Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ'

СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / УЩЕРБ ОТ ПОЖАРА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кухарев А.С.

Рассматриваются вопросы статистического наблюдения за пожарами и их последствиями в регионах, рассмотрены статистические группировки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кухарев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS AS A TOOL REFLECTING THE LEVEL OF FIRE SAFETY IN VARIOUS REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The issues of statistical observation of fires and their consequences in the regions are considered, statistical groupings are considered

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ»

УДК 614.8.067

Кухарев А. С. студент магистратуры ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Россия, Иваново

СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ

Аннотация: рассматриваются вопросы статистического наблюдения за пожарами и их последствиями в регионах, рассмотрены статистические группировки

Ключевые слова: пожар, ущерб от пожара, статистические группировки, пожарная безопасность.

Kukharev A.S. master's student Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Russia, Ivanovo

STATISTICS AS A TOOL REFLECTING THE LEVEL OF FIRE SAFETY IN VARIOUS REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the issues of statistical observation of fires and their consequences in the regions are considered, statistical groupings are considered Keywords: fire, fire damage, statistical groupings, fire safety

В субъектах РФ руководство статистикой осуществляют территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Статистическое исследование - это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (сведений, информации) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

В процессе статистического исследования выделяются следующие обязательные этапы: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, анализ и обобщение статистических данных (ин -формации).

Статистическое наблюдение - планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами го -сударственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.

Статистическая сводка и группировка собранных в процессе статистического наблюдения данных является вторым этапом статистического исследования.

По глубине обработки материала различают сводку в узком и широком понимании. Сводка в узком понимании представляет собой операцию по подсчету итоговых данных, характеризующих совокупность.

Сводка в широком понимании представляет собой научную обработку первичных статистических сведений, включает в себя группировки исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет групповых и общих итогов, внесение их в формы статистических таблиц.

Сводка статистических материалов осуществляется на основе научно разработанной программы, которая включает в себя: выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп; перечень показателей, которые необходимо подсчитать для характеристики групп и объекта в целом; дифференциацию территориальных границ, в которых необходимо произвести разработку материала (область, край, республика и т.п.,); степень детализации ведомственной подчиненности, в пределах которой должны быть сведены материалы.

Различают первичную и вторичную сводку. Первичная сводка - это обработка и подсчет первичных данных (по документам первичного учета), непосредственно собранных в процессе статистического наблюдения; вторичная сводка - обработка и подсчет сведенных данных первичной сводки.

В зависимости от объема данных сводка первичной статистической информации может производиться тремя способами:

а) вручную (при сравнительно небольшом объеме материала);

б) с помощью счетно-перфорационных машин;

в) на электронно-вычислительных машинах.

Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:

1) УНД и ПР ГУ МЧС России по субъекту РФ;

2) подразделения ФПС ЗАТО МЧС России.

Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных [1].

Статистическая группировка - это один из основных методов обработки и анализа первичной статистической информации, заключающийся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам.

Центральная задача группировки заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа полученных в результате статистического наблюдения данных разбить их на качественно однородные виды или типы.

Статистическая наука выработала следующие основные правила для выбора группировочных признаков:

1) в основание группировки необходимо положить наиболее существенные признаки, отвечающие задачам исследования данного явления;

2) группировочные признаки должны отбираться с учетом конкретных особенностей изучаемых явлений;

3) для всесторонней характеристики сложных общественных явлений целесообразно брать несколько (систему) признаков.

1450 1250 1050 850 650 450 250 50 -150

692

732

723

650

616

2017

2018

2019

2020

2021

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

| I Пожары о Гибель

Травмы

Рисунок 1. Пример выбора группировочных признаков

Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой (Рисунок 1, 2)

О 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 300 350 900

Рисунок 2. Динамика количества пожаров

В сложной группировке разделение совокупности производится по двум и более признакам, их системе, взятым в сочетании (комбинации). В основу группировки могут быть положены как количественные, так и качественные группировочные признаки. Первые имеют числовое выражение.

Качественные (атрибутивные) признаки отражают состояние единиц совокупности, которые не могут быть выражены количественно (пол людей, погибших при пожаре, их национальность, семейное положение и т.д.).

Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее -лицензиаты), подразделения пожарной охраны, не являющиеся лицензиатами, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны и лицензиаты не участвовали, но информация о которых поступила от физических и юридических лиц.

Анализ статистики пожаров и ЧС проводится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен проводиться с учетом демографических, климатических, социально-экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, которые включаются в планы оперативно-служебной деятельности территориальных надзорных органов МЧС России, а также в личные планы-графики осуществления надзорной деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору.

Вместе с тем, чтобы спрогнозировать насколько пожароопасна ситуация в регионе необходимо обратиться к расчётам пожарного риска.

Исследования рисков, создаваемых пожарами, в настоящее время крайне актуальны, так как необходимость сокращения потерь общества от пожаров очевидна. На сегодня состояние пожарной безопасности в стране приобрело характер неосознанной проблемы. Пожары оказывают отрицательное воздействие на экономику, все чаще угрожают жизни и здоровью людей.

Исследования рисков, создаваемых пожарами, в настоящее время крайне актуальны, так как необходимость сокращения потерь общества от пожаров очевидна.

На сегодня состояние пожарной безопасности в стране приобрело характер неосознанной проблемы. Пожары оказывают отрицательное воздействие на экономику, все чаще угрожают жизни и здоровью людей.

Многообразие возможных ситуаций, связанных с деятельностью в техносфере, предполагает возникновение одной из составляющих чрезвычайных ситуаций - пожарного риска [2,3]. Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Вопросы, касающиеся оценки пожарных рисков, были постоянным объектом внимания ученых. При этом особое внимание методам оценки риска стали уделять после техногенных аварий, крупных пожаров, приведших к многочисленным человеческим жертвам и материальному ущербу.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что основная цель расчётов и анализа рисков - выявление слабых звеньев в системе обеспечения пожарной безопасности объектов и регионов в целом. Эти расчёты необходимы для сравнительного анализа различных вариантов использования технических, социальных, экономических и административных мер оптимизации предлагаемых противопожарных мероприятий.

Использованные источники:

1.Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный законот 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3.Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Присяжнюк Н.Л., Морозов В.И. Оценка стоимости реализации некоторых позиций «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»// Сборник статей по вопросам технического регулирования в области пожарной безопасности. -М.: АНО «МАПБ», 2010. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.