Научная статья на тему 'СТАТУС И РОЛЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СТАТУС И РОЛЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / преподаватель / система высшего образования. / student / teacher / higher education system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна

В современных условиях, связанных с возрастанием роли цифровых технологий как в обществе в целом, так и в системе высшего образования в частности, меняются функции и роли преподавателя в образовательном процессе. Участниками данного процесса выступают и преподаватели, и студенты и поэтому для изучения статусно-ролевых характеристик педагога высшей школы, необходимо учитывать мнение обеих сторон. С помощью авторского исследования методом опроса студентов (n=1372) и профессорско-преподавательского состава (n=419) Казанского (Приволжского) федерального университета, были выявлены как противоречия, так и общие представления о статусе и роли преподавателя вуза в условиях цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND ROLE OF HIGHER SCHOOL TEACHER IN ASSESSMENTS OF TEACHERS AND STUDENTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In modern conditions, associated with the increasing role of digital technologies both in society as a whole and in the system of higher education in particular, the functions and roles of the teacher in the educational process are changing. The participants in this process are both teachers and students, and therefore, in order to study the status-role characteristics of a higher school teacher, it is necessary to take into account the opinions of both sides. With the help of the author's research by surveying students (n=1372) and faculty (n=419) of Kazan (Volga Region) Federal University, both contradictions and general ideas about the status and role of a university teacher in the context of digitalization of education were identified.

Текст научной работы на тему «СТАТУС И РОЛЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Шамсутдинова И.И.

СТАТУС И РОЛЬ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.2.52-55

Аннотация. В современных условиях, связанных с возрастанием роли цифровых технологий как в обществе в целом, так и в системе высшего образования в частности, меняются функции и роли преподавателя в образовательном процессе. Участниками данного процесса выступают и преподаватели, и студенты и поэтому для изучения статусно-ролевых характеристик педагога высшей школы, необходимо учитывать мнение обеих сторон. С помощью авторского исследования методом опроса студентов (п=1372) и профессорско-преподавательского состава (п=419) Казанского (Приволжского) федерального университета, были выявлены как противоречия, так и общие представления о статусе и роли преподавателя вуза в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: студент, преподаватель, система высшего образования.

Происходящие в условиях современной цифровиза-ции образования изменения в образе, статусе и роли преподавателя, безусловно, ощущаются обеими сторонами: и студентами, и самими преподавателями. Несмотря на трансформирующийся характер старых ролей в образовательном процессе под новые требования общества, направления такой трансформации, ее видение различны в представлении студентов и преподавателей, что сказывается на противоречивости отношений между ними.

В последние годы одни из направлений исследования в области изучения высшей школы были сосредоточены на изменениях, происходивших в структуре и социальном статусе преподавателя [1, 2], его профессиональной мотивации [3.], мобильности и особенностях занятости преподавателей [4].

Для выявления представлений студентов и педагогов высшей школы о роли преподавателя в современном образовательном процессе, автором было проведено социологическое исследование - опрос. В анкетировании приняли участие 1372 студента Казанского (Приволжского) федерального университета, представляющих различные половозрастные группы студенческого сообщества. Также был проведен опрос профессорско-преподавательского состава КФУ (п=419). Преподавательский стаж большинства участвовавших в опросе преподавателей более 16 лет

(46,2%), от 11 до 15 лет - 18,4%, от 6 до 10 лет - 19,4%, остальные преподают менее 5 лет. Результаты проведенного исследования позволили провести социологический анализ данных не только в контексте их количественной оценки, но и качественной, сделать следующие обобщения и выводы.

При оценке трансформации статуса преподавателя были задействованы как подвластные влиянию профессорско-преподавательского состава критерии, так и не зависимые от них. В противоречие с мнением студентов вступает согласие 57% преподавателей с высказыванием о влиянии возраста преподавателя с увеличением компьютерных технологий в образовательном процессе. Студенты уверены, что при желании постоянного саморазвития вполне возможно догнать поколение молодых преподавателей в области освоения информационно-коммуникационных технологий: более половины респондентов (52,3%) не считают возраст значимым показателем; всего для 18% студентов он оказывается важен. Более старшие преподаватели развиваются и совершенствуются в средствах цифрового пространства, а потому только 39% опрошенных считает, что старшее поколение преподавателей плохо разбирается в технике, компьютерных программах и прочих электронных ресурсах, тогда как половина участвовавших в опросе студентов не подтверждают наличие цифрового неравенства, где преподаватели старшего возраста ока-

зываются не столь компетентны, как молодые. Описанное противоречие между студентами и преподавателями лишний раз подтверждает необходимость введения дополнительных курсов для нивелирования цифрового неравенства ввиду возрастных ограничений.

По мнению половины преподавателей, в современных условиях, связанных с возрастанием роли цифровых технологий, наиболее важное место в работе преподавателя занимает его научный капитал, состоящий из научных публикаций, ученых степеней, званий. Это сильно противоречит представлению студентов о статусе преподавателя, для которых другие критерии имеют гораздо большее значение. Например, коммуникабельность в общении со студентами, коллегами и начальством, оцененная всего 28,9% преподавателей как приоритетный вариант, по мнению студентов, занимает действительно значимое место среди преподавательских компетенций. Так, около 81,5% студентов за ценное качество, играющее важную роль при формировании преподавательского образа, считают доброжелательное отношение к студентам.

Стоит отметить связанное с предыдущим противоречие в представлениях студентов и преподавателей, касающееся преподавательского статуса. Ввиду развития и внедрения цифровых технологий перед участниками образовательного процесса открылись новые каналы связи, снизившие уровень формализованности общения преподавателей и студентов и повлекшие нарушение рабочий и личных границ преподавателей: действительно, 15,9% студентов могут сделать звонок в выходной день, 31,8% опрошенных считают приемлемым связываться посредством отправки СМС-сообщений в выходные дни, 19,2% допускают написание СМС-сообщений преподавателю в ночное время. Большая часть преподавателей (71,7%) высказывается о таком явлении как о недостатке информационно-коммуникационных технологий, из которых 37,5% респондентов замечают отсутствие должного уважения и культуры общения со стороны студентов. В то время как преподаватели склонны расценивать данное явление негативно, студенты транслируют положительное отношение к неформальному общению, располагающему к более комфортной обстановке в процессе получения знаний, что, по их мнению, на прямую влияет на качество и эффективность усвоения материала.

Понимание важности высокой коммуникабельности в современном мире приводит к тому, что требования к коммуникативной компетентности предъявляются не только к преподавателям. В современных цифровых реалиях 22,3% преподавателей в качестве своей задачи видят формирование коммуникативной компетенции, выраженной в способности успешной и эффективной коммуникации,

приобретающей все большее значение в эпоху информационно-коммуникационных технологий, когда большое количество людей оказывается постоянно погружено во взаимодействие с другими. Не менее важно это становится ввиду сформировавшегося рынка труда, на котором активно развивается сфера услуг, а потому профессиональная траектория выпускника ВУЗа напрямую зависит от имеющихся у него коммуникативных компетенций. Это понимают студенты, а потому ожидают от преподавателей проектирования занятий, на которых обучающиеся могли бы совершенствоваться в данной области. Так, 59,8% респондентов предпочитают формат проведения занятий в виде дискуссионных обсуждений различных проблем, формат вопрос-ответ, что способствует большему не только усвоению материала дисциплины, но и закреплению некоторых навыков коммуникации; примерно 88% респондентов хотели бы, чтобы преподаватели использовали специальные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями. Однако из данных опроса видно, что преподаватели готовы выстраивать занятия подобным образом, формируя у обучающихся навыки общения и взаимодействия с другими, так как 43,9% опрошенных преподавателей среди основных задач отметили организацию индивидуальной и командной работы обучающихся.

Всего треть преподавателей считает умение ориентироваться в цифровых технологиях приоритетным вариантом на фоне других черт преподавателя, необходимых в современных условиях цифровизации, несмотря на то, что студенты предпочитают посещать те занятия, на которых в полной мере реализуются информационно-коммуникационные возможности. Согласно требованиям студентов к профессорско-преподавательскому составу, 72% участвовавших в опросе студентов в процессе оценивания компетенций преподавателя и его профессионализма будут учитывать и аспект использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Реализация в преподавательской деятельности возможностей информационно-коммуникационных технологий, то есть именно показ электронных презентаций, видеороликов, картинок и т.д., оказывается предпочтительным вариантом подачи материала для 82% студентов, вероятно, по причине более эффективного усвоения предмета при включении сразу нескольких каналов восприятия информации. Безусловно, навык пользования цифровыми технологиями и успешного их применения на занятиях будет в глаза студентов существенным преимуществом для каждого преподавателя.

Более того, студенты высказывают запрос к преподавателям, в соответствии с которым последние должны принимать активное участие в формировании профессиональ-

ных компетенций, обучающихся в области ориентирования в сформировавшемся информационном поле, учить их находить и отличать ценные ресурсы, предоставлять площадки и возможности для реализации творческого потенциала студенческой молодежи. С этим согласна и доля преподавателей: 41,4% респондентов выделили развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в обширной цифровой среде как одну их своих основных задач в современных цифровых реалиях.

Большинство студентов (84,9%) среди задач преподавателя видят также стремление заинтересовать обучающихся в своей дисциплине. Как следствие - для 86,2% респондентов главная причина нежелания посещать занятия состоит в неинтересной, скучной подаче материала. В отличие от студентов, склонных переносить ответственность за качество своего образования на преподавателей, почти все респонденты-преподаватели (91,7%) уверены, что ответственность за успехи студента в университете должны нести и университет, включая профессорско-преподавательский состав, и сам студент. Пока университет делает все возможное, чтобы студент реализовал свой потенциал, обучающийся должен также прилагать все усилия, чтобы воспользоваться предоставленными возможностями саморазвития.

Ведущей ролью преподавателя, по мнению 54% респондентов-преподавателей, является наставничество, что вполне соответствует представлению студентов о современном преподавателе, который, имея индивидуальный подход к каждому студенту, учит новые поколения ориентироваться в информационном поле и развивает личностные и профессиональные качества студентов. Данный показатель совпадает с мнением студентов, из которых 58,6% признаки важность наставничества в учебном процессе. Через наставничество преподаватель способен указать пути и направления обучения, что повышает качество всего образовательного процесса. В то время как 40,6% участвовавших в опросе преподавателей говорят об общей тенденции снижения и ослабления роли профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе, 33,5% респондентов-студентов решающую роль в учебном процессе приписывают именно преподавателю. С одной стороны, это еще раз подчеркивает перенос студентами на преподавателя ответственности за успехи и реализацию в учебной деятельности. С другой стороны, делает преподавателя в глазах студента действительно значимым лицом, от которого зависит качество полученных знаний и уровень их усвоения. Последнее же говорит о схожести в представлениях о будущем преподавателя и его роли в образовательном процессе. Большинство преподавателей уверены, что профессия еще долго будет актуаль-

на даже в условиях все большей цифровизации образования. 44,9% считают, что распространяющиеся электронные образовательные курсы и программы не способны заменить преподавателя, так как преподаватель выполняет множество других функций помимо передачи знаний, в том числе функцию педагогическую. Среди студентов заявить об утрате актуальности преподавательской профессии, несмотря на бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, делающих знания общедоступными и предоставляющих возможности самостоятельного получения умений и навыков, готовы всего 1,7% обучающихся, что свидетельствует о признании в глазах студентов важности преподавательской роли.

Таким образом, можно сделать вывод, что происходящие трансформации в образовании, внедрение компьютерных программам и информационных технологий еще долгое время не смогут вытеснить профессорско-преподавательский состав с рынка труда. Преподаватель, что признанно обеими сторонами учебного процесса, обладает качествами и характеристиками, которые не могут быть заменены цифровыми технологиями на данной стадии их развития. Среди таких задач, которые ожидаются от преподавательской деятельности, формирование профессиональных и личностных компетенций, стимулирование и развитие творческого потенциала. Прямая передача теоретического знания перестает быть столь значимой задачей преподавателя в силу того, что она уже частично заменена информационно-коммуникационными технологиями. Примером могут служить как набравшие популярность подкасты, лектории в социальных сетях, так цифровые площадки, на которые могут быть загружены один раз записанные лекционные занятия и воспроизводимые многократно, в том числе такого формата придерживается электронный образовательный ресурс КФУ. Традиционные лекционные занятия теряют актуальность; однако студенты сами предлагают преподавателям выход из такой ситуации, высказываясь о предпочтениях дискуссионных форматов, что, способствуя включенности в образовательный процесс и взаимодействие с другими людьми, выгодно отличает очное лекционное занятие с преподавателем от аналогичного электронного формата. Следовательно, главным отличием от цифровых образовательных технологий является коммуникация с другими участниками учебного процесса, а потому для студентов приобретает большое значение доброжелательный настрой преподавателя. Неформальная обстановка и демократический стиль преподавания повышают комфортность учебного процесса; тем не менее, по мнению преподавателей, студенты в таких условиях склонны переходить границы рабочего и личного. Несмотря на данное неприятное для

преподавателей обстоятельство, ориентация на студентов и стремление к продуктивному взаимодействию с ними также влияет на удержание значимых позиций в образовательном процессе, так, как и преподавателями, и студен-

тами роль наставника расценена как имеющая ценность и благоприятно сказывающаяся на результатах учебного процесса, качестве и уровне полученных знаний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бондаренко Л.Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы // Социологические исследования. - 2000. - № 10. - С. 125-127.

2. Шамсутдинова И.И. Трансформация статуса и роли преподавателя вуза в условиях цифровизации (на примере КФУ) // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2021. - №1 (1) - С. 95-98.

3. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателя вуза // Социологические исследования. - 2004. - № 1. -С. 119-124.

4. Назарова И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. - М., 2005. - 280 с.

Информация об авторе

Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

E-mail: 89173914070@mail.ru

Shamsutdinova I.I.

STATUS AND ROLE OF HIGHER SCHOOL TEACHER IN ASSESSMENTS OF TEACHERS AND STUDENTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Abstract. In modern conditions, associated with the increasing role of digital technologies both in society as a whole and in the system of higher education in particular, the functions and roles of the teacher in the educational process are changing. The participants in this process are both teachers and students, and therefore, in order to study the status-role characteristics of a higher school teacher, it is necessary to take into account the opinions of both sides. With the help of the author's research by surveying students (n=1372) and faculty (n=419) of Kazan (Volga Region) Federal University, both contradictions and general ideas about the status and role of a university teacher in the context of digitalization of education were identified.

Keywords: student, teacher, higher education system.

Literature

1. Bondarenko L.Yu. Changes in the structure and social status of higher school teachers // Sociological research. - 2000. -No. 10. - P.125-127.

2. Shamsutdinova I.I. Transformation of the status and role of a university teacher in the context of digitalization (on the example of KFU) // Kazan Social and Humanitarian Bulletin. - 2021. - No. 1 (1) - P. 95-98.

3. Dubitsky V.V. On the motivation of the activity of a university teacher // Sociological research. - 2004. - No. 1. - Pp. 119-124.

4. Nazarova I.B. Teachers of economic disciplines: professional potential, features of employment and labor motivation. - M., 2005. - 280 p.

Аuthor

Shamsutdinova Ilsiya Ildusovna, Senior Lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.

E-mail: 89173914070@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.