Научная статья на тему '«. . . статистика – это только у Шайкевича»'

«. . . статистика – это только у Шайкевича» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Я. ШАЙКЕВИЧ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / PEDAGOGICAL STYLE / ТРУДЫ ПО ДИСТРИБУТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ / DISTRIBUTIAL STATISTICAL ANALYSIS OF TEXTS / БОРЬБА С БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ В НАУКЕ / STRUGGLE AGAINST SHAM IN SCIENCE / ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО / НАУЧНАЯ СКРОМНОСТЬ / MODESTY OF BEHAVIOUR SCIENTIFIC / A.JA. SHAIKEVICH / CIVIC FORTITUDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кауль Марина Рафаиловна

Рассказ о первых контактах с А.Я. Шайкевичем в годы студенчества и аспирантуры, впечатление от его научных работ и общественного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“If You are Interested in Statistics, the Only Way for You is to Shaikevich”

The author recollects her first meetings with Anatolij Ja. Shaikevich during undergraduate and postgraduate years, the impressions of his scientific works and of his public activities.

Текст научной работы на тему ««. . . статистика – это только у Шайкевича»»

М.Р. Кауль

«... Статистика - это только у Шайкевича»

Рассказ о первых контактах с А.Я. Шайкевичем в годы студенчества и аспирантуры, впечатление от его научных работ и общественного поведения.

Ключевые слова: А.Я. Шайкевич, педагогический стиль, труды по дистрибутивно-статистическому анализу, борьба с бессодержательностью в науке, гражданское мужество, научная скромность.

Дорогой Анатолий Янович!

Поздравляю Вас с очередным юбилеем и счастлива, что могу это сделать, да ещё и публично. Бог знает, сколько лет прошло с первой нашей встречи, — страшно вспоминать, а помнится ясно, как совсем недавно.

Я тогда только что была переведена на 3 курс Иняза из Ивановского пединститута, где у меня было задание «выяснить, что такое инверсия». Я сидела в библиотеке, выясняла — нашла специальную работу и честно её законспектировала. На курсе, куда меня перевели, полагалось писать курсовую работа, с которой меня послали к Вам. Я, ничтоже сумняшеся, заявилась с работой по инверсии ( а как же, ведь «отлично» уже стояло!). К моему удивлению, Вы нашли оригинал законспектированного труда, отметили в нем недостатки и, поставив мне «удовлетворительно» за отсутствие собственных мыслей и некритическое отношение к читаемому, оставили неизгладимый след в моей душе и судьбе. С тех пор я читаю любой труд с пристрастием и никогда не заявляю о себе, если мне нечего сказать своего. Спасибо Вам за урок.

Я не была Вашей непосредственной студенткой, но и в студенческие годы, и в аспирантские сталкивалась с работами Ваших учеников. Всегда помню и цитирую в лекциях работу Вашей студентки об артиклях у Шекспира. Ни до, ни после не встречала такого подхода. Подумать только, посчитали артикли и сделали социологические выводы! А ведь ни в одном пособии по артиклям, ни в одной грамматике этого до сих пор нет.

© Кауль М.Р., 2013

38

М.Р. Кауль

Потом пошли Ваши работы по дистрибутивному анализу. Мы, аспиранты, их все изучали. Особенно помню и опять же цитирую при случае анализ поля «образование» (кажется, я тогда была рецензентом). Мне тогда многое открылось в этой семантической области английского языка.

Как только дело в моей работе дошло до количественного метода, меня опять направили к Вам. «Ну, статистика это только у Шайкевича. Он все объяснит», — сказала мне Розалия Семеновна Гинзбург. Как же давно это было! Вы учили меня считать по-библиотекарски десятками-квадратиками — доисторическая мгла по сегодняшним понятиям. Специалистом по статистике я не стала, но уроки Ваши усвоила, руководствуюсь ими и по сей день.

Когда дело дошло до защиты, была масса волнений — все аспиранты с ужасом ждали самых умных и убойных вопросов от секретаря Ученого Совета. Как подумаю об этом, то и сейчас физически ощущаю: все уже отвечено и вот слева от тебя поднимается молодой голубоглазый красавец и разбивает в пух и прах все твои построения одним вопросом. Вопросы, которые Вы задавали, ходили среди аспирантов как легенды. А на эти вопросы нужна была смелость, так как они часто задевали разные устоявшиеся авторитеты.

Читая псевдонаучные нагромождения терминов, моментально вспоминаю конференцию — было время безумного терминотворче-ства на вдруг открывшихся семантических просторах, — на которой Вы выступили с самым серьезным видом. Все слушали внимательно, пытаясь понять, что нового, потому, видать, и непонятного можно извлечь. А закончилась речь (жаль, не могу процитировать) насмешкой, что, мол, вся ваша конференция и умные речи столь же бессодержательны, как и мое выступление, которое являет собой лишь очередную «глокую куздру» — форма есть, а содержания — пшик! Кто бы мог тогда на такое отважиться?!

Вот видите, дорогой Анатолий Янович, даже не будучи Вашей ученицей, соприкасаясь с Вами лишь по касательной, я получила уроки, которые сопровождают меня всю жизнь. Это свойство большого учителя, педагога, ученого. Спасибо Вам за Ваши труды, которые учат думать, открывают горизонты, за личный Ваш пример, который учил гражданскому мужеству, честности в науке и при этом необыкновенной интеллигентской скромности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.