Научная статья на тему 'Статус Украинской государственности в конституционно-правовых актах Украинской Центральной Рады 1917-1918 гг'

Статус Украинской государственности в конституционно-правовых актах Украинской Центральной Рады 1917-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / УКРАИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА / МАЛАЯ РАДА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРИАТ / УНИВЕРСАЛ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / ГРУШЕВСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибенко А. Н., Абакумова В. И.

Охарактеризованы этапы законодательной деятельности Украинской Центральной Рады. Дан анализ основных конституционно-правовых актов, регламентирующих статус украинской государственности в 1917-1918 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус Украинской государственности в конституционно-правовых актах Украинской Центральной Рады 1917-1918 гг»

СТАТУС УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ АКТАХ УКРАИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ 1917-1918 ГГ.

© Грибенко А.Н.*, Абакумова В.И.*

Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко, Украина, г. Глухов

Охарактеризованы этапы законодательной деятельности Украинской Центральной Рады. Дан анализ основных конституционно-правовых актов, регламентирующих статус украинской государственности в 1917-1918 гг.

Ключевые слова Украинская народная республика, Украинская Центральная Рада, Малая Рада, Генеральный Секретариат, Универсал, Конституция, закон, Грушевский.

В законодательной деятельности Украинской Центральной Рады (далее -УЦР1) прослеживаются два этапа: первый (дооктябрьский - апрель - октябрь 1917), который имел политико-декларативный характер и заключался в разработке собственной украинской государственности; второй (послеоктябрьский - октябрь 1917 - апрель 1918), имеющий законодательный характер.

Первым обобщающим нормативным актом, который должен был регламентировать деятельность Украинской Центральной Рады, стал «Приказ Центральной Рады» от 23 апреля 1917 года. Согласно этого нормативно-правого акта (п. 3) работа революционно-демократического парламента делилась на обычные (очередные) сессии, которые «должны проходить не реже одного раза в месяц» и чрезвычайные, которые созываются по необходимости. Также этот документ регламентировал структуру Комитета (с 4 июля 1917 - Мала Рада, согласно постановлению УЦР) [1, с. 56-57].

Как известно, первый Закон - Декларацию под названием «К украинскому народу, на Украине и вне её сущему» Украинская Центральная Рада

* Старший преподаватель кафедры Истории, правоведения и методики обучения, кандидат исторических наук.

* Заведующий кафедрой Истории, правоведения и методики обучения, доктор исторических наук, профессор.

1 Историческая справка: Центральная радаУкраинская центральная Рада - на начальном этапе, с марта 1917 года, представительный орган украинских политических, общественных, культурных и профессиональных организаций; с апреля 1917 года, после Всеукраинского национального конгресса, взяла на себя функции высшего законодательного органа на Украине, координирующего развитие украинского национального движения, провозгласила автономию Украины. Впоследствии Центральная Рада провозгласила, после Октябрьской революции 1917 года - Украинскую народную республику, с федеративными связями с Россией, а после разгона Учредительного Собрания в России - государственную самостоятельность Украины.

приняла 10 июня 1917 г. Универсал провозглашал возрождение автономного устройства Украины в составе России и декларировал верховенство Украинской Центральной Рады в Украине [2, с. 1-2]. Во втором Универсале, принятом 3 июля 1917, было официально заявлено, что: «Временное правительство, признавая за каждым народом право на самоуправление и относя окончательное установление формы его к Учредительному Собранию, призывает в согласии с ним создавать новую жизнь в Украине во благо всей революционной России». В этом документе были определены задачи и цель украинской государственности. Но, к сожалению, на основании этого конституционного акта Украина получила правовой статус только отдельного территориально-административного комплекса со своими представительными органами, а не полную автономию, как того хотели украинцы. Политическая сила 11-го Универсала заключалась в том, что он придал законную форму автономии Украины, то есть легализовал первые достижения украинской революции [3]. Таким образом, что первые два универсала подготовили почву к тому, чтобы Украинская Центральная Рада переросла из морально-патриотического фактора в государственно-территориальный рычаг.

15 июля 1917 г. на заседании Украинской Центральной Рады был разработан «Устав Генерального Секретариата» [4, с. 54]. 4 августа 1917 г. Временное правительство заменило «Устав» на «Временную инструкцию Генеральному Секретариату» [5, с. 9]. Согласно этого нормативного акта Генеральный Секретариат превращался в местный орган Временного правительства, т.е. ординарный административный аппарат, почти не отличающийся от губернского комиссариата. Однако о признаках исполнительной власти в документе не было сказано ни слова. Полномочия Генерального Секретариата распространялись только на 5 из 9 губерний: Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и частично Черниговскую. Генеральный Секретариат терял секретарства военных, продовольственных, судебных дел, путей сообщения, почт и телеграфов, лишался прерогативы назначения на государственные должности. Правительство оставляло за собой право в отдельных случаях обращаться в органы власти на Украине, минуя Украинскую Центральную Раду [6, с. 5-7].

После октябрьских событий 1917 г. в Петрограде начался второй этап законодательной деятельности, содержанием которого стало формирование собственной правовой системы. Так, 3 ноября 1917 г. было провозглашено «Воззвание Генерального Секретариата к гражданам, правительственных и общественных учреждений», которая стала началом новой политики между УНР и Россией. В этом документе декларировалось: «... Компетенция Генерального Секретариата распространяется на губернии, где есть большинство украинского населения. Так, Херсонщина, Харьковщина, Екатеринославщина и Таврия (без Крыма) включается в территорию единой Украины» [7].

На заседании Генерального Секретариата 7 ноября 1917 г. был принят III Универсал. Названный нормативно-правовой документ провозглашал:

во-первых, право национальных меньшинств на национально-персональну автономию; во-вторых, созыв Учредительного Собрания; в-третьих, деление власти на высшую, исполнительную, судебную; в-четвертых, отмену смертной казни; в-пятых, отмену частной собственности на землю (монастырскую, церковную, помещичью, нетрудовых хозяйств с/х назначения [6, с. 398]. Таким образом, по своему историческому значению III Универсал стал первым в ХХ в. украинским государственно-правовым документом конституционной направленности, который положил начало процессу формирования собственной правовой системы.

25 ноября 1917 г. Украинская Центральная Рада приняла Закон «Об исключительном праве Центральной Рады издавать законодательные акты УНР». Согласно этого законодательного акта «... исключительное и неделимое право издавать законы для Украинской Народной Республики принадлежит Центральной Раде, а право издавать распоряжения в объеме управления на основе законов принадлежит Генеральным секретарям Украинской Народной Республики» [6, с. 474-475]. Вместе с тем этот закон не отменял действия всех законов и постановлений, действительных на территории УНР до 27 октября 1917 г.

9 января 1918 г. революционный парламент принял закон «О национально-персональной автономии национальных меньшинств Украины», который имел конституционный характер. Этот Закон содержал 10 статей и был принят в соответствии с Универсалом от 7 ноября 1917 года. Так, в ст. 2 Закона декларировалось, что «... нациям - великорусской, еврейской и польской - право на национально-персональную автономию предоставляется силой этого закона» [8, с. 3]. В следующей ст. 3 гарантировалось право на образование на территории УНР национальных союзов. Национальный союз мог пользоваться правом законодательства и управления в пределах компетенции, которая устанавливалась в порядке, указанном в ст. 7 этого закона. Национальному союзу принадлежало исключительное право представительства данной нации перед государствами и общественными учреждениями. В ст. 8 отмечалось, что национальное Учредительное собрание выбиралось из членов, избранных среди граждан УНР данной нации, в возрасте от 20 лет, на основе всеобщего, равного избирательного права через непосредственные выборы и тайное голосование, с использованием принципа пропорционального представительства [9, с. 139]. В ст. 9 декларировалось, что структура Национального союза определялась государственными органы, а его высшее представительское звено - Национальное Собрание - избиралось членами союза. Высшим исполнительным органом становился Национальный Совет, избранный Национальным Собранием [10, с. 5-6].

Итак, в УНР, фактически впервые в истории Украины, была предпринята попытка воплотить концепцию национально-персональной автономии на практике. Принятие Закона «О национально-персональной автономии на-

циональных меньшинств Украины» свидетельствует о большом значении в УНР по вопросам прав и свобод человека. Иногда его характеризуют как проявление «великодушности украинской политической воли».

В начале января 1918 г. Украинская Народная Республика стала самостоятельным государством и была признана другими странами. В частности, после подписания Брестского мира УНР стала субъектом международных отношений. УНР была де-факто признана всеми государствами Четверного союза, подписавшими Брестский мирный договор - Германской империей, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарским царством. Де-юре независимость Украины признали две страны - Германская империя и Австро-Венгрия. Это юридически подтверждало статус государственности Украины. Поэтому 9 января 1918 г. был утвержден IV Универсал, в котором декларировалось: «Отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельной, ни от кого независимым, суверенным государством украинского народа...» [11, с. 46-50]. В этом законодательно-нормативном акте был провозглашен важный признак государственности - суверенитет, который означал, что государственная власть становилась единой в пределах всей территории. Итак, народ Украины становился источником и носителем высшей власти.

Следующим этапом развития украинской государственности было юридическое определение правового статуса гражданина УНР. Так, 2-4 марта 1918 г. были приняты законы «О гражданстве Украинской Народной Республики» [12, с. 27] и «О регистрации гражданства УНР» [12, с. 28]. В соответствии с названными Законами гражданами УНР признавались все без исключения, подданные бывшей Российской империи, родившиеся на территории Украины или на момент принятия закона постоянно проживающие здесь. Женщины, как правило, получали гражданство мужа, а дети - гражданство отца. Достигнувши 14 лет, дети имели право заявлять о своем гражданстве самостоятельно. Иностранцы получали вид на жительство сроком на шесть месяцев. А все, кто не желал быть гражданином УНР, в трехмесячный срок должны были подать об этом заявление по месту жительства соответствующем комиссару с указанием, к гражданству какого государства они принадлежат [12, с. 5-6]. Регистрация гражданства происходила по месту жительства человека. Гражданам УНР гарантировалось пользование общественными и политическими правами и свободами, участие в государственном и местном управлении через участие в выборах в законодательные учреждения. Также граждане имели право работать в государственных и общественных учреждениях. Интересно, что в законе отсутствовала норма лишения гражданства на основании суда, что было распространено на тот момент в мировой практике.

В этот период в области украинского государственного строительства весомым, учитывая стратегические задачи, стал закон «О выборах в Учредительное собрание Украинской Народной Республики» от 11 ноября

1917 г. [13, с. 22-23]. Этот Закон устанавливал пропорциональную систему выборов, подробно регулировал организацию их проведения. Участвовать в выборах имели право граждане с 20 летнего возраста. Избирательных прав лишались осужденные, дезертиры, банкроты (признанные судом), а также члены царской семьи. Устанавливалась ответственность за нарушение организации проведения выборов. Постановлением Малой Рады выборы были назначены на 27-29 декабря 1917 г., но из-за военных действий они были проведены преимущественно в январе-феврале 1918 г. и только в Киевском, Волынском, Подольском Херсонском, Полтавском, Екатеринославском и Черниговском округах. По решению Малой Рады Учредительное собрание должно было открыться 12 мая 1918 г.

Были приняты конституционно-правовые акты и в отношении судебной системы. Так, 10 ноября 1917 г. Малая Рада утвердила законопроект, в котором отмечалось, что «Суд на Украине творится именем Украинской Народной Республики», а 23 декабря 1917 г. был утвержден Закон «Об условиях должностей и порядке избрания судей Генерального и Апелляционного судов» [14, с. 40-42]. Согласно последнему документу, все судьи избирались Украинской Центральной Радой большинством голосов (3/5 из числа лиц, которые могли даже не иметь высшего юридического образования). А 23 декабря этого года был утвержден Закон «О благоустройство прокурорского надзора на Украине», согласно которому начала действовать прокуратура Генерального суда. Несколько ранее 29 ноября 1917 г. на заседании Генерального Секретариата был вынесен законопроект о создании Генерального Суда УНР, который был принят Центральной Радой 2 декабря [15]. Согласно этому нормативно-правовому акту Генеральный Суд состоял из трех департаментов: гражданского, уголовного, административного; выполнял все функции, надлежащие еще Правительственному Сенату по судебным делам и делам надзора за судебными учреждениями и лицами судебного ведомства [13, с. 1]. Наконец, 8 декабря 1917 г. Генеральный Секретариат принял Закон «Об устройстве апелляционных судов». Согласно данному нормативному акту полномочиям Судебных палат становилось следующее: Апелляционные суды состояли из равноправных судей; должность старшего головы не предусматривалась. Председатель общего собрания Апелляционного суда избирался голосованием всех судей. 5 марта 1918 министерства: военное, юстиции, внутренних дел утвердили «Инструкцию военным революционным судам» [16, с. 2-4]. Эти суды рассматривали дела, как военных, так и гражданских лиц.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что судебная реформа, несмотря на все усилия Украинской Центральной Рады, не была доведена до логического конца. Те судебные органы, которые существовали, преимущественно действовали неудовлетворительно, что прослеживалось в декларативности их функций.

В комплексе конституционно-правовых актов относительно статуса украинской государственности большой интерес вызывает закон «О государственной символике» от 12 марта 1918 г. [17, с. 28-37]. Еще в ноябре 1917 г. под руководством Михаила Грушевского состоялось собрание революционного парламента, на котором был рассмотрен вопрос о Государственном гербе Украины. Среди предложенных вариантов гербов были традиционные образцы. Можно обратить внимание на три общих символа: хорошо стилизованный геральдический знак неясного значения, что-то вроде трезубца времен Киевской Руси; наиболее поздний киевский герб, который можно увидеть на печатях киевского магистрата XVII-ХУШ вв. - лук или арбалет, самострел, и, наконец, казак с мушкетом и саблей, как герб казацкого войска. Комиссия рассматривала те проекты, которые либо принимали в копировали символику США - золотые звезды на синем фоне по количеству земель в составе Украины, либо фактически образовали герб Франции - золотая буква У «(Украина) или УН.Р. (Украинская Народная Республика) на синем фоне. 12 марта 1918 г. Малая Рада утвердила «Владимиров трезубец» государственным гербом УНР.

Значительные усилия юристы УНР направляли на создание трудового законодательства. Так, прообразом украинского Кодекса законов о труде стал закон «О восьмичасовом рабочем дне» от 25 января 1918 г. Действие этого закона распространялось на все предприятия, где использовали наемный труд, независимо ни от размеров этих производств, ни от того, кому они принадлежат (ст. 1). Продолжительность рабочего времени устанавливалась 48 часов в неделю (ст. 3). Закон регламентировал особенности найма и труда женщин и несовершеннолетних (ст. 10, 16, 19); ночные и сверхурочные работы (ст. 6-9, 18, 19); работу на вредном для здоровья производстве (ст. 15). В ст. 11 были прописаны праздничные и нерабочие дни. Текст ст.4 закона предусматривал создание в будущем Главного Совета труда как организатора государственной политики в этой сфере [18, с. 15].

Венцом законодательной системы УНР стала разработка основного закона любого государства, особого нормативного правового акта, имеющего высшую юридическую силу - Конституции, определяющей основы политической, правовой и экономической систем государства. Так, после провозглашения 1-го Универсала, лидеры Украинской Центральной Рады приступили к работе над проектом Украинской Конституции - «Устава автономной Украины». 24 июля 1917 г. была утверждена «Инструкция, на основе которой собирается Комиссия по подготовке Устава автономной Украины». В состав комиссии было избрано 100 человек, представлявших все национальности, проживавшие на тот момент в Украине. Возглавил Конституционную комиссию глава украинского парламента историк Михаил Грушевский. Конституция получила название «Устав о государственном устройстве, права и вольности УНР».

Надо отметить, что проект Конституции разрабатывался в драматический для УНР период. По этому поводу П. Христюк, один из основателей (вместе с М. Грушевским) Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), писал: «Подготовка проекта Конституции приходится преимущественно на тот момент, когда еще революция на Украине переходила фазу национально-политическую, когда классовая борьба еще не ставила на повестку дня задачу создания рабоче-крестьянской государственности. В дни, когда эта Конституция рассматривалась в Центральной Раде, большинство украинской революционной демократии стояла на другой позиции. Однако момент не способствовал пересмотру созданного ранее проекта Конституции, и он был принят почти без изменений, в редакции комиссии» [19, с. 175]. Известный украинский историк В. Солдатенко считает, что: «... если бы была возможность для предметного обсуждения разработанного проекта, он вряд ли был бы одобрен: он существенно отличался от социального курса революции, осуществляемого в последний период существования Центральной Рады, во всяком случае, явно не соответствовал господствующим настроениям» [20, с. 365].

Вернемся к характеристике законопроекта. Проект Конституции состоял из 8 разделов и 85 статей. В разделе «Общие постановления» подчеркивалось, что Украинская Народная Республика - государство суверенное, самостоятельное и ни от кого независимое, а носителем государственного суверенитета является весь народ Украины, который живет на ее территории. Реально свой суверенитет народ должен осуществлять через Учредительное Собрание Украины (ст. 3). Согласно ст. 22 третьей главы проекта Конституции, вся власть в УНР является народной, а верховным органом УНР признается Учредительное Собрание - парламент страны, избираемый путем всеобщего, равного, тайного и пропорционального голосования граждан УНР. К конституционным полномочиям революционного парламента относились: принятие законопроектов; формирование бюджета страны; объявление войны; заключение мира и т.п. Право законодательной инициативы принадлежало Президиумам Учредительного Собрания, партийным фракциям, которые были зарегистрированы Учредительным Собранием, группам депутатов (не менее 300 чел.), Совету Народных Министров, органам местного самоуправления, объединявшим не менее 100 чел.

По форме правления УНР становилась парламентской республикой, где высшая исполнительная власть принадлежала Совету Народных Министров, а высшая законодательная власть - Учредительному Собранию; высшую судебную власть представлял Генеральный Суд.

Часть внутрисистемных процессов законодательно переводилась на более низкий уровень иерархии. Так, согласно ст. 5 первого раздела проекта Конституции, «УНР предоставляла своим землям, волостям, общинам права широкого самоуправления, соблюдая принцип децентрализации». Децен-

трализация государственного управления означала, что государственным органам, которые осуществляли законодательную власть на местном уровне, а также органам местного самоуправления делегировался ряд полномочий центральных органов исполнительной власти. Система местного самоуправления строилась из земель, волостей и общин, где власть должна была принадлежать выборным советам и управам. Также обращает на себя внимание ст. 4 законопроекта, где указывалось, что территория Украины - единая, неделимая: изменения границ Украины допускались только с согласия 2/3 депутатов Учредительного Собрания.

После первого общего раздела Конституции шел раздел о гражданских правах и свобод. Некоторые положения в нем отличны от практики сегодняшнего института гражданства. Например, гражданско-правовая, гражданская и политическая дееспособность наступала с 20-летнего возраста. Избирательное (активное и пассивное) право предоставлялось только гражданам УНР, которым ко дню выборов исполнилось 20 лет. Избирательное право было всеобщим, равным, тайным. Однако такое положение как недопущение института двойного гражданства отвечает сегодняшней аналогичной норме в Украине.

Высшей исполнительной властью УНР провозглашался Совет Народных Министров. Формирования Совета Народных Министров возлагалось на Председателя Учредительного Собрания по согласованию с Советом старшин Собрания, после чего его состав, количество и должности утверждались на Учредительном Собрании (ст. 52). Судопроизводство в УНР должно было осуществляться от имени Украинской Народной Республики (ст. 60). В ст. 62 отмечалось, что дела рассматривались публично и устно, а судебные решения не менялись ни законодательными, ни исполнительными органами.

Итак, конституция Украинской Народной Республики утверждала в стране демократическую республику парламентского типа. Но, несмотря на прогрессивность многих положений, Конституция имела серьезные просчеты. Например, не была закреплена стабильность исполнительной власти; отсутствовали гарантии имущественных прав граждан; оставалась неопределенность компетенций и границ национальных объединений, администраций земель и центральных органов власти; отсутствовали основные принципы внутренней и внешней политики; не были избраны местные органы власти и управления, органы прокуратуры; не были очерчены территориальные границы Украины; не утверждались должности главы государства и правительства.

Подытоживая вышеизложенное можно сделать вывод, что поэтапное развитие законодательной деятельности украинского парламента претерпело заметную эволюцию. Первый этап (апрель-октябрь 1917) имел преимущественно декларативный характер, о чем свидетельствует содержание универсалов, деклараций и инструкций. Его основным достижением стали исторически известные Универсалы Центральной Рады, которым было сужде-

но сыграть такую же роль, что и «Декларации о государственном суверенитете» 1991 года. На втором этапе законодательной деятельности Украинской Центральной Рады (декабрь 1917 - апрель 1918) происходило становление собственной правовой системы Украинской Народной Республики. Важным достижением этого этапа стало провозглашение Конституции. Ее создатели мыслили демократично и были гуманными политическими деятелями, мечтавшими создать правовую модель общественного порядка для Украины.

Список литературы:

1. Конституцшш акти Укра!ни 1917-1920 рр. Невiдомi конституци Укра-!ни. - К.: Фшософська i соцюлопчна думка, 1992. - 272 с.

2. Вестник Временного Правительства. - СПб., 1917. - 21 апреля.

3. II Универсал, принятый на V сессии Центральной Ради. Протокол № 1 от 10 июня 1917 года // Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины, ф. 1115 Украинская Центральная Рада, оп. 1, д. 5, л. 11.

4. Вютник Генерального Секретарiату Укра!нсько! Народно! Республши. -1917. - 23 ноября.

5. Тимчасова шструкщя Генеральному Секретарiатовi Тимчасового уряду на Укра!ш // Вюп з Укра!нсько! Центрально! Ради. - 1917. - № 21. - С. 9-10.

6. Укра!нська Центральна Рада: Зб. докуменпв матерiалiв. У 2-х т. / за ред. П.П. Толочко та ш; НАН Укра!ни. - К.: Наукова думка, 1996. - (Пам'яп юторп Укра!ни. Сер. V Джерела новгтньо! iсторi!). - Т. 1: 4 березня - 9 груд-ня 1917 р. / Упор. В.Ф. Верстюк та ш.; ввд. ред. В.А. Смолiй, 1996. - 424 с.

7. Ввдозва Генерального Секретарiату до громадян, урядових i громадсь-ких установ // Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины, ф. 106 Генеральний Секретарiат Укра!нсько! Народно! Республiки, оп. 3, д. 1, л. 5-7.

8. Мала енциклопед1я етнодержавознавства / НАН Укра!ни 1н-т держави i права iм. В.М. Корецького; редкол.: Ю.1. Римаренко (ввд. ред.) та ш. - К.: Довiра: Генеза, 1996. - 420 с.

9. Коспв К. Конституцшш акти ввдновлено! Укра!нсько! держави 19171919 рок1в i !хня полiтико-державна як1сть. - Канада: Торонто, 1964. - 186 с.

10. Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. 1стор1я Укра!нсько! Конституци. -К.: Знання, 1993. - 192 с.

11. Укра!нська Центральна Рада: Зб. докуменпв матерiалiв. У 2-х т. / за ред. П.П. Толочко та ш; НАН Укра!ни. - К.: Наукова думка, 1996. - (Пам'яп юторп Укра!ни. Сер. V Джерела новгтньо! юторп). - Т. 2: 10 грудня 1917 р. -29 квггня 1918 р. - К.: Наукова думка, 1997. - 424 с.

12. 1стор1я укра!нсько! влади 1917-1919 / передм. В.Т. Ввдень. - Ки!в: Накладом Укр. парти самостiйникiв-соцiялiстiв (^Н.П.), 1920 (З друк. Мех-iтаристiв у Вадш). - 30 с.

13. Яневський Д. Малов1дом1 конститущйш акти 1917-1920 рр. // 1сто-ричний зб1рник «1стор1я, юторюграф1я, джерелознавство (статп, розвщки, заштки)». - К.: 1нтел, 1996. - 69 с.

14. Закон «Про умови обсадження 1 порядок обрання судд1в Генерального 1 Апеляцшного суда» // Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины, ф. 1115 Укра1нська Центральна Рада, оп. 1, д. 5, л. 11.

15. Законопроект «Про створення Генерального Суду УНР» // Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины, ф. 1069 Укра!нська Мала Рада, оп. 3, д. 1, л. 98-99.

16. Вюник Ради Народних Мшютр1в. - 1918. - № 17. - 9 апреля.

17. Копиленко М.Л., Копиленко О.Л. М.С. Грушевський 1 деяю проблеми розбудови укра!нсько! держави // Укра!нський юторичний журнал. - 1996. -№ 5. - С. 28-37.

18. Закон про вибори до Установчих Збор1в Укра!нсько! Народно! Рес-публши. - К.: Видавництво Головно! Комюи по справах вибор1в до Укра!нсь-ких Установчих Збор1в, 1918. - 48 с.

19. Грибенко О. Проблеми статусу Украши у законодавчих актах укра-1нських державних шстигуцш 1917-1920 рок1в // Проблеми ютори Укра1ни. Факти, судження, пошуки. Зб. наук. пр. / НАН Украши. 1нститут 1сторИ Ук-ра1ни. Украшська академ1я 1сторичних наук. - К., 2004. - С. 172-178.

20. Грибенко О. Проблеми державного буд1вництва в Укршт у 19171920 роках // Проблеми юторп Украши. Факти, судження, пошуки: зб. наук. пр.: Матер1али Всеукрашсько! науково-практично! конференцп «Проблеми пол1тично! реформи в сучаснш Укра1н1» (25-26 грудня 2003 року). - К., 2004. - С. 190-196.

21. Христюк П. Замтки 1 матер1али до юторп Украшсько! революци. У 4-х т. - Ки!в: В1день, 1921. - Т. 1. - 192 с.

22. Солдатенко В.Ф. Укра!на в революцшну добу: 1сторичн1 есе-хрон1ки. У 4-х т. / В.Ф. Солдатенко. - К.: Свпотляд, 2009. - Т. 3. - 1919 рк. - 411 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.