Научная статья на тему 'Статус-символы позднесоветского и современного общества: пространство вещей'

Статус-символы позднесоветского и современного общества: пространство вещей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
351
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ БИОГРАФИЯ / CULTURAL BIOGRAPHY / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА / MATERIAL ENVIRONMENT / АНАЛИЗ ВЕЩЕЙ / ANALYSIS OF EVERYDAY THINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глазунова Вероника Александровна

В статье представлены результаты поискового исследования, нацеленного на изучение роли предметов материально-вещественной культуры в качестве признаков социальной успешности. Автор показывает, каким образом изменялся набор значимых предметов, используемых в интерьере жилья. Для сравнения выбран позднесоветский период и современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status symbols in late-Soviet and modern societies: the space of things

The results of exploratory research aimed at studying the role of objects of material culture as a real sign of social success for social groups. The author shows how varied the set of significant objects used in the home interior in late-Soviet and contemporary society.

Текст научной работы на тему «Статус-символы позднесоветского и современного общества: пространство вещей»

В.А. Глазунова

СТАТУС-СИМВОЛЫ ПОЗДНЕСОВЕТСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОСТРАНСТВО ВЕЩЕЙ

В статье представлены результаты поискового исследования, нацеленного на изучение роли предметов материально-вещественной культуры в качестве признаков социальной успешности. Автор показывает, каким образом изменялся набор значимых предметов, используемых в интерьере жилья. Для сравнения выбран позднесоветский период и современное общество.

Ключевые слова: культурная биография, социальный статус, материально-вещественная среда, анализ вещей.

В настоящее время не подвергается сомнениям тот факт, что предметы материального мира играют одну из ведущих ролей в повседневных практиках людей, а также служат организации личностного образа и приватной сферы, являясь средствами выражения индивидуальности. Социальные взаимодействия между людьми и социальными группами во многом строятся на основе вещей, а также демонстрации предметов материально-вещественной культуры в качестве признаков социальной успешности одними и «считывании» этого значения другими, и символические свойства вещи зачастую более важны для индивида, нежели функциональные. Такие признаки мы называем статус-символами и полагаем, что они отражают жизненные траектории социальных групп в определенный период времени.

Актуальность изучения статус-символов при сравнении двух временных периодов состоит в том, чтобы показать, каким образом на основе советского прошлого, в котором символические, нефункциональные свойства вещей были выведены за рамки публичного

© Глазунова В.А., 2012

дискурса, складывается новое общество современного типа, вариант западного «общества потребления» на основе национально-исторических особенностей.

Методология исследования

В данной статье мы опираемся на результаты, полученные в ходе нашего исследования 2008 г. под научным руководством канд. социол. наук А.В. Стрельниковой. Исследование было посвящено изучению трансформации материально-вещественной среды и ее значения для индивида. Также мы попытались выявить изменение состава статус-символов при переходе от советского общества к постсоветскому на примере социальной группы молодых специалистов. В качестве теоретической базы исследования использовались концепция «культурной биографии» вещи И. Копытоффа1, семиологический подход Ж. Бодрийяра2, в рамках которого вещь не исчерпывается своим материальным содержанием, а является частью знаковой системы культуры. Также были задействованы идеи П. Бурдье, связанные с пониманием потребления как инструмента идентификационных стратегий, в совокупности образующих культуру социальной группы, а также с понятием «стиль жизни»3.

В ходе эмпирической части нами было проведено 12 глубинных интервью. В качестве эмпирического объекта нами была выбрана группа молодых специалистов - молодых людей в возрасте 25-30 лет, недавно закончивших высшее учебное заведение и проживающих в г. Москве. В связи с тем что наше исследование касается двух разных временных периодов, наш объект был разделен на две возрастные группы, в каждой из которых было опрошено по шесть человек:

1) люди в возрасте 45-60 лет - те, которые в исследуемый период 1975-1980-х годов находились в статусе молодых специалистов (3 мужчины и 3 женщины; 3 - техническое образование, 1 - педагогическое, 1 - гуманитарное, 1 - художественно-технологическое; 2 - коренные москвичи, 4 приехали в Москву из разных регионов СССР; после окончания вуза трое работали в различных НИИ и КБ, двое - преподавали в средней школе, одна женщина работала инженером на фабрике).

2) современные молодые специалисты - молодые люди в возрасте 25-30 лет (4 мужчины и 2 женщины; 3 - финансово-экономическое и управленческое образование, 2 - техническое, 1 - гуманитарное; после окончания вуза трое работают в финансовых организациях (банки, аудиторская компания), один - на государственной службе; один - в отделе продаж крупной компании, один - безработный; все респонденты либо являются коренными москвичами, либо переехали в Москву еще в детском возрасте).

Материально-вещественная среда в позднесоветский период

Сначала проанализируем материально-вещественную среду, окружавшую молодых специалистов в позднесоветскую эпоху. Интерьер двух человек, живших отдельно от родителей и не в общежитии, был довольно патриархальным - в основном это мебель, оставшаяся от родителей, которые предпочли купить себе новую после свадьбы детей и перед своим выходом на пенсию. Единственно новыми в квартире, как правило, оказывалась та мебель или предметы интерьера, которые дарились молодоженам на свадьбу. Основные же приобретения молодых специалистов на первом этапе самостоятельной жизни были связаны с книгами и книжными полками. «Тогда это, наверное, было атрибутом любой молодой семьи, когда книги тоже было сложно купить, и любая книга, которая доставалась на толкучке либо в социалистическом магазине, она составляла, конечно, наше состояние» (жен., 50 лет, И2, архив автора). «Основные приобретения были связаны с какими-то полками или шкафами, поскольку книги росли в геометрической прогрессии и вытесняли людей» (муж., 54 года, И4, архив автора). Книги являлись своего рода показателем принадлежности к образованным слоям, к молодой интеллигенции и поэтому чрезвычайно ценились.

Те же молодые люди, которые жили в общежитиях при вузах и предприятиях, мало уделяли внимания обустройству личного пространства, а больше, по их словам, налаживанию отношений с соседями, - ими в основном привносились вещи, имеющие функциональное значение для их трудовой деятельности: «чертежные блоки» (муж., 53 года, И6, архив автора), «швейная машинка» (жен., 50 лет, И5, архив автора).

Таким образом, с помощью наших респондентов нам удалось выявить основные черты и элементы типичного интерьера 19701980-х годов:

- стенка («Стенка это тогда было всё - шкаф для одежды, для посуды, для книг, для всего» (жен., 50 лет, И2, архив автора). «И у кого не было стенки - ну что это за квартира?» (жен., 48 лет, И3, архив автора));

- кресло и диван-кровать («который раскладывается, на котором можно спать, потому что обычно другая комната была для детей». (Муж., 53 года, И6, архив автора));

- телевизор («Рубин», «Темп»);

- сервант с посудой («Наборы там для варенья, розеточки, тарелочки, блинницы с разными блюдечками в наборе...» (жен., 50 лет, И2, архив автора));

- журнальный столик («Как без журнального столика? На нем лежали газеты, которые никто не читал. Например, уже прочитали и их можно выбросить, но они должны тут лежать для интерьера» (Жен., 50 лет, И2, Архив автора)). На кухне обычно присутствовал кухонный гарнитур, маленький обеденный стол и холодильник «ЗИЛ» («У нас один ЗиЛ выпускал холодильники (смеётся)» (жен., 50 лет, И5, архив автора)).

Кроме того, все респонденты говорят о том, что советский интерьер был крайне типичным, выделиться из общей массы с помощью обстановки в доме было практически невозможно, так как номенклатура советских предметов мебели ограничивалась 5-6 видами. «Если у меня друг, когда женился и снимал квартиру, покупал диван, ну диван-кровать, то когда через несколько лет я пошёл в магазин, я купил точно такой же. Потому что других, если производились, было всего три варианта, а этот был наиболее подходящий» (муж., 52 года, И1, архив автора). В условиях ограниченности выбора мебели и предметов интерьера не приходилось говорить об оформлении жилища согласно законам дизайна или даже веяниям моды. 5 респондентов из 6 отметили, что не придавали особого значения украшению и обустройству своего дома. «Но тогда многие воспринимали вот то, что есть в квартире, как некий минимум, который у тебя есть... Можно жить, работать, еще что-то, а квартиры у всех одинаковые. То есть на это так особо не обращали внимания. Это вот потом, когда началась перестройка, все начали ремонтировать свои квартиры» (муж., 52 года, И1, архив автора). Причем, по словам респондентов, такая ситуация была во многом обусловлена тем, что типовые советские квартиры имели очень небольшую площадь, и главной задачей при обустройстве дома было «грамотно разместиться», чтобы всем было удобно и чтобы уместить все вещи в ограниченном пространстве, нестандартно оформить жилище могли позволить себе только очень состоятельные люди, имевшие для этого ресурсы площади, молодым же людям приходилось поступаться внешним видом квартиры ради функциональности ее обустройства.

Живя в основном в окружении старой родительской мебели, новые молодые специалисты 1980-х годов отказывались от родительских привычек в декорировании, это строго осуждалось в молодежной среде и считалось мещанством. «Или бабушкины слоники, которых было семь штук. И бабушка на тумбочке всегда расстилала салфеточку, на которой стояли слоники. Мне казалось, что это ужасно» (жен., 48 лет, И3, архив автора). Безвкусными в молодежной среде также стали казаться раньше привычные и даже статусные практики украшения стен коврами, а предметов мебели - вязаными ажур-

ными салфетками. «Ковры на стенке - это еще было традицией. Ну а когда мы поженились, то мы уже сказали, что никаких ковров на стенках не будет. Поэтому эти ковры сбросили на пол, на что родители, конечно, возмущались: Как так? Зачем? Неужели вам не жалко?» (жен., 50 лет, И2, архив автора).

Что касается практик покупки новой мебели, то она была всегда сопряжена с большими трудностями: на все крупные предметы существовали очереди, многие из которых растягивались на несколько лет. Например, отец одной из респонденток записался на польский кухонный гарнитур, когда она еще училась в старших классах школы, а очередь подошла через 7 лет, так что гарнитур оказался в качестве подарка к ее свадьбе. Все эти условия превращали покупку вещей в какие-то особые «приключения», о которых с увлечением вспоминают и рассказывают. «Существовали какие-то очереди, мы бегали, пытались записаться. Но как только мы записывались, что-то случалось, и мы не могли пойти отметиться в очередную пятницу... Мы никак не могли урвать этот холодильник. И когда все-таки, через не знаю сколько лет, мы купили этот холодильник ЗИЛ, нашему счастью не было конца. Да, мы очень долго вспоминали беготню за этим холодильником» (жен., 50 лет, И2, архив автора).

Все это - и скудость ассортимента, и сложности в приобретении - приводило к тому, что мебель и техника менялись крайне редко, раз в 20-25 лет. При замужестве, как правило, молодожены получали старую родительскую мебель, затем, когда более-менее зарабатывали положение в обществе и рожали детей, покупали первый раз новую мебель. Второй раз мебель менялась уже перед выходом на пенсию или к свадьбе детей. Интересно, что только 2 из 6 респондентов полностью сменили мебельную обстановку в доме в последние годы, у остальных же до сих пор в квартирах сохранилась советская мебель, купленная в 1980-е годы, - в основном это пресловутые стенки. Причем характерно, что респонденты питают к этому предмету интерьера особо нежные чувства, не хотят менять ее ни на что другое по причине привычки и привязанности. Соответственно, единственным поводом к замене предмета интерьера, мебели, техники могла быть ее поломка или износ. Практика смены вещей «по моде» или по мере «морального устаревания» была совершенно не распространена в изучаемой среде. Как выразилась одна из респон-денток, «вещь убивали до конца» (жен., 50 лет, И5, архив автора).

В связи с ограниченным ассортиментом предметов интерьера и практической невозможностью самовыразиться через оформление своей среды обитания все большее значение приобретал внешний вид человека. Если обстановка квартиры была довольно усреднен-

ной, да и в целом жилье относилось скорее к приватной сфере, к личному пространству, недоступному взгляду постороннего, то именно одежда в этих условиях взяла на себя функцию демонстрации успешности и «модности».

Что касается предметов одежды и обуви, то практически единственным критерием для их покупки было их «импортное происхождение». «В последний день месяца все женщины не работали, стояли в очередях в магазинах для того, чтобы купить финские сапоги, купить какие-нибудь туфли. И там не было понятия: такая модель или не такая. Финская - и всё! Разницы не было» (муж., 52 года, И1, архив автора). Самые серьезные проблемы были с обувью, потому что обувь отечественного производства «носить было совершенно невозможно, это на грани добра и зла вообще» (муж., 54 года, И4, архив автора).

То, насколько огромное внимание уделяли молодые люди 1980-х годов внешнему виду и покупке модной одежды, помогают понять их ответы на вопрос, какую сумму они были готовы отдать за приглянувшуюся вещь. «Я помню, мой папа очень уджлялся: в моде в конце 1970-х годов были сапоги-чулки. Он говорил: "Она купила сапоги за 140 рублей! Как она может купить такие сапоги, когда ее зарплата составляет 80 рублей". Я должна два месяца не есть, не пить и откладывать на эти сапоги. Но в принципе так и было, что очень многие из молодежи практически ничего не ели. Где-то мама покормит, где-то что-то съедим. И откладывали вот эти денежки, чтобы купить себе какую-то модную обновку» (жен., 50 лет, И2, архив автора).

В связи с острой проблемой дефицита и доступности импортных товаров существовали вполне распространенные практики покупок одежды и обуви впрок, даже если она не нужна или не подходит по размеру. «Покупали, вот очередь подошла, и все равно покупали, независимо от того, подходят тебе, не подходят, - нужно купить. А потом уже разбирались» (жен., 50 лет, И2, архив автора). Затем не подошедшую по размеру обувь перепродавали или выменивали на что-то другое у соседей или коллег на работе - так на основе примитивного натурального товарообмена человек был вынужден обзаводиться максимальным количеством социальных связей.

Были чрезвычайно распространены практики самостоятельного производства предметов одежды или мебели: практически все мужчины умели сконструировать какую-то мебель, а женщины - сшить себе платье. Самостоятельное производство вещей было еще одной из стратегий выживания в условиях экономики дефицита. «Вот шкаф -собственное производство, сделан из двух тумбочек для обуви. Люди

сами себе много чего делали. И вообще ремонт в квартире делали сами» (муж., 52 года, И1, архив автора). Огромное внимание в советском обществе уделялось формированию у населения элементарных практических навыков, которые могли бы компенсировать недостатки экономической системы, которая была не в состоянии полностью обеспечить человека всеми необходимыми предметами потребления. Люди постоянно делились друг с другом «маленькими хитростями»: «Когда все есть, тогда все делать легко. А вот когда ничего нет, тогда уже... Чем клеить обои? Чем на зиму заклеивать окна?Какой бумагой? А так как она не продавалась нигде, то вот мы заклеивали газетами на кефире, и я вот всем советовал друзьям» (муж., 52 года, И1, архив автора). Большим успехом у женщин пользовались журналы по дизайну интерьера, а также женские журналы с выкройками. «Сейчас же практически человек, который шьет - это просто уникальный человек. А в то время сшить себе юбку - это было просто как нечего делать. Это было гораздо проще пойти купить ткань и сшить себе юбку» (жен., 48 лет, И3, архив автора).

За вещами ухаживали и пытались максимально продлить срок их жизни: ставили заплатки, зашивали колготки, реставрировали мебель. Если же вещь уже не подлежала ремонту, ее зачастую переделывали: платья превращались в детские кофточки, а развалившиеся столы - в книжные полки. Женщины с гордостью рассказывают о таких собственноручно созданных метаморфозах: «Дальше хотелось серьги серебряные в форме монеток, но так как купить я такие серьги не могла, мы сделали просто. У меня были старые царские монеты 1915 года, и в них муж просверлил дырочки, и получились очень интересные серьги» (жен., 50 лет, И5, архив автора). Все респонденты отмечают, что все эти практики переделки или самостоятельного производства вещей производились именно по необходимости, вследствие отсутствия товара в магазинах или очень высокой цены. В настоящее время только 1 женщина из 6 опрошенных иногда шьет себе одежду, но для нее это является не необходимостью, а хобби. Что касается починки, то ремонтируются только особо любимые вещи, с которыми связаны какие-то сентиментальные переживания, в основном же вещи выбрасываются и заменяются новыми без затруднений. «А сейчас - сезон и выбросил. Поэтому и отношение такое, и это нормально. И я отношусь к новым вещам по-другому, чем к вещам старым!» (жен., 48 лет, И3, архив автора). Тогда же даже совершенно негодную вещь сразу не выбрасывали, а, например, могли отвезти на дачу на пару десятков лет.

Таким образом, если говорить о жизненной биографии предметов одежды в позднесоветский период, то она была очень насы-

щенной и полной различных перевоплощений. Иногда последней жизненной стадией вещи могла стать половая тряпка. «Тогда и в голову не могло прийти, что половую тряпку можно купить в магазине. Это вообще смех был бы! Что половая тряпка в магазине продается. Посмеялись бы. Всегда же есть старые штаны, которые можно использовать» (муж., 52 года, И1, архив автора).

Подводя некоторые итоги сказанному, среди вещей, отражавших жизненный успех молодых специалистов позднесоветского общества, их статус, можно выделить следующие.

1. Машина. «Статус выше - это когда у человека появлялась машина. И не просто машина, а "Волга". Вот "Волга", это уже другой статус» (муж., 52 года, И1, архив автора).

2. Хрустальные люстры («чешское стекло», «чешские плафоны»).

3. Книжные полки и книги - специфический статус-символ именно в среде молодых специалистов. Книги - очень дефицитный товар, получали их в обмен на талоны на макулатуру, либо они покупались на черном рынке. «Ну вот в нашей среде, где была определенная система ценностей, это (признаки успеха) были книги, определенный набор... Плюс к тому это было дефицитом, большим, чем мебель или еда. За книги тогда платили большие деньги» (муж., 54 года, И4, архив автора).

4. Импортная мебель (румынская, югославская).

5. Музыкальная техника (отечественная и импортная) и видеомагнитофоны. «Или какая-то импортная техника, те же магнитофоны-кассетники - здесь они не продавались... у нас кассетник был, дааа, папа привез из-за границы! (смеется) Это был ооочень крутой кассетник фирмы JVC, очень мало было таких в Москве!» (жен., 48 лет, И3, архив автора).

6. Импортные сигареты и жевательная резинка. «Когда кто-то откуда-то привозил жевачку - это просто высший пилотаж!» (жен., 48 лет, И3, архив автора).

7. Пластиковые пакеты. «Если вот идёт человек с пакетом, ооо! Ну надо же, как! 5 рублей пакет стоил! Ну, это дорого было, если за 5 копеек в метро можно было проехать, это сколько раз можно было в метро проехать, а он с этим пакетом. Ну, сколько он там служил, ну не знаю, несколько месяцев, уже ни рисунка, ничего не видно (смеётся), пакет там» (жен., 50 лет, И5, архив автора).

8. Дипломаты. «Ну это признак умного и современного человека был, конечно» (жен., 48 лет, И3, архив автора)

9. Импортная одежда - пожалуй, самое главное средство демонстрации собственной успешности в среде молодых специалистов. Характерно, что, вспоминая об этих вещах, респонденты в

первую очередь вспоминают не их форму, цвет, материал или даже фирму-изготовителя, а именно страну производства.

- Песцовые шапки, дубленки, замшевое пальто, кожаная куртка, вельветовый пиджак. «Дубленку иметь - все равно, что, я не знаю, в космос слетать, продавались они только в "Березке"... Замшевое пальто или кожаная куртка были тогда гордостью» (жен., 50 лет, И2, архив автора).

- Фирменные джинсы. «Было, что если у тебя нет джинсов, что же ты за человек вообще... Те, которые стали продаваться в кооперативных магазинах, назывались "техасы", и вот те, кто покупал эти техасы, они были не те люди. Надо было носить фирменные джинсы, там Levi Strauss или еще какие-то» (муж., 54 года, И4, архив автора).

- Обувь: финские сапоги, французские, чешские, югославские туфли, кроссовки «Adidas».

Материально-вещественная среда в современном обществе

Теперь сравним все вышесказанное с современной ситуацией в среде нынешних молодых специалистов и вкратце оценим масштаб произошедших изменений. Первое сходство, обращающее на себя внимание, - пониженное внимание к оформлению жилища, дизайну интерьера и у современных молодых людей, и у поколения их родителей. 10 из 12 опрошенных отметили, что творческий процесс в организации жилого пространства не играл или не играет большой роли в их жизни. Тем не менее при ближайшем рассмотрении причины подобного отношения довольно различны у двух групп респондентов. Если молодые люди позднесоветского периода пренебрегали этим из-за значительной ограниченности возможностей, дефицита мебели, техники, скудости ассортимента, а также весьма небольших жилых площадей, то с современными молодыми специалистами дело обстоит несколько иначе. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время в публичном дискурсе побеждает, конечно, концепция Бодрийяра об упрощении, функциональности жилища, о потере им своих символических коннотаций в среде современного молодого поколения, так как все респонденты в интервью декларируют именно эту точку зрения. Это может быть некоторой стратегией саморепрезентации, так как в молодежной среде доминирует негативное отношение к консюмеризму и пристрастию к красивым вещам. Поэтому в своих высказываниях молодые люди, сознательно или нет, воспроизводят эту точку зрения, в то время как оставшись наедине с собой, у себя дома, они все-таки дом украшают, обживают, вносят в него новые смыслы, индивидуальный

уют и память о значимых людях и событиях. Утверждая, что примером хорошего вкуса для них является минималистичный интерьер, целиком состоящий из вещей, непосредственно имеющих значение для поддержания жизнедеятельности человека, не отягощенный внефункциональными предметами (безделушками, украшениями и т. д.), что отличает их от поколения их родителей, они точно так же, как их родители, украшают свое жилище. Таким образом, все-таки нельзя говорить о том, что вещное пространство жилища современного молодого человека сузилось по сравнению с позднесоветским периодом. Отличие состоит именно в отношении к материалистичному поведению: в то время как молодые специалисты скрывают свои практики декорирования жилища, их родители рассказывают о том, что стремились к этому, но в условиях жестокого дефицита не могли реализовать все свои потребности.

Современные молодые специалисты крайне прагматично относятся к оформлению своего личного жилого пространства: основная его задача - полностью отвечать потребностям его обитателей, быть удобным. Что интересно, при ответе на вопрос об обязательных предметах интерьера, мнения респондентов разделились по половому признаку: девушки назвали главной вещью в доме хороший душ, а мужчины - кровать и телевизор. Кроме того, все респонденты назвали неотъемлемой частью личного жизненного пространства рабочий стол с компьютером, используемым дома в основном для того, чтобы «выходить в Интернет, лазить там, общаться с людьми посредством сайтовJ различных и программ типа айсикью» (муж., 26 лет, И7, архив автора). Таким образом, можно сделать предположение о том, что квартира для современных молодых людей не является предметом осознанного, направленного творчества. Основная функция жилища - поддержание жизнедеятельности человека, которая в основном проходит за пределами дома, способствуя пассивному отдыху и соблюдению личной гигиены, поддержанию адекватного внешнего вида. В жилище главное не уют, а грамотная организация пространства, являющаяся определенной инвестицией в его социальный облик. Смыслы, заключенные в определенных предметах интерьера, лежат во многом за его пределами: иметь хорошую кровать и удобный душ нужно, чтобы выглядеть выспавшимся и чистым на работе, в обществе, а компьютер нужен для поддержания неформальных социальных связей.

Что касается практик смены мебели, предметов интерьера, то, конечно, в целом они стали происходить гораздо чаще, но, тем не менее, основной причиной для этого остается поломка или утрата функциональности старыми вещами. Современные молодые специалисты, так же как и молодые люди 1980-х годов, меняют обста-

новку крайне редко, но это опять же имеет иные корни. Теперь это объясняется не скудостью выбора и сложностями покупки и даже не сентиментальной привязанностью к некоторым вещам, свойственной предыдущему поколению, а просто нежеланием вкладывать средства в оформление своего жилища. Сведение к минимуму времени, проводимого молодыми людьми внутри домашних стен, фактическое отмирание «гостевых» практик, выведение социальных взаимодействий за рамки домашнего пространства делает временные и финансовые инвестиции в его оформление крайне невыгодными на этом своеобразном социальном рынке.

Основные средства вкладываются человеком все же не в жилище, а в свой внешний вид, в одежду, которая в наибольшей степени служит не только символическим выражением его статуса, но и его индивидуальности. Такая ситуация была характерна и для последних десятилетий Советского Союза, когда одежду все же было не в пример легче «достать», нежели мебель и предметы интерьера, и на нее молодые люди тратили порой всю свою зарплату. То же верно и для современной ситуации, в которой вложение средств в поддержание презентабельного внешнего вида - более выгодно, так имеет наибольшую отдачу. «На мой взгляд, надо одежду не просто приобретать абы какую, надо осознанно делать какие-то... я бы даже сказал, такое модное слово нынче. инвестиции определенные в стиль» (муж., 26 лет, И7, архив автора). Что касается имеющегося разнообразия, то при ближайшем рассмотрении оказывается, что одежды это касается не в столь большой степени. При огромном количестве брендов, стран-производителей на российском рынке большого выбора как такового не прослеживается. Инструментом регулирования разнообразия стала мода, которая оказалась ничуть не слабее идеологической системы, а в чем-то и сильнее, поскольку практически не подразумевает оппозиции себе. В условиях тотального дефицита модных фасонов одежды в советских магазинах молодые люди прибегали к различным стратегиям подчеркивания своей индивидуальности: покупкам у фарцовщиков, на черном рынке импортных товаров, самостоятельному изготовлению каких-то модных вещей, переделыванию старых и т. д. В настоящее время при отсутствии каких-либо институциональных механизмов контроля люди, подражая модным тенденциям, тянутся к некому стандартному варианту внешнего вида, не замечая, что теряют свою индивидуальность. Таким образом, что касается параметров выбора одежды, то если раньше практически единственным критерием было ее импортное происхождение, то теперь молодые люди, чтобы выделиться из общей массы, покупают одежду, не подверженную веяниям моды. Классические фасоны становятся признаком хоро-

шего вкуса, а приверженность модным тенденциям рассматривается как признак невысокого интеллекта и уровня культуры. «Ну, я не покупаю ничего такого ультрамодного, что потом выйдет из моды. У меня одежда как-то ближе к классике, а она на все времена» (жен., 26 лет, И8, архив автора). Также неадекватной и непрестижной стратегией считается приверженность определенным брендам, особенно подчеркнуто дорогим. «Ну опять же в последнее время как-то стараюсь тратить поменьше денег на все это, потому что не вижу смысла платить много денег очень только за имя определенное и все, то есть сейчас наше общество подходит к тому, что марка производителя одежды не особо влияет на, так сказать, имидж самого человека. Уже, так сказать, ценности немножечко изменились» (муж., 26 лет, И7, архив автора). «Ну мне не нравятся ни какие-то дорогие вещи, ни подчеркнутый лоск какой-то. Я сторонник сдержанной правильности такой... ну у человека должен быть хороший вкус» (муж., 28 лет, И10, архив автора). Молодые специалисты отдают предпочтение неизвестным фирмам и дизайнерам и сетуют на дурной ассортимент в московских магазинах, где «все одинаковое». Закономерным выходом из такого положения становятся широко распространенные практики покупок одежды во время туристических или рабочих поездок за границу.

Тем не менее подобная ситуация не может подвигнуть современных молодых людей, в отличие от поколения их родителей, на самостоятельное изготовление одежды или мебели. По их словам, это занимает слишком много драгоценного времени, дефицит которого значительно превосходит дефицит оригинальных фасонов и моделей на современном российском рынке одежды и мебели. «Ячто-то вяжу, но не для себя. В подарок для своих друзей вяжу, а для себя, наверно, ничего не вяжу. Это же много времени отнимает - что вязание, что шитье» (жен., 25 лет, И11, архив автора). То же касается и обхождения со старыми вещами, вышедшими из употребления: современные молодые люди стараются как можно быстрее избавиться от ненужной обузы, выбросив ее или передав кому-то нуждающемуся, в то время как в позднесоветский период жизненная биография вещей была полна различных перевоплощений. За вещами тщательно ухаживали, а если вещь уже не подлежала ремонту, превращали ее в другую вещь с другой функциональностью. Единственной практикой продления срока службы вещи, перешедшей в наследство к современных молодым специалистам, стало использование старой одежды в качестве половых и иных тряпок.

Среди основных статус-символов вещей, называемых молодыми специалистами в качестве признаков успешности человека, можно выделить следующие три.

1. Элитное жилье (квартира в историческом центре города, загородный особняк, квартира в элитном жилом комплексе). «Ну, естественно, успешным человеком можно признать, если человек живет в каких-нибудь там элитных домах, где-то в центре...» (муж.,

26 лет, И7, архив автора).

2. Автомобили определенных марок экстра-класса (Bentley, Ferrari, Lamborgini, Maibach и т. д.). «Ну, "Феррари"там у подъезда припаркована - значит, успешный человек, скорее всего» (муж., 27 лет, И12, архив автора). Дорогие автомобили, в отличие от элитного жилья, хоть и признаются молодыми людьми в качестве признака некой материальной успешности, но не являются столь желаемыми предметами - наоборот, предпочтение отдается более экономичным и практичным моделям. «Я бы не купила никогда супердорогую машину, в нашей стране это как-то некрасива, когда столько бедных. Выпендреж» (жен., 26 лет, И8, архив автора).

3. Нестесненность в выборе места отдыха и развлечений, а также забота своем здоровье хоть и не являются в строгом смысле слова «вещами», тем не менее, по мнению респондентов, с гораздо большей точностью указывают на их финансовое положение и социальный статус, нежели некие материальные объекты. «Ну, вот иметь возможность поехать в отпуск куда угодно, не задумываясь о деньгах, просто куда захочется... Ну и клубы всякие дорогие... Вообще вот качественный отдых - точно признак успешности» (муж.,

27 лет, И12, архив автора).

Помимо трех основных категорий статус-символов можно выделить несколько дополнительных. По нашему мнению, изолированно они не могут дать полное представление о статусе человека, но должны рассматриваться в связке с основными статус-символами. Такими дополнительным статус-символами становятся дорогая одежда, техника, дизайнерская мебель, нестандартные решения в оформлении интерьера, аксессуары. «Новая техника в доме, то есть это сразу видно, значит, у человека существуют определенные денежные средства, чтобы приобретать себе технику, телевизор огромный, например, если висит, то значит, у человека наверно складывается неплохо все, либо он влез очень сильно в долги» (муж., 26 лет, И7, архив автора); «...успешный человек одет в одежду каких-то известных домов моды, он носит дорогую обувь, тоже там известных производителей» (жен., 25 лет, И11, архив автора). Тем не менее ценность этих дополнительных статус-символов ставится в последнее время под сомнение именно из-за наступления эпохи массового кредитования, вследствие чего даже человек, обладающий средним заработком, может позволить себе приобрести очень дорогую статусную вещь - часы, одежду, технику. Также характер-

ной чертой современного состояния общества, по мнению молодых людей, становится гонка за вещами, подчеркивающими статус, претенциозность среднего класса.

Таким образом, главным статус-символом, по мнению молодых специалистов, является само отношение человека к роли материально-вещественной среды в демонстрации собственного статуса, а также к своему статусу вообще. Действительно, успешные люди имеют возможность не задумываться о своем социальном статусе и не повышать его посредством приобретения каких-то материальных объектов, служащих для других некими визуальными знаками.

Примечания

Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. М., 2006. С. 134-166.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007. 335 с.; Он же. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 213 с. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.