Научная статья на тему 'Статистика европейской религиозности: от секуляризации до триумфа идентичности'

Статистика европейской религиозности: от секуляризации до триумфа идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
820
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье проанализированы последние социологические опросы по религиозной жизни Европы. Основное внимание уделено проблемам восприятия европейцами собственной религиозной идентичности, значения веры в жизни секулярного общества и его граждан. Сделан вывод о том, что религиозная идентичность вместе с ростом чувства национальной идентичности на фоне миграционного, социального и политического кризисов сохраняет свое значение в общественно-политической жизни. Идентичность становится важным свидетельством поиска обществом ответов на вызовы современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Statistics of the European religiosity: from the secularization to the triumph of the identity

The article analyzed the last sociological surveys on religious life in Europe. The attention on the large scale was given to the problems of the perceiving by the Europeans of their own religious identity, the significance of the faith in the life of the secular society and its citizens. The author concluded that the religious identity in the context of the migration, social and political crisis preserved its value in the social and political life. The identity becomes the important evidence of the societal attempts to find the answers on the challenges of the modernity.

Текст научной работы на тему «Статистика европейской религиозности: от секуляризации до триумфа идентичности»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

УДК 327

Роман ЛУНКИН1

СТАТИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ: ОТ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ДО ТРИУМФА ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы последние социологические опросы по религиозной жизни Европы. Основное внимание уделено проблемам восприятия европейцами собственной религиозной идентичности, значения веры в жизни секулярного общества и его граждан. Сделан вывод о том, что религиозная идентичность вместе с ростом чувства национальной идентичности на фоне миграционного, социального и политического кризисов сохраняет свое значение в общественно-политической жизни. Идентичность становится важным свидетельством поиска обществом ответов на вызовы современности.

Ключевые слова: религиозность, веротерпимость, межрелигиозный диалог, государственно-церковные отношения

Роль религии в жизни европейского общества всегда была предметом широкого обсуждения, а на протяжении последних веков отношение, прежде всего, к христианству было часто противоречивым и критическим. В ХХ в. церкви разных направлений были вытеснены из политической жизни, публичная сфера подверглась секуляризации, в результате которой вера стала восприниматься исключительно как «частное дело» каждого человека. Религия утратила свое прежнее значение в качестве символа легитимации власти и института, который освящает всю повседневную жизнь граждан. Европейское христианство, безусловно, пришло в упадок по сравнению с предыдущими столетиями своего развития и своим положением в обществе, а также в связи с теми позициями, которые христиане Европы занимают среди христиан всего мира, поскольку центры активного развития миссии и массовое увеличение количества верующих происходит с конца ХХ в. не в Европе, а в Африке, Азии и Латинской Америке. Однако на место прежней роли религии пришли новые смыслы и значения религии, не менее важные, чем в предыдущие тысячелетия истории христианства.

Исследованием европейской религиозности занимаются два крупнейших социологических института - это Европейское исследование ценностей (European values survey) и американский Pew Research Center (Центр Пью). Если первый больше внимания уделяет изучению моральных и общественных ценностей, а среди них и религии как элементу «частной жизни», то Центр Пью сконцентрировал свое внимание в 2017-2018 гг. на проблеме национальной и религиозной идентичности в Европе как самостоятельной ценности. Именно поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на опросах Центра Пью.

1 © Лункин Роман Николаевич, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН,

руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа». Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3. E-mail: romanlunkin@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018171178

Европейские страны в ходе показали в ходе опросов разный уровень ксенофобии и национализма, что само по себе не является чем-то новым. Но опрос выявил связь растущих «правых» настроений с христианской принадлежностью. Эксперты Центра Пью разработали индекс, основанный на ответах на вопросы, которые касаются неприятия иммигрантов, национализма и неприятия религиозных меньшинств (Nationalist, anti-Immigrant and anti-religious Minority (NIM) sentiment). В странах Западной и Северной Европы, где был проведен этот опрос, сторонники ксенофобии нигде не набрали большинства голосов. По 10-балльной системе довольно редко индекс составлял больше 5. Однако существенной оказалась разница в проценте тех европейцев, которые набрали от 5 до 10 пунктов по этому индексу, то есть проявили «бОльшую нетерпимость». Таких респондентов больше всего оказалось в Италии - 38%, Австрии - 29%, в Дании, Германии, Ирландии, Швейцарии - по 25%, Финляндии - 23%, в Великобритании - 22%, Бельгии - 20%. Во Франции, Норвегии, Португалии, Испании, Нидерландах - меньше 20%, а ниже всего индекс оказался в Швеции - 8% «ксенофобов». Было выявлено две закономерности, связанные с религией: среди тех людей, которые идентифицируют себя с христианами, индекс нетерпимости выше, чем среди остальных. Среди тех, кто знаком с мусульманами и принимает их в качестве соседей, индекс ниже. Более молодые люди больше знают о мусульманах и в большей степени отвечают, что они не связаны с какой-либо религиозной принадлежностью1.

Стоит задаться вопросом о том, что представляет из себя религиозная аффилиация европейцев, то есть насколько она серьёзна и укоренена в общественном сознании, а также почему она связана с «национализмом».

После, по крайней мере, двух веков массированной секуляризации, отделения церквей от государственной власти в большинстве стран Европы (кроме Англии и Уэльса, где государственной церковью является Англиканская), вытеснения религиозных символов из публичной жизни, закрытия церквей во многих странах, христианство осталось ключевым элементом самоидентификации европейцев. Большинство из них считают себя не-практикующими христианами, но это не просто декларация - в своих представлениях о Боге, о роли религии в обществе, они отличаются от людей без религиозной принадлежности. Стоит отметить также, что непрактикующими христианами в рамках опроса считаются те, кто назвал себя христианином и посещает церковь не более нескольких раз в год.

Среднее число практикующих христиан в странах Западной и Северной Европы составляет 18%, непрактикующих - 48%, без религиозной принадлежности - 24№, других религий - 5%. Во многих странах число практикующих верующих говорит о сохранении церковной семейной традиции посещения богослужений и в целом участия в какой-либо церковной активности (социальной работе, культурных акциях), которая также создается вокруг богослужений и после них. Это особенно ярко видно на фоне цифры в 6% практикующих православных в России, где церковные традиции и околоприходская деятельность были

1 Western Europeans vary in their nationalist, anti-immigrant and anti-religious minority attitudes. by JEFF DIAMANT AND KELSEY JO STARR JUNE 19, 2018. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/06/19/western-europeans-vary-in-their-nationalist-anti-immigrant-and-anti-religious-minority-attitudes/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

уничтожены в советский период. К примеру, в Австрии практикующих христиан - 28%, в Германии - 22%, в Ирландии - 34%, Италии - 40%, Португалии - 35%, Испании - 21%, Швейцарии - 27%1. Абсолютное большинство опрошенных также отметило, что воспитывает своих детей как христиан.

Для большинства европейских христиан идентичность стала социальным культурным маркером, который также много говорит о политических предпочтениях. Христиане более критично настроены по отношению к иммигрантам и мусульманам, но таких больше среди практикующих христиан. Непрактикующие приветствуют повышение роли религиозных институтов в обществе, но более либеральны (значительная часть одобряет аборты и однополые браки), чем практикующие более консервативные христиане. Более половины непракти-кующих христиан (52%) отметили, что важно вырасти в немецкой, французской и т.д. семье, чтобы быть по-настоящему немцем, французом и т.д. Среди практикующих эту опцию поддержало 72%. Это не говорит автоматически о радикальном национализме так ответивших людей, а лишь подчеркивает их приверженность традиционализму в противовес глобализации и либерализму.

Помимо этого, одним из следствий роста уровня «защитной» идентичности (от возможных посягательств на традиции, семью, веру) стало также увеличение сторонников необходимости поддержки религиозных ценностей и убеждений со стороны государства. Даже среди людей без религиозной принадлежности среднее число поддержавших это устремление составляет 14%, а среди христиан более половины. По опросам Центра Пью в Западной Европе все же тех, кто надеется на участие власти в сохранении религиозных ценностей меньше, чем в Восточной Европе.

По вопросу положительной оценки социальной роли церкви в европейском обществе сложился определенный консенсус, так как все категории опрошенных (христиане и люди без принадлежности) в значительной степени приветствуют работу церквей и других религиозных организаций среди нуждающихся (без принадлежности - 48%, непрактикующие христиане - 62%, практикующие - 78%). Мнение о том, что ислам не совместим с национальными ценностями, уже не является столь доминирующим: без принадлежности - 32%, непрактикующие христиане - 42%, практикующие - 49%. Насилие не связывается в сознании большинства с вероучением определенной религии, а скорее с тем, что экстремисты используют религию для оправдания своих действий. Еще с меньшим единодушием часть опрошенных и особенно христиан отмечает, что необходимо снизить поток иммиграции, что иммигранты «нечестны» и «нетрудолюбивы». Более того, более 80% опрошенных в странах Западной и Северной Европы вполне готовы принять мусульман в качестве своих соседей, более половины в качестве члена семьи. Это означает, что почва для исламофобии хотя и есть в европейском обществе (1 из 10 отвечает, что насилие укоренено в исламе), но критическое отношение к иммигрантам не связано с осуждением ислама в каком-либо виде.

1 Being Christian in Europe. FOR RELEASE MAY 29, 2018.URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2018/05/14165352/Being-Christian-in-Western-Europe-FOR-WEB1.pdf

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

Естественным трендом стало также большое количество опрошенных, особенно, среди христиан, которые заявляют, что «моя культура выше., чем остальные». В этом также проявляется традиционализм, стремление повысить свою самооценку, подчеркнув национальную идентичность. В определенной степени это является поворотом в общественном сознании в сторону от глобализации и всеядного плюрализма, стирающего границы. Поэтому только страхом перед мигрантами, исламом, экстремизмом и «христианским национализмом» объяснить новую волну идентичности нельзя. К примеру, на вопрос о том, что важно для того, чтобы человека считали «истинным носителем национальной идентичности», большая часть респондентов на первое место поставила уважение к институтам страны и законам, на второе - знание языка, а затем уже укорененность в семье, рождение в стране, «быть христианином».

Во многих странах Европы исследования в рамках Европейского социального проекта European Social Survey (ESS) демонстрировали падение религиозности с 1960-х гг., но после 2002 г. ситуация в разных странах Европы стала неравномерной. В Бельгии, Финляндии, Ирландии, Нидерландах, Португалии, Испании снижение числа христиан по-прежнему происходит, а в других стабилизировалось. На основании опроса ESS число христиан практически не изменилось с 2002 по 2014 гг. в Австрии, Дании, Франции,, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании. Однако в рамках European Social Survey, по мнению экспертов Центра Пью, численность христиан может быть занижена, так как в в нем задавался двухступенчатый вопрос о вере (сначала вопрос: Считаете ли вы себя принадлежащим к какой-либо религии или деноминации?, а затем второй вопрос: Если да, к какой религии...?). Центр Пью задавал одноступенчатый вопрос: Какова Ваша религия сейчас, если есть? Вы христианин, мусульманин и т.д.? Таким образом, в опрос Пью попало много христиан, которые не практикуют. Одной из находок опроса Центра Пью стало более четкое определение и мировоззренческое исследование группы без религиозной принадлежности (nones). Социологи прогнозируют постепенное увеличение численности именно этой группы. Вместе с тем, опросы и в США, и в Европе свидетельствуют, что отсутствие религиозной аффилиации не мешает респондентам иногда ходить в церковь, считать себя духовными и религиозными, отправляться в паломничества и т.д.

В Восточной Европе и России идеологическое отношение к религии является основой консервативного мировоззрения, основанного на ценности идентичности, а не на ее преодолении. Этническая и государственная идентичность жестко связаны в православном сознании с религиозностью. Патриотизм в первую очередь для православных - сакральное чувство, связанное с верой в Бога.

Низкий уровень религиозной практики православных компенсируется более тесной взаимосвязью между религиозностью и патриотизмом в православных государствах, чем в странах с католическим большинством. 57% респондентов в России считают, что православное исповедание важно для того, чтобы быть «истинным» гражданином страны (причем, среди ответивших так четверть мусульман и тех, кто не принадлежит ни к какой религии). Надо сказать, что по этому показателю россияне далеко отстали от Армении, Грузии, Сербии, Греции, где более чем 70% населения полагает, что православие имеет значение для то-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

го, чтобы быть гражданином. В Западной Европе лишь около 30% отвечают, что принадлежность к христианству важна для национальной идентичности. В православных странах большинство считает, что их национальная культура превосходит все остальные.

Религиозная идентичность также тесно связана с государством, признанием необходимости государственной идеологии, основанной на религии. Православные больше, чем католики думают о том, что государство должно оказывать финансовую поддержку национальной церкви и способствовать распространению религиозных ценностей и верований. Католики в большей степени выступают за отделение церкви от государства, что объясняется и историческими особенностями развития отношений православия с властью и надгосударст-венным статусом Католической церкви.

При этом, политическая поддержка православия в России не абсолютна. 42% полагают, что государство должно поддерживать распространение религиозных ценностей (аналогично в Белоруссии, Болгарии, Литве). 50% опрошенных считают, что государство должно оказывать финансовую поддержку Русской православной церкви.

Традиционная религиозная идентичность, вопреки распространенным в либеральной прессе стереотипам, прямо не связана с антидемократичностью (пренебрежительно относиться к демократическим принципам, как показывает практика, могут и новые либералы и традиционалисты). К примеру, в вопросе об отношении к демократии российское общество более поляризовано, чем население других стран. 41% россиян полагает, что иногда можно использовать недемократические методы, а 31% считает, что демократия - лучшая система правления. Между тем, значительной разницы в отношении католиков и православных к демократии исследование Пью не выявило.

Высокая степень православности вполне сочетается с демократическим сознанием. В России 42% не согласны с тем, что выборы помогают повлиять на правительство, а 53% верят в выборы (60% выступают за свободный рынок). Причем, более религиозные люди - более сознательны в плане демократичности - среди утверждающих, что религия важна в их жизни, 59% считают, что выборы помогают повлиять на правительство. Также как самые религиозные люди более горды своей национальной принадлежностью и гражданством своей страны. Но это проявляется не только в абстрактном патриотизме.

По уровню гражданского участия в жизни общества Россия находится на среднеевропейском уровне по региону Центральной и Восточной Европы - 20% населения являются волонтерами, 26% участвуют в благотворительности. Представления об общественном устройстве показывают, что защитники идентичности отнюдь не противопоставлены демократии в принципе.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

Национальная идентичность и религия1

Религиозная принадлежность и национальная идентичность в Центральной и Восточной Европе

Среднее по православным Среднее по католикам

% тех, кто сказал, что быть православным/католиком важно для национальной идентичности 70 57

% тех, кто сказал, кто согласен с утверждением: «Наш народ несовершенен, но наша культура имеет превосходство перед другими» 68 45

% тех, кто считает, что государство должно поддерживать распространение религиозных ценностей и убеждений в своей стране 42 28

% тех, кто считает, что очень важно принадлежать к доминирующей религиозной группе, чтобы быть «истинным» патриотом своего государства 41 23

% тех, кто считает, что национальная церковь должна получать финансовую поддержку от государства 56 41

Статус религии в европейских странах2

Страны с официальной или приви- Страны, где нет официальной или

1 Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. May 10, 2017. Pew Research Center. URL:http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/15120244/CEUP-FULL-REPORT.pdf

Five Centuries after Reformation, Catholic-Protestant divide in Western Europe Has faded. Pew Research Center. URL:

http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/08/12120339/Europe-Protestant-Reformation-08-29-

FOR-WEB.pdf

Orthodox Christianity in the 21st Century. November 8, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/12/06135709/Orthodoxy-II-FULL-REPORT-12-5.pdf

2 Many countries favor specific religions, officially or unofficially. October 3, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/09/29162847/FULL-REPORT-FOR-WEB.pdf

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

легированной религией1 привилегированной религии2

% тех, кто полагает, что религия должна быть отделена от государственной политики 50 68

% тех, кто считает, что принадлежность к доминирующей религиозной группы важно для того, чтобы быть частью национальной идентичности 66 43

Принадлежность к христианству в 2010-е гг. стала значимым выразителем обеспокоен-ностей европейцев за свое будущее. Это связано и с демографическими изменениями на европейском континенте, с меняющимся этническим составом больших городов, представлениями, отчасти преувеличенными, об угрозе иммиграции, о беженцах, о трудовых иммигрантах, о нелегальных иммигрантах, об исламе как источнике неизвестных, а иногда пугающих европейцев, идей. Еще со времени трагедии 11 сентября 2001 года, а также других терактов, совершенных псевдоисламскими группировками, европейцы и весь западный мир осознали, что существует часть мира, которой движут сильные вдохновляющие идеи, в том числе, основанные на вере. Сталкиваясь с неизведанным, европейцы стали терять почву под ногами, оставшись без религии как фундамента своей жизни в плюралистичном светском пространстве. В условиях миграционного кризиса и кризиса доверия к европейским институтам именно религиозная и национальная идентичности стали востребованы значительной частью общества. Опросы фиксируют лишь самую яркую часть спектра складывающейся волны идентичности, которая выражается и в росте ксенофобских настроений и в «правом популизме», но далеко не ограничивается ими и не замыкается в них.

Список литературы References

Western Europeans vary in their nationalist, anti-immigrant and anti-religious minority attitudes. by JEFF DIAMANT AND KELSEY JO STARR JUNE 19, 2018. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/06/19/western-europeans-vary-in-their-nationalist-anti-immigrant-and-anti-religious-minority-attitudes/

Being Christian in Europe. FOR RELEASE MAY 29, 2018.URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2018/05/14165352/Being-Christian-in-Western-Europe-FOR-WEB1.pdf Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. May 10, 2017. Pew Research Center. URL:http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/15120244/CEUP-FULL-REPORT.pdf

1 Польша, Греция, Молдавия, Сербия, Румыния, Белоруссия, Болгария, Россия, Литва, Грузия, Армения.

2 Босния, Чехия, Хорватия, Эстония, Венгрия, Латвия, Украина.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

Five Centuries after Reformation, Catholic-Protestant divide in Western Europe Has faded. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-

content/uploads/sites/11/2017/08/12120339/Europe-Protestant-Reformation-08-29-FOR-WEB.pdf Orthodox Christianity in the 21st Century. November 8, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/12/06135709/Orthodoxy-II-FULL-REPORT-12-5.pdf

Many countries favor specific religions, officially or unofficially. October 3, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/09/29162847/FULL-REPORT-FOR-WEB.pdf

The Statistics of the European religiosity: from the secularization to the triumph of the identity Authors. Lunkin R., Senior Fellow in the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, the head of the Center for Religious Studies in the Institute of Europe, deputy editor-in-chief of the journal "Contemporary Europe", expert of Kennan Institute. Address: 11/3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: romanlunkin@gmail.com

Abstract. The article analyzed the last sociological surveys on religious life in Europe. The attention on the large scale was given to the problems of the perceiving by the Europeans of their own religious identity, the significance of the faith in the life of the secular society and its citizens. The author concluded that the religious identity in the context of the migration, social and political crisis preserved its value in the social and political life. The identity becomes the important evidence of the societal attempts to find the answers on the challenges of the modernity. Keywords. Religiosity, tolerance, interreligious dialogue, Church-State relations. DOI: http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran32018171178

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.