"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
Подобный лингвистический анализ не только позволяет раскрыть суть фольклорных произведений, но и дает многое для понимания менталитета народа, его творчества, его отношение к собственному прошлому и настоящему.
Литература
1. Савв Р. Битва на Неджиде // Проблемы Бзиюкской битвы: история и современность. Майкоп, 1997. С. 45-63.
2. Унарокова Р.Б. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект). М., 2004.
3. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград, 2007.
4. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: подходы к изучению // Социолингвистика вчера и сегодня. М., 2008. С. 127-155.
5. Красавский Н.А. Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музи-ля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М., 2014.
References
1. Saw R. Battle on Nedzhida // Problems of Bziyukskaya battle: history and modernity. Maikop, 1997. Pp. 45-63.
2. Unarokova R.B. Pesennaya kul'tura adygov (estetiko-informatsionnyi aspekt) [Song culture of the Circassians (aesthetic and informational aspect)]. Moskow, 2004. 216 p.
3. Karasik V.I. Yazykovye klyuchi [Language keys]. Volgograd, 2007.
4. Karasik V.I. Linguistic-cultural concepts: approaches to learning // Sociolinguistics of yesterday and today. Moskow, 2008. Pp. 127-155.
5. Krasavskiy N.A. Emotional concept of "cruelty" in the novel by Robert Musil "The emotional turmoil of the pupil of Terles " // Philology and linguistics in modern society: proceedings of the III international scientific conference (Moscow, November 2014). Moskow, 2014.
УДК 396.6 Р.Х. ЕМТЫЛЬ
СТАТУС ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАВКАЗСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (Р. ГАМЗАТОВ, Ф. АЛИЕВА, К. КУЛИЕВ, И. МАШБАШ, К. КУМПИЛОВ)
Емтыль Разиет Хаджиберамовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (г. Майкоп, ул. Красно-октябрьская, 13), [email protected]
Аннотация. Актуальность темы обусловлена необходимостью объективно проанализировать место и роль кавказской женщины в семье и общественной жизни. На примере творчества ряда поэтов показано изменение статуса женщины в процессе развития социума.
Ключевые слова: положение женщины, статус женщины-матери, общественное устройство кавказских народов, творчество Р. Гамзатова, Н. Рериха, К. Кумпилова.
UDC 396.6 R.H. YEMTYL
STATUS OF MOTHERS IN THE WORK OF CAUCASIAN WRITERS, POETS (R. GAMZATOV, F. ALIYEVA, K. KULIYEV, I. MAHSBAHS, K. KUMPILOV)
Yemtyl Raziet Khadzhiberamovna - PhD (historical), leading researcher of the Adygeya republican institute of humanitarian studies named after T.M. Keraseva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]
Abstract. The relevance of the topic due to the need to objectively analyze the place and role of Caucasian women in family and community life. On example of a number of poets creativity demonstrates how to change the status of women in the process of society development.
Keywords, mother's status, public device of Caucasian peoples, R. Gamzatov, F. Aliyeva, K. Kuliyev, I. Mahsbahs, K. Kumpilov creativity.
Изучение роли женщины в обществе - важнейшая составляющая различных социальных, психологических, философских и других исследований, которые позволяют полнее осветить систему человеческих взаимоотношений.
Традиционно женщина считается носителем гуманности: она дает жизнь целым поколениям, наделяя их духовностью, смыслом жизни, ее присутствие в человеческой цивилизации на протяжении всей истории связывалось с понятием безопасности и мира, ответственности за семью, за детей. В полной мере такое консолидирующее, умиротворяющее начало выражено в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, которые благодаря духовно-эмоциональной составляющей позволяют передать чувства и настроения человека, его душевные переживания.
Примером могут служить слова Н.К. Рериха. Размышляя о статусе женщины и ее силе в жизни общества, великий художник в книге «Женскому сердцу» писал: «Она - мать, женщина - охранительница, оберегающая свое потомство и домашний очаг <...> Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце» [1, с. 371].
Попытки определить статус женщины в социуме предпринимались с давних времен, что подтверждается сохранившимися письменными свидетельствами о быте и семейном укладе Древнего мира. В частности, наставления древнеегипетского философа Птахотепа призывают с уважением относиться к жене, заботиться о ней, о матери, сестрах и дочерях, прислушиваться к их мнению [2].
Достаточно четко «женской вопрос» прописан и в системе ценностей, регулирующей жизненный уклад кавказских народов. В частности, этикет адыгов, который основывался на философии адыгского мудреца Жэбаги Казаноко, учил молодых почитать жену, проявлять к ней уважение. Именно женщина определяет статус мужчины: «Л1ыр зыгъэл1ырэр шъузыр ары / Муж настолько доблестный, насколько позволяет ему жена» [3, с. 52]. Семейные взаимоотношения должны определяться любовью, взаимным уважением супругов. В сохранении семьи особая роль отводилась жене: «Шъузым ыгъэпутырэ л1ыр чылагъом; къыдихыжьын ылъэк1ыщтэп / Престиж мужа, подорванный злой женщиной, все село не восстановит; Чылагъом ыгъэпутырэ л1ыр шъуз дэгъум къыдихыжьын ылъэк1ыщт / Престиж униженного обществом мужа может восстановить хорошая жена» [3, с. 62]. Из этих положений, приближающихся по форме и содержанию к пословицам и поговоркам, становится понятным, что основная роль, отводимая женщине, - быть хранительницей домашнего очага, своим поведением сохранять статус супруга и семьи в целом.
Статус горянки горячо обсуждался во все времена. Ученые, путешественники из Европы и Азии, посещавшие Кавказ с разными целями с XV века, оставили наблюдения, касавшиеся отношения к дочери, сестре, матери. В этом плане исследователи находили много схожего в традициях дагестанцев и адыгов [4, с. 632]. Подобные свидетельства служат источником для изучения жизни общества в исторической парадигме, формируют восприятие таких понятий, как семья, род, обычаи и традиции, позволяют наметить перспективы дальнейшего развития социума.
Не менее ценным и важным предметом изучения становится творчество известных поэтов и писателей Кавказа: Ф. Алиевой, Р. Гамзатова, К. Кулиева, И. Машбаша, К. Кумпи-лова, А. Кешокова, К. Жане и др. Их произведения дают представление о статусе женщине в духовно-нравственном и эмоциональном разрезе, обращаются к чувствам людей и имеют возможность влиять на них, а значит, формировать мнение общества. Несомненно, главным при этом становится обращение к образу матери, дающей жизнь и заботящейся о ребенке все время. Здесь, по всей видимости, сказывается тот факт, что первые
годы дети проводят именно с ней, и ранние впечатления сказываются на характере взрослого человека. Следует учитывать и строгость воспитания в среде горцев: суровые условия существования, запрет на проявления чувств, непростые отношения с соседними странами. По сути, мать - единственный человек, которому не запрещалось уделять внимание ребенку, проявлять к нему любовь. Поэтому осквернение и оскорбление матери для всех народов Кавказа считалось тяжелейшим грехом, преступлением, которое наказывалось смертной казнью, а трепетное отношение к матери считалось мерилом человеческого достоинства.
Именно поэтому такой теплотой пронизаны стихи Р. Гамзатова «Берегите матерей», Ф. Алиевой «Мама», К. Кумпилова «Нежный голос матери», «Руки матери», И. Машбаша «Матери», «Белый конь», К. Жане «Синан», К. Кулиева «Мать». По своему художественному уровню они не уступают лучшим произведениям мировой литературы, а по духовно-эстетическому наполнению перекликаются с творчеством русских писателей и поэтов. В частности, с работами В. Распутина, который в статье «Вечный женский вопрос» пишет: «Мироткущая» - так издавна называли женщину. Она призвана давать жизнь, создать вокруг себя мир, уют, тепло, верность, мягкость, милосердие - из этого женщина состоит [5, с. 4].
Особого внимания заслуживает творчество Фазу Алиевой, которая воплотила в своих произведениях понимание собственной роли в обществе. Ее работы - попытка самоопределения, поиск своего места в мире, и тем более они интересны для исследователя. Фазу Алиева - красавица, прекрасная мать, воспитавшая четырех сыновей, замечательная жена, добрый гений для своих родных - полностью реализовала себя как хранительница семьи. При этом, обладая незаурядным умом и поэтическим талантом, она стала талисманом Дагестана. Будучи членом общественной палаты России и главным редактором известного журнала, Фазу Алиева сделала все для сохранения высочайшего статуса женщины-матери в жизни общества. Ее напутствия юношам и девушкам не могут не затронуть душу каждого читателя:
«Мама», - мост к существу бытия,
К смыслу добра и зла,
Русло мое,
В которое я
Беды свои отвела.
«Мама», - печатью легло золотой
На сердце мое
Давно [6].
В нескольких строках сконцентрирован весь опыт человечества: матери, чувствующей каждое биение сердца своего ребенка, ребенка, для которого мать олицетворяет собой весь мир, наконец, женщины как носительницы созидательного начала, стоящей над земным бытием. Глубина обобщения и проникновения во внутренний мир горцев, соотечественников, умение высветить лучшие черты своего народа - цельность, мужественность, мудрость ставят творчество дагестанской поэтессы в один ряд с лучшими произведениями художественной литературы. Лирическая героиня ее стихотворений, подобно Сэтэнай -«матери» всех нартов из «Нартского эпоса», - матерь для всех дагестанцев: Будто на всем обрела в этот час Я беспредельную власть. Матери-женщины, С каждой из вас Я воедино слилась [6].
Путь Фазу Алиевой, которая успешно совмещала творческую и общественную деятельность с работой главного редактора, оказался непростым, но ярким и запоминающимся. Ее творчество отличается честностью в изображении человеческих чувств, совестливостью, гуманностью. Неизменно затрагивая высшие нравственные ценности, вбирая в себя все богатство красок истинно народного духа, оно стало неоценимым вкладом в
национальную литературу кавказских народов. Ее труд отмечен высокими наградами: званием «Народный поэт Дагестана» и орденом Святого апостола Андрея Первозванного, которым награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели за исключительные заслуги.
Фазу Алиева - мудрая хранительница очага Дагестана. На одном из выступлений она сказала: «Человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину, национальность». То, что Фазу Алиева оставила потомкам, всегда останется мерилом человеческой личности. Она останется для современников неугасающим факелом любви, верности идеалам, традициям, что освещает путь, не давая сбиться с него и потерять духовные, нравственные ориентиры.
Яркий образ женщины-матери присутствует во многих произведениях Р. Гамзатова. Он называет ее хранительницей семейного очага, и шире - хранительницей мира, без которой невозможно движение жизни. Мать - опора семьи и всего рода человеческого. Гимн женщине, матери Расула Гамзатова («Берегите матерей», «Остров женщин», «Книга любви», «Пять пальцев») зазвучал в общем резонансе мировой лирики.
В лирике Р. Гамзатова появляется еще одна ипостась женщины-миротворицы. Именно ей принадлежит белый платок - знак чистоты и непорочности. Брошенный к ногам враждующих сторон, он является символом примирения: В горах джигиты ссорились, бывало, Но женщина спешила к ним и вдруг Платок мужчинам под ноги бросала, И падало оружие из рук [7, с. 164].
В этом контексте звучат и слова о войне, из-за которой дети остаются сиротами, а родители теряют сыновей и дочерей. Образ женщины-миротворицы сливается с иными, знакомыми каждой культуре. Это образ матери, потерявшей на войне сына, и матери, умирающей, оставляющей своих детей одних на земле. Оба они проникнуты неподдельным чувством горя, безвозвратной потери.
Настолько же искренне выражены чувства поэта, когда он переходит в плоскость семейно-бытового повествования: обращается к молодежи с призывом беречь мать, заботиться о ней, поскольку обида, нанесенная ребенком, отзывается болью: Если сердцем стали вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова, Знайте: дети ранят всех больней! [8, с. 4].
Поднимая тему повседневной жизни, автор подчеркивает, насколько важно сохранять теплоту в общении с матерью: ее сердце всегда остается открытым детям, а поэтому хрупким и ранимым.
В поэму «Берегите матерей» включено много песен о матери, в ней показан духовный психологический портрет матери, прожившей жизнь, полную труда и забот, горя, но в то же время радости и счастья, и портрет человека, сумевшего в жизни перед трудностями выстоять. Произведение было благосклонно принято читателями, в нем Расул Гамзатов выступил как охранитель всех матерей мира. Обратившись к вечному образу матери, он связал себя с будущим, проявил обостренное восприятие жизни:
Мы ветви материнского дерева! Ты всегда была,
Как родник - прозрачен и светел. Ты в трудах детей своих взрастила, Всю любовь, все сердце отдала. И свершила материнский долг -Самый высший в мире... [9, с. 313].
Р. Гамзатов - лишь один из многих поэтов и писателей Кавказа, кто обращался к теме материнской любви, дочерней и сыновней благодарности за материнскую любовь и ласку. Так, К. Кулиев роль матери считал важнейшей, неотъемлемой частью мира: «Женщина -величайшее украшение Вселенной. Унижение и извращения понятия материнства - диверсия против человечества». В поэме «Мать» он с чувством гордости говорил о высоком статусе женщины-матери, признаваемом не только человеком, но и самой природой, которая видит в ней жизнетворящее начало: «Проходит мать, показалось мне: Перед нею горы головы склонили» [10, с. 179].
Исхак Машбаш также посвятили много теплых слов матери:
Ты - мать моя! Ты родила меня,
Над колыбелью в час полночный пела
Ты, берегла мое земное счастье,
Как жил бы я без твоего тепла,
Кем был бы я без твоего участья? [11, с. 351].
Здесь, как можно наблюдать, чувства переданы, с одной стороны, через ощущения-воспоминания младенца, а с другой - через вполне зрелое, осознанное понимание роли матери в жизни человека, ее статуса в семье и в обществе.
В том же ключе - обращение к самым первым детским впечатлениям - написано стихотворение К. Кумпилова «Руки моей матери»: поэт говорит о сыновнем долге, о мягкости, нежности материнских рук, которые пеленали его в младенчестве и качали в колыбели [12, с. 4]. Поэт, посвящая матери стихи, дает обещание хранить ее покой. С нежностью, любовью и сочувствием поэт обращается к ней: «Ты - наше солнце и земля <...> Мы сбережем тебя, родная!», [13, с. 85]. И здесь снова звучат слова о значимости женщины для семьи, для каждого человека: она составляет для него целый мир.
Подводя итоги, можно сказать, что для творчества кавказских поэтов и писателей тема любви к матери, к женщине - одна из центральных. Исследование подобных произведений, вошедших в культурную и духовную жизнь России, Кавказа и целом в мире, позволяет полнее оценить положение женщины в обществе, ее роль в семье, значимость.
Так, из поколения в поколение мудрецы, поэты Кавказа оставили нам множество строк нежности, теплоты, благородства и необъятной любви, посвященных женщине, чье имя -мать. Они воспевали любовь, чуткость, гуманность, мудрость, силу женщины в жизни рода людского. Творчество поэтов - пример для всех, живущих на земле, это гимн для молодого поколения, это уроки мужества, благородства, чести, выраженных в слове о матери.
Литература
1. Рерих Н.К. Избранное. М., 1979.
2. Древнеегипетские тексты: Поучения Птахотепа. URL: http:// www.ntr.gyru>load/ drewvnij pochenija-ptakhotepa/5 0. 240
3. Жебаги К. Материалы региональной научной конференции от 30-31 октября 1985. Нальчик, 1987.
4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских путешественников в XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.
5. Распутин В.Г. Вечный женский вопрос // Советская женщина. 1990. № 4.
6. Алиева Ф. Стихи. URL: http:// www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54650.html
7. Гамзатов Р. Книга любви. М., 1974.
8. Гамзатов Р. Берегите матерей. М., 1982.
9. Гамзатов Р. Остров женщин. М., 1982.
10. Кулиев К. Краса земная. М., 1980.
11. Машбаш И. Висячий мост. Стихи и поэмы. М., 1981.
12. Кумпилов К. Руки матери // Адыгейская правда. 23 авг. 1975.
13. Кумпилов К. Слово матери // Дружба. 1960. № 10.
References
1. Rerikh N.K. Izbrannoe [Favorites]. M., 1979.
2. Drevneegipetskie teksty: Poucheniya Ptakhotepa [Ancient Egyptian texts: the Teachings of Ptahhotep]. URL: http:// www.ntr.gyru>load/drewvnij pochenija-ptakhotepa/50...240
3. Zhebagi K. Materials of regional scientific conference from 30-31 October, 1985. Nalchik, 1987.
4. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeiskikh puteshestvennikov v XIII-XIX vv. [Circassians, Balkars and Karachais in proceedings of European travelers of XIII-XIX centuries]. Nalchik, 1974.
5. Rasputin V.G. The eternal woman question // Sovetskaya zhenshchina. 1990. No. 4.
6. Aliyev F. Poems. URL. http://www.fatiha.ru/klassika/fazu.htm
7. Gamzatov R. Kniga o ljubvi [Book of love]. Moscow, 1974.
8. Gamzatov R. Beregite materej [Take care of mothers]. Moscow, 1982.
9. Gamzatov R. Ostrov zhenshhin [The Island of women]. Moscow, 1982.
10. Kuliev K. Krasa zemnaya [The beauty of the earth]. Moscow, 1980.
11. Mashbash I. Visyachii most [Suspension bridge]. Poems. M., 1981.
12. Kumpilov K. Mother's hands // Adygejskaja pravda. 23 avg. 1975.
13. Kumpilov K. Mother's word // Druzhba. 1960. No. 10.
УДК 009 (470.621) Р.Х. ЕМТЫЛЬ
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСМАИЛА БАРОНА
Емтыль Разиет Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), [email protected]
Аннотация. В статье рассказывается о работе видного государственного партийного деятеля, одного из активных организаторов народного образования, науки и культуры, основателя Адыгейского научно-исследовательского института Исмаила Хасановича Барона. Исследуются основные этапы в жизни И. Барона, его роль в развитии культуры и искусства Адыгеи, а также трагические этапы в его жизни.
Ключевые слова: репрессии, реабилитация, враг народа, полиглот, ликбез, советская партийная школа, горская школа, революция, трагическая судьба, горец.
УДК 009 (470.621) R.K. YEMTYL
PAGES OF LIFE AND ACTIVITY OF ISMAIL BARON
Yemtyl Raziet Khadzhibiramovna, PhD (historical), leading researcher of the Adygeya republican institute of humanitarian studies named after T.M. Keraseva (Republic of Adygeya, Maikop, Krasnooktyabr'skaya str., 13), [email protected]
Abstract. The article discusses the work of prominent government and party figure, one of the active organizers of education, science and culture, the founder of the Adygeya scientific research Institute Ismail Khasanovich Baron. The article examines the main stages in the life of I. Baron, his role in the development of culture and arts of the Republic of Adygea and the tragic stages of his life.
Keywords, repression, rehabilitation, enemy of the people, a polyglot, an educational program, the Soviet party school, mountain school, the revolution, the tragic fate, highlander.
Биография Исмаила Барона наполнена кропотливым и созидательным трудом. Получив прекрасное образование, все свои силы и талант он использовал для строительства новой жизни.