия (ветер) не оказывала им сопротивления, потому что они сами не сопротивлялись ей; Я посмотрю на тебя завтра, когда ты станешь таким какой ты есть, а не каким сделала тебя игра водной стихии. Реже наименование стихия используется авторами в образном контексте: И разобьемся если только напряжение не найдет дырочку в натянутой оболочке и стихия стресса не выйдет наружу, отпустив наше естество в свободный полет (М. Озерова); Женя...осмелела и задала предлагаемый вопрос: какая это моя стихия? (Л. Улицкая).

Несмотря на равнозначность четырех основ мироздания, не только философия, но и мифология первоосновой всего сущего считает воду: «Из всех стихий в качестве своего наставника мудрец должен взять воду. Вода уступчива, но всепобеждающа. Вода тушит Огонь или, признавая себя как бы потерпевшей поражение, исчезает в виде пара и снова возвращается. Вода смывает мягкую землю или, натолкнувшись на скалы, ищет обходной путь... Она насыщает атмосферу, чтобы затих ветер. Вода с обманчивой скромностью уступает препятствиям, так как никакая сила не может помешать ей следовать по предназначенному курсу к морю. Вода побеждает своей уступчивостью; она никогда не атакует, но всегда побеждает в решающей битве»3.

Все индоевропейские народы считали воду культовым явлением: она олицетворяет могущество природы, ее изменчивость, непредсказуемость.

3 Арройо Ст. Астрология. Карма и трансформация. - М., 2006. - С.121.

Осознавая огромное значение воды, человек с глубокой древности испытывал к ней два чувства: благодарность (как источнику жизни) и страх (к явлению огромной разрушительной силы), хотя, в основном, вода выступает в народной культуре как добрый образ. Ей приписывают чудесные свойства: силу плодородия, силу исцеления, силу вещую, но рано появилось двойственное отношение к воде. С одной стороны, она - источник силы (живая и мертвая вода), средство очищения: «Вода есть самая прекрасная из стихий и приносит много пользы; она очищает от нечистоты, не только не чистоты телесной, но - если воспримет в себя благодать Духа - и от нечистоты душевной»4. Славяне обожествляли источники, считая, что через них из земли выходит ее сила, совершали обливание перед важным событием. К проточной воде бегали умываться в праздничные дни для бодрости и здоровья, ею обливали больных или согрешивших людей: «И огонь, и вода - стихии светлые, не терпящие ничего нечистого; первый пожигает, а вторая смывает и топит всякие напасти злых духов»5. У восточных славян традиционным пожеланием была формула «Будь здоров, как вода».

С другой - она является границей между миром людей и тем светом (обычай отправлять усопшего в лодке), также в воду погружается душа человека после смерти (обычай выливать всю воду, имеющуюся в доме). Вода способна исцелить, так и погубить, потому что она - это еще и жилище смерти, болезней, куда их отсылают в заговорах. Материальным воплощением является образ морского царя и его двенадцати дочерей, двенадцати лихорадок.

Мифопоэтические представления о воде находят отражение в «Сравнительном словаре мифологической символики в индоевропейских языках» М.М. Маковского: 1) первоэлемент Вселенной; 2) первобытный хаос; 3) символ бессознательного; 4) речь; 5) кровь; 6) образ тканья, плетения, сети; 7) жизнь, горение, пламя, огонь; 8) путь в загробный мир; 9) граница между мирами; 10) женское начало6.

В прозаических текстах перечисленных авторов понятие «вода» передается различными лексемами, использованными в прямом значении или в составе образных средств. Это прежде всего вода в значении << водная масса>>: Он ходил босиком вдоль воды, забегая на мелководье и топая по воде голыми пятками (Л. Улицкая); Вода заголосила в батареях бабьей сочувствующей скороговоркой (И. Муратова). В контекстах исследованных авторов частотны наименования водоемов (естественных и искусственных): озеро, озерцо, море, океан, река, водоем, водохранилище, болото, ручей, омут, источник, лужа. Приведем характерные примеры: Чтобы ваш двойник понимал вес, как никто другой, через моря и океаны чувствовал подстерегающую вас опасность (М. Озерова). В рассказе О. Славниковой «Сестры Черепановы» встречается образное описание болота с использованием сравнения и олицетворения: Болото напоминало громадного спящего медведя, покрытого грубой растительной шкурой; болото дышало, шевелилось, ворочалось; человек, ступавший по шатким кочкам, ощущал под ногами глубокую звериную утробу, иногда издававшую глухое кишечное бурчание (О. Славникова). В составе сравнения использована и лексема омут: В Лериных ... глазах дрожали золотые точки и манили Костю, притягивали, как волшебные омуты (А. Берсенева). Другие номинации функционируют в метафорическом контексте: И вот поди ж ты, тоненький культурный ручеек, кем-то и когда-то задуманный, струился себе и струился, помогал жить... (И. Грекова); Люда

4 Великие мысли великих людей. Сборник афоризмов: в 3 т. - Спб., 2007. Т. 2. - С.7.

5 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. - М.: Современный писатель, 1995. Т 2. - С.93.

6 Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках/ М.М. Маковский. - М., 1996. - С.45.

не провалилась в сон, как обычно, а будто плавала по поверхности озера — забытья (Н. Нестерова).

По результатам исследования Н.А. Меженской (2009) номинации водоемов являются самыми частотными и в художественной прозе В. Астафьева и В. Тендрякова.

В прозе В. Токаревой, Д. Рубиной, О. Славниковой, Е. Чижовой, М. Озеровой, Л. Улицкой, И. Грековой разнообразную интерпретацию получают наименования, связанные с формой существования воды: дождь, волна, капля, поток, потоп, течение, струя, наводнение, половодье. Сравним прямые и образные употребления этой группы лексем: Любые самые бескрайние воды должны иметь свои берега, а иначе - всемирный потоп (В. Токарева); ... он (Виктор Иванович) навсегда запомнил скуку, дождь, выплывавших из тумана громадных пятнистых коров... (О. Слав-никова). Метафорическое использование исследуемых номинаций можно представить следующими контекстами: Под волнами временного прибоя, как песчаные берега, размывались ее (империи) границы (Е. Чижова); ... они (тактильные ощущения) приподнимают над землей и увлекают в поток высоких энергий (М. Озерова), ... чмоканье капель о поверхность темной воды в бочке (Л. Улицкая);

В составе сравнений или сравнений с олицетворениями: Дождь, будто тонконогое насекомое, вился по стеклу (О. Славникова); ... виден был только гребень ближайшей волны, крученым канатом бьющей о мокрый песок (Д. Рубина); Людей, как воды в половодье (И. Грекова).

Огонь в понимании славян, стихия, дающая тепло и свет, энергию, также живой огонь применялся как мера борьбы с болезнями. Домашний очаг считали священным, в огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болезнь лютую. Как правило все стихии имели два начала: положительное (источник жизни) и отрицательное (опасность). Эти два начала отражаются в классической литературе, в произведениях М. Горького, И. Бунина . В современной женской прозе доминирует положительная окраска огненной стихии, чаще в переносном значении, чем в прямом. Для многих авторов - женщин характерно использование лексем - существительных, называющих огонь: пламень, пожар, искра, костерок, жар, огонек; разнообразие глаголов: полыхнуть, разжечь, гореть, вспыхнуть; прилагательных: огненный, пламенный. Приведем примеры использования в прямом значении: ... по болотным кочкам расползались сизо-черные пятна, опушенные маленьким пламенем (О. Славникова); Я боюсь этого точильщика, худого старика с тяжеленным колесом на плече, из которого сыплются искры (И. Муравьева); Костерок горит, играет язычком (Е. Чижова); Одних неудачи опускают еще ниже, на дно, откуда не подняться; для других они могут стать той стартовой силой, той искрой, которой как раз и не хватало, чтобы разгореться огню (Н. Костюченко).

Образное воплощение огня в современной женской прозе реализуется в составе метафоры: Главное, вы и сами не заметите, как в этой стихии огня сгорят ваши печали (М. Озерова); Волчьи глаза полыхнули злобным веселым мгновеньем и оно погасло (Е. Чижова). Но чаще в составе сравнения или метафоры + сравнения: В один погожий апрельский денек, когда Командор, зевая и почихивая на солнышко, вышел из офиса и уселся в «Мерсак», машина как-то несолидно подпрыгнула и вспухла огнем (О. Славникова); Борщ как огонь, с салом, перцем (И. Грекова); Железные листы, похожие на распластанное пламя, сомкнулись и звуки замерли, захлебнувшись (Е. Чи-

7 Туранина Н.А., Меженская Н.А. Стихия ВОДА в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова. - Белгород, 2010. - С.210.

жова); Вино горело, как огонь в камине и в крови, уходить не хотелось (М. Озерова), довольно редко в эпитете с метафорой: ... с нашей горы, моря возникает - прорезается - огненная лысина солнца (Д. Рубина).

Возросший интерес к изучению стихий в современной филологической науке обусловлен их присутствием во всех сферах жизни человека, их важной ролью в формировании языковой национальной картины мира.

Список литературы

1. Арройо Ст. Астрология. Карма и трансформация. М., 2006. - 480 с.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т 2. - 400 с.

3. Великие мысли великих людей. Сборник афоризмов: в 3 т. Спб., 2007. Т. 2. - 285 с.

4. Лосев А.Ф. Древнейшая история термина // История античной эстетики: в 4 т. М., - 197 с.

5. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. - 301 с.

6. Мильков В.В. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. - 197 с.

7. Скляр М.С. Концепт слова «стихия» в русском языке. АКД, М., 2005.

8. Туранина Н.А. Стихия Огня в произведениях М.Горького и И. Бунина. М., 2009. - 125 с.

9. Туранина Н.А., Меженская Н.А. Стихия ВОДА в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова. Белгород, 2010. - 160 с.

Список источников

1. Грекова И. Такая жизнь. М.: Астрель, 2010. - 381 с.

2. Муравьева Н. Напряжение счастья. М.: Эксмо, 2010. - 320 с.

3. Нестерова Н. Однажды вечером. М.: Астрель, 2009. - 285 с.

4. Озерова М. Вы и немного меня. М.: Вагриус, 2008. - 224 с.

5. Рубина Д. Холодная весна в Провансе. М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

6. Славникова О. Любовь в седьмой вагоне. М.: Астрель, 2008. - 285 с.

7. Токарева В. Ничего не меняется. М.: АСТ Москва, 2010. - 318 с.

8. Улицкая Л. Сквозная линия. М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

9. Чижова Е. Полукровка. М.: Астрель, 2010. - 413 с.

ELEMENTS OF WATER AND FIRE IN LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF WRITERS-WOMEN

N.A. TURANINA

The Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

Article is devoted language elements Water and Fire in modern female prose. Feature of functioning of the named nominations is the high figurative potential of the described elements in products of au-thoros-women.

Key words: elements, water, fire, comparison, a metaphor, a world picture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.