Научная статья на тему 'Образы «Бесконечного» у Тургенева'

Образы «Бесконечного» у Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the evolution of the images of «the great space» representing in the fullest form the ontological notion of the artist. The author displays the step (moor) with its national semantics being ousted by the sea with its existential semantics. The article exam¬ines the development of the semantic complex of the sea in Turguenev's stories «Traveling to Polesje» and «On the Eve».

Текст научной работы на тему «Образы «Бесконечного» у Тургенева»

РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Н.Е. Разумова ОБРАЗЫ «БЕСКОНЕЧНОГО» У ТУРГЕНЕВА

Томский государственный университет

Человек, по словам Д.Н. Овсянико-Куликовско-го, «стоит перед бесконечным, живет на лоне бесконечного, но постигает и созерцает картину бесконечного не иначе, как противополагая ее себе, мысля ее в отношении к себе, создавая идеи, верования, образы» [1, с. 154]. Такими «приближенными величинами», «заменителями», которые «замаскировывают» для нас «бесконечное», ученый называет небо, океан, поле, лес и т.п. Набор этих образов устойчив, что не отменяет индивидуальных особенностей каждого писателя в предпочтении того или иного образа как основного. В творчестве Тургенева такую доминирующую позицию занимает море. В.Н. Топоров, отмечая исключительную проявленность у Тургенева «общего всем, хотя и не у всех реализующегося, архетипического фонда “коллективного бессознательного”, связанного с образом моря, подчеркивает его универсальный характер в творчестве писателя: «...умение видеть и за степью, и за пустыней, и за дорогами... и за холмами... и даже за явлением заката... образ моря, способность опознавать «морское» во всем, что бескрайне и перед чем человек проникается сознанием своей слабости и ничтожности, в высокой степени характерны для Т ургенева...» [2, с. 109, 108]. Для Тургенева «“морское” было не просто литературной темой... но исключительно важным личным переживанием, связанным с наиболее очевидным обнаружением... архетипического в жизни писателя и в слое наиболее личных его текстов» [3, с. 613].

Истоки этого явления можно искать в пренатальных, максимально архетипичных переживаниях [3, с. 582-586], как и в органичном усвоении романтизма. Несомненно значим и пережитый молодым Тургеневым ужас от пожара на пароходе (1838), навсегда прочно связавший для него море не только непосредственно со смертью, но и, вследствие этого, с кругом фундаментальных бытийных представлений. Эта ассоциация присутствует в ряде произведений:

в «стихотворении в прозе» «Конец света», в романе «Накануне», в повести «Яков Пасынков».

В основной онтологической интуиции Тургенева, соответствующей паскалевской формуле «Вечность-а-Вечность» (где «а» обозначает человеческую жизнь), пространственной метафорой вечности выступала «бездна», которая органично модифицировалась в образ моря. Море связано с идеей вечности, которая для Тургенева, по сути, равнозначна небытию. Но, как отмечает В.М. Маркович, холодный мрак вечности имеет в сознании Тургенева достаточно сложную семантику: он означает не только гибель для человека, но и необходимое условие для того, чтобы «обрести высшую цель и высший смысл жизни» [4, с. 125]. Поэтому образ моря наделяется у него явно экзистенциальным содержанием, выступая как топос высшей бытийной ответственности человека.

Такой образ моря характерен для зрелого творчества Тургенева, но исподволь проступает уже в «Записках охотника», несмотря на сопротивление со стороны главной задачи этого цикла - исследовать феномен русской национальной жизни. Море не входит в состав ее основных пространственных архетипов, к которым относятся лес, степь и река1. На роль образа «большого» пространства в цикле претендуют лес и степь; в заключительном очерке эта пара утверждается в качестве природного аналога двух граней национального целого, последовательно демонстрировавшихся такой же дихотомической структурой целого ряда рассказов («Хорь и Кали-ныч», «Два помещика», «Певцы», «Чертопханов и Недопюскин»). При этом интересующей нас семантикой в полной мере обладает лишь степь, поскольку лес изображается преимущественно «изнутри», в его вещественной наполненности. Степь же наделена собственно пространственным значением размерности, простора. Вместе с родственными образами «луг», «поле», «равнина» она выступает не просто как характерный национальный тип пейзажа, а

1 Ср.: «Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека» [5, с. 66].

как пространственный синоним понятия «русское». У Тургенева, в отличие от Гоголя, это не служит гарантией апологетического подхода, и слова «степной», «степняк» просто констатируют национальную принадлежность в нейтральном, трезвоаналитическом ключе, отражая «западническую» позицию автора, например: «...большое степное село...» («Льгов»), «.в Колотовке, как и во многих степных деревнях, мужики, за неименьем ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда...» («Певцы»), «.в нем иногда сказыгвался помещик и степняк; но человек он все-таки быт славный» («Мой сосед Радилов»), «.вы меня принимаете за дурака... За степняка, за невежу...» («Гамлет Щигровского уезда») [6, т. 3, с. 75, 210, 55, 257]1.

Названием заключительного очерка заявлена развернутая презентация образа степи. Но, как ни парадоксально, сама степь здесь практически отсутствует. «Степной» сюжет очерка строится как только еще приближение к степи, завершающееся не ее изображением, а лишь как бы его анонсом: «Вот она, наконец, - безграничная, необозримая степь!» [6, т. 3, с. 359]. Эта главная черта степи - огромная протяженность - подготавливается в описании подступов к ней: «через необозримым поля... долго, долго едете выг. <...> Пошли степныге места. Глянешь с горыг -какой вид! Круглыге, низкие холмыг... разбегаются широкими волнами... далеко в поле... Но далее, далее едете вы» [6, т. 3, с. 359]. Основное внимание в очерке сосредоточено на том, что составляло главную тему всего цикла, - национальном характере, проявляющемся в особом складе отношений между русской природой и русским человеком, их своеобразном изоморфизме. Соответственно в очерке степь, описание которой сулило автору только монотонную и притом безлюдную картину, уступает место панораме, рисующей разнообразный ландшафт и рельеф и включающей при этом черты национальной жизни в ее конкретных социально-бытовых проявлениях - в колоритных жанровых картинках.

Но и такое, едва намеченное изображение степи позволяет разглядеть просвечивающие сквозь него «морские» черты («разбегаются широкими волнами»). Они присутствуют уже в эпиграфе («рожь... струится мягкими волнами») и далее в описании вполне «сухопутных» реалий: «зашумели верхушки <деревьев>, словно падающие волныщ «волныг согретого тумана»).

Этот образно-смысловой субстрат проступает и в других частях цикла: «не весело ехать, целыге сутки ехать по зеленоватому морю больших дорог» («Лебедянь») [6, т. 3, с. 172]; «Я держался за подушку дрожек, которык колыгхались, “как в море челнок".» («Бирюк») [6, т. 3, с. 156]. В «Касьяне с Красивой

Мечи» сквозь призму морской образности передается созерцание рассказчиком неба (см.: [6, т. 3, с. 588]), а от лица персонажа дана народно-мифологическая картина пространства, в которой степь плавно переходит из реальных параметров в фантастические: «А то за Курском пойдут степи, этакие степныге места, вот удивленье, вот удовольствие человеку, вот раздолье-то, вот божия-то благодать! И идут они, люди сказыгвают, до самыгх теплыгх морей, где живет птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотыге на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости...» [6, т. 3, с. 119].

Характерна подчеркнутая сказочность такого благостного представления о «бесконечном», воплощенного в образе моря. В рассказе «Певцы» соотношение степи и моря отражает иные, уже собственно авторские онтологические представления. Центральный эпизод рассказа - пение Якова Турка - строится на взаимодействии двух основных метафорических мотивов. Один из них связан с семантикой жидкости («полилась», «разливалась», «упоение», «закипали», «залился», «слезы»); другой - пространности («издалека», «расширяясь», «расширялся», «удалилась»). Оба получают реализацию в кульминационном моменте эпизода - трех фразах, содержащих образы моря и степи:

(1) Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинныге крытья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу. (2) Он пел, совершенно позабыгв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемым, как бод-рыш пловец волнами, нашим молчаливыгм, страстным участьем. (3) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (выделено нами. - Н.Р.) [6, т. 3, с. 222].

Здесь раскрывается гегельянский по сути механизм действия национальной стихии, воплощением которой предстает песня Якова: 1) универсальное духовное начало воздействует, как на медиум, на избранную душу; 2) она своим высшим проявлением вызывает резонанс в других; 3) они благодаря этому сливаются в единство, оформляемое как национальное целое. Эта последовательность отражена в трех приведенных фразах, и характерно, что в начале «цепи» фигурирует море, соотносимое, тем самым, именно с универсальным мировым духом, в конце -

1 Произведения Тургенева цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы (серия Писем обозначается буквой П.).

степь, выступающая как воплощение его национальной ипостаси. Показательна при этом динамика личных местоимений, отражающих, с одной стороны, процесс взаимодействия медиума с другими людьми и превращения их во внеличное единство: «она» («он») - «нас» - «вами»; с другой стороны, передающих роль в этом процессе личности художника («я»), причастного и к его тайным глубинам, и к общенациональному синтезу.

Тем самым, образ моря оказывается органично ассоциирован с мотивом «жидкости», который в нем уточняется как выражение глубинных стихийных первооснов бытия, в конкретном человеке прорывающихся в слезах; образ степи - все с той же национальной спецификацией универсального начала, уяснению которой прежде всего и посвящены «Записки охотника».

Вообще образ степи у Тургенева не получил глубокой разработки и осмысления. Показательно, что даже в повести «Степной король Лир» он отсутствует: здесь его потенциальная семантика сублимировалась в мощный образ главного героя - олицетворения стихийной мощи и противоречивости русского человека, «коренных особенностей русской натуры» [7, с. 94].

В примыкающей к «Запискам охотника» повести «Поездка в Полесье» (1856) морской субстрат обнажается, получает развернутую экспликацию. Это вызвано откровенно философской ориентацией сюжета на решение бытийной проблемы - соотношения между вечной природой и кратковременной человеческой жизнью. Формулировке этой проблемы посвящен вступительный абзац, половину которого составляет развернутое сравнение леса и моря. Лес («бор») выступает здесь как образ «бесконечного», воплощающий чуждую человеку вечность, и в этом качестве соотносится с морем, как эталоном, усугубляя, заостряя его черты по принципу конкретизации архетипа:

«Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид “Полесья" напоминает вид моря. И впечатления им возбуждаются те же; та же первобытная, нетронутая сила расстилается широко державно перед лицом зрителя. Из недра вековыгх лесов, с бессмертного лона вод поднимается тот же голос: “Мне нет до тебя дела, - говорит природа человеку, - я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть". Но лес однообразнее и печальнее моря, особенно сосновыш лес, постоянно одинаковым и почти бесшумным. Море грозит и ласкает, оно играет всеми красками, говорит всеми голосами; оно отражает небо, от которого тоже веет вечностью, но вечностью как будто нам нечуждой... Неизменным, мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо - и при виде его еще глубже и неотразимее проникает в сердце людское сознание нашей ничтожности» [6, т. 5, с. 130].

Сюжет повести строится как развернутая иллюстрация и одновременно испытание данной здесь посылки о «ничтожности» человека перед подавляющим могуществом природного мира - мира вечной материи, от которого он пытается укрыться в «мелких заботах и трудах жизни» [6, т. 5, с. 51]. Повесть выражает систему мировидения, ко времени ее написания уже прочно сложившуюся у Тургенева, во многом под влиянием Паскаля, вслед за которым он представляет человеческую жизнь как «искорку в мрачном и немом океане Вечности» [6, П., т. 1, с. 458].

Образ леса предстает в повести с первых же слов, что указывает на его онтологическую изначаль-ность; в нем подчеркивается мощная, незыблемая статика, передающая его бытийную константность, на фоне которой появление героя выглядит уже явно вторичным, случайным. Так сразу задается основное бытийное соотношение материального мира и человека, которое для Тургенева в целом синонимично оппозиции вечности и быстротечного времени, сводимого, по сути, к мгновению. Человек оказывается лишь ненадолго гостем этого леса-мира, который несоизмерим с ним своей безграничностью. Поэтому с образом леса органично связана идея смерти, которой оборачивается для человека вечность: «Не ленью, этой неподвижностью жизни, нет - отсутствием жизни, чем-то мертвенныш, хотя и величавыгм, веяло мне со всех краев небосклона...» [6, т. 5, с. 52].

Природный мир для Тургенева выступает как исключительно материальный, поэтому он антагонистичен человеку, наделенному духовностью; при этом их соотношение складывается явно не в пользу человека. Его присутствие в мире природы крайне скудно и слабо; оно представлено редкими вкраплениями в бесконечное пространство леса следов человеческой деятельности. Явной философской метафорой становится и образ села Святого, «лежащего в самой середине леса» [6, т. 5, с. 54). Само его название перекликается с мотивом «света», который противостоит мрачности леса, являясь знаком жизни. К тому же оно подчеркивает чисто человеческую «локализацию» всех духовных начал, отсутствие их в окружающем мире.

Но сюжет у Тургенева строится не как простая иллюстрация бытийной формулы, констатирующей человеческую «ничтожность». Уже в самом начале повести исподволь, но настойчиво моделируется принцип активного соотношения человека с миром вечной материи: последовательно проводится образный мотив встречно направленных взглядов - «холодного, безучастно устремленного» на человека «взгляда вечной Изиды» и взгляда живого «зрителя», воспринимающего весь этот величественный «вид» с трепетом и «тайным испугом» [6, т. 5, с. 51]. Тургенев предельно заостряет драматизм, которым чревата зрительная активность. В этой своеобразной дуэ-

ли очевидному перевесу природного мира человек противопоставляет, кажется, лишь какую-то малость -свою душу, которая так легко «никнет и замирает». Однако вечное возобновление этого поединка (одним из конкретных проявлений которого является и взгляд героя-повествователя, созерцающего Полесье с крыльца постоялого дворика) рождает проблему, решение которой становится смысловым стержнем произведения: что же поддерживает человека в этой ситуации неизбежного поражения? на чем основывает он свою жизнь, заведомо обреченную смерти? Герой-повествователь, заявляющий о себе вслед за философским вступлением, в намеченной там оппозиции «человек - мир» заступает место «человека», и все происходящее с ним далее не может не восприниматься в свете обозначившейся проблемы. Такая философская обобщенность присуща изображению и других персонажей повести, которые выстраиваются в парадигму вариантов единой экзистенциальной ситуации.

Оптимальным, хотя и не свободным от сущностного человеческого трагизма, оказывается вариант, представленный охотником Егором, «народной личностью», свободной от индивидуализма, воплощающей сущность человека без акцентировки собственного «я». Именно в жизни Егора реализуется тот открытый героем-повествователем «неизменным закон» природы, суть которого - «равновесие жизни», «тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений и сил» [6, т. 5, с. 69]. Это «равновесие» проявляется в том, что за проникновение в чуждый человеку мир природы Егор расплачивается непрекращающимися жизненными неудачами; но он принимает их с недоступной герою-повествователю стойкостью и молчаливым достоинством. «Не жаловаться» - такова философски содержательная для Тургенева формула должного поведения человека в мире, неизбежного противостояния его губительным воздействиям. Человек и мир остаются непримиримыми в своем заведомо неравном поединке, в котором на стороне человека лишь уникальный потенциал его духа. Эта формула осталась основной для всего творчества Тургенева: «...перед лицом природы и даже Бога Тургенев хочет стоять в мужественной позе человека, гордого своей мыслью и дорожащего своей внутренней свободой» [8, с. 18].

Т аким образом, заданная во вступлении философская модель получила конкретизацию и подтверждение, но при этом и существенное уточнение в том, что касается возможностей человека. Тургенев не снимает обозначенный конфликт, напротив, заостряет его, выявляя особый характер активности человека в условиях, казалось бы, обрекающих его на исключительно пассивную роль. Но эта активность все же бесперспективна для самого человека, потому что не только не устраняет бытийную катастрофичность -

неизбежность смерти, но и не защищает его от напряженных усилий постоянного жертвенного самоотречения, к которому, по сути, она и сводится.

Наиболее наглядно весь тургеневский смысловой комплекс моря развернут в романе «Накануне». Роман, как и повесть «Поездка в Полесье», строится в значительной мере по схеме «философской повести», где сюжет выступает в качестве экспериментального испытания заявленного тезиса. В экспозиции спор Шубина и Берсенева формулирует две возможные позиции человека по отношению к природе (шире - к миру): антропоцентрическое ее согласование с целями личного счастья (Шубин) и признание своей отчужденности, а значит - обреченности в ней (Берсенев). Это изначально придает сюжету о судьбе Инсарова и Елены особую смысловую насыщенность, акцентирует в нем общезначимые моменты тургеневской философии бытия.

Слово «бездна» четырежды звучит в романе в качестве метафоры, отражающей ту или другую из заданных в начале позиций. Впервые оно возникает в 15-й главе, где описана поездка на Царицынский пруд, сыгравшая решающую роль для сближения Инсарова и Елены. «Праздничное, светлое чувство» [6, т. 6, с, 216] объединяет в Царицыне людей и природу, которая «по-шубински» кажется им родственно-отзывчивой. Но финальная фраза, на первый взгляд утверждающая эту гармоническую связь, одновременно вносит в нее элемент тревожного предостережения, намекает на грядущую катастрофу: «...и первые жаворонки звенели выгсоко-выгсоко в полусумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокой глаз, смотрела крупная последняя звезда» [6, т. 6, с. 223]. Образ «без-дныг» соединяет эту главу с финальными (33-35), где он разворачивается в своей трагической символике на основе образа моря, которому придает отчетливо экзистенциальный смысл.

Весь финал проходит под знаком неразрывного семантического единства моря и смерти. Сигналами этого служат упоминания о «чахоточных деревцах» на морском берегу («их каждый год сажают, а они умирают каждыш год» [6, т. 6, с. 284]), и веселый обед Елены и Инсарова с «живыми frutti di mare», вызывающий тем не менее сочувственный вздох лакея [6, т. 6, с. 287], и игра Виолетты: «...певица отдалась поднимавшей ее волне... перед грозныш призраком внезапно приблизившейся смерти...» [6, т. 6, с. 289].

Эти образы переводятся в новый, понятийный план раздумьями Елены у окна, из которого открывается вид на море, о несовместимости земного счастья с законами бытия: «Ужелимы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, - все, все нам чуждо?» [6, т. 6, с. 290]. Благодаря этому образ моря необратимо наделяется символическим смыслом, который заслоняет и практически вытесняет его фабульное, пространственно-

И.А. Айзикова. Философско-исторические ирелигиозно-нравственныге проблемыг в прозе.

изобразительное значение. В провидческом сне Елены он накладывается на образ Царицынского пруда, тем самым замыкая историю любви и ретроспективно пронизывая ее трагической обреченностью. Сон окружает море недвусмысленными атрибутами (белизна, холод, все та же «бездна»), создающими в целом весьма традиционный смысловой комплекс смерти. Поэтому смерть Инсарова у моря, преградившего ему путь к жизненной цели, и исчезновение в море следов его и Елены прочитываются уже почти как аллегория.

Чрезвычайно значим в этом контексте образ Венеции. В нем настойчиво акцентируются экзистенциальные признаки «границы», критического соприкосновения крайней насыщенности жизни («счастья») с неотвратимостью смерти: «...прелесть увядания в самом расцвете и торжестве красотых» [6, т. 6, с. 286]. Эта символическая роль города, где жизнь пронизана смертью1, пространственно выражена в его особом соотношении с морем, пронизывающим его в виде каналов. Именно здесь происходит последняя, решающая встреча жизни героев с небытием, присутствие которого и придает этой жизни завер-

шенность и ценность. Море является для Тургенева наиболее адекватным пространственным образом этого небытия, осмысляемого не спокойно-онтологически, в тоне философской констатации и рефлексии, а в трагическом духе «личного апокалипсиса». Море в прямом и в метафорическом смысле разделяет героев романа и остальных персонажей, становясь своеобразным мерилом для их сравнительной оценки: если в эпилоге Шубин и Берсенев свободно передвигаются за границей (Рим, Берлин, Париж), а «оседлые» персонажи (родители Елены, Увар Иванович) продолжают жить на прежнем месте, причем как те, так и другие остаются внутренне неизменными, то Инсарову, для которого поездка имела жизненно важную цель и ценность, смерть перед самым морем не позволяет достичь этой цели именно как жизненной, но одновременно открывает полноту бытийного самоосуществления, недоступного другим.

По степени активности и семантической масштабности образа моря ближайшим последователем Тургенева явился Чехов2, в творчестве которого пространственные образы «бесконечного» вообще занимают исключительно большое место.

Литература

1. Овсянико-Куликовский Д.Н. Идея бесконечного в положительной науке и в реальном искусстве // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические статьи. М., 1989.

2. Топоров В.Н. Странный Тургенев. (Четыре главы). М., 1998.

3. Топоров В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизических основах // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Об-

раз: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

4. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.

5. Ключевский В.О. Соч.: В 8 т. Т. 1. М., 1956.

6. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-1982. (Соч.: В 12 т.; Письма: В 18 т.).

7. Муратов А.Б. Повести и рассказы Тургенева 1867-1883 годов. Л., 1980.

8. Сакулин П.Н. На грани двух культур. И.С. Тургенев. М., 1918.

9. Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск, 1999.

10. Кожуховская Н.В. Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века. Сыктывкар, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.