УДК 81:39
Никифорова О. О.
Стереотипы о политиках в немецкой языковой картине мира
В статье раскрываются понятия «личность», «коммуникативная личность», «языковая картина мира», предпринимается попытка выявить взаимосвязь этих понятий, а также рассматривается влияние культуры на языковой коллектив и особенности политической культуры. Рассматриваются стереотипы в лингвистике, а именно стереотипы о личности политика в Г ермании, моделируется образ политика.
This article considers concepts “personality”, “communicative personality”, “linguistic picture of the world”, we try to interrelate these concepts; we also consider the influence of the culture on the linguistic collective and characteristics of political culture. We examine stereotypes in linguistics, namely stereotypes about personality of the politician in Germany, and we model the image of the politician.
Ключевые слова: личность, коммуникативная личность, культура, политическая культура, языковая картина мира, стереотип, политик.
Key words: personality, communicative personality, culture, political culture, linguistic picture of the world, stereotype, politician.
Общение в коллективе часто основывается на стереотипах, и большая часть стереотипов относится к профессиям, национальностям, социальной принадлежности. С помощью стереотипов мы обобщаем информацию об окружающих нас людях, упрощаем картину мира. В данной статье мы рассматриваем устойчивые представления о личностных качествах политиков, которые влияют на отношение к ним людей.
Задачей данной статьи является анализ личности политика в немецкой языковой картине мира. Для этого мы рассмотрим понятия личности, коммуникативной личности, связь культуры и личности, понятие стереотипа в сознании носителей языка и стереотипы о политиках в немецкой картине мира.
Прежде всего, обратимся к категории личности. По мнению Л. А. Са-раджевой, категория личности свойственна всем типам культуры. «По отношению к культуре личность является исходной точкой: нет личности, которая не создавала хотя бы элементы культуры, как и нет личности, которая могла бы развиваться вне культуры» [12, с. 54]. В. И. Карасик вводит понятие коммуникативной личности, выделяя при этом ценностный, познавательный и поведенческий планы этого понятия. Ценностный план содержит нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный период. Поведенческий план характеризуется специфическим набором характеристик речи. Познавательный план выявляется путем
© Никифорова О. О., 2013
анализа картины мира, свойственной коммуникативной личности. Картина мира включает понятия, идеи, концепты [5, с. 22 - 23]. Это степень освоения мира человеком через язык [5, с. 36]. Таким образом, картина мира -это осмысление мира личностью, которое также фиксируется в языке. Здесь можно говорить о языковой картине мира.
По мнению О. А. Корнилова, языковая картина мира всегда субъективна. Она фиксирует восприятие и понимание мира конкретным этносом не на современном этапе его развития, а на этапе формирования языка. Из поколения в поколение дети познают мир специфическим языковым сознанием своего этноса [7, с. 15]. Язык человека является необходимым условием социальной наследуемости общечеловеческой культуры [7, с. 24]. По мнению Н. Н. Оломской, каждому обществу свойственна своя речевая культура, выработанная за века существования данного социума, а язык является средством передачи культурных ценностей [10, с. 32 - 33]. В. И. Карасик утверждает, что язык существует в языковом сознании -коллективном и индивидуальном и, соответственно, языковой коллектив и индивидуум являются носителями культуры в языке [5, с. 7]. В данной статье нас интересуют стереотипы о политиках и, следовательно, отражение картины мира в политической культуре. Политическая культура - продукт истории данной нации, сформированной важными событиями (такими как гражданская война, революция и т.д.) и человеческих характеристик, их ценностей, верований и перспектив [21, с. 1240]. Политическая культура состоит из субъективной стороны политики, ценностей, ориентации и поведения населения, включая политиков, в политике [17, с. 91].
Часто говорят о множественности языковых картин мира, т.к. у каждого человека свои представления о мире. Американский писатель и журналист Уолтерс Липпман вводит в связи с этим понятие «общественное мнение». Представления людей о себе, о других людях, об их потребностях, целях, отношениях - это общественное мнение [20, с. 29]. У. Липп-ман подчеркивает, что, исследуя общественное мнение, нужно обращать внимание на тройное взаимоотношение между сценой действия, человеческой картиной этой сцены и человеческим откликом на ту картину, работающую вне сцены действия. Он сравнивает это с постановкой, где актерам предложено играть на основе собственного опыта, где сюжет пересекается с реальными жизнями актеров [20, с. 16 - 17]. Он приводит и другой пример: если две страны атакуют друг друга и каждая думает, что действует в целях самообороны или два класса на войне, каждый из которых думает, что представляет общий интерес. Они живут в разных мирах, а если быть точнее, в одном мире, но они думают и чувствуют по-разному. Нужно понимать, что существует большое количество суверенных парламентов, каждый из них имеет свою иерархичную структуру с законодательными, исполнительными, административными органами. Но и это не отражает в полной мере всю сложность политической жизни. В каждом из
этих многочисленных органов власти есть партии, которые имеют свою иерархию с классами, секциями и т.д., внутри партий есть индивидуальные политики со своими страхами и надеждами [20, с. 20 - 21].
Таким образом, мы видим, что языковая картина мира у каждого человека своя, но она схожа у представителей одной нации, т.к. формируется в раннем детстве на основе мировосприятия предков. Картина мира тесно связана со стереотипами, существующими в определенной культуре.
Согласно определению Новейшего философского словаря социальный стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - это «застывший» образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Термин «социальный стереотип» введен У. Липманом в работе «Общественное мнение» (1922) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субъектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп.
Йорг Цинкен полагает, что стереотипы - это «строительные блоки» языковой картины мира. По его мнению, стереотипы не ограничены знанием и мнениями о членах социальных групп. Они рассматриваются как основной механизм организации знания о бытии (объектах, действиях, отношениях). Стереотипы организованы в аспекты [22, с. 7]. Организация стереотипа зависит от различных факторов, таких как точка зрения, система ценностей и т.д. Йорг Цинкен приводит аспекты, которые используются для объяснения народного стереотипа «Солнце» в польском языке [22, с. 118 - 120]: гипероним, совокупность, противопоставление, происхождение, внешний вид, характеристики, деятельность/ состояния/ процессы, действия, опыт, дополнительные/ своеобразные характеристики, адресат, объект действий, пространство и время, прогнозы, эквиваленты, символы.
Применим данные характеристики для объяснения стереотипов о политиках. Для формирования облика политика мы использовали словарные статьи [3; 4; 13; 15; 17; 19; 21], Основной Закон Федеративной республики Германии [18], а также мы опирались на мнения ученых-лингвистов Е. И. Шейгал, В. Е. Чернявской, А. Г. Алтуняна, Н. М. Ротановой, Л. А. Сараджевой, Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой, С. Э. Кегеян, А. А. Во-рожбитовой, О. А. Корнилова, Н. И. Лавриновой, Н. Н. Оломской.
Определим содержание основных аспектов стереотипов о политиках, применяемых в статье.
Гипероним - как понимается объект, родовое понятие; политик - это человек, занимающийся государственной деятельностью, сведущий в политике, уполномоченный для сношений с иностранными правительствами.
Совокупность - с какими другими объектами объект появляется в пространстве и времени; политик появляется со своими сторонниками, единомышленниками.
Противопоставление - какие объекты ему противопоставлены; в данном случае можно говорить о политических противниках. По нашему мнению, отношения совокупность / противопоставление в политике можно выразить соотношением «свои - чужие» (Е. И. Шейгал, В. Е. Чернявская, Н. И. Лавринова, Н. М. Ротанова, О. С. Иссерс, М. Х. Рахимбергенова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова). Н. М. Ротанова утверждает, что политик, создавая определенным подбором лексических средств языка смысл «я тебе свой», внедряется в сознание избирателя через представление людей о «своих»: своих не надо опасаться, они хотят нам добра, готовы оказать помощь и т.д. [11, с. 65]. Политик стремится завоевать внимание, вовлечь избирателя в обсуждение, продемонстрировать значимость. Одновременно он стремится к тому, чтобы возбудить недовольство и негативное отношение к «чужим», то есть к своим политическим противникам [2, с. 22]. Это достигается дискредитацией личных качеств и действий и дистанцированием. Высказывания связаны с выигрышной самопрезентацией кандидата и направленностью против политического оппонента. «Противника стремятся разоблачить, обвинить, осудить, опровергнуть его взгляды и обесценить действия» [2, с. 24]. Что касается лексики, то «свои» часто «маркируются возвышенной лексикой и приподнятой тональностью, в то время как для указания на «чужих» используется сниженная лексика и презрительно-саркастическая тональность» [16, с. 151].
Происхождение - откуда появился объект; политика (и, соответственно, политики) зародилась в Древней Г реции, термин был введен Аристотелем, но существует мнение, что политика появилась, как только люди стали жить более крупными племенами, и усложнялась с совершенствованием общества.
Внешний вид - как выглядит объект; внешний вид для политика играет важную роль, т.к. это человек, часто появляющийся перед широкой аудиторией, поэтому он должен придерживаться строгого стиля одежды и прически, обладать тактом и искусством в обращении с людьми.
Характеристики - какой объект, не учитывая внешнего вида; политик характеризуется часто с негативной стороны: ловкий государственный деятель, не всегда прямой; скрытный, хитрый, умеющий все клонить к своей пользе; тонко и умело действующий в отношении с другими; человек внимательный, проворный, с быстрой реакцией, хорошо знающий психологию; человек глубокомысленный, непроницаемый, дальновидный и разумом своим объемлющий все возможные случаи.
Деятельность, состояния, процессы - что объект делает; занимается деятельностью в области внутригосударственного управления и международных отношений; представляет интересы общества.
Действия - какое влияние объект оказывает на другие вещи; как отмечает Н. И. Лавринова, основной функцией политического дискурса является воздействие на адресата [8, с. 122 - 123]. С помощью политического текста политик старается убедить аудиторию в правильности нарисованной картины мира и не только убедить, но и мобилизовать для поддержки именно той точки зрения, которая изложена [1, с. 9].
Опыт - через какие события/ переживания проходит объект; в Германии политик (депутат) должен достигнуть совершеннолетия, то есть 18 лет (Grundgesetz, Art. 38,2), а также должен иметь многолетний опыт профессиональной деятельности с подобной степенью ответственности.
Дополнительные/ своеобразные характеристики - важные элементы объекта, которые не так легко отнести к другому аспекту; основной целью политиков является борьба за власть и победителем становится тот политик, который является более «сильной языковой личностью», который лучше владеет стратегиями и тактиками речевой коммуникации и способен с их помощью смоделировать в сознании коллективной языковой личности определенную картину мира и повести его за собой [6, с. 9].
Адресат - как объект вовлечен в коммуникацию; адресатом чаще всего являются избиратели. Для привлечения внимания адресата используются различные языковые средства, создающие запоминающийся образ. По мнению В. Е. Чернявской, «язык есть один из инструментов социальной власти, власть осуществляется через язык, средствами языка» [14, с. 7]. Как отмечает Н. И. Лавринова, важнейшей задачей политики является воздействие на адресата с целью получения его голоса [8, с. 121]. Для побуждения адресата к совершению определенных действий, внедрения в его сознание желаний, отношений, установок, служащих осуществлению интересов отправителя сообщения используются приемы манипуляции [14, с. 19], различные стратегии и тактики для положительной самопрезентации [8, с. 121].
Объект действий - как регулируются действия по отношению к объекту; В Германии депутат обладает неприкосновенностью (не несет уголовной ответственности), обладает правом отказа от дачи свидетельских показаний и гарантией свободной парламентской деятельности (индемнитет) [17, с. 129]; не подчиняется никаким поручениям и указаниям, а во всех решениях руководствуется только своей совестью (Grundgesetz, Art. 38,1); получает ежемесячную оплату труда, деньги на правительственные расходы, а также должен выплачивать налоги [19].
Пространство и время - когда и где появляется объект; политики появляются на общественно-значимых событиях, форумах, представляют свою программу, позицию на телевидении и в других средствах массовой информации и т.д.
Прогнозы - что объект говорит о будущем; как мы уже говорили, задачей политика является собрать как можно больше голосов в свою поддержку, привлечь большее количество сторонников. Для этого даются обещания, согласно которым все вскоре наладится. А. Г. Алтунян, рассматривая политический текст, отмечает, что политик стремится убедить аудиторию в том, что нарисованная им картина мира верна, что проблемы народа будут решены наиболее эффективным образом и интересы народа будут защищены наилучшим образом именно в рамках той картины мира, которая нарисована автором [1, с. 9]. Как утверждает Е. И. Шейгал, хороший политик должен быть коммуникативным лидером. Она вводит понятие «энциклопедической компетенции», которая проявляется «в глубоком знании и понимании текущей политической ситуации, предшествующих процессов и исторического фона, а также в способности дать адекватное вербальное описание данной предметной области». Энциклопедическая компетенция политика подразумевает также высокий общекультурный уровень, который в речи проявляется в апелляциях к прецедентным текстам данной культуры [16, с. 110 - 111]. В этом заключается связь политика как коммуникативной личности и культуры определенного этноса.
Эквиваленты - какие другие объекты «работают» подобным образом; в данном случае мы считаем, что к эквивалентам можно отнести политические партии. Многие политики состоят в какой-либо партии, кроме того, у политика и у партии схожие функции, а именно, формирование общественного мнения и управление государством. В словаре Дудена приводятся такие задачи партий: содействие в формировании общественного мнения, углубление политического образования, активация граждан, выдвижение кандидатов, влияние на парламент и правительство, преследование политических целей, поддерживание связи между гражданами и государством [17, с. 107]. В Германии партии принимают на себя общественное назначение, выбирают политиков и руководят содержательной стороной политики и управления в коммунах и федеральных землях, в стране и в Европейском союзе [17, с. 112]. Политические партии влияют на постановку повестки дня, они управляют и контролируют правительство. Они руководствуются идеями, которые являются общими для членов партии [21, с. 1227]. Наиболее известное и старейшее определение дал Edmund Burke: «Партия - это группа людей, объединенных для продвижения их общими стараниями национальных интересов специфическими принципами, по которым они сходятся во взглядах» [21, с. 1264].
Символы - что символизирует объект и как он символизируется; политик символизирует власть в государстве.
Стереотипы о политиках можно представить следующей схемой.
Схема 1. Стереотипы о политиках
Итак, целью нашей статьи было представление стереотипов о политиках, выявление их связи с культурой народа, с языковой картиной мира. Подводя итоги, можно сказать, что существует огромное количество индивидуальных языковых картин мира, но языковая картина мира схожа у представителей одной нации, так как у них совпадают культурные ценности, у них общая история. Соответственно, в определенной культуре формируются стереотипы, которые отражают устойчивое мнение людей о ком-либо или о чем-либо, в данном случае стереотипы о политиках в немецком обществе.
Список литературы
1. Алтунян А. Г. От Булгарина до Жириновского. Идейно-стилистический анализ политических текстов. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999.
2. Дискурс в современном мире. Психологические исследования / под ред. Н. Д. Павловой и И. А. Зачесовой. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011.
3. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/3845/политик.
4. Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - [Электронный ресурс]: http://gallicismes.academic.ru/30447/политик.
173
5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис,
2004.
6. Кегеян С. Э., Ворожбитова А. А. Лингвориторические параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма): монография. - Сочи, 2011.
7. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных мен-талитетов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2003.
9. Лавринова Н. И. Персуазивные стратегии и тактики в политическом интервью конфронтационного типа // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы: Сб. науч. ст. / отв. ред. д-р филол. наук В. Е. Чернявская. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. - С. 121 - 132.
10. Новейший философский словарь. - [Электронный ресурс]:
http://dic.academic.m/dic.nsf/dic_new_philosophy/1147/СОЦИАЛЬНЫЙ.
11. Оломская Н. Н. Прагматические и функциональные аспекты формирования дискурса PR (на материале исследований теледискурса, радиодискурса, компьютерного дискурса и рекламного дискурса): монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т; Просвещение-Юг, 2011.
12. Ротанова Н. М. Речевые средства манипуляции в агитационных текстах (на материале предвыборной кампании в Курганской области) // Лингвистика и межкуль-турная коммуникация: Сб. мат-лов межрегиональной научно-практ. конференции. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
13. Сараджева Л. А. Истоки формирования личностной категории в индоевропейской культурно-языковой традиции // Политический дискурс в России-7. Образы без лиц: Мат-лы постоянно действующего семинара / под ред. В. Н. Базылева и В. Г. Красильниковой. - М.: МАКС Пресс, 2004.
14. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. 1935 - 1940. - [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/954950.
15. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2006.
16. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - [Электронный ресурс]: http://dic.academic.m/dic.nsf/dic_fwords/28540ШОЛИТИК.
17. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. -Волгоград, 2000.
18. Duden. Basiswissen Schule. Politik. 2., aktualisierte Auflage / herausgegeben von Ralf Rytlewski und Carola Wuttke. - Mannheim: Bibliographisches Institut & F.A. Brock-haus AG, Berlin: DUDEN PAETEC GmbH, 2008.
19. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. - [Электронный ресурс]: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/gg/gesamt.pdf.
20. http://wirtschaftslexikon.gabler. de/Definition/abgeordneter. html
21. Lippman Walter. Public Opinion. - N. Y.: Harcourt, Brace and Company, 1922.
22. The Encyclopedia of Political Science / George Thomas Kurian, editor-in-chief. -Washington: CQ Press, a division of SAGE, 2011.
23. Zinken Jorg. Metaphors, stereotypes, and the linguistic picture of the world: Impulses from the Ethnolinguistic School of Lublin. - [Электронный ресурс]:
http://www.metaphorik.de/07/zinken.pdf.