Научная статья на тему 'Статистика машиностроения: основные показатели развития (часть 2)'

Статистика машиностроения: основные показатели развития (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4143
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисельников Е. А.

В статье отражена основная динамика по производству основных видов электротехнической продукции, проведен анализ финансового состояния машиностроительного комплекса, представлена технология расходов денежных средств в машиностроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS OF MECHANICAL ENGINEERING: BASIC INDICATORS OF DEVELOPMENT (PART 2)

In the article the basic dynamics of production of basic, the most important types of electrical products is revealed; the analysis of financial state of mechanical engineering complex is carried out; the technology of expenditures for money facilities in mechanical engineering is presented.

Текст научной работы на тему «Статистика машиностроения: основные показатели развития (часть 2)»

УДК 338

Е.А. Киселъников*

СТАТИСТИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

(ЧАСТЬ 2)

В статье отражена основная динамика по производству основных видов электротехнической продукции, проведен анализ финансового состояния машиностроительного комплекса, представлена технология расходов денежных средств в машиностроении.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, промышленность, функционирование, интеграция, показатель, экономическая деятельность, классификация, оценка эффективности, отрасль, электротехническая продукция, финансовое состояние.

Данная статья продолжает работу по статистическому обзору машиностроения [1].

Весь комплекс машиностроения достаточно обширен. В структуру машиностроительного комплекса России входят следующие отрасли [2]:

— машиностроение, из него двигателестроение и дизелестроение; подъемное, транспортное машиностроение; горнорудное и горно-шахтное машиностроение; железнодорожное машиностроение; нефтяное и химическое машиностроение; электротехническая промышленность; инструментальная промышленность и станкостроение; автомобильная промышленность; приборостроение; подшипниковая промышленность; коммунальное машиностроение, строительное и дорожное машиностроение; сельскохозяйственное и тракторное машиностроение; машиностроение для пищевой и легкой промышленности, бытовых приборов;

— промышленность металлических изделий и конструкций.

Рассмотрим электротехническую отрасль подробнее. Основная динамика по производству важнейших видов электротехнической продукции отражена в таблицах 4—6 [3].

Из данных таблиц видно, что основной спад производства по вытуску электротехнической продукции пришелся на 1994 и 1998 годы. Небольшое оживление и рост электротехнической промышленности начался только с 2000 года. Но здесь необходимо отметить, что производство некоторых видов продукции все еще продолжает находиться в стадии стагнации. Небольшой рост, который начался с 2000 года, существенной роли в общем объеме производства в электротехнической промышленности не сыпрал: машиностроительный комплекс России остается неэффективным. Отсюда вывод: структурная переориентация машиностроительной промышленности на производство продукции для сы1рьевыгх отраслей не в состоянии решить все проблемы инновационного, эффективного и устойчивого развития России.

Таблица 4

Объемы производства основной продукции электротехнической отрасли машиностроительного комплекса за 1990—1996 годы

Вид продукции 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996

Турбинные генераторы, млн кВт 8 6,7 5,5 4,8 3,1 2,8 2,4

Крупные электрические машины и установки, тыс. шт. 21,2 18,8 14,9 9 4,9 4,6 3,5

Электрические двигатели с высотой оси вращения 63-355 мм переменного тока, тыс. шт. 2000 1565 1148 913 404 450 341

* © Кисельников Е.А., 2013

Кисельников Евгений Александрович (ekiselnikov@mail.ru), кафедра экономики Поволжского института бизнеса, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галактионовская, 141.

Окончание таблицы 4

Взрывобезопасные электрические двигатели, тыс. шт. 68,7 52,7 41,2 24,1 21 16 14,3

Крановые электрические двигатели, тыс. шт. 11,6 - - - - 14,9 7,4

Силовые трансформаторы, млн кВА 41,6 - - - - 9,6 11,6

Электрические машины постоянного тока, тыс. шт. 141 - - - - 8,7 7,3

Силовые преобразователи мощностью 5 кВт и более, тыс. кВт 4771 - - - - 480 332

Осветительные электрические лампы, млн шт. 1098 - - - - 610 576

Маломощные электрические двигатели для механизации и автоматизации, млн шт. 16,6 - - - - 3,1 1,9

Таблица 5

Объемы производства основной продукции электротехнической отрасли машиностроительного комплекса за 1997—2003 годы

Вид продукции 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Г азовые и парогенераторы, млн кВт 3,7 2,9 2,1 1,4 3,8 3,4 4,0

Крупные электрические машины, тыс. шт. 3,4 2,9 3,6 4,1 4,1 3,3 3,8

Электрические двигатели с высотой оси вращения 63355 мм переменного тока, тыс. шт. 331 287 444 598 686 647 711

Взрывобезопасные электрические двигатели, тыс. шт. 21,3 26,7 38,1 52,6 48 32,9 37,7

Крановые электрические двигатели, тыс. шт. 5,8 4,9 7,6 10,7 13 11,6 12,8

Силовые трансформаторы, млн кВА 5,4 4,4 9,4 9,7 13,1 14,4 14,3

Электрические машины постоянного тока, тыс. шт. 7,0 76 8,3 10,7 11,0 9,6 10,9

Силовые преобразователи мощностью 5 кВт и свыше, тыс. кВт 686 429 540 947 1195 1363 1934

Осветительные электрические лампы, млн шт. 564 568 650 820 853 862 770

Маломощные электрические двигатели для механизации и автоматизации, млн шт. 1,6 1,7 3,9 4,4 3,3 3,8 3.1

Таблица 6

Объемы производства основной продукции электротехнической отрасли машиностроительного комплекса (производство электронного, оптического и электрооборудования) за 2004—2011 годы

Вид продукции 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Парогазогидравличес кие генераторы, млн кВт 3,8 5,0 4,8 4,9 5,5 6,8 6,1 5,2

Крупные электрические машины, тыс. шт. 4,0 4,4 4,6 5,2 4,9 2,3 2,0 1.3

Электрические двигатели с высотой оси вращения 63-355 мм переменного тока, тыс. шт. 805 742 914 903 579 269 243 210

Взрывобезопасные электрические двигатели, тыс. шт. 43 34,3 39,3 41,3 37,0 11,6 10,1 9,8

Крановые электродвигатели, тыс. шт. 19,2 18,0 16,3 18,1 20,4 4,5 3,1 2.1

Силовые трансформаторы, млн кВА 16,2 20,7 26,8 32,8 26,7 15,9 14,7 11,9

Электрические машины постоянного тока, тыс. шт. 11,1 10,2 10,1 10,9 11,6 6,5 4,4 3.2

Силовые преобразователи с мощностью до 5 кВт и более, тыс. кВт 3142 4405 5559 6299 5791 5208 48,31 41,6

Осветительные электрические лампы, млн шт. 771 816 890 980 912 870 710 639

Телевизоры бытовые, тыс. шт. 7018 6278 4601 6823 7028 4825 3240 2810

Маломощные электродвигатели для механизации и автоматизации, млн шт. 2,9 3,1 3,0 2,8 2,4 1,3 0,9 0,4

Эффективное использование основных производственных фондов на предприятиях машиностроения, которые обеспечивают экономичное применение ресурсов и высокое качество конечной выпускаемой продукции, построено на модернизации старого отечественного оборудования. В электротехнической отрасли общий уровень физического износа основных производственных фондов составляет более 50 %, а уровень полностью физически изношенных оборудования и машин приближается к 35 %. Нужно отметить, что в машиностроении объем оборудования и машин составляет порядка 50 % от задействованных в производстве основных фондов, что отражает неблагополучное состояние производства. Качество и структура имеющихся основных производствен-

ных фондов машиностроительного предприятия оказывают большое влияние на рентабельность выпускаемой продукции, которая составляет около 7 % (по этому показателю отрасль машиностроения находится на последнем месте в целом по промышленности), а рентабельность активов предприятий отрасли машиностроения составляет 3,4 % (это предпоследнее место по промышленности в целом). Это основная проблема, которая обусловливает потребность в повышении инновационной и инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий. Но на практике кардинальное обновление и модернизация основных производственных фондов в машиностроении идет очень медленно. И только внедрение в машиностроительное производство современной

техники и повышение эффективности функционирования данной отрасли способствовали появлению небольшого числа инновационно привлекательных предприятий в общем объеме около 43 % в промышленности. Также ими было отгружено 42 % востребованной инновационной продукции в конце 2011 года. Машиностроительный комплекс является лидером по уровню издержек на технологические новации: 50 % от общего числа промышленных предприятий [4].

Формирование стратегии эффективного функционирования машиностроительных предприятий предполагает обеспечение производственного комплекса профессиональными работниками. Технологическая и конструктивная сложность машиностроительной продукции требует большого разнообразия профессий и высокой квалификации рабочей силы. Приход в отрасль квалифицированных работников зависит от условий и уровня оплаты труда. Из анализа следует, что среднеме-

сячная зарплата производственно-промышленного персонала в машиностроении составила в 2004 году 6661,4 руб. (по промышленности в целом — 6688,7 руб.), уверенно приближаясь к общему уровню по промышленности в целом. К 2011 г. вырастает показатель выбытия работников с предприятий машиностроения в связи с уменьшением штата и по собственному желанию. Это говорит о желании топ-менеджеров предприятий повысить эффективность производства через уменьшение значительной части ручного труда. Численность персонала в машиностроении за 1995— 2011 годы уменьшилась более чем на 61 % (в электротехнической промышленности — на 47 %).

Для оценки эффективности функционирования предприятий машиностроения необходимо провести анализ финансового состояния машиностроительного комплекса. Данные анализа представлены по годам в таблицах 7—9.

Таблица 7

Показатели финансовой деятельности машиностроительного комплекса за 1992—1999 годы [5]

Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Кол-во нерентабельных предприятий

В целом по промышленности 1690 1738 5497 6985 11809 12510 13682 11068

По машиностроению и металлообработке 265 253 1256 1731 2871 2994 3483 2686

Рентабельность продаж продукции, % - 43,5 26,3 20,9 10,9 8 10 17,4

Рентабельность активов предприятий - 71,8 8,4 4,8 1,6 1,4 -0,9 4,1

Кол-во предприятий с просроченной задолженностью

покупателям - - 3784 4454 4121 4098 4348 4388

поставщикам - - 3419 3800 3842 3916 4116 4144

Суммарные обязательства предприятий, % - - 25,4 24 23,4 23,0 23,8 23,3

из них сверх срока, % - - 18,9 23,3 24 23,6 24,4 23,4

Имеющаяся кредиторская задолженность предприятий, % - - 21,2 22,5 22,4 22,5 23,2 23,7

В том числе просроченная, % - - 17,8 23,2 23,4 23,6 23,1 23,4

Имеющаяся дебиторская задолженность предприятий, % - - 15,3 19,6 17,1 17,3 18,3 19,9

Превышение уровня кредиторской задолженности над уровнем дебиторской, % - - 21,7 57,7 102,0 105,0 99,1 81,3

Основные показатели финансовой устойчивости предп зиятий

Ктл - 138,5 127,3 109,6 104 94,5 85,8 93,4

Косс - 26,2 7,1 12,7 -3,2 -10,7 -21,9 -18,3

Кавтономии - 33,3 61,1 71,3 78 69,5 55,3 48

Из таблицы 8 видно, что недостаточное нали- ностроения в общем числе всех убыточных пред-

чие финансовых ресурсов в отрасли машиностро- приятий по промышленности составляет 24 % и

ения делает всю производственную деятельность -5 % от общего количества предприятий машиноубыточной. Доля убыточных предприятий маши- строения.

Таблица 8

Показатели финансовой деятельности машиностроительного комплекса за 2000—2004 годы [6—8].

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004

Кол-во нерентабельных предприятий

В целом по промышленности 11171 10928 12085 11119 9629

По машиностроению и металлообработке 2404 2368 2810 2637 2274

Рентабельность продаж, % 14,1 13,6 11,3 8,7 7,0

Общая рентабельность активов предприятий 5,4 6,2 4 3,3 3,4

Кол-во предприятий с просроченной задолженностью

покупателям 4277 4040 3764 3318 3024

поставщикам 4007 3720 3482 2992 2728

Общие обязательства предприятий, % 25,1 24,6 25,9 23,5 23,4

из них просроченные, % 26,6 28,3 30 29,4 30,5

Имеющаяся кредиторская задолженность, % 26,1 28,1 28,4 26,7 26,7

В том числе просроченная, % 25,1 27,2 27,9 29,0 31,2

Имеющаяся дебиторская задолженность, % 20,7 22,2 22,4 21,7 18,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе просроченная, % 16,4 17,8 17,9 18,2 19,0

Превышение уровня кредиторской задолженности над уровнем дебиторской, % 80,2 78,5 80,4 74,6 77,7

Основные показатели финансовой устойчивости

Ктл 93,5 98,9 107,7 111,0 115,4

Косс -13,0 -8,3 -2,6 -4,8 -3,5

Кавтономии 42,7 40,3 42,3 39,1 37,8

Общая и основная специфика машиностроения, а также максимальный износ основных производственных фондов предприятий определяют структуру оборотных активов (20 %), которые в

большей своей части сосредоточены в незавершенном производстве, полуфабрикатах, сырье и готовой продукции.

Таблица 9

Показатели финансовой деятельности машиностроительного комплекса за 2005—2011 годы [9; 10].

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Кол-во нерентабельных предприятий

По обрабатывающим предприятиям 6969 5814 4494 4721 5451 4619 4213

По производству машин и оборудования 661 516 370 402 565 489 389

По производству электронного, оптического и электрооборудования 417 356 286 357 460 423 365

Рентабельность продаж,%

По производству машин и оборудования 7,9 7,3 7,1 7,0 7,0 7,0 6,8

По производству электронного, оптического и электрооборудования 8,3 9,1 9,8 9,1 8,6 6,9 6,1

Имеющаяся рентабельность активов предприятий, %

По обрабатывающим производствам 10,9 14,6 13,8 7,6 5,1 5,2 4,6

По производству машин и оборудования 6,8 6,9 7,3 6,4 2,0 1,8 0,9

Продолжение таблицы 9

По производству электронного, оптического и электрооборудования 6,1 8,2 10,4 5,4 3,1 1,5 0,8

Суммарные обязательства предприятий, млн руб.

По обрабатывающим производствам 4086346 4917319 6255420 8300130 9493698 9004321 8789860

По производству машин и оборудования 216452 273211 373810 508456 528355 484716 412687

По производству электронного, оптического и электрооборудования 194137 246108 301021 381771 381918 379910 367645

из них сверх срока, млн руб.

По обрабатывающим производствам 292083 254054 234704 334400 360918 348815 321456

По производству машин и оборудования 23070 17519 18457 20549 21203 19104 15687

По производству электронного, оптического и электрооборудования 22829 20918 19336 25308 22226 21216 19876

Имеющаяся кредиторская задолженность предприятий, млн руб

По обрабатывающим производствам 1776002 2225735 2885075 3372215 3733949 2926714 1678645

По производству машин и оборудования 141812 168725 229578 329081 336765 326764 298761

По производству электронного, оптического и электрооборудования 116354 146429 172574 230991 229495 219570 187650

из нее сверх срока, млн руб.

По обрабатывающим производствам 267179 231395 214979 300162 293605 281512 26871

По производству машин и оборудования 22244 16008 16376 20333 20461 18426 15782

По производству электронного, оптического и электрооборудования 21536 19973 18744 25042 19190 16210 12345

Имеющаяся дебиторская задолженность предприятий, млн руб.

По обрабатывающим производствам 1741679 2489907 2818119 3499717 3924341 2751418 218976

По производству машин и оборудования 89476 118536 175111 215336 235986 215913 190765

По производству электронного, оптического и электрооборудования 89233 116104 151020 183727 184911 178812 167856

Просроченная в том числе, млн руб.

По обрабатывающим производствам 171367 430511 203845 294012 282019 276410 265431

По производству машин и оборудования 11836 10981 13132 21773 19335 18506 16234

По производству электронного, оптического и электрооборудования 11574 9805 10698 17437 12159 11150 10876

Окончание таблицы 9

Превышение уровня кредиторской задолженности над уровнем дебиторской, млн руб

По обрабатывающим производствам 34323 -264172 66956 -127502 -190392 -261810 -298761

По производству машин и оборудования 52336 50189 54467 113745 100779 91250

По производству электронного, оптического и электрооборудования 27121 30325 21554 47264 44584 34815 28987

Основные показатели финансовой устойчивости

Ктл

По обрабатывающим производствам 139,7 150,2 139,0 140,5 138,4 136,2 130,7

По производству машин и оборудования 120,4 127,7 125,0 127,2 125,9 124,1 119,8

По производству электронного, оптического и электрооборудования 129,3 137,4 141,0 132,4 137,2 130,7 127,9

Косс

По обрабатывающим производствам -2,8 2,9 -5,1 -8,3 -12,3 -16,8 -18,9

По производству машин и оборудования 5,1 5,9 4,9 2,9 1,9 0,9 0,7

По производству электронного, оптического и электрооборудования 9,6 12,6 16,0 9,9 10,1 8,3 8,7

Анализ представленных выше таблиц показывает, что денежные средства в машиностроении расходуются в первую очередь на оплату производства работ, услуг, сырья, полуфабрикатов (70 %), на оплату труда персонала (15 %), на выплату дивидендов собственникам (1,9 %), на оплату налогов и сборов (11,8 %). Представленную технологию расходов денежных средств, где основную долю затрат включают расчеты с поставщиками, нельзя считать сложившийся, так как этот факт вызван не только нехваткой финансовых ресурсов от продаж основной продукции, но также высоким уровнем физического износа основных средств производства и имеющейся трудоемкости промышленного производства, а именно низким уровнем производительности труда.

Слабый уровень финансовой устойчивости предприятий машиностроения характеризует значительный уровень их кредиторской задолженности: 27 % от общего уровня по промышленности и просроченной кредиторской задолженности в размере 30 %. Наличие факта финансовых и других материальных проблем в машиностроении подчеркивает и превышение объема кредиторской задолженности предприятий над дебиторской на 78 %.

В современной информационной экономике машиностроение больше других отраслей промыш-

ленности нуждается в инновационных технологиях, небольшую потребность в которых частично дополняет ряд зарубежных стран. В настоящее время объем производства промышленной продукции всего машиностроения России составляет 14,1 % от общего объема производства, в то время как в США — 47,8 %, Германии — 51,4 %, Японии — 52,8 %.

В завершение следует отметить, что современное состояние и функционирование машиностроительного комплекса России обусловлено наличием целого ряда проблем:

— экономических;

— технических и технологических;

— кадровых;

— финансовых;

— институциональных;

— внешнеэкономических.

Каждую проблему раскроем более подробно:

1. Экономические проблемы машиностроительного комплекса России выражаются в значительном и целенаправленном сокращении промышленного производства машиностроительной продукции за 1990—2011 годы, которые обусловлены существующей спецификой функционирования данной отрасли, а именно большим износом основных производственных фондов, существенными

затратами на приобретение сырья, полуфабрикатов и комплектующих и оплату труда персоналу.

2. Технические и технологические проблемы отрасли машиностроения заключаются в слабом использовании современной дорогостоящей техники и инновационных технологий, обеспечивающих выпуск современной и конкурентоспособной продукции, а также позволяющих при их использовании перейти к экологической концепции ресурсосбережения с минимумом отрицательного воздействия на окружающую среду. Современные технологии при дальнейшем их применении должны также способствовать повышению ресурсной эффективности. В настоящее время в машиностроительном комплексе применяются техника и технологии советского периода производства, которые требуют высоких трудовых и капитальных затрат.

3. Проблемы обеспечения кадрами состоят в том, что Россия утратила среднее специальное образование. Потеряна сеть ГПТУ, ПТУ, училищ по подготовке рабочих кадров. А кроме этого, потерян престиж рабочей профессии. Да и заработная плата по отрасли оставляет желать лучшего. Данная проблема рассматривает вопросы по обеспечению отрасли машиностроения профессиональными специалистами, квалифицированной рабочей силой, в том числе сотрудниками НИИ.

4. Финансовые проблемы связаны со слабой инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий и своевременным обеспечением текущего производственного процесса необходимым количеством финансовых ресурсов. Главной причиной уменьшения инвестиций в основной производственный капитал промышленных предприятий называют недостаточность оборотных средств. Это вызвано в первую очередь тем, что на предприятиях большие затраты на производство продукции и, следовательно, высокая ее себестоимость, поэтому продукция имеет слабую конкурентоспособность. О высоком уровне материалоемкости промышленного производства свидетельствует тот факт, что оборотные средства предприятий состоят в основном из сырья и производственных запасов.

5. Наличие институциональных проблем характеризуется несовершенством рынка и институциональными лакунами, а также низкой эффективностью нормативно-правового регулирования предприятий машиностроения. На ряде предприятий не до конца урегулированы отношения прав собственности, существуют конфликты между раз-

личными собственниками, трудовым коллективом и руководством. А между тем ведь именно от отрасли машиностроения зависит развитие экономики России в целом, а также разработка, формирование и внедрение новой эффективной правовой и институциональной системы.

6. Внешнеэкономические проблемы российского машиностроения требуют повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции машиностроения на мировом рынке, создания необходимых условий для осуществления успешной торговой деятельности за рубежом, а также обеспечения современного качества выпускаемой продукции, которая отвечает всем нормам и требованиям международного рынка. Выход на мировой рынок сможет обеспечить устойчивый рост и повышение эффективности функционирования промышленных предприятий, привлечение дополнительных инвестиций в машиностроительную отрасль, особенно это важно в связи со вступлением год назад России в ВТО.

Библиографический список

1. Кисельников Е.А. Статистика машиностроения: основные показатели эффективности функционирования // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2. С. 67-74.

2. Промышленность: стат. сб. / Гос. ком. СССР по статистике. М.: Информ.-изд. центр, 1991. 113 с.

3. Промышленность: стат сб. / Гос. ком. СССР по статистике. М.: Информ. изд. центр, 1991. 243 с.; Промышленность России: стат.сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 1995. 394 с.; Промышленность России: стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике; ред-кол.: Суринов А.Е. (пред.) [и др.]. М.: Госкомстат России, 2000 (2001). 462 с.

4. Промышленность России, 2005: стат. сб. / Фе-дер. служба гос. статистики (Росстат). М.: Статистика России, 2006. 688 с.

5. Промышленность России, 2005: стат. сб. / Фе-дер. служба гос. статистики (Росстат). М.: Статистика России, 2006. 709 с.

6. Промышленность: стат. сб. / Гос. ком. СССР по статистике. М.: Информ.-изд. центр, 1991. 113 с.

7. Промышленность России: стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике. М.: Госкомстат России, 2000 (2001). 679 с.

8. Промышленность России: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 1995. 288 с.

9. Промышленность: стат. сб. / Гос. ком. СССР по статистике. М.: Информ.-изд. центр, 1991. 113 с.

10. Курс МВА по стратегическому менеджменту / пер. с англ.; Портер М. [и др.]; ред. Лайм Фаэй, Роберт Рэпделл. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 596 с.

E.A. Kiselnikov*

STATISTICS OF MECHANICAL ENGINEERING:

BASIC INDICATORS OF DEVELOPMENT (PART 2)

In the article the basic dynamics of production of basic, the most important types of electrical products is revealed; the analysis of financial state of mechanical engineering complex is carried out; the technology of expenditures for money facilities in mechanical engineering is presented.

Key words: mechanical engineering, industry, functioning, integration, indicator, economic activity, classification, estimate of efficiency, branch, electrical products, financial state.

* Kiselnikov Evgeniy Alexandrovich (ekiselnikov@mail.ru), the Dept. of Economics, Volga Region Institute of Business, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.