Научная статья на тему 'Ставка налога на доходы физических лиц в контексте принципа «Справедливости налогообложения»'

Ставка налога на доходы физических лиц в контексте принципа «Справедливости налогообложения» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СТАВКА НАЛОГА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PRINCIPLE OF "TAX EQUITY" / INDIVIDUAL INCOME TAX / TAX RATE / TAXATION BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Валентина Васильевна

В статье рассматриваются различные точки зрения на ставку налога на доходы физических лиц. Раскрывается содержание принципа справедливости налогообложения применительно к ставке налога на доходы физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax rate on personal income in the context of the "tax equity"

The article discusses various points of view on individual income tax rate. The content of the principle of "tax equity" in relation to the individual income tax rate.

Текст научной работы на тему «Ставка налога на доходы физических лиц в контексте принципа «Справедливости налогообложения»»

УДК 347.73:336.226.11(470+571)

В. В. Гриценко

Ставка налога на доходы физических лиц в контексте принципа «справедливости налогообложения»

В статье рассматриваются различные точки зрения на ставку налога на доходы физических лиц. Раскрывается содержание принципа справедливости налогообложения применительно к ставке налога на доходы физических лиц.

The article discusses various points of view on individual income tax rate. The content of the principle of "tax equity" in relation to the individual income tax rate.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, ставка налога, налоговое бремя, принцип справедливости налогообложения.

Key words: individual income tax, tax rate, taxation burden, principle of "tax equity".

В российской налоговой системе налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) занимает особое место, что обусловлено объективными факторами: он затрагивает интересы практически всех граждан,

многообразен диапазон объектов налогообложения, достаточно прост в администрировании, высока доля его поступления в бюджет и др.

Согласно ст. 53 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу изменения налоговой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. НДФЛ относится к федеральным налогам, значит, он установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Заметим, что основы существующей российской налоговой системы были заложены в 1991 г., к недостаткам которой О. В. Мандрощенко относит: во-первых, большое число налогов; во-вторых, высокие налоговые ставки (в частности, налог по отдельным

© Гриценко В. В., 2013

подакцизным товарам - 90 %,..., подоходный налог - 60 % (максимальная ставка прогрессивной шкалы)1.

Вопрос о тринадцатипроцентной ставке НДФЛ длительное время выступает в качестве предмета острых научных дискуссий. Существуют как минимум две диаметрально противоположных точки зрения: первая -что данная ставка отвечает принципу справедливого налогообложения; вторая - что она является чрезвычайно завышенной для большей части российских граждан.

Приверженцем 13 %-ной ставки НДФЛ уже в течение нескольких лет выступает В.В. Путин, по мнению которого «нельзя отказываться от так называемой плоской ставки». Прогрессивка, по мнению Президента РФ, «как бы она внешне не смотрелась социально справедливой, но она этой справедливости не облегчит, Наоборот, то будет бременем для миллионов людей со средними доходами»2.

Иной позиции придерживаются ученые-экономисты. Так, В.А. Кашин считает, что действующий в России НДФЛ «исправно срезает заработки работников, далеко не достигшие даже явно заниженного официального прожиточного минимума»3. Отметим, что с 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда определен в размере 5205 р.

Анализируя сложившуюся ситуацию, Ю. Князев подчеркивает, что когда сторонники прогрессивного налогообложения выступают за отмену плоской шкалы в 13 % и повышение нормативов взимания этого налога с более высоких личных доходов физических лиц, то их противники ссылаются на трудности налогового администрирования и на возможный уход в тень незаинтересованных в этом предпринимателей и наемных работников. На самом же деле на выплату части зарплат в конвертах толкают высокие социальные отчисления из общего фонда заработной платы предприятий и коммерческих организаций, которые нервно реагируют на повышение соответствующих налоговых ставок и требуют их снижения в интересах бизнеса4.

Для реализации идеи «социальности» государства, по мнению ученых, необходимо введение прогрессивной ставки налога на доходы

1 См.: Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности //Финансы и кредит. 2012. № 41 (521). С. 14.

2 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. 2012. 13 дек. С. 4.

3 См.: КашинВ.А. О налогообложении доходов граждан // Финансы. 2012. № 8. С. 40.

4 Князев Ю. Справедливость и экономика // Общество и экономика. 2012. № 1. С. 39.

65

физических лиц и корректировка регрессивной шкалы страховых платежей, используемых в качестве доходов государственных внебюджетных фондов5. В.Г. Яроцкий к требованиям справедливости относил прогрессивность обложения6. Отметим, что в Украине введена прогрессивная шкала налогообложения7.

В основном средняя заработная плата в России составляет от 1015 тыс. р. в месяц. Для данной категории граждан, а также тех, у кого доход еще ниже, указанная процентная ставка представляется завышенной и негативно влияет на их материальные жизненные условия. При этом следует указать на наметившуюся тенденцию повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, необходимо учитывать общую налоговую нагрузку, т. е. другие налоги и сборы. Анализ российского и американского законодательства позволил сделать ряд выводов: во-первых, уровень потребления в РФ ниже, чем в США, налоговая нагрузка в РФ выше, чем в США8.

По мнению Э.С. Набиуллиной, уровень налоговых ставок в стране уже приближается к критическому: «дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и к выпадению

9

доходов» .

В.В. Путин не исключает роста общего налогового бремени на граждан и участников экономической деятельности, при этом существуют различные точки зрения в отношении налоговой нагрузки на экономику: по оценкам Минфина этот показатель находится на уровне 31-32 ВВП, причем 8 % приходится на ТЭК, А.В. Дворников считает, что реальная налоговая нагрузка близка к 40 % от ВВП10.

Необходимо учитывать и «контрастный» характер современной России. Так, России принадлежит лидирующее место в мире как по добыче газа (более четверти мировой), так и величине разведанных запасов (около трети мировых). Российская Федерация является крупнейшим экспортером

5 Селезнев А.З., Чаплюк В.З. Противоречия развития бюджетной системы России // Финансы и кредит. 2012. № 44 (524). С. 7.

6 См.: Яроцкий В.Г. Финансовое право. СПб.: Изд. Поруч. С. Борисоглебский. 1898.

С. 182.

7 См.: Налоговеды России и Украины обменялись мнениями о путях развития и реформирования налоговых систем // Финансы. 2012. № 8. С. 26.

8 См.: Анисимов С.А. Налоговое регулирование в краткосрочном периоде // Финансы. 2012. № 10. С. 45.

9 Гребенщиков Э.С. Налогообложение - современный взгляд. Заметки со II Международной научно-практической конференции // Финансы. 2011. № 12. С. 8.

10 Там же. С. 9-10.

и потребителем (второе место после США) природного газа11. Однако согласно прогнозам доходов бюджетной системы на 2013-2015 гг. доходная часть бюджетной системы, большую часть которой составляют налоговые платежи, в целом в среднесрочной перспективе уменьшается с 38,9 % ВВП в 2012 г. до 37,9 % в 2015 г.12.

Н.И. Химичева определяет налоги как необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целесообразное развитие с учетом интересов общества13. В научной среде практически установилось мнение, что налог - это экономико-правовая категория. Так например, Г.Б. Середа считает, что налог выступает одновременно как экономическая, так и правовая категория по причине воплощения в себе существенных черт и качеств экономики и права14. Характеризуя налог на роскошь как экономическую, финансовую и правовую категорию, нельзя согласиться с мнением А.А. Жеребцовой, что налог «является нормой права»15, так как данные понятия не являются тождественными.

Действующая ставка НДФЛ указывает на преобладание фискальной функции в современной налоговой системе, на что неоднократно обращали внимание ученые. Так, Н.И. Химичева, анализируя эффективность системы налогообложения, подчеркивает, что пока в ней еще заметно преобладание фискальной функции, хотя это и не привело к достаточности средств в бюджетной системе. Регулирующая функция не дала, да и не могла дать должного эффекта в сложных условиях начавшегося перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося кризисными явлениями в экономике16. В настоящее время налоговая система, по справедливому замечанию Ю.Г. Швецова, выполняет в основном фискальные задачи в ущерб регулирующим, т. е. направлена на обеспечение государственной бюрократии финансовыми ресурсами17.

11 См.: Панкратов В.В. Налогообложение добычи природного газа в РФ: к новым правилам // Финансы. 2012. № 10. С. 37.

12 См.: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. URL: //http://www.economy.gov.ru.

13Химичева Н.И. Налоговое право: учеб.: М.: БЕК, 1997. Предисл.

14 Середа Г.Б. Налог как экономико-правовая категория // Налоги и налогообложение. 2012. № 5 (95). С. 43.

15 Жеребцова А.А. Налог на роскошь в налоговой системе Российской Федерации //Налоги и налогообложение. 2012. № 3 (93). С. 74.

16Химичева Н.И. Налоговое право: учеб.: М.: БЕК, 1997. С. 27.

17 Швецов Ю.Г. Бюджетно-налоговая система РФ: состояние кризиса // Финанс. бизнес. 2012. № 8-9. С. 56.

Согласно бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г. направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, отвечает потребностям правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Вопрос об общеправовых, отраслевых принципах права в юридической науке всегда представлялся спорным, особенно если это касается принципа справедливости. Проблема принципов права, а следовательно, и самого права как основополагающего при любом строе института, по мнению Н.И. Матузова, нуждается в новом прочтении в духе времени, применительно к современным российским и международным реалиям18. Современная эпоха, связанная с процессами глобализации, требует разработки принципов универсальной справедливости. Так, Е.А. Мызникова предлагает включать: требования равенства (действовать одинаково в одинаковых условиях); идею взаимосвязи содеянного и воздания за него (золотое правило нравственности); требования равновесия между утратой и потреблением (справедливость обмена)19.

По справедливому замечанию В.М. Ведяхина, принципы права нельзя отрывать от деятельности государства, политики, политической власти, политической жизни в целом, поскольку названные субъекты оказывают важнейшее влияние на их формирование и реализацию, а принципы права, в свою очередь, определяют пределы допустимого и недопустимого в процессе деятельности государственных институтов20.

А.Т. Шаукенов считает, что «представление о “справедливом налогообложении” является представлением, которое выдумывается и пускается в ход в качестве орудия определенной политической и хозяйственной власти. Как спрашивается, государство будет осуществлять принцип “справедливого налогообложения”, если оно в одностороннем

18 См.: Матузов Н.И. Принципы права как объект научного исследования (вместо введения). Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Н.И. Матузов, А.В. Малько, К.А. Струсь и др.; Саратов: Изд-во Саратовск. гос. акад. права, 2010. С. 27.

19 См.: Мыльникова Е.А. Справедливость как цель права // Право и гос-во: теория и практика. 2011. № 2 (74). С. 143.

20 См.: Ведяхин В.М., Суркова О.Е. Факторы формирования и реализации принципов права. Самара, 2006. С. 38.

порядке устанавливает налог, который является платежом в его пользу? Принцип “справедливого налогообложения” - давно уже не основополагающая идея, а идеология, яркий рекламный слоган, написанный на одном из вашингтонских зданий налогового ведомства США: “Налоги - цена цивилизованного общества”»21. Обосновывая, что налоговое право находится на стыке, на границе частного и публичного, автор утверждает, что «установление налога должно предполагать “публичную арену”, на которой граждане вправе лично участвовать в принятии решений, затрагивающих общество в целом. Вопросы взимания, распределения и использования государственных доходов должны обсуждаться при участии всех заинтересованных лиц, поскольку это касается всех и каждого»22. Данное предложение является спорным, так как отсутствуют механизмы его реализации. Налоговое права, по мнению А.Т. Шаукенова, это такой регулятор общественных отношений, где все нормы должны тщательно проговариваться, поскольку главными субъектами этих отношений является государство и налогоплательщик, и перемещение материальных ресурсов осуществляется из частного кошелька в государственный бюджет23. Неясно, каким образом это будет «проговариваться» и вряд ли такие переговоры приведут к консенсусу.

Проблемы реализации принципа справедливости обоснованно связывают с коррупцией. Так например, Ю. Князев считает, что в условиях, когда развивается коррупция, «не может быть и речи о соблюдении хоть какой-то социальной справедливости, вследствие чего стало пребывание за чертой бедности от одной пятой до четверти всего населения и все увеличивающийся разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими слоями общества, достигший к настоящему времени двадцатикратной разницы в децильном изменении»24. Ситуация усугубляется тем, что целый ряд социологических исследований, подготовленных по различным методикам, свидетельствует о том, что уровень коррупции остается запредельно высоким, а положение даже ухудшается. Принятые законодательные нормы не сопровождаются улучшением антикоррупционной практики. По данным института

21 Шаукенов А.Т. Критика одностороннего установления налога в контексте формирования науки налогового права (политико-правовое эссе) // Правоведение. 2011. № 4. С. 160.

22 Там же. С. 162.

23 Там же. С. 161.

24 Князев Ю. Справедливость и экономика // Общество и экономика. 2012. № 1.

С. 46.

социологии РАН (2011) 86 % россиян считают, что антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2 % россиян25.

В настоящее время происходит слияние экономических и правовых принципов. Принцип справедливости налогообложения является первоочередным и наиболее фундаментальным во всей системе как экономических, так и правовых принципов налогообложения. Ученые указывают на наличие экономической и правовой (юридической) составляющей в сфере налогообложения. Выделяются три элемента принципа справедливости: каждый гражданин обязан оплатить работу своего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой; в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицами государство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую по закону часть; государственные налоги, распространяясь на граждан и организации, возлагают бремя на одних и предоставляют льготы другим26.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что принцип справедливости налогообложения применительно к НДФЛ должен состоять в следующем: во-первых, в установлении необлагаемого

минимума для отдельных категорий работников; во-вторых, в установлении четких, реальных налоговых льгот; в-третьих, в закреплении размера ставок налога в зависимости от размера дохода, чем выше доход, тем больше ставка налога.

Анализируя принцип равенства и справедливости применительно к налогу на роскошь, А.А. Жеребцова подчеркивает, что «в законе должны быть четко прописаны права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации одной из них»27, данные правила свойственны для любых налогов.

Следует согласиться с мнением З.У. Бестаевой, что законодательные акты в сфере налогообложения не должны ухудшать материальных

25 См.: Бунин И. Коррупция: общественное восприятие и плохая практика // Вопр. местн. самоуправления. 2011. № 6. С. 38.

26 Середа Г.Б. Экономические принципы налогообложения // Налоги и налогообложение. 2012. № 7. (97). С. 72.

27 Жеребцова А.А. Налог на роскошь в налоговой системе Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2012. №. 3. С. 77.

70

условий подавляющего числа граждан28, что характерно для 13 %-ной ставки НДФЛ.

В настоящее время прослеживается тенденция в реформировании налогообложения в отношении увеличения налоговой нагрузки физических лиц, получающих высокие доходы29.

Общеизвестно, что снижение ставок налогов в целом, в том числе по НДФЛ, оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие страны, способно привлечь в страну лиц, желающих приобрести недвижимое имущество и т. д., повышение ставок налогов - к сокрытию или занижению объектов налогообложения, вывозу «капиталов и производство из данного государства в страны, предоставляющие более благоприятные условия для бизнеса»30.

28 Бестаева З.У. Налог на имущество физических лиц: актуальные проблемы и перспективы развития // Налоги и налогообложение. 2012. № 6 (96). С.29.

29 Это примечательно не только для России. Так, увеличение налога для богатейших граждан США планируется в 2013 г., что позволит собрать больше средств в бюджет. Речь идет о «правиле Баффета», названного в честь известного мультимиллиардера и сторонника нынешнего президента. Предлагается, чтобы те, кто зарабатывает в год миллион и больше, отдавали в казну не менее 30 процентов доходов. См.: Воропаев В. Обама опоздал с бюджетом. Глава США предложил налоги для богатых // Рос. газета. 2012. 14 февр. С. 8.

30 См.: Туманов С.Н. Внутренние и внешние функции государства: необходимость уточнения классификации и диалектика взаимосвязи // Совр. право. 2012. № 6. С. 41.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.