УДК 614.8.067
Кухарев А. С. студент магистратуры ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия, Иваново
СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РФ
Аннотация: рассматриваются вопросы статистического наблюдения за пожарами и их последствиями в регионах, рассмотрены статистические группировки
Ключевые слова: пожар, ущерб от пожара, статистические группировки, пожарная безопасность.
Kukharev A.S. master's student Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Russia, Ivanovo
STATISTICS AS A TOOL REFLECTING THE LEVEL OF FIRE SAFETY IN VARIOUS REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the issues of statistical observation of fires and their consequences in the regions are considered, statistical groupings are considered Keywords: fire, fire damage, statistical groupings, fire safety
В субъектах РФ руководство статистикой осуществляют территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.
Статистическое исследование - это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (сведений, информации) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.
В процессе статистического исследования выделяются следующие обязательные этапы: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, анализ и обобщение статистических данных (ин -формации).
Статистическое наблюдение - планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Статистическое наблюдение может проводиться органами го -сударственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.
Статистическая сводка и группировка собранных в процессе статистического наблюдения данных является вторым этапом статистического исследования.
По глубине обработки материала различают сводку в узком и широком понимании. Сводка в узком понимании представляет собой операцию по подсчету итоговых данных, характеризующих совокупность.
Сводка в широком понимании представляет собой научную обработку первичных статистических сведений, включает в себя группировки исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет групповых и общих итогов, внесение их в формы статистических таблиц.
Сводка статистических материалов осуществляется на основе научно разработанной программы, которая включает в себя: выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп; перечень показателей, которые необходимо подсчитать для характеристики групп и объекта в целом; дифференциацию территориальных границ, в которых необходимо произвести разработку материала (область, край, республика и т.п.,); степень детализации ведомственной подчиненности, в пределах которой должны быть сведены материалы.
Различают первичную и вторичную сводку. Первичная сводка - это обработка и подсчет первичных данных (по документам первичного учета), непосредственно собранных в процессе статистического наблюдения; вторичная сводка - обработка и подсчет сведенных данных первичной сводки.
В зависимости от объема данных сводка первичной статистической информации может производиться тремя способами:
а) вручную (при сравнительно небольшом объеме материала);
б) с помощью счетно-перфорационных машин;
в) на электронно-вычислительных машинах.
Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:
1) УНД и ПР ГУ МЧС России по субъекту РФ;
2) подразделения ФПС ЗАТО МЧС России.
Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных [1].
Статистическая группировка - это один из основных методов обработки и анализа первичной статистической информации, заключающийся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам.
Центральная задача группировки заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа полученных в результате статистического наблюдения данных разбить их на качественно однородные виды или типы.
Статистическая наука выработала следующие основные правила для выбора группировочных признаков:
1) в основание группировки необходимо положить наиболее существенные признаки, отвечающие задачам исследования данного явления;
2) группировочные признаки должны отбираться с учетом конкретных особенностей изучаемых явлений;
3) для всесторонней характеристики сложных общественных явлений целесообразно брать несколько (систему) признаков.
1450 1250 1050 850 650 450 250 50 -150
692
732
723
650
616
2017
2018
2019
2020
2021
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
| I Пожары о Гибель
Травмы
Рисунок 1. Пример выбора группировочных признаков
Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой (Рисунок 1, 2)
О 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 300 350 900
Рисунок 2. Динамика количества пожаров
В сложной группировке разделение совокупности производится по двум и более признакам, их системе, взятым в сочетании (комбинации). В основу группировки могут быть положены как количественные, так и качественные группировочные признаки. Первые имеют числовое выражение.
Качественные (атрибутивные) признаки отражают состояние единиц совокупности, которые не могут быть выражены количественно (пол людей, погибших при пожаре, их национальность, семейное положение и т.д.).
Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее -лицензиаты), подразделения пожарной охраны, не являющиеся лицензиатами, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны и лицензиаты не участвовали, но информация о которых поступила от физических и юридических лиц.
Анализ статистики пожаров и ЧС проводится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен проводиться с учетом демографических, климатических, социально-экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, которые включаются в планы оперативно-служебной деятельности территориальных надзорных органов МЧС России, а также в личные планы-графики осуществления надзорной деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору.
Вместе с тем, чтобы спрогнозировать насколько пожароопасна ситуация в регионе необходимо обратиться к расчётам пожарного риска.
Исследования рисков, создаваемых пожарами, в настоящее время крайне актуальны, так как необходимость сокращения потерь общества от пожаров очевидна. На сегодня состояние пожарной безопасности в стране приобрело характер неосознанной проблемы. Пожары оказывают отрицательное воздействие на экономику, все чаще угрожают жизни и здоровью людей.
Исследования рисков, создаваемых пожарами, в настоящее время крайне актуальны, так как необходимость сокращения потерь общества от пожаров очевидна.
На сегодня состояние пожарной безопасности в стране приобрело характер неосознанной проблемы. Пожары оказывают отрицательное воздействие на экономику, все чаще угрожают жизни и здоровью людей.
Многообразие возможных ситуаций, связанных с деятельностью в техносфере, предполагает возникновение одной из составляющих чрезвычайных ситуаций - пожарного риска [2,3]. Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Вопросы, касающиеся оценки пожарных рисков, были постоянным объектом внимания ученых. При этом особое внимание методам оценки риска стали уделять после техногенных аварий, крупных пожаров, приведших к многочисленным человеческим жертвам и материальному ущербу.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что основная цель расчётов и анализа рисков - выявление слабых звеньев в системе обеспечения пожарной безопасности объектов и регионов в целом. Эти расчёты необходимы для сравнительного анализа различных вариантов использования технических, социальных, экономических и административных мер оптимизации предлагаемых противопожарных мероприятий.
Использованные источники:
1.Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный законот 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3.Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Присяжнюк Н.Л., Морозов В.И. Оценка стоимости реализации некоторых позиций «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»// Сборник статей по вопросам технического регулирования в области пожарной безопасности. -М.: АНО «МАПБ», 2010. - 130 с.