Научная статья на тему 'Преодоление противоречий как способ достижения целостности ноосферного сознания'

Преодоление противоречий как способ достижения целостности ноосферного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

242
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / НООСФЕРА / НООСФЕРНОЕ СОЗНАНИЕ / ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ / ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ / ОСНОВНОЙ НООСФЕРНЫЙ ЗАКОН / ОСНОВНОЙ СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЗАКОН / THE INTEGRITY / THE NOOSPHERE / THE NOOSPHERIC CONSCIOUSNESS / THE FUNDAMENTAL LAW OF DIALECTICS / THE BASIC CONTRADICTION OF THE NOOSPHERIC DEVELOPMENT / THE BASIC LAW OF NOOSPHERE / THE BASIC LAW OF THE SEMIOTIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жульков Михаил Вячеславович

Целостность ноосферного сознания рассмотрена как одна из главных его характеристик. Основной закон диалектики утверждает противоречие как источник развития - развития объекта как единого целого. Целостность существует не сама по себе, а через деятельность по преодолению противоречий. Основное противоречие ноосферного развития приводит к формированию глобального ноосферного сознания, для чего необходимы индивидуальные и коллективные усилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление противоречий как способ достижения целостности ноосферного сознания»

ФИЛОСОФИЯ

ББК 60.023

М. В. Жульков

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ НООСФЕРНОГО СОЗНАНИЯ

Целостность ноосферного сознания рассмотрена как одна из главных его характеристик. Основной закон диалектики утверждает противоречие как источник развития — развития объекта как единого целого. Целостность существует не сама по себе, а через деятельность по преодолению противоречий. Основное противоречие ноосферного развития приводит к формированию глобального ноосферного сознания, для чего необходимы индивидуальные и коллективные усилия.

Ключевые слова: целостность, ноосфера, ноосферное сознание, основной закон диалектики, основное противоречие ноосферного развития, основной ноосферный закон, основной семиотический закон.

The integrity is considered as one of the main characteristics of the noospheric consciousness. The basic law of dialectics regards contradiction as a source of development - the development of the object as a whole. The integrity does not exist by itself, but through efforts to overcome the contradictions. The basic contradiction of the noospheric development leads to the formation of the global noospheric consciousness, which requires individual and collective efforts.

Key words: the integrity, the noosphere, the noospheric consciousness, the fundamental law of dialectics, the basic contradiction of the noospheric development, the basic law of noosphere, the basic law of the semiotic.

Переход к ноосферному развитию — один из путей выхода из углубляющегося мирового кризиса, в котором оказался мир в начале XXI века [9]. В связи с этим учение о ноосфере и ноосферном развитии приобретает в наше время особую ценность. Проблема формирования ноосферного сознания является одной из ключевых в учении о ноосфере. Данная статья посвящена исследованию путей достижения целостности ноосферного сознания.

Основной закон диалектики и целостность сознания. Немецкая классическая философия трактует противоречие как движущую силу развития (Г. Гегель). Согласно диалектике в основе всякого движения лежит противоречие, поэтому анализ основного противоречия является важным шагом на пути становления философии ноосферного развития.

Тем не менее, основной закон диалектики (единства и борьбы противоположностей) исходит не только из борьбы, но и из единства, которое дифференцируется на два полюса. Если единство первично и является более важным, чем противоречие, то на этом уровне имеется источник движения и развития целостности. Русская религиозная философия акцентировала внимание на том, что мир представляет собой целостность, единство, — это философия всеединства В. С. Соловьева и религиозная философия в целом (софийность, собор© Жульков М. В., 2012

ность, общее дело). Русский космизм основывается на представлениях о фундаментальном единстве мира, связи человека, планеты и космоса.

Концепция всеединства является центральной для всего философского и религиозного учения В. С. Соловьева, она показывает целостность развития мира и человека. Мыслитель рассматривал человечество как действительное индивидуальное существо: «И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий субъект исторического развития» [15, с. 145]. Но единство этого индивидуального и одновременно универсального существа не образуется само собой, в его основе лежит нравственность и стремление к добру, необходимо, чтобы «общественная среда по существу становилась организованным добром» [14, с. 393].

Здесь выражена очень важная мысль. Единство до-бытийное, когда Бытие и Небытие неразличимы, осуществляется без усилий, во всяком случае, наша мысль не может ничего об этом сказать, так как на этом уровне нет мысли. Но когда Бытие начинает свое существование, то единство осуществляется через усилие - и это усилие первичных форм сознания.

Так, В. С. Соловьев показывает, что и единство общества, и единство отдельного человека даны нам лишь в потенции, как источник всякого развития, но для своего действительного существования они нуждаются в сознательных усилиях человека и человечества. Эти усилия наиболее заметны (проявляются с наибольшей силой) в борьбе с препятствиями, в разрешении конфликтов и противоречий.

С позиции системного подхода любая целостность имеет основное свойство или отношение, иными словами, любая система служит какой-либо цели. Целостность не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Такие системы, как биосфера, человечество, ноосфера, — развивающиеся системы, и их целостность тоже развивается. Поэтому конфликты или противоречия возникают там, где возникают или должны возникнуть системные связи между отдельными частями целого. Конфликты — всегда показатель развития, показатель достигнутого уровня целостности и направления, в котором эта целостность развивается.

Противоречия могут рассматриваться не только как проявление неизбежной двойственности, но и как аспект целостности, единства, а разрешение противоречий - как способ осуществления этого единства.

Основное противоречие ноосферного развития. Для понимания путей ноосферного развития важно выявить его основное противоречие. Г. С. Смирнов использует представление о ноосферном конфликте: «Ноо-сферный конфликт — это противоречие между материальной (экономической) и духовной (интеллектуальной) составляющими всемирноисторического процесса, проявляющимися на уровнях “природа и общество”, “биосфера и цивилизация“, “человек и Вселенная“» [12, с. 215].

Ф. В. Цанн-кай-си пишет об основном противоречии техногенной цивилизации, в которой мы живем: «Глубинное, сущностное противоречие техногенной цивилизации, с одной стороны, заключается в том, что она сформировала человека, ориентированного на максимально комфортный образ жизни с адекватной для этого экономикой, а с другой стороны, возникло понимание общественным сознанием отчужденного характера цивилизации, ее дегуманистических тенденций, которые должны быть преодолены. Тем самым эти противоречия находятся как бы внутри самого человека, происходит борьба его с самим собой» [18, с. 137].

В основе этих взглядов — конфликт между различными сознаниевыми формами, а также сознанием и его выражением в конкретных условиях пространства-времени, на определенной стадии развития биосферы и человечества. Другими словами, это противоречие между сущностным (внеприрод-ным) сознанием человека и его выражением в виде культуры и цивилизации, между необходимым и достигнутым уровнем и качеством сознания. Это и составляет основное противоречие ноосферного развития. В процессе решения основного ноосферного противоречия будет происходить становление планетарного ноосферного сознания [11] и ноосферного общества в целом. Ноосферное сознание приводит к разрешению других противоречий ноо-сферного развития: экологических, экономических, социально-антропологических, культурных.

Ноосферное сознание - это новая целостность, которая необходима для решения глобальных проблем современности и основного противоречия ноо-сферного развития, так же как и само ноосферное сознание является результатом решения этих проблем, ноосферных конфликтов и противоречий.

Главный вектор развития жизни в биосфере. Как известно, эволюция биосферы имеет вектор своего развития, связанный с усложнением нервной системы, мозга (принцип цефализации Д. Д. Дана [3, с. 21]), созданием субстрата для развития ума и сознания. Поэтому В. И. Вернадский сделал вывод о том, что эволюция биосферы приводит к развитию сознания. Он выделял культурную биогеохимическую энергию как источник развития человеческого сознания и общества, превращения биосферы в ноосферу [3, с. 124—128]. Как показал Н. П. Антонов, субъективный фактор является главным в сложнейших процессах становления ноосферы [1, с. 220—232].

П. Т. де Шарден ввел универсальный закон сложности сознания, согласно которому в процессе эволюции органического мира растет внутренняя сложность и напряженность психики, сознания [16, с. 225—229]. Таким образом, субстрат сознания и внутренняя жизнь развиваются параллельно.

В. И. Вернадский положил начало новому взгляду на историю человечества — как на историю развития сознания. Он проследил основные этапы этой борьбы: овладение огнем, переход к земледелию и скотоводству, развитие ремесел, появление письменности, крупных городов и государств, зарождение преднауки, книгопечатание, религиозное и философское мышление, научная революция начиная с XVII века, заселение всей поверхности земли, выход народных масс на арену мировой истории, превращение науки в движущую силу общественного прогресса [3, с. 124—147]. Вернадский отмечал, что история человечества насчитывает 18—20 млн лет и, таким образом, сливается с геологическим временем [3, с. 24, 242].

В настоящее время человечество переживает взрыв научного творчества, быстрое развитие наук и технологий. На каждом этапе своего развития оно достигало точки кризиса, состояния неустойчивости. И если проанализировать проделанный человечеством путь, то окажется, что именно развитие сознания позволяло сделать следующий шаг на пути эволюции. Внешние противоречия на историческом пути развития человечества отражались и разрешались в субъективной сфере, через разрешение внутренних противоречий человеческого сознания — индивидуального и коллективного.

Таким образом, целостность биосферы обеспечивается единством жизни, целостность ноосферы — единством сознания (не только человеческого, но биосферы в целом). Противоречия на каждом историческом этапе разви-

тия человечества призваны ликвидировать разрыв в ткани сознания и жизни, увеличить их целостность в региональном или планетарном масштабе.

Системно-синергетическая методология позволяет глубже понять эти процессы. Самоорганизация системы происходит под действием энергии, протекающей через данную область пространства-времени. Единство становящейся системы обеспечивается именно энергетическими процессами. А сознание можно рассматривать как особый вид или составляющую энергии.

Развитие целостности человечества. Становление единства человечества в планетарном масштабе является важнейшим условием созидания ноосферы. В. И. Вернадский писал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» [3, с. 28]. Он считал, что вся биосфера переходит в свое новое состояние — ноосферу, а это значит, что все живые существа становятся более разумными. Но именно совокупный человеческий разум призван руководить и своей собственной эволюцией, и эволюцией биосферы в целом, должен сыграть решающую роль в становлении ноосферы.

Философия коллективного разума начала создаваться Н. Н. Моисеевым, у которого мы видим систематическую разработку этого понятия. Он считал, что коллективный разум может вывести человечество из экологического тупика, изменить массовое общественное сознание, внедрив в него экологический и нравственный императивы [6, с. 19]. Н. Н. Моисеев определяет коллективный разум как системное свойство, появляющееся при объединении индивидуальных разумов людей [6, с. 181].

Объединение человечества совершалось постепенно и происходило по следующим ступеням, которые могут быть рассмотрены как формы коллективного сознания: община — род — племя — народность — народ — нация

— объединение наций — глобальное человечество.

В жизни человечества выделяются три волны или революции: неолитическая, индустриальная, информационная [19, p. XX]. Основным занятием человека первой волны (неолитической) был труд на земле. Вторая волна ознаменовала переход от мускульной силы к индустриальному производству. Третья волна развивает информационное общество, экономику знаний. Растет доля занятых в непроизводственном секторе — в социальной сфере, в сфере производства и переработки информации. Все большее значение приобретают наука, философские искания, культура в целом. Растет понимание, что смысл жизни — в совершенствовании сознания, создании достойных условий для жизни и развития каждого человека, каждого народа.

В результате можно сделать вывод, что в наше время началась антропологическая (ноосферно-антропологическая) революция. Истинной ценностью общества становится человек. Он является главной составной частью производительных сил — вместо капитала, а совершенствование человека становится главной целью всей деятельности человека — политической, экономической и культурной.

По В. И. Вернадскому, человек «становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению» [2, с. 463]. В другой книге он писал: «Homo Sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ» [3, с. 69]. На наш взгляд, этот новый человек будет обладать не столько новой физиологи-

ей, сколько сознанием нового типа — целостным ноосферным сознанием. Поэтому переход к ноосферному сознанию можно назвать человеческой революцией [7, с. 228].

Развивающееся единство человечества невозможно без единого планетарного общечеловеческого сознания, так же как единое сознание невозможно без действительного единства человечества.

Целостность ноосферного сознания. Проблемы формирования ноо-сферного сознания в соотнесении с ноосферной реальностью исследовал Г. С. Смирнов. Ноосферное сознание — «это действительное единство экологического глобального общечеловеческого культурного сознания цивилизованного человечества» [11, с. 134]. «В первом приближении процесс становления ноосферного сознания предстает как движение от природоохранного к экологическому, а затем от экологического сознания в разноуровневых проявлениях к биосферному и ноосферному сознанию» [11, с. 135]. Ноосферное сознание формируется как «оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техно-сферного, духовного и материального» [11, с. 115]. Ноосферное сознание «выполняет важную функцию самоорганизации ноосферы, выступает основой, определяющей будущее человеческой цивилизации» [11, с. 129]. Ноо-сферное сознание — это глобальное планетарное сознание, оно объединяет людей независимо от их национальных, классовых, экономических или культурных различий [Там же].

Как отмечает Г. С. Смирнов, «глобализация сознания на сегодняшний момент представляет собой доминанту интенсивного развития ноосферного сознания» [11, с. 150]. Глобализация и ноосферизация сознания на глобальном уровне происходят в процессе разрешения глобальных проблем современности [11, с. 161—162]. Глобальное ноосферное сознание является и общечеловеческим сознанием, оно есть «форма ненасильственного, толерантного, консенсусного, конвергентного утверждения согласия в материальном и духовном бытии цивилизации» [11, с. 178].

Ноосферное сознание основывается на достаточной полноте знания, синтезе философии, религии, искусства и науки, а также на универсумном знании (знании о мире и человеке в его всеохватности по масштабу и глубине) [11, с. 193—197].

Целостность ноосферного сознания как одна из его важнейших характеристик проистекает из «социокультурного и космопланетарного контекста» и проявляется «в разлитости сознания и охвате посредством разумной человеческой деятельности единой ноосферной реальности», «в конвергенции национальных культур», «в действительном соединении четырех главных ипостасей духовной культуры», в признании всеобщих человеческих ценностей, «в формировании социальных механизмов становления и развития системы сознания цивилизованного человечества» [11, с. 192].

Важным аспектом целостности ноосферного сознания является ноосфер-ный императив. «Ноосферный императив может быть сформулирован следующим образом: благо ноосферы (единого космопланетарного тела человеческой цивилизации) — высшая цель, благо человека — конечная цель. Ноо-сферный императив рассматривает человека, общество и природу как единую целостную систему, делает акцент на их общечеловеческое, глобальнопланетарное содержание, а ноосферу — как квинтэссенцию духовной и материальной культуры, функционирующей в мировом Универсуме» [11, с. 225].

Целостность ноосферного сознания включает преодоление глобальных проблем (противоречий) современности на основе синтеза культуры, формирования целостного универсумно-ноосферного мировоззрения.

Целостность индивидуального сознания. Ноосферное сознание обладает двумя противоположными и взаимно дополнительными формами: глобальной и индивидуальной. Все, что было сказано о глобальном ноосферном сознании, относится и к индивидуальному сознанию, поскольку глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают каждого человека. Но индивидуальное сознание имеет и свои особенности.

Для того чтобы ответить на вопросы целостности индивидуальноличностного сознания, рассмотрим структуру личности. Сознание объединяет три характеристики системы (вещественные, энергетические и информационные), выходя за их рамки. Кроме этих факторов, сознание включает также систему ценностей, нахождение целей, новых идей. Нас интересует именно субъективная сторона организации личности. Применяя системный подход, получаем следующую структуру: сознание личности как целое (системный уровень) состоит из ума (концепт системы), психики (энергетические структуры) и физического тела как совокупности органов чувств (субстрат). Человек становится личностью в процессе воспитания, образования, социализации в целом. Целостность личности развивается постепенно и имеет разные стадии. Между тремя частями личности возникают противоречия, которые З. Фрейд называл комплексами: нестыковки между умом и психикой, психикой и телом (мозгом и чувствами), мозгом и умом. Также пробелы в развитии присутствуют и внутри каждой структуры. В сознании личности возникают разрывы, которые ощущаются как дисгармония, стрессы, раздражение, невозможность выполнить определенную работу и т. п. Преодолевая эти противоречия, человек достигает более целостного и уравновешенного сознания.

В настоящее время психология вырабатывает способы замостить эти разрывы (например, психоанализ, аутотренинг, самовнушение, медитация, дыхательная гимнастика и др.). Но главное, на наш взгляд, процессы ноо-сферного образования и становления ноосферного мировоззрения, работа ума в целом. Необходимо запустить процесс работы сознания в направлении ум

— психика — действие, в соответствии с основным ноосферным законом: информация — энергия — вещество, так должно происходить у ноосферной личности. На ранних стадиях эволюции человек был частью природы и главным в системе личности была энергетическая составляющая: энергия — информация — действие. Человек не мыслил, и личности в современном понимании не было. После окончания осевого времени началось развитие понятийного мышления и быстрое развитие личностного сознания, и сегодня процесс интеграции личности благодаря образованию, интенсивному образу жизни, процессам информатизации стал массовым, началось становление ноосферного сознания.

Планетаризация сознания. Философия планетаризма (Я. В. Рейзема) основана на циклической эволюции Универсума, который создает мыслящие миры планет и солнечных систем. На планете созидается общечеловеческий разум, являющийся частью планетарного разума, в который входят царства природы. Главное средство его созидания — метафорическая энергия текстов высокого порядка. «Планетарный разум подразделяется на планетарнокосмический, собственно земной природный, культурно-цивилизационный разум», разум животных, растений, цивилизаций [10, с. 25—26].

Тейяр де Шарден писал о слиянии человечества в точке Омега, которое завершает историческое развитие человека [16, с. 203], о сверхорганическом единстве, планетизации человечества [16, с. 186, 193]. Он считал, что «человеческая история развивается между двумя критическими точками мышления (одной — низшей и индивидуальной, другой — высшей и коллективной)» [16, с. 225]. Ноогенез движется в сторону космогенеза через коллективную ступень мышления [16, с. 232]. Главной силой слияния человечества в одно целое является сила любви — составная часть духовной энергии.

В истории человечества можно выделить три основных стадии развития сознания. Д. Радьяр, как и многие другие исследователи, утверждает, что мы живем в эпоху необратимого перехода от национальнокультурного сознания к глобальному планетарному сознанию [8, с. 15]. Исходной фазой развития человека «было родоплеменное общество, действующее как биопсихический “организм”, управляемый квазиинстинк-тивными и принудительными повелеваниями» [8, с. 242]. На следующей стадии развивается личность с эгоистическим сознанием, и вся нынешняя культура находится на этом уровне. На третьем этапе, который сейчас начинается, сознание становится сверхличным, общечеловеческим и планетарным, возвращает себе утраченную полноту сознания, но на более высоком уровне — с сохранением индивидуального сознания [Там же]. Это коллективное сознание характеризуется космической сонастройкой [8, с. 181], интуитивным восприятием, этикой целостности, непосредственным ощущением Единства [8, с. 273].

Здесь мы видим противоречивый путь развития сознания, подчиняющийся закону отрицания отрицания: тезис — антитезис и их синтез. На каждом этапе пртиворечия двигали развитие сознания в сторону большей целостности, затем начинался новый этап развития и новые противоречия.

Закономерности становления ноосферного сознания. В системе биосферы главную роль играет энергия, она определяет движение информации и вещества. В ноосфере ведущая роль переходит к информации, в соответствии с основным ноосферным законом (И. В. Дмитревская): информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество [4, с. 27—28]. Основной семиотический закон (Д. Г. Смирнов) показывает возвратное движение: «вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию» [13, с. 103], тем самым замыкая круговорот вещества — энергии — информации в ноосфере.

Другим важным законом является закон единения. Русский ученый В. В. Докучаев, учитель В. И. Вернадского, считал, что в природе не все определяется борьбой за существование, более важное место играет закон единения, содружества. В достаточно больших пространствах почвы живое вещество и неорганическая материя дополняют друг друга [17, с. 189]. В XX веке, когда появилось учение о биоценозах, стало ясно, что в них все существа взаимосвязаны. Когда одно звено гибнет, разрушается весь биоценоз. Если закон единения имеет огромное значение для жизни, то такое же значение он имеет и для разума. Пришло время, когда человечество должно сознательно применить этот закон в своей жизни.

Объединение народов всего мира стало возможным после достижения определенного уровня мирового развития и после страданий двух мировых войн. Созданную в 1945 г. Организацию Объединенных Наций Н. Н. Моисеев рассматривает как прообраз коллективного разума человечества. Этот объе-

диненный разум пока находится в стадии развития. Ему не хватает силы проведения решений в жизнь. В деятельности мирового сообщества проявился очень важный феномен — консенсус, когда важные решения подготавливаются, ищутся формулировки, устраивающие все стороны, и решение принимается без голосования [5, с. 321—331]. Такой способ выработки решений связан с процессами единения человечества.

Таким образом, диалектика (основной закон) может быть рассмотрена как логика развития целостности (единства), что соответствует основным тенденциям нашего времени к синтезу, интеграции и единству человечества, социально-экономической и культурной жизни. Противоречия показывают достигнутый уровень целостности и направление, в котором эта целостность развивается, а разрешение противоречий есть способ осуществления единства.

Основное противоречие ноосферного развития — между материальными и духовными сторонами жизни общества — решается становлением ноо-сферного общества и ноосферного сознания. Ноосферное сознание — это новая целостность, которая необходима для решения глобальных проблем современности и основного противоречия ноосферного развития, так же как и само ноосферное сознание является результатом решения этих проблем, ноосферных конфликтов и противоречий.

Целостность ноосферного сознания обеспечивается становлением и развитием ноосферного мировоззрения, глобального универсального мышления, экологическим, нравственным и ноосферным императивами, этикой целостности, действиями основного ноосферного и основного семиотического законов, закона единения.

Библиографический список

1. Антонов Н. П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу // Антонов Николай Павлович. Философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. С. 200—232.

2. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г. П. Аксенов. М. : Современник, 1993. С. 462—520.

3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.

4. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2002. Ч. 1. 158 с.

5. МБоу А.-М. Время народов : сб. ст. : пер с фр. М. : Междунар. отношения, 1985. 336 с.

6. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир, 2001. 200 с.

7. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. 312 с.

8. Радьяр Д. Планетаризация сознания. М. : Ваклер, 1995. 304 с.

9. Реалии ноосферного развития : материалы межгос. науч.-практ. конф. «Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия», Иваново, 21—23 мая 2003 г. М. : Ноосфера, 2003. 396 с.

10. Сиверц ван Рейзема Я. В. Философия планетаризма. Планетарный разум земной цивилизации. М. : Новое тысячелетие, 2005. 592 с.

11. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.

12. Смирнов Г. С. Интеллигенция как фактор разрешения ноосферных конфликтов // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. 396 с.

13. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума. Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.

14. Соловьев В. С. Оправдание добра / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Алгоритм, 2012. 656 с.

15. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1988. Т. 2. С. 140—288.

16. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 240 с.

17. Федоров В. М. Биосфера — земледелие — человечество. М. : Агропромиздат, 1990. 237 с.

18. Цанн-кай-си Ф. В. Философия как теоретическое мировоззрение : курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб., 2009. 442 с.

19. Toffler A. Powershift. N. Y. : Bantam books, 1990. 177 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.