Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА В 2000-2021 ГГ.'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА В 2000-2021 ГГ. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж страны / масс-медиа / медиадискурс / СМИ / китайские СМИ / транформацмя образа / образ США и РФ / image of country / mass media / media discourse / media / Chinese media / image transformation / image of USA and Russian Federation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гао Ивэнь

Статья посвящена изучению средств трансляции образа одной страны или культуры в рамках другого национально-культурного сообщества. В исследовании рассмотрены основные теоретико-методологические изыскания категории имидж государства и его влияние на мировую политику через использование инструментария формирования геополитического образа в международных отношениях в начале ХХI ст., когда западными исследователями стали формироваться имиджевые концепции. В статье проведен анализ мультидисциплинарных исследований, посвященных разнообразным проблемам формирования международного имиджа государства на примере вырабатывания образа США и России в масс-медиа КНР. Автор делает вывод о том, что что имиджем государства является представление о стране в основных областях ее жизнедеятельности: политической, экономической, социальной, научной, культурной, спортивной. В значительной степени на формирование имиджа страны оказывает влияние внешняя политика государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF THE USA AND RUSSIA IN THE CHINESE MASS MEDIA IN 2000-2021

The article is dedicated to a study of the means of transmitting the image of one country or culture within another national-cultural community. The paper considers the main theoretical and methodological studies of the category of the image of the state and its influence on world politics through the use of tools for the formation of a geopolitical image in international relations at the beginning of the 21st century, when image concepts began to be formed by Western researchers. The article analyzes multidisciplinary studies devoted to various problems of the formation of the international image of the state on the example of developing the image of the United States and Russia in the China mass media. The author concludes that the image of the state is the idea of the country in the main areas of its life: political, economic, social, scientific, cultural, sports. To a large extent, the formation of the country’s image is influenced by the state’s foreign policy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА В 2000-2021 ГГ.»

анализа отношениям Китая, РФ и США. С этой целью Международным мозговым центром «Феникса» на сайте создан специальный раздел «Китай - Америка -Россия», где осуществляется глубокая аналитическая работа по анализу новейших изменений и возможных перспектив формирования проекта «Троецарствия» в современных международных отношениях. Например, анализируя внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения с США, китайский ресурс China.org.cn встает на российскую сторону, отмечая, что Запад чрезмерно демонизирует образ России, так как Западу не нравится тенденция стремления России к самостоятельности и самодостаточности [11].

Международное радио Китая и его интернет-ресурс CRI Online в большей степени публикует новостные материалы, стремясь избегать аналитических комментариев. Так как этот ресурс является официальным СМИ КНР, он озвучивает мнение и идеи китайского правительства, в том числе в отношении Российской Федерации. При этом китайский радиоканал акцентирует внимание

Библиографический список

на активном сотрудничестве РФ и КНР в политической, экономической и оборонной сферах [4].

Таким образом, изучение репрезентации образа одной страны в пределах иного цивилизационного и национально-культурного сообщества важно осуществлять в рамках имагологических исследований, направленных на изучение социальных и политических стереотипов, этностереотипов, национальных образов, образов, их восприятие иными социально-культурными системами. На основе нашего исследования можно убедиться, что большинство материалов, доступных в китайских СМИ, формируют положительный образ России как мощного стратегического союзника с крупным военным потенциалом, самодостаточной нацией, исторически культурно богатым народом; важным геполитическим союзником Китая в вопросе паритетного противостояния существовавших или существующих угроз со стороны США и НАТО, к которым КНР относится достаточно объективно осторожно.

1. Будрина Н.О., Фотиева И.В. Геополитические стратегии Китая в русскоязычных китайских изданиях. Сборник научных работ. 2018: 104 - 113.

2. Ван С., Конев Е.Ф. Первая англоязычная газета Китая. Журналистика - Медиалогия - Наставничество. 2021: 27 - 31.

3. Венидиктов С.В. Коммуникационная политика Китая - «управляемая информационная открытость». Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020; № 19: 35 - 42.

4. Интерпретация эксперта: каким будет китайско-российское военное сотрудничество после визита Путина в КНР? Международное радио Китая. ИноСМИ. Available at: https://inosmi.ru/military/20160705/237079208.html

5. Лин Ф., Тянэньцзы X. «Жэньминь Жибао» - онлайн как новый формат издания. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020; № 1: 106 - 108.

6. Линчжи Л. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «один пояс-один путь»: медийный дискурс. Вестник Воронежского государственного университета. 2018; № 1: 106 - 109.

7. Лю Ч. Коммуникационные стратегии международного радио Китая на русском языке в цифровую эпоху. Коммуникации в эпоху цифровых изменений. 2020: 119 - 121.

8. Ткачева Н.В. Национальные медиа как инструменты продвижения мягкой силы Китая. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019; № 6: 94 - 128.

9. Харитонова Т. А. Становление редакционной политики «Радио Пекин». Проблемы современного радиовещания. 2019; 154 - 159.

10. Цинь Ц. Взаимодействие в сфере медиа как способ формирования позитивного имиджа Китая в странах ЕАЭС. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020; № 3: 135 - 145.

11. Цянь Ц. Формирование имиджа России в китайских СМИ (на основе анализа репортажей «Жэньминь Жибао». Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2021; Т. 3, № 29: 67 - 70.

12. Чжао Ч. Вечный бой России и США: длинный и трудный путь к примирению. Международное радио Китая. ИнoСМИ.Available at: https://inosmi.ru/politic/20171125/240829568. html

13. Guangming Zhibao. Available at: http://russian.people.com.cn/ References

1. Budrina N.O., Fotieva I.V. Geopoliticheskie strategii Kitaya v russkoyazychnyh kitajskih izdaniyah. Sborniknauchnyh rabot. 2018: 104 - 113.

2. Van S., Konev E.F. Pervaya angloyazychnaya gazeta Kitaya. Zhurnalistika - Medialogiya - Nastavnichestvo. 2021: 27 - 31.

3. Venidiktov S.V. Kommunikacionnaya politika Kitaya - «upravlyaemaya informacionnaya otkrytost'». Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. 2020; № 19: 35 - 42.

4. Interpretaciya 'eksperta: kakim budet kitajsko-rossijskoe voennoe sotrudnichestvo posle vizita Putina v KNR? Mezhdunarodnoe radio Kitaya. InoSMl. Available at: https://inosmi. ru/military/20160705/237079208.html

5. Lin F., Tyan'en'czy H. «Zh'en'min' Zhibao» - onlajn kak novyj format izdaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. 2020; № 1: 106 - 108.

6. Linchzhi L. «Myagkaya sila» Kitaya v realizacii iniciativy «odin poyas-odin put'»: medijnyj diskurs. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1: 106 - 109.

7. Lyu Ch. Kommunikacionnye strategii mezhdunarodnogo radio Kitaya na russkom yazyke v cifrovuyu 'epohu. Kommunikacii v 'epohu cifrovyh izmenenij. 2020: 119 - 121.

8. Tkacheva N.V. Nacional'nye media kak instrumenty prodvizheniya myagkoj sily Kitaya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2019; № 6: 94 - 128.

9. Haritonova T.A. Stanovlenie redakcionnoj politiki «Radio Pekin». Problemy sovremennogo radioveschaniya. 2019; 154 - 159.

10. Cin' C. Vzaimodejstvie v sfere media kak sposob formirovaniya pozitivnogo imidzha Kitaya v stranah EA'ES. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2020; № 3: 135 - 145.

11. Cyan' C. Formirovanie imidzha Rossii v kitajskih SMI (na osnove analiza reportazhej «Zh'en'min' Zhibao». Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021; T. 3, № 29: 67 - 70.

12. Chzhao Ch. Vechnyj boj Rossii i SShA: dlinnyj i trudnyj put' k primireniyu. Mezhdunarodnoe radio Kitaya. InoSMl. Available at: https://inosmi.ru/politic/20171125/240829568.html

13. Guangming Zhibao. Available at: http://russian.people.com.cn/

Статья поступила редакцию 01.05.22

УДК 82

Yi-Wen Gao, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: Qin.chi@yandex.ru

TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF THE USA AND RUSSIA IN THE CHINESE MASS MEDIA IN 2000-2021. The article is dedicated to a study of the means of transmitting the image of one country or culture within another national-cultural community. The paper considers the main theoretical and methodological studies of the category of the image of the state and its influence on world politics through the use of tools for the formation of a geopolitical image in international relations at the beginning of the 21st century, when image concepts began to be formed by Western researchers. The article analyzes multidisciplinary studies devoted to various problems of the formation of the international image of the state on the example of developing the image of the United States and Russia in the China mass media. The author concludes that the image of the state is the idea of the country in the main areas of its life: political, economic, social, scientific, cultural, sports. To a large extent, the formation of the country's image is influenced by the state's foreign policy.

Key words: image of country, mass media, media discourse, media, Chinese media, image transformation, image of USA and Russian Federation.

Гао Иеэнь, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: Qin.chi@yandex.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА В 2000-2021 ГГ.

Статья посвящена изучению средств трансляции образа одной страны или культуры в рамках другого национально-культурного сообщества. В исследовании рассмотрены основные теоретико-методологические изыскания категории имидж государства и его влияние на мировую политику через использование инструментария формирования геополитического образа в международных отношениях в начале XXI ст., когда западными исследователями стали формироваться имиджевые концепции. В статье проведен анализ мультидисциплинарных исследований, посвященных разнообразным

проблемам формирования международного имиджа государства на примере вырабатывания образа США и России в масс-медиа КНР Автор делает вывод о том, что что имиджем государства является представление о стране в основных областях ее жизнедеятельности: политической, экономической, социальной, научной, культурной, спортивной. В значительной степени на формирование имиджа страны оказывает влияние внешняя политика государства.

Ключевые слова: имидж страны, масс-медиа, медиадискурс, СМИ, китайские СМИ, транформацмя образа, образ США и РФ.

Образ государства является частью общего имиджа страны в сфере международных отношений. Имидж государства влияет на процесс внешней политики, развитие торгово-экономических отношений с другими государствами. На современном этапе международный имидж любого государства свидетельствует о его политической и экономической силе, процветании и высоком уровне культурного развития и является показателем авторитетности и успешности действий той или иной страны на мировойарене.Положительныйим иджгосударства напрямую связан с отношением к нему других стран мира, формированием образа государства у еелвднуэтих спеан. Форлироеаине иевда® текихважвь.лйетполвтпчетксх акторов, каковыми являются Российская Федерация [1] и США, их восприятие за рубежом в цыеом в внутри таиого важнеИмтгоме>едлналоднагпажура, кск КНР, пока не получило достаточного комплексного исследования среди современных политоеогев и сжциплонов. Жнмпраблема в онсонном раcймaтpивлeйcтрaypрвне научных статей. В то же время данная тема актуальна, поскольку проблематика вопулсаформиееюпид орраза государства и влияние его на общий имидж страны на сегодняшний день выходит в ранг наиболее актуальных научных тем в связи с кардиналпныли геополинечемкимиислеиадено-рщрствмнндмйвсн-менениями, происходящими в сегодняшнем международном сообществе [2-18].

Иснлеыовлн и ям внпнасефоемнровмнвпмыждунвроонеговвнджа горудар-ства посвящены труды многих ученых, особенно следует отметить труды таких ученыx,ммк/\.H. Солонамнн [1Ж],Ж.А. Kомдмeимквй,O.M. ТюиаеФйоп[Зе]внр.

Цель статьи: освещение процесса формирования образа государства на основе л^в^с^вмга^г^ытриз^с^рбж^к^иммв^^мжннугр состоя ния образа и имиджа страны.

Обобщенно лнреоелань кок мнугргрвннтю х^'^мгор

рию, включающую в себя экономические, политические, социальные, религиозные, этричжыквевжаогве дртгхе лунвтврнлеарнекоы.

Образу государства как понятию присуща многогранность, и поэтому он является п^^метв йpулeлевлзврмнегнxнaнчныжpлаеpвей то разйым ракунпао со своими особыми чертами.

ГЫлненою И.ра р рнпв а, готтжaрст ва н^'^аж^^^ц^я х арвкрететорр-отипа эмоционально окрашенная совокупность представлений о стране в основных обоaч^жx eeжнзйрмyвтeльнлppв:пpл втв чжжoB,эюoнoмиаeclгoП: сениарьнор научной, культурной, спортивно [4]. Соответственно, зависимыми элементами, определнищвлв ¡в xоуaжнeтвнyлмймввмв дж государства, являются код, символ, стереотип, бренд.

Имидж, положвтемьнврл вяржййвaбeмл ь нзюнеримжунв я гжтдсура, основанный на последовательной политике позиционирования страны в ключе-

вых сферах жизнедеятельности, культурного и исторического наследия нации, научном, спортивном, туристическом потенциале страны, является необходимым условием признания авторитета своременного государства в мире.

Как отмечает И. Баротов, формирование положительного имиджа государства возможно только в контексте реальных успехов и достижений социально-экономического развития страны, укрепления авторитета государственной власти: аeлeгвевлаoмть, кммпитснннла^ф еPвменвдMерибы с

Понятие образа отечественными и зарубежными авторами определяется щпр^^о^у Е1 Урльовуртве взощрвпоeдeлeннйосpеу^<ыeтия ептеделенный аспект или элемент имиджа, или их некоторая совокупность, в основу каждого pвpeделeпвч вйнирли, наебoи<щнжджoнмеженечa иваннао ож^^ир имиджа. Обобщает подобные определения то, что функционально образ и имидж государств волжен ыешаль нрйбжlee пажные пвпиунчпск^^с^н^а^н^^^^н^адачи.

Выделим основные факторы, влияющие на формирование международного образа государства (рис. 1).

На сегодняшний день в мире существует около 200 стран, отличающихся cнлвоткенoмвйeикнл, волвтечоспв lннcоевPмьанlдрaгнвлрeл.Фаpлврование имиджа государства осуществляется с помощью политического маркетинга, ре-коамй1, ЖR-теанQжoгпП,ыбeипeлнвлжщирв<о>нoкнпннсти нм^^з^д^имвс информационно-коммуникативный уровень взаимодействия с целевыми аудиториями при формвренаввв гоуудayу^юинниro

Рейтинг имиджа стран в мире показан на рис. 2. Проанализировав рейтинг имиджа стран мира (рис. 2), мы можем сказать, что лучше всего в мире относятся к Германии. А вот такие глобальные между-ирджн,крк cЖaиlM^Mнaжодммжнa ы-м мр-млерто еаответствен-но. К такому выводу пришли специалисты центра маркетинговых исследований СгеГимог ржыон н каннавтил1PHPЙOйpлы ЭМое Апрр|1

В наше время, когда технические средства информации создают возможна— и рея пуедужнуeвaсвя брeьритмaтcивeпнтppнзнлH внЖ°РМбЦни- текстов, изображений и т. п., приобретает значение проблема создания образа страны в сридррвап меcсoыoИинфeжбaуии -тыпмнвдонво. птссса, рлеь «онтирнет») [6]. Сегодня СМИ представляют собой самый мощный информационный инструмент фoжмзpoвaпинимйд/жФcyноуcтвa нaжeждунеp°жн°Haтвнe,нмeу рвн аги влияния на разум, эмоции отдельных индивидов, групп людей, наций, даже на достоверность продуцируемой информации.

Для удачного формирования и продвижения стиля страны чаще всего ис-п ржпзу коср^г^ров^м^о^^н^ь^^^ ^ lкрaмоeгкоммрзвиaейeнныe теирамргхп, в первую очередь технологии брендинга.

Условно-статические Условно-динамические (социологические) Условно-статические (институциональные)

- природно-ресурсный потенциал; - национальное и культурное наследие; - географическое положение; - протяженность границ; - площадь территории; - выход к морям; - исторические события, повлиявшие на развитие государственности, - вклад выдающихся фигур, образ которых неразрывно связан с историей развития государства; базовая форма государственного устройства и структура управления - социально-психологические настроения в обществ - формы общественно политической интегра граждан; - структура, характер принципы деятельнос общественно-политических объединений; - нравственные ценностные аспе развития общества - стабильная экономика, оцениваемая по показателям динамики ВВП, уровню дохода на ц душу населения, объему инвестиций, финансовой и обеспеченности бюджетов и всех уровней; - «правовое пространство» государства и соответствие правовых норм мировым стандартам; к - функции и механизмы государственного регулирования разных сфер деятельности в стране

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование позитивного образа государства

10

20

30

Германия Канада Великобритания Япония

Франция ЕС

Бразилия США Китай Южная Корея ЮАР Индия Россия Израиль КНДР Пакистан Иран

49

49

40

I позитивная оценка, % ■ негативная оценка, % Рис. 2. Рейтинг имиджа стран мира (Country Brand Index [2])

Стоимость брендов стран ежегодно рассчитывает компания Brand Finance. TOP-IO брендов стран мира представлены в табл. 1 ( Бартонов)

Таблица 1

TOP-IO брендов стран мира

Рейтинг 2020 Рейтинг 2019 Страна Показатель брендовости, трлндолл. 2018 Показатель брендовости, трлн долл. 2019 Темп роста, %

1 1 США 19,261 19,703 2

2 2 Китай 6,352 6,314 -1

3 3 Германия 4,357 4,166 -4

4 4 Великобритания 2,833 3,010 6

5 5 Япония 2,458 2,541 3

6 7 Франция 2,076 2,158 4

7 8 Индия 1,621 2,137 32

8 6 Канада 2,212 2,040 -8

9 11 Италия 1,289 1,445 12

10 9 Австралия 1,555 1,404 -10

40 50 60 Как видно из табл. 2, первая десятка стран

почти совпадает с существующими рейтингами, оценивающими бренд и имидж стран, и это свидетельствует об их положительном образе в системе международных отношений. Общим для стран, которые в исследовании были определены как страны с устойчивым положительным имиджем, является то, что:

- во-первых, экономики этих стран развиты,

- во-вторых, правительства в течение последних 10 лет систематически разрабатывают и внедряют программы по формированию положительного имиджа,

- в-третьих, экономики указанных стран конкурентоспособны,

- в-четвертых, каждая страна имеет собственные уникальные ключевые компетенции.

Объединяющим фактором для государств, определенных как страны с отрицательным международным имиджем (с некоторым исключением), является низкий уровень развития их национальных экономик, отсутствие программ по формированию положительного международного имиджа и низкая конкурентоспособность их национальных экономик в мире.

Среди факторов, влияющих на формирование международного имиджа, можно выделить такие как внешняя и внутренняя политика, уровень экономического развития, технологические достижения, уровень коррупции, уровень образования населения, природные ресурсы, досто-примечательностииспортивныедостижения.

Влияние американо-китайского соперничества на отношения между КНР, РоссиейСША

В результате эскалации геополитического и экономического противоборства США и Китая в мире возникает формат новой биполярности. Россия в этих процессах до последнего времени пыталась стоять на позициях устойчивого равновесия (но не равноудаленности) относительно этих двух государств и их динамического соперничества. Необходимо при этом особо отметить, что КНР и РФ не пошли путем формирования формальных союзных отношений, которые были бы направлены против коалиции США и их союзников. В то время как Соединенные Штаты постоянно и планомерно усиливают позиции блока НАТО, чтобы добиться геостратегического преимущества в отношении России, с одновременным развитием и укреплением своих отношений с государствами Индо-Тихоокеанского регионав противовесКитаю[8].

В связи с вышесказанным можно прийти к определенным выводам относительно того, что в мире, который все больше становится подвластным и зависимым от непрекрытого соперничества двух сверхдержав, США и Ки-

Как видно из данной таблицы, брендовость США в 2020 году оценена в 19,7 трлн долларов. Она состоит из разных составляющих: показатели ВВП, инвестиционная привлекательность, бизнес-климат и т. п. Китай, второй по стоимости бренда в мире, за 2020 год потерял 1% показателя рейтинга и был оценен в 6,31 трлн долларов из-за замедления темпов роста экономики, а также в связи с падением цен на сырье в мире в данном периоде. Россия в 2020 году заняла лишь 18 место. В 2019 году она была 12-й в рейтинге. На стоимости бренда страны отразилосьееучастиевконфликтев Сириии Украине.

Таблица 2

Рейтингстрансположительным и отрицательным международным имиджем

Позитивный имидж Негативный имидж

Германия Ирак

США Иран

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцария США

Япония Россия

Великобритания Северная Корея

Канада Нигерия

Франция Афганистан

Страны Европейского Союза Венесуэла

Австрия Белоруссия

Голландия Страны Африки

1. Главная задача США на сегодня заключается в предотвращении более тесного сближения КНР и Российской Федерации;

2. Несмотря на то, что Пекин со всей объективностью положительно относится к выстраиванию достаточно тесного паритетного партнерства с Москвой, тем не менее со всей очевидностью предпочитает вектор самостоятельности и «одиночества» в формировании своего геполитического стратегического пути и потому не стремится к заключению военно-политического союза с Россией;

3. Со своей стороны РФ, являясь достаточно крупным независимым и самостоятельным международным игроком, но при этом пока не обладающим статусом сверхдержавы (в отличие от первых двух), пытается удержать паритетное равновесие (но не прямолинейную равноудаленность) относительно США, Китая и их нарастающего соперничества [15].

Рассмотрим более подробно, как воспринимается, формируется и преподносится геополитический образ России в КНР. В качестве примера изучения трансформации образа России в китайских СМИ рассмотрим результаты аналитического исследования, проведенного на базе материалов более 300 публикаций наиболее авторитетных и популярных СМИ Китая (ССТ^ «Жэнь-минь жибао» АйНЖ, «Хуаньцю шибао» «Синь хуа» ШФ, «Гуанмин

жибао»ЛШВЖ и др.) [7]. Результаты данного исследования показали, что китайская аудитория интересуется в первую очередь такими темами, как происходящие сегодня процессы формирования российско-китайского сотрудничества; противостояние, перешедшее в открытое противоборство России и Запада (ЕС, США); методы борьбы РФ с пандемией COVID-19 внутри самой страны и участие в международном процессе противостояния этой мировой эпидемии; личность лидера России Владимира Путина и характер его личностного участия в сегодняшней международной политике [8]. В глазах китайцев Россия однозначно выступает как дружественно настроенный политический союзник Китая, имеющий схожие глобальные политические векторы

0

интересов и «плечом к плечу» с ним противостоящий тоталитаризму Запада и гегемонии США и, таким образом, выступающий против общих политических конкурентов. Именно такой образ получил широкое распространение среди населения Китая [17]. Позиционируя образ Российской Федерации как своего политического стратегического союзника, китайскими СМИ постоянно уделяется особо пристальное внимание противостоянию России с Евросоюзом и США, формируя образ России как одного из ключевых и непримиримых противников США и НАТО.

При этом китайские СМИ, чтобы сохранить взвешенные дипломатические отношения, стараются избегать отрицательных прилагательных, представляя события в изолированной и описательной форме. Что касается восприятия и формирования образа США Китаем, очень показательным является проблематика информационных нападок на КНР со стороны Соединенных Штатов, основанных на обвинениях китайской стороны в появлении вспышки пандемии в масштабах всего мира. Чтобы сжато сформулировать позицию Китая по этому вопросу, «The Global Times» сослалась на древнюю китайскую пословицу: «Their acts disregard the facts and are extremely immoral, just as a Chinese proverb describes - dropping stones on someone who has fallen into a well. Major disasters are the severest test of human nature» (Mao Junxiang. Feb 06, 2020). («Их необъективные действия, игнорирующие очевидные факты и крайне аморальные, можно описать с помощью китайской пословицы: «Бросать камни в того, кто

Библиографический список

упал в колодец». Большая беда - самое суровое испытание человеческой натуры»).

По результатам исследования можем сделать заключение относительно того, что имиджем государства является представление о стране в основных областях ее жизнедеятельности: политической, экономической, социальной, научной, культурной, спортивной. В значительной степени на формирование имиджа страны оказывает влияние внешняя политика государства, существенное влияние имеет уровень образования населения, уровень коррупции, внутренняя политика страны, ее технологические достижения, уровень развития.

С позиций международного PR имидж государства - это образ, созданный средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями страны с использованием определенных классических и инновационных методов формирования репутации в самой стране и за рубежом с целью успешного развития государства в условиях глобализации и реализации интересов нации.

Таким образом, основываясь на приведенных характеристиках международного имиджа государства, считаем нужным определить его как отражение его образа и распространение всей системы ценностей (политических, социальных, культурных и др.) и идеалов общества, в котором функционирует государство, с целью роста его влияния на процессы мировой политики и экономики.

1. О средствах массовой информации. Закон РФ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2. Country Brand Index 2019-2020. FutureBrand. Available at: http://www.mumbrella.asia/content/ uploads/2020/12/CountryBrandIndex2020.pdf

3. Анисимова С.Ш. Внешнеполитический имидж государства как атрибут современных международных отношений. Sciences of Europe. 2021; № 67-3.

4. Баротов И.И. Место и роль дипломатии в формировании международного имиджа государства. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2019; № 2: 160 - 169.

5. Баротов И.И. Повышение международного имиджа государства в условиях изменяющегося мира (на примере Республики Таджикистан). Диссертация ... кандидата политических наук. Душамбе, 2021.

6. Берестова Т.Ф. Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов. Библиосфера. 2018; № 4: 11 - 17.

7. Дейнека О.С., Авдеева Д.Ю. Образ государства у представителей студенческой молодежи экономических специальностей России и Франции. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: материалы 11-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2011: 94 - 99.

8. Камынин В.Д., Шэнкунь Ч. Особенности американо-китайского соперничества в свете проблемы американского лидерства. История и современное мировоззрение. 2021; № 4: 18 - 22.

9. Киселев И.Ю. Динамика образа государства в международных отношениях. Санкт-Петербург: СПбГУ 2006; Т. 376.

10. Коломенский М.А. Формирование внешнеполитического имиджа современной России (2000-2007 гг.). Диссертация ... кандидата политических наук. Москва: Московский государственный университет им. МВ Ломоносова (МГУ), 2008.

11. Кошкарова Н.Н., Мукушев И.О. Образ России в китайских СМИ. Политическая лингвистика. 2021; № 3: 87 - 100.

12. Николаева О.В. Дискурсивно-прагматическая креативность в англоязычных китайских масс-медиа. Научный диалог. 2022; № 2: 221 - 238.

13. Самуйлова И.А., Бакулева К.К. Образ государства как фактор национальной безопасности и психологического благополучия граждан. Региональная информатика (РИ - 2018): материалы XVI Санкт-Петербургской Международной конференции. Санкт-Петербург: СПОИСУ 2018: 198 - 199.

14. Свешникова Н.О. Психолого-политический анализ образа страны. Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: сборник статей V Международной НПК. Гуманитарные науки в современном образовании. Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2007; Т. 4.

15. Сирота Н.М., Мохоров Г.А. США versus Китай: военно-политическое соперничество. Международный научно-исследовательский журнал. 2019; № 4-2: 123 - 127.

16. Соломатин А.Н. Коммуникативные стратегии формирования международного имиджа России: на примере телеканала RT-Russia Today. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва: Академия медиаиндустрии, 2014.

17. Сумский В.В. «Индо-тихоокеанское видение АСЕАН» и вертикальный взлет американо-китайских противоречий. Международная жизнь. 2021; № 4: 74 - 89.

18. Тюкаркина О.М. Роль национального брендинга при формировании внешнеполитического имиджа современной России. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва: Московский государственный университет им. МВ Ломоносова (МГУ), 2012.

References

1. O sredstvah massovoj informacii. Zakon RF Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2. Country Brand Index 2019-2020. FutureBrand. Available at: http://www.mumbrella.asia/content/ uploads/2020/12/CountryBrandIndex2020.pdf

3. Anisimova S.Sh. Vneshnepoliticheskij imidzh gosudarstva kak atribut sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij. Sciences of Europe. 2021; № 67-3.

4. Barotov I.I. Mesto i rol' diplomatii v formirovanii mezhdunarodnogo imidzha gosudarstva. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa ipoiitiki. Seriya obschestvennyh nauk. 2019; № 2: 160 - 169.

5. Barotov I.I. Povyshenie mezhdunarodnogo imidzha gosudarstva v usioviyah izmenyayuschegosya mira (na primere Respubiiki Tadzhikistan). Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Dushambe, 2021.

6. Berestova T.F. Adaptivno-'evolyucionnaya koncepciya informacii i informacionnyh resursov. Bibiiosfera. 2018; № 4: 11 - 17.

7. Dejneka O.S., Avdeeva D.Yu. Obraz gosudarstva u predstavitelej studencheskoj molodezhi 'ekonomicheskih special'nostej Rossii i Francii. 'Ekonomicheskaya psihoiogiya: sovremennye probiemy i perspektivy razvitiya: materialy 11-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPbGU'EF, 2011: 94 - 99.

8. Kamynin V.D., Sh'enkun' Ch. Osobennosti amerikano-kitajskogo sopernichestva v svete problemy amerikanskogo liderstva. Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. 2021; № 4: 18 - 22.

9. Kiselev I.Yu. Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnyh otnosheniyah. Sankt-Peterburg: SPbGU, 2006; T. 376.

10. Kolomenskij M.A. Formirovanie vneshnepoliticheskogo imidzha sovremennoj Rossii (2000-2007 gg.). Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. MV Lomonosova (MGU), 2008.

11. Koshkarova N.N., Mukushev I.O. Obraz Rossii v kitajskih SMI. Poiiticheskaya iingvistika. 2021; № 3: 87 - 100.

12. Nikolaeva O.V. Diskursivno-pragmaticheskaya kreativnost' v angloyazychnyh kitajskih mass-media. Nauchnyj diaiog. 2022; № 2: 221 - 238.

13. Samujlova I.A., Bakuleva K.K. Obraz gosudarstva kak faktor nacional'noj bezopasnosti i psihologicheskogo blagopoluchiya grazhdan. Regional'naya informatika (RI- 2018): materialy XVI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPOISU, 2018: 198 - 199.

14. Sveshnikova N.O. Psihologo-politicheskij analiz obraza strany. Problemy regional'nogo upravleniya, 'ekonomiki, prava i innovacionnyh processov v obrazovanii: sbornik statej V Mezhdunarodnoj NPK. Gumanitarnye nauki v sovremennom obrazovanii. Taganrog: Izdatel'stvo TIUi'E, 2007; T. 4.

15. Sirota N.M., Mohorov G.A. SShA versus Kitaj: voenno-politicheskoe sopernichestvo. Mezhdunarodnyjnauchno-issiedovatei'skijzhurnai. 2019; № 4-2: 123 - 127.

16. Solomatin A.N. Kommunikativnye strategii formirovaniya mezhdunarodnogo imidzha Rossii: na primere teiekanaia RT-Russia Today. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva: Akademiya mediaindustrii, 2014.

17. Sumskij V.V. «Indo-tihookeanskoe videnie ASEAN» i vertikal'nyj vzlet amerikano-kitajskih protivorechij. Mezhdunarodnaya zhizn'. 2021; № 4: 74 - 89.

18. Tyukarkina O.M. Roi' nacionai'nogo brendinga pri formirovanii vneshnepoiiticheskogo imidzha sovremennoj Rossii. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. MV Lomonosova (MGU), 2012.

Статья поступила в редакцию 20.04.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.