Научная статья на тему 'Статистическое изучение уровня образования населения Ростовской области как фактора, влияющего на демографические процессы'

Статистическое изучение уровня образования населения Ростовской области как фактора, влияющего на демографические процессы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL LEVEL / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / РОЖДАЕМОСТЬ / BIRTH RATE / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / DEMOGRAPHIC PROCESSES / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / AGE AND SEX STRUCTURE OF THE POPULATION / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ROSTOV REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востокова Александра Владимировна

Рассмотрены вопросы влияния уровня образования населения на демографические процессы. На основе данных всесоюзных и всероссийских переписей, а также сведений, сформированных на базе интеграции демографической и образовательной статистики, проведен статистический анализ показателей, характеризующих уровень образования жителей Ростовской области. Выявлена взаимосвязь этого фактора и половозрастной структуры населения. Проведена оценка зависимости показателей рождаемости от уровня образования и возраста женщин. Показана важность изучения этих показателей при составлении демографических прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Востокова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical Study of the Level of Education in Rostov Region as Factors Affecting the Demographic Processes

The article considers the impact of the educational level of the population on demographic processes. On the basis of the All-Union and All-Russian population census, as well as data generated on the basis of the integration of demographic and educational statistics, the statistical analysis of indicators characterizing the education level of the population in Rostov region is conducted. The analysis of the relationship of education level and age and sex structure of the population is given. The dependence of the birth rates on the education level and age of women is evaluated. The importance of studying the education level in the preparation of demographic projections is shown.

Текст научной работы на тему «Статистическое изучение уровня образования населения Ростовской области как фактора, влияющего на демографические процессы»

УДК 314.044

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Рассмотрены вопросы влияния уровня образования населения на демографические процессы. На основе данных всесоюзных и всероссийских переписей, а также сведений, сформированных на базе интеграции демографической и образовательной статистики, проведен статистический анализ показателей, характеризующих уровень образования жителей Ростовской области. Выявлена взаимосвязь этого фактора и половозрастной структуры населения. Проведена оценка зависимости показателей рождаемости от уровня образования и возраста женщин. Показана важность изучения этих показателей при составлении демографических прогнозов.

© 2014 г. А.В. Востокова

Востокова Александра Владимировна -соискатель,

кафедра социально-экономической

и региональной статистики,

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ),

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: [email protected].

Vostokova Aleksandra Vladimirovna -Competitor,

Department of Socio-Economic and Regional Statistics, Rostov State

Economic University (RINE),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: aleksandra. [email protected].

Ключевые слова: уровень образования, статистический анализ, рождаемость, демографические процессы, половозрастная структура населения, Ростовская область.

The article considers the impact of the educational level of the population on demographic processes. On the basis of the All-Union and All-Russian population census, as well as data generated on the basis of the integration of demographic and educational statistics, the statistical analysis of indicators characterizing the education level of the population in Rostov region is conducted. The analysis of the relationship of education level and age and sex structure of the population is given. The dependence of the birth rates on the education level and age of women is evaluated. The importance of studying the education level in the preparation of demographic projections is shown.

Keywords: educational level, statistical analysis, birth rate, demographic processes, age and sex structure of the population, Rostov region.

Уровень образования является одним из важнейших показателей качественного развития населения. Социальная значимость данного компонента обусловила его включение в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

В последнее время в мире все большее внимание уделяется изучению уровня образования населения и его влияния на такие демографические процессы, как рождаемость, смертность, миграция. Этой проблеме посвящено много отечественных и зарубежных научных работ, однако самой актуальной представляется анализ данной дефиниции на региональном уровне. В рамках нашей статьи рассмотрим на материалах Ростовской области влияние уровня образования на рождаемость.

Информационной базой для расчета послужили итоги переписей населения, а также сведения, сформированные на основе интеграции демографической и образовательной статистики.

Уровень образования характеризуется условно двумя группами показателей. Первая -удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. Одним из них является процент грамотных в возрасте 15 лет и старше.

Данные Всероссийской переписи 2010 г. позволяют говорить о фактически сплошной грамотности населения Ростовской области в возрасте старше 15 лет. Лишь 0,3 % опрошенных признали себя неграмотными. В 1959 г. данный показатель составлял 8,4 %, в 1989 г. -7,0 % (по материалам соответствующих переписей населения), а в 2002 г. - 0,5 %.

Уровень образования Численность населения в возрасте 15 лет и более (указавшие уровень образования), тыс. чел. В том числе На 1000 чел.

мужчины женщины всего мужчины женщины

Всего 3644167 1654726 1989441 - - -

в том числе:

высшее профессиональное 785836 342462 443374 216 207 223

неполное высшее профессиональное 157760 72724 85036 43 44 43

среднее профессиональное 1093888 476133 617755 300 288 311

среднее (полное) общее 689296 338652 350644 189 205 176

основное общее (среднее неполное) 432212 206636 225576 119 125 113

Распределение населения Ростовской области по уровню образования (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.) [2]

Резкое сокращение удельного веса неграмотного населения по сравнению с советским периодом можно объяснить уходом (смертностью) старшего поколения, имевшего достаточно низкий уровень образования и проведением в последние годы активной государственной политики, направленной на повышение доступности образования и увеличение охвата обучением среди сельского населения.

Таким образом, в число неграмотных включены в основном лица, не имеющие возможности посещать школу из-за физических недостатков или хронических болезней [1, с. 36].

Еще одним показателем определенного уровня образования является число лиц, имею-

щих высшее, неполное высшее, среднее профессиональное и среднее (неполное и полное) образование на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше (таблица).

Таким образом, 30 % населения Ростовской области в возрасте 15 лет и старше имеют среднее профессиональное образование, 21,6 % -высшее профессиональное, 18,9% - среднее (полное) общее, неполное среднее и неполное высшее - 11,9 и 4,3 % соответственно.

В целом по области уровень образования женщин несколько выше, чем мужчин. Так, в расчете на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше в среднем приходится 216 чел. с высшим профессиональным образованием, среди женщин 223 чел., мужчин - 207 (рис. 1).

Рис. 1. Половозрастная структура населения Ростовской области по уровню образования (по данным

Всероссийской переписи населения 2010 г.)

Самый высокий уровень образования (высшее профессиональное) имеют лица в возрасте 25 - 29 лет. Их удельный вес - 15,6 % от общего числа, имеющих высшее образование. При этом женщин с высшим образованием в данной возрастной группе на 34 % больше, чем мужчин. В возрасте 50 - 54 лет высшее образование имели только 9,4 % опрошенных, а 65 -69 лет - всего лишь 3,1 %.

На протяжении многих десятилетий уровень образования населения Ростовской области постоянно изменялся. По данным переписей населения, в 1959 г. 68,2 тыс. чел. имели законченное высшее образование, в 1989 г. -

357,6 тыс. чел., в 2002 г. - 577,9 тыс. чел., в 2010 г. - 785,8 тыс. чел.

Доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в целом по области выросла с 2,7 % в 1959 г. до 21,6 % в 2010 г., имеющих среднее профессиональное образование - с 5,8 до 30,0 % соответственно (рис. 2).

Рост уровня образования населения оказывает серьезное влияние на формирование уровня культуры, степень удовлетворения потребностей, а это в свою очередь воздействует на динамику такого демографического процесса, как рождаемость.

Рис. 2. Динамика роста уровня образования населения Ростовской области (на 1000 жителей в возрасте 15 лет и старше) по данным всесоюзных и всероссийских переписей населения

Так, в 2002 г. в среднем на каждую ходилось 1,30 ребенка, в 2010 г. цифра со-женщину, имеющую высшее и послевузов- кратилась на 8,5 % и составила 1,19 ребен-ское профессиональное образование, при- ка (рис. 3).

Рис. 3. Количество рожденных детей, которое приходится в среднем на одну женщину в возрасте 15 лет и старше в зависимости от ее уровня образования, по данным всероссийских переписей 2002 и 2010 гг.

На вышеуказанной диаграмме просматривается довольно тесная зависимость уровня рождаемости от уровня образования женщины. Так, наибольшее количество рожденных детей в среднем имеют женщины с более низким уровнем образования (средним неполным), а наименьшее - женщины с высоким уровнем образования (высшим и послевузовским).

Зависимость среднего количества рожденных женщиной детей от уровня образования можно отследить также и по возрастам (рис. 4).

Здесь четко видна зависимость количества родившихся как от уровня образования, так и от возраста женщин. Чем выше образование, тем меньшее количество детей в среднем приходится на одну женщину. В первую оче-

редь это относится к женщинам в детородном возрасте, так как он еще не закончился, и они не успели родить всех своих детей. Однако эта закономерность характерна и для более старших женщин, детородный возраст кото-

рых закончился. Это говорит о том, что идет постоянное снижение итоговой рождаемости, т.е. среднего итогового числа детей на одну женщину каждого поколения к концу ее репродуктивного периода.

Рис. 4. Среднее количество детей, рожденных одной женщиной к определенному возрасту по уровню образования, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.

В итоге хотелось бы отметить, что уровень образования является важнейшим фактором, влияющим на демографические процессы (в частности, на рождаемость). Причем его влияние распространяется не только на них, но и на формирование демографических установок, а через них и на демографическое поведение населения [3, с. 509]. В этой связи изучение уровня образования населения чрезвычайно важно при составлении демографических прогнозов, а также проектов долгосрочного социально-экономического развития региона.

Литература

1. Шахотько Л.П. Рост уровня образования населения как необходимое звено инновационного развития страны и фактор, влияющий на демографические процессы (по данным Республики Беларусь) // Вопросы статистики. 2012. № 11. С. 35 - 43.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.01.2014).

3. Человеческий потенциал Республики Беларусь / С.Ю. Солодовников [и др.]; науч. ред. П.Г. Никитенко. Минск, 2009.

Поступила в редакцию

21 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.