Научная статья на тему 'Статус ребенка в семейном праве Казахстана'

Статус ребенка в семейном праве Казахстана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / СТАТУС РЕБЕНКА / ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джандарбек Бауржан Абылкасымулы

В статье речь идет об основных правах ребенка, которые отражены в национальном законодательстве Казахстана. Сопоставление норм Конвенции о правах ребенка, посвященных, в частности, теме семейного воспитания детей, с соответствующими положениями законодательства Республики Казахстан позволяет сделать вывод о том, что эти нормы сформулированы в вышеуказанной Конвенции лишь в общей посылке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус ребенка в семейном праве Казахстана»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 5 Гуманитарные науки 2008

УДК 347.63

СТАТУС РЕБЕНКА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ КАЗАХСТАНА

Б.А. Джандарбек

Аннотация

В статье речь идет об основных правах ребенка, которые отражены в национальном законодательстве Казахстана. Сопоставление норм Конвенции о правах ребенка, посвященных, в частности, теме семейного воспитания детей, с соответствующими положениями законодательства Республики Казахстан позволяет сделать вывод о том, что эти нормы сформулированы в вышеуказанной Конвенции лишь в общей посылке.

Ключевые слова: правовой статус, статус ребенка, интересы детей, правовое положение ребенка, правосубъектность ребенка.

Права ребенка являются частью прав человека в обществе в целом. От того, насколько эффективно будут обеспечены права ребенка, зависит полноценное развитие и становление будущих поколений. Одинаково важны как текущее повседневное обеспечение прав ребенка, так и защита нарушаемых прав. Поэтому впоследствии, опираясь на проведенный в этом разделе анализ, мы рассмотрим процедурные и процессуальные аспекты защиты прав ребенка. Сейчас основной задачей является комплексное рассмотрение прав ребенка.

Правовой статус ребенка специфичен тем, что он так же обладает правами и законными интересами в соответствии с нормами различных отраслей законодательства, как и все остальные граждане, одновременно он наделяется спе-цифическми правами. Собственно эти права можно назвать сугубо семейными. Однако все остальные права ребенка также могут реализоваться лишь в семье либо в ходе правоотношений, связанных с осуществлением иных форм воспитания детей. Сам по себе правовой статус ребенка специфичен, поэтому особенностями отмечены и те его права, которые принадлежат, в общем-то, любому физическому лицу. Речь идет об осуществлении этих прав, степени реализации таких прав применительно к ситуациям вступления в правоотношения детей.

Говоря о правах детей в семье и их реализации, в первую очередь необходимо говорить о существующих потребностях детей. В отличие от прав взрослого населения права детей неразрывно связаны с обеспечением развития детей, их надлежащего воспитания, с привитием им необходимых социальных качеств. Поэтому и признается законодательно приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних [1]. В целом мы положительно относимся к существованию подобного принципа семейно-правового регулирования и в то же время считаем уместным изменение формулировки принципа, содержащейся в семейном праве. Можно говорить просто о приоритете прав ребенка в се-

мье. Слово «защита» ассоциативно наводит на мысль о том, что приоритет прав ребенка должен иметь место при их нарушении, при существующей конкуренции прав несовершеннолетних и взрослых трудоспособных членов семьи.

Потребности детей, их возникновение, изменение, развитие тесно связаны с условиями жизни общества, и поэтому они особая форма отражения этих условий. Для анализа потребностей детей в данном обществе следует анализировать саму систему общественных отношений, которая порождает данные потребности, а также способы и формы их удовлетворения.

Потребности, являясь фактором человеческого поведения, превращаются в интерес, это следующее звено направленности действий человека на удовлетворение своих потребностей. Потребность предшествует интересу, порождает его, без потребности интерес не возникнет. Потребности носят объективный характер, но для того, чтобы они могли быть реализованы, они должны быть осознаны как интерес. «Это сознательная направленность человека на удовлетворение потребности» [2, с. 19].

Интерес включает в себя не только потребности, но и пути, средства их удовлетворения. Интерес реализуется через деятельность, воплощающую единство цели и средств его достижения. С. Сабикенов пишет: «Интерес - это совокупность определенных объективно-необходимых и полезных для индивида, класса и других благ или выгод, порождаемых социальным положением и потребностями человека, способствующих его существованию и развитию как члена общества» [3, с. 27].

Особенность детей состоит в том, что они не могут в полной мере глубоко и адекватно осознавать свои интересы и вынуждены полагаться на взрослых людей, которые должны способствовать реализации их интересов. Поэтому в цивилизованной стране интересы детей являются приоритетными. Согласно Конвенции о правах ребенка дети имеют право на особую заботу и помощь. Семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех его членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Также предусмотрено, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» [4, с. 89].

В связи с этим выработаны определенные подходы в этому отношении: при стихийных бедствиях, военных действиях первая помощь всегда оказывается детям. Нарушение прав и интересов детей является отягчающими обстоятельствами. Интересы детей в праве всегда защищаются взрослыми людьми. Интересы детей осознаны и закреплены в качестве основополагающих в системе международных документов, к которым присоединилась Республика Казахстан. Это послужило толчком для развития национального законодательства в соответствии международными стандартами.

Как следует из сказанного выше, особенность интересов детей состоит в том, что до некоторого времени эти интересы не могут существовать отдельно от интересов родителей и лиц, осуществляющих их воспитание, опекунов. Однако неразрывность интересов детей и указанных лиц лишь внешняя, кажущая-

ся сторона. На самом деле дети являются обособленными субъектами правовых отношений, обладают собственными правами и интересами. Вследствие этого следует кардинально изменить подход к правам ребенка. Государство в максимальной степени должно способствовать ограждению прав детей от произвольного воздействия. Должно обеспечиваться как можно более стабильное пребывание детей в обществе в рамках семьи.

Всегда следует учитывать, что несовершеннолетние нуждаются в опеке со стороны взрослых и не могут осознать и выразить свои интересы так, как это делают взрослые. Например, право на судебную защиту дети имеют с 14 лет, но они защищают свои права при помощи родителей или иных законных представителей. Это имеет как позитивные, так и негативные стороны. У нас немало хороших семей, где интересы родителей полностью совпадают, неразрывны с интересами детей. В таких семьях родители обеспечивают права и интересы детей с точки зрения законодательства идеально. Какие бы высокие планки ни ставило законодательство, в таких семьях отношение к детям будет превосходить законодательные требования. Однако не исключены негативные факты -нарушение прав детей непосредственно в семье. Это может являться одним из проявлении бытового насилия, не исключена трудовая эксплуатация детей, могут иметь место другие нарушения его прав. Поэтому прогрессивными являются нормы, закрепленные в п. 2 ст. 59 Закона Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» (далее - ЗоБС РК). По действующему законодательству ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

«При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них или лицами, их заменяющими) обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими (опекунскими, попечительскими) правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд» [5, с. 214].

Таким образом, дело за практической реализацией прав, поэтому следует учитывать весь круг прав детей.

Еще одной особенностью правового положения детей является то, что они не сразу становятся носителями всех семейных прав и обязанностей, для этого они должны достичь определенного возраста. В частности, можно упомянуть право ребенка выражать мнение после достижения десятилетнего возраста. Конечно, и не достигнув десяти лет, он может выражать мнение, однако отсутствие обязанности лиц, вступающих в семейно-правовые отношения с ребенком, либо органов, разрешающих семейно-правовые споры не позволяет, говорить о полноценнном праве ребенка, не достигшего десяти лет, на выражение своего мнения.

В соответствии с п. 3 ст. 61 проекта Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», ребенок, получающий доходы с собственного труда, вправе участвовать в расходах по содержанию семьи, если он проживает у родителей [6]. В данном случае момент возникновения этого права связан с моментом возникновения полной или частичной трудовой правоспособности.

Имеет значение также фактическая реализация этого права несовершеннолетним на субъективно-правовом уровне.

Согласно ст. 30 Трудового Кодекса Республики Казахстан по общему правилу трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими шестнадцатилетнего возраста. «С письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен:

1) с гражданами, достигшими пятнадцати лет, в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении;

2) с учащимися, достигшими четырнадцатилетнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения;

3) с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию...» При этом выполнение работ также допускается в свободное от учебы время. Работа не должна причинять вред здоровью и нарушать процесс обучения [7]. Следует учесть, что распоряжение доходами от собственного труда будет также являться гражданско-правовыми сделками, поэтому их совершение требует учета норм ст. 22, 23 ГК РК [7].

Противоречие, связанное с наличием у детей собственных прав и интересов и неспособностью в некоторых случаях реализовывать их, разрешается деятельностью взрослых субъектов права, которые защищают интересы детей, -родителей, опекунов, попечителей, патронатных учреждений, государственных органов, государства.

В соответствии со ст. 18 Конвенции о правах ребенка в целях гарантии и содействия осуществлению прав детей, закрепленных в Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей [4].

Государство, наделяя всех людей одинаковыми правами, связывает возникновение реальной способности использовать их с развитием социально-психических качеств, определяя для этого различные возрастные пороги от 6 до 18 лет, то есть дифференцирует их по дееспособности и деликтоспособности. При этом критерием такой дифференциации являются интеллектуально-волевые качества человека. Даже дети старшего возраста ограничены в выражении своих интересов как в законодательном плане, так и фактически. С 16 лет они имеют право вступать в общественные объединения, с 18 лет - в политические партии.

Однако правоприменительных инструментов, позволяющих сделать осязаемыми для всех интересы детей, недостаточно. Сейчас необходимо обеспечить учет мнения детей. Должны быть научно обоснованные методики трактовки выражаемого детьми мнения. Определенные изменения на этот счет, естественно, потребуются и в законодательстве. Необходимо, чтобы и сами дети осозновали свои права.

О.Ю. Блохина считает, что в России приоритетность политики в интересах детей должна быть основана на следующих принципах:

• законодательное обеспечение прав ребенка;

• государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

• установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей жизни с учетом региональных различий данных показателей;

• ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

• государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей [8].

Сказанное в полной мере справедливо и для условий Казахстана. Поэтому необходимо определиться с тем, какой статус имеется у ребенка и как набор его прав следует признавать в той или иной ситуации. Хочется отметить, что отностительно правового статуса ребенка нет полной определенности. Хотя в Казахстане социально-экономические и политико-правовые реформы проведены в значительной мере, все равно сохраняется проблема надлежащего обеспечения прав отдельных слоев населения. В первую очередь, это социально менее защищенные слои, включая детей. Поэтому юридическое закрепление правового статуса несовершеннолетнего, нуждающегося в силу специфических психофизиологических особенностей в особой заботе со стороны государства и общества, становится весьма актуальным.

В соответствии с п. 1 ст. 52 ЗоБС РК, «ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия)». Такой подход соответствует международно-правовым нормам.

Правосубъектность ребенка удобно оценивать через призму правоотношений, в которые вступает, потенциально может вступить ребенок. Однако не всякое общественное отношение становится основой для правоотношения. Поэтому следует рассмотреть эволюцию понятия «общественные отношения» и его атрибутивные признаки. Данным понятием охватываются реальные взаимодействия в социальном пространстве людей (сторон), наделенных сознанием и волей и преследующих определенные цели. Общественное отношение в процессе своего формирования проходит ряд последовательных взаимосвязанных стадий:

• общественная связь;

• фактическое отношение;

• общественное отношение.

Цель общественной связи - соединить между собой двух и более субъектов формирующихся отношений. Объективное наличие этой связи заставляет субъектов еще до их вступления во взаимоотношение учитывать сам факт существования друг друга и соответственно корректировать свои действия. Фактическое отношение имеет своим содержанием удовлетворение определенных потребностей всех субъектов этого отношения или одного из них. Оно может строиться на самостоятельном императиве и автономном волеизъявлении сторон. Нередко возникновение такого отношения носит случайный характер.

Ребенок в некоторых случаях не участвует в правовых отношениях, причиной этого является то, что он зачастую не способен реализовать свои существующие интересы, также он не будет в состоянии адекватно контактировать со взрослым участником такого отношения. Вследствие этого ребенок, как правило, вступает не в общественные, а фактические отношения.

Если вести речь именно о правоотношениях, следует различать две возможные вариации. Во-первых, ребенок может не вступать (не иметь возможности вступить) в общественное отношение по субъективным причинам - из-за отсутствия у него необходимых для этого свойств и качеств. Следует особенно щепетильно относиться к этой ситуации. Недопустимо, чтобы ребенка необос-новано «зажали со всех сторон», закрепляя его неполноценный статус. В то же время следует быть чувствительным к тем ситуациям, когда «излишняя свобода» ребенка будет приводить к нанесению ущерба его правам и интересам.

Во-вторых, ребенок ограничивается в возможности вступления в правоотношения по объективным причинам, вследствие того что законодательные нормы, закрепляющие порядок взаимодействия сторон, не наделяют ребенка достаточным объемом правомочий. В таких случаях фактическими и юридическими представителями детей становятся их родители (или лица, их заменяющие) при совпадении интересов и тех и других. Права ребенка (как и права человека вообще) неотделимы от способов бытия и общественных отношений. Они являются нормативной формой предотвращения и преодоления противоречий, конфликтов и по своему существу нормативно формулируют условия и способы жизнедеятельности, являющиеся оптимальными для обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка не только как «автономного» индивида, но и как члена социальной группы, каковой может выступать, к примеру, та же семья [9]. Права ребенка связаны с удовлетворением его интересов как в имущественных, так и неимущественных областях.

Для определения правосубъектности ребенка важное значение имеет учет такого состояния личности, как социализация. Ею считается усвоение человеком в процессе общественного взаимодействия системы знаний, ценностей и норм того сообщества, к которому он принадлежит, усвоение индивидом в результате межличностного общения общих ценностей, обычных и иных норм.

С правовой точки зрения процесс социализации - это осознание ребенком своих правовых интересов и освоение методов их правового обеспечения. Поэтому до достижения ребенком определенного возраста и качеств психики интересы детей неразрывно связаны с интересами родителей. Вследствие этого интересы детей в законах также привязываются к интересам родителей. К примеру, это имеет место в международно-правовых актах об охране женщин и матерей до и после родов, декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах, в период вооруженных конфликтов и других.

Summary

B.A. Djandarbek. Status of a Child in Kazakhstan Family Law.

This article is dedicated to the questions of basic child rights, which are reflected in national legislation of Republic of Kazakhstan. Comparison of the norms of Child rights Convention on children’s family education with corresponding norms of Republic of Kazakhstan legislation allows concluding that the norms of Convention are formulated only in common meaning.

Key words: legal status, status of child, interests of children, legal position of child, legal personality of child.

Литература

1. Закон Республики Казахстан О браке и семье от 17 января 1998 года // Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. - Алматы: Юрист, 2007. -

I электрон, опт. диск (CD-ROM).

2. Сабиров Х.Б. Человек - социологическая проблема. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1972. -267 с.

3. Сабикенов С. Право и социальные интересы в социалистическом обществе (теоретические проблемы взаимодействия): Автореф. ... д-ра юрид. наук. - Алма-Ата, 1986. - 39 с.

4. Конвенция о правах ребенка, подписанный в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 // Международное законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. - Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ).

5. Общая теория государства и права: в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2002. - Т. 2. - 518 с.

6. Проект Кодекса РК О браке (супружестве) и семье // Казахстанская правда. - 2007. -

II сент.

7. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года // Законодательство: правовой справочник [Электронный ресурс]. - Алматы: Юрист, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

8. Блохина О.Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. - 2004. - № 8. - С. 75-82.

9. Борисова Н.Е. Ювенальная юстиция в России: проблемы становления. - М.: Манускрипт, 1998. - 135 с.

Поступила в редакцию 15.02.08

Джандарбек Бауржан Абылкасымулы - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и гражданского процесса Казахского национального университета им. аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан.

E-mail: mishely@mi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.