активной хозяйственной деятельности человека, что связывает их охрану с необходимостью решения не только мирмекологических или лесохозяйственных задач, но и принципиальных решений.
Нужно оценить интродукционные потенции различных видов муравьев. Понятно, что не только академический интерес представляет собой вопрос: может ли огненный муравей освоиться в южных регионах России?
Современная мирмекология во все большей мере становится наукой комплексной. Постоянно расширяются ее тематический диапазон и методические подходы, впитывая достижения других отраслей естествознания. Отечественные мирмекологи активно
и успешно участвуют в решении разнообразных научных и прикладных задач как в России, так и в отдаленных уголках Планеты; число таких задач неиссякаемо. При этом сохраняется преемственность тематики, преемственность мирмекологического сообщества, преемственность поколений.
С 1963 года у нас регулярно проводятся мирмекологические симпозиумы. Название этих симпозиумов символично - «Муравьи и защита леса». И это не случайно, поскольку центральное место в исследованиях отечественных мирмекологов по-прежнему занимают лесные муравьи: их роль в лесных экосистемах, пути использования и сохранения этих удивительных насекомых, без которых немыслим Русский лес.
СТИГМИНИОЗ ВЯЗА В ГОРОДСКИХ НАСАЖДЕНИЯХ
Э.С. СОКОЛОВА
В городских насаждениях Москвы и Подмосковья значительный объем занимает вяз, представленный в основном тремя видами, среди которых преобладает вяз гладкий (Ulmus laevis). Вяз шершавый (U. glabra) и мелколистный (U. pumila) встречаются реже. Широкое использование вяза при озеленении объясняется его декоративностью в сочетании с быстрым ростом и выносливостью в городских условиях.
Однако в последние 20 лет в Москве и Подмосковье происходит интенсивное ослабление и усыхание вяза в городских насаждениях вследствие поражения его болезнями, главной из которых является голландская болезнь. В Москве от нее страдают вязы гладкий и шершавый, вяз мелколистный оказался более устойчивым [3, 9]. Причиной усыхания вяза мелколистного в Москве и Подмосковье является некрозно-раковое заболевание, вызванное грибом Stigmina com-pacta (Sacc.) M.B. Ellis (syn. Thyrostroma compactum (Sacc.) Hohn.). Соответственно болезнь называют стигминиоз (тиростро-моз). Она поражает липу и вяз, на которых
проявляется сходными симптомами. Изоля-ты гриба с липы и вяза являются морфологическими разновидностями одного вида [2], в связи с чем автор допускает возможность перекрестного заражения ими липы и вяза.
В литературе достаточно широко освещены вопросы, связанные с особенностями распространения и вредоносностью стигминиоза липы в лесных и урбоэкосисте-мах [10, 4, 7, б].
Сведения о стигминиозе вяза имеются в отдельных работах, посвященных распространению и вредоносности болезни в лесных фитоценозах лесостепной зоны [8, 1, 5]. Данные о стигминиозе вяза в городских насаждениях практически отсутствуют. В приведенной работе Е.П. Кузьмичева с соавторами имеются лишь указания на потенциальную опасность болезни для вяза в городских насаждениях.
Обследования, проводимые в Москве и Королеве в период с 1992 по 1999 гг., показали, что стигминиоз широко распространен в городских насаждениях только на вязе мелколистном (табл. 1).
%
Таблица 1
Распространение стигминиоза в разных типах посадок вяза гладкого и мелколистного
Пункт Количество деревьев по типам посадок
Вид вяза Уличные Бульварные Дворовые
учета Всего, шт. Поражено, % Всего, шт. Поражено, % Всего, шт. Поражено, %
1 2 3 4 5 6 7 8
Гладкий Москва 50 0 100 1 50 1
Королев 30 2 50 0 100 2
Мелколи- Москва 60 70 40 83 45 90
стный Королев 100 66 - - 130 95
Из табл. 1 прежде всего следует, что вяз гладкий в городских условиях практически не поражается стигминиозом. У деревьев, на которых отмечен стигминиоз, поражение проявлялось только на единичных усохших концевых побегах в виде немногочисленных, характерных конидиом возбудителя. Следует отметить, что в Королеве во всех типах посадок вяз гладкий находился в непосредственной близости от зараженных в сильной степени стигминиозом липы или вяза мелколистного. Изложенное выше дает основание считать вяз гладкий устойчивым к стигминиозу в городских условиях. В то же время литературные данные свидетельствуют о его достаточно высокой восприимчивости к болезни в лесных экосистемах [8, 2].
Вяз мелколистный оказался пораженным стигминиозом во всех типах посадок. При этом уровень болезни в разных типах посадок колебался в Москве от 70 до 90 %, в Королеве - от 66 до 95 %. Во всех пунктах и точках учета у пораженных деревьев отмечались характерные для стигминиоза признаки: раны на стволах и ветвях, круговые некрозы на ветвях с многочисленными ко-нидиомами возбудителя. Эти данные свидетельствуют о высокой восприимчивости вяза мелколистного к стигминиозу в городских условиях и не противоречат таковым, полученным при обследовании этого вида вяза в лесных фитоценозах [8,1].
Для выяснения распространения стигминиоза на вязе мелколистном, степени его пораженности и влияния болезни на состояние деревьев проводился учет как от-
дельно стоящих деревьев, так и групп в разных типах посадок, в том числе рядовых, куртинных, живых изгородях. При этом отмечалось наличие на стволах и ветвях ран, некрозов, конидиом возбудителя. Макроскопическая диагностика на каждой пробной площади подтверждалась микроскопическим анализом отобранных образцов.
Результаты обследования вяза мелколистного в Москве и Королеве представлены в табл. 2, из которой видно, что вяз мелколистный поражается стигминиозом в разных типах посадок с колебанием уровня болезни от 70 до 100 %. Высокий уровень болезни в куртинных, рядовых посадках и живых изгородях объясняется расположением деревьев в непосредственной близости друг от друга, в том числе непораженных и тех, которые являются источником инфекции. Поражение одиноко стоящих деревьев может быть, по-видимому, связано с разными в каждом конкретном случае причинами - посадка зараженным посадочным материалом, наличие рядом больной стигминиозом липы, существование в прошлом и вырубленных впоследствии больных деревьев.
Во всех типах посадок вяз мелколистный находится в неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствует преобладание деревьев, ослабленных в средней и сильной степени, значительное количество усыхающих (8-13 %) деревьев, свежий и старый сухостой. Наличие усыхающих деревьев и свежего сухостоя указывает на то, что очаги стигминиоза в обследованных насаждениях действующие.
Таблица 2
Состояние вяза мелколистного и пораженность его стигминиозом в городских
насаждениях
Тип посадок Пункт учета Общее кол-во деревьев, шт. Из них по категориям состояния, % Поражено стигминиозом, % В том числе имеют признаки болезни, %
0 1 2 3 4 5 6 раны на стволах и ветвях [ некрозы со спороношениями раны и некрозы со спороношениями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Одиночные Москва 15 0 0 60 27 13 0 0 100 53 0 47
деревья Королев 22 0 0 0 5 27 36 32 100 32 9 59
Куртинные Москва 20 0 0 25 50 25 0 0 100 80 0 20
посадки Королев 27 0 0 8 48 33 11 0 100 56 0 44
Рядовые Москва 60 0 0 20 47 30 1,5 1,5 70 1,7 1,7 66,6
посадки Королев - - - - - - - - - - - -
Живые Москва 40 0 2 55 35 8 0 0 83 30 20 33
изгороди Королев 70 0 0 36 40 18 0 6 100 14 0 86
У части пораженных деревьев, количество которых колебалось от 1,7 до 80%, на стволах и ветвях отмечались раны, часто многочисленные, а спороношения гриба отсутствовали. У значительно меньшего количества деревьев (1,7 - 20%) наблюдались только круговые некрозы ветвей со споро-ношениями. Преобладающее количество пораженных деревьев (33 - 86 %) характеризуется наличием ран на стволах и ветвях и некрозов со спороношениями. Анализ кони-диом возбудителя показал, что во всех типах посадок, наряду со старыми, имелись свежие спороношения. Это значит, что отдельные больные деревья и их группы в разных типах посадок являются источниками инфекции и представляют опасность для вновь создаваемых посадок этой породы.
Устойчивость вяза мелколистного к городским условиям, и в то же время его неудовлетворительное состояние в сочетании с высоким уровнем стигминиоза,дают основание утверждать, что он является основной причиной ослабления и усыхания породы в городских насаждениях.
Все вышеизложенное ставит под сомнение целесообразность использования вя-
за мелколистного для озеленения Москвы и городов Подмосковья. При осуществлении мониторинга состояния городских насаждений необходимо обратить особое внимание на посадки вяза' мелколистного с целью организации проведения в них санитарнооздоровительных мероприятий.
Литература
1. Воронцов А.И., Соколова Э.С. Усыхание вяза мелколистного в степях/ Защита леса от вредных насекомых и болезней: Доклады. - М., 1971. - Т. З.-С. 18-21
2. Колганихина Г.Б. Биоэкологические особенности и роль дендротрофных грибов в лиственных лесах национального парка "Самарская лука". - Ав-тореф. дис...канд. биол. наук. - М.: МГУЛ, 1996. -22 с.
3. Кузьмичев Е.П. Голландская болезнь в городских насаждениях// Защита растений. - 1987. - № 7. -С. 35-37.
4. Кузьмичев Е.П. Особенности распространения инфекционного усыхания липы в зеленых насаждениях г. Москвы// Экология и защита леса/ Научи. труды. - JI.: JITA, 1989. - С. 111-114.
5. Кузьмичев Е.П., Колганихина Г.Б., Шленская Н.М. Тиростромоз липы и вяза в городских и лесных фитоценозах// Лесной журнал. - Архангельск, - 1995. - № 4-5. - С. 29-36.
6. Кузьмичев Е.П., Куликова Е.Г., Соколова Э.С. Источник формирования очагов болезней и вредителей// Защита и карантин растений. - 1996. -№ 12.-С. 20-21.
7. Мозолевская Е.Г. и др. Оценка состояния и устойчивости лесов зеленой зоны города Тольятти. - Тольятти, 1995. - 91 с.
8. Примаковская М.А. О некоторых грибах - возбудителях некрозов ильмовых пород// Сообщения
института леса. - М.: АН СССР, 1958. - Вып. 10. -С. 50-61.
9. Смирнова О.М., Стрепенюк Л.П., Савельева А.В. Состояние вязовых насаждений в Москве// Лесной вестник. - 1999. - № 2. - С. 63-65.
10. Соколова Э.С., Кузьмичев Е.П. Инфекционное усыхание липы// Защита растений. - 1988. -№ 1. - С. 28-30.
ГНИЛЕВОЕ ПОРАЖЕНИЕ КОРЕННЫХ ЛЕСОВ ЕЛОВЫХ И СОСНОВЫХ ФОРМАЦИЙ НА РУССКОЙ РАВНИНЕ
В.Г. СТОРОЖЕНКО
Коренные разновозрастные еловые и сосновые леса, наиболее приближенные по структурным параметрам ценозов и динамике их развития к естественно формирующимся биогеоценозам, все реже можно встретить в западных, центральных и восточных областях зоны смешанных лесов и подзоны южной тайги, большее представительство они имеют в подзоне средней тайги и составляют значительную часть оставшихся лесов в подзоне северной тайги. С каждым годом, однако, площади их сокращаются и только изъятие части таких лесов из сырьевых баз лесозаготовителей может сохранить для будущих поколений эталоны созданных природой устойчивых лесных сообществ. Особенно ценными в этом отношении следует признать девственные разновозрастные леса.
Целью наших исследований уже в течение почти 20 лет является изучение фитоценозов и микоценозов коренных лесов еловых и сосновых формаций, динамики формирования возрастных, горизонтальных, возобновительных, валежных структур, количественных и качественных параметров гни-левого поражения древостоев, состава и структур комплексов дереворазрушающих грибов биотрофной и ксилотрофной групп, динамики накопления и разложения древесного отпада в естественно развивающихся лесах на обширной территории бореальных флористических комплексов Русской равни-
ны. К ним мы относим северную подзону зоны смешанных лесов, подзоны южной, средней и северной тайги европейской части России.
В кратком изложении методика исследований была следующей. В коренных лесах, располагающихся в основном на охраняемых территориях природных резерватов, заповедников, национальных парков и др., закладывались серии постоянных пробных площадей в наиболее представительных для изучаемого региона и зоны растительности типах леса. На пробных площадях проводился цикл работ, включающий нумерацию деревьев, сплошное бурение для определения их возраста, параметров гнилей, картирование расположения деревьев на площади пробы для построения горизонтальных и возобновительных структур древостоев, учет расположения валежа и определение его характеристик (порода, диаметр, длина, стадия разложения). Стадия разложения валежа определялась по разработанной нами методике датировки этого процесса. Таким образом, по единой методике получены сравнительные данные о структурах и характеристиках разновозрастных коренных лесов еловых и сосновых формаций на территории бореального флористического комплекса.
Не приводя результатов обсчетов фактического экспериментального материала, мы ограничимся изложением основных наиболее важных выводов.