УДК 336.22
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
КРЯЧКОВА Л.И.,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Курского филиала финансового университета при Правительстве РФ; [email protected].
МОХОВА О.И.,
студентка 2-го курса магистратуры ФГБОУ ВПО «РАНХиГС при президенте РФ», Москва, РФ; [email protected].
Реферат. Формирование налога на доходы физических лиц в России имеет длительную историю. Его появление связано с необходимость в 1812 г. пополнить государственную казну, расходы которой увеличились в следствии войны с Францией. На разных этапах существования данного налога, он претерпевал различные изменения. Налог на доходы физических лиц играет важнейшую социальную роль. Он затрагивает интересы около 75 млн. человек экономически активного населения нашей страны. И его доля в консолидированном бюджете демонстрирует уровень развития экономики государства. Сложившаяся на сегодняшний день практика взимания налога на доходы физических лиц в России не соответствует социально-экономическим условиям и требует своего реформирования. В связи с этим перед авторами была поставлена цель - определить основные подходы к изменению ставок налога на доходы физических лиц. Сегодня российская система налогообложения на доходы физических лиц является пропорциональной и имеет единую налоговую ставку в 13 %, что сказывается на фактической способности налогоплательщика к уплате налога и обнажает проблему социальной несправедливости в обществе. По результатам проведенного анализа было выявлено, что за чертой бедности в России проживает почти 14 % населения. А разрыв между доходами сверхбогатых и бедных составляет 30 раз. Указанная ситуация ярко свидетельствует о неэффективном механизме налогообложения в части налога на доходы физических лиц. Существующая мировая практика красноречиво доказывает возможность использования дифференцированного подхода к исчислению ставки налога на доходы физических лиц. Объективно уровень налоговой нагрузки должен соответствовать фактической способности налогоплательщиков уплачивать налоги. Авторы статьи предлагают разработать прогрессивную шкалу налогообложения, в которой ставки НДФЛ будут зависеть не от средней заработной платы, а от прожиточного минимума. Авторы дифференцировали население по четырем группам в зависимости от величины прожиточного минимума: бедные, низко обеспеченные, богатые, сверхбогатые. Для каждой категории были определены ставки налога на доходы физических лиц. При этом бедные, имеющие доход ниже прожиточного минимума не платят НДФЛ, тогда как сверхбогатые платят по ставке 30 %. Такой подход позволит налогу выполнять регулирующую функцию и реализовывать принцип социальной справедливости в обществе.
Ключевые слова: налоговая ставка, налог на доходы физических лиц, шкала налогообложения, налоговое законодательство.
IMPROVING THE MECHANISM OF TAXATION ON INCOMES OF PHYSICAL PERSONS
KRYACHKOVА L.I.,
doctor of Economics, Professor of Department "Economics and Finance" Kursk branch of the financial University under the Government of the Russian Federation; [email protected].
MOKHOVA O.I.,
student of the 2 course FGBOU VPO " RANEPA ", Moscow, Russian Federation; [email protected].
Essay. The formation of the tax to incomes of physical persons in Russia has a long history. His appearance is due to the necessity of 1812 to replenish the state Treasury, the cost of which has increased in consequence of the war with France. At different stages of the existence of this tax, it has undergone various changes. Tax on income of natural persons plays an important social role. It affects some 75 million people of the economically active population of our country. And its share in the consolidated budget demonstrates the level of economic development of the state. The current practice of levying a tax on personal income in Russia does not correspond to socio-economic conditions and requires its reform. In this regard, the authors set a goal - to identify the main approaches to changing the rates of personal income tax. Today, the Russian system of taxation on personal income is proportional and has a single tax rate of 13%, which affects the taxpayer's actual ability to pay taxes and reveals the problem of social injustice in society. According to the results of the analysis, it was revealed that almost 14% of the population live below the poverty line in Russia. And the gap between the income of the super-rich and the poor is 30 times. This situation clearly indicates an inefficient mechanism of taxation in the part of the personal income tax. The current world practice eloquently proves the possibility of using a differentiated approach to calculating the tax rate on personal income. Objectively, the level of tax burden should correspond to the actual ability of taxpayers to pay taxes. The authors of the article propose to develop a progressive scale of taxation in which the personal income tax rates will depend not on the average wage but on the subsistence minimum. The authors differentiated the population into four groups depending on the size of the subsistence minimum: poor, low-income, rich, super-rich. For each category, personal income tax rates were determined. At the same time, the poor who have income below the subsistence minimum do not pay personal income tax, while the super-rich pay 30%. This approach will allow the tax to fulfill the regulatory function and implement the principle of social justice in society.
^y words: the tax rate, the tax to incomes of physical persons, taxation, tax law.
Введение. Налоговая политика это неотъемлемая часть экономической политики страны. Правильно расставленные приоритеты в формировании целей и задач налоговой политики способствуют решению вопросов стимулирования экономического роста, увеличению инвестиционной активности в стране, устранению социального неравенства в обществе.
В этой связи важная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Именно в нем отражается потенциал для обеспечения социальной стабильности в стране. Кроме того, НДФЛ является одним из основных инструментов, который обеспечивает доходную часть федерального бюджета и осуществляет макроэкономическое регулирование в стране.
Исследования представителей классической политической экономии таких как В. Петти, Дж. Кейнс и др. привели к выводу о том, что создание государства социальной справедливости при снижении уровня расслоения населения возможно и в том числе при использовании механизма прогрессивного налогообложения.
Однако существующая сегодня в России налоговая политика в части налогообложения доходов физических лиц не соответствует критериям экономически развитых стран и не обеспечивает консенсус экономической и социальной составляющей. Также необходимо
отметить, что она не реализует принципы, изложенные в Конституции страны: равенства, социальной ориентированности и экономической целесообразности.
Материалы и результаты исследования. Сегодня налог на доходы физических лиц в России является пропорциональным и имеет единую налоговую ставку 13 %. Стоит отметить, что это одна из самых низких ставок налогообложения доходов населения в мире.
Также существуют специальные налоговые ставки в 9, 30 и 35 % (НК РФ ст. 223,224) (таблица 1).
За последние три года удельный вес налога на доходы физических лиц в бюджете РФ составил порядка 25%. Этот показатель ниже, чем в большинстве развитых стран мира. Установлено, что размер поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджет зависит от нескольких факторов:
- численности экономически активного населения в стране;
- уровня доходов населения;
- типа налогообложения.
Сегодня в РФ только по официальным данным за чертой бедности проживает более 14 % от общей численности населения (рисунок 1).
Таблица 1 - Перечень специальных налоговых ставок для НДФЛ
Налоговая ставка Перечень доходов для налоговой ставки
13 % - Большинство доходов резидентов РФ (з/п, доходы от продажи имущества, вознаграждения по гражданско-правовым договорам) - Доходы иностранных работников (высококвалифицированных специалистов) - Доходы иностранных граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ.
9 % В отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года. - По доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, получаемых на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года
30 % В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ за исключением видов деятельности, указанных в НК РФ ст. 224 п. 3.
35 % - Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятий в целях рекламы. - Процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории РФ и т.д.
10,2
_ 2,4-
2 4
10
14
12
14
16
свыше 60 000
□ от 35 000,1 до 40 000,0 от 20 000,1 до 25 000,0
□ от 9 000,1 до 12 000,0 до 5 000,0
□ от 50 000,1 до 60 000
□ от 30 000,1 до 35 000,0
□ от 15 000,1 до 20 000,0
□ от 7 000,1 до 9 000,0
□ от 40 000,1 до 50 000,0 от 25 000,1 до 30 000,0
□ от 12 000,1 до 15 000,0
□ от 5 000,1 до 7 000,0
0
6
8
Источник: НК РФ ст. 223-224
Рисунок 1 - Распределение населения России по уровню ежемесячного дохода на душу населения в 2015 году, % Источник: официальный сайт службы Государственной статистики
Рисунок 2 - Виды ставок НДФЛ по странам мира Источник: информационный ресурс АИФ 03/07/2015
Анализ данных, представленных на рисунке 1, дает понять степень опасности назревающих социальных конфликтов в стране. За гранью прожиточного минимума, который в целом по России составляет 9776 руб. живут 3,4 % граждан. А разрыв между доходами сверхбогатых и бедных, только по официальной статистике составляет 30 раз. Это свидетельствует о сильном социальном расслоении общества, указывает на недостатки в системе социально-экономического развития страны.
Это подводит нас к выводу о том, что в России отсутствует эффективный механизм справедливого распределения. Государственный бюджет недополучает налоги от богатых, а требует их с более уязвимых слоев населения.
Такой подход к определению налога на доходы физических лиц не соответствует фактической способности налогоплательщика к уплате налога и ведет к сдерживанию экономического развития общества.
Таблица 2 - Предлагаемая шкала ставок по НДФД для
В сложившейся ситуации рациональным будет являться перераспределение налоговой нагрузки. Её снижение для малообеспеченных слоев общества и повышение для обеспеченных граждан. Возврат к прогрессивной шкале налогообложения будет способствовать увеличению доходов бюджета, а также снизит социальную напряженность общества.
Принцип выравнивания доходов - обычная мировая практика развитых стран. Государство способно регулировать неравенство с помощью не только социальных выплат, но и налогов. Так прогрессивная шкала налогообложения стала наиболее популярным рычагом контроля социальной справедливости общества в большинстве государств. Принцип «больше зарабатываешь - больше плати» оказывает положительное влияние на доходную часть бюджетов этих стран. В отдельных странах максимальные налоговые ставки могут достигать 50 % от заработной платы (рисунок 2). налогоплательщиков РФ
Категория налогоплательщиков Размер дохода, исчисляемый по величине прожиточного минимума (ПМ) Ставка, %
Бедные Менее ПМ 0
Низко обеспеченные Свыше прожиточного минимума до 4 ПМ 9
Средний класс От 5 ПМ до 8 ПМ 15
Богатые Свыше 9 ПМ 30
Источник: составлено авторами
Таблица 3 - Расчет величины налоговой нагрузки
При предлагаемой шкале налогообложения При ставке 13 %
Сумма годового дохода по НДФЛ с условной численностью 1000 человек
На одного человека с доходом 24297 руб. Годовой доход составит 24 297 руб. х 12=291 564 руб. 345 человек 100 589 580 руб. Отчисления по НДФЛ 746400384 руб. х 9 % = 9 053 062,2 руб. При ставке 13 % 345 человек с доходом в 24 297 руб. будут отчислять по НДФЛ 13 076 645,4 руб. в бюджет
На одного человека с доходом 52 643,5 руб. Годовой доход составит 52 643,5 руб. х 12=631 722 руб. 440 человек 277 957 680 руб. Отчисления по НДФЛ 219 839 руб. х 15 % = 41 693 652 руб. При ставке 13 % 440 человек с доходом в 52 643,5 руб. будут отчислять по НДФЛ 36 134 498,4 руб. в бюджет
На одного человека с доходом 100 000 руб. Годовой доход составит 100 000 руб. х 12=1 200 000 руб. 102 человека 122 400 000 руб. При ставке 13 % 102 человека с доходом в 100 000 руб. будут отчислять по НДФЛ 15 912 000 руб. в бюджет
Отчисления по НДФФ 122 400 000 руб. х 30 %=36 720 000 руб.
Общая сумма налога на доходы физических лиц за год составит:
87 466 714 руб. 65 123 143,8 руб.
Источник: составлено авторами
Данные, представленные на рисунке 2, демонстрируют наличие сильного разрыва между ставками по налогу на доходы физических лиц для сверхбогатых и низко обеспеченных слоев населения. При существующих условиях представляется важным обратиться к вопросу о реформировании налогообложения на доходы физических лиц в России с учетом передовой международной практики.
Но хотелось бы отметить, что не следует слепо перенимать опыт зарубежных партнеров, необходимо помнить о том, что в России по сравнению со странами Европы низкие показатели доходов. Довольно большая часть населения находиться у черты бедности. И при введении новых налоговых ставок на доходы физических лиц, государство должно так же предпринимать меры по обеспечению более эффективной социально-экономической политики. Реформирование системы налогообложения должно основываться не на слепом копировании западного опыта, а на учете статистических данных о размерах и динамике доходов налогоплательщиков, т.е. речь идет об ином механизме исчисления налога на доходы физических лиц. Объективно уровень налоговой нагрузки должен соответствовать фактической способности налогоплательщиков уплачивать налоги.
Так, авторами предложено вернуться к прогрессивной шкале налогообложения. В её основу может быть положена шкала ставок по НДФЛ, которая зависит не от средней заработной платы, а от прожиточного минимума. В этом случае налог на доходы физических лиц будет выполнять регулирующую функцию, и сглаживать социальное неравенство в обществе.
Проведем расчёт по предлагаемой шкале уплаты налогов. Установленный расчёт будет производиться исходя из 1000 человек с учетом прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области и составляющего 8099 руб. Так из 1000 человек процент бедных (доход ниже прожиточного минимума) составит 11,3 %, низко обеспеченное население - 34,5 %, средний класс - 44 %, богатые - 10,2 %.
Вывод. Таким образом, предлагаемая налоговая нагрузка, дифференцированная по уровню дохода, позволит не только снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, но и увеличит доходы федерального бюджета. Это, несомненно, скажется на возможности государства решить важную задачу - снизить уровень дифференциации доходов различных групп населения.
Список использованных источников
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31. 07.1998 № 146-ФЗ
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ
4. Приказ министерства финансов РФ от 17.07.2014 «Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы».
5. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015.
6. Осипова Е.С. Методологические и практические аспекты оценки налогового потенциала. - 2011. - № 4
7. Ремиханова Д.А., Салахбеков Н.И. Теоретические подходы к исследованию сущности и понятия налогового потенциала // Проблемы развития АПК региона. - 2011. - № 4 (8)
8. Дойчева А.В. Методологические основы формирования организационных схем налоговой системы региона // Новые технологии. - 2011. - № 1.
9. Кашин В.А. Налоги и налогообложение: курс-минимум. - М.: Магистр, 2009.
10. Крячкова Л.И., Мохов И.А., Мохова С.С. Система экономических рычагов и стимулов в экономическом механизме хозяйствования организации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2014. - № 3. - С.10-12.
11. Крячкова Л.И., Мохов И.А., Мохова С.С. Актуальные вопросы инвестиционной деятельности на предприятиях // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 5. - С. 34-36.
12. Крячкова Л.И., Мохов И.А., Мохова С.С. Инновационный вектор развития Курской области // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 29. - С. 164-168.
13. Мохов И.А. Особенности идеи богатства народа в национальной традиции экономической мысли // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. № 3. - С. 52-55
13. Мохова О.И. Налоговый потенциал регионов России // Дельта науки. - 2016. - № 2. - С. 8-11
14. Осипова Е.С. Методологические и практические аспекты оценки налогового потенциала // Налоги. - 2011. - № 47.
List of sources used
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 (taking into account the amendments introduced by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December 2008 No. 6 FKZ, dated 30.12.2008 No. 7 FKZ, as of 05.02.2014 No. 2 FKZ, dated 21.07.2014 No. 11 FKZ.
2. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) of 31.07.1998 No. 146-FZ.
3. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 No. 117 FZ.
4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 17.07.2014 "On the approval of model regulations on territorial bodies of the federal tax service."
5. Aronov AV, Kashin V.A. Taxes and taxation: a tutorial. - 2 nd ed. - M .: Master: INFRA-M, 2015.
6. Osipova E.S. Methodological and practical aspects of assessing the tax potential. - 2011. - No. 4.
7. Remikhanova DA, Salakhbekov N.I. Theoretical approaches to the study of the essence and concept of tax potential // Problems of development of the agro-industrial complex of the region. - 2011. - No. 4 (8).
8. Doycheva A.V. Methodological foundations of the formation of organizational schemes of the tax system of the region // New Technologies. - 2011. - No. 1.
9. Kashin V.A. Taxes and taxation: the minimum rate. - M .: Master, 2009.
10. Kryachkova L.I., Mokhov I.A., Mokhova S.S. The system of economic levers and incentives in the economic mechanism of managing the organization // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - No. 3. - P.10-12.
11. Kryachkova L.I., Mokhov .IA., Mokhova S.S. Actual issues of investment activity at enterprises // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - No. 5. - P. 34-36.
12. Kryachkova L.I., Mokhov I.A., Mokhova S.S. Innovative vector development of the Kursk region / / Economics and modern management: theory and practice. 2013. - No. 29. - P. 164-168.
13. Mokhov I.A. Features of the idea of the wealth of the people in the national tradition of economic thought // Scientific almanac of the Central Chernozem region. - 2014. - No. 3. - P. 52-55.
13. Mokhova O.I. The tax potential of Russian regions // Delta of Science. - 2016. - № 2. - P. 8-11.
14. Osipova E.S. Methodological and practical aspects of assessing the tax potential // Taxes. - 2011. - No. 47.