ПСИХОЛОГИЯ Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: этническое самосознание, автостереотипы, гетеростереотипы, самоидентификация.
Аннотация: В данной статье рассмотрены понятие «этническое самосознание», компоненты и структура этнического самосознания, Проведено эмпирическое исследование особенностей этнического самосознания студентов вуза
Key words: ethnic identity, auto-stereotypes, heterostereotypes, identity.
Abstract: this article deals with the concept of «ethnic identity», the components and structure of ethnic identity, empirical research of peculiarities of ethnic identity of students of the University.
Нестабильная экономическая и политическая ситуация ведет к активизации миграционных процессов, росту межэтнической напряженности, групповых и межличностных конфликтов на этнической почве. Процесс глобализации приводит к трансформациям, взаимопроникновению ценностей и образа жизни разных культур, формирование поликультурной социальной среды. В результате поиска ориентиров и стабильности в обществе у человека всё чаще возникает интерес к вопросу о своей этнической принадлежности и поиску этнического образа самоидентификации.
Этническое самосознание является частью социального самосознания личности и понимается как сложный, многокомпонентный социально-психологический феномен, включающий в себя осознание принадлежности индивида к той или иной этнической общности, систему авто- и гетеростереотипов, ценностей и социокультурных установок, опирающуюся на осознаваемые сходства и различия [3].
В структуре этнического самосознания обычно выделяют три основных компонента:
1. Когнитивный компонент - знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом. Важное значение здесь имеет этническая осведомленность, включающая объективные знания и субъективные социальные представления о
своих и чужих этнических группах, их истории и традициях, различиях между ними, этническую самоидентификацию и использование этнического «ярлыка» — этнонима, основанное на восприятии себя, принадлежащим к группе.
2. Аффективный компонент - оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.
3. Поведенческий компонент этнической идентичности -построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы достаточно часто рассматривается в качестве индикатора этнической идентичности индивида [4].
По мнению отечественных авторов, Л.М. Дробижевой, Б.Ф. Поршнева, 3.В. Сикевич, В.Ю. Хотинец, этническое самосознание формируется на основе противопоставления «мы — они».
З.В. Сикевич выделила следующие основные компоненты национального самосознания: 1) этническая самоидентификация; 2) система автостереотипов этноса; 3) система гетеростереотипов этнической общности; 4) социокультурные установки и оценки, выражающиеся в отношении к истории, к языку, к традициям, к ритуалам той или иной этнической общности; 5) этнически обусловленные модальные ценности [2].
Этническое самосознание предполагает не только знание о своей этнической общности и отношение к членству в ней, но и проявление себя как представителя этнической общности в поведении и деятельности [1].
На базе филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол среди студентов 1-3 курсов, в количестве 40 человек, обучающихся на социально-правовом факультете по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Психология» было проведено исследование особенностей этнического самосознания студентов.
Для выявления степени выраженности когнитивного и аффективного компонента этнической идентичности была использована методика Дж. Финни. Студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся их этнической принадлежности, этнической группы и их отношения к ней. Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 1.
Анализ результатов показал, что 35% опрошенных студентов в структуре этнического самосознания имеют средний уровень выраженности когнитивного компонента, 25% имеют высокий уровень выраженности данного компонента, 17,5% студентов имеют низкий уровень, 15% - очень низкий и 7,5%- очень высокий.
Таблица 1 - Оценка степени выраженности этнической идентичности, %
Очень Низкий Средний Высокий Очень
низкий уровень уровень уровень высокий
уровень уровень
Общий - 17,5 20 42,5 20
показатель
этнической
идентичности
Когнитивный 15 17,5 35 25 7,5
компонент
Аффективный - 12,5 12,5 37,5 37,5
компонент
Уровень выраженности аффективного компонента в структуре этнического самосознания распределился следующим образом. 37,5% опрошенных студентов имеют очень высокий уровень, такое же количество студентов (37,5%) имеют высокий уровень. 12,5% респондентов имеют средний уровень и столько же студентов(12,5%)-низкий уровень. Среди опрошенных студентов не было выявлено ни одного человека с очень низким уровнем выраженности аффективного компонента.
Степень выраженности общего показателя этнической идентичности распределилась так: 42,5% - высокий уровень, 20% -очень высокий уровень, 20% - средний, 17,5% - низкий уровень. Очень низкий уровень этнической идентичности не выявлен вовсе.
Повышенный интегральный показатель этнической идентичности интерпретируется как переживание личностью своей принадлежности к определенному этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценки этнически обусловленных предпочтений в сфере образования и деятельности.
Методика О.Л. Романовой позволила определить самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической группы и субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе.
Проанализируем результаты тестирования, полученные с помощью методики О.Л. Романовой «Этническая идентичность» (Таблица 2).
Таблица 2 - Оценка уровня самоидентификации, %
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Чувство принадлежности 20 70 10
Значимость принадлежности 2,5 40 57,5
Анализ результатов показал, что 70% студентов имеют средний уровень чувства принадлежности к своей этнической группе, 20% студентов имеют низкий уровень и 10% - высокий.
Уровни значимости принадлежности к своей этнической группе распределились следующим образом. Для 57,5% студентов характерен высокий уровень значимости принадлежности, 40% респондентов имеют средний уровень и 2,5% - низкий.
Таким образом, этническое самосознание представляет собой сложный многоаспектный феномен, в основе которого лежит система представлений и оценок той этнической группы, с которой индивид сопоставляет себя по ряду этнических признаков [5-6].
У большинства студентов показатель этнической идентичности находится на высоком уровне. Уровень самоидентификации на среднем.
Список литературы
1. Кун М., «Кто Я?» // М. Кун, Т. Макпартлэнд. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М.: «Ключ - С», 1999. - 223с
3. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // В.П.Левкович Н.Г. ПанковаЭтническая психология : хрестоматия ; под ред. А.И. Егоровой. - СПб. : Речь, 2003. - 320 с.
4. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. -320 с.
5. Манкиев А.А., Ибрагимов М.М., Жемчураева С.Ш. Чеченский тайп в историческом прошлом и сознании современной студенческой молодежи // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. № 3 (20). С. 99-104.
6. Shavlaeva T.M. Traditional metrology Chechens // В сборнике: The First International Conference on History and Political Sciences 2014. С. 132-139.