УДК: 311.311 ББК: 65.051
Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПАРАДИГМА
Geniatulin V.N., Guskova T.N.
STATISTICAL EDUCATION AS A SOCIO-ECONOMIC PARADIGM
Ключевые слова: статистика, статистическое образование, статистическая грамотность, запросы общества на статистическую информацию, доступность и объективность статистических данных.
Keywords: statistics, statistical education, statistical literacy, society's demands for statistical information, availability and objectivity of statistical data.
Аннотация: в статье статистическое образование трактуется в широком смысле как элемент общей культуры населения (статистическая грамотность), отмечается возрастание роли статистического образования в интересах широких слоев общества, излагается точка зрения на проблемы совершенствования образовательного процесса по отношению к статистическим дисциплинам.
Annotation: in its broad sense the utterance of statistical education is interpreted in the article as an element of general culture of the population (statistical literacy), the growth of the role of statistical education is noted in the interests of the wider community, the perspective on the problem of improving the educational process in relation to the statistical disciplines is provided.
Производя и распространяя объективные и достоверные данные, национальные статистические организации должны соблюдать «Основополагающие принципы официальной статистики», сформулированные на Конференции европейских статистиков в 1992 г. и одобренные Статистической комиссией ООН в 1994 г.
Одним из важнейших является Принцип 1 «Значимость, объективность и общедоступность». В соответствии с ним официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию [9].
Главным условием соблюдения этого принципа является постоянная информиро-
ванность о потребностях пользователей. Статистические ведомства должны использовать различные инструменты для взаимодействия с пользователями. Весьма важная форма во взаимодействии с потребителями официальной статистики - консультирование.
Еще одна из составляющих в работе с пользователями - точное знание их потребности в той или иной информации. Этого можно достичь, проводя обследования степени удовлетворенности пользователей.
Сбор и выпуск данных должны осуществляться без политического вмешательства с тем, чтобы обеспечить беспристрастность работы статистического ведомства.
Статистикам необходимо умело применять статистические методы на основе профессионального подхода, проявляя открытость в отношении используемых концепций, источников и методов, избегая тенденциозных комментариев. Кроме того, обеспечение доступа к информации на основе беспристрастного подхода обусловливает необходимость проведения мероприятий по ее распространению, в рамках
которых информация подается в полезной для потребителя форме, и политики выпуска данных, обеспечивающей равные возможности для доступа. Применение правильных статистических принципов должно сопровождаться такой подачей статистических данных, которая делает их простыми для понимания и позволяет беспристрастно их излагать.
В последнее время статистика и статистическая информация часто оказываются в поле общественного внимания. В научной среде возникла дискуссия о, казалось бы, давно устоявшейся категории - собственно предмете статистики [1, 2, 3].
Несмотря на различие позиций участников дискуссии, все они сходятся во мнении, что статистика играет важную и все более возрастающую роль в управлении экономическим развитием - от хозяйствующего субъекта до страны в целом, так как правильность любого управленческого решения во многом зависит от той информации, на основе которой оно принято. Как считают известные российские ученые-экономисты О.Э. Башина и В.Г. Минашкин, «...статистика в новом технологическом укладе становится главным инструментом предвидения все ускоряющихся изменений в структуре общества, параметрах экономики, совокупности технологий. Статистика во многом становится инструментом и методологией получения новых знаний о процессах и явлениях в жизни общества во всех мыслимых разрезах - от индивидуализированных распределений характеристик и предпочтений отдельных лиц до обобщенных тенденций развития цивилизации в целом» [7]. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на всех уровнях управления. Собственно, этот постулат не подвергается сомнению пользователями статистической информации, не говоря уже о работниках органов статистики.
Многие исследователи (см., например, работы [4,5]) отмечают, что экстенсивный, и во многом бессистемный, поток изменений в отечественной статистике за последние 20 лет привел к возникновению большого числа сложных проблем. Одной из главных проблем является нарастание мно-
Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н.
гообразия и сложности стоящих задач на фоне очень ограниченных возможностей их осмысления и решения с теоретической, юридической, организационной точек зрения.
В нашем обществе наблюдается возрастающая потребность в повышении объема, доступности, детальности, качества статистических данных. Многие слои общества не получают удовлетворяющей их информации, особенно на местном уровне, которая позволяла бы планировать бизнес (предприниматели), формулировать обоснованные требования к местной власти по социально-экономическому развитию территории (общественность в лице ее организаций), адекватно оценивать уровень жизни (население), ориентироваться на рынке труда и т.д. В статистической информации преобладают средние показатели в ущерб показателям концентрации, дифференциации и др. Например, у населения вряд ли вызывают доверие группировки по уровню доходов, расчеты показателей концентрации доходов (коэффициенты фондов, коэффициент Джини и др.).
Показательным в этом смысле является неспособность крупнейших статистических организаций предсказать на основе имеющейся методологии мировой финансовый кризис 2008 г., что отражено в известном докладе комиссии Стиглица-Сена-Фитусси. Проблема доверия к официальным статистическим данным является многофакторной, что отмечается многими учеными и специалистами (см., например, работу [8]) и, видимо, не имеет простого и однозначного решения.
Ориентируясь на свой повседневный жизненный опыт и сверяясь с официальными цифрами, например, о ценах на товары и услуги, составе потребительской корзины и др., люди видят несоответствие и переносят негативные выводы на статистику и статистические органы.
Недовольство общества вызывает излишнее во многих случаях применение принципа конфиденциальности, когда скрывается существенное расслоение общества по уровню благ, доходов привилегированных лиц, состоянию коррупции и преступности, положению на рынке труда и т.д.
Это лишь некоторые примеры, когда уровень статистической грамотности (а точнее, статистической неграмотности) во многих случаях может вызывать раздражение населения и даже социальную напряженность в обществе. Известно, что многим людям непонятна смысловая разница между понятиями заработная плата и доход, не говоря уже о более сложных понятиях, таких как номинальный доход, располагаемый доход, реальный доход. Большая часть населения смутно представляет себе содержательный смысл индекса потребительских цен, покупательной способности рубля, нормы инфляции. А ведь вокруг этих показателей, зачастую, возникает острая общественная дискуссия. Если бы достаточно широкая прослойка общества была знакома с методологической стороной расчетов (зачастую, стандартных), недовольство не переносилось на работников и органы статистики.
Подобных примеров, когда проявляется недостаточный уровень статистического образования в обществе, можно привести достаточно.
Очевидно, что в обществе есть силы, не заинтересованные в повышении уровня статистической грамотности широких кругов населения. Преследуя свои политические или экономические цели, они могут манипулировать информацией, выдвигая на первый план одни данные и придавая им повышенное значение, в ущерб другим данным, снижая их значимость или вовсе скрывая. Тенденциозные высказывания, аргументы, основанные на вырванных из общего массива данных, создают искаженную картину общественной жизни. Примером таких манипуляций может служить выбор базисного периода для сравнения. Очевидно, что абсолютные приросты или темпы роста существенно зависят от точки отсчета, что позволяет представлять те или иные показатели в выгодном или, наоборот, невыгодном свете.
Особенностью населения нашей страны является усвоенное на «генетическом» уровне недоверие к статистике, восходящее к не таким уж далеким временам, когда статистика вынуждена была играть обслуживающую роль в интересах поддержки идео-
логических постулатов.
Преодолевать недоверие к деятельности органов статистики, повышать уровень статистической грамотности населения должны, в первую очередь, сами органы статистики. На интернет-сайтах в доступной и популярной форме должна размещаться важная и подробная информация о различных аспектах социального и экономического развития, ориентированная на разные слои и группы населения. В практику должны внедряться различные формы консультирования, в том числе видеоконференции, другие мультимедийные ресурсы. Важно при этом дифференцировать статистическую информацию в зависимости от целевой аудитории: молодежное сообщество, образованное сообщество, работники СМИ, возрастной контингент, домохозяйки и др. Учитывая, что большая часть случаев неправильной интерпретации официальных данных приходится на средства массовой информации, целесообразно на них реагировать в форме пресс-конференций и пресс-релизов, а также направлять письма редакторам СМИ.
В соответствии с Кодексом норм европейской статистики «.в целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных» [9].
Этот принцип еще больше расширяет рамки того элемента принципа 1, который связан с объективностью статистической информации.
Для подготовки и представления статистических данных должна применяться разумная статистическая методология, основанная на использовании рамок и статистических стандартов, правильном применении статистических методов и объективном представлении статистических данных. Такая методология должна выбираться статистическим ведомством без какого-либо политического вмешательства в соответствии с нормами профессиональной этики.
Особо следует остановиться на стати-
стическом образовании студентов-экономистов, то есть будущих руководителей российской экономики. Представляется целесообразным сформулировать значимость знаний, получаемых студентами при изучении дисциплины «Статистика», в формировании современного экономиста.
В своей практической деятельности статистика использует методы сбора, контроля, обработки и анализа экономической информации, которые разрабатываются общей теорией статистики и математической статистикой. Это дает возможность систематизировать полученную информацию, проверить ее качество и достоверность, вскрыть тенденции и закономерности развития социально-экономических явлений, осуществить прогноз развития экономической деятельности предприятий и организаций.
Особую роль играют следующие элементы статистической методологии:
- исследование взаимосвязи наиболее важных экономических показателей с помощью, в частности, корреляционно-регрессионного анализа;
- исследование интенсивности экономического развития, анализ тенденции динамики и прогноз наиболее существенных показателей;
- решение оптимизационных задач по моделированию производственных и экономических систем;
- автоматизация учетно-аналитических задач, использование пакетов прикладных программ при автоматизации бухучета, анализа и аудита.
Статистика является основой для целого ряда учебных дисциплин, изучаемых студентами-экономистами. Особо следует отметить связь статистики с программированием и применением электронной техники.
Для наглядного и сжатого представления статистической информации статистика также использует инструментарий, который разрабатывается общей теорией статистики. Он включает статистические таблицы, рисунки, графики, диаграммы, которые широко применяются в экономической практике.
Нельзя не упомянуть проблемы, которые, в конечном счете, сдерживают потен-
Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н.
циал дисциплины «Статистика» в подготовке высококвалифицированных экономистов [6, 7].
В последние годы в научных публикациях журнала «Вопросы статистики», в материалах семинаров и конференций, секций УМО неоднократно обсуждались теоретические и практические вопросы развития статистики, в том числе роли дисциплины «Статистика» в подготовке современных специалистов экономического профиля.
Тревожной тенденцией последнего времени является сокращение объема лекционных и практических занятий преподавания дисциплины «Статистика». Структурно курс статистики, как известно, состоит из общей теории статистики», социально-экономической статистики и отраслевой статистики. В условиях сокращения аудиторных занятий относительно большее внимание удается уделить первой части, в которой изучаются теоретические основы статистики. На вторую часть, включающую вопросы экономической, социальной, финансовой статистики и системы национальных счетов, недостаточно аудиторного времени, что приводит к схематизму изложения материала.
Статистика в высших учебных заведениях преподается, как правило, на втором, реже на третьем курсе (это зависит от направления или специальности подготовки), когда студенты только приступают или совсем не приступали к изучению профилирующих дисциплин (бухгалтерский учет, финансы, налоги, таможенное дело и др.), поэтому они недостаточно подготовлены к изучению социально-экономической статистики и статистики отдельных отраслей. Дополнительно осложняет преподавание статистики низкий уровень математической подготовки студентов как наследие неудовлетворительного школьного образования.
Одним из путей подготовки современных экономистов является приобщение студентов к современным научным достижениям в статистике, так как именно таким образом можно проявить свои экономические знания, приобрести опыт публичного выступления, получить новую информацию.
Это возможно вовлечением студентов в научно-исследовательской работу (выпол-
нением ими рефератов и докладов, участием в предметных олимпиадах, научных студенческих конференциях различного уровня и др.). Статистические методы анализа, а также приемы построения таблиц и графиков должны быть основой выполнения дипломных работ экономического профиля.
Применение статистико-экономичес-ких методов позволяет глубоко раскрыть изучаемые вопросы и получить обоснованные выводы и рекомендации. Эта задача решается только при углубленном анализе фактических и нормативных материалов с комплексным применением всего арсенала статистических методов обработки данных.
Большую роль в подготовке экономистов должны играть современные информационные ресурсы, например gks.ru, samarastat.ru, статистические сборники по Самарской области, Тольятти, Ставропольскому муниципальному району и РФ. Су-
щественным ресурсом подготовки экономиста является использование современных специализированных статистических компьютерных программ. Наиболее доступной статистической программой для большинства вузов является MS Excel, которая, однако, обладает рядом существенных недостатков и ограничений. Существенно большими возможностями обладают профессиональные версии известных современных статистических пакетов прикладных программ (Statistica и др.), лицензионные копии которых слишком дороги, и, зачастую, не соответствуют финансовым возможностям вузов.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение дисциплины «Статистика» вносит заметный вклад в формирование современного экономиста, однако использован еще далеко не весь ее потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зинченко, А.П. О предмете статистики как науки // Вопросы статистики. - 2009. -
№ 2.
2. Ильенкова, С.Д. Еще раз о предмете статистики // Вопросы статистики. - 2009. - № 6.
3. Юзбашев, М.М., Михайлова, Т.М. К обсуждению предмета статистики // Вопросы статистики. - 2009. - № 8.
4. Елисеева, И.И. Какую статистику хотелось бы иметь // Вопросы статистики. - 2008. -
№ 4.
5. Зинченко, А.П. Проблемы развития статистической науки // Вопросы статистики. -2011. - № 8.
6. Ефимова, М.Р. Совершенствование преподавания статистики студентам экономических специальностей вузов // Вопросы статистики. - 2005. - № 6.
7. Башина, О.Э., Минашкин, В.Г. Статистическое образование в контексте шестого технологического уклада - вызовы и перспективы развития // Вопросы статистики. - 2014. -№ 6.
8. Мнацаканян, С. Объективные причины недостатка доверия к официальной статистике // Вопросы статистики. - 2013. - № 10.
9. Кодекс норм европейской статистики [Текст]. - Евростат, 2005.