Научная статья на тему 'Степень охвата расходов регионального бюджета на целевые программы'

Степень охвата расходов регионального бюджета на целевые программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черная Ольга Александровна, Бочарова Ольга Федоровна

В настоящее время бюджетная политика, проводимая государством, поставила перед регионами задачу по формированию программного бюджета. Для оценки поставленных задач необходимо провести анализ степени разработанности и внедрения современных механизмов «программного» бюджета, проанализировать динамику охвата расходов регионального бюджета на краевые целевые программы и их исполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Степень охвата расходов регионального бюджета на целевые программы»

читься эффективно использовать заемные средства, а также субсидии, которые очень часто используются неэффективно из за некомплексности проектов, небольших размеров, отсутствия эффективных решений. Работа по повышению конкурентоспособности агропромышленного производства достаточно сложная и многоплановая, поэтому было бы целесообразно по примеру других регионов и даже стран разработать и реализовать Программу повышения конкурентоспособности экономики АПК с привлечением специалистов и ученых в области формирования конкуренции, преодоления несовершенной конкуренции, серьезно угрожающей здоровому функционированию рынков и получению хороших результатов в области конкурентоспособности. Монополизация производства, торговли мешает развитию конкуренции и ее наиболее желательному результату - повышению конкурентоспособности продукции и предприятий.

Список литературы

1. Чарочкина Е.Ю., Переверзева Н.В. К вопросу об экономической сущности отношений конкурентоспособности в рыночной экономике. Наука и сельском хозяйстве. -Курск: КГСХА, 2011.- С. 342-345

2. Сафронов В.В., Дябин С.А., Овсянников Е.В. Диверсификация в аграрной экономике// АПК: экономика и управление. - 2007. №6.

УДК 336.14:353

СТЕПЕНЬ ОХВАТА РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

НА ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ Черная Ольга Александровна, к.э.н., ст. преподаватель Бочарова Ольга Федоровна, к.э.н., доцент Россия, г.Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет

В настоящее время бюджетная политика, проводимая государством, поставила перед регионами задачу по формированию программного бюджета. Для оценки поставленных задач необходимо провести анализ степени разработанности и внедрения современных механизмов «программного» бюджета, проанализировать динамику охвата расходов регионального бюджета на краевые целевые программы и их исполнение.

Ключевые слова: Бюджетная политика, бюджетные расходы, динамика, краевые целевые программы, «программный» бюджет, софинансиро-вание.

THECOVERAGE OF REGIONAL BUDGETS FOR SPECIFIC PROGRAMS Chernaya Olga Aleksandrovna, Cand.Econ.Sci.,Senior Lecturer, Bocharova Olga Feodorovna, Cand.Econ.Sci. Ph.D., Associate Professor Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University

Abstract: Currently, the budgetary policy of the government, has set itself the task of forming regions of the soft-ware budget. To assess the tasks necessary to analyze the degree of development and introduction of modern machinery "software" of the budget, to analyze the dynamics of the coverage of the regional budget expenditures at the regional target programs and their implementation.

Keywords: Fiscal policy, budget expenditures, the speaker, of the regional target program, "program" budget, co-financing.

Теоретические исследования показали, что в настоящее время бюджетная политика, проводимая государством, ставит перед регионами задачу формирования программного бюджета [1]. Для того, чтобы оценить насколько поставленная задача выполняется в Краснодарском крае необходимо, во-первых, провести анализ степени разработанности и внедрения современных механизмов «программного» бюджета, содержащихся в нормативных правовых актах регионального уровня. Во-вторых, следует провести анализ динамики охвата расходов регионального бюджета на краевые целевые программы и их исполнение.

В Краснодарском крае, начиная с 2001 г., ведется активная работа по созданию законодательной основы для прогнозирования социально-экономического развития края и проведения последовательной бюджетной политики. В соответствии со статьей 6 Закона Краснодарского края от 10 июля 2001 г. № 384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края» высший исполнительный орган государственной власти региона организует разработку долгосрочных краевых целевых программ исходя из прогнозов социально-экономического развития края и приоритетов, сформулированных в стратегии и программе социально-экономического развития, с учетом возможностей финансового и ресурсного обеспечения.

В долгосрочной краевой целевой программе определяется координатор долгосрочной краевой целевой программы - исполнительный орган государственной власти Краснодарского края. Координатор долгосрочной краевой целевой программы осуществляет согласование и регулирование деятельности исполнительных органов государственной власти края по подготовке и реализации программных мероприятий.

Долгосрочная краевая целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Ведомственные целевые программы разрабатываются исполнительными органами государственной власти Краснодарского края для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Краснодарского края в соответствующих сферах деятельности. Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы и утверждается

приказом руководителя субъекта бюджетного планирования сроком до трех лет с назначением должностного лица, ответственного за реализацию ведомственной целевой программы.

Высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края один раз в полугодие представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти края отчет о ходе выполнения долгосрочных краевых и ведомственных целевых программ.

Порядки разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ утверждаются главой администрации (губернатором) в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что до 2012 г. обсуждение проектов целевых программ Краснодарского края не предполагало их публичного обсуждения общественностью. В декабре 2011 г. в существующий порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ введена важная правовая норма, устанавливающая обязательность проведение публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ и регламентирующая порядок проведения публичного обсуждения проектов долгосрочных краевых целевых программ.

Ответственный за публичное обсуждение проекта долгосрочной краевой целевой программы - орган исполнительной власти Краснодарского края, разработавший проект целевой программы. Публичное обсуждение проекта целевой программы обеспечивается путем размещения проекта целевой программы на официальном сайте разработчика целевой программы в сети Интернет и проводится в течение 7 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте. Одновременно с размещением текста проекта целевой программы на официальном сайте размещается информация о сроках начала и завершения проведения публичного обсуждения проекта целевой программы; официальный адрес электронной почты разработчика целевой программы в сети Интернет, по которому направляются в электронной форме замечания и предложения представителей общественности к проекту целевой программы; требования к замечаниям и предложениям представителей общественности к проекту целевой программы.

После истечения срока публичного обсуждения проекта целевой программы, разработчик целевой программы выполняет одно из следующих действий: дорабатывает проект целевой программы с учетом поступивших замечаний и предложений представителей общественности к проекту целевой программы либо оставляет проект целевой программы без изменений. В итоге публичного обсуждения разработчиком целевой программы готовится таблица замечаний, подписываемая его руководителем, в которой указываются содержание замечаний и предложений представителей общественности, а также результаты рассмотрения указанных замечаний и предложений. В целях информирования представителей общественности об учете (отклонении) замечаний и предложений разработчиком целевой программы таблица замечаний размещается на официальном сайте не

позднее чем через 7 рабочих дней после истечения срока публичного обсуждения.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит требований по публичному обсуждению проектов целевых программ субъектов и муниципальных образований, поэтому существующий в Краснодарском крае механизм следует признать лучшей практикой в управлении региональными финансами, поскольку в этом случае создаются условия для реализации основных принципов бюджетного планирования по методу, ориентированному на достижение результат: ориентации на потребности населения и участие населения в бюджетном процессе.

Ключевым элементов реформы бюджетного процесса является распределение ведущей части средств принимаемых обязательств между действующими и (или) вновь принимаемыми бюджетными программами с учетом оценок их результативности. Между тем, существующий механизм распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами Краснодарского края, на наш взгляд, недостаточно регламентирован. Так, планирование бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ в 2012 г. происходило в соответствии с разделом IV методических указаний по планированию бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств Краснодарского края в 2012 г. и плановом периоде 2013 г. и 2014 г. приказа Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, предусматривающим конкурсное распределение бюджета принимаемых обязательств в ходе формирования проекта краевого бюджета [4].

В целях реализации механизма распределения бюджета в соответствии с пунктом 6 графика разработки проекта краевого бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014 г. и 2015 г. [3] представляются перечни долгосрочных и ведомственных программ в разрезе предлагаемых к принятию новых программ и действующих с увеличением объема их финансового обеспечения.

На основании представленных предложений субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований с учетом возможностей краевого бюджета и приоритетных направлений, установленных бюджетной политикой края, формируется перечень принимаемых обязательств, предлагаемых к включению в проект бюджета.

Полномочиями по осуществлению отбора предлагаемых к принятию новых расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период, предлагаемых к принятию в установленном порядке при подготовке проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период обладает совет по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края [2]. При этом результаты заочного голосования членов вышеуказанного координирующего органа публикуются в сети Интернет [6].

Обязательность представления перечня ведомственных целевых программ субъекта РФ и долгосрочных целевых в составе материалов, представляемых с проектом бюджета нормативно закреплена законодательством края, согласно которой перечень долгосрочных и ведомственных целевых программ Краснодарского края представляется и утверждается в форме отдельных приложений к закону о бюджете. Так, Закон Краснодарского края от 20 декабря 2011 г. №2404-КЗ «О краевом бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» содержит соответствующие приложения.

Ежемесячно министерством финансов Краснодарского края в Законодательное Собрание Краснодарского края представляется информация об исполнении долгосрочных краевых и ведомственных целевых программ.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона Краснодарского края от 2 февраля 2002 г. № 437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» в составе закона Краснодарского края об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год отдельными приложениями утверждаются показатели расходов краевого бюджета на исполнение долгосрочных краевых и ведомственных целевых программ в разрезе программ.

Удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов краевого бюджета (за исключением субвенций) увеличен с 39,5 % в 2010 г. до 58,3 % в 2011 г., то есть почти в 1,5 раз. Объём расходов программного характера, утверждённых законом о бюджете по состоянию на 1 октября 2012 г. составляет 73,6 %. Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных проектом бюджета на реализацию программ Краснодарского края в 2013 г. - 132,5 млрд. руб. или 82,6 % к общему объёму расходов краевого бюджета (исключением являются субвенции из федерального бюджета).

В 2011 г. в крае действовали 80 краевых целевых программ (включая адресные программы и территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2011 г.) с объемом финансирования более 105,6 млрд. руб. По сравнению с 2010 г. средства на выполнение «программных» расходов возросли 2 раза при росте общего объема расходов бюджета 1,3 раза.

В соответствии с данными сводной бюджетной росписи объем бюджетных ассигнований на реализацию краевых целевых программ в 2011 г. направлено 68,3 млрд. руб., ведомственных целевых программ - 31,1 млрд. руб.

Из общего объема расходов на реализацию краевых целевых программ, расходы, а социально-культурную сферу (с учетом средств, переданных в бюджеты муниципальных образований) в 2011 г. составили 14,7 млрд. руб. и распределились по отраслям следующим образом: образование - 5,5 млрд. руб. (37,3 % расходов на социально-культурную сферу); здравоохранение - 4,2 млрд. руб. (28,6 %); социальная политика - 2,4 млрд. руб. (16,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.