Научная статья на тему 'Стереотипизация образа женщины в политической прессе Германии мирного времени (на примере креолизованных текстов)'

Стереотипизация образа женщины в политической прессе Германии мирного времени (на примере креолизованных текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
521
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СТЕРЕОТИПОВ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / FUNCTIONS OF STEREOTYPES / GENDER STEREOTYPES / POLITICAL COMMUNICATION / CREOLIZED TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Анна Владимировна

Рассматривается образ женщины в политической прессе Германии мирного времени. Устанавливаются некоторые гендерные стереотипы, а именно культурные и социально обусловленные представления, мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения женского пола в политическом плакате и рекламе креолизованных текстах, где значительная информация о факторе пола наряду с вербальными средствами передается с помощью иконических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPIFICATION OF A WOMAN''S IMAGE IN GERMANY''S POLITICAL PRESS OF A PEACE TIME (ON THE EXAMPLE OF CREOLIZED TEXTS)

The article consideres the image of a woman in german political press of the peacetime. Certain gender stereotypesare established, namely cultural and socially constructed ideas, opinions about the qualities, attributes and norms of behavior in female political poster and advertisements creolized texts where considerable information about the gender factor, along with verbal means is transmitted by iconic means.

Текст научной работы на тему «Стереотипизация образа женщины в политической прессе Германии мирного времени (на примере креолизованных текстов)»

УДК 008:351.858

А. В. Филиппова

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ ГЕРМАНИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ)

Рассматривается образ женщины в политической прессе Германии мирного времени. Устанавливаются некоторые гендерные стереотипы, а именно культурные и социально обусловленные представления, мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения женского пола в политическом плакате и рекламе - креолизован-ных текстах, где значительная информация о факторе пола наряду с вербальными средствами передается с помощью иконических средств.

Ключевые слова: функции стереотипов, гендерные стереотипы, политическая коммуникация, креолизо-ванный текст.

По данным социологических исследований, газеты и журналы регионального издания привлекают массовую аудиторию своим содержанием, в котором отражается местная специфика жизни. Рост интереса к проблеме визуализации в СМИ обусловлен самими требованиями современной коммуникации. В последние годы все большее внимание уделяется организации так называемых крео-лизованных текстов, особую значимость в современной политической коммуникации приобретают семиотически осложненные, или креолизованные, тексты. Изображение, в отличие от слова, всегда представляющего чей-то интерес или позицию, принимается, как правило, в качестве некой объективной картинки и не соотносится в сознании адресата с той или иной политической установкой адресанта, оно кажется более демократичным. Таким образом, можно говорить об огромной воздействующей силе креолизованного текста, что и обуславливает их популярность и актуальность в рамках современного политического дискурса.

В «серьезной» сфере политической коммуникации образ женщины, интерпретируемый почти всегда как исключительно положительный и подчас возвышенный, детерминируется социально-политическими условиями, идеологией общества и служит реализации политических целей и задач государства, партии, общественного движения и т. п. В рекламе, охватывающей сферу быта и досуга, в качестве наиболее существенного выступает экономический фактор, а сам образ женщины, допускающий значительно большую свободу в интерпретации и подчас некоторую «заземленность», служит реализации коммерческих целей - сбыту, продаже товаров (услуг). Наличие единой системы гендерных стереотипов в коммуникационном пространстве облегчает взаимопонимание в социуме в вопросах о значении понятий мужского и женского и создает предпосылку для эффективного межличностного общения [1].

В центре внимания гендерных исследований находятся стереотипные представления о мужских

и женских качествах, речевое поведение индивидов в связи с их принадлежностью к тому или иному полу, представленность в языке категории рода, наличие гендерной асимметрии [2].

Среди важнейших социальных функций стереотипов - функция социального контроля. Эта функция обеспечивает социально приемлемое поведение индивидов. Индивид, желая соответствовать социальным нормам, выбирает для себя такую линию поведения, которую окружающие не расценивают в качестве девиантной. Неформальными санкциями (как позитивными, так и негативными), имеющими значение вознаграждения за соответствие эталонной поведенческой модели, заключенной в стереотипном образе, являются оценки типа «он - настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива» [1].

Социализационная функция гендерных стереотипов состоит в передаче знаний о мужчинах и женщинах, заключенных в содержании данных стереотипов, в обучении нормам поведения и взаимоотношения полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.

Стереотипы наряду с ценностями и нормами становятся объединяющим, гомогенизирующим фактором. Гендерные стереотипы, будучи широко разделяемыми в обществе, являются фактором консолидации не только групп «мужчины» и «женщины», но социума в целом. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют членам общества вести разговор «на одном языке», почувствовать принадлежность к данному социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы [1].

В настоящей статье гендерные стереотипы изучаются на материале текстов массовой коммуникации, а именно политических коллажей мирного времени Германии. Они не только воспроизводят, но и усиливают образы гендерного мира. Они создают относимую к тому или иному полу и наполненную определенным гендерным значением

символику [2]. Это могут быть образы суперженщины, эмансипированной феминистки, традиционной женщины и т. п.

В политическом коллаже образ женщины используется в следующих основных ипостасях: общественно-политической (женщина - политическая сила общества), социально-биологической (женщина - мать, жена, хранительница домашнего очага), трудовой (женщина - работница), аллегорической (женщина - носительница высших человеческих ценностей, воплощение идей, идеалов).

В коллажах Германии образ женщины многогранен и динамичен, в его основе лежат различные, нередко диаметрально противоположные взгляды на природу женщины, ее характер, место и роль в жизни общества. И если в коммерческом коллаже можно встретить сказочный образ царевны, то в политическом плакате - женщину-паука, женщину-вампира, женщину-змею, «женщину-зве-ря кровожадного».

В Германии 1920-х гг. личностный аспект женского образа обогащает рекламный креолизован-ный текст. В коммерческой рекламе героине не чуждо ничто человеческое и сугубо женское: туалеты, косметика, сладости, новые виды разнообразных услуг, - этот вид плакатного искусства создает не социальный, а бытовой идеал женской красоты, в котором, как в журнале мод, особую роль играют стильная прическа, современный макияж, элегантная одежда. Конечно, это идеал ограниченного круга немецкого общества, главным образом женской «половины» новой партийной и бюрократической номенклатуры или представительниц престижных профессий.

В Германии начала 1960-х гг. меняется стиль изобразительного искусства. Язык натуралистического правдоподобия уступает место острому языку символов, метафор, аллегорий, знаков, обретает самоценность выразительность графической манеры. Пересмотр творческих установок коснулся главного героя политических событий - человека. Его образ становится более обобщенным, характеристики обогащаются поэтическими нотками, ассоциативными ходами, иносказаниями. В условиях падения престижа общественных форм воспитания детей все большие требования предъявляются к женщине-матери, ее участию в семейном воспитании подрастающего поколения. Эта двойственность проявляется и в коллаже: с одной стороны, он продолжает прославление женщины-труженицы, ее дел и достижений, - и в настоящем, например подвига женщин-космонавтов. С другой стороны, идет процесс осмысления уникальности природы и предназначения женщины, который особенно заметно проявился в период, предшествующий объявленному ЮНЕСКО Международному

году женщины. Наряду с образами, пришедшими в коллаж из глуби веков, в дореволюционном плакатном искусстве царствовали женщины, тип которых был создан работавшим в Германии чехом Альфонсом Мухой [3]. Это была женщина бесплотная, таинственная, непостижимая, с распущенными волнами волос, напоминающая то русалку, то богиню, женщина-символ, аллегория, знак, наделяемая чертами современницы. Она - в самых разнообразных вариантах - заняла в коллаже одно из главных мест в силу своей асоциальности, модности, многоипостасности [3]. Этот образ перекликался с поэзией символистов, с мистическими образами фильмов, с театральными спектаклями, с книжными и журнальными иллюстрациями и поэтому легко наполнялся аллегорическим смыслом, иносказательным содержанием.

Прагматический эффект предвыборных плакатов 1980-х гг. основан на обыгрывании фактора пола - использовании женских образов в непривычных мужских ролях. На плакате «Komm aus deiner linken Ecke! CDU» («Выходи из своего левого угла!» ХДС) [2] - девушка на ринге в боксерских перчатках со знаком ХДС, задорно вызывающая политических оппонентов на борьбу. На многих плакатах ГДР на передний план выдвигался образ женщины-работницы, одновременно на второй план отходил фактор пола, женский облик отличался нарочитой аскетичностью. На плакате «Dem Sozialismus gehort die Zukunft!» («Социализму принадлежит будущее!») мы видим доярку в косынке на фоне коров, которая в руках держит доильный аппарат.

На коллажах 1980-х гг. в Германии представления о женщине как о матери и хозяйке использовались для демонстрации благосостояния и социального оптимизма общества: на плакате ГДР «Unsere Republik - unser Zuhause» («Наша республика - наш дом») изображена молодая пара с ребенком, переезжающая на новую квартиру; на предвыборном плакате ХДС «Unsere Sicherheit Ja» изображена мать с дочерью в супермаркете, рассматривающие полную тележку покупок. На плакате ХСС «Dein Leben in Frieden und Wohlstand. Darum wieder CDU» («Твоя жизнь в мире и благосостоянии. Поэтому опять СДУ») - молодая пара с малышом на фоне собственного автомобиля.

Одним из примеров использования образа женщины в политическом коллаже 1990-х гг. в Германии явился коллаж в польском журнале Wprost, который вышел с обложкой, изображавшей Ангелу Меркель топлес, кормящей грудью близнецов Ка-чиньских. При этом сама статья начиналась словами: «Раньше немцы были нашими защитниками, а теперь стали нашими прокурорами. Германия хочет стать нашей матерью, но не может быть никем,

кроме мачехи». В данном коллаже обыгрываются стереотипные представления о женщине, как о заботливой, любящей матери. «Мачеха Европы» -такая надпись сопровождает коллаж. Правоконсервативный еженедельник Wprost уже не первый раз выходит с провокационной обложкой: в свое время на ней в нацистской форме, как госпожа в садомазохистской сцене, была изображена Эрика Штайн-бах, глава «Союза изгнанных», восседающая на спине у федерального канцлера Герхарда Шрёдера. Еще дальше пошел польский журнал за реальную политику Czas, на обложке которого Ангела Меркель была изображена с гитлеровскими усиками и одетой в нацистскую форму. Данный коллаж сопровождала надпись: «Европейский фашизм наступает». Большего оскорбления для немцев сложно себе представить. Образ эмансипированной женщины наделяется свойствами, более присущими представителям сильного пола, - независимостью, решительностью. Вот и в данном коллаже Ангела Меркель изображена в военной форме, с усами, что наделяет ее мужскими способностями.

Примером иронии над женщинами могут служить коллажи, изданные демократическими силами ФРГ в Год женщины, в 1999 г.: «Vorurteil: Frauen haben einen beschrankten Horizont» («Предрассудок: у женщин ограниченный кругозор») и коллаж «Ich kann immer noch aufhoren» («Я все еще могу бросить»), на котором изображена женщина с кастрюлей на голове и сигаретой во рту.

В первом коллаже обыгрываются переносные значения слов beschrankt (ограниченный, недалекий), der Horizont (горизонт в значении кругозор). Изображение молодой женщины с кастрюлей на голове тем самым усиливает ироническую окрашенность вербального высказывания: подчеркивает ограниченность возможностей женщины исключительно из-за занятости домашним хозяйством. В настоящее время женщины представляются более уверенными в себе, самостоятельными, раскованными. Образ эмансипированной женщины наделяется свойствами, более присущими представителям сильного пола - независимостью, решительностью, предприимчивостью, самостоятельностью; героинями плакатов становятся молодые женщины спортивного типа, деловые женщины на взлете карьеры, обычно изображаемые в рабочей обстановке. Например, на плакате изображена молодая женщина, занимающаяся спортом и легко преодолевающая препятствие: Diemoderne Frautreibt Sport.

Washeuteeine Selbstverstandlichkeitist, musstensichdie Frauenharterkampfen. (Современная женщина занимается спортом. Что сегодня является само собой разумеющимся, женщины должны добиваться побед) [3].

Сплошная выборка (просматривались все публикации каждого из 193 номеров в немецком публицистическом еженедельнике Die Zeit) позволила отобрать 78 гендерно окрашенных публикаций, из которых 40 в центре повествования имели женщину, и 38 - мужчину. В ходе дальнейшего анализа были выделены три основных типа гендерных репрезентаций: «жертва», «защитник», «источник опасности» (таблица).

При этом женские и мужские образы оказались представлены в этих типах в различной степени.

Типы репрезентаций

Образ Жертва Источник опасности Защита

Женский 58 % 33 % 9 %

Мужской 22 % 40 % 38 %

Из приведенной таблицы видно, что женский образ в 2,6 раза чаще, чем мужской, предстает на страницах регионального издания в качестве жертвы, в то время как в роли защитницы женщина оказывается в 4,2 раза реже. При этом опасность может исходить с сопоставимо близкой вероятностью как от мужчин, так и от женщин.

Далее были выделены конкретные темы, в которых встречается тот или иной вид репрезентации.

Оказалось, что образ женщины-жертвы в 75 % случаев встречается в материалах о социальной несправедливости и в 25 % в статьях о насилии со стороны мужчины.

Женщина как источник опасности представлена в материалах об алкоголизме, наркомании и социальных болезнях (63 %), в криминальных хрониках (27 %) и полумистических статьях о методах психологического воздействия (10 %).

Женщина в роли защитницы - это статьи о жен-щинах-военнослужащих, сотрудницах правоохранительных органов и публикации о работе комитета солдатских матерей.

Образ мужчины-жертвы в публикациях о социальной несправедливости отмечен в 57 случаях; в 29 % статей мужчина оказывается жертвой криминальных действий (убийство, ограбление) и в 14 % - жертвой насилия со стороны женщины.

Мужчина как источник угрозы - это в 63 % криминальные деяния, в 27 % - тема терроризма и в 10 % - материалы о методах психологического воздействия.

Полученные данные позволяют обозначить обобщенные образы мужчины и женщины, представленные в Die Zeit в контексте безопасности: она, скорее всего, жертва, жертва не конкретного мужчины, а несправедливого общественного устройства, которое порой толкает ее на преступление; он примерно с равной вероятностью защитник или агрессор, он почти всегда человек военный [4].

Идеологически обусловленной, определяемой общественно-политическим устройством предстает трудовая ипостась женского образа, пропагандирующая представления о женщине как о труженице, активном строителе и преобразователе общества [5]. На рубеже веков образ женщины приобретает все большую и большую сексуальную привлекательность. Подчас заголовки и изображение выглядят даже слишком вульгарно, а эротичность женского образа выглядит слишком откровенно. Например, на плакате, направленном на дискредитацию правящей партии СДПГ, чья деятельность привела к повышению цен на бензин: Bei diesen Preisen sollte man auch was erwarten konnen. Oder? (При таких ценах можно ожидать и кое-что еще. Или?), - изображена полуобнаженная женщина, работающая на автомобильной заправке [5].

Гендерные стереотипы в текстах массовой коммуникации неотделимы от идеала женщины, а также идеи предназначения женщины, господствующей в тот или иной период. Первое, что мы представляем себе, услышав слово «женщина», - это женщина-мать. И это представление о женщине как о продолжательнице рода остается неизменным во все времена вне зависимости от политической ситуации.

На примере текста политической прессы формируется своеобразный жанр портрета, в котором социальные характеристики модели отодвигаются на второй план, а на первом оказывается женщина как таковая, изображаемая в соответствии с эстетическими идеалами времени: женщина образованная, работающая и участвующая в политической жизни своей страны.

Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М., 2003. 124 с.

2. Вариясова Е. В. Влияние гендерного фактора на ассоциативное поведение участников рекламной коммуникации // Вестн. Томского гос.

пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 10. С. 151-153.

3. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. М.: Наука, 1990. 227 с.

4. Шейгал Е. И. Эвфемизм и ирония в политическом тексте // Филология. Philologia. Краснодар: КубГУ, 1997. № 11. С. 47-49.

5. Ворошилова М. Б. Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. 220 с.

Филиппова А. В., старший преподаватель.

Поволжский государственный университет сервиса.

Ул. Гагарина, 4, Тольятти, Самарская область, 445677.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.10.2013.

A. V Filippova

STEREOTYPIFICATION OF A WOMAN'S IMAGE IN GERMANY'S POLITICAL PRESS OF A PEACE TIME (ON THE EXAMPLE

OF CREOLIZED TEXTS).

The article consideres the image of a woman in german political press of the peacetime. Certain gender stereotypesare established, namely cultural and socially constructed ideas, opinions about the qualities, attributes and norms of behavior in female political poster and advertisements - creolized texts where considerable information about the gender factor, along with verbal means is transmitted by iconic means.

Key words: functions of stereotypes, gender stereotypes, political communication, creolized text.

References

1. Anisimova E. E. Text Linguistics and Intercultural Communication. Moscow, 2003. 124 p. (in Russian).

2. Variyasova E. V. Gender factor influence on assosiation behavior of advertising communication participants. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 10, pp. 151-153 (in Russian).

3. Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Creolized texts and their communicative function. Moscow, Nauka Publ., 1990. 227 p. (in Russian).

4. Sheigal E. I. Euphemism and irony in political text. Philology. Krasnodar, KubGU Publ., 1997, no. 11, pp. 47-49 (in Russian).

5. Voroshilov M. B. Political Linguistics. Vol. 20. Ekaterinburg, 2006. 220 p. (in Russian).

Volga Region State University of Service.

Ul. Gagarina, 4, Togliatti, Samara region, Russia, 445677. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.