Научная статья на тему 'Быт на новом месте: к вопросу о вещевом поведении1'

Быт на новом месте: к вопросу о вещевом поведении1 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1189
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЩЬ / ИНТЕРЬЕР / БЫТ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЖИЛИЩЕ / ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА / THING / INTERIOR / EVERYDAY LIFE / DAILY / DWELLING / DEVELOPMENT OF SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманова Олеся Анатольевна

Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного в в 2011 г. г.Апатиты. Рассмотрены особенности обустройства на новом месте жительства. При создании интерьера жилища закономерно выявляется, формируется, меняется отношение новоселов к предметному миру в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE ON A NEW PLACE: TO A QUESTION ON WARE BEHAVIOR

The article represents the results of pilot empirical research which have carried out in Apatity in 2011. Features of arrangement on a new residence are considered. At creation of an interior of dwelling the relation of new settlers to the objective world as a whole.

Текст научной работы на тему «Быт на новом месте: к вопросу о вещевом поведении1»

УДК 316:728 О. А.Сулейманова

БЫТ НА НОВОМ МЕСТЕ: К ВОПРОСУ О ВЕЩЕВОМ ПОВЕДЕНИИ1 Аннотация

Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного в в 2011 г. г. Апатиты. Рассмотрены особенности обустройства на новом месте жительства. При создании интерьера жилища закономерно выявляется, формируется, меняется отношение новоселов к предметному миру в целом.

Ключевые слова:

вещь, интерьер, быт, повседневность, жилище, освоение пространства. O.A.Suleymanova

EVERYDAY LIFE ON A NEW PLACE: TO A QUESTION ON WARE BEHAVIOR Abstract

The article represents the results of pilot empirical research which have carried out in Apatity in 2011. Features of arrangement on a new residence are considered. At creation of an interior of dwelling the relation of new settlers to the objective world as a whole.

Key words:

thing, interior, everyday life, daily, dwelling, development of space.

Постановка проблемы

На сегодняшний день в рамках гуманитарных дисциплин накоплено достаточное количество теоретических и описательных работ, посвященных жилищу разных народов и регионов, типологии жилищ, организации жилого пространства и т.п. [Баранов 1969; Долгой 1969; Крупянская, Полищук, 1971; Байбурин, 1993 и др.]. Между тем исследования, в которых рассматриваются особенности функционирования вещей в жилом пространстве, крайне немногочисленны. Жилище вместе с заполняющими его предметами, их структурными и функциональными взаимосвязями между собой и жилище в целом определяется понятиями «жилая среда», «домашняя материальная среда», «домашний пространственно-предметный мир». «Изучать жилую среду можно в двух основных ракурсах. С одной стороны, есть объективные свойства жилой среды: способы организации домашнего пространства, характеристики предметов и т.п. С другой стороны, реальное использование пространства и предметов не только определяется совокупностью культурных контекстов, но в высшей степени субъективировано. Это место, где человек (семья) проводит основную часть своей жизни и которое он организует в зависимости от личностных установок, норм и ценностей» [Сулейманова, 2009: 78].

Вещи в быту не только обеспечивают жизнедеятельность (условия физического существования), но и создают необходимую для человека и семьи индивидуальную атмосферу, связанную с особенностями личности и группы. Культурные значения вещи составляют один из приоритетных предметов этнографической науки [Токарев, 1970; Байбурин, 1989; Акопян, 1994 и др.].

1 Статья выполнена в рамках проекта «Семейно-родственные общности как агенты культурных инноваций» (2009-2011 гг.) при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурное наследие и духовные ценности России».

Те немногочисленные работы, которые посвящены организации жилой среды и связанному с этим вещевому поведению, охватывают главным образом советский период, в то время как вещевое поведение постсоветского периода остается малоизученным [Травин, 1979; Утехин, 2001; Дейхина, 2005; Махлина, 2009; Гурова, б.и.]. В отдельных работах предпринимался анализ интерьера разных типов жилищ: рабочих и крестьянских [Анохина, Шмелева 1964, 1977; Крупянская, Полищук, 1971]. Во всех случаях описания и интерпретации касались жилого пространства, которое является освоенным, обжитым и заполненным - в соответствии с традицией, модой, социально-экономическими характеристиками проживающих и прочими факторами. Специальных работ, посвященных самому процессу освоения (обживания) жилого пространства, нам обнаружить не удалось. Из недавних исследований в области жилой среды можно выделить работу Л. Шпаковской, в которой делается попытка описать социально-пространственную структуру жилья представителей нового среднего класса [Шпаковская, 2009].

Основная задача нашего исследования состояла в том, чтобы изучить, каким образом современные люди осваивают, обустраивают жилое пространство на новом месте жительства. Сразу уточним, что нас, в первую очередь, интересовало не само пространство жилища, а особенности процесса его организации с помощью тех или иных вещей (вещевое поведение) и функционирование вещей в пределах жилища. В данном случае предполагаются вопросы, связанные с тем, какими предметами, способами, в какой последовательности, в какие сроки люди обустраивают свое новое жилище (дом, квартиру), заполняя и упорядочивая его. При создании интерьера жилища (дома, квартиры) закономерно выявляется, формируется, меняется отношение новоселов к предметному миру в целом, отдельным вещам и категориям предметов (мебели, посуде, бытовой технике, интерьерным украшениям и т.п.).

Данная статья выполнена на основе пилотажного эмпирического исследования, которое было проведено в 2011 г. Объектом изучения были те, кому в силу разных обстоятельств пришлось переезжать на новое место жительства и обустраивать свое жилище заново. Нас интересовали люди, которые переезжали только по Мурманской области или в пределах г.Апатиты. Всего опрошено 10 жителей г.Апатиты методом полуструктурированного интервью. Возраст информантов от 22 до 31 года. Информанты отбирались по факту переезда на новое место жительства в недавнем прошлом (максимум 3 года назад). Кроме того, мы использовали данные архивов ЦГП КНЦ РАН - интервью с жителями городов Мурманской области. Это тексты семейно-биографических и автобиографических интервью.

Переезды на новое место жительства различаются тем, что индивид попадает в новое или ранее освоенное другими («чужими») пустое или чем-то заполненное пространство. Например, на съемной квартире может присутствовать мебель, но само помещение не обжито индивидом, который в него попадает, в расположении вещей еще нет собственного установленного порядка. Во всех случаях место предстоит освоить и (пере)организовать. Первостепенный интерес представляет сам процесс освоения необжитого пространства и все сопутствующие ему трудности, которые касаются отсутствия достаточного пространства, избыточности или нехватки вещей, проблемы приобретения нужных вещей и т.д.

Переезд и обустройство

Говоря о быте на новом месте жительства, нельзя обойти вниманием сам процесс переезда и связанные с ним аспекты вещевого поведения. Для того чтобы начать обустраиваться на новом месте, надо сначала покинуть старое жильё, перевезти свои вещи, то есть пережить переезд. Освоение нового пространства неразрывно связано с переездом, во многом обусловлено его обстоятельствами, транспортировкой вещей, поэтому мы не можем оставить в стороне этот вопрос.

Думается, для большинства людей любой переезд - стрессовая ситуация. Смена места жительства - это всегда прерывание устоявшегося быта, привычной расстановки вещей. Как следствие, нарушается течение повседневной жизни. В такой ситуации индивид чаще всего чувствует себя некомфортно, и именно поэтому многие относятся к переезду как к неприятному событию.

Я очень боялась и не хотела уезжать со старой квартиры. Для меня этот переезд был настоящей трагедией (Ж, 1985 г.р.);

Я очень болезненно перенесла переезд (Ж, 1984 г.р.);

Как такового дома у меня нет. Третий год я снимаю квартиру, переезжая с места на место, что меня сильно угнетает. Каждый переезд для меня - это шок, поэтому я стараюсь задержаться на одной квартире как можно дальше. Но после летней сессии мне приходится это делать (Ж, 1985 г.р.).

Выражая свое отношение к переезду, информанты употребляют слова «трагедия», «шок», «болезненно», «угнетенность». Из бесед стало возможным выявить основные трудности, с которыми сталкиваются индивиды при переезде на новую квартиру. Если суммировать, обозначается следующий ряд проблем: сбор вещей (что взять?), упаковка (как упаковать вещи и во что?), транспортировка (как перевезти/перенести вещи?), разбор и расстановка вещей на новом месте (создание нового интерьера). Кроме этих основных проблем, в процессе переезда возникают самые разные сопутствующие сложности:

Я перевозила свои вещи грузоперевозкой. И так вот... (информант имела в виду, что также переносила вещи вручную. - О.С.). Ну, тяжело обустраиваться! Я сначала все расставила, потом все переставила, потом еще раз переставила. Пока все соберешь. Еще мужика нет! Пока все расставишь. Все сама! Гарнитур я сама переносила, потому что пока дождешься помощи! (Ж, 1980 г.р.)

В данном случае женщина, которой пришлось поменять место жительства из-за развода, высказывает достаточно типичную мысль: во всем, что касается транспортировки и расстановки вещей, необходима физическая сила, а она ассоциируется с наличием «своих» мужчин и доступностью мужской помощи. Подобные сетования нередко приходится слышать и от замужних женщин, и от матерей взрослых сыновей - как прямое или косвенное признание «ненадежности» современных мужчин.

Проблема упаковки вещей чаще всего возникает, когда: а) их достаточно много; б) они громоздкие и тяжелые; в) ценные и хрупкие. Приходится искать подходящую тару (коробки, сумки, чемоданы) и упаковочный материал. Также надо знать, как правильно упаковать вещи, чтобы в процессе транспортировки они не повредились. Здесь прибегают к разным источникам практических знаний: кто-то пользуется советами родителей, родственников, а кто-то даже обращается к советам интернета.

Я в интернете прочитала, что есть интересный способ. Надо все вещи складывать в рулончик. Так намного больше в чемодан или сумку помещается (Ж, 1986 г.р.).

Несмотря на все старания правильно упаковать вещи, переезжающие нередко сталкиваются с проблемой порчи имущества в процессе транспортировки.

При последнем переезде некоторые вещи пострадали: разбили лампу, диван. Был один смешной момент - последний грузовик был так набит вещами, что когда он стал отъезжать, из него вывалилась швейная машинка. Был такой грохот, что жители всего двора вылезли в окна посмотреть, что произошло (Ж, 1982 г.р.).

Некоторые информанты для последующего удобства при разборе вещей составляют списки или делают записи, в которых указывается местонахождение упакованных предметов.

У меня до сих пор сохранилась тетрадь, где мама записывала, что в каком ящике лежит. Выглядит это примерно так: № 21 - вещи детские зимние; № 26 - книги из серванта; № 40 - посуда (тарелки, чашки, вилки); № 41 - посуда (кастрюли и т.п.) (Ж, 1982 г.р.).

Чаще такие записи делают старшие женщины (мамы, бабушки). Этот способ сбора больше характерен для семей, которые успели нажить значительное количество вещей и имеют опыт переезда. В зависимости от количества нажитого имущества выбирается и способ транспортировки. Если вещей много, используют автотранспорт (в том числе грузовой), если нет - вещи могут переноситься постепенно и вручную.

В ситуации, когда молодые люди въезжают в собственную квартиру и им позволяют средства, покупается новая мебель. Если такой возможности нет, то на первое время забирают из родительского дома старую мебель и бытовые предметы, которые могут выделить родители. Родители, в свою очередь, по мере финансовых возможностей пытаются помочь детям приобрести необходимые вещи:

Папа мне купил телевизор, стиральную машинку и холодильник, пылесос, вроде бы. Микроволновку я сама в первую очередь побежала, купила (Ж, 1980 г.р.).

Студенты или молодые люди, которые хотят отделиться от родителей, но не имеют возможности приобрести собственное жилье, поселяются либо в общежитие, либо на съемную квартиру. В таких случаях большинство из них переезжают поэтапно. Сначала из родительского дома забирают самые необходимые вещи на первое время. Остальные вещи перевозятся постепенно, по мере необходимости.

...Когда я переезжала, у меня была только раскладушка. Стоял телевизор на полу, и потом мне отдали ковер. Ну, то есть практически телевизор стоял на ковре (Ж, 1986 г.р.).

«Первое время» - это начальная стадия обживания, сроки которой варьируют. «Первое время» на новом месте сопровождается предметами «первой необходимости». Молодые люди, покидая родительский дом, забирают с собой то, что выделяют им родители, поскольку у них нет собственных бытовых вещей (мебели, посуды). Из ориентационной семьи выделяется набор вещей, которые считаются самыми необходимыми для начала самостоятельной жизни. Естественно, что возможности у семей разные, как и представления о самом необходимом.

Подушку мне сначала отдала мама и отдала один комплект белья. Но потом подушку я, правда, отдала ей. А потом она мне сейчас, по-моему, отдала еще один комплект белья. Отдала одеяла. ... Она мне отдала какие-то свои, ну, пару тарелок, там еще чего-то, ну какие-то такие вещи. Вот подарила набор столовых вилок, ложек, там, всяких разных ножей. Ну, так, постепенно, потихонечку, какие-то баночки она мне отдает, какие-то склянки, еще чего-то. Полотенчики дарит иногда. Ну, так, потихонечку (Ж, 1986 г.р.).

Несмотря на то, что молодые люди территориально отделяются от родителей, некоторые продолжают пользоваться вещами, которые находятся в родительском доме. Есть вариант, когда вещи «кочуют» из одного дома в другой.

Они мне отдали потом обогреватель. Ну, я им иногда отдаю его, когда им зимой бывает холодно, я им отдаю (Ж, 1985 г.р.).

Самой распространенной, по высказываниям информантов, вещью общего пользования при раздельном проживании членов семьи является стиральная машина. Отделившиеся дети продолжают пользоваться ею, даже если не живут с родителями в одном городе:

Сейчас есть машинка. А тогда, как бы, с этим проблем не было. Потому что каждые выходные папа с мамой приезжали. И то есть они привозили чистое.... Вот то есть постельное белье, какие-то верхние вещи. ...А грязное увозили на машине... Ну, и плюс у меня хозяйка еще была хорошая. У нее своя стиральная машинка была. Ну, и девчонки, которые здесь жили, они тоже говорили: «Если что, приходи, у нас эти, автоматы стоят (Ж, 1986 г.р.).

Стиральная машина считается достаточно дорогой вещью, и не каждый молодой человек или молодая семья имеют возможность ее приобрести. В связи с этим обращаются за помощью не только к родителям, но к знакомым и друзьям.

Вместе с тем, многие молодые люди стараются не обращаться за помощью к родственникам или обращаются лишь в самых необходимых случаях:

Хочется стиральную машинку, да. Потому что в общежитии ничего не постирать толком, то есть, это, у меня фактически есть раковина. Больше ничего. Негде сушить. Иногда что-то я отдаю маме, у нее есть стиральная машинка. Допустим, постельное белье, какие-то одеяла, она мне может постирать сама. Там, одеяла и покрывала еще стирает. Вот, а свои какие-то вещи в основном я стираю... Ну там есть тазичек, я в нем стираю. ... Стараюсь как можно меньше обращаться за помощью к маме (Ж, 1986 г.р.).

Следует отметить, что даже если у семьи есть возможность отдать большое количество вещей переезжающему, он часто берет только то, что считает крайне необходимым. С одной стороны, это связано со стремлением к минимализму многих представителей молодежи. С другой стороны, такое вещное поведение касается, прежде всего, временного жилища и продиктовано его восприятием. Съемная квартира не воспринимается как «дом», постоянное место жительства. По этой причине молодые люди не считают нужным приобретать какие-либо предметы мебели (особенно громоздкие), пока не появится своя квартира. В частности, это связано с неоднократными переездами с одной квартиры на другую и характерно для иногородних студентов. При частых переездах, чем меньше вещей приходится перевозить, тем легче передвижение. Молодые люди, студенты, которые только начали жить самостоятельно, отделившись от родителей, в основном забирают с собой только свои личные вещи. Это одежда, всякого рода безделушки, имеющие исключительно символическую значимость, а также предметы бытовой техники, без которых в настоящее время не представляется возможным обойтись, особенно горожанину. Чаще всего для современных молодых людей необходимой бытовой техникой является компьютер (ноутбук), реже - музыкальный центр, то есть вещи, обеспечивающие труд (учебу) и досуг, но не хозяйственно-бытовую деятельность. Бытовые потребности вполне удовлетворяются и чужими вещами:

Здесь ничего моего нет, я же снимаю. Здесь только мой компьютер ... из мебели (Ж, 1987 г.р.).

Таким образом, съемная квартира ассоциируется с нестабильным, транзитным положением. Одна из информантов высказала мысль:

Жить на съемной квартире - это, своего рода, одно и то же, что постоянно сидеть на чемоданах (Ж, 1986 г.р.).

Это ощущение связано с неуверенностью: сегодня я здесь живу, а завтра меня могут выгнать хозяева квартиры. По той же причине съемщики стараются найти такую квартиру, где уже есть минимальный набор необходимой мебели - кровать, стол, стулья, холодильник и т.п.

Другой случай, когда родители не имеют возможности обеспечить своих детей вещами первой необходимости. А покупка необходимых вещей для студентов или только начинающих трудовую биографию молодых людей, которые имеют маленький доход либо не имеют его совсем, представляется серьёзной проблемой. Отсутствие средств на приобретение предметов первой необходимости заставляет делать выбор в пользу вещей наиболее дешевых или использовать «заместители», когда они есть в наличии. Так, одна из информантов, не имея плитки, копит на нее деньги, а пока пользуется кипятильником:

У меня не было элементарно плитки. Соответственно мне ничего не приготовить, ни чайник не согреть, ни суп, ничего такого. <...> И первое время у меня был кипятильничек... Плитка - это, конечно, хорошо! Это очень незаменимая вещь! (Ж, 1986 г.р.).

Практикуется использование вещей не по прямому назначению. Одна и та же вещь может использоваться в разных целях. Например, на стуле и сидят, и используют его в качестве стола, кастрюля используется вместо чайника и кофеварки и т.п. Объясняется такое вещевое поведение, конечно, нехваткой самых необходимых вещей. При покупке новых вещей также решающую роль играет многофункциональность предмета. Предпочтение отдается тем вещам, которые могут использоваться в нескольких функциях. Например, диван предпочтительнее кровати - на нем можно и спать, и рассадить гостей при отсутствии достаточного количества сидячих мест.

В первую очередь, конечно, я купила себе кровать. Ну, то есть мы думали с мамой, гуляли, долгое время думали, что лучше купить кровать или все-таки диван. Но кровать - это кровать, а диван, его можно расправить и уснуть... Так, диван и второй предмет - это, конечно, стол, потому что я сидела фактически на полу... А вторая вещь, которую я купила, - это был стол компьютерный. То есть, за ним можно и поработать и поесть (Ж, 1986 г.р.).

Функциональное разнообразие столов исключается в первую очередь на самом раннем этапе обживания, особенно на съемной площади, которая, как правило, имеет небольшие размеры. Исключение составляет случай, скорее гипотетический, когда много предметов данного вида оставлено теми, кто сдает квартиру. А поскольку к предметам первой необходимости относится компьютер, то и стол компьютерный может, оказавшись единственным, использоваться в качестве обеденного и рабочего одновременно. Вообще способ размещения компьютера в помещении заслуживает отдельного рассмотрения.

Использование одной вещи вместо другой, если это позволяют ее свойства, форма, или просто в менее привычной, «забытой», реликтовой функции составляет одну из универсальных форм вещевого поведения в типовых обстоятельствах. Например, такая практика использования вещей была очень распространена в малообеспеченных семьях в советский период и одновременно являлась следствием

дефицита. Данный опыт может передаваться старшими поколениями в современных семьях, а может и приобретаться самостоятельно в результате адаптации к соответствующим условиям жизни.

А потом мы переехали на другую квартиру, там ничего не было - пустая комната. У нас стояла кровать, три старых телевизора, таких, знаешь, допотопных, мы их скатеркой так обернули и у нас полочки, столы получились (смеется. - Соб.) (Ж., 1980 г.р.).

Телевизоры нередко в отсутствие столов и полок используются в качестве таковых.

Отсутствие вещей не всегда заставляет их покупать. Зачастую такое вещевое поведение определяется малыми размерами пространства. В этом плане очень удобны раздвижные кресла-кровати, диваны-кровати, легко разбирающаяся мебель.

У каждого человека есть свое представление о комплекте самых необходимых вещей. В современном обществе количество таких вещей постоянно увеличивается. Если в советское время многим было достаточно телевизора, стола, холодильника и кровати, то сейчас большое число людей не могут представить своей жизни без компьютера, микроволновой печи и т.п. По высказываниям информантов можно составить условный общий список «вещей первой необходимости». Разумеется, у разных индивидов и семей такой список варьирует, но есть некое общепринятое (усредненное) представление о том, что в обязательном порядке должно присутствовать в быту для удовлетворения основных потребностей. К таким вещам относят кровать (или диван/кресло-кровать), стол, холодильник, компьютер (ноутбук) - минимальный набор предметов для удовлетворения потребности в сне, сидении, приеме пищи, учебе (работе) и досуге. Вероятно, если бы в исследовании участвовали пожилые люди, они добавили бы к этому списку телевизор. Однако большинство наших информантов - представители молодежи. На сегодняшний день в их жизни компьютер занимает более значимое место, нежели телевизор. Прежде всего, это связано с возможностями интернета. Имея компьютер (ноутбук), сегодня можно работать и учиться, слушать музыку, смотреть фильмы и общаться в социальных сетях. Компьютер постепенно вытеснил музыкальные центры, видеомагнитофоны (БУБ-проигрыватели) и т.п. из быта молодежи.

Без компьютера и мобильного телефона сегодня никак нельзя обойтись, без всего остального - можно. Ну если, конечно, ты живешь на необитаемом острове, тогда и без них можно обойтись (Ж, 1985 г.р.).

Обратим внимание, что даже в таком категоричном утверждении признается относительность потребности в вещах первой необходимости - в соответствии с местом пребывания. Конечно же, телевизоры остались в быту. У всех наших информантов дома есть телевизор, только отношение к этому виду техники изменилось. И в своих высказываниях информанты не делают акцент на этой вещи. Можно также отметить, что для одной категории молодых людей современная бытовая техника (микроволновые печи, кухонные комбайны и т.п.) является неотъемлемым атрибутом обустроенного быта, поскольку облегчает его, а другие считают ее роскошью и покупают такого рода вещи по мере появления лишних средств.

У меня вообще понятие хорошей квартиры складывается из 3 пунктов: хорошая ванная комната, море техники на кухне, огромная кровать (Ж, 1982 г.р.);

Самые необходимые вещи.... Ну как говорится, на чем спать и на чем есть - диван, кровать и стол, стул обязательно для начала. А дальше, по мере возможности, бытовая техника (Ж, 1987 г.р.).

Такие обязательные предметы быта, без которых невозможно представить повседневность горожанина, как раковина, ванна, унитаз, плита, вообще не упоминались информантами. Вероятно, они воспринимаются как неотъемлемый элемент жилища, что-то само собой разумеющееся. Так, один из информантов, перечисляя необходимые с его точки зрения в быту вещи, задал вопрос: «А о плите и раковине надо говорить, или и так понятно?» (М., 1989 г.р.).

Как известно, повседневность не рефлексируется. Мы замечаем ее, когда происходит какое-то событие, которое не укладывается в рамки повседневного. Так же обстоит дело и с вещами. Привыкая к комфорту, люди постепенно перестают осознавать, какую огромную значимость они имеют в повседневной жизни, быту. Пока не сломаются холодильник или плита, их можно не замечать, особенно это свойственно представителям молодежи. Если спросить у молодого человека, который живет с родителями в комфортных условиях, при наличии всего необходимого для удовлетворения бытовых потребностей, какие вещи для него наиболее значимы, вряд ли он скажет, что это плита, раковина и т.п. «Интерес к вещам обычно наблюдается тогда, когда их не хватает и их знают наизусть, или тогда, когда их слишком много и они становятся агрессивными, надвигаясь на человека со всех сторон» [ХХ век... , 2001: 10].

Некоторые молодые люди очень хотят как можно быстрее уйти из родительского дома и начать самостоятельную жизнь, поэтому бытовая неустроенность их нисколько не пугает:

Там вообще ничего не было! И мне мебель даже не отдавали, то есть сказали, что нету ничего. А, кстати, первую ночь я ушла, как только я получила ордер, я ушла сразу из дома. И первую ночь я спала на полу на грязном (Ж, 1986 г.р.).

Желание уйти из дома и жить самостоятельно - сильнее, чем бытовая неустроенность. Спать на полу, но зато чувствовать себя независимым от родителей - позиция, отличающая тех, кто стремится к эмансипации.

«Вещный» минимализм не означает отсутствие потребности в тех или иных предметах быта. Так или иначе, выстраивается иерархия потребностей, в которой есть приоритеты, и она соответствует этапам обживания нового пространства.

Много чего не хватает. У меня вот люстры нет. Нет, у меня сейчас главная задача стол купить, письменный! Потому что ребенок в школу пойдет. Ну так много чего надо, обустраиваться. Жизнь как с нуля начинается! (Ж, 1980 г.р.).

Хочу ковер, чтобы не ходить по голому полу. Естественно пылесос, чтобы его чистить. И столик нужен какой-то маленький журнальный, чтобы можно было вот на нём кушать. Потому что приходят гости, и все-таки за компьютерный стол их не усадишь (Ж, 1986 г.р.).

В быту человек свободен в выборе, он может формировать свое вещное окружение в зависимости от индивидуальных предпочтений. Но помимо личных притязаний, существуют общие тенденции организации жилища, связанные с течением времени и происходящими социальными изменениями. Каждый период истории характеризуется определенными эстетическими нормами, модой, традициями, некоторыми бытовыми практиками и способами оформления окружающего пространства [Дейхина, 2005]. На основе имеющихся работ о советской повседневности, организации жилой среды в советском обществе, а также о вещевом поведении в этот период можно проводить сопоставление представленных в них данных с материалом текущих исследований, подобных проведенному нами.

Согласно исследованию Е.Дейхиной, типичная советская квартира выглядела следующим образом: обязательными элементами жилого пространства считались диван, кресла, журнальный столик, «стенка», телевизор [Дейхина, 2005]. Можно сказать, что набор обязательных вещей существенно не изменился и в наши дни. К нему добавился компьютер (ноутбук), в то время как «стенка» потеряла свое значение, по крайней мере для современной молодежи. За весьма короткий срок появилось огромное количество вещей, о которых советские люди не имели представления. В противовес типичности и однообразию советского жилища современные квартиры выглядят разнообразными. «Всё, что касается типичности современного жилья, связано с появившимися на российском рынке новинками, которые облегчают быт людей и в то же время делают квартиру более уютной и красивой. Это пластиковые окна, встроенные шкафы-купе, приобретение большого количества бытовой техники и пр.» [Дейхина, 2005]. Однако если говорить о самых необходимых бытовых вещах, здесь практически все остается по-старому. Меняются лишь внешние свойства вещей, что связано с модой, новыми технологиями. Вещи советского времени и по своим внешним свойствам, и по качеству существенно отличаются от современных. Как в культуре в целом, в интерьере любой эпохи наблюдается сочетание «нового» со «старым». Наверное, почти в каждом доме (квартире), можно обнаружить устаревшие советские вещи. Одни просто хранятся как память о родственниках, другие продолжают выполнять свои утилитарные функции. Среди информантов встречались молодые люди, которые перевозили с собой в новую квартиру старые предметы советского быта. Использование такого рода вещей связано с их более высоким качеством, привычкой использования:

Зачем выбрасывать? Этому холодильнику тридцать лет, и он еще столько же простоит. То, что сделано в Советском Союзе - сделано на века! (Ж, 1986 г.р.).

Некоторые используют такие устаревшие вещи, поскольку не имеют возможности приобрести новые. Как только возможность появляется, старые вещи заменяются современными. При этом старые советские вещи, если они не потеряли свои потребительские свойства, стараются все же не выкидывать, а перевезти в гараж или отдать знакомым.

Переезжая на новое место жительства, люди сталкиваются и с проблемами психологического характера, которые связаны с восприятием нового места как «необжитого» или «чужого». Приходится заново создавать свой дом и привыкать к нему. Если переезды случаются часто, такое восприятие либо становится дополнительным стрессовым фактором, либо, наоборот, притупляется и исчезает в качестве переживания. В последнем случае формируется модель: «дом там, где я в данный момент».

Я очень долго привыкаю к новому месту жительства, к необычной расстановке вещей. Но один раз переставив мебель по своему вкусу, не меняю ничего вплоть до следующего переезда. Я не смогла жить в общежитии именно по этой причине. Для меня хуже нет, когда в одной комнате четыре девушки, у каждой свои вкусы, свои притязания на расстановку мебели и компромисс найти сложно. Особенно меня раздражало, когда брали и пользовались моими вещами, опять же постоянно всё передвигая (Ж, 1985 г.р.).

Таким образом, перемена в расстановке вещей приводит к психологическому дискомфорту. Человек рассматривает свое предметное окружение не только как средство обеспечения функциональных процессов, но и как необходимую ему

индивидуальную сферу, связанную с особенностями и своеобразием самой личности [Народная культура... , б.и.]. Необжитое пространство воспринимается как «холодное», «неуютное». Старые вещи помогают сделать пространство более привычным и освоенным. Именно по этой причине многие современные молодые люди, переезжая на новое место жительства, забирают из родительского дома не только предметы быта, но и личные вещи, которые имеют для них символическую значимость.

Также тетрадки, всякие заметки, грамоты и так далее, все. То есть все, что было моего со школьной скамьи, все я перевезла в Апатиты, фактически. (.) Там свои маленькие альбомчики, знаешь, такие открытки, подарки, это тоже, все это было со мной. . И вот эти милые

подарки - милые воспоминания (Ж, 1986 г.р.).

Муж не понимает, зачем я все эти мелочи и барахло привезла. Но я не могла их не забрать. <... >. Когда смотришь на все эти безделушки, как будто друзья рядом и все по-старому (Ж, 1985 г.р.).

По мнению информантов, такого рода вещи, несмотря на всю их бесполезность, помогают меньше скучать по дому и оставленным в другом городе друзьям, не чувствовать себя одиноким на новом месте жительства и т.п., то есть они выступают в функции связи со старым местом жительства и своего рода коммуникантов.

Вместо заключения

В результате проведенного исследования можно выделить основные типы вещей, которые используются при организации пространства на новом месте жительства. Эти вещи помогают освоить необжитое помещение, удовлетворять материальные и духовные потребности в быту. Первый тип условно обозначим как «старые» и «новые» вещи утилитарного назначения (мебель, техника, посуда и т.п.). Под «старыми» вещами имеются в виду бытовые предметы, которые переезжающий забирает с прежнего места жительства. «Новые вещи» приобретаются

непосредственно после переезда. Их роль состоит в том, чтобы удовлетворять бытовые (материальные) потребности индивидов. Второй тип можно обозначить как «символические вещи». Это предметы, удовлетворяющие духовные потребности индивида. Главная роль таких вещей - сделать неосвоенное пространство более обжитым, «своим». Здесь существенным является культурно-психологический фактор. В третью группу входят «чужие» вещи. Чаще всего этот тип вещей встречается в том случае, когда индивид проживает на съемной квартире. Это все те вещи, которые оставили хозяева квартиры и, в основном, они представлены предметами первой необходимости (мебель и техника). Они помогают удовлетворять собственно бытовые потребности. В отдельный тип можно выделить вещи «общего пользования». Это предметы, которыми пользуются члены семьи, несмотря на то, что проживают они раздельно.

В ходе проведенного исследования подтвердилось, что вещевое поведение во многом зависит от типа жилья (временное/постоянное), размеров жилой площади. Въезжая в съемную квартиру, люди стараются не обрастать вещами. Такое же поведение характерно и при нехватке жилого пространства. В связи с этим осуществляется выбор вещей - предпочтение отдается таким, которые не занимают много места, могут использоваться в разных функциях и легче транспортируются. В целом, молодые люди не боятся бытовой неустроенности и легко адаптируются к новому месту жительства.

Список литературы

Акопян К.З. Бытие вещи в культуре // Вещь в контексте культуры: материалы науч. конф. СПб., 1994. С. 11-13.

Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М.: Наука, 1964. 356 с.

Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1977. 400 с.

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-88. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. 223 с. Баранов А.А. Социологические проблемы жилища // Социологические проблемы жилища: сб. науч. сообщ. / под. ред. А.Г.Харчева. Л.: ЛенЗНИИЭП, 1969. С. 7-18.

Гурова О. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/316/687/1219/razdel_1.pdf

ХХ век: Эпоха. Человек. Вещь: сб. ст. / сост. О.М.Соснина, 2001. 266 с. Дейхина Е. От ремонта к созданию интерьера: преобразование персонального жилого пространства в советской и постсоветской России // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: сб. ст. Новосибирск, 2005. С. 77-92.

Долгой В.М. Городской образ жизни и жилая среда // Социальные проблемы жилища: сб. науч. сообщ. / под. ред. А.Г.Харчева. Л.: ЛенЗНИИЭП, 1969. C. 85-94.

Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало ХХ вв.). М.: Наука, 1971. 288 с.

Махлина С. Семиотика культуры повседневности. СПб.: Алетейя, 2009. 232 с. Народная культура в современных условиях. URL: http://www.riku.ru/ lib/narcult/nar-cult-raw.htm

Новый быт в современной России: гендерные исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повседневности: моногр. / под ред. Е.Здравомысловой, А.Роткирх, А.Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2009. 524 с.

Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения колхозной деревни // Труды Ин-та этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия. М., 1958. ТХЫ. 280 с.

Сулейманова О.А. Жилая среда и семейная культура: проблематика и направления исследований // Кольский Север в ХХ-ХХ1 вв.: культура, наука, история / ред. В.П.Петров, И.А.Разумова. Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2009. С. 77-89.

Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов. этнография. 1970. № 4. С. 3-17.

Травин И.И. Материально-вещная среда и социалистический образ жизни. Л., 1979. 118 с.

Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001. 215 с.

Шпаковская Л. Новый быт в современной России // Гендерные исследования повседневности: моногр. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2009. С. 222-261.

Сведения об авторе Сулейманова Олеся Анатольевна,

аспирант Кольского научного центра РАН

Suleymanova Olesya Anatolyevna,

Post-graduate of the Kola Science Centre RAS

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 364.2: 37 К.С.Казакова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Аннотация

Анализируются основные исследовательские подходы к трактовке понятия «образовательная среда». Показано, что при расширенном толковании понятие может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». Рассмотрены структура и различные типы образовательной среды.

Ключевые слова:

история образования, образовательная среда, образовательное пространство, социальная микросреда, культурно-образовательный уровень.

^S.Kazakova

EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MAIN RESEARCH APPROACHES

Abstract

In the article main research approaches to conceptual interpretation of educational environment are considered. To wide extent the concept can be applied to a person or a group which have to do with the system of education and present its peculiarity. Besides the structure and different types of educational environment are examined.

Key words:

history of education, educational environment, educational area, social microenvironment, cultural and educational level.

Проблема определения понятия

Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: базовых представлений о процессе обучения, профессиональных ценностей педагогического коллектива и учителя, представлений о качестве образования и роли семейного фактора. В данном контексте актуальны изучение и анализ опыта советской школы и современных образовательных практик. Социальный ракурс истории образования касается положения в обществе и социального самочувствия групп, вовлеченных в сферу культурного производства и воспроизводства: научной и творческой интеллигенции, работников образования и культуры. Проблемы становления и трансформации системы образования чрезвычайно актуальны для Кольского Севера, как региона с развитой научно-образовательной инфраструктурой, интеллигенцией. Культурно-образовательная среда региона представляет собой важнейшее условие его прогрессивного развития, а также поле социального взаимодействия различных групп населения.

Проблема изучения образовательной среды приобретает все более актуальное значение, тем не менее содержание понятия «образовательная среда» нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Активное использование данного понятия связано с исследованиями российских психологов в начале 1990-х годов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.