Научная статья на тему 'Ставка дисконтирования для компаратора государственного сектора'

Ставка дисконтирования для компаратора государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ / DISCOUNT RATE / ГЧП / PPP / SDR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батяркин Александр Викторович, Васюнина Лилия Михайловна

: в статье поднимается вопрос об использовании ставки дисконтирования для оценки проектов государственно-частного партнерства. Обосновывается выбор социальной ставки дисконтирования в качестве нормы дисконта. Проводится анализ наиболее известных социальных ставок, приводятся их преимущества и недостатки. В качестве ставки для компоратора государственного сектора выбирается социальная ставка межвременных предпочтений. Нахождение ставки основывается на решении задачи максимизации общественной полезности. В итоге найдена линейная функция для нахождения социальной ставки межвременных предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батяркин Александр Викторович, Васюнина Лилия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ставка дисконтирования для компаратора государственного сектора»

Список литературы / References

1. Росстат. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. 2014. № 9. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/ (дата обращения: 17.02.2017).

2. Сборник статей. [Электронный ресурс]: Новосибирск: СГГА, 2013. 194 с. 13.02.2017. Режим доступа: http://www.newecologist.ru/ecologs-3805-1.html/ (дата обращения: 24.02.2017).

3. Реферат Современные методы решения экологических проблем на предприятии. [Электронный ресурс]: г. Москва: МГУ, 2013. 257 с. Режим доступа: http://alversch.ru/finansy-dengi-kredit_2/sovremennye-metody-resheniya-ekologicheskix.html/ (дата обращения: 17.02.2017).

4. Статья «Экономика природопользования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/ekonomika-prirodopolzovaniya.html/ (дата обращения: 15.02.2017).

5. Статья «Зеленые облигации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ustoichivo.r u/dictionary/4.html&view=%DD/ (дата обращения: 15.02.2017).

СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЛЯ КОМПАРАТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА Батяркин А.В.1, Васюнина Л.М.2 Email: [email protected]

'Батяркин Александр Викторович — магистрант, экономический факультет; 2Васюнина Лилия Михайловна — бакалавр, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье поднимается вопрос об использовании ставки дисконтирования для оценки проектов государственно-частного партнерства. Обосновывается выбор социальной ставки дисконтирования в качестве нормы дисконта. Проводится анализ наиболее известных социальных ставок, приводятся их преимущества и недостатки. В качестве ставки для компоратора государственного сектора выбирается социальная ставка межвременных предпочтений. Нахождение ставки основывается на решении задачи максимизации общественной полезности. В итоге найдена линейная функция для нахождения социальной ставки межвременных предпочтений.

Ключевые слова: ставка дисконтирования, социальная ставка дисконтирования, ГЧП.

THE DISCOUNT RATE FOR PSC

Batyarkin A.V.1, Vasyunina L.M.2

'Batyarkin Aleksandr Victorovich — master,

FACULTY OF ECONOMICS; 2Vasyunina Liliya Mikhailovna — bachelor, FACULTY OF SOCIOLOGY, SAINT PETERSBURG UNIVERSITY, SAINT PETERSBURG

Abstract: the article raises the question of the use to evaluate the public-private partnership projects in the discount rate. The choice of the social discount rate as the discount rate. The authors provode analysis of the most well-known social rates are their advantages and disadvantages. As for the rate of the public sector comparator is chosen social rate of time preference. This discount rate is based on solving the problem of maximization of social utility. As a result, the authors obtained a linear function to find the STRP a linear function to find the STRP. Keywords: discount rate, SDR, PPP.

УДК 330.42

Для оценки Value for Money, ключевой вопрос, должна ли быть ставка основана на социальной ставке дисконтирования (SDR) или ставок, поступающих от финансовых рынков

(FMR). Если использовать SDR, проблема заключается в том, как оценить ее, в то время как при использовании FMR, вопрос, на который следует обратить внимание, необходимо ли использовать безрисковую ставку, доходность по негосударственным долговым ценным бумагам или даже их вместе [1]. SDR можно рассматривать как меру важности благосостояния будущих поколений по сравнению с благосостоянием нынешних поколений. То есть важность оценки ставки дисконтирования заключается в том, что она является показателем полезности для будущего населения.

Следовательно, SDR должна включать в себя как альтернативные издержки общества, так и неравноценность эффектов, возникающих в результате реализации проекта в разные временные отрезки. На сегодняшний день наиболее распространенными методами оценки социальной ставки дисконта являются [2] :

1. Модель оценки межвременных предпочтений (STRP). По данной модели ставка дисконтирования представляет собой предпочтения общества. Иными словами, степень готовности отказаться от потребления чего-либо сегодня ради потребления в будущие моменты времени.

2. Модель социальных альтернативных затрат на капитал (SOC). В данной модели социальная ставка представлена в виде величины альтернативного источника дохода, получаемого индивидом, использующим общественный капитал в своих частных инвестициях (естественно безрисковых).

При наличии идеальных рынков капитала ставки, соответствующих методов, должны совпадать. Но при существующей реальности всевозможные рыночные искажения приводят к тому, что социальные ставки дисконтирования становятся отличными друг от друга. При прочих равных, очевидно, существование проблемы выбора той или иной ставки для использования в проекте.

Проанализировав метод SOC, можно выделить ряд сложностей [3]:

• для того чтобы осуществить безрисковые инвестиции необходимо направить инвестиции в безрисковые источники дохода, это, как правило, государственные долговые обязательства, либо различные депозиты в государственных банках. Однако, где гарантия того, что эти средства (общественный капитал) не будут использованы в коммерческих или иных целях, не связанных с увеличением благосостояния общества в целом;

• SOC игнорирует настроения общества, в области гарантий государственных инвестиций. Очевидно, что в России общественное настроение по поводу гарантий государства сохранности капитала крайне скептическое, особенно после дефолта по ГКО.

В связи с этим более привлекательной для использования ставки дисконта является модель оценки межвременных предпочтений (SRTP). Данная модель наиболее часто применяется при моделировании компаратора государственного сектора. В связи с этим, для оценки реализации проектов ГЧП предлагается использовать именно эту ставку для компаратора государственного сектора.

Для расчета ставки по модели SRTP, необходимо решить задачу максимизации общественной полезности, получаемой от потребления в различные периоды времени. В дискретной постановке задача представляется в следующем виде:

2=, (1)

Где U (C) — функция общественной полезности от потребления (C) в момент времени t,

p — ставка индивидуальных межвременных предпочтений.

Формула преобразуется при рассмотрении непрерывного случая и принимает вид:

¿0 U(Ct) * е~ßtdt - тах (2)

Сформируем предпосылки относительно функции общественной полезности для оценки STRP. Рассмотрим функцию полезности с учетом утилитаристского подхода и имеющую убывающую предельную полезность по мере роста потребления. Для этого воспользуемся функцией с фиксированной полезностью вида: [4] :

U(C) = U (3)

где — эластичность предельной общественной полезности по потреблению.

Решая задачу (2) с учетом того, что функция общественной полезности имеет вид (3), получаем:

dt dct > _ Tt^t ~e П _ Pe Lt Cte Lt dt _ (á\

dmcQ.e-Pt-) С"Д_ e-pt t P + M dt q (4)

(iCf

STPfi = p + цд, (5)

где

p — ставка межвременных предпочтений;

def

g = —--темп роста потребления на душу населения,

Q

Формула (5) носит название формулы Рамсея. Из этого следует, что STRP является аддитивной, так как определяется путем сложения p - межвременных предпочтений индивидов и fig - возрастающего благосостояния будущих поколений.

Список литературы /References

1. Contreras C. Value for money: To what extent does discount rate matter? // Revista de Economía Aplicada, 2014. Т. 22. № 66. С. 93.

2. Дмитриев К.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов // М.: Труды ИСА РАН, 2013. Т. 63. № 1. С. 47.

3. Хайруллин В.А. Социальная норма дисконта при освоении инвестиций в социальные проекты топливно-энергетического комплекса РБ/Шакирова ЭВ // Нефтегазовое дело, 2012. Т. 10. № 3. С. 193-199.

4. Pearce D.W., Ulph D. A social discount rate for the United Kingdom. Norwich: CSERGE, 1995. С. 1-22.

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ. РЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КАМПАНИЙ Тетюшин А.В. Email: [email protected]

Тетюшин Алексей Викторович — первый зампред, Научно-студенческое общество Международного финансового факультета,

студент,

международный финансовый факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в последнее время бизнес уходит от единственной цели заработка денег и приходит к пониманию того, что бизнес обязан быть социально ответственным перед обществом. В статье анализируется данный актуальный тренд бизнеса. Статья раскрывает значение социального маркетинга для бизнеса, приводятся примеры из истории и моделируются маркетинговые кампании. Моделирование кампаний позволило доказать выводы статьи через конкретные цифры. В конце дается заключение о значении социального маркетинга для различных компаний.

Ключевые слова: социальный маркетинг, маркетинг, маркетинговая кампания, маркетинговый бюджет, Перекресток, Tesco, American Express.

SOCIAL MARKETING. CASES FROM REAL LIFE AND MODELLING OF MARKETING CAMPAIGNS Tetyushin A.V.

Tetyushin Alexey Victorovich - Senior Deputy Chairman, SCIENTIFIC STUDENT SOCIETY OF INTERNATIONAL FINANCE FACULTY,

Student,

INTERNATIONAL FINANCE FACULTY, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: nowadays business overcame the one goal - earn money. And now companies want to be useful for the society. And this trend of social marketing is becoming increasingly strength. In the article analyzes actual business trend. Author tells about history of this phenomenon and model some marketing campaign. Modeling helps to maintain conclusion about implementing social marketing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.