Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПАНДЕМИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева М.В.

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы рынка труда в современных условиях новой коронавирусной инфекции, а также проведен статистический анализ динамики занятости и безработицы, меняющихся условий на рынке труда, а также представлены меры государственной поддержки населения.This article examines the current problems of the labor market in the modern conditions of the new coronavirus infection, as well as a statistical analysis of the dynamics of employment and unemployment, changing conditions in the labor market, and also presents measures of state support for the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономарева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Пономарева М.В.

Научный руководитель:

канд. экон. наук Марченкова И.Н.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет

Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, занятость, безработица, пандемия, статистические показатели, меры поддержки.

Keywords: labor market, labor resources, employment, unemployment, pandemic, statistical indicators, support measures.

Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные проблемы рынка труда в современных условиях новой коронавирусной инфекции, а также проведен статистический анализ динамики занятости и безработицы, меняющихся условий на рынке труда, а также представлены меры государственной поддержки населения.

Abstract: This article examines the current problems of the labor market in the modern conditions of the new coronavirus infection, as well as a statistical analysis of the dynamics of employment and unemployment, changing conditions in the labor market, and also presents measures of state support for the population.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Занятость населения составляет необходимое условие для воспроизводства рынка труда, так как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны.

Актуальность темы данного исследования определена еще и тем, что серьезные изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись большинства стран мировой экономики, в том числе и России. Уже сегодня очевидно, что последствия пандемии СОУГО-19 для рынка труда очень масштабны, они затронули большинство людей. Ситуация привела к резкому росту рабочей нагрузки и продолжительности рабочего времени, а также к изменению форм организации и условий труда работников здравоохранения, аварийно-спасательных служб, волонтеров и других лиц, занятых в важнейших профессиях и отраслях.

Отсчет времени начала внедрения рыночных отношений в сферу труда в России начался с принятия в 1991 году Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который впервые ввел в практическую деятельность государственных органов управления такие понятия как безработица, рынок труда, неполная занятость.

Нормальное функционирование современного рынка предопределяет необходимость разработки законодательных актов, норм и правил, роль которых заключается в регулировании взаимоотношений между субъектами рынка, здесь должны быть четко сформулированы их права, позволяющие обеспечить равные возможности реализации определенных навыков и умений труд всех участников рыночных отношений, при этом необходимо предусмотреть меры социального страхования в случае потери работы. Все вышеперечисленное является основными целями такого компонента, как экономические программы, принятые субъектами рыночных отношений. [3]

В условиях пандемии COVID-19 появились новые льготы и программы для населения. Так, например, в Колумбии, в период карантина были заморожены тарифы на водоснабжение, а также потребление ресурса стало бесплатным. В Португалии обеспечение уровня доходов и жизни населения потребовало принятия нестандартных мер. Так, всему португальскому, населению, вынужденному находится дома так как их дети в возрасте до 12 лет не посещают закрытые из-за вируса школы, была сохранена часть заработной платы. Принятые правительством нормы обеспечили работникам получение 66% оплаты труда, но только в том случае, если отсутствует возможность выполнять свои служебные обязанности дистанционно. А в России одними из поддерживающих мер стали дополнительные пособия семьям с детьми, а также выплаты индивидуальным предпринимателям.

Индикаторы статистики труда, занятости и безработицы являются подразделам социально-экономической статистики и оцениваются на основе первичной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, физических лиц. Они формируется перманентно как в рамках хозяйствующих субъектов, так и статистическими службами, и другими заинтересованными ведомствами.

Одним из ключевых параметров оценки современного состояния экономики и оценки ее эффективности является уровень безработицы. Последние международные стандарты, обусловливающие ключевые показатели для мониторинга рынка труда, были приняты в 2013 году. В тот момент, в связи с финансовым кризисом 2008 года и последовавшим за ним кризисом в сфере занятости был внедрен ряд важных поправок, чтобы ключевые показатели рынка труда лучше отражали изменение условий во времени, в разных контекстах и для разных групп - в частности, женщин, молодежи, пожилых людей и жителей сельской местности.

Именно эти рекомендации сейчас крайне важны для обеспечения постоянного мониторинга рынка труда в условиях распространения СОУГО-19. Хотя разные страны внедрили эти стандарты в национальные объединённые расчетные системы (ОРС) в разной степени, на них можно смело опираться при принятии решений относительно того, какую информацию собирать в приоритетном порядке, как работать с особыми случаями, какие показатели отслеживать и какие статистические данные формировать [2].

Понятие занятости с точки зрения макроэкономического подхода представляет собой целенаправленный процесс трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода с одной стороны, а, с другой стороны, обеспечение возможности всем желающим и способным трудиться в общественном производстве, что ведет к идеальному состоянию системы - полной занятости.

Рынок труда является наиболее сложным элементом рыночной экономики. Основным негативным результатом, процессов, происходящих на рынке труда, является безработица. Безработицей принято считать наличие той части экономически активного населения, которая желает работать, но не может трудоустроиться.

Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения. В Российской

Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие мероприятия:

— ограничение поступления миграционной рабочей силы на рынок труда, что, в свою очередь, будет стимулировать рост уровня оплаты труда, а, следовательно, привлечению трудовых ресурсов российского рынка в те отрасли производства, где преобладают мигранты;

— расширение численности кадровых служб организаций, их усилия должны быть направлены на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала;

— стимулирование правительством предоставления работодателями рабочих мест для определенных групп населения (инвалидов, молодежи);

— усовершенствование и развитие деятельности служб занятости и бирж труда [1].

Безработица - это макроэкономическое явление, которое самым негативным образом влияет на каждого члена общества. Вследствие введения во 2 квартале 2020 года жёстких карантинных мероприятий и последующей остановки деятельности ряда предприятий, экономика пережила потрясение спроса.

Статистические данные снижения спроса в некоторых отраслях экономики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Снижение спроса в некоторых отраслях экономики

Снижение спроса 1-2 месяца (2 кв. 2020 г., год к году) Снижение спроса 1 -2 месяцев (в расчете на год)

Текстиль, одежда, меха -50% -8%

Нефтепродукты -30% -5%

Автотранспортные средства -70% -12%

Строительные работы -50% -8%

Услуги по розничной и оптовой торговле -50% -8%

Услуги гостиниц и ресторанов -70% -12%

Услуги водного транспорта -70% -12%

Услуги туристических агентств -90% -16%

Услуги связанные с недвижимым имуществом -70% -11%

Проанализировав статистические данные, очевидно, что больше всего пострадала сфера услуг, особенно предприятия, оказывающие туристические услуги. Это так же свидетельствует и о том, что люди,

ставшие безработными в период пандемии, были заняты в мелком и среднем бизнесе по предоставлению услуг.

Для анализа существующих значений безработицы, рассмотрим сравнительную таблицу уровня безработицы трудоспособного населения в РФ за 2018-2020 гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень безработицы в РФ в 2018-2020 гг.

Период Уровень безработицы, %

2018 год 2019 год 2020 год

Январь 5,2 4,9 4,7

Февраль 5 4,9 4,6

Март 5 4,7 4,7

Апрель 4,9 4,7 5,8

Май 4,7 4,5 6,1

Июнь 4,7 4,4 6,2

Июль 4,7 4,5 6,3

Август 4,6 4,3 6,4

Сентябрь 4,5 4,5 6,3

Октябрь 4,7 4,6 -

Ноябрь 4,8 4,6 -

Декабрь 4,8 4,6 -

Анализирую представленные статистические данные Росстата следует отметить, что за третий квартал 2018 года уровень безработицы в нашей стране составил 4,6%. Этот показатель характеризует, практически, исторический минимум за всю историю России. Относительно 2017 года наблюдается увеличение занятости населения на 0,7 пунктов. В сравнении с кризисным 2009 годом, уровень нетрудоустроенности сократился в два раза, а уровень безработицы составлял 8,3% [3].

Повышение уровня безработицы в РФ произошло впервые за время пандемии коронавируса. В январе безработица в РФ составила 4,7%, а в апреле резко выросла до 5,8%. Превышение уровня безработицы 6% рубеж произошло в мае 2020 года, до этого последний раз безработица в РФ на данном уровне была зафиксирована лишь в первой половине 2016 года [3].

В конце 2019 года ведущие экономисты страны прогнозировали стабильную ситуацию с безработицей, без каких-либо скачков. Но реальная ситуация существенно опровергла данный прогноз. Пандемия коронавирусной инфекции, жёсткие карантинные меры значительно увеличили количество безработных. Так, количество безработных в стране в конце 2019 - начале 2020 составляло около 3,5

млн человек, в то время как количество занятого населения составляло в среднем 72,2 млн человек. Эти же показатели значительно изменились к октябрю 2020 года: количество трудоустроенного населения составляет 70,3 млн. чел, а общая численность безработных составила 4,69 млн. чел.

Несомненно, ключевую роль в ликвидации негативных последствий пандемии играют государственные меры поддержки бизнеса, которые разрабатываются и реализуются постепенно и основными из них являются:

- беспроцентные кредиты на зарплату (крупный, средний и малый бизнес, а также индивидуальные предприниматели получают возможность привлечения беспроцентных банковских кредитов на срок до шести месяцев для выплаты заработной платы персоналу);

- продление отсрочки по налогам и взносам для малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей (или налоговые каникулы);

- невозвратные кредиты (предприятиям, которые сохранят не менее 90% сотрудников - кредит будет списан вместе с процентами; если в штате останется не менее 80% работников - предприниматель должен будет вернуть половину ссуды и процентов по ней);

- безвозмездные субсидии (предприниматели могут получить по 12 130 руб. на каждого сотрудника);

- снижение страховых взносов (для организаций и ИП, включённых в Единый реестр МСП, совокупный объем страховых взносов снижается с 30% до 15%; ставка взносов в ПФР составит 10%, в ФОМС — 5%; взносы в ФСС не уплачиваются) [4].

Таким образом, поддержании современного рынка труда является основополагающей задачей государственной политики, как на федеральном, так и региональном уровне. Данные меры призваны обеспечить недопущение падения доходов, а, следовательно, снижения уровня жизни населения страны.

Список литературы

1. Клочкова, Е.Н. Определение цифровой экономики для целей статистического исследования [Текст] / Е.Н. Клочкова, П.Э. Прохоров // Вопросы статистики. - 2020. - № 4. - С. 66-79.

2. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) [Текст]: стат.сб. / Росстат. -M., 2020. - 145 с.

3. https://rosstat.gov.ru

4. httpsy/стопкоронавирус.рф/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.