ББК 87.523.2
Ю. В. Платонова
СТАТУС ИРРАЦИОНАЛЬНОГО
В СТРУКТУРЕ НООСФЕРНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: В ПОИСКАХ НЕВЫРАЗИМОГО
Анализируется место и значение иррационального в структуре ноосфер-ного сознания. Обоснована мысль о том, что формы коллективного бессознательного выполняют важную функцию при формировании универсумности, целостности, полноты как качества ноосферного сознания человека.
Ключевые слова: ноосферное сознание, иррациональное, коллективное бессознательное, индивидуальное сознание.
The article analyzes the place and the value of the irrational in the noospheric consciousness structure. The author grounds the idea that the forms of the collective unconscious have the important function in the formation of universalness, integrity, completeness as the features of noospheric consciousness of a person
Key words: noospheric consciousness, the irrational, the collective unconscious, individual consciousness.
Философия сознания и ноосферы — важная область современного философского знания, развивающаяся особенно интенсивно в условиях освоения научного наследия академика В. И. Вернадского [1]. В его трудах отчетливо прозвучала мысль о том, что разум и деятельность человека питаются многообразными формами человеческой культуры, в том числе и не относящимися к научной мысли, но имеющими статус планетного явления [2].
Человеческая психика имеет устойчивую динамическую структуру, в которой бессознательное и сознательное являются основными подсистемами. Причем данные подсистемы находятся скорее во взаимообусловливающем единстве, нежели в антагонистическом противостоянии, как обычно это представляется на уровне обыденного сознания. Между сознательным и бессознательным происходит постоянная циркуляция психической энергии и информации, что является примером действия основного закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей.
В условиях информационного общества специалисты в области философии сознания традиционно концентрируют свое внимание на изучении вопросов, касающихся собственно рационалистических сторон человеческого сознания, а проблема иррационального уходит на второй план как менее значимая. Цель настоящей статьи связана с уточнением места и роли иррационального в системе ноосферного сознания, являющегося определяющим субъективным фактором развития человеческого общества и задающего развитие планетарного пространства по законам космопланетарного Универсума.
В последнее время в философской науке обозначила себя тенденция к рассмотрению сознания в контексте бытия мышления во Вселенной. Причину этого можно усмотреть в «возрастании» универсумного видения мира, обусловленном текущими глобальными изменениями, касающимися всего
© Платонова Ю. В., 2014 2014. Вып. 2 (14). Философия •
мирового социума. Универсум есть единое бытие тела и духа, материи и сознания. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет определяет универсум как «все существующее» [3]. Универсум в «русской транскрипции», «помимо философского и общенаучного смыслов, имеет ассоциативно-эвристический подтекст... Последняя часть слова отзывается... буддистско-тантрическим "оум" ("аум")...», символизирующим Брахмана (Высшую реальность) и Вселенную как таковую [4, с. 25].
Ноосферное сознание представляет собой «совокупность, суммацию бесконечно разнообразного и как бы аморфного сознания отдельных и разновеликих субъектов мирового действа» [4, с. 142], оно есть «действительное единство экологического глобального общечеловеческого культурного сознания цивилизованного человечества» [4, с. 134].
В настоящее время ноосферное сознание находится на начальном этапе своего становления, которое представляет многосторонний и сложный процесс, поэтому возможно лишь наметить его основные тенденции: «во-первых, уход от крайностей техносферного сознания в результате всеобщей экологизации материальной и духовной жизни общества, во-вторых, движение от экологического сознания. к ноосферному сознанию, в-третьих, закрепление движения от космизации и планетаризации сознания к его реальной глобализации... в-четвертых. ускорение роста масштабов общечеловеческих составляющих различных видов сознания в этнонациональных его формах и профессиональных спецификациях» [там же].
Сейчас происходит излом традиционных моделей разума и понимания природы сознания. В этом немалую роль сыграл прорыв в естественных науках, особенно в квантовой физике. А в период кризисных ситуаций, изменения прежних основ человеческое сознание зачастую возвращается к своим истокам, к своей иррациональной, бессознательной стороне и ищет в ней стабильности. Устойчивость сознания (а это именно то, что необходимо во время кризиса и изменений) определяется архетипами коллективного бессознательного. Понятия «архетип» и «коллективное бессознательное» были введены швейцарским психиатром К. Г. Юнгом [8] и активно используются в аналитической и трансперсональной психологии, а также в сфере философских исследований. Архетип (в переводе с древнегреческого — «первообраз», «проформа») — фундаментальная психическая структура, укорененная в коллективном бессознательном. Архетипы являются носителями энергии, они сродни кантовским «априорным формам познания», но более эмоционально насыщены. Они изначальные образы, воспоминания об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
Сфера коллективного разума, обладающая своей рациональной и иррациональной стороной, пронизана информационными потоками и энергией, и каждый человек находится с ней в определенной связи. Процессы, происходящие в этом пласте общечеловеческого сознания, носят космический иррациональный характер.
Проблема соотношения рационального и иррационального является одной из древнейших проблем философии. Иррациональное (от лат. отайо-па^ — неразумный, бессознательный) традиционно понимается как находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением, неподдающееся логическому объяснению, пониманию.
Сформулировав дихотомию «небытие — иррациональное» и «бытие — рациональное», мы можем заключить, следуя за профессором А. Н. Чаныше-вым, что иррациональное первично и абсолютно по отношению к рациональному, так как «все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В, не С и т. д.» [6, с. 160]. Данная точка зрения позволяет говорить о важном направлении исследований иррациональной ипостаси психики «ноосферной небытийности», поскольку эта ипостась более фундаментальна, более обширна и гораздо менее исследована, нежели рациональная сторона сознания.
Иррациональное в ноосферном сознании есть трансцендентальная, зиждущаяся на коллективном бессознательном сторона особого типа сознания, имеющего космопланетарную природу, формирующего Универсум и обеспечивающего механизмы его функционирования и развития.
По сей день многие психические процессы не поддаются описанию при помощи человеческой (формальной) логики и являются неосознанными. Таким образом, можно выдвинуть тезис о том, что иррациональное в точках социальных бифуркаций господствует в Универсуме. Это важно для знания сущностных противоречий ноосферного и антиноосферного развития.
Для понимания коллизий и конфликтов ноосферного сознания необходимо учитывать, что «каждое человеческое существо необъяснимым образом обладает информацией обо всей вселенной и обо всем сущем, потенциально имеет доступ в любую часть вселенной и способно проникать в суть космической системы, являясь ее бесконечно малой частью, автономной и незначительной биологической целостностью» [7, с. 11]. Подобное трансперсональное неосознаваемое содержание составляет ядро всего психического материала, который не приобретается из личного опыта, а является как бы заведомо данным каждому из людей. Поэтому можно заключить, что коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные для всех людей содержания и образы, и следовательно, оно едино. Но сразу стоит сделать небольшую оговорку, касающуюся того, что каждый человек интуитивно ставит акценты на «своих» архетипах, как и в целом само взаимодействие с глубинными слоями психики также происходит на интуитивном, иррациональном уровне. Данное явление можно уподобить снегопаду. Молекулы воды, формирующие основу снежинки, схожи с архетипами коллективного бессознательного. Ведь всем известно, что не бывает двух одинаковых снежинок, каждая из них, имея единую основу (замерзшие молекулы воды), обладает неповторимым узором. Так же происходит и в социуме, где из единой иррациональной основы (архетипов коллективного бессознательного), посредством личного опыта, формируется человеческая индивидуальность.
В период глобальных изменений, социальных катаклизмов происходит «рокировка» архетипов, одни архетипы заменяются другими, меняется их иерархия как в индивидуальном, так и в общественном сознании. В зависимости от этапа развития человеческого общества в нем господствовали разные архетипы. На данном этапе приоритет должен отдаваться актуализации природно-космических архетипов, так как они составляют основу ноосфер-ного сознания и универсумного видения мира.
Современное человечество, являющееся мощнейшей геологической силой, преобразующей биосферу, стоит на распутье определения векторов сво-
2014. Вып. 2 (14). Философия •
его дальнейшего развития. Оно постепенно вступает на ноосферный путь, зиждящийся на ноосферном сознании людей, в основе которого лежит противоречие между рациональным и иррациональным и в котором необходимую роль играет коллективное бессознательное, исторические глубинные пласты психики человечества, формировавшиеся тысячелетиями.
Библиографический список
1. Антонов Николай Павлович : философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. 280 с.
2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.
3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М. : Наука, 1991. 411 с.
4. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
5. Уилсон Р. А. Квантовая психология: как вытащить себя за волосы и пройти сквозь стену... М. : София, 2012. 224 с.
6. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 158—165.
7. Человеческое выживание и эволюция сознания / под ред. С. Грофа, М. Л. Валера. М. : ИНИОН, 1989. 328 с.
8. Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Психология бессознательного. М. : Канон, 1996. С. 135—164.