Стереотипизация ислама: формирование образа «Чужого»
СТЯТЬЯ
Стереотипизация ислама: формирование образа «Чужого»
Калимбет Наталия Сергеевна — кандидат философских наук, ведущий специалист Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Симферополь.
В современном мире обращение к религиозной тематике актуализируется ввиду внутригосударственной и внешнегосударственной обстановки, характеризующейся активизацией гражданского, этнического и конфессионального самосознания. Однако последствиями такой активизации являются, в том числе, появление экстремистских и радикальных сообществ и возникновение конфликтов в межэтнической и межнациональной сферах, поскольку на пересечении путей различных этносов и культур происходит не только ценностно-ориентированное взаимодействие,
но и экзистенциальные столкновения, порой перетекающие в открытое противостояние. Предметом непонимания выступают как повседневные элементы — одежда, традиции, запреты и гастрономические предпочтения, так и сущностные, проявляющиеся в средствах самоидентификации через этнос, конфессию. Религиозные ценности и традиции часто оказываются в руках идеологов экстремистских и террористических движений лишь средством для достижения их собственных утилитарных целей, порой не имеющих ничего общего с той религией, которую они якобы исповедуют или защищают от посягательств. В Комплексном плане противодействия идеологии терроризма
в Российской Федерации на 2019-2023 годы [1] подчеркивается роль активной пропагандистской и вербовочной деятельности международных террористических организаций, базирующейся на искажении традиционных религиозных постулатов, а также опасность использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма. Крайне важно в такой ситуации иметь истинное представление о тех, кто находится с нами рядом, и не принимать слепо укоренившиеся суждения. Понимание и осознание ценности этнокультурного и религиозного разнообразия мира, а также способность уважительного отношения к представителям других убеждений — важнейшие факторы, способствующие консолидации многонационального народа России.
Помимо широко представленных в отечественном востоковедении и, в частности, исламоведении разработок по мусульманской культуре, теологии, философии, а также истории идейно-политических течений современная источниковая база пополняется публикациями, связанными с исследованиями роли религии, религиозно-мотивированного терроризма, исламского фундаментализма, истории радикальных течений, а также исламского неомодернизма и исламофобии.
Предметом научных изысканий исследователей является в том числе и образ ислама — репрезентативный или конструируемый. Стереотип — упрощенная схема отражения действительности, служащая ориентиром в окружающем мире, которая позволяет подготовиться к встрече с Другим — другой культурой, другой традицией, другой религией. Другой — значит, отличный от меня. Стереотипы по большей мере носят позитивный характер. В отношении затронутой темы зачастую говорится о негативной стереотипизации ислама (культуры, традиции, религии) и мусульман, ведущей к закреплению «воинственного» характера религии и ее представителей и тиражированию образа Чужого, а не Другого.
С целью повышения уровня религиозной грамотности, защиты от искажения традиционных религиозных практик, а также воспитания духовно-нравственных качеств, в основании которых лежат общечеловеческие ценности: гуманизм, жизнь, достоинство человека, семья, взаимопомощь и взаимоуважение, в настоящей публикации приводятся некоторые устойчивые суждения об исламе и их аналитический разбор.
Стереотип 1.
Все мусульмане — арабы.
Действительно, ислам зародился на северо-западе Аравийского полуострова, но уже в первые столетия своего появления распространился далеко за пределы полуострова, став вероисповеданием большинства населения Сирии, Палестины, Египта, Ирана, Центральной Азии, Северной Африки и Испании. На сегодняшний день арабы составляют около 15% всех мусульман; а страной с наибольшим
мусульманским населением является Индонезия [2]. Мусульмане проживают в Азии (69%), Африке (27%), Европе (3%). Более чем в 25 афро-азиатских странах (Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Малайзии, Пакистане, Египте, Сирии, Ливии, Сомали и др.) за исламом закреплен статус государственной религии. В России насчитывается более 14,5 млн мусульман [3], из них порядка 300 тыс. проживают в Крыму. [4].
Стереотип 2.
Нетерпимость к другим религиям.
Согласно Священному Писанию мусульман — Корану, ислам признается единственно истинной религией. При этом подчеркивается, что не может и не должно быть «принуждения в религии», что каждому народу предназначен свой посланник. В исламе утверждается терпимое отношение к представителям различных религий, в особенности «людям Писания», то есть единобожникам, к которым относятся иудеи, христиане, зороастрийцы. В отношении немусульман следует применять не насилие, а «мудрость и ... увещания». Содержащиеся в Коране воинственные проповеди против язычников, христиан и иудеев объясняются сугубо ситуационными политическими задачами, а применение силовых способов урегулирования отношений часто содержат оговорку «если», которая фиксирует вынужденный характер каких-либо силовых мер.
Стереотип 3. Угнетение женщин.
Принудительные браки, насилие в семье, так же как и в других религиозных традициях, противоречат канонам ислама. Жестокое обращение, которому подвержены женщины, проистекает из местных традиций и культурных
обычаев, которые не имеют отношения к мусульманскому учению. В доисламские времена положение женщины было гораздо более тягостным, многие девочки еще во младенчестве были обречены на смерть из-за практиковавшегося детоубийства. Хотя мусульманская традиция предполагает подчиненное положение жены ввиду важности рождения и воспитания детей, в настоящее время в распоряжении мусульманской женщины получение образования, наследование имущества, выбор супруга, распоряжение доходами, осуществление развода.
Стереотип 4.
Мусульмане = террористы.
Исламом, так же как и другими религиями, осуждается и порицается применение насилия. Тем более когда речь идет о деструктивных сообществах, лишь прикрывающихся религиозными постулатами и ценностями и использующих исламские лозунги в качестве оправдания террористической и экстремисткой деятельности. Несмотря на подавляющее большинство случаев, связанных с терроризмом под прикрытием ислама, современный мир насыщен другими примерами терроризма религиозного толка. К примеру, на религиозной основе христианства построена деятельность деструктивных и националистических сообществ в горах на северо-востоке Индии, буддизма — в Бирме и Шри-Ланке.
Стереотип 5.
Джихадизм — воинственный ислам.
Джихадизм, который произошел от однобокого и усеченного понимания джихада, служит для описания так называемого «исламского фундаменталистского движения», «воинственных исламских группировок», «идеологии террористических войн»,
«религиозно фундированных теорий и практик», цель которых — ведение «священной войны», свержение действующих правительств, установление теократического режима и т. д. Ислам не ставит целью насильственное насаждение религии и не пропагандирует террористические акции. Воинственность, фанатичная нетерпимость и жесткость к инакомыслящим, угроза общественному существованию — признаки религиозно-экстремистских организаций, которые, опираясь на якобы слово Священного Писания, «вырывают» из контекста выгодные фрагменты для обоснования своей деятельности.
Стереотип 6.
Джихад = «священная война мусульман», «война с неверными». Джихад буквально означает «усердие», «старание», «приложение усилий», что применимо к разным сферам человеческой жизни — религии, политике, экономике, науке и т. д., для реализации которых подходят различные средства — имущество, время, жизнь в ее широком понимании и прочее. Борьба с собственными страстями, избавление от зависти и высокомерия, усердие в получении знаний, воспитание в себе стойкости и терпения — все это джихад. Действователем (то есть следующим путем джихада) выступает торговец, миссионер, воин, проповедник, учащийся, борец с собственными слабостями [5, с. 70]. Различают несколько десятков видов джихада, среди которых политический, социальный, информационный, идеологический, экономический, военный и т. д. Деструктивные сообщества используют в качестве идеологического средства собственную ограниченную и узкую интерпретацию одного из видов джихада — «джихада меча», напрочь отсекая важность других видов джихада и многочисленные условия его ведения.
Средства массовой информации, в свою очередь, подхватили и растиражировали терминологию террористов, окрасив джихад в черно-белые тона флагов террористов.
Стереотип 7.
Шахид = террорист-смертник.
Некорректное использование этого понятия в средствах массовой информации ошибочно закрепилось за террористами-смертниками. Шахидом традиционно называют не только мученика за веру, но и свидетеля на суде. Шахидами считаются все умершие насильственной смертью — убитые человеком, животным, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные и т. д. [6, с. 296]. В сообществах псевдоисламской направленности шахид интерпретируется исключительно как «муджахид», вышедший сражаться за слово и религию Аллаха и погибший в бою с неверными и отступниками. Идеологи терроризма позиционируют исполнителей террористических атак «шахидами»,
а саму операцию — «истишхадом» (акцией самопожертвования) [7, с. 14]. Ислам, напротив, не признает подобного мученичества, считая таких «шахидов» преступниками и убийцами ввиду того, что они идут не на смерть, а именно на самоубийство, которое считается грехом не только в исламе, но и в других религиях [8, с. 148].
В заключение отметим, что ислам нагружен рядом негативных стереотипов, которые представляют социокультурную угрозу национальной безопасности российского государства ввиду некорректного и ангажированного представления об исламе и тиражирования негативных стереотипов, являющихся
фактором дестабилизации отношений в поликонфессиональных и полиэтничных сообществах, в которых ислам представлен в черных красках. Поэтому так важно корректное обращение с исламской терминологией, рефлексивный и неповерхностный подход к этой теме.
Ислам — самая молодая из трех мировых религий — широко представлен в России, в том числе в Крыму. Являясь неотъемлемой частью исторического и духовного наследия и оказывая значительное влияние на формирование традиционных ценностей, мусульманство в современном мире часто ассоциируется с негативными практиками. Отчасти это связано с некорректным использованием понятий и терминов арабо-мусульманской культуры. Важная роль в отражении религиозной, в данном случае исламской, тематики отводится профессионализму представителей СМИ, призванных корректно и непредвзято освещать события. Значительная роль принадлежит образовательным организациям, участвующим в формировании и воспитании личности. Кроме этого, пожалуй, самым существенным потенциалом в отражении и формировании образа ислама в межкультурном пространстве обладает семья, закладывающая основы уважительного отношения к представителям других национальностей, религий, традиций.
Список использованных источников:
1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы.
URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/ kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 14.07.2023).
2. Густерин П. В. Рейтинг исламских государств. URL: https://centrasia.org/ news.php?st=1656669000
(дата обращения 21.06.2023).
3. Население России. URL: https:// countrymeters.info/ru/Russian_ Federation#religion
(дата обращения 21.06.2023).
4. В муфтияте Крыма допустили перенос открытия соборной мечети на 2022 год. URL: https://tass.ru/obschestvo/10595167 (дата обращения 21.06.2023).
5. Калимбет Н. С. Негативная стереотипизация исламских понятий как фактор деструкции межкультурной коммуникации // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 1. С. 67-76.
6. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. 315 с.
7. Чудинов С. И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама) / С.И. Чудинов. М.: Флинта: Наука. 2010. 312 с.
8. Кузьменко Н. С. Формула северокавказского шахидизма: ахират минус дунья // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2016.
№ 4 (34). С. 146-155.