Научная статья на тему 'СТЕПЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СТЕПЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суверенитет / глобализация / Конституция / культура / право / социальный институт / государство / социальный механизм. / sovereignty / globalization / Constitution / culture / law / social institution / state / social mechanism

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Наумова Н.В., Шлыков Д.В.

Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в том, что глобализационный процесс влияет на суверенитет государства в различных его проявлениях (культурный, экономический, технологический и др.). Этот процесс связан не только с сепаратным ограничением суверенного права государства по обоюдному соглашению государств-партнеров, но и укрепления потенциала государственного суверенитета на основании имеющихся у него полномочий по решению проблемных вопросов. В связи с этим, целью исследования является мировидения обеспеченности суверенитета Российской Федерации в условиях глобализации. Авторы рассматривают политико-правовые средства обеспечения суверенитета, социальный механизм их функционирования и взаимосвязь социально-правовых институтов в контексте международного и национального права в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной. В процессе раскрытия темы использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Приводятся доводы, раскрывающие особенности и необходимость такого обеспечения в условиях современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Наумова Н.В., Шлыков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEGREE OF SECURITY OF THE SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The relevance of the issue under consideration lies in the fact that the globalization process affects the sovereignty of the state in its various manifestations (cultural, economic, technological, etc.). This process is connected not only with the separate restriction of the sovereign right of the State by mutual agreement of the partner states, but also with strengthening the potential of state sovereignty on the basis of its powers to resolve problematic issues. In this regard, the purpose of the study is the worldview of ensuring the sovereignty of the Russian Federation in the context of globalization. The authors consider the political and legal means of ensuring sovereignty, the social mechanism of their functioning and the relationship of socio-legal institutions in the context of international and national law in accordance with current legislation and scientific doctrine. In the process of revealing the topic, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and specially scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used. Arguments are given that reveal the features and necessity of such provision in the context of modern challenges.

Текст научной работы на тему «СТЕПЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.35.21.015 УДК 342.3

СТЕПЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Наумова Н.В., Шлыков Д.В.

Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в том, что глоба-лизационный процесс влияет на суверенитет государства в различных его проявлениях (культурный, экономический, технологический и др.). Этот процесс связан не только с сепаратным ограничением суверенного права государства по обоюдному соглашению государств-партнеров, но и укрепления потенциала государственного суверенитета на основании имеющихся у него полномочий по решению проблемных вопросов.

В связи с этим, целью исследования является мировидения обеспеченности суверенитета Российской Федерации в условиях глобализации. Авторы рассматривают политико-правовые средства обеспечения суверенитета, социальный механизм их функционирования и взаимосвязь социально-правовых институтов в контексте международного и национального права в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной. В процессе раскрытия темы использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа.

Приводятся доводы, раскрывающие особенности и необходимость такого обеспечения в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: суверенитет, глобализация, Конституция, культура, право, социальный институт, государство, социальный механизм.

THE DEGREE OF SECURITY OF THE SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Natalya V. Naumova, Daniil V. Shlykov

Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract. The relevance of the issue under consideration lies in the fact that the globalization process affects the sovereignty of the state in its various manifestations (cultural, economic, technological, etc.). This process is connected not only with the separate restriction of the sovereign right of the State by mutual agreement of the partner states, but also with strengthening the potential of state sovereignty on the basis of its powers to resolve problematic issues.

In this regard, the purpose of the study is the worldview of ensuring the sovereignty of the Russian Federation in the context of globalization. The authors consider the political and legal means of ensuring sovereignty, the social mechanism of their functioning and the relationship of socio-legal institutions in the context of international and national law in accordance with current legislation and scientific doctrine. In the process of revealing the topic, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and specially scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used.

Arguments are given that reveal the features and necessity of such provision in the context of modern challenges.

Keywords: sovereignty, globalization, Constitution, culture, law, social institution, state, social mechanism.

Введение.

Происходящий в настоящий момент времени интеграционный процесс международных отношений в различных сферах жизнедеятельности, трактуется как глобализация. При этом создает-

ся концептуальная модель трансформации государственно оформленных рыночных систем нового миропорядка.

Негативная тенденция глобализации - это политическая нестабильность, которая может приве-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

сти (приводит!) к стремительному росту относительного неравенства, повышающая социальную напряженность, и смена правовой парадигмы категории «суверенитет».

На протяжении существования человечества, суверенитет как право и свобода был главной ценностью. В контексте исторической ретроспективы, понятие «суверенитет» проходило ряд важных трансформаций.

С момента исторического зарождения государства как социального института, его первое проявление и реализация в человеческом обществе поставили ясный и однозначный вопрос о его сохранении, так как каждый социальный механизм эволюционно предусматривает способ закрепления его в обществе, в зависимости от таких способов, их адаптации к динамике развития человека как социального существа и зависит развитие, а равно и существование института, механизма, социальной технологии в обществе. В случае государства, таким механизмом является суверенитет.

Несмотря на время фактического возникновения, в науке понятие «суверенитет» было сформулировано лишь в шестнадцатом веке, французским юристом Жаном Боденом в труде «Шесть книг о государстве»: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными» [1].

Вопреки разной трактовке, классификации и применению понятия, считаем нужным рассмотреть данное явление исключительно применительно к государству, а точнее, сам государственный суверенитет. Множество определений дает по этому поводу наука (например, Ш.Л. Монтескье - главный труд «О духе законов», И. Кант - «К вечному миру», В.М. Гессен -«Проблема народного суверенитета в политической доктрине XVI века», Б.А. Кистяковский -«Сущность государственной власти», Л.А. Тихомиров - «Единоличная власть как принцип государственного строения», А.Л. Бредихин - «Суверенитет как политико-правовой феномен» и др.). Суть же всех таковых дефиниций сводится к пониманию государственного суверенитета как самостоятельности государства во внутренних и внешних делах.

Обсуждение.

Современный этап развития человека привел к повсеместной глобализации важнейших в различных сферах жизни общества процессов, видоизменению культур, сращиванию и реконструированию большого количества социальных институтов. Такая тенденция кардинальным образом затрагивает функционирование такого социального механизма как суверенитет, а также поднимает вопрос о его обеспечении для существования самого государства. Поэтому цель исследования - рассмотреть средства обеспечения суверенитета применительно к Россий-

ской Федерации в контексте современных вызовов, понять специфику их функционирования и обусловленность, и вследствие этого сделать вывод о степени обеспеченности государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобализации.

Поскольку самым обеспеченным к исполнению регулятором в глобальном обществе является право, соответственно, для конструктивного ответа на поставленный вопрос о том, как обеспечивается суверенитет в России, следует сфокусировать внимание именно на законе Российской Федерации.

Логичным будет для начала обратиться к нормативному правовому акту, который имеет высшую юридическую силу на всей территории России -Конституции РФ, так как именно в ней закрепляются незыблемые основы регулирования общественных отношений, а также ценности, имеющие первостепенную важность, что и создает необходимость их нормативного закрепления на высшем уровне. Статья 3 Конституции РФ говорит нам о народе как о единственном источнике носителя суверенитета [2]. Аутентично-правовой тезис находит идейный отклик в конституционной доктрине суверенитета, сформулированной Джоном Локком в труде «Два трактата о правительстве» (1690 г.), а также в произведении Жан Жака Руссо «Общественный договор» (1762 г.), в котором суверенитет буквально отождествлен с народом.

Тем самым, закладывается концептуальная основа существования и реализации суверенитета в России, так как в данном документе сам суверенитет олицетворен народом Российской Федерации, что делает его исчезновение примени-тел ьн о к нашему государству тяжело осуществимым.

Законодатель буквально закрепляет то, что суверенитет в Российской Федерации не исчезнет до тех пор, пока существует многонациональный народ России, что в свою очередь является фундаментальным обеспечением самого суверенитета, не смотря на все процессы глобализации.

Представленная позиция дает и однозначное понимание того, что многонациональный народ России должен осознавать себя как единого и единственного носителя государственного суверенитета как раз для его сохранения, который в свою очередь сохраняет саму российскую государственность.

В Конституции РФ далее закреплен постулат-принцип распространения на всю территорию государства, что закрепляет равномерное распределение суверенитета и буквально очерчивает границы Российской Федерации, исключает возможность полного слияния России в так называемое глобальное государство во всех планах.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Равным образом обозначается верховенство Конституции и Федеральных законов на всей территории нашего государства. Это положение устанавливает и границы господства суверенитета по средствам закрепления такого утверждения основного закона России. Как видим, законодательно установленные рамки обеспечивают как сам суверенитет фактически, так и его безоговорочную силу. Безусловно, несмотря на глобальное слияние государств, Российская Федерация сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю самостоятельность.

Конституционно обеспечивается и возможность защиты суверенитета. Положение о защите суверенитета закрепляется в статье 67 Конституции РФ[2]. Этот принцип является необходимой мерой, декларирующий государственный суверенитет России вопреки всем возможностям принуждения к отказу от него. Сам тезис именно о защите предполагает возможное посягательство, а, следовательно, закрепленное статьей 67 Конституции средство обеспечения суверенитета интерпретируется абсолютно логичной мерой противодействия таким посягательствам. Принцип является жизненно важным для всей Российской государственности, так как несмотря на декларируемое внешне мирное сближение государств по средствам глобализации, внутренние мотивы стран, обладающих гегемонией зачастую являются ничем иным как экспансией под видом сотрудничества, именно поэтому так важен представленный выше принцип об обеспечении защиты самостоятельности государства во внутренних и внешних делах.

Результаты.

Значительной опорой, обеспечивающей суверенитет, является культурная идентичность. Степень ее сохранности от изменений, ее целостность, позволяют, несмотря на процессы глобализации во всех сферах жизни общества обеспечить смысловую базу самого суверенитета как такового. Для формирования позиции об обеспеченности суверенитета в России через призму культурных ценностей стоит обратиться к Конституции РФ. В статье 67.1 законодатель закрепляет важность общего культурного базиса через упоминание общей тысячелетней истории, сохранности памяти о предках, идеалов о вере в Бога, и как результат, отсылая нас к конституционной идеологеме о единственном носителе суверенитета, создавая целостную систему из взаимосвязанных и взаимодействующих тезисов, прорабатывая тем самым саму обеспеченность суверенитета в Российской Федерации, укрепляя его основы, естественно, и саму возможность существования в условиях глобализации.

Определенно остро стоит вопрос влияния международного права на обеспечение суверенитета РФ. Само международное право в той форме, в которой мы можем его наблюдать, очевидно, ознаменовало запуск глобализационных процессов, создало нормативную базу для их суще-

ствования. Вместе с тем ставится вопрос и о передаче части суверенитета государствами в пользу наднациональных и межгосударственных образований как результат глобализации в области права [5], в связи с чем, возникает сомнение по поводу обеспеченности государств суверенитетом. Международные организации, а также международное право в целом несут в себе определенную опасность для государственного суверенитета. Для подтверждения обоснованности доводов стоит привести пример, доказывающий достоверность концептуального подхода.

На опасность международного права и его производных для государственного суверенитета указывает доклад «Ответственность по защите», внесенный на рассмотрение ООН в 2001 году Канадой, который буквально оправдывает вторжение и нарушение суверенитета государств, скрывая это «личиной» помощи и оправдывая самыми гуманными причинами, по сути, оставляя возможность внешнего вмешательства в дела государств. При этом озвученные в докладе тезисы были приняты резолюцией ООН в 2005 году [6]. Кроме того, необходимо обратиться к Российскому законодательству для определения влияния такого проявления глобализма, как международное право на обеспеченность суверенитета нашего государства. Статья 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [2].

Такое положение ставит ребром вопрос о суверенности российского права, а это, в свою очередь, и о наличии самого государственного суверенитета. Но не стоит забывать о необходимости такой процедуры, как ратификация. Именно через призму самостоятельности России во внешних делах и проявляется участие в международных договорах, то есть, такое участие -результат суверенитета. Российская Федерация исключительно по собственной воле встраивает в национальную правовую систему необходимые для ее дополнения нормативные документы международного характера. Глобализационные процессы содержат внутренние противоречия, раскрывающие определенную двойственность при существовании внутренних взаимосвязанных встречных процессов, таких как интернационализации внутригосударственного регулирования и конституционализации международных отношений.

Примером отсутствия влияния международного права на суверенитет России являются два нормативных правовых акта: первый - Федеральный закон «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» от 28.02.2023 № 43-ФЗ [3], и второй - Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ [4]. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» непосред-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ственно выражает абсолютный приоритет действия национального права России, и буквально говорит о том, что при неблаготворном влиянии любого международного правового акта на Российскую Федерацию, наше государство будет иметь достаточную степень самостоятельности для его денонсации. Кроме того, Российская Федерации трансформирует правовую базу, чтобы, в случае принятия «непростых решений», исключить правовую неопределенность при возникновении непредвиденных обязательств перед иными лицами.

Заключение.

Проанализировав обеспеченность суверенитета Российской Федерации, разобрав специфику его функционирования и обусловленность по средствам анализа нормативных правовых актов и других образующих сам суверенитет категорий, стоит отметить, что Россия в высшей степени обеспечена самостоятельностью в ее внутренних и внешних делах.

Как определяет И. А. Алебастрова, «государство обязано обеспечить защиту своего населения от войн и насилия, именно этим обосновано наличие у государства мощных властных полномочий» [5].

Президент России считает одним из приоритетных направлений укрепление государственного суверенитета и государственной целостности в

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

условиях глобализации. «Суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет - не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия - такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет» - подчеркнул В.В. Путин в своем выступлении на политическом форуме «Вадлай» в 2007 г.

Тем самым, в правовой системе координат суверенитет как политико-правовой феномен обеспечивается целым рядом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые создают структурно слаженную систему, которая, в свою очередь, позволяет России сохранить независимость и самостоятельность в условиях повсеместной глобализации, даже, несмотря, на непосредственное участие в целом ряде глоба-лизационных процессов.

Поэтому, в пространственном эквиваленте «государственное единство России должно быть осознано на уровне каждого гражданина России, независимо от национальных признаков. Для этого многонациональный российский народ должен объединиться вокруг общей идеи, осознавать цели и задачи государства, понимать связь между благополучием отдельного человека и благополучием государства» [7].

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Боден Ж. Шесть книг о государстве / Ж. Боден; Под ред. Н.А. Крашенинниковой; Пер. с фр. Н.А. Хачатурян // Антология мировой правовой мысли : в 5 т. Т. 2: Европа V-XVII вв. М. : Мысль, 1999. С. 688695. 829 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL : http://pravo.gov.ru/constituti on/?ysclid=ltlj0tlxdw526848888 (дата обращения 10.03.2024)

3. О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы: Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 06.03.2023. № 10. Ст. 1566.

4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

5. Алебастрова И.А. Государственный суверенитет: концепции и реальность / И.А. Алебастрова // Lex Russica. 2014. № 12. С. 1389-1399. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-suverenitet-kontseptsii-i-realnost/ viewer (дата обращения 06.03.2024)

6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [без передачи в главные комитеты (A/60/L.1)] 60/1. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года. URL : https://docs.cntd.ru/document/902131568 (дата обращения 10.03.2024).

7. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен : монография. М. : ИНФРА-М, 2020. 128 с. (Научная мысль). URL : www.dx.doi.org/10.12737/616. URL : https://znanium.com/catalog/product/1045386 (дата обращения 10.03.2024).

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

References:

1. Boden J. Six books about the state / J. Boden; Transl. from French by N.A. Khachaturian; Ed. by N.A. Krash-eninnikova // Anthology of World legal Thought. In 5 vols. Vol. 2. Europe of the V-XVII centuries. M. : Mysl, 1999. P. 688-695. 829 p.

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020). URL : http://pravo.gov.ru/constitution/?ysclid=ltlj0tlx dw526848888 (date of application 03/10/2024).

3. On termination of international treaties of the Council of Europe with respect to the Russian Federation: Federal Law № 43-FZ of 02/28/2023 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 03/06/2023. № 10. Art. 1566.

4. On International Treaties of the Russian Federation: Federal Law № 101-FZ of 07/15/1995 (as amended on 12/8/2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 07/17/1995. № 29. Art. 2757

5. Alabastrova I.A. State sovereignty: concepts and reality / I.A. Alabastrova // Lex Russica. 2014. № 12. P. 1389-1399. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-suverenitet-kontseptsii-i-realnost/vie wer (date of application 06/03/2024).

6. Resolution adopted by the General Assembly [without reference to the Main Committees (A/60/L.1)] 60/1. 2005 World Summit Outcome. URL : https://docs.cntd.ru/document/902131568 (date of application 03/10/2024).

7. Bredikhin A.L. Sovereignty as a political and legal phenomenon : monograph. M. : INFRA-M, 2020. 128 p. (Scientific thought). URL : www.dx.doi.org/10.12737/616. URL : https://znanium.com/catalog/product/1045386 (date of application 03/10/2024).

Информация об авторах

Наумова Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Владимирского филиала РАНХиГС natalya.naumova.69@list.ru

Шлыков Даниил Владимирович

студент юридического факультета Владимирского филиала РАНХиГС danyashlikov9@gmail.com

Natalya V. Naumova

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Constitutional and Municipal Law Faculty of Law

of the Vladimir Branch of the RANEPA

natalya.naumova.69@list.ru

Daniil V. Shlykov

Student of the Law Faculty

of the Vladimir branch of the RANEPA

danyashlikov9@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.