Научная статья на тему 'Межконфессиональные различия в Европе и новые идеологические противостояния'

Межконфессиональные различия в Европе и новые идеологические противостояния Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ЕВРОПЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич, Филатов Сергей Борисович

В статье проанализированы основные черты двух идеологических подходов, противоборство которых становится все более очевидным в современном западном обществе, в первую очередь в европейском. Авторы выделяют “новый либерализм” (в отличие от классического либерализма), основными принципами которого являются абсолютизированные политкорректность, плюрализм, приоритет прав разного рода меньшинств. Эту идеологию авторы называют новолиберальной. Этому идейному подходу противостоит традиционализм или идентизм, основанный на признании ценностей традиционной семьи, национальной, культурной и религиозной идентичности и государственного суверенитета (и связанного с ними патриотизма), значимости религии в обществе. Существо этих двух мировоззренческих подходов и характер конфликта между ними рассматривается в большей степени в религиозной плоскости, а не с точки зрения политической философии. Анализ проведен на основе социологических опросов о религиозной принадлежности и национальной идентичности в Европе. В понимании обществом религиозной идентичности наиболее резко видны мировоззренческие различия более общего характера. В статье отмечается, что границы двух идеологий пока размыты и у них нет чётко определённых и признаваемых всеми принципов, как нет системного антагонизма и однозначных авторитетов. Но кристаллизация двух мировоззренческих лагерей лишь вопрос времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональные различия в Европе и новые идеологические противостояния»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 261.8:327

Роман ЛУНКИН Сергей ФИЛАТОВ

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

РАЗЛИЧИЯ В ЕВРОПЕ И НОВЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Аннотация. В статье проанализированы основные черты двух идеологических подходов, противоборство которых становится все более очевидным в современном западном обществе, в первую очередь в европейском. Авторы выделяют "новый либерализм" (в отличие от классического либерализма), основными принципами которого являются абсолютизированные политкорректность, плюрализм, приоритет прав разного рода меньшинств. Эту идеологию авторы называют новолиберальной. Этому идейному подходу противостоит традиционализм или идентизм, основанный на признании ценностей традиционной семьи, национальной, культурной и религиозной идентичности и государственного суверенитета (и связанного с ними патриотизма), значимости религии в обществе. Существо этих двух мировоззренческих подходов и характер конфликта между ними рассматривается в большей степени в религиозной плоскости, а не с точки зрения политической философии. Анализ проведен на основе социологических опросов о религиозной принадлежности и национальной идентичности в Европе. В понимании обществом религиозной идентичности наиболее резко видны мировоззренческие различия более общего характера. В статье отмечается, что границы двух идеологий пока размыты и у них нет чётко определённых и признаваемых всеми принципов, как нет системного антагонизма и однозначных авторитетов. Но кристаллизация двух мировоззренческих лагерей - лишь вопрос времени.

Ключевые слова: либерализм, традиционализм, проблемы идентичности, секуляризация, религиозность в Европе, межконфессиональные отношения.

© Лункин Роман Николаевич - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заме ститель главного редактора журнала "Современная Европа". Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3. E-mail: romanlunkin@gmail.com © Филатов Сергей Борисович - к.и.н., старший научный сотрудник Института востокове дения РАИ, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Адрес: 07031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12. E-mail: sfilatov2006@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32018102114

Мировоззрение, чаще всего именуемое либерализмом, сложилось медленно и незаметно к началу XXI века. Основные его черты заключаются в стремлении к преодолению всякой идентичности, заданной природой или обществом. Либералы склонны отождествлять справедливость с отстаиванием особых интересов разнообразных меньшинств - национальных, религиозных, сексуальных, расовых, ибо эти меньшинства самим своим существованием бросают вызов заданным от рождения идентичностям. Развитие либерализма (от воплощения либеральных идей в политическую практику в XVIII-XIX вв. до того, что мы называем «новым либерализмом» современности) привело к обострению таких его черт как стремление к преодолению идентичности, заданной природой или обществом, что отразилось в отказе от признания единственно нормальными традиционных семейных и сексуальных отношений, в оправдании гомосексуальных и внебрачных сексуальных связей, в отказе или же редуцировании религиозной морали и религии вообще до уровня «частного дела». Одно из следствий этой позиции - политкорректность, запрет на негативные (а часто и просто критические) высказывания об испивших горькую чаша страданий от доминирующего большинства меньшинствах, что само по себе нарушает принципы классической либеральной демократии. Одно из частных проявлений политкорректное™ - ограничения и запреты на присутствие в публичном пространстве каких-либо проявлений христианской религии, как религии доминирующего большинства1.

Своими корнями новый либерализм и основанная на его ценностях глобализация уходят между тем в само христианское мировоззрение, основанное на представлении о достоинстве каждой личности, о равенстве людей перед Богом, для которого нет ни немца, ни сомалийца, ни мужчины, ни женщины, ни гения, ни посредственности, но могут быть разные уровни национальной и наднациональной идентичностей.

В той или иной степени истоки современного либерализма можно найти и в католицизме, и в протестантизме, и в православии. Однако самый значительный импульс к развитию христианского сознания в сторону формирования именно такой либеральной мировоззренческой идеологии была протестантская Реформация. Она дала всем людям равные возможности спасения только верой, а затем, в ходе секуляризации, иметь право отказаться и от веры (эта мировоззренческая эволюция проанализирована в книге Ч. Тэйлора "Секулярный век" [Тэйлор, 2017]). Равенство заведомо во многом не равных людей перед Богом превратилось в мечту об их тотальном равенстве. Вслед за "расколдовыванием" мира от христианской религии,

1 Одним из самых известных дел, которое привлекло правительства и церкви десятков европейских стран в защиту христианской символики, стало дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) «Лаутси против Италии»: вначале, в 2009 г., суд запретил вывешивать распятия в школе, но затем в 2011 г. принял решение, что наличие распятия не нарушает Европейской Конвенции. Целый ряд дел возникал и на национальном уровне - в Великобритании запрещали медсестре и стюардессе носить крест на шее, в Германии в некоторых городах отменяли рождественские гуляния из-за стремления быть политкорректными к туркам-мусульманам. См.: Пуппинг, Грегор. Лаутси против Италии: союз против секуля-ризма. Оссерватор Романо, 28 июля 2010 г. URL:

http://eclj.org/pdf/Lautsi_v_Italy_RUSSIAN.pdf (дата доступа: 29.06.2018).

Современная Европа, 2018, №3

требовавшей в идеале от верующего достижения святости, пришло "околдовывание" новыми мифами, требующими от своих сторонников преодоления всяких идентичностей. Один из путей к отказу от прежних идентичностей - преодоление различий между мужчиной и женщиной, между гением и идиотом, между инвалидом и здоровяком, между немцем и сомалийцем, где люди со своими «особенностями» становятся равными. Это, как минимум, задача не менее сложная (можно сказать фантастическая), чем достижение святости.

Как отмечает И.С. Семененко, «Размывание "больших" идеологий, дробление смыслов и торжество логики относительности в рамках постмодернистского мировосприятия, утверждение абсолютной ценности собственной свободы без нравственной ответственности за свободный выбор других, все это действительно ставит под вопрос саму значимость для индивидуального сознания национальной идентичности в ее привычном понимании - соотнесения себя с ценностями и символами страны рождения или постоянного проживания» [Семененко, 11]. Тенденции утверждения идентичностей также вписываются в «логику повышения гетерогенности миропорядка и вступают в противоречие с вектором утверждения универсалистских тенденций в развитии глобального мира» [Семененко, 17].

Современный либеральный тип общественного сознания, сравнительно недавно возникший в результате секуляризации, был редчайшим явлением ещё в середине XX века и воспринимался как безумие и безнравственность подавляющим большинством населения. Идея либеральной демократии, основы которой заложены Дж. Локком, воплотились в Западной Европе и США, и стали основой программ большинства политических партий современности. Как отмечает Ю.А. Борко, именно либеральная демократия сделала Европу «зоной безопасности, мира и сотрудничества», а утверждение норм права в качестве регулятора общественных и личностных отношений стало намного более эффективным инструментом, чем «Вера и церковные каноны» [Борко]. Однако новый тип идеологии и общественного сознания называют то секулярным гуманизмом, то либерализмом, то либеральной демократией. Носители нового секулярного сознания сами себя называют либералами, но это самоназвание вносит некоторую путаницу, так как словом "либерализм" на протяжении десятилетий и даже веков называлась идеология, существенно отличная от нынешнего антипода традиционных ценностей. Последнее время получает распространение еще один термин - "глобализм". Однако "глобализм" совсем не отражает сути этой идеологии. Её сторонники приветствуют глобализацию, когда они в ней побеждают. Если бы во всемирном масштабе сейчас побеждал исламизм, традиционный католицизм или марксизм-ленинизм, либеральные демократы, скорее, выступили бы против глобализации. Для обозначения этой новой идеологии мы будем пользоваться термином "новый либерализм", таким образом, мы недалеко уйдём от самоназвания, но при этом отделим наших героев от, например, Дж. Локка, Джона Стюарта Милля, Шарля де Монтескье, лорда Актона и Павла Милюкова. Уж слишком сильно принципиально нынешние либералы от них отличаются.

Среди современных «новых либералов» нет однозначных идейных лидеров, но ярких личностей, которые выражают идеологию преодоления идентичностей или отказа от них, можно найти практически в каждой сфере общественной деятельно-

сти. В науке это философы, социологи, теоретики культуры - Мишель Фуко, Пьер Бурдье, Михаил Эпштейн. Одним из протагонистов политического либерализма является Джон Ролз, который обосновал необходимость "нейтральности" государства как основы справедливости [Ролз, 1995: 190-191].

Среди «новолиберальных» писателей можно назвать Людмилу Улицкую и британского актера и писателя Стивена Фрая, защитников прав и свобод самых разных меньшинств. В политико-экономической сфере самым заметным идеологом ценностей «нового либерализма» является бизнесмен Джордж Сорос. В сфере поп-культуры носителями новолиберальных принципов являются многие певцы и актеры, к примеру, Мадонна, которая принимала участие в марше "розовых шапочек" против Трампа в Вашингтоне в 2017 году, и многие другие. Ярким показателем существующих в либеральной среде стереотипов о традиционализме как отрицательном явлении стал "тест на фашизм" писателя Умберто Эко из его эссе "Вечный фашизм": среди 14 пунктов есть "культ традиции", неприятие модернизма (иррационализм), национальная идентификация [Эко, 1997: 192]. Носители поп-культуры являются главными миссионерами новой идеологии.

В отличие от «новых либералов» их противники защищают и утверждают ценность традиционной семьи против размывания моральных ценностей, национальной самобытности в противовес глобализации, государственного суверенитета (и связанного с ними патриотизма) против размывания границ, значимости религии в обществе в противовес её вытеснению в «частную сферу». В России традиционалисты представлены как отдельными личностями, такими как актёр и режиссёр Никита Михалков, так и движениями в лице консервативных христиан - православных, католиков, протестантов. Русская православная церковь является единственным институтом, который выступает в качестве общероссийской общественно значимой силы - носителя идеологии традиционализма. Право на собственную традицию за Россией признавали и американские политические философы консервативного направления, такие как Джордж Ф. Кеннан, Джеймс Биллингтон и Дэниел Патрик Мойнихен.

Большая ценность идентичности по сравнению с новолиберальными ценностями - ключевая идея тех, кого можно назвать традиционалистами (точнее можно сказать идентистами). На протяжении этого столетия мы и наши дети станут свидетелями битв между двумя этими мировоззренческими подходами.

Практически в каждой европейской стране и в США можно найти сторонников и противников «нового либерализма». Несмотря на произошедшую мирную мировоззренческую революцию и внешнее господство «нового либерализма» в руководстве большинства стран Европы и Америки (респектабельный политик должен проявлять себя как крайне политкорректный «новый либерал», иначе может быть обвинен в «ксенофобии» или «популизме») в каждом государстве есть силы, которые сопротивляются либеральной идеологии и стремятся сохранить традиционные ценности. Даже в США, имеющих имидж ведущей державы «нового либерализма», навязывающей его всему свету, существует сильное и очень активное антилиберальное христианское лобби, состоящее в основном из протестантов-евангеликов -именно это лобби в значительной степени поддерживало президента Д. Трампа и его риторику. В США и в ещё большей степени скандинавских странах, Германии,

странах Бенилюкса и некоторых других странах Западной Европы значительная часть политической, академической и культурной элиты разделяет ценности «нового либерализма». Таким образом, традиционалисты в этих странах не имеют своих выразителей и защитников в таком же объеме, как «новые либералы». Их вес в обществе, поэтому, значительно меньше, чем их численность. В то же время в православных странах и некоторых католических странах Европы (Польше, Словакии, Венгрии, Италии) традиционалисты имеют значительное представительство в элитах. Соответственно и влияние их в обществе гораздо более заметно.

По существу в христианском (постхристианском?) мире складываются два общества и две идеологии, которые можно условно назвать новолиберальным миром и традиционалистским миром. Однако в отличие от противоборства коммунизма и капитализма в XX в. эти две идеологии (или мировоззренческих подхода) не представляют из себя антагонистические системы с законченным и логичным содержанием, и та и другая может подавлять личность или, наоборот, предоставлять возможности для свободного развития. В данной статье мы попытаемся на примере межхристианских различий в Европе выявить доминанту глобального развития, но такого же рода идейный конфликт вполне может существовать в других формах и с другой аргументацией, но в той же логике двух подходов, и в общественном дискурсе других стран с совершенно иной культурой (в Индии или Китае, Африке и Латинской Америке).

Особенности религиозности

Религиозная культура разных народов и стран есть фундамент их мировоззренческого своеобразия. Религия включается в политический процесс уже не только как институт, но и как форма коллективной и индивидуальной идентичности [Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание, 2017: 338]. Для того чтобы понять мировоззренческие различия народов христианской культуры мы будем опираться на исследования Центра Пью (Pew Research Center) о религиозных, моральных и политических ценностях в европейских странах 2017 года. Наиболее значим для решения наших задач опрос "Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе" [Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe]. Главные исследователи: Нейха Сайгал, заместитель директора исследовательской группы, Алан Куперман, директор исследовательской группы по религиозным вопросам). Помимо этого, исследование "Пять веков после Реформации, католическо-протестантское разделение исчезло" [Five Centuries after Reformation, Catholic-Protestant divide in Western Europe Has faded. Pew Research Center] затрагивает страны Западной Европы, а исследование "Православное христианство в XXI веке" [Orthodox Christianity in the 21st Century. November 8, 2017. Pew Research Center] посвящено различиям между православными европейских стран, а также между католиками и православными. В отличие от большинства исследований о религии, социологи Пью не выделяли более или менее существенные (естественно, по мнению исследователей) параметры религиозности, но использовали разные вопросы о религии как равные и самодостаточные. Такой подход зримо и грубо сделал явными черты двух идеологических подходов.

Социологические опросы показывают особенности религиозности большинства населения, а не узкой группы практикующих верующих. В понимании религиозной идентичности обществом наиболее резко видно мировоззренческие различия в целом, которые становятся значимыми именно в последние годы.

Православные в России, Белоруссии, Молдавии, на Украине, в Греции, Сербии, Румынии, Болгарии, несмотря на все различия между ними, демонстрируют много общего, что отличает их от народов католической и протестантской культуры. Примечательно, что не подвергавшаяся насильственной атеизации Греция, демонстрирует те же особенности, что и подвергшиеся коммунистической атеизации государства православной традиции Советского Союза, Сербия, Болгария и Румыния.

Православные "верят в Бога", но мало молятся, ходят в церковь, читают Библию и другую православную религиозную литературу. Их религиозность в наибольшей степени выражается в стремлении сохранить национально-религиозную идентичность (личную и государства), связи веры с патриотизмом. Католики больше молятся, ходят в церковь, читают религиозную литературу.

Доля православных христиан, посещающих церковь каждую неделю, довольна мала: медиана по православным странам Центральной и Восточной Европы составляет 10%. Признались в том, что молятся ежедневно только 17% респондентов (для сравнения: в католической Польше - 27%, в США - 55%). Доля католиков, которые участвуют в таинствах и совершают религиозные обряды (например, ходят к причастию и соблюдают Великий пост), гораздо больше аналогичной доли среди православных. Кроме того, католики более склонны, чем православные, делиться с другими людьми своими мыслями о Боге, а также читать или слушать тексты Священного писания вне религиозных служб и обрядов. Католики более склонны верить в ад и рай, нежели православные.

В католических и протестантских странах Запада, с одной стороны, легко усваивается либеральное мировоззрение в условиях, когда большинство населения не желает отождествлять себя с какой-либо религиозной традицией. С другой стороны, оставшаяся религиозной часть населения намного более, чем в православных странах, вовлечена в церковную жизнь.

Семейная и сексуальная мораль и религия

Отношение к вопросам семьи и секса в современном мире в большей степени зависят от господствующих в окружающем обществе представлений, нежели от верности религиозной доктрине. Стоит также подчеркнуть, что представленные в опросах "католики" и "православные" - это люди, которые называют себя таковыми по своей самоидентификации. Таким образом, речь идёт о взглядах большей части населения. Вера православных выражается в верности традиционной сексуальной морали (эта верность, впрочем, во многом носит теоретический характер -статистические данные об абортах, разводах, рождаемости у несовершеннолетних не ниже, чем у протестантов и католиков).

Православные страны отличаются социальным консерватизмом - в этом отношении у России самые высокие показатели: в России 85% считают гомосексуализм недопустимым и лишь 12% выступают за легализацию однополых браков. Но по

взглядам на тендерные роли в браке (жена должна подчиняться мужу) россияне где-то посередине между православными и католическими странами - 36% придерживаются домостроевских правил. Аборты морально неправильным считают 45% опрошенных в России, аморальным секс до брака считает 36%, а развод только 16% (также как в Белоруссии и в Венгрии, на Украине - 26% осуждают развод).

Протестантизм отличается тем, что конфликт между новыми либералами и традиционалистами разгорается между различными протестантскими деноминациями и даже внутри некоторых деноминаций. В протестантизме чрезвычайно резко выражены различия между либералами и консерваторами. Либеральные протестантские церкви, в первую очередь это лютеранские церкви стран Скандинавии и Англиканская церковь Соединённого королевства (то есть церкви государственные или бывшие долгое время государственными и приобретшие самостоятельность лишь недавно), а также церкви истеблишмента в США (епископальная, пресвитерианская, конгрегационалистская и др.). Они не только впитали в себя принципы нового либерализма, но в некоторых случаях выступают в роли их создателей. Эти принципы стали частью их идеологии.

В то же время евангелические церкви (в первую очередь это пятидесятники, большинство баптистов и др.), как и православные, являются идейной противоположностью нового либерализма. Наиболее влиятельны евангелики в США, но и там они не составляют большинства. В Европе, в том числе и в России, евангельские движения (баптисты, пятидесятники, адвентисты) являются заметным меньшинством, и их мировоззрение содержит те же ценности традиционной семьи, российского патриотизма и традиционализма, что и мировоззрение православных.

Своеобразно положение в католических обществах: церковь выступает с традиционалистских позиций, а в наиболее либерально продвинутых странах большинство народа (и в первую очередь элиты) игнорирует церковную позицию и придерживается новолиберального мировоззрения1.

Национальная (этническая) и государственная идентичность и религия

Этническая и государственная идентичность в Восточной Европе и России жёстко соединены в христианском сознании с религиозностью. Патриотизм в первую очередь для православных - сакральное чувство, связанное с верой в Бога. Низкий уровень религиозной практики православных компенсируется более тесной взаимосвязью между религиозностью и патриотизмом в православных государствах, чем в странах с католическим большинством. 57% респондентов в Рос-

1 Самыми яркими примерами игнорирования мнения традиционалистов является легализация однополых союзов в Германии, Ирландии, «третьего пола» в Австрии, эвтаназии в целом ряде стран, к примеру, в Люксембурге или Швейцарии. Герцога Люксембургского ограничили в полномочиях, когда он из-за своих католических убеждений, отказался подписывать закон об эвтаназии. В Швейцарии католический епископ Витус Хоундер в 2016 г. запретил причащать тех, кто уходит из жизни таким образом. Католический епископ запретил совершать таинства над теми, кто решился на эвтаназию. Православие^и. Москва, 9 декабря 2016 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/99302.html (дата доступа: 29.06.2018).

Современная Европа, 2018, №3

сии считают, что православное исповедание важно для того, чтобы быть истинным гражданином страны (причём среди ответивших так четверть мусульман и тех, кто не принадлежит ни к какой религии). Надо сказать, что по этому показателю россияне далеко отстали от Армении, Грузии, Сербии, Греции, где более чем 70% населения полагает, что православие имеет значение для того, чтобы быть гражданином. В Западной Европе лишь около 30% отвечают, что принадлежность к христианству важна для национальной идентичности. В православных странах большинство считает, что их национальная культура превосходит все остальные.

Религиозная идентичность также тесно связана с государством, признанием необходимости государственной идеологии, основанной на религии. Православные больше, чем католики, думают о том, что государство должно оказывать финансовую поддержку национальной церкви и способствовать распространению религиозных ценностей и верований. Католики в большей степени выступают за отделение церкви от государства, что объясняется и историческими особенностями развития отношений православия с властью и надгосударственным статусом католической церкви.

При этом политическая поддержка православия в России не абсолютна. 42% полагают, что государство должно поддерживать распространение религиозных ценностей (аналогично в Белоруссии, Болгарии, Литве). 50% опрошенных считают, что государство должно оказывать финансовую поддержку Русской православной церкви.

Традиционная религиозная идентичность, вопреки распространенным в либеральной прессе стереотипам, прямо не связана с антидемократичностью (пренебрежительно относиться к демократическим принципам, как показывает практика, могут и новые либералы, и традиционалисты). К примеру, в вопросе об отношении к демократии российское общество более поляризовано, чем население других стран. 41% россиян полагает, что иногда можно использовать недемократические методы, а 31% считает, что демократия - лучшая система правления. Между тем значительной разницы в отношении католиков и православных к демократии исследование Пью не выявило.

Высокая степень православности вполне сочетается с демократическим сознанием. В России 42% не согласны с тем, что выборы помогают повлиять на правительство, а 53% верят в выборы (60% выступают за свободный рынок). Причём более религиозные люди более сознательны в плане демократичности: среди утверждающих, что религия важна в их жизни, 59% считают, что выборы помогают повлиять на правительство. Так же, как самые религиозные люди более горды своей национальной принадлежностью и гражданством своей страны. Но это проявляется не только в абстрактном патриотизме. По уровню гражданского участия в жизни общества Россия находится на среднеевропейском уровне по региону Центральной и Восточной Европы - 20% населения являются волонтёрами, 26% участвуют в благотворительности. Представления об общественном устройстве показывают, что защитники идентичности отнюдь не противопоставлены демократии в принципе.

Таблица 1.

Национальная идентичность и религия

Религиозная принадлежность и национальная идентичность в Центральной и Восточной Европе

Среднее по православным Среднее по католикам

% тех, кто сказал, что быть православным/католиком важно для национальной идентичности 70 57

% тех, кто сказал, кто согласен с утверждением: "Наш народ несовершенен, но наша культура имеет превосходство перед другими" 68 45

% тех, кто считает, что государство должно поддерживать распространение религиозных ценностей и убеждений в своей стране 42 28

% тех, кто считает, что очень важно принадлежать к доминирующей религиозной группе, чтобы быть "истинным" патриотом своего государства 41 23

% тех, кто считает, что национальная церковь должна получать финансовую поддержку от государства 56 41

Статус религии в европейских странах

Страны с официальной или привилегированной религией Страны, где нет официальной или привилегированной религии

% тех, кто полагает, что религия должна быть отделена от государственной политики 50 68

% тех, кто считает, что принадлежность к доминирующей религиозной группы важно для того, чтобы быть частью национальной идентичности 66 43

Восприятие России, перспективы традиционалистского фронта и религия

Все проанализированные нами особенности общественного сознания народов Европы и Америки приводят к выводу об уникальном состоянии российского общества, которое выглядит крепче и последовательнее всего сохраняющим в своем мировоззрении приверженность традиционным ценностям. Несмотря на то что ин-

ститут традиционной семьи в нашей стране находится уж никак не в меньшем кризисе, чем в других странах христианской культуры (число разводов и абортов превосходит среднеевропейские и американские показатели), россияне и большинство представителей элит являются сторонниками традиционной семьи и провозглашают Россию в качестве страны «традиционных семейных ценностей». Отрицательное отношение к ЛГБТ в России превосходит показатели других стран. Национальная (патриотизм) и государственная (признание приоритета государственного суверенитета и гордость за него) идентичности являются важнейшими ценностями российского общества.

Неудивительно, что в 2010-е годы Россию в общественном сознании как самой России, так и большинства стран христианской традиции начинают воспринимать лидером всемирного сопротивления новому либерализму. Опрос Пью (и ряд опросов в США1) показал, что не только в странах православной культуры, но и в ряде стран Европы и Америки существует значительная часть населения, видящая в современной России защитника своих ценностей и идеалов. Больше - среди православных, меньше - католиков, но даже в Польше численность "промосковских" традиционалистов весьма заметна.

Православные в странах Центральной и Восточной Европы считают, что Россия необходима как противовес влиянию Запада: в России таких людей 85%, на Украине самый низкий процент ответивших так из всех исследуемых стран - 22%. С тем, что "сильная Россия необходима как противовес влиянию Запада", согласны даже 34% опрошенных в Польше и Литве. Многие полагают, что Россия обязана защищать православных христиан в других странах. В самой России таких 72%, на Украине - 38%, в Армении больше всего - 79%.

Но существует и более глубокое культурное столкновение с Западом, олицетворяющим новый либерализм. Мнение о том, что Россия служит буфером по отношению к Западу, более распространено среди тех, кто считает, что между традиционными ценностями их страны и западными ценностями существует конфликт (больше 50% опрошенных уверены в существовании такого конфликта в России, Сербии, Армении, Греции, Грузии, Молдавии, Румынии, Словакии, Польше, Боснии, Чехии). Россия же остаётся в общественном сознании Запада и в своём собственном страной, где идентичность и религиозность подпитывают друг друга. Исследования Пью в какой-то степени подтверждают секулярную исключительность Западной Европы. В целом в Западной Европе тех, кто соблюдает традиционалистские религиозные предписания, намного меньше, чем, например, в США. Если в Западной Европе религиозность христиан описывается как "вера без принадлежности", то ко многим жителям Центральной и Восточной Европы можно применить описание "вера и принадлежность без поведения".

Ориентация традиционалистов на Россию вполне естественна. В других странах христианской цивилизации традиционалисты раздроблены - одни группы выступают против абортов, но ничего не имеют против ЛГБТ, другие решительно отста-

1 Несмотря на кризис в двусторонних отношениях в 2016 г., по данным Института Гэллапа 30% американцев положительно относятся к России, а 22% хорошо относятся к Путину (хотя в 2002 г. 41% положительно относились в США к Путину и 62% - к России).

ивают национальную идентичность и выступают против массовой иммиграции из стран Ближнего Востока и Африки, но ничего не имеют против абортов и т. д. По сравнению с ними российский традиционализм намного последовательнее.

В общественно-политической жизни консервативные силы в большей степени заботятся о защите национальной, культурной иной идентичности, и меньше сил остается для объединения их на уровне Европы или мира в целом. Единство для консерваторов не является приоритетом (например, Европейскую народную партию трудно назвать сплоченным и влиятельным объединением всех сторонников традиции и идентичности). И это также ярко отражается в религиозной жизни.

Даже в тех странах Европы, где традиционалисты сильны и влиятельны, а политическая власть в данный момент принадлежит им (Польше, Венгрии, Словакии) существует мощная новолиберальная оппозиция, которая чувствует поддержку брюссельской бюрократии. Несмотря на частные колебания выборного маятника и отдельные победы политического, информационного или морального свойства, в основном традиционалисты чувствуют себя обороняющей и отступающей сторо-

Однако до создания межнациональных и межгосударственных союзов традиционалисты ещё очень далеки. Дело в том, что для консервативного христианства совершенно не свойственны экуменические союзы. Традиционалисты в своём поведении повторяют поведение, присущее воспитавшим их церквам. Либералы, объединяясь, легко переносят различия доктрин, они для них не очень важны. Консервативные христианские конфессии с большим трудом идут на союзы - многие католики и православные до сих пор видят в немногих и отвлечённых догматических различиях железобетонную стену, разделяющую спасённых от обречённых еретиков. К тому же между религиозными течениями и порождёнными ими светскими движениями существуют действительно принципиальные различия. Например, главные традиционалисты США евангелики (в основном пятидесятники и баптисты) не просто принципиальные сторонники демократии и прав человека, демократия и права человека для них - религиозная ценность. В России же РПЦ скептически относится к демократическим ценностям, в её пастве много людей, симпатизирующих самодержавию. Для американских традиционалистов самодержавие - отвратительная ересь. Тем не менее с середины прошлого века начинают складываться консервативно традиционалистские альянсы христианских деноминаций, имеющих различные (и даже очень различные) вероисповедные доктрины на уровне общественных и общественно-политических движений. Родиной таких, в прошлом считавшихся противоестественными, союзов стали США. Но даже сейчас в США степень взаимодействия традиционалистских, основанных на христианстве движений намного слабее, чем сотрудничество либеральных христиан и приверженцев

внерелигиозных новолиберальных идеологий.

* * *

Противоборство двух мировоззренческих подходов нелинейно. Конфликта религии и секуляризации, религии и демократии в прежних видах (клерикализм против свободы совести, религиозный национализм (корпоративизм) против демокра-

тии и т.д.) уже не существует [Европа XXI века. Новые вызовы и риски, 2017: 100— 122]. Так же, как уже нет прежнего противостояния капиталистической и коммунистической систем, где отношение к религии было политическим фактором. Как коммунистическая и социал-демократическая идеологии, противостоявшие христианскому мировоззрению, не являются его прямыми антиподами, его полной противоположностью, так и христианская идеология не является полной противоположностью нового либерализма. В XIX и XX вв. были единичные священники и даже в высоких санах, связывавшие христианскую веру с рабочим движением и даже коммунистическими идеалами, и социалисты с коммунистами, веровавшие в Бога. Так и сейчас есть верующие и даже священники-феминисты (особенно много их среди либеральных протестантов), борцы за права сексуальных и прочих меньшинств, активисты движения гомосексуалистов, осуждающие национализм-патриотизм и отрицательно относящиеся к принципу суверенитета отдельных государств, считающие себя христианами.

Границы двух идеологий пока размыты и у них нет чётко определённых и признаваемых всеми принципов и однозначных авторитетов. Можно предположить, что кристаллизация двух мировоззренческих лагерей - лишь вопрос времени. Но это не только не исключает, но увеличивает возможность появления синтетических концепций, где диалектика либеральная демократия и традиционализм будут сплетены в новых причудливых сочетаниях.

Список литературы

Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. - М.: Издательский Дом "Деловая литература", 2003. - 464 с.

Европа XXI века. Новые вызовы и риски: [монография] (2017) / [Ал. А. Громыко, В. В . Журкин, В. П . Фёдоров и др.]; под общей редакцией Ал. А. Громыко, В. П. Фёдорова. - М., СПб.: Нестор-История. С. 100-122.

Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. (2017) Отв. ред. И.С. Семененко. ИМЭМО РАН. М.: Изд-во "Весь мир". С. 338.

Ролз Д. (1995) Теория справедливости. Науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск. Изд-во Новосибирского университета. С. 190-191.

Семененко И. С. (2009) Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения. - Полис. Политические исследования. № 6. С. 17-19.

Тейлор Ч. (2017) Секулярный век / Пер. с англ. (Серия "Философия и богословие"). - М.: ББИ. -xiv + 967 с.

Эко У. (1997) Пять эссе на темы этики. Пер. Елена Костюкович. Corpus, Астрель. С. 192.

Five Centuries after Reformation, Catholic-Protestant divide in Western Europe Has faded. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/08/12120339/Europe-Protestant-Reformation-08-29-F0R-WEB.pdf(flara доступа: 19.05.2018).

Many countries favor specific religions, officially or unofficially. October 3, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/09/29162847/FULL-REP0RT-F0R-WEB.pdf (дата доступа: 19.05.2018).

Orthodox Christianity in the 21st Century. November 8, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/12/06135709/0rthodoxy-II-FULL-REP0RT-12-5.pdf(flaTa доступа: 19.05.2018).

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. May 10, 2017. Pew Research Center. URL:http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/15120244/CEUP-FULL-REP0RT.pdf (дата доступа: 19.05.2018).

References

Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski: [monografiya] (2017) / [Al. A. Gromyko, V. V . Zhurkin, V. P . Fyodorov i dr.]; pod obshchej redakciej Al. A. Gromyko, V. P . Fyodorova. - M., SPb.: Nestor-Istoriya. S. 100-122.

Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika. Enciklopedicheskoe izdanie. (2017) Otv. red. I.S. Se-menenko. IMEMO RAN. M.: Izd-vo "Ves' mir". S. 338.

Rolz D. (1995) Teoriya spravedlivosti. Nauch.red. V.V. Celishchev. Novosibirsk. Izd-vo Novosibirskogo universiteta. S. 190-191.

Semenenko I. S. (2009) Dilemmy nacional'noj identichnosti: politicheskie riski i social'nye priobret-eniya. - Polis. Politicheskie issledovaniya. № 6. S. 17-19.

Tejlor Ch. (2017) Sekulyarnyj vek / Per. s angl. (Seriya "Filosofiya i bogoslovie"). - M.: BBI. - hiv + 967 s.

Eko U. (1997) Pyat' esse na temy etiki. Per. Elena Kostyukovich. Corpus, Astrel'. S. 192.

Five Centuries after Reformation, Catholic-Protestant divide in Western Europe Has faded. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/08/12120339/Europe-Protestant-Reformation-08-29-F0R-WEB.pdf(data dostupa: 19.05.2018).

Many countries favor specific religions, officially or unofficially. October 3, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/09/29162847/FULL-REP0RT-F0R-WEB.pdf (data dostupa: 19.05.2018).

Orthodox Christianity in the 21st Century. November 8, 2017. Pew Research Center. URL: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/12/06135709/0rthodoxy-II-FULL-REP0RT-12-5.pdf (data dostupa: 19.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. May 10, 2017. Pew Research Center. URL:http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/15120244/CEUP-FULL-REPORT.pdf (data dostupa: 19.05.2018).

Interconfessional Differences in Europe and New Ideological Withstanding«

Authors. Lunkin R., Candidate of Science (Philosophy), Senior Fellow at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Head of Center for Religious Studies, Deputy Executive Editor of "Contemporary Europe". Address: 11/3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: romanlunkin@gmail.com

Filatov S., Candidate of Science (History), Senior Researcher at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Head of the project "Encyclopedia of religious life in Russia Today". Address: 12, Rozhdesvenka, Moscow, Russia, 07031. E-mail: sfilatov2006@yandex.ru

Absract. . The article analyzes basic features of two ideological systems. Their confrontation becomes more evident in the modern western society, especially in European countries. The authors underline the ideology of "new liberalism" with its principles of the political correctness, pluralism, priority of the rights of minorities in the society. This ideology is defined as universalism. This ideological system is confronted by traditionalism or identism that based on the recognition of the values of the traditional family, national peculiarity, the state sovereignty (and connected with it patriotism) and the significance of the role of religion in the modern society and politics. The essence of two worldviews and the character of the political and cultural conflict between them is analyzed on the ground of the sociological survey (by Pew Research Center) on the religious belonging and national identity in Europe. The attitude to religious identity is the best way to demonstrates differences in worldviews. The article emphasizes the idea that the frontiers of two ideologies are blurred. The conclusion is drawn that crystallization of the two ideological camps is a matter of time.

Keywords: Liberalism, traditionalism, problems of indentity, secularization, traditionalism, religiosity in Europe, interconfessional relations.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32018102113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.