Научная статья на тему 'Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе'

Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / ОНКОЛОГИЯ / ХОСПИС / PALLIATIVE CARE / ONCOLOGY / HOSPICE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Азарев В. Н., Мартусевич Андрей Кимович, Бухвалов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

УДК 614.2:616-08-039.75

В. Н. ЛАЗАРЕВ', А. К. МАРТУСЕВИЧ2, С. А. БУХВАЛОВ3

Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе

'Департамент здравоохранения Нижнего Новгорода; 2ФГУ Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии Минздравсоцразвития России; 3Больница № 47, Нижний Новгород

Ключевые слова: паллиативная помощь, онкология, хоспис Key words: palliative care, oncology, hospice

Известно, что хоспис (от англ. hospice — приют, дом упокоения) — одна из паллиативной помощи, реализуемая как специализированное медицинское учреждение для обеспечения помощи неизлечимо больным в конце жизни с расширенными социальными функциями (адекватное обезболивание, обработка ран, участков трофических повреждений кожных покровов, симптоматическое лечение, психологическая, социальная и духовная поддержка пациента и его родственников) [3, 5, 7, 10—14]. Идеология паллиативной помощи определяет хоспис как "добрый приют" [1, 8].

Характеризуя историю развития хосписного движения в мире, необходимо уточнить, что первый в мире хоспис был открыт в Англии, а к 1967 г. на территории Великобритании действовала уже целая сеть подобных специализированных учреждений [3, 5, 11].

В нашей стране первый хоспис был открыт в 1990 г. в Санкт-Петербурге по инициативе английского журналиста В. Зорза и врача-психотерапевта А. В. Гнездилова при активной поддержке представителей общественности, в частности академика Д. С. Лихачева и писателя Д. А. Гранина.

В 1994 г. стал функционировать московский хоспис. К настоящему времени общее число хосписов составляет около 100 (на стадии организации — более 20), из них только в Санкт-Петербурге — более 10. По мнению А. В. Гнездилова, особенностью российских хосписов является то, что 2/3 больных умирают в стационаре, это "некачественная цифра", поскольку свидетельствует о низком социальном уровне населения [3]. В соответствии с данными Е. С. Введенской и соавт. (2009) для удовлетворения потребности больных со злокачественными новообразованиями в паллиативной помощи требуется 12,5 койки на 250 тыс. населения при уровне смертности 10 на 1000 населения [2]. Подобный подсчет указывает, что в Нижегородской области с учетом численности населения, социально-экономических условий, уровня онкологической заболеваемости и смертности потребность в больничных койках для оказания паллиативной помощи этой категории пациентов составляет 330 коек.

В настоящее время описываемое учреждение, функционирующее на базе городской больницы №№ 47 Нижнего Новгорода, является хосписом смешанного типа (оказывает помощь как стационарно, так и на дому). Отделение состоит из стационара на 15 коек и выездной службы, которая обслуживает все районы Нижнего Новгорода. Для этой цели работают 3 выездные бригады, включающие врачебный и средний медицинский персонал.

Характеризуя развитие хосписной службы в 2010 г., следует отметить, что за это время выездной службой охвачены все районы Нижнего Новгорода, хотя на начальном этапе — только Ленинский и Канавинский районы. Сейчас она обслуживает в среднем 95 пациентов ежемесячно.

На 15 сентября 2010 г. выполнено 2476 выездов, под наблюдением находилось более 1000 человек, в том числе постоянно — 401 пациент. За время существования нижегородского хосписа стационарную помощь получили 297 человек. При этом большинство пациентов были госпитализированы первично (252 человека), повторная госпитализация производилась для 45 больных. На начальном этапе (сентябрь—декабрь 2009 г.), месячный объем госпитализации постоянно нарастал (с 7 до 42 больных в месяц), к февралю 2010 г. выйдя на сравнительно постоянный уровень — 25—30 пациентов в месяц.

На основании анализа нозологической структуры госпитализированных больных следует отметить, что она достаточно обширна. Наиболее распространенная среди пациентов хосписа онкологическая патология — рак молочной железы (23,6% больных), желудка (16,8%) и легкого (12,5%), что в целом соответствует общей структуре больных данного профиля [6].

Изучение территориальной принадлежности пациентов с терминальной стадией злокачественного новообразования позволило установить, что наибольшее их число проживает в Ленинском, Автозаводском и Сормовском районах, где расположены основные промышленные предприятия города.

Анализ возрастной структуры пациентов стационара показал, что абсолютное большинство госпитализированных больных старше 55 лет, однако существенная доля пациентов имеет меньший возраст (24,2%), причем 12 (4%) из них моложе 40 лет (4%).

Среди госпитализированных больных преобладали женщины (67%), что соответствует общей структуре онкологической заболеваемости [6].

Наиболее значимым показателем деятельности хосписа, как и любого лечебного заведения, является эффективность проводимого лечения. Так, улучшение состояния по выписке отмечено у 42,5% пациентов, отсутствие значимых изменений зафиксировано у 29,5%, но даже для этих больных в стационаре был обеспечен адекватный уход. Общая летальность в стационаре нижегородского хосписа составила 28%.

Оценивая структуру смертности в стационаре, сле-

Контактная информация: Мартусевич Андрей Кимович, ст. науч. сотр.; e-mail: [email protected]

дует отметить, что превалирующими нозологиями у умерших пациентов являются новообразования молочной железы (30,1%), желудка (18,1%), кишечника (14,5%) и легкого (10,8%).

Большинство скончавшихся больных были в возрасте старше 55 лет (67,16%), в возрасте 35—55 лет умерли 23% пациентов. В то же время сравнительно много умерших пациентов были в возрасте моложе 35 лет (9,84%). Половая структура умерших пациентов была практически аналогичной общей структуре госпитализированных больных. Так, доля женщин была преобладающей и составляла 70,5%.

Характеризуя деятельность хосписа, нельзя обойти вниманием особенности условий труда сотрудников [4]. Известно, что данная категория медицинских работников наряду с сотрудниками психоневрологических учреждений наиболее подвержена синдрому эмоционального выгорания [10]. К основным обусловливающим это факторам следует отнести сложность деятельности и необходимость эмоционального сопереживания по отношению к пациентам, а также необходимость отличной профессиональной и психологической подготовки.

Таким образом, нижегородский хоспис как первое муниципальное учреждение Нижегородской области данного профиля прочно занял свою нишу в оказании паллиативной помощи пациентам с инкурабельной патологией. В то же время для развития направления паллиативной медицины принципиальное значение имеют расширение и оптимизация деятельности хосписа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абузарова Г. Р. // Материалы науч.-практ. конф. «Хронические болевые синдромы». — Новосибирск, 2007.

2. Введенская Е. С., Кобзева Л. Ф., Введенская И. И. // Паллиатив. мед. и реабил. — 2009. — № 4. — С. 48—52.

3. Гнездилов А. В. Путь на голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. — СПб., 1995. — С. 49.

4. Ермолина Т. А., Мартынова Н. А., Красильников А. В. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2009. — № 6. — С. 27—31.

5. Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Т. 1 / Под ред. Г. А. Новикова и др. — М., 2004.

6. Организация онкологической службы в России / Под ред.

B. И. Чиссова и др. — М., 2007.

7. Осипова Н. А., Новиков Г. А., Прохоров Б. М. Хронический болевой синдром в онкологии. — М., 1998.

8. Осипова Н. А., Абузарова Г. Р. // Врач. — 2002. — № 4. —

C. 7—9.

9. Blagbrough J. // Nurs Stand. — 2010. — Vol. 24, N 52. — P. 35—39.

10. Gozdzik J. // Przegl. Lek. — 2010. — Vol. 67, N 1. — P. 77—79.

11. Halamandaris V. J. // Caring. — 2010. — Vol. 29, N 8. — P. 40.

12. Hedoux S. et al. // Ann. Pharm. Fr. — 2010. — Vol. 68, N 3. — P. 148—156.

13. Mazanec P. M., Daly B. J., Townsend A. // Am. J. Hosp. Palliat. Care. — 2010. — Vol. 27, N 8. — P. 560—566.

14. Medicare program; home health prospective payment system rate update for calendar year 2011; changes in certification requirements for home health agencies and hospices. Final rule // Fed. Regist. — 2010. — Vol. 75, N 221. — P. 70371—70486.

Поступила 11.01.11

© Е. Н. ЛОБЫКИНА, Ю. В. РУЗАЕВ, 2012 УДК 614.2:613.2

Е. Н. ЛОБЫКИНА, Ю. В. РУЗАЕВ

Диетологическая помощь населению в системе муниципального здравоохранения в условиях деятельности центров здоровья

ГОУ ДПО Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, МЛПУ Центр медицинской профилактики, Новокузнецк

Ключевые слова: диетологическая помощь, центр здоровья, обучение пациентов, школа рационального питания

Key words: dietary care, health center, patient education, rational nutrition school

Известно, что правильное питание является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, а диетотерапия — основной частью лечебных мероприятий практически для всего спектра неинфекционной патологии [2]. В одних случаях она осуществляется кратковременно (при острых состояниях), в других случаях следить за питанием необходимо всю оставшуюся жизнь.

Какие учреждения здравоохранения имеют ставку врача-диетолога? Как правило, это крупные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а в них — стационары.

Известно, что в связи с длительностью подготовки сертифицированного врача-диетолога (3,5 мес), а в настоящее время — и с жесткими правилами, требующими наличие у обучаемого одного из четырех вариантов сертификатов (по терапии, педиатрии, семейной меди-

цине и гастроэнтерологии) (приказ Минздравсоцразви-тия России № 705н от 09.Х11. 2008 "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников"), руководству ЛПУ выгоднее взять на эту должность диетологическую медицинскую сестру [2]. Так, в Новокузнецке в ЛПУ работает только 1 врач-диетолог, в остальных всю работу по организации и контролю лечебного питания проводит медицинская сестра. Хотя в обязанности врача-диетолога (приказ Минздравсоцразвития России » 330 от 05.08.2003), помимо контроля за работой пищеблока, организации питания для всех категорий больных, находящихся на стационарном лечении в ЛПУ входит и индивидуальная работа с пациентом, последняя на практике не проводится. Несмотря на предполагаемую широкую консультативную работу по питанию, функциональные обязанности врача-диетолога

Контактная информация: Лобыкина Елена Николаевна, д-р мед. наук, доц.; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.