Научная статья на тему '«Степовик» И. С. Тургенева и персонажи русских быличек'

«Степовик» И. С. Тургенева и персонажи русских быличек Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1645
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА ТУРГЕНЕВА / НАРОДНЫЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / БЫЛИЧКА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лутовинова Е. И.

В статье анализируется малоизученное миниатюрное прозаическое произведение И.С.Тургенева «Степовик», жанровая форма которого может быть соотнесена с русскими быличками. Тема степной природы была весьма популярна в русской литературе XIX века. Образ Степовика духа придонских степей был создан И.С.Тургеневым на основе народных мифологических рассказов. Неповторимость образа основана на удачном сочетании фольклорных традиций и авторской интерпретации. Сравнению персонажей русских быличек с образом Степовика посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEPPE-MAN BY I. TURGENEV AND PERSONAGES OF RUSSIAN FOLKLORE TALES

The article deals with the analysis of small and scarcely investigated prosaic work by I. Turgenev Steppeman. Its genre form may be correlated with Russian folklore tales of real character. The motive of steppe landscape was very popular in Russian literature in 19-th century. Steppe-mans image representing the Spirit of near-Don steppes was created by I. Turgenev on the basis of national mythology. Unique features of this image were determined by successful combination of folklore traditions and authors interpretation of old tales. The comparison of folklore characters with Turgenevs hero is the main task of the article.

Текст научной работы на тему ««Степовик» И. С. Тургенева и персонажи русских быличек»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Е.И. ЛУТОВИНОВА, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института семьи и воспитания

Российской академии образования, г. Москва

Lumelena@mail.ru

«СТЕПОВИК» И.С.ТУРГЕНЕВА И ПЕРСОНАЖИ РУССКИХ БЫЛИЧЕК

В статье анализируется малоизученное миниатюрное прозаическое произведение И.С.Тургенева «Степовик», жанровая форма которого может быть соотнесена с русскими быличками. Тема степной природы была весьма популярна в русской литературе XIXвека. Образ Степовика - духа придонских степей — был создан И.С.Тургеневым на основе народных мифологических рассказов. Неповторимость образа основана на удачном сочетании фольклорных традиций и авторской интерпретации. Сравнению персонажей русских быличек с образом Степовика посвящена эта статья.

Ключевые слова: проза Тургенева, народный мифологический рассказ, быличка, фольклорные традиции.

Писатели XIX века неоднократно обращались к русской мифологии, древнейшему типу мировоззрения, черпая из неё сюжеты и образы для своей авторской интерпретации. Произведения А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Муравьёва, Д.В. Веневитинова, Л.Я. Якубовича, А.В. Кольцова, П.Д. Бутурлина, А.А. Фета сделали хрестоматийными образы низшей мифологии русских: Вия, Русалки, Домового, Лешего, Лихорадки и т.д. И.С. Тургенев не избежал увлечения этой темой, некоторые его тексты имеют тесную связь с русским фольклором.

«Степовик» - это изящная прозаическая миниатюра, написанная И.С.Тургеневым на французском языке. А. Звигильский обнаружил этот автограф писателя в 70-е годы XX века и опубликовал его в оригинале в одном французском издании [1]. Отечественные исследователи проявили неподдельный интерес к этой находке, и уже в 1979 году орловским литературоведом Л. А. Балыковой был осуществлён русский перевод этого произведения [2]. В 1986 году <^е Stepovik» впервые был включен в Полное собрание сочинений И.С.Тургенева. Там отмечено, что рукопись не закончена и не датирована, но предположительно задумка писателя относится к 1882 году [3]. Текст «Степовика» позже вошёл в сборник сказок И.С. Тургенева, изданный в 2005 году в г. Орле. В комментариях к этому изданию тургеневских сказок, данных Л.А. Балыковой, указывается на то, что текст «Степовика» И.С.Тургенев диктовал Полине Виардо во время своей предсмертной болезни. И в этом, по всей вероятности, причина его незавершённости. Писатель планировал включить это произведение в новую книгу для детского чтения, замысел которой возник у писателя гораздо раньше, в середине 70-х годов XIX века. «По-видимому, он обсуждал его с друзьями. В начале 80-х годов даже прошёл слух, что писатель решил посвятить себя исключительно творчеству для детей. Предполагаемая книжка должна была называться «Рассказы и сказки для детей» [4].

А. Звигильский, анализируя сказки, написанные И.С. Тургеневым для семейства К. Шамро, делает вывод о влиянии на этот его вид творчества Н.В. Гоголя и Г. Мопассана [5]. В России в 1979 году Л.Н. Назарова впервые публикует в журнале «Русская литература» информацию об этой интересной находке [6]. Другая исследовательница этого произведения, Л.М. Долотова, отмечая «близость сказки мотивам и колори-

© Е.И. Лутовинова

ту «Записок охотника», а также стилевым приёмам фантастических рассказов Тургенева», одновременно высказывает сомнения в отнесённости «Степовика» к жанру сказки, ибо «сказка не нуждается в оправдании и объяснении волшебства; чудо в самой природе жанра» [7].

Тема степи присутствует в произведениях И.С. Тургенева, стоит упомянуть «Лес и степь», «Лебедянь», «Степной Король Лир» и другие. Охотничьи маршруты писателя также пролегали по придонским степям: Венёв, Красивая Меча, Лебедянь, Елец, Епифань, Чернь, Бобрики, Огибалово, Че-ремисиново. Есть указания исследователей, что И.С. Тургенев также совершал поездки в Липецк и Задонск. В книге В.В. Шапочки, изучившего охотничьи тропы писателя, есть карты путешествий, анализ которых позволил нам предположить, что в 1852 году, в середине июля, во время охоты, длившейся 9-10 дней, писатель мог получить те незабываемые впечатления, которые позже легли в основу замысла «Степовика» [8].

Разумеется, и раньше, и после этого Тургенев не раз бывал в придонских степях и переправлялся за Дон, посещая свои тамбовские имения. Пока не удалось точно установить место, где Тургенев получил эти яркие впечатления от ночи, проведённой им в степи на сене. Воспоминания автора о придонских степях с обильными травами и обширными покосами, с их гигантскими стогами, на которые можно влезть только по специальным лестницам, переданы очень точно и живо. Это прочитывается в тексте, где мы видим не свежие восторженные описания, но находим там основательную констатацию природных состояний, не единожды отмеченных наблюдательным охотником. С высоты стога, служащего ложем для охотника, открывается вся красота окружающей природы, наполненной ночными красками, звуками и запахами.

Интересно заметить, что и у Фета, земляка И.С. Тургенева и товарища по охоте, также наблюдается поэтизация степных просторов, восхищение вечерней степью, например:

На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал (1857).

В другом его стихотворении, «Степь вечером»:

За облаком до половины скрыта,

Луна светить ещё не смеет днём.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито,

Вот лунь проплыл, не шевеля крылом [9].

В знаменитом исследовании А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» есть фрагмент, специально посвященный духам природы, персонифицированным в народном сознании в именах божеств как высшей, так и низшей мифологии: «Всё, что растит земля, есть дар небесных богов (Святовита, Дажьбога, Перуна, Волоса, Лады), согревающих её солнечными лучами и поящих лес, поля и нивы живительною влагою дождя» [10]. Подчёркивая одухотворение природы, Афанасьев указывал: «Земные урожаи зависят от деятельности стихийных духов. Носясь по воздушным пространствам в буйном полёте грозовых туч и ветров, духи эти нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, преобразуются в ея материнских недрах в бесчисленные зародыши и затем нарождаются разновидными и роскошными злаками. Вообще всё растительное царство представлялось древнему человеку воплощением стихийных духов, которые, соединяя своё бытие с деревьями, кустарниками и травами (=облекаясь в их зелёные одежды), через то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев» [11].

В указанном труде рассмотрен дух поля - полевик, но такой мифологический персонаж, как степовик, отсутствует. Следует отметить, что персонаж с таким именем в русских быличках не встречается. Однако есть немало других духов природы, имена которых составлены по сходному словообразовательному принципу. Например, в словаре Т.А. Новичковой встречаются такие персонажи, как банник, болотник, боровик, встречник, гуменник, еретник, жировик, луговик, моховик, овинник, подовинник, ригачник, подполянник [12].

В «Словаре славянской мифологии» этот перечень дополняется ещё несколькими именами духов: клетник, межевик, огуменник, полазник, пуще-вик, сарайник, хлевник [13].

На вопрос о причине отсутствия в имянослове русских быличек персонифицированного духа степей, занимающих огромные пространства России, может дать ответ исследование Д.К. Зеленина. Характеризуя большие этнографические группы великорусского населения - степняки, заволжане, нагоряне, Д.К. Зеленин отмечал:

«Под именем степи (а в более древнее время поля) известна территория, обнимающая нынешние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, восточную половину Орловской и прилегающие уезды Тульской. Здесь некогда кочевали исконные враги русского народа, инородцы Востока. В настоящее время здесь обитают мирные домоседы степняки. Самый термин степь, как видим, чисто географический, но содержание его скорее этнографи-

ческое, чем географическое. В состав степи народ включает, например, Ефремовский, Лебедянский, Елецкий и Ливенский, хотя в отношении устройства поверхности уезды эти вернее назвать гористыми, чем степными. А главное, степнякам противополагаются подмосковные, каким именем зовут себя, например, даже жители Каширского уезда (с. Липецы). Вместо степняки говорится вохлаки («вохлаки на той стороне Оки»), лапотники, сермяжники, неотёсанные. Характеристики эти в общем верны: быть может, нигде в русском народе не живут так грязно, как в этой степи; в некоторых уездах, например, в Коротоянском, Бобровском, Землянском, нет совсем бань. И это - при общей зажиточности степняка, у которого часто и лесу достаточно» [14].

Фактом позднего заселения славянами степных просторов, древним названием этих мест «Дикое поле», можно, на наш взгляд, объяснить отсутствие имени «Степовик», персонифицированного духа - хозяина степи, в русской мифологии.

Мифологические рассказы о полевиках, духах поля, широко распространены по всей России. С.В. Максимов, писавший в своей знаменитой книге о духах низшей мифологии на основе своих наблюдений, отмечал, что на каждую деревню полагается иметь по четыре полевика. Внешне он выглядит как уродливый маленький человечек, внезапно выскакивающий из-за стога и пугающий баб. Иногда это старец в белых одеждах. Ещё одна его портретная характеристика: тело чёрное, как земля, глаза разноцветные, вместо волос - трава, шапки и одежды нет никакой. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Межевые ямы - любимое место полевиков. Там они женятся и рожают потомство. Их дети, межевички и лу-говики, ловят птиц на обед родителям, всячески их почитают. Они душат спящих в межах, жестоко наказывая их за нарушение границы сакрального пространства.

«Раз в году, под Духов день, умные орловские землепашцы идут глухой ночью куда-нибудь подальше от проезжей дороги и от деревни к какому-нибудь рву и несут пару яиц и краденого у добрых соседей старого и безголосого петуха. Несут так, чтобы никто не видал, иначе полевик рассердится и истребит в поле весь хлеб. У полевиков, в отличие с прочей нечистью, любимое время -полдень... Орловцы вообще считают их духами злыми, да и рязанцы обходят кругом тех нечистых мест, где эти духи пошаливают» [15].

Жанровая принадлежность этого произведения И.С. Тургенева определяется, на наш взгляд, иначе. «Степовик» гораздо ближе к русским бы-

личкам, нежели к сказкам. В центре внимания рассказчика, как и в большинстве народных мифологических рассказов, лежит мотив встречи обычного человека, заядлого охотника со Степовиком, духом придонских степей.

Крупнейший знаток и исследователь русских мифологических рассказов Э.В. Померанцева особо отмечала, что «очень своеобразно представлен в быличках образ свидетеля невероятного происшествия, его роль в действии, характер поступков. Чаще всего свидетель поставлен в условия, которые он не в силах изменить, поэтому действия его не отличаются особой активностью. Ход событий в быличке, как правило, определяется сверхъестественным персонажем» [16]. В отличие от сказки, в которую не верит ни рассказчик, ни слушатель, быличка имеет установку на достоверность. Можно сослаться на авторитет В.П. Зиновьева, который писал по этому поводу: «Всевозможные доказательства правдивости истории: ссылка на конкретных лиц, место действия, время действия, реалистическая детализация рассказа, прямые утверждения о достоверности» [17]. Всё эти характеристики представлены в «Степовике» в полной мере.

Место встречи с необычным существом - береговые придонские степи. Они просторны и чисты, в отличие от деревни с её тесными избами, кишащими клопами. Оппозиция степь/деревня описана писателем в пользу природной стихии. Время встречи - лето, пора сеностава с оформленным результатом крестьянского труда в виде огромных стогов сена. Можно предположить, что это был конец июля - середина августа. И.С. Тургенев подробно описывает время суток, в которое происходит чудесная встреча охотника со Степовиком: это вечер, переходящий в ночь. Восход луны, её отражение в речных водах маркируют мифологическое время и пространство происходящего события.

Однако есть и отличия. Во-первых, сам образ был создан писателем как добрый гений степи, её заботливый хозяин. Он вовсе не вызывает страха. Степовик не пугает, не вредит, не предупреждает охотника, он любезно разговаривает с ним, интересуется, как прошла охота. Охотник изумляется его галантностью и воспитанностью, необычайной красотой и мелодичностью его голоса. Скорее, смеховая стихия лежит в основе этого образа, тёплый юмор улавливается в описании персонажей, где функции коня выполняет степная чайка, а грума - кулик. Хозяин степей ездит на чайке, как на коне, подобно степнякам-номадам. Конь - атрибут всех индоевропейских солнечных богов, одна-

ко ни один из персонажей низшей мифологии не имеет подобного атрибута. Следует заметить, что птицы-спутники Степовика не упоминаются в исследованиях по русской мифологии и в фольклорных вариантах, в сюжетах с другими персонажами быличек не встречаются [7в].

Кроме того, портретные характеристики излишне подробны, а атрибуты духа не имеют аналогичных вариантов в подобного рода фольклорных нарративах. В тексте тщательно описаны не только элементы костюма Степовика, но даже и материалы, из которых они изготовлены: курточка из торфа, пояс из лопуха, обувь из бересты. Кроме того, даже борода степного духа сделана из степного растения - ковыля, а глаза подобны двум ягодкам. Природные материалы постоянно упоминаются при создании образа духа степи, который очень похож на обрядовую антропоморфную куклу. Например, описывая сохранившийся в селе Шутилове Нижегородской области древний обряд похорон Костромы, авторы указывали, что куклу, изображающую Кострому, делали из соломы, сорных трав, репейника, кострыки - крапивы, прутьев, то есть всего колючего, острого, жесткого, подобно Перуновым стрелам, и наряженную в пёстрое тряпьё [18].

Портретное описание Степовика, данное писателем, можно сравнить со старичком-лесовичком из русской волшебной сказки, записанной в Сибири, в Кемеровской области. В сказке «Мальчик-

с-пальчик» детям встречается помощник, дающий им за доброе к нему отношение чудесное средство: «По пути им встретился старичок-лесовичок. Он такого небольшого роста, с белой бородой, с палочкой в руке. Он спросил, куда они идут. Они сказали, что домой, и угостили его ягодой. Наверное, дети ему понравились, и старичок-лесовичок подарил им платок, которым взмахнешь - и тут же появляются пряники, печенья, конфеты. Ребятишки поблагодарили старичка-лесовичка и пошли дальше» [19].

Самое главное отличие «Степовика» и русских быличек в том, что необыкновенная встреча охотника с духом степи, пересказанная автором, не имеет какого-либо продолжения. Можно только сожалеть, что у писателя не нашлось сил и времени для завершения этого сюжета.

Итак, дух донских степей, Степовик, впервые был придуман и воплощён в изумительном словесном портрете непревзойдённым русским художником слова Иваном Сергеевичем Тургеневым. Успешное создание образа духа степи в интерпретации писателя основано на осознанном выборе средств изображения героя. В арсенале автора наблюдается сочетание необычного, комического и поразительного. Фольклоризм произведений русской классической литературы, мифологические реминисценции в их творчестве неоднократно привлекали и будут привлекать внимание исследователей.

Библиографический список

1. СаЫеге, № 2, р. 16-17.

2. Л.А. Балыкова. Советская Россия. - М., 1979. - № 203, 2 сентября.

3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. // Т. 12. М., 1986. — С. 715-716.

4. Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей / Составитель, автор послесловия и переводчик двух сказок

И. С. Тургенева с французского языка Л. А. Балыкова. - Орел, 2005. — С. 89.

5. Звигильский А. Nouv corrined, ^ I р^ЬМ.

6. Назарова Л.Н. Неизвестные автографы И.С. Тургенева // Русская литература. - 1979. - № 4. — С. 212.

7. Долотова Л.М. Новое о Тургеневе во французском бюллетене // Вопр. лит. - 1981. - № 2. — С. 306.

8. Шапочка В.В. Охотничьи тропы И.С.Тургенева. - Орёл, 1998.

9. Фет А.А. Избранные стихотворения. - Кемерово, 1980. — С. 75-76.

10. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 3. — М., 1994. — С. 761.

11. Там же. Т. 3. С. 771.

12. Русский демонологический словарь / Автор-сост. Т. А. Новичкова. — СПб., 1995.

13. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995.

14. Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья как материал для этнографии// Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. - М., 1994. — С. 54-55. В своём исследовании Д.К. Зеленин даёт ссылку на работу: Троицкий Н.И. Следы язычества на пространстве между верховьями рек Оки и Дона: Культ огня, дерева и камня // Памятная книжка Тульской губернии на 1893 год. - Тула, 1893. Отд. 8. С.187-202. Кроме этого мы можем назвать ещё два исследования: Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии: I. Небо, светила, физические явления. II. Духи. III. Ведьмы, колдуны, знахари. IV. Сотворение мира и человека; происхождение нечистой силы // Этногр. обозрение. - 1899. Кн. 42. № 3. С.1-60; Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губ.: I. Космогонические представления. Духи. II. Колдуны и ведьмы. III. Разные суеверия и предрассудки // Этногр. обозрение. - 1900. Кн. 47. № 4. С. 68-118.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

15. О Полевике см.: Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила: Трилогия. - Кемерово, 1991. С. 208-210. Персонажи славянской мифологии. Словарь / Сост.: А.А. Кононенко, С.А. Коно-ненко; Художник В.А. Кононенко. - Киев, 1993. - С.150; Русский демонологический словарь / Автор-сост. Т. А. Новичкова. — СПб., 1995. — С. 121, 355. и др.

16. Померанцева Э. В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. — М., 1968. — С. 279. Также см.: Померанцева

Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М.,1975.

17. Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. — Новосибирск, 1987. — С. 301.

18. В. Шамшурин, В. Алексеев. У истока Алатыря. - Н. Новгород, 2003.

19. Фольклор Кемеровской области: Хрестоматия / Сост., вступит. статья и прим. Е. И. Лутовиновой. — Кеме-

“STEPPE-MAN” BY I. TURGENEV AND PERSONAGES OF RUSSIAN FOLKLORE TALES

The article deals with the analysis of small and scarcely investigated prosaic work by I. Turgenev “Steppe-man”. Its genre form may be correlated with Russian folklore tales of real character. The motive of steppe landscape was very popular in Russian literature in 19-th century. Steppe-man’s image representing the Spirit of near-Don steppes was created by I. Turgenev on the basis of national mythology. Unique features of this image were determined by successful combination of folklore traditions and author’s interpretation of old tales. The comparison of folklore characters with Turgenev’s hero is the main task of the article.

рово, 1997.

LUTOVINOVA E.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.