АСПИРАНТСКИЕ ТЕТРАДИ
POSTGRADUATE NOTEBOOKS УДК 314.6.000.93:316.52(470.21)
О.А. Сулейманова
СОВЕТСКИЕ ВЕЩИ В СОВРЕМЕННОМ БЫТУ (СЕВЕРЯН): ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ И «ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ»
Аннотация
Рассмотрена проблема функционирования вещей советского периода как части материально-предметной среды семей Мурманской области. На основе текстов интервью проанализированы характеристики «советских» вещей и выявлены разные способы их использования в современных домохозяйствах.
Ключевые слова:
советская повседневность, вещевые практики, «советские» вещи, Кольский Север. O.A. Suleymanova
"SOVIET" THINGS IN THE MODERN LIFE (OF NORTHERNERS): LONG LIFE AND " THE LAST WAY "
Abstract
The problem of functioning of things of the Soviet period as part of the material subject environment of families of the Murmansk region is considered. On the basis of texts of interview characteristics of the "Soviet" things are analyzed and found different ways to use them in modern households.
Key words:
Soviet everyday life, ware behavior, «Soviet» things, Kola North.
К постановке проблемы
Изучение советской повседневности в настоящее время является одним из перспективных направлений в гуманитарных дисциплинах. Вещевое поведение людей советского периода как одна из повседневных практик рассматривалось в трудах И.И. Травина, С.М. Махлиной, И. Утехина, Н.Н. Козловой, Н.Б. Лебиной и многих других [Травин, 1978; Махлина, 2009; Утехин, 2001; 2001а; 2004; Козлова, 2005; Лебина, 1997; 2006]. В 2005 году вышел сборник «Люди и вещи в советской и постсоветской культуре» [Люди и вещи, 2005]. Он содержит обобщающие результаты нескольких исследований советского и постсоветского потребления, выполненных с помощью количественных и качественных методов группой авторов, в которую входят О.Г. Ечевская, О. Гурова, О. Вейс, О. Дейхина, Ю. Захарова. Авторы рассматривают особенности идеологического дискурса о вещах, семиотики вещей и отношения к вещам в советской и в современной России. В данном аспекте интерес представляет работа О.С. Миковой «Элементы советского уюта в интерьере комнаты современного пермского горожанина» [Микова. URL: http://utopiya.spb.ru/index.php?...Itemid=220], посвященная функционированию
советских вещей в пространстве современного жилища. Между тем, многие вопросы остаются малоизученными, а по изучаемому региону (Кольскому Северу) подобных исследований нам обнаружить не удалось.
122
В статье рассматривается ряд следующих вопросов: почему советские вещи продолжают функционировать в современном быту; как они характеризуются их владельцами; как их используют и почему хранят (мотивы, по которым люди не хотят расставаться с этими вещами). Основным материалом для данного исследования послужили тексты интервью (всего нами опрошено 30 человек). Возраст информантов от 28 до 69 лет. Информанты отбирались методом «снежного кома». В число наших информантов входили и те индивиды, чья социализация пришлась на советский период, и такие, которые родились незадолго до «перестройки» и соответственно имеют представление о советской повседневности (в том числе о вещевом поведении) из средств массовой информации и по рассказам старшего поколения. Р. Абрамов, проанализировав различные виртуальные сообщества на тему «ностальгии по советскому прошлому», отмечает, что «довольно часто участниками и читателями ностальгических жж-сообществ <речь идет о «Живом Журнале»1 - О.С.> являются молодые люди, родившиеся после 1985 г. <...>, многие из представителей этой возрастной группы не только проявляют интерес к последним советским десятилетиям, но вместе с более взрослой аудиторией участвуют в ностальгических радениях. Они готовы к эмпатическому погружению в ностальгию по советскому, хотя это уже не связано с их личными воспоминаниями или идеологической борьбой. Молодых привлекает винтажный дух эпохи, выраженный в забавных вещах, милых странностях социальных отношений и принадлежности этого времени к юности родителей. Немаловажное место здесь занимают и меняющиеся модные тренды: в течение последнего десятилетия мода ищет вдохновения то в шестидесятых, то в семидесятых, и, наконец, сейчас - в относительно недавних восьмидесятых» [Абрамов. URL: http://gefter.ru/archive/11282]. В подтверждение данного положения приведем цитату нашей информантки:
Я в детстве очень любила мамины фотографии, фильмы мы какие-то смотрели и в голове остался этот образ семидесятых годов. И все, что было связано с этим временем, мне очень нравится до сих пор, - и музыка и пластинки <...> И одежду да, я до сих пор очень люблю! Причем она мне и внешне очень нравится, так как сейчас опять все это входит в моду, сейчас много шьют в этом же стиле, но совсем не то, потому что качество действительно, что удивительно, какое-то волшебное. Такой материал, покрой, такое не повторить. И, да, когда я вспоминаю, что было совсем старое, и что пришлось выбросить, очень жалею, что нету больше этих вещей и ресурсов, откуда это всё можно было бы взять, тоже больше нет (1).
В то же время мнения и оценки представителей современного поколения интересны нам с точки зрения их сопоставления с позицией старшего поколения.
«Советская» вещь как часть материально-предметной среды современных горожан
«Советский предмет — это овеществленная сущность, а не модная видимость, и сущностью этой должна являться сама субстанция труда».
(Е. Деготь) [Деготь, 2005: 203] Современная материально-предметная среда характеризуется нестабильностью. У современных вещей достаточно короткий срок службы, и «отношению человека к вещи все более свойственна быстротечность» [Тоффлер. URL:
http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4797/4802]. В этой связи вещи времен СССР
1 Живой Журнал, ЖЖ - это блог-платформа для ведения онлайн-дневников (блогов), а также отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе. Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»).
123
представляют собой интересный феномен как имеющие длительную историю и срок службы, особенно те из них, которые до сих пор функционируют в современном быту.
Обращаясь к проблеме функционирования советских вещей, необходимо определить данное понятие в рамках нашего исследования. Под советской вещью мы понимаем любой предмет, произведенный в советский период. В домашних хозяйствах (квартирах) жителей Кольского Севера продолжают существовать самые разнообразные вещи, приобретенные их владельцами во времена Советского Союза, начиная от крупногабаритной мебели и заканчивая мелкими безделушками. О.С. Микова в своей работе отмечает: «интерьер современных российских квартир насыщен элементами советского быта» [Микова. URL: http://utopiya.spb.ru/index.php?...Itemid=220]. Это утверждение, судя по нашим материалам, нуждается в уточнении и конкретизации. Действительно, в одних квартирах северян советские вещи занимают большую часть материально-предметной среды. Однако есть и такие домохозяйства, в которых они полностью отсутствуют. В других случаях сами хозяева с трудом вспоминают об их наличии. Конечно, принято считать, что молодежь ориентирована на моду, легче избавляется от устаревших и ненужных вещей, и, как следствие, в квартирах молодых семей все чаще можно наблюдать современный стиль при создании интерьера. Но в процессе проведения интервью и обследования домохозяйств северян мы обнаружили, что важную роль здесь играет индивидуальный фактор и выявить зависимость от пола, возраста, образования, материального достатка, так сказать, набросать портрет среднестатистического потребителя советских вещей, достаточно трудно, потому что в каждом случае есть свои исключения. Нам встречались случаи, когда молодые люди жили в окружении советских вещей, сознательно храня их как память о тех или иных людях и событиях, в то время как люди среднего и пожилого возраста старались максимально минимизировать их присутствие в своем быту. Однако это скорее исключение, чем закономерность. Действительно, молодые люди и семьи, которые могут себе позволить купить новые современные вещи, стараются избавиться от предметов «ушедшей» эпохи, тогда как люди старшего поколения, которые сами покупали, «доставали» эти вещи, не спешат с ними расставаться.
В квартирах современных горожан все имеющиеся предметы советского быта можно разделить на две основные категории. В первую категорию входят вещи, которые непосредственно используются в быту, во вторую - те, которые хранят «на всякий случай». Места хранения таких вещей в пространстве квартиры могут быть самыми разными, обычно это некое укромное место, где их можно спрятать от посторонних глаз -антресоли, кладовки, лоджии и т.п.
Информанты, особенно молодые их представители, отмечают, что советские вещи устарели, они некрасивы и не модны. Чаще всего такие оценки касаются мебели и одежды. Почему же они продолжают присутствовать в современном быту? Проанализировав полученную информацию, нам удалось выявить основные мотивы, по которым люди продолжают пользоваться такого рода вещами или хранить их. Эти мотивы мы объединили в две группы, условно обозначив их как «прагматико-экономические» и «эмоциональные».
А) Прагматико-экономические мотивы
Казалось бы здесь все понятно. Люди используют советские вещи, чтобы сэкономить на покупке новых, и, в конце концов, чтобы просто использовать. На самом деле, в таком вещевом поведении заложены скрытые смыслы, связанные и с самим феноменом «советской вещи», и с достаточно долгим влиянием советской идеологии на умы людей, от которой не так просто избавиться: «хотя советская цивилизация уже не существует, но она продолжает во многом определять стиль российских граждан, основанный на глубинных стереотипах советской эпохи» [Виниченко. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye...modu].
124
Желание продолжать пользоваться вещами, произведенными в Советском Союзе, связано прежде всего с их положительным образом в сознании обывателей. На основе анализа текстов информантов (их мнений и оценок) можно выделить положительную и отрицательную коннотацию понятия «советская вещь». Среди положительных характеристик вещей советского периода чаще всего отмечают их «качество», которое выражается через такие категории как «прочность», «долговечность» и т.п.:
Мама говорит, то, что сделано в Советском Союзе, сделано на века! (2); Добротные были вещи. У меня советский диван дедушкин стоит, он ведь не развалился, понимаете? Я даже не могу сказать Вам, сколько ему лет (3); Сохранилось у родителей - круглый стол и стулья с такими немножко изогнутыми спинками, ножками, венские, как их называли. И сохранился у нас еще один стул и у папы дома стоят такие. Они же не из бумаги делали как сейчас, а из дерева, не как сейчас из фанеры, а хорошее качество такое. <...> Ну, насчет качества я сомневаюсь, что сейчас какие-нибудь настенные китайские часы из пластика ходили бы больше восьмидесяти лет (4); Советское - это качество! Это - навсегда! <...>. Это прочность. <...>. А вот в то время еще, если даже покупали импортные, финские, они стоили восемьдесят-девяносто рублей. Это считай, наша зарплата была. Но носились они десять лет, не снимая. И туфли-лодочки, и там, вот, ну, и польские, раньше бывало, вещи привозили. Но они были - качество не, то, что сейчас! В дождь одел это турецкое или китайское, и все развалились (5).
Не было отмечено ни одного случая, чтобы информанты жаловались на качество советских вещей, в то время как современная вещь, безусловно, проигрывает в этом отношении:
Современные вещи, они не предназначены для длительного использования. И за мой век, я помню туфли, которые я носила лет по пять, очень качественные и хорошие! Конечно, я их купила в очереди, и это было в Питере там и так далее, но они служили долго! Теперь все разваливается в одно мгновение (6); Даже те же самые игрушки, раньше куда лучше было качество. Была у тебя игрушка и ничего ей не делалось, а сейчас не успел купить, а ребенок ее уже сломал (7).
Как отмечает Р. Абрамов, «отдельная большая тема ностальгии - советские детские игрушки [Абрамов. URL: http://gefter.ru/archive/11282]. В современных квартирах северян игрушки производства СССР встречается достаточно часто. Не одно поколение выросло, играя в них. Они до сих пор хранятся в семьях, поскольку несут в себе светлые воспоминания о детстве, в том числе о «советском» детстве. Многие из них имеют весьма потрепанный вид и уже совсем не вписываются в интерьер современных квартир. Еще более «нелепо» они смотрятся среди современных игрушек, проигрывая им во внешнем виде. Именно внешний вид советский вещей, их «немодность», «ветхость», «убогость» становится причиной отрицательной коннотации понятия «советская вещь», особенно в среде молодежи. В их речи используются такие синонимы для обозначения советских вещей, как «старые», «хлам», «вещи из прошлого века»:
Я не понимаю, зачем такие вещи хранить у себя, это же старье? <... > Если люди так цепляются за этот хлам, то почему они не ходят с мобильниками, которые были в самом начале? (8).
Представители молодого поколения, предпочитающие современные вещи, конфликтуют со старшими родственниками по поводу хранения старых, и, по их мнению, ненужных вещей (в том числе вещей советских времен), особенно, если вещи никак не используются и занимают антресоли, балконы и т.п. :
У них <дедушек и и бабушек - О.С.> тоже на балконе такой склад там всяких нужных и ненужных вещей. Хотя дедушка обижается, вот в случае чего
125
понадобится, где будете искать? Мы как-то так следим, чтобы выкидывать это все (9);
Я, во-первых, Плюшкин. Для меня чтобы что-то выкинуть из дома - это невероятно, это такой подвиг надо совершить, это очень сложно! И сын ругается, что у нас вся квартира захламлена всяким барахлом (4);
Постоянно конфликты были с мамой по этому поводу - то, что она все старые вещи любила хранить, вдруг там что-то пригодится. А я обычно все старалась выкинуть <...> Я считаю, что не пригодятся. Потому что, как бы, я думаю, что, если у меня будут дети, либо семья, да, буду в состоянии приобрести ему новые современные игрушки, чтобы он не е чувствовал себя обездоленным, играя в старые игрушки (10).
Склонность к накопительству, хранению вышедших из употребления вещей у старшего поколения связана со сложившейся в советскую эпоху культурой потребления. Из-за трудностей «доставания», дефицита товаров, вещи превращались в объект желания, фетиш. «Причина, объясняющая важность хранения вещи, кроется в сравнительно небольшом количестве предметов потребления: вещи ценились иначе, потому что их было меньше» [Гурова. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/gurov9-pr.html]:
На самом деле вещи в стране были только в больших городах. Только в Москве, в Питере, может быть, в республиканских городах и т.д. Был такой анекдот, как вообще, я не помню его дословно, помню только суть, что спрашивали там, проблемы со снабжением, например, в такой стране как США и т.д., нужно же все развести по городам. А Н.С. Хрущев, это в его времена анекдот ходил,- «А мы эту проблему решили. Мы все свозим в один город Москву, а население потом само оттуда развозит». То есть это все покупалось в Санкт-Петербурге (6);
«С мебелью было сложно, надо было записываться в какие-то очереди, и люди выстаивали. И это все по записи на руке! Когда здесь город начал строиться, я помню, они ездили в город отмечались день и ночь. То есть надо там какой-то период выстоять, чтобы тебя в очереди запомнили, номер был на руке, чтобы купить, ну, положим там стенку - и так покупали. Сложно, тяжело» (11).
Идеология потребления, сложившаяся в советском обществе, наложила свой отпечаток на вещевое поведение людей, от которого они не могут при всем своем желании (по утверждению самих информантов) до сих пор избавиться. Если вещь в рабочем состоянии, ее нельзя выкинуть в принципе, зачем это делать?
И у меня вот именно холодильник, да, «Саратов». И он работает и вместительность его хорошая. Все нормально (5).
По утверждению одной из информанток, интерьер ее квартиры в большей степени составляют вещи, произведенные в период существования СССР, но приобретенные в постсоветское время, исходя из материальных возможностей. Несмотря на улучшение материального положения, информантка не видит смысла менять обстановку квартиры, обосновывая это тем, что не хочет «заморачиваться»:
В основном в моей квартире все вещи советских годов <...> Мы же сюда переехали уже в девяносто втором году, тогда уже не было советских вещей, но у нас денег не было, мы покупали все бэушное, советских времен <...>. Я вообще очень спокойно отношусь к смене мебели. Это надо же заморачиваться, перекладывать все там из шкафов. Не заморачиваюсь! (4).
Это особый тип отношения к вещам, в соответствии с которым главное их свойство - функциональность, а забота о приобретении вещей не стоит физических и временных затрат.
В то время как молодежь ругает старшее поколение за склонность к накопительству, те, в свою очередь, критикуют молодых за неумение ценить вещи.
126
«Сейчас все легче расставаться с вещами, ибо значительно изменилась практика потребления. <...>. Лишь малая часть потребляемых вещей приобретет статус «старой вещи», ибо не успеет состариться вместе с хозяином, а лишь незаметно уйдет вместе со сменой интерьера» [Бредникова, Кутафьева, 2004]. Такая практика воспринимается старшими как знак «легкой» жизни:
Молодые люди сейчас не умеют ценить вещи. Им все легко достается. Мы были не такими (12);
Сейчас молодежь, она ведь очень легко расстается с вещами. Сейчас дочь у меня уехала, она здесь все оставила, все, что за десять лет, ну, может, быть даже не за десять, а за шестнадцать лет нажила. И вот сейчас там, в Питере, все купила новое. <...>. Ну, сейчас, во всяком случае, молодежь, она, конечно, ну, расстается легче, чем мы расстаемся. Мы да, вот разное там складываем-складываем, может быть, пригодится. В итоге все равно не пригодится (5).
Судя по данному высказыванию, сама информантка осознает нецелесообразность хранения вещей «на случай». Следует отметить, что мотив хранения вещей с той целью, что «они когда-либо пригодятся», встречается достаточно часто и свидетельствует об ощущении нестабильности, об отсутствии уверенности в завтрашнем дне:
Она <мама - О.С.> обосновывала тем, вдруг пригодится. Старые тряпки -ремонт делать, еще какие-то игрушки там, - это твоим детям (10);
Нет, нет, тяжело избавляюсь, вот хожу и думаю, ну вот еще работает, ну и меня уже выбрасывать надо, но я же еще хожу, думаю, и он у меня пусть поработает (12);
А зачем лежит? Даже не знаю. Я все думаю, что пригодится (4).
Такое отношение к вещам даже находит социально-историческое обоснование в «классовой психологии»:
Мне кажется, это такая крестьянская психология, что надо все хранить, чтобы ничего не пропало, потому что можно потом использовать. Отец, например, просто не может видеть, как кто-то выбрасывает какую-то мебель, даже если её невозможно использовать, она разваливается. Он же дико переживал, когда мы выкидывали какие-то шкафы, тумбочки. Вот, их некуда было поставить, хранить их не было вообще никакого смысла. Мне кажется, что вот это всё из какой-то крестьянской психологии приходит. Ну, плюс, советские времена, там было трудно что-то достать, что люди всё копили и копили (1).
Как известно, в советской культуре потребления вещи используются максимально функционально. Если вещь утрачивает свою первоначальную функцию, это не означает, что ее выбросят: «жизненный цикл» вещей обычно продлевается посредством починки, за счет вторичного использования в иной функции, а также благодаря длительной остановке в кладовой на пути на помойку [Утехин, 2001: 16]. В рассказах информантов достаточно часто упоминаются факты использования старых вещей в другой функции. Старшее поколение, храня старую одежду, обосновывает это тем, что, если она не пригодится в будущем, то хотя бы пойдет «на тряпки». Такая практика была выработана в советские времена: «:.. .до недавнего времени специальные приспособления для уборки - тряпки - в продаже отсутствовали. Предполагалось, что эту функцию должна исполнять вышедшая из обихода одежда» [Рахманкулова. URL: http://www.jourclub.ru/22/1469/1/]. Заметим, что относить данную практику к прошлому явно преждевременно:
У меня мама все собирает. Даже что-то еще осталось от бабушки. И она все никак не может выбросить - «Ну, это, может быть, это на тряпки, там еще что, может быть, для уборки, или еще чего-то». Ну, какие-то вещи она все-таки, скрипя сердцем, выбросила. И сейчас у нее есть некоторые вещи, которые она не использует, допустим, или не носит (13).
127
Представители молодого поколения, также исходя из прагматико-экономических мотивов, используют такого рода вещи в своем быту. Отделившись от родителей, они могут использовать старые советские вещи, пока у них не появится возможность приобрести новые:
Много вещей из тех, что дедушка мне выделил, пригодились в общежитии. Там допустим, обогреватель за гаражами дедушка нашел советских времен, еще утюг старый. В общежитии, ладно сойдет (9).
Кроме того, некоторые информанты из числа молодых утверждали, что планируют в будущем использовать по прямому назначению те вещи, которые хранятся с советских времен «на всякий случай»:
Но они хранятся <детские вещи времен СССР - О.С.> так, ну, довольно достойно. Что-то на первое время можно, потому что .... Я, конечно, понимаю, что, допустим, сама себя обеспечить я всегда смогу и что-то новое купить. Но опять-таки, все, что ношено мной, оно прошло проверку. Я точно знаю, что это лен, что он не испорчен, что это все мягкое, это все натуральное. Сейчас, чтобы найти что-то натуральное! (2).
Одним из мотивов сохранения предметов одежды и обуви служит женское знание о «возвращении моды»:
Моя дочь просила меня не выкидывать туфли, которым уже больше тридцати лет. Она говорит, что мода возвращается, и возможно, она будет их носить. Тем более, что они импортные, очень красивые, типа «лодочки», и модные (5).
Поколению советских людей навязывалась идеология оценивать вещи с точки зрения прагматики и экономической целесообразности, и в меньшей степени с точки зрения моды и эстетики. В обществе потребления, когда существует избыток вещей и возможность их частой смены на новые, все наоборот. Советская идеология в отношении культуры потребления заключалась в том, что человек должен удовлетворять свои потребности, а не следовать моде, и тем более не стремиться выделиться среди других. Одежда должна была выполнять свою непосредственную функцию (например, защищать от холода) и служить как можно дольше. Поэтому вещи отечественного производства не отличались особой «красотой», это способствовало тому, что советские люди предпочитали вещи импортного производства. Импортные советские вещи, по мнению информантов, были более «красивыми», «эстетично выглядели» и «отличались разнообразием». Особенно это касалось одежды:
Конечно, они были очень некрасивые и неэстетичные <советские вещи отечественного производства - О.С.>. Я, например, обувь, сколько себя помню, обувь всегда покупали импортную <...>. Я насколько себя помню, то есть всегда, вот обувь точно была импортная. Всегда! Ну, импорт, это могли быть польские, могли быть чешские. Когда я стала студенткой, то обувь покупала английскую, стоя в очередях, финские сапоги (6).
Импортные вещи стоили очень дорого, и достать их можно было только по блату. Покупка импортной вещи была особенным событием и поводом для гордости. В некоторых семьях северян в шкафах родителей, бабушек и дедушек, до сих пор хранятся экземпляры такой одежды:
Рассказывала про вещи, про костюмы бабушка: «Я всегда доставала импортные костюмы везде. Я старалась выглядеть модной!» - И эти костюмы до сих пор висят в шкафу - «Вот я его достала по большому этому дефициту, еще такой модный, импортный! Такое качество даже не найдете!» (14);
Свитер у меня есть советских времен. Даже помню румынский, мама мне его в Питере купила. Он у меня из парадно-выходных перешел в разряд домашних. Знаете сколько ему лет? И главное что ему сноса нет! Его купили, когда мне
128
было лет 18, а сейчас мне 54. Правда, в последнее время, я его крайне редко одеваю (4).
С одной стороны, люди хранят вышедшую из моды одежду из соображений практичности, поскольку ей нет сносу, а с другой стороны, здесь можно разглядеть мотив, связанный с эмоциональной привязанностью к такому роду вещей.
Б) Эмоциональные мотивы
Кроме практических соображений, расставанию с теми или иными вещами мешает эмоциональная привязанность к ним. В отношении советских вещей фактор эмоциональной привязанности действует в силу того, что вещь было трудно достать. Чем тяжелее доставалась вещь, тем она ценнее в символическом плане:
Бабушка часто говорила - «Мы купили эту вещь, еще тогда такой был дефицит, как мы это доставали!» - поэтому ей и выбрасывать жалко (14).
Здесь скорее жалеют не вещь, а усилия, собственные и близких, затраченные на ее приобретение. Слово «жалко» по отношению к вещам советских времен, которые давно пора выбросить, присутствует в речи информантов очень часто:
А мне жалко расставаться с этими вещами. <...> Не то, что жадность, ну просто, тяжело, может быть, доставалось. Очень тяжело расставаться! И точно также и с мебелью, и все думаешь, а вот еще пригодится. А да же вот, допустим, ну какая-то там безделушка, не говоря, уже о чем-то, о ложках или... <...> в восьмидесятых годах вещи все у нас продавались по талонам. И телевизоры точно также покупали, и велосипед (5).
Кроме того, люди испытывают эмоциональную привязанность к вещам, которые связаны с какими-либо воспоминаниями - об определенном периоде жизни, о родных и т.п.:
Ну, у нее <мамы - О.С.> стоят какие-то хрустальные вазы или какие-то бокалы, которыми она пользуется, в лучшем случае, раз в год или вообще не пользуется, просто протирает. - «Мне эти бокалы хрустальные подарили на юбилей, то есть на двадцать лет». Она из них не пьет шампанское. Они незнамо сколько стоят! Но мне она не отдаст. Для нее это такая память дикая! Я помню, один бокал сломала. Мы мыли сервант, там протирали пыль и посуду всю хрустальную, чтобы все это блестело Я, по-моему, один сломала. Она плакала. Она так плакала! Это такая для нее память! Я уже там сама плакала от того, что я этот несчастный бокал хрустальный разбила (13); Есть у меня даже часы, которые еще в свое время было награждение. Помню шестьдесят седьмой - шестьдесят восьмой год. Ну, вот лыжная гонка там, занимала третье место, и давали тогда там или сумочку такую из крокодила или вот часы, помню. Они сохранились (5).
Другим способом сохранения вещи является практика передачи вещей «по наследству». Эта практика, распространенная в советской культуре, приближала обычные вещи к статусу реликвий [Рахманкулова. URL: http://www.jourclub.ru/22/1469/1/]:
В свое время этими вещами пользовались мои родители, а теперь у меня не поднимается рука это все выкинуть. Это как память (11).
Таким образом, советская вещь в пространстве жилища может функционировать в разных значениях - как утилитарная вещь и как памятная (символическая). Кроме того, разными членами семьи одна и та же вещь может по-разному означиваться. Так, для одного индивида вещь может быть значимой, ценной в материальном или символическом плане, а для другого восприниматься как ненужный хлам.
Советские вещи вне домашнего пространства
Биография советских вещей не заканчивается с прекращением их функционирования в пределах квартиры, дома. Как верно отмечает О. Гурова,
129
«потребление вещей в советской культуре сопровождается бесконечным возвращением их к жизни» [Гурова. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/gurov9-pr.html]. Если вещь уже не вписывается в интерьер жилища, ее перемещают на дачу, в гараж или сарай:
Наверное, это приобретенный опыт, что это все очень тяжело давалось. Наверное, это уже в поколении заложено, что вот мои родители, это тоже все очень тяжело приобретали - мебель, вещи. Наша юность, молодость пришлась на тяжелый период, не было ничего. Я думаю, что это отпечаток наложился, сейчас вот со временем я понимаю - хорошо, если не в дом, тогда на дачу» (11).
Пространство некоторых дач и гаражей напоминает хранилище старых вещей. Как правило, на дачу и в гараж отправляются либо совсем старые вещи, которые потеряли свой внешний вид, либо в случае покупки новой мебели с целью освободить и без того маленькое пространство квартир: «Для «совсем уже» вещей существовало безразмерное, этим похожее на ирландское, чистилище: дача. Из дачного чистилища вещи улетали прямо на небушко» [Жизнь вещей. URL: http://tinyhack.ru/zhizn-veshhej].
Молодое поколение старается отучить старших родственников от привычки превращать дачи и гаражи в склад ненужных вещей:
Гараж должен быть гаражом. Это место для машины и, конечно, чтобы ее ремонтировать. Зачем из него делать свалку? <...> Я видел, как многие сделали из своих гаражей музей советского хлама (15).
Вопрос: А в Вашем гараже нет таких вещей?
Есть. Куда без них? Но у меня там все нужное - пару кресел, чтобы сидеть, и пару тумбочек для инструментов. <...>. Раньше там действительно много было мебели старой, но я отправил это добро в печку (15);
«А когда появилась дача, как-то стали следить, чтобы там лишнего тоже не было. Хотя у дедушки была такая привычка, что давайте там, на дачу увезем. <...>. И то есть там, потом уже, в принципе, когда бабушка с дедушкой стали реже на дачу ездить, там по состоянию здоровья, ну и папа с мамой как-то по-тихому часть вещей выкидывали. То есть освобождали пространство. <...>. Ну и папа, гараж еще есть, там дедушка, когда еще был здоровый, там тоже папа ругался, что в гараж там куча всякого барахла натаскивается, а когда что-то нужное надо найти, никогда не найдешь. Ну и потом он тоже там расчистку сделал, то есть очень много всего повыкидывал» (9).
Бывают случаи, когда вещи из гаража возвращаются обратно в дом. В некоторых случаях это связано с материальными трудностями:
Родители, когда купили новую мебель, отвезли старую в гараж <...> Когда я начал жить отдельно, забрал мебель к себе (16).
Вещи в гаражах и на дачах копятся в силу все той же, закрепившейся с советских времен привычки хранить вещи и из-за нежелания с ними расставаться:
«А если чувствуешь, что на даче уже поставить некуда, то в гараж. А если не в свой, то соседям отдам, так выкинуть мне уже сложно» (11).
Некоторые информанты пытаются оправдать присутствие вещей в гараже или на даче и объясняют, почему эту вещь нельзя выкинуть:
У меня сейчас велосипед стоит в гараже. Ну, Наташа <дочь - О.С.> там несколько раз покаталась, а потом она не стала кататься. А куда, я же не буду его выбрасывать? Вот стоит в гараже. А он - мне жалко! Естественно он уже....Но он новый - но он не современный. Нет у него переключателей, там вот и скоростей, и всех прочих (5).
Другие сами отмечают, что вещи, которые хранятся, и часто в большом количестве, не функциональны, но выбросить их они, по собственному признанию, не в состоянии:
130
Кажется, там хранится все, что не надо! Там очень старинный шкаф, он такой толстый, такой массивный <...>. У нас есть, ну мне кажется, это еще с молодости моих родителей, письменный стол, он тоже очень старинный, такой стертый, но у меня не поднимается рука его выбросить, хотя постоянно порываюсь <...>. Там в гараже, ну, если перечислить что Господи, там, наверное, штук пять велосипедов, там старый мопед, там всякие косы - грабли, я сама даже толком не знаю что там есть <...>. Ой, когда были дети маленькие, их маленькие качельки, их старая обувь, именно детская, их маленькие горшочки - и все хранится у меня в гараже (11).
Ненужные в быту вещи могут быть отнесены по месту работы, которое в таком случае рассматривается как место вторичного использования бытовых предметов:
Вот пылесос в нашем кабинете стоит, начальник его притащил. Он пятьдесят какого-то года, наверное. <...>. Вот на работе он как бы пригождается иногда пропылесосить, а дома он не нужен, потому что он уже устарел давно (8).
Итак, можно заключить, что чаще всего за пределами домохозяйства оказываются те советские вещи, которые либо полностью утратили свой эстетический вид, либо были заменены на новые, современные вещи. Возвращение вещей обратно в пространство дома является, скорее, исключением. Чаще всего, если и произойдет их перемещение из гаража, дачи, то уже на помойку:
Из шкафов переношу вещи сначала на балкон, потом в гараж, а из гаража уже на помойку (5).
Таким образом, по мере утилизации вещь проходит некий путь, меняя местоположение вплоть до хранилища отходов. Но и здесь функционирование вещей не обязательно заканчивается. Бывают случаи, когда вещи из помойки попадают в новое жилое пространство:
Дедушка любит собирать на помойке разные вещи. <...> Когда я только начинала свой быт обустраивать, он мне столько полезных бытовых вещей принес <... >. До сих пор помню, как мне утюг принес. Почистил и нормально работает. Такое ощущение, что у советских вещей срок службы не прекращается (17).
Таким образом, окончательное расставание с вещью не характерно для советского человека. Если современные вещи существуют в рамках концепции новизны и сиюминутности, «советская вещь» функционирует в режиме постоянного преобразования или использования [Рахманкулова. URL: http://www.jourclub.ru/22/1469/1/]. Вещь должна пройти долгий путь, включающий реальное пространственное перемещение, прежде чем окажется за пределами жилых пространств. Это свойство советских вещей и способствует тому, что они продолжают существовать в материальной культуре современных семей.
Список информантов
1. Женщина, 1978 г.р. Уроженка г. Бобров Воронежской области. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
2. Женщина, 1986 г.р. Уроженка Украины. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
3. Женщина, 1964 г.р. Уроженка г. Петрозаводск. С 1966 года проживает в г. Кировск Мурманской области.
4. Женщина, 1960 г.р. Уроженка Мурманской области.
5. Женщина, 1949 г.р. Уроженка Псковской области. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
6. Женщина, 1945 г.р. Уроженка г. Владивосток. С 1971 года проживает в г. Апатиты Мурманской области.
131
7. Женщина, 1958 г.р. Уроженка Мурманской области.
8. Мужчина, 1975 г.р. Уроженец г. Апатиты Мурманской области.
9. Женщина, 1980 г.р. Уроженка г. Мончегорск Мурманской области. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
10. Женщина, 1985 г.р. Уроженка республики Карелия. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
11. Женщина, 1968 г.р. Уроженка Мурманской области.
12. Женщина, 1949 г.р. Уроженка Мурманской области.
13. Женщина, 1986 г.р. Уроженка Свердловской области, г. Кушва. С 1998 года проживает в г. Апатиты Мурманской области.
14. Женщина, 1986 г.р. Уроженка республики Карелия, г. Суоярви. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
15. Мужчина, 1982 г.р. Уроженец Мурманской области.
16. Мужчина, 1979 г.р. Уроженец г. Апатиты Мурманской области.
17. Женщина, 1980 г.р. Уроженка г. Ковдор Мурманской области. В настоящее время проживает в г. Апатиты Мурманской области.
Список литературы
Абрамов Р. «Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ. URL: http://gefter.ru/archive/11282.
Бредникова О., Кутафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34). С. 91—96. URL:
http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/bred11.html.
Виниченко И.В. Социально-культурные процессы в советском обществе в эпоху «дефицита» и их влияние на моду. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-protsessy-v-sovetskom-obschestve-v-epohu-defitsita-i-ih-vliyanie-na-modu.
Гурова О. Ю. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/gurov9-pr.html.
Деготь Е. От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета // ЛОГОС. 2005. № 5 (50). С. 201-210.
Жизнь вещей. URL: http://tinyhack.ru/zhizn-veshhej.
Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М., 2005. 526 с.
Лебина Н.Б. Коммунальный, коммунальный, коммунальный мир... // Родина. 1997. №1. С. 16 - 21.
Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб., 2006. 444 с.
Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. 130 с.
Махлина С. Семиотика культуры повседневности. СПб.: Алетейя, 2009. 232 с.
Микова О.С. Элементы советского уюта в интерьере комнаты современного пермского горожанина. URL:
http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=108:2011-10-29-18-21 -54&id=2466:2011-10-30-13-36-29&Itemid=220.
Рахманкулова Д. Р. Бытование вещей в хозяйственной культуре человека. URL: http://www.jourclub.ru/22/1469/1/.
Тоффлер Э. Шок будущего. Часть 2. Недолговечность. Глава 4. Вещи: принцип одноразовости. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4797/4802.
Травин И. И. Материально-вещная среда в структуре условий образа жизни. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. Наук. 09.00.01. Москва, 1978. 18 с.
Утехин И.В. Быт больших коммунальных квартир г. Ленинграда (Петербурга) в 1970-90-е гг: стереотипы повседневного поведения. Автореферат дисс. на соиск. уч.
132
ни
степени к.и.н. Специальность 07.00.07. Этнография, этнология, антропология. М., 2001. 16 с.
Утехин И. В. Доля, справедливость и благодать общения: Из очерков
коммунального быта // Знание-сила, 2001а. №11. С. 50-58.
Утехин И. В. Очерки коммунального быта. 2-е изд., доп.-М.: ОГИ, 2004. 277 с.
Приложение
Рис. 1, 2. Игрушки советского периода
Рис. 3, 4. Советский фотоаппарат «Зенит»
133
Рис. 5. Советский фарфор
Рис. 6. Советские виниловые пластинки
134
Рис. 7, 8. Стул с дарственной надписью, подаренный на новоселье в 1977 году.
Рис. 9, 10. Советские вещи в пространстве гаража
Сведения об авторе
Сулейманова Олеся Анатольевна,
младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Suleymanova Olesya Anatolyevna,
Junior Researcher of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS
135