УДК 159.923
Кадацких Ирэна Юрьевна
кандидат психологических наук Воронежский экономико-правовой институт, филиал в г. Старый Оскол
irena-kadackih@yandex.ru
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассмотрены психологические особенности компонентов этнической идентичности студентов вуза, представлены результаты эмпирического исследования типов этнической идентичности студентов вуза. Раскрывается актуальность этнической проблематики в современном мире, важность формирования позитивной этно-идентичности, особенности этапов становления этнической идентичности в онтогенезе, анализируются результаты современных эмпирических исследований этнической самоидентификации. В работе использованы методы: анкетирование, интервьюирование и тестирование. Проведен анализ степени выраженности типов этнической идентичности, уровня значимости принадлежности к своей этнической группе студентов вуза. Качественный анализ данных позволяет определить психологические особенности авто- и гетеростереотипов, эмоционального отношения и когнитивного компонента этнической идентичности студентов вуза.
Ключевые слова: этническая идентификация, типы этнической идентичности.
Современное мировое сообщество столкнулось с этническим парадоксом современности. Наряду с тенденцией глобализации возникло стремление народов к сохранению своей самобытности и к возрождению культуры. Результатом процесса этнокультурной самоидентификации является закрепление в поведении и деятельности этнических особенностей личности, свидетельствующих о ее принадлежности к этнокультурной общности.
Становление этнической идентичности происходит в процессе социализации. Одним из важнейших этапов социализации является период студенчества. В течение этого периода усваивается опыт поколений, определяются главные ценностные ориентиры.
Психологические особенности этнической идентичности студентов вуза проявляются в степени выраженности: когнитивного и аффективного компонентов, чувства принадлежности к этнической группе, ее значимости, типа идентичности.
Поиски позитивной социальной идентичности будет способствовать самоопределению и обособлению индивида или группы. Происходит утверждение групповой или личностной автономности. Результатом процесса сравнения «своей» группы с другими группами и будет этническая, гражданская и другие виды социальной идентификации.
Открытым до настоящего времени остается вопрос о наличии устойчивой связи между этнической самоидентификацией и этнической вовлеченностью, т.е. кем человек себя ощущает и как он себя ведет в различных этнокультурных ситуациях. Данные эмпирических исследований демонстрируют независимость этих измерений - представлений этнофора о себе и использования типичных для него моделей поведения. В некоторых случаях связь между идентичностью и предпочтением некоторых видов этнической практики оказалась отрицательной. Человек может идентифицировать себя со своей этнической общностью, при этом
не сохранять этнический язык или не соблюдать культурные традиции своего народа. Полученные результаты эмпирических исследований показывают противоречивые данные. Может проявляться устойчивость этнической идентичности, ее способность передаваться от поколения к поколению, так и демонстрируется ее изменчивость, способность оставаться в латентном состоянии и активизироваться только в ситуации межэтнического взаимодействия или общей угрозы извне [9].
Ж. Пиаже считает, что в процессе перемещения центра в интерпретации ребенком мира (децентра-ции) эгоцентризм постепенно трансформируется в социоцентризм. Важным аспектом этого процесса является становление этнической идентичности.
Дж. Марсиа, в своей теории отмечает, что лица с достигнутой, сконструированной идентичностью имеют собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при реальной необходимости могут быть пересмотрены. Т.к. для людей с самостоятельной, взвешенной достигнутой идентичностью, будущее существует для самореализации, саморазвития, самоактуализации. Не важным становится достижение идеалов, устремлений и ценностей, заданных заранее извне [10].
Эмпирическое исследование было направлено на определение степени выраженность типов этнической идентичности студентов вуза. Исследование проводилось в период с марта по май 2017 года на базе АНОО ВО «ВЭПИ» филиала в г. Старый Оскол среди студентов социально-правового факультета 1-3 курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Юриспруденция», в количестве 80 человек в возрасте от 18 до 21 года.
В качестве дополнительного метода в работе был использован метод интервьюирования и анкетирования. Обратимся к полученным результатам.
Проанализировав ответы анкеты, можно отметить, что подавляющее большинство студентов относят себя к русским. 10% респондентов, отнесли себя к представителям следующих этнических
38
Вестник КГУ ^ 2017
© Кадацких И.Ю., 2017
Степень выраженности типов этнической идентичности студентов вуза
групп: украинцы, турки, чеченцы. Национальность они определяют как принадлежность к какому-- либо народу, проживающему на общей территории, с его особенностями культуры, традициями, обычаями, языком.
На вопрос «Интересуешься ли ты особенностями культуры других народов?» большинство респондентов ответили положительно. Также отметили, что они интересуются кухней, праздниками других культур.
В вопросе о праздниках и традициях, с которыми им приходилось встречаться, респонденты указывали: «Пасха», «Масленица», «Иван Купала», «Крещение», «День Победы», а также некоторые светские праздники, такие как Новый год, День защитника Отечества, 8 марта.
Среди национальных традиций чаще всего указывались свадебные традиции, выкуп невесты, обряд венчания.
Называя характерные черты русских людей, чаще всего указывались такие черты как добродушие, гостеприимство, отзывчивость, лень. Также среди ответов было указано, что русские умные, красивые, семейные и часто надеются «на авось».
Подавляющее большинство студентов испытывают чувство любви, уважения и гордости за свою этническую группу.
Отмечая сильные стороны своей нации, студенты чаще всего указывали мужество, отвагу, патриотизм и уважение предков, доброту и сопереживание. Среди сильных сторон было упомянуто также, что «русские могут привыкнуть ко всем условиям» и «в России есть очень много спортсменов, которые хорошо показывают себя на разных соревнованиях».
Среди слабых сторон нации популярными стали ответы: «алкоголизм», «лень», «излишняя доверчивость и конформность».
На вопрос, «Какие чувства вы испытываете, когда рядом с Вами кто-либо говорит на «чужом» языке?» были получены следующие ответы: у большинства опрошенных это вызывает «интерес», на втором месте - «настороженность», «тревогу». Довольно часто респонденты отвечали, что испытывают «чувство дискомфорта, но лишь из-за того, что они не могут понять, о чем идет разговор».
На вопрос «Есть ли у тебя друзья с другой национальностью?», подавляющее большинство студентов ответили «да». Это представители националь-
ностей стран бывшего СССР: украинцы, белорусы, армяне, грузины, абхазцы, дагестанцы, турки.
На вопрос «Смогли бы Вы вступить в брак с представителем другой национальности?» большинство студентов утвердительно ответили «да», при этом некоторые указывали, что «главное, чтобы понимали друг друга», «если сильно любит», «главное, чтобы было комфортно», «если хорошо будем знать один язык». Лишь незначительная часть респондентов (5%) ответила, что не вступила бы в брак с представителем другой национальности.
Большинство студентов ответили, что не изменили бы свою национальность, даже если бы это было возможно.
Для выявления степени выраженности когнитивного и аффективного компонента этнической идентичности была использована методика Дж.Финни [6]. Студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся их этнической принадлежности, этнической группы и их отношения к ней. Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 1.
Анализ результатов показал, что 35% опрошенных студентов в структуре этнической идентичности имеют средний уровень выраженности когнитивного компонента, 25% студентов имеют высокий уровень выраженности данного компонента, 17,5% студентов имеют низкий уровень, 15% респондентов - очень низкий и 7,5% респондентов - очень высокий.
Уровень выраженности аффективного компонента распределился следующим образом. 37,5% опрошенных студентов имеют очень высокий уровень, такое же количество студентов (37,5%) имеют высокий уровень, 12,5% респондентов имеют средний уровень и столько же студентов(12,5%) -низкий уровень. Среди опрошенных студентов не было выявлено ни одного человека с очень низким уровнем выраженности аффективного компонента.
Большинство студентов соблюдают традиции и обычаи, знают историю своего народа, общаются с людьми, для того чтобы узнать больше о своей этнической группе. Наряду с этим они хорошо относятся к своему этническому происхождению, гордятся им, чувствуют сильную привязанность к собственной этнической группе. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне сфор-мированности этнической идентичности.
Таблица 1
Оценка степени выраженности этнической идентичности, %
Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень
Общий показатель этнической идентичности - 17,5 20 42,5 20
Когнитивный компонент 15 17,5 35 25 7,5
Аффективный компонент - 12,5 12,5 37,5 37,5
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
39
Таблица 2
Оценка уровня самоидентификации, %
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Чувство принадлежности 20 70 10
Значимость принадлежности 2,5 40 57,5
Степень выраженности общего показателя этнической идентичности распределилась следующим образом: 42,5% - высокий уровень, 20% - очень высокий уровень, 20% - средний, 17,5% - низкий уровень. Очень низкий уровень этнической идентичности не выявлен вовсе.
Повышенный интегральный показатель этнической идентичности интерпретируется как переживание личностью своей принадлежности к определенному этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценки этнически обусловленных предпочтений в сфере образования и деятельности.
Методика О. Л. Романовой позволила определить самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической группы и субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе. Результаты представлены в таблице 2.
Анализ результатов показал, что 70% студентов имеют средний уровень чувства принадлежности к своей этнической группе, 20% студентов имеют низкий уровень и 10%студентов - высокий.
Уровни значимости принадлежности к своей этнической группе распределились следующим образом. Для 57,5% студентов характерен высокий уровень значимости принадлежности, 40% респондентов имеют средний уровень и 2,5% студентов - низкий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов интересуются историей своего народа и испытывают чувство гордости, когда упоминается их народ. Также считают, что при общении и взаимодействии с людьми нужно ориентироваться не на их национальную принадлежность, а на личные качества.
Таким образом, показатели этнической идентичности студентов высшего учебного заведения находятся на высоком уровне. Студенты проявляют интерес, как к собственной этнической группе, так и к другим этногруппам, уважительно относятся к представителям других национальностей и готовы взаимодействовать с ними.
Библиографический список
1. АнаевМ.А., БаговаР.Х., НогероваМ.Т. Место этнической идентичности в структуре идентификаций и ее влияние на индекс толерантности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1. - С. 229-231.
2. Бозаева Ж.С., Ногерова М.Т. Развитие этнической толерантности студентов в поликультурном пространстве вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 27. -С. 12-16.
3. Железнякова Е.А. Этнокультурная и коммуникативная компетентность как фактор укрепления безопасности поликультурного общества // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. -2011. - № 3. - С. 116-120.
4. Емельянова Е.В. Практикум по этнической психологии. - Иркутск: ИГУ, 2015. - 158 с.
5. Кичева И.В., Гикис С.Н. Общекультурная компетентность в системе педагогических понятий // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 1. - С. 137-142.
6. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методы этнической и кросс-культурной психологии. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. -22 с.
7. Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная // Вестник ЮУрГУ серия «Социально-гуманитарные науки». - 2013. -№ 2. - С. 178-180.
8. Солдатова Г. У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г.У Салдато-вой. - М.: Смысл, 2001. - 279 с.
9. Степанова Г. С. Соотношение этнокультурной и гражданской идентичности в самосознании студенческой молодежи // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - Т. 5. -№ 4. - С. 88-98.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
40
Вестник КГУ ^ 2017