Научная статья на тему 'СТАТУС ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ С 21 ВЕКА'

СТАТУС ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ С 21 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КИТАЙСКИЕ СМИ / ОБРАЗ СТРАНЫ / ОБРАЗ РОССИИ / МЕДИАДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хоу Цзялэ, Дай Сяоянь

В настоящее время, в связи с началом российско-украинского конфликта и экономическими санкциями со стороны западных стран, России срочно необходимо улучшить свой национальный имидж. В этой статье были проанализированы исследования китайских и российских ученых об образе России в китайских СМИ и выявлены недостатки существующего исследования: 1. Сравнительное исследование образа России в китайских СМИ основано на более коротком периоде времени; 2. В контексте новых изменений в современном мире все еще существуют пробелы в существующих исследованиях до и после вспышки эпидемии пневмонии новой короны, до и после вспышки российско-украинского конфликта, а также в сравнительном анализе образа России в средствах массовой информации разных стран; 3. Все еще существуют недостатки в исследованиях образа России в фильмах, телесериалах, на радио и в книгах; 4. Исследование причин стереотипов и негативных оценок России в китайских СМИ и поиск решений все еще ожидают участия ученых-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF STUDYING THE IMAGE OF RUSSIA IN THE CHINESE MEDIA FROM THE 21ST CENTURY

Nowadays, with the outbreak of the Russia-Ukraine conflict and economic sanctions from Western countries, Russia urgently needs to improve its national image. This paper compares the studies on Russia's image in Chinese media by Russian and Chinese scholars and identifies the shortcomings of existing studies: 1. comparative studies on Russia's image in Chinese media are based on a relatively short period of time; 2. there are gaps in the comparative analysis of Russia's image in movies, TV dramas, radio and books in the light of the new changes in the world today, before and after the outbreak of the new pneumonia epidemic, before and after the outbreak of the Russian-Ukrainian conflict, and in the media of different countries; 3. There are still gaps in the comparative analysis of the image of Russia in movies, TV dramas, radio broadcasts and books; 4. Research on the causes and solutions of the stereotypes and negative evaluations in the Chinese media is still waiting to researchers.

Текст научной работы на тему «СТАТУС ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ С 21 ВЕКА»

Сведения об авторе:

Бободжанова Назира Иномджановна, начальник центра дистанционного обучения, старший преподователь кафедры технология легкой промышленности и текстиля Политехнического института Таджикского технического университета имени акад. М.Осими (Таджикистан, Худжанд) About the author:

Bobojanova Nazira Inomjanovna, head of the center of distance tuition, senior lecturer of the department of technology of light industry and textiles under the Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after acad M.Osimi (Tajikistan, Khujand)

СТАТУС ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ С 21 ВЕКА

Хоу Цзялэ, Дай Сяоянь

Китайского нефтяного университета

В настоящее время вспышка российско-украинского конфликта, экономические санкции со стороны западных стран и многочисленные сомнения в международном сообществе - все это привело к тому, что Россия потеряла хорошие внешние условия для улучшения своего национального имиджа. Ранее российское правительство предприняло ряд мер и стратегий, направленных на улучшение национального имиджа России и изменение негативного впечатления о России в мире. Под руководством Путина Россия пережила десятилетия процветания. Однако нынешняя нестабильность международной ситуации и санкции западных стран оказали большое влияние на экономику России. России срочно необходимо улучшить свой национальный имидж, чтобы расширить международную торговлю и иностранные инвестиции, активно привлекать здоровые инвестиции в Россию и быстрее избавиться от экономического спада [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Более того, некоторые ученые отмечают, что нынешние факты восприятия Китаем России в основном обусловлены ее формированием западными странами, такими как Соединенные Штаты. Это дуалистическое формирование всегда просто описывало Россию как противоположность Соединенным Штатам и его интересам. Это сильно повлияло на понимание Китаем сложности России [Ошибка! Источник ссылки не найден.], но в то же время это также дает России возможность улучшить свой национальный имидж в Китае в будущем. В этой статье анализируются исследования китайских и российских ученых об образе России в китайских СМИ и делается попытка выявить недостатки существующих исследований.

1. Сравнительное исследование имиджа России

Ученые часто используют методы сравнительного анализа при анализе образа России в китайских СМИ. Посредством сравнения разных лет, различных типов средств массовой информации и взаимных репортажей китайских и российских СМИ исследуются сходства и различия в образе России, сформировавшемся при различных обстоятельствах.

В 2007 году Кэ Хуэйсинь, Чжэн Чунли и Ву Янь сравнили связанные с Россией репортажи «Российского года» и «не Российского года» в статье «Образ российского государства в китайских СМИ - на примере контент-анализа <China Youth Daily>» и вывод: В «Год России» общее количество отчетов, связанных с Россией, увеличилось, увеличилась доля положительных отчетов, а отчеты о связанных политических изображениях были более позитивными [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В 2018 году Семенюк Анастасия использовала теорию дискурсивного анализа в «Сравнении формирования имиджа других стран средствами массовой информации в международной коммуникации: анализ взаимного освещения Олимпийских игр 2008 и 2014 годов между Китаем и Россией», чтобы сравнить и проанализировать взаимное освещение Олимпийских игр между двумя странами китайскими и российские СМИ. Исследование показало, что: китайские СМИ уступают российским СМИ с точки зрения свободы и являются более строгими; и по сравнению с нейтральной эмоциональной окраской российских СМИ, освещающих Олимпийские игры в Пекине, освещение китайскими СМИ зимних Олимпийских игр в Сочи имеет более позитивную эмоциональную окраску; китайские СМИ более охотно сообщают о китайских игроках, в то время как российские СМИ более склонны сообщать о событии в целом. Семенюк Анастасия в ходе исследования обнаружила, что в освещении российских Олимпийских игр основными китайскими

СМИ не было особо резких негативных слов, а освещение российских Олимпийских игр было в основном положительным [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В 2021 году Чжуо Маньмань провел исследование по использованию методов контент-анализа в репортажах People's Daily и Sina Weibo о Путине с 2009 по 2020 год в «Исследования образа российского лидера Владимира Путина в зеркальном отражении китайских СМИ». Исследование показало, что формирование имиджа Путина People's Daily и Sina Weibo в целом нейтрально и имеет тенденцию быть позитивным. «Жэньминь жибао» уделяет больше внимания политической роли Путина в развитии китайско-российских отношений, в то время как Sina Weibo уделяет больше внимания внешности Путина, личности, семейной жизни и другим личностным характеристикам [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В ответ на имидж Путина как лидера, Н. Н. Кошкарова и И. О. Мукушев в 2021 году в «Образ России в китайских СМИ» также показали, что важной фигурой, влияющей на формирование имиджа России в китайских СМИ, является президент России Владимир Путин. Помимо того, что китайские СМИ обращают внимание на дружеские отношения между Путиным и Си Цзиньпином, они часто обращают внимание на личные характеристики президента Путина, формирующего образ мудрого правителя, дружественного Китаю, уважающего русские народные традиции и заботящегося о здоровье страны [6]. Путин представляет Россию и внес огромный вклад в формирование имиджа России.

В 2022 году Цуй Синьюй использовал комбинацию количественной статистики и качественного анализа в «Сравнительном исследовании имиджа страны-противника в основных средствах массовой информации Китая и России 2019-2021», чтобы сравнить имидж страны-противника в основных средствах массовой информации Китая и России. Исследование показало, что основные китайские СМИ больше обеспокоены экономическим развитием России, в то время как основное внимание российских СМИ к Китаю более сбалансировано [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Все существующие сравнительные исследования образа России в китайских СМИ основаны на более коротком периоде времени. Удлинение сроков исследования или выбор большего количества СМИ для сравнения может показать более очевидное сравнение образа России. Также стоит отметить, что независимо от того, что это за китайские СМИ, в определенной степени они основаны на существующей российской имиджевой конструкции для вторичного распространения, и вторичное распространение не обязательно эквивалентно результату первого распространения [5]. Новые МЕДИА играют все большую роль в формировании национального имиджа и национального общественного мнения. Сравнительное исследование текстовых категорий китайского и российского политического дискурса ждет своих исследователей [8]. Кроме того, в контексте новых изменений в современном мире все еще существуют пробелы в существующих исследованиях, таких как до и после вспышки эпидемии пневмонии новой короны, до и после вспышки российско-украинского конфликта, а также сравнительный анализ имиджа России в средствах массовой информации разные страны.

2. Изменения в имидже России

Все существующие сравнительные исследования образа России в китайских СМИ основаны на более коротком периоде времени.

Сюй Хуа в 2008 году в «Национальном имидже России сегодня» сказал, что, когда стратегия имиджа России была заблокирована на Западе, ее имидж в Китае превратился из «старшего брата» в «стратегического партнера по сотрудничеству», а ее дружественный имидж был сохранен и укреплен [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В 2017 году Ян Цин дополнительно изучил изменения в имидже России в «Трансформация имиджа России в Китае с конструктивистской точки зрения» и обобщил образ России в китайских СМИ за последние сто лет по трем характеристикам: трансформация взлетов и падений; общий имидж в основном положительный; образ «Старшего брата» глубок и преувеличен. В то же время Ян Цин резюмировал причины трех основных характеристик. Трансформация образа России в китайских СМИ была сформирована построением связей в международной системе китайско-американо-российских отношений, поэтому она имеет характеристики взлетов и падений.И из-за доминирования общих интересов Китая и России был создан общий позитивный национальный имидж Китая и России.Образ «старшего брата» Советского Союза был создан благодаря таким факторам, как идентичность и культурное эхо в особых ситуациях. Эти образы полностью представлены в китайских СМИ. Они являются воплощением взаимодействия двусторонних отношений между Китаем и Россией в международной системе, а также эволюцией и реконструкцией взаимной идентичности в условиях изменения концепций [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В существующих исследованиях меньше внимания уделяется изменениям в имидже России в Китае, особенно изменениям в имидже России в китайских СМИ. В современную информационную

эпоху средства массовой информации играют все более важную роль в распространении национального имиджа. Изучение изменений в национальном имидже поможет понять имидж России в Китае в целом.

3. Образ России в особый период

После украинского кризиса ученые стали уделять больше внимания изучению образа России в китайских СМИ во время украинского кризиса, пытаясь прояснить позицию и отношение Китая посредством изучения медийного дискурса.

О. И. Калинин в статье «Политический имидж России в СМИ КНР: к вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине» в 2015 году Калинин использовала методы контент-анализа статей, опубликованных несколькими ведущими информационными интернет-компаниями Китая в апреле 2014 года, для изучения освещения китайскими СМИ событий на Украине и политического имиджа России в китайских СМИ. О. И. Калинин считает, что китайские официальные лица занимают выжидательную позицию в отношении украинского инцидента.Политический имидж России в китайских СМИ стал ближе к нейтральному [11]. Некоторые ученые считают, что на самом деле это скорее позитивно, чем нейтрально. Е.А.Попова и Е.Н. Гурьянова изучали образ России в китайских СМИ во время украинского кризиса в «Имидж России в китайских средствах массовой информации во время кризиса в Украине» в 2021 г. Их исследование показывает, что Китай склонен не высказывать свое мнение напрямую по вопросу украинского кризиса, а выражать позитивные мнения другими способами [12].

Теперь конфликт между Россией и Украиной также вступил в новую стадию. В этот особый период, каков образ России в китайских СМИ, а также позиция и отношение основных китайских СМИ? К этому исследованию также могут присоединиться ученые.

4. Позитивная оценка имиджа России

Исследования многих ученых в стране и за рубежом показали, что образ России в китайских СМИ позитивен в целом.

Ван Пин В статье «Особенности освещения российско-китайских отношений в СМИ КНР» за 2021 год на основе анализа китайских газет компоненты, составляющие национальный имидж России, суммируются следующим образом: великая страна, военная мощь, страна с развитой секретной службой, воплощение Советского Союза и страна на руинах Советского Союза. Для Китая это источник политического, национального, этнического и культурного опыта [13].

Что касается отношений между двумя странами, Чэнь Ци проанализировал экспертные оценки основных китайских СМИ и наиболее распространенных популярных блогеров в «Образ России в китайских СМИ» в 2020 году и обнаружил, что китайско-российские отношения в китайских СМИ носят позитивный характер и в то же время оптимистичны в отношении дальнейшее развитие китайско-российских отношений [14]. Китайско-российские отношения не только оцениваются положительно, китайские СМИ также описывают Россию как союзника и партнера. Н. Н. Кошкарова и И. О. Мукушев заявили в «Образ России в китайских СМИ» в 2021 году, что сообщения китайских СМИ сформировали образ России как сильного стратегического союзника, военной державы и союзника, который работает с Китаем, чтобы противостоять угрозам Соединенных Штатов и НАТО [15]. Исследование Гао Ивэнь в 2022 году также продолжает эту точку зрения. В «Современнйй образ США и России в китайских медиа» предлагается, чтобы большинство материалов в китайских СМИ изображали Россию как стратегического союзника с сильным военным потенциалом и важного геополитического союзника против угроз Соединенных Штатов и НАТО [16].

Кроме того, Анастасия Коршунова также предложила ключевой фактор, влияющий на восприятие позитивного имиджа России - медийную коммуникацию. В 2019 году она использовала методы анкетирования и статистического анализа в статье «Использование социальных сетей в Китае и восприятие имиджа в России», чтобы проанализировать взаимосвязь между использованием социальных сетей в Китае и восприятием имиджа в России. Исследования показали, что чем больше китайцы уделяют внимания российским новостям и информации в социальных сетях, тем больше это влияет на позитивное восприятие российской политики и китайско-российских отношений. Следовательно, в определенной степени, чем больше позитивной информации о России распространяется в китайских СМИ, тем больше китайских пользователей социальных сетей сформируют более позитивную оценку российской политики, культуры, общества и образа отношений между двумя странами [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

С началом новой эпидемии имидж России в китайских СМИ также значительно расширился. Го Лицзннь и Гаан Цзуууйй указали в «Россия в официальной прессе Китая: новостной дискурс «Жэньминь Жибао»» в 2022 году, что сотрудничество между лидерами двух стран сыграло позитивную роль в совместной защите двух стран от нового коронавируса. Китайские государственные СМИ не только просто описали Россию как соседняя страна, но и в особые

периоды. Изображать Россию как партнера Китая в борьбе с западными странами и эпидемией нового коронавируса [18].

5. Негативная оценка имиджа России

При изучении образа России в китайских СМИ некоторые ученые акцентируют внимание на стереотипах и негативных оценках России в китайских СМИ.

Шушарина Г.А. И Матвеев Н.А. В 2016 году в «РепрезЕнтацИя образа ДальНего Востока России в китайских СМИ» были проанализированы статьи о развитии Дальнего Востока в китайских СМИ. Их анализ показывает, что Дальний Восток - это в основном негативный образ в китайских СМИ, который сильно повлиял на экономическое, культурное и политическое развитие Дальнего Востока [19].

Анастасия Коршунова также заявила в 2019 году, что неизбежно будут негативные отзывы об имидже России. Это явление чаще встречается среди групп пользователей блога. Видно, что образ России в глазах китайцев сегодня также противоречив [17].

После того, как Ван Цзоошэн провел исследование и анализ образа России в китайских фильмах в «Образе России в китайских фильмах» в 2021 году, он обнаружил, что лишь в нескольких китайских фильмах создан более трехмерный и глубокий образ России. В фильмах на главную тему, литературных и художественных фильмах, а также коммерческих фильмах образ России в целом разделен и противоречив [20]. Анастасия Коршунова также отметила, что для того, чтобы лучше улучшить имидж России в сердцах молодых китайцев, российское правительство должно продвигать выдающиеся российские фильмы, сериалы, анимацию и другие культурные продукты на медиаплатформах [17].

А. В. Муравьев в 2022 году в «Когнитивные особенности формирования имиджа России в интернет-сми Китая», проанализировав и изучив самые популярные публикации СМИ в Китае, был сделан вывод, что в китайских СМИ также есть примеры: подчеркивающие аскетизм и независимость русского народа, а также характеристики энтузиазма и доброта, и сравнение России с холодом и алкоголем. Стереотипы, которые прочно связаны друг с другом, и т.д. [21].

6.Недостатки и предложения существующих исследований

Исследования многих ученых показали, что общий образ России в китайских СМИ является позитивным.Сейчас, в новый исторический период, это также означает, что существуют определенные пробелы и новые направления исследований в изучении имиджа России.

Что касается методов исследования, ученые используют методы анализа текста для изучения сообщений китайских СМИ и любят использовать сравнительные методы для изучения сходств и различий в формировании имиджа.Однако все существующие сравнительные исследования образа России в китайских СМИ основаны на относительно коротком периоде времени, и в контексте новых изменений в современном мире все еще существуют пробелы в существующих исследованиях до и после вспышки эпидемии пневмонии новой короны, до и после начала российско-украинского конфликта и сравнительный анализ образа России в СМИ разных стран.

При выборе китайских СМИ большинство ученых выбрали китайские официальные СМИ, а некоторые ученые выбрали новые СМИ, такие как Weibo.Однако в исследованиях образа России в фильмах, телесериалах, на радио и в книгах по-прежнему имеются недостатки.

В образе России, формируемом китайскими СМИ, исследования многих ученых показали, что он в целом позитивен, но неизбежно присутствуют некоторые стереотипы. Исследование причин и путей решения этих негативных оценок все еще ждет, когда ученые присоединятся к нему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лю Сяоинь, Развитие мягкой силы России и улучшение ее национального имиджа // Социальные Науки. - 2015. - № 2.

- С. 31-38.

2. Сюй Цзя, Спутник как спутник, информационное агентство и вакцина - исследование с точки зрения построения российского национального имиджа // Университет журналистики. - 2021. - № 12. - С. 108-119.

3. Кэ Хуэйсинь, Чжэн Чунли, Ву Янь, Образ российского государства в китайских СМИ - на примере контент-анализа «China Youth Daily» // Современная коммуникация (Журнал Коммуникационного университета Китая). - 2007. - № 5.

- С. 31-34.

4. Семенюк Анастасия, Сравнении формирования имиджа других стран средствами массовой информации в международной коммуникации: анализ взаимного освещения Олимпийских игр 2008 и 2014 годов между Китаем и Россией. // Чжэцзянский университет - 2018.

5. Чжуо Маньмань, Исследования образа российского лидера Владимира Путина в зеркальном отражении китайских СМИ // Научный университет Хуачжун - 2021.

6. Кошкарова, Н. Н. Образ России в китайских СМИ / Н. Н. Кошкарова, И. О. Мукушев // Политическая лингвистика. -2021. - № 3(87). - С. 87-100.

7. Цуй Синьюй, Сравнительном исследовании имиджа страны-противника в основных средствах массовой информации Китая и России 2019-2021 // Харбинский технологический университет - 2022.

8. Калинин, О. И. Политический имидж России в СМИ КНР: к вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине / О. И. Калинин // Политическая лингвистика. - 2015. - № 1(51). - С. 98-103.

9. Сюй Хуа, Национальном имидже России сегодня // Российские исследования Центральной Азии и Восточной Европы. - 2008. - № 2. - С. 9-16.

10. Ян Цин, Трансформация имиджа России в Китае с конструктивистской точки зрения // Новое видение. - 2017. - № 3. -С. 116-122.

11. Калинин, О. И. Политический имидж России в СМИ КНР: к вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине / О. И. Калинин // Политическая лингвистика. - 2015. - № 1(51). - С. 98-103.

12. Popova, E. A. The image of Russia in the Chinese media during the Ukrainian crisis / E. A. Popova, E. N. Gur'yanova // Professional and personal student development in a foreign language environment : Сборник статей по материалам студенческих научных семинаров, Москва, 19-23 октября 2020 года / Под редакцией О.В. Павленко. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2021.

13. Ван, П. Особенности освещения российско-китайских отношений в СМИ КНР / П. Ван // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. - С. 2110-2126.

14. Чэнь, Ц. Образ России в китайских СМИ / Ц.Чэнь // Культура и цивилизация. -2020. - Т. 10. - № 2-1. - С. 22-28.

15. Кошкарова, Н. Н. Образ России в китайских СМИ / Н. Н. Кошкарова, И. О. Мукушев // Политическая лингвистика. -

2021. - № 3(87). - С. 87-100.

16. Гао Июнь. Современный образ США и России в китайских медиа / Гао Июнь // Мир науки, культуры, образования. -

2022. - № 3(94). - С. 351-353.

17. Анастасия Коршунова, Использование социальных сетей в Китае и восприятие имиджа в России // Чжэцзянский университет - 2019.

18. Го, Л. Россия в официальной прессе Китая: новостной дискурс «Жэньминь Жибао» / Л. Го, Ц. Чжан // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2022. - Т. 41. - № 2. - С. 193-204.

19. Шушарина, Г. А. Репрезентация образа Дальнего Востока России в китайских СМИ / Г. А. Шушарина Н. А. Матвеев // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 6. - № 12. - С. 161-163.

20. Ван Цзоошэн, Образе России в китайских фильмах // Новый фильм. - 2021. - № 5. - С. 54-61.

21. Муравьев, А. В. Когнитивные особенности формирования имиджа России в интернет-СМИ Китая / А. В. Муравьев // Филологическое образование и современный мир: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Чита, 08 апреля 2022 года. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. - С. 53-57.

СТАТУС ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ С 21 ВЕКА

В настоящее время, в связи с началом российско-украинского конфликта и экономическими санкциями со стороны западных стран, России срочно необходимо улучшить свой национальный имидж. В этой статье были проанализированы исследования китайских и российских ученых об образе России в китайских СМИ и выявлены недостатки существующего исследования: 1. Сравнительное исследование образа России в китайских СМИ основано на более коротком периоде времени; 2. В контексте новых изменений в современном мире все еще существуют пробелы в существующих исследованиях до и после вспышки эпидемии пневмонии новой короны, до и после вспышки российско-украинского конфликта, а также в сравнительном анализе образа России в средствах массовой информации разных стран; 3. Все еще существуют недостатки в исследованиях образа России в фильмах, телесериалах, на радио и в книгах; 4. Исследование причин стереотипов и негативных оценок России в китайских СМИ и поиск решений все еще ожидают участия ученых-исследователей.

Ключевые слова: средства массовой информации; китайские СМИ; образ страны; образ России; медиадискурс.

STATUS OF STUDYING THE IMAGE OF RUSSIA IN THE CHINESE MEDIA FROM

THE 21st CENTURY

Nowadays, with the outbreak of the Russia-Ukraine conflict and economic sanctions from Western countries, Russia urgently needs to improve its national image. This paper compares the studies on Russia's image in Chinese media by Russian and Chinese scholars and identifies the shortcomings of existing studies: 1. comparative studies on Russia's image in Chinese media are based on a relatively short period of time; 2. there are gaps in the comparative analysis of Russia's image in movies, TV dramas, radio and books in the light of the new changes in the world today, before and after the outbreak of the new pneumonia epidemic, before and after the outbreak of the Russian-Ukrainian conflict, and in the media of different countries; 3. There are still gaps in the comparative analysis of the image of Russia in movies, TV dramas, radio

broadcasts and books; 4. Research on the causes and solutions of the stereotypes and negative evaluations in the Chinese media is still waiting to researchers.

Keywords: media; Chinese media; image of the country; image of Russia; media discourse.

Сведения об авторах:

Хоу Цзялэ, студент Факультета иностранных языков Китайского нефтяного университета;

Дай Сяоянь, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы институты иностранных языков Китайского нефтяного университета (Восточный Китай)

About authors:

Hou Jiale, student at the Faculty of Foreign Languages, China University of Petroleum;

Dai Xiaoyan, Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Institute of

Foreign Languages, China University of Petroleum (East China)

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Мухиддинова Р. К

Таджикский технический университет имени М. Осими

История формирования садово-парковой архитектуры средневековых городов -это почти вся территория Средней Азии в IX-X века. Это было одним из внушительных историко-культурных регионов Центральной Азии.

В эпоху античности (например, Сасанидский Иран, в составе которого началось формирование таджикского языка и культуры) устраивали искусно распланированные и благоустроенные сады и парки, часто с выразительными по архитектуре дворцовыми постройками и павильонами (например, так называемые персидские сады-парадизы).

Искусство садов и парков является неотъемлемой частью искусственной среды обитания, это великое социальное богатство, созданное человечеством с древнего мира по законам природы, перспективы и теории цвета с использованием природных материалов, которые помогают создавать иное величие[1, с. 129]. Садово-парковое искусство Средней Азии было исследовано и отражено в статьях лишь нескольких отечественных ученых. Наиболее ранними и значительными из них были статьи и разделы монографии Г.А. Пугаченковой[2, с. 143], где ярко и обстоятельно представлены в основном архитектурные традиции садов-чарбагов эпохи Темуридов в окрестностях Самарканда и Герата.

Впоследствии о садово-парковой архитектуре городов Средней Азии писали М.С.Тахтаходжаева, Д.А.Назилов, а также молодые исследователи Узбекистана периода Независимости[3, с.19]. О чарбагах Бухары впервые стала писать М.А.Юсупова[4, с.48]. В XIV-XV вв. особого внимания заслуживал так называемый «чорбаг» (чарбаг), четко распланированный регулярный сад. Дословный перевод с языка персов «чорбог» переводится, как «четырех-членный сад». Основной вид планировки таких садов был характерен его разделением на четыре ровных частей. Словами Г.А.Пугаченковой, «...Система планировки чарбага раскрыты в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат». Он был составлен в городе Герате и посвящен Алишеру Навои. В этом трактате как бы синтезированы успехи агротехнической культуры и садово-парковое строительство XVb.»[5, с.4]. Чарбагу была посвящена отдельная глава. Ещё есть и другие принципы парко - строения, где написал узбекский ученый У. Алимов[6, с.42].

Особенность постройки Чорбог была заключена в принципах ориентации по четырем сторонам света. Имела в плане прямоугольную или квадратную форму, вокруг которого была рассада тополей. Иморат- как он и назывался, был построен уже в глубине сада. Чинари, тутовники окружали иморат, а чарчаманы - являлись основным украшениям сада. Имелась небольшая площадь с мощеной дорожкой так называемый «пешгох» с басейном и клумбами из пион.

Согласно письменным источникам, в XIV веке в Самарканде были известны созданные при Тимуре загородные сады, созданные по стилю «чарбаг». Назывались они так: «Сад - узор мира»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.