Научная статья на тему 'СТАТУС ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША'

СТАТУС ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассохин Иван

На сегодняшний день на русском языке трудно найти серьезное исследование, связанное с польским парламентаризмом - имеющиеся работы по этому вопросу были написаны более 40 лет назад и безнадежно устарели. Настоящая статья восполняет ощущаемый в России пробел в знаниях о правовой системе Польши, в частности о статусе члена польского парламента. Автор анализирует и сравнивает правовое положение депутатов Сейма и сенаторов, основания прекращения их полномочий, исследует особенности депутатского иммунитета и юридической ответственности членов парламента. В завершение статьи автор указывает на практическую значимость исследования с точки зрения совершенствования статуса парламентария в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТУС ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША»

Статус члена парламента в Республике Польша

Иван Рассохин

на сегодняшний день на русском языке трудно найти серьезное исследование, связанное с польским парламентаризмом - имеющиеся работы по этому вопросу были написаны более 40 лет назад и безнадежно устарели. Настоящая статья восполняет ощущаемый в России пробел в знаниях о правовой системе Польши, в частности о статусе члена польского парламента. Автор анализирует и сравнивает правовое положение депутатов Сейма и сенаторов, основания прекращения их полномочий, исследует особенности депутатского иммунитета и юридической ответственности членов парламента. В завершение статьи автор указывает на практическую значимость исследования с точки зрения совершенствования статуса парламентария в России.

При выборе темы для исследования нам не мог не броситься в глаза тот факт, что сколько-нибудь удовлетворительного обзора о польском парламентаризме, отличавшегося относительной полнотой и глубиной исследования, в нашей стране до настоящего времени не создано. В советское время в 50-х — начале 70-х годов выходили работы, посвященные парламенту Польши, но они на сегодняшний день безнадежно устарели1. После распада Советского Союза ситуация существенным образом не изменилась. По-прежнему выходят отдельные публикации, посвященные тем или иным правовым институтам2, но они в большинстве своем не относятся к исследованиям о парламентаризме. Вышедшая в 2004 году книга тоже не меняет общей картины, так как посвящена конституционному праву Польши в целом и описывает парламент весьма лаконично3.

Между тем парламентаризм в Польше имеет очень давние исторические традиции. Вопреки устоявшемуся мнению, что общегосударственный шляхетский Сейм появился в конце XV века, когда в его составе выделились две палаты (Палата депутатов и Сенат)4, мы встречаемся с упоминаниями о нем еще в начале XV века. Тогда он существовал в виде не разделившегося еще на две палаты общегосударственного съезда представителей шляхты. В истории мирового конституционализма Польше принадлежит особое место: в

мае 1791 года польский Сейм принял Конституцию, именовавшуюся Правительственным законом или уставом (имелось в виду правительство в широком смысле этого понятия — как вся система высшей государственной власти). Тем самым Польша первым из европейских государств получила писаную конституцию5.

На русском языке издано множество исследований, посвященных странам Западной Европы или США, хотя указанные страны при безусловном признании их роли в развитии мирового конституционализма были и остаются очень далекими нашей стране. Данная статья представляет читателю, незнакомому с польским языком, такой важный элемент парламентаризма, как статус члена парламента. Сегодня в России мало известно о правовой системе Польши. Появление подобных статей, доступных широкому кругу читателей, позволит восполнить этот пробел.

Правовой статус парламентария охватывает его взаимоотношения с избирателями, права и обязанности, непосредственно связанные с его деятельностью в качестве члена парламента, ответственность, а также дополнительные права и привилегии, имеющие целью обеспечить осуществление данной деятельности. Правовой статус депутатов и сенаторов6 устанавливается Конституцией 1997 года, Законом об осуществлении мандата депутата и сенатора от 9 мая 1996 года

(далее — Закон об осуществлении мандата), Законом о порядке выборов в Сейм и Сенат Республики Польша от 12 апреля 2001 года (далее — Закон о выборах), определяющими основания прекращения мандата и порядок кооптации в случае досрочного прекращения депутатских полномочий, и, кроме того, регламентами палат парламента.

Конституция в статье 102 устанавливает традиционное для европейских парламентов положение о несовместимости мандатов депутата и сенатора. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Конституции несовместимыми с депутатским мандатом являются должности Председателя Польского Национального Банка, Председателя Верховной Палаты Контроля, Уполномоченного по Гражданским Правам, Уполномоченного по Правам Ребенка и их заместителей, члена Совета по Денежной Политике, члена Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, посла, а также работа в Канцелярии Сейма, Канцелярии Сената, Канцелярии Президента Республики или работа в правительственной администрации. При этом данный запрет не касается членов Совета Министров и государственных секретарей в правительственной администрации. Судьи, прокуроры, служащие гражданской службы, военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, должностные лица полиции, а также должностные лица служб охраны государства не могут осуществлять депутатский мандат. Иные случаи запрета совмещать депутатский мандат с публичными функциями, а также запрета его осуществления определяются законодательством7.

Все права и обязанности, присущие депутатам и сенаторам, можно условно разделить на две группы. Первая включает полномочия члена парламента, связанные с его деятельностью в рамках соответствующей палаты. Это так называемые «внутренние» полномочия, связанные с функционированием палаты и ее органов. Вторая группа полномочий («внешние») связана с деятельностью парламентария вне палаты и распространяется на отношения депутатов и сенаторов с субъектами, не входящими в систему парламента.

Рассмотрим полномочия первой группы. Основным правом и обязанностью депутата и сенатора является активное участие в ра-

боте своей палаты, а также Национального Собрания8 и их органов. В статье 4 Закона об осуществлении мандата говорится, что членам парламента создаются условия и гарантии, необходимые для осуществления обязанностей и полномочий, вытекающих из мандата. Права и обязанности члена парламента не могут осуществляться в период лишения его свободы.

Депутат и сенатор обязаны присутствовать и активно участвовать в заседаниях, соответственно, Сейма или Сената, а также Национального Собрания и их органов, в которые они выбраны. Депутат может быть членом не более чем двух постоянных комиссий палаты. Аналогичные положения распространяются и на сенатора. В целях исполнения своих обязанностей, вытекающих из осуществления мандата, депутаты и сенаторы имеют право:

1) выражать свое мнение и вносить предложения, рассматриваемые на заседаниях, соответственно, Сейма или Сената и их органов;

2) избирать и быть избранным в органы соответствующей палаты парламента;

3) обращаться в Президиум своей палаты с просьбой рассмотреть определенные вопросы на заседании палаты или ее комиссий;

4) обращаться в комиссии своей палаты с просьбой рассмотрения определенных вопросов;

5) осуществлять законодательную инициативу и выступать с инициативой принятия постановлений соответствующей палаты и вносить их проекты на рассмотрение своей палаты. Здесь следует отметить, что законодательную инициативу в отношении Сейма осуществляет каждый депутат в отдельности, в то время как Сенат выступает как единый субъект законодательной инициативы. Иными словами, отдельные сенаторы не могут быть инициаторами принятия законопроектов (ч. 1 ст. 118 Конституции);

6) принимать участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых, соответственно, Сеймом или Сенатом и их комиссиями.

В порядке, предусмотренном регламентами палат парламента, депутаты и сенаторы могут создавать по политическому принципу фракции, депутатские группы и другие объединения членов соответствующей палаты. Фракцию образуют, соответственно, не ме-

нее чем 15 депутатов и 7 сенаторов, а депутатскую группу — 3 депутата или 3 сенатора. Члены каждой из палат польского парламента могут состоять только в одном политическом объединении депутатов.

Также депутаты Сейма имеют ряд прав, которыми не наделены члены верхней палаты польского парламента. Речь идет о тех правах, которые вытекают из различий в правовом статусе и в полномочиях Сейма и Сената. Помимо упоминавшегося выше права законодательной инициативы, депутаты имеют следующее из него право участвовать в рассмотрении законопроектов и вносить к ним поправки (ч. 2 ст. 119 Конституции и ст. 14 Закона об осуществлении мандата). Порядок осуществления вышеперечисленных прав членов обеих палат парламента конкретизируется в регламентах Сейма и Сената.

К внешним полномочиям депутатов Сейма относится право вносить депутатские запросы и интерпелляции, которого лишены сенаторы. Это объясняется возложением именно на Сейм функций по контролю за деятельностью правительства (ч. 2 ст. 95 Конституции). Депутаты и сенаторы имеют право получать от членов Совета Министров, а также от должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления информацию и разъяснения по вопросам, вытекающим из обязанностей депутата и сенатора.

В соответствии с частью 1 статьи 191 Конституции члены каждой из палат наделены правом обращения в Конституционный Трибунал с предложениями по вопросам, входящим в его компетенцию. Инициаторами возбуждения производства в Конституционном Трибунале могут быть Маршалы Сейма и Сената, а также группы численностью в 50 депутатов или 30 сенаторов.

Члены парламента регулярно общаются с избирателями и их организациями, принимают от них заявления и петиции, которые они учитывают при осуществлении депутатской деятельности. Законом об осуществлении мандата охраняется депутатская тайна: депутат вправе не разглашать сведения о лице, которое сообщило ему ту или иную информацию в связи с осуществлением им депутатской деятельности. В таких случаях не применяются положения уголовно-процессуального законодательства об обязанности дачи показаний.

Для определения правового статуса члена парламента в Конституции используется понятие «мандат». Статья 104 Конституции 1997 года гласит, что депутаты являются представителями народа; наказы избирателей их не связывают. Данное положение Конституции выражает классическое определение свободного мандата, сначала формулируется его суть (депутаты являются представителями народа), а затем вводится запрет применения элементов императивного мандата (наказы избирателей их не связывают). Из указанных положений Конституции следуют две базовые черты депутатского мандата: универсальность (депутат представляет весь народ в целом, а не отдельные группы избирателей либо их организации) и независимость (ни избиратели, ни их объединения не имеют правовой возможности давления на депутата с целью повлиять на его позицию при голосовании)9. Третьим элементом свободного мандата является принцип невозможности отзыва, который проистекает из существа свободного мандата.

Влияние политических партий на функционирование парламента признается и, более того, подразумевается Конституцией. Толкование части 1 статьи 104 позволяет обозначить границы влияния политических партий на деятельность парламентариев, а также те правовые формы, которые может принимать это влияние. Недопустимыми являются формы влияния, противоречащие существу свободного мандата и превращающие его в партийный императивный мандат. Таким противоречием следует признать предоставление политическим партиям возможности досрочного лишения мандата депутатов, являющихся их членами. Фактически это означало бы установление института отзыва депутата. Так, например, неконституционной признал Конституционный Трибунал появившуюся в польском парламенте первого созыва практику отставки in blanco, которая заключалась в том, что условием выдвижения кандидата от какой-либо партии было подписание им заявления об отказе от мандата (добровольной отставке) без проставления даты. Данное заявление сдавалось на хранение в руководство партии10. Точно так же недопустимы такие формы зависимости депутатов от политических партий, как обязательство депутата возместить затраты на свою избирательную кам-

панию в случае выхода из фракции в парламенте или иного нарушения партийной дисциплины. Принцип свободного мандата не допускает, наконец, установление правового запрета на выход депутата из своей политической фракции или переход в другую фракцию.

Прекращение мандата происходит, как правило, вместе с окончанием срока полномочий парламента, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и Законом об осуществлении мандата. Прекращение депутатского мандата может наступить и до истечения срока полномочий парламента (не рассматривается случай роспуска11 парламента) по основаниям, перечисленным в Законе о выборах:

1) утрата пассивного избирательного права;

2) лишение мандата на основании решения Государственного Трибунала;

3) отказ от мандата;

4) смерть депутата;

5) если депутат занимает на момент избрания или назначается после избрания на должности, которые в соответствии с Конституцией и законами несовместимы с депутатским мандатом. Если в течение 14 дней со дня опубликования результатов выборов депутат заявит председателю соответствующей палаты о своем отказе от соответствующей должности, то мандат сохраняется;

6) если депутат избран членом Европейского Парламента;

7) сокрытие информации о работе в органах государственной безопасности с 1944 по 1990 годы или сотрудничестве с указанными органами;

8) отказ или уклонение в течение трех месяцев от принесения присяги.

Перечень оснований прекращения депутатского мандата закрытый.

В польской правовой доктрине не используются понятия, привычные для российской науки конституционного права: деление депутатских гарантий на иммунитет и индемнитет. В польском праве они называются, соответственно, формальный и материальный иммунитеты12. Здесь мы будем использовать польскую правовую терминологию.

Формальный иммунитет охватывает запрет на привлечение депутата к уголовной ответственности, а также запрет ареста или иного лишения свободы депутата; он ограни-

чен по времени действия, то есть распространяется только на лиц, которые в данный момент осуществляют парламентские мандаты. Иммунитет в равной степени распространяется на всех депутатов и сенаторов, независимо от того, какое положение депутат занимает в парламенте. На иммунитет не влияет также факт одновременного исполнения каких-либо иных функций или государственных должностей депутатом или сенатором (не являющихся несовместимыми с депутатским мандатом).

Сфера действия формального иммунитета в соответствии с частью 2 статьи 105 Конституции распространяется только на уголовную ответственность. Формальный иммунитет охватывает уголовное судопроизводство в судах любого уровня, в том числе в Государственном Трибунале. Конституция распространяет формальный иммунитет на широкую область отношений, охватывающую все виды уголовно-процессуальных действий, которые могут быть применены к депутату или сенатору. Вне конституционно установленной области действия данного иммунитета остаются дисциплинарная и иные виды профессиональной ответственности.

Формальный иммунитет распространяется на все стадии уголовного судопроизводства. Это вовсе не означает, что на каждой из них необходимо получение нового согласия палаты или самого парламентария13. Единожды выраженное согласие палаты либо самого депутата означает возможность проведения необходимых процессуальных действий в последующих стадиях, однако без такого однократно выраженного согласия проведение каких бы то ни было процессуальных действий в отношении депутата или сенатора недопустимо.

Временные рамки действия иммунитета совпадают со сроками действия мандата. Иммунитет приобретается в момент начала действия мандата: это происходит в день опубликования результатов выборов либо в случае кооптации — в день постановления председателя палаты о замещении мандата (ст. 11 Закона об осуществлении мандата), то есть до принесения депутатом присяги. Иммунитет прекращает свое действие в день истечения мандата, причем выше было отмечено, что Конституция предусматривает возможность лишения мандата на основании решения Го-

сударственного Трибунала (ч. 2 ст. 107 Конституции).

Большое значение имеет момент совершения действия, являющегося основанием для привлечения депутата к ответственности. Расследование по преступлению, совершенному до получения мандата, не подпадает под действие формального иммунитета. Конституция 1997 года в части 3 статьи 105 указала, что уголовное дело, начатое в отношении лица до дня избрания его депутатом, приостанавливается по требованию соответствующей палаты до истечения срока действия мандата. Согласие депутата на продолжение расследования, начатого до получения мандата, исключает возможность его приостановления на основании решения палаты. Формальный иммунитет имеет относительный характер, поскольку может быть снят по решению, соответственно, Сейма или Сената, а также, если сам парламентарий добровольно от него откажется.

Снятие иммунитета должно производиться в отношении конкретного уголовного процесса. Невозможна общая отмена иммунитета для определенного ряда случаев либо вообще применительно ко всем действиям, которые могли бы быть совершены членом парламента. Палата парламента, принявшая постановление о даче согласия на привлечение ее члена к уголовной ответственности, а также депутат, выразивший согласие на это, не вправе в последующем пересмотреть свои решения14.

Формальный иммунитет охватывает и вопросы, связанные с арестом или задержанием депутата. В части 5 статьи 105 Конституции говорится, что депутат не может быть задержан или арестован без согласия палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления и если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего процессуального порядка. О задержании незамедлительно уведомляется председатель палаты, который может приказать немедленно освободить задержанного.

Неприкосновенность представляет собой особую составляющую формального иммунитета, поэтому решение о ее снятии всегда должно приниматься отдельно от решения о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности. Эти вопросы могут решаться в рамках одного постановления па-

латы (так часто и делается на практике), но необходимо отдельно указать на это в тексте постановления. В польской доктрине утвердилось мнение, что депутат может только выразить согласие на привлечение его к уголовной ответственности, но в то же время это согласие не означает снятие его депутатской неприкосновенности, — на это должно быть получено согласие соответствующей пала-ты15. Следовательно, сам депутат не может отказаться от своей неприкосновенности.

Сущность материального иммунитета состоит в ненаказуемости определенных деяний, что исключает наступление ответственности за их совершение. Этот иммунитет касается только определенной группы действий, однако в тех областях, на которые он распространяется, иммунитет приобретает абсолютный характер. Поскольку он в принципе исключает противоправный характер деяния, постольку данный иммунитет не может быть отменен. Что касается круга субъектов материального иммунитета, то он охватывает всех лиц, осуществлявших в настоящее время или в прошлом парламентский мандат. Действие, которое может привести к наступлению ответственности, но входит в область, охваченную иммунитетом, должно иметь место в период действия мандата и не может быть совершено ни до получения, ни после его прекращения. Сферу действия материального иммунитета составляет деятельность, входящая в область осуществления депутатского мандата. Здесь понятие ответственности, в отличие от формального иммунитета, охватывает все ее формы, то есть конституционную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Неохваченной остается только сфера дисциплинарной ответственности в рамках самого представительного органа.

Материальный иммунитет не распространяется на действия депутата, которые нарушают права третьих лиц. Однако вместе с тем в Конституции (ч. 1 ст. 105) содержится положение о том, что в случае нарушения прав третьих лиц действиями, вытекающими из осуществления мандата, депутат может быть привлечен к ответственности только с согласия соответствующей палаты.

Юридическую ответственность, которую могут нести польские парламентарии, можно разделить на следующие виды: конституцион-

ная, уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Возможности применения уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности членов польского парламента существенно ограничиваются формальным и материальным иммунитетами, о чем уже упоминалось выше.

Сфера действия конституционной ответственности депутатов и сенаторов очень ограничена. Они несут ответственность перед Государственным Трибуналом только в случаях, указанных в статье 107 Конституции. Согласно этой статье, депутат не может заниматься экономической деятельностью, связанной с получением прибыли от государственного или муниципального имущества, а равно приобретать это имущество. За нарушение этого положения депутат может быть привлечен к ответственности перед Государственным Трибуналом, который принимает решение о лишении депутата мандата16. Причем следует иметь в виду, что Государственный Трибунал, помимо конституционной ответственности в виде лишения мандата, может также выносить решения о применении мер уголовной ответственности по отношению к должностным лицам, подпадающим под его юрисдикцию, в том числе и к членам парламента. Инициировать перед Государственным Трибуналом вопрос о привлечении к конституционной ответственности соответствующего депутата или сенатора может каждая из палат. Аналогичный порядок предусмотрен и для привлечения депутатов и сенаторов к уголовной ответственности перед Государственным Трибуналом.

Дисциплинарная, или так называемая рег-ламентарная, ответственность предусмотрена регламентами палат парламента17. Дела о нарушениях, связанных с экономической деятельностью депутата и с представлением декларации об имущественном положении (ст. 33—35 Закона об осуществлении мандата), рассматривает Президиум соответствующей палаты после получения заключения комиссии палаты по регламенту. Президиум может применить в отношении провинившегося депутата следующие меры ответственности: сделать депутату замечание, вынести предупреждение и, наконец, объявить выговор. Постановление Президиума палаты может быть в течение 14 дней обжаловано в

палату. Жалоба подлежит рассмотрению на ближайшем пленарном заседании палаты. По итогам рассмотрения жалобы палата может отменить постановление Президиума или оставить его в силе. В случае отказа в удовлетворении жалобы или непринесения жалобы по истечении 14 дней постановление вступает в силу и подлежит оглашению в палате.

Дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении других депутатских обязанностей рассматривает комиссия соответствующей палаты по регламенту. Меры дисциплинарной ответственности, которые в отношении нарушителя может применить комиссия по регламенту, совпадают с мерами, которые применяет Президиум палаты.

В том случае, если депутат своими действиями препятствует работе палаты или ее органов (например, депутат игнорирует призывы Маршала к порядку), Президиум Сейма может принять решение об уменьшении размера депутатского оклада или парламентских суточных на срок до трех месяцев. В отношении аналогичных нарушений со стороны сенаторов дела рассматривает Маршал Сената. Если депутат после неоднократного неисполнения призывов Маршала к порядку удален с заседания палаты, Президиум палаты может принять постановление об уменьшении размера жалования депутата или лишить его суточных на срок до шести месяцев. Также снижением денежного довольствия наказывается отсутствие депутата на заседаниях палаты или комиссии, в которую он избран, и непринятие участия в голосовании без уважительной причины.

Особого внимания в рамках регламентар-ной ответственности заслуживает деятельность Комиссии Сейма по депутатской этике. В 1998 году Сейм принял постановление, которым были утверждены принципы депутатской этики18. Аналогичный акт для Сената отсутствует. В данном постановлении установлены принципы, в соответствии с которыми члены нижней палаты должны осуществлять свою деятельность19. На основании этого постановления Комиссия по депутатской этике рассматривает дела депутатов, которые «ведут себя образом, не соответствующим высокому званию депутата» (ст. 145 Регламента Сейма). Комиссия принимает к рассмотрению дела, отнесенные к ее компетенции,

по собственной инициативе. По результатам рассмотрения дела Комиссия может применить следующие меры ответственности по отношению к нарушителю: сделать депутату замечание, вынести предупреждение, объявить депутату выговор. Постановления по делам о нарушениях депутатской этики подлежат обязательному опубликованию. Депутат вправе обжаловать указанное постановление в течение 14 дней в Президиум Сейма. Обжалование постановления приостанавливает доведение его до всеобщего сведения.

В целом следует признать, что статус члена польского парламента находится в рамках либеральной демократической модели, представленной сегодня в подавляющем большинстве европейских государств. Речь идет о свободном мандате польского парламентария, широкой сфере действия депутатского иммунитета и индемнитета, подробной регламентации оснований и процедуры привлечения к ответственности. Анализ положений польского законодательства заставляет прийти к выводу о стремлении любыми способами защитить как самого депутата, так и весь институт парламента, представительное начало в системе органов государственной власти. При этом надо отметить наличие новых и пока не известных России институтов, таких как стандарты публичной деятельности депутата и принципы депутатской этики как отдельный правовой акт, несоблюдение положений которого приводит к жесткой регламентарной ответственности в рамках палаты. Последнее, как представляется, особенно актуально для России, где многие депутаты в своей деятельности не придерживаются каких бы то ни было этических рамок.

Изучение правовых систем стран Восточной Европы, помимо чисто научных целей, имеет еще и очень важный практический аспект. Эти страны, так же как и Россия, значительный период в своей истории существовали при тоталитарном режиме и одновременно с Россией начали переход к демократическому государственному и общественному строю. Так же как и Россия, эти страны столкнулись с необходимостью кардинальной перестройки правовой системы в связи с провозглашением курса на демократические реформы и построение правового государства. Но за одинаковый исторический промежуток страны Восточной Европы, в том числе Польша,

смогли добиться намного больших успехов в построении демократии и правового государства, чем Россия. Поэтому изучение их опыта будет способствовать скорейшему становлению в нашей стране демократического режима, а принадлежность указанных стран и России к одной, континентальной правовой системе и большое сходство правовых систем делает этот опыт применимым в нашей стране с практической точки зрения.

Рассохин Иван — аспирант Государственного университета - Высшей школы экономики.

1 См., например: Махненко А. Х. Представительные органы государственной власти Польской Народной Республики. М., 1962; Розмарин С. Сейм и народные советы в Польской Народной Республике. Варшава, 1958.

2 См., например: Гарлицкий Л. Институт президентства в новой Конституции Польши // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3 (20), № 4 (21); МазурЯ. Верховная контрольная палата Республики Польша // Государство и право. 1995. № 6; Трещетен-кова Н. Ю. О парламентском контроле в Польской Республике // Журнал российского права. 2000. № 10.

3 См.: Чехарина В. И. Основы конституционного строя Республики Польша. М., 2004.

4 См.: Трещетенкова Н.Ю. Сейм и Сенат Польши / Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002. С. 180.

5 См.: Страшун Б. А. Вводная статья к Конституции Республики Польша / Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. Т. 2. С. 675.

6 Поскольку положения, характеризующие правовой статус депутатов, в равной степени могут быть отнесены и к сенаторам (ст. 108 Конституции Республики Польша), то в дальнейшем мы для удобства изложения наряду с терминами «член парламента» и «парламентарий» будем оперировать также понятием «депутат», обозначая этим термином членов обеих палат польского парламента. В тех случаях, когда о депутатах будет идти речь как о членах нижней палаты польского парламента, это будет особо оговариваться.

7 Среди актуальных публикаций польских ученых на тему несовместимости мандата парламентария можно отметить: Zubik М. Ш^о^^е zaloze-ша шеро1^а1поза mandatu parlamentamego //

Przegl^d Sejmowy. 2008. Nr 4 (87). S. 103-118; Jagielski J. Administracja rzgdowa oraz admini-stracja samorzgdowa w kontekscie zasady niepo-Igczalnosci mandatu parlamentarnego // Przeglgd Sejmowy. 2008. Nr 4 (87). S. 119-132; Cieslik Z. Problem niepolgczalnosci mandatu w opiniach Biura Analiz Sejmowych // Przeglgd Sejmowy. 2008. Nr 4 (87). S. 135-147.

8 Традиционно для польского конституционализма Конституция не содержит общего обозначения парламента как единого двухпалатного органа, предусматривая, что обе палаты в установленных случаях действуют как Национальное Собрание. Согласно части 1 статьи 114, в случаях, определенных в Конституции, Сейм и Сенат, заседая совместно под председательством Маршала Сейма или в порядке его замещения — Маршала Сената, действуют как Национальное Собрание. Таких случаев совместного заседания палат всего четыре: принесение присяги Президентом Республики (ст. 130 Конституции), предъявление обвинения Президенту (ч. 2 ст. 145), признание стойкой неспособности Президента исполнять должностные обязанности по состоянию здоровья (п. 4 ч. 2 ст. 131) и заслушивание послания Президента (ст. 140). Национальное Собрание принимает свой регламент.

9 См.: GrajewskiК. Status prawny posla i senatora. Warszawa, 2006. S. 17-21.

10 Ibid. S. 21-26.

11 Конституция 1997 года не содержит термина «роспуск», он заменен термином «сокращение срока полномочий».

12 См.: Mordwilko J. O immunitecie materialnym i formalnym // Zeszyty prawnicze. 2004. Nr 2 (2). S. 89.

13 См.: Mordwilko J. Status prawny posla i senatora / Prawo parlamentarne: Seminarium dla nowo wybranych poslöw VI kadencja. Warszawa, 2007. S. 66.

14 Ibid. S. 67.

15 Ibid. S. 68.

16 При этом депутаты и сенаторы вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не указанной в статье 107. Правда, в таком случае они не получают жалования от государства.

17 Подробнее о дисциплинарной ответственности польских парламентариев см.: Mordwilko J. Im-munitet poselski a odpowiedzialnosc zawodowa i dyscyplinarna // Zeszyty prawnicze. 2007. Nr 4 (16). S. 41-45.

18 Uchwala Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 17 lipca 1998 r. Zasady Etyki Poselskiej (http:// www.sejm.gov.pl/prawo/zep.htm).

19 Подробнее о проблеме этических стандартов деятельности членов польского парламента см.: Tokarczyk R. Etyka parlamentarzysty jako polity-ka w ujgciu poröwnawczym // Przeglgd Sejmowy. 2008. Nr 4 (87). S. 67-85; Etyka parlamentarzysty a charakter mandatu przedstawicielskiego // Przeglgd Sejmowy. 2008. Nr 4 (87). S. 87-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.