Научная статья на тему 'Статистический анализ учебного процесса на младших курсах факультета строительства железных дорог СГУПСа'

Статистический анализ учебного процесса на младших курсах факультета строительства железных дорог СГУПСа Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Визгин А. А., Гербер А. Р., Попов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ учебного процесса на младших курсах факультета строительства железных дорог СГУПСа»

УДК 528

А.А. Визгин

СГГ А, Новосибирск

А.Р. Гербер, Г.В. Попов

СГУПС, Новосибирск

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА МЛАДШИХ КУРСАХ ФАКУЛЬТЕТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СГУПСА

A.A. Vizgin

SSGA, Novosibirsk

A.R. Gerber, G.V. Popov

Siberian State University of Communication

STATISTICAL ANALYSIS OF THE JUNIOR STUDENTS TRAINING PROCESS AT THE RAILWAY ENGINEERING FACULTY

Одним из факторов, определяющих успешную учебу студентов в вузе и творческую работу на производстве, является их интеллектуальный уровень развития IQ . На факультете СЖД в течение двух лет тестировался интеллектуальный уровень студентов первого курса факультета СЖД. Использовалась компьютерная программа для опросника Равенна, содержащая 60 тестов возрастающей трудности. Тестирование группы занимало примерно 50 минут. Далее вычислялся ранговый коэффициент по формулам Спирмена. Этот коэффициент фиксирует только наличие связи, но не определяет ее силы в противоположность коэффициент Пирсона. Коэффициент Спирмена устанавливает связь между рангами. Ранги это упорядоченные по возрастанию или убыванию числа натурального ряда.

Вычислялись ранговые коэффициенты между значениями IQ и экзаменационными оценками в зимнюю сессию 2006-07 г. (рис. 1) и между значениями .IQ и экзаменационными оценками в весеннюю сессию - 2006-07 г. (рис. 2).

СВЯЗЬ IQ И РЕЗ, ЭКЗАМЕНОВ

е

е

о

о

CQ

О

<

о_

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

1

2

ГРУППЫ 1 КУРСА Ф-ТА СЖД

□ ВЫС, МАТЕМ

□ НАЧ, ГЕОМ,

□ ИСТОРИЯ

□ ХИМИЯ

Рис. 1

На рис. 1 показаны ранговые коэффициенты для всего потока студентов первого курса - 60 человек, на рис 2 для отдельных групп численностью 20 студентов.

К

О

Э

Ф К Ф О И Р

Ц р

и Е е Л н Ц т И ы

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,38

0,3

0,23

0,2

0,1

0

Свзь Ю---е

экзаменационными оценками оценками

С1111

01^2

□ Иняз

□ Матем

□ Термех

□ Г еодезия

01

4

01144

л

Рис. 2

Уровень значимости т. е. вероятность приема ошибочной нулевой гипотезы-статистического равенства нулю рангового коэффициента теоретически обосновать невозможно. Это зависит от ответственности сравниваемых процессов, традиций, опыта работ. Мы приняли его равным 0,9. В дальнейшем его можно изменить. Значение рангового коэффициента вычислено на основе формул [1, с. 428]. Для рис. 1 он равен 2.5, для рис. 2 -

0,38. На рис. 2 сделано более детальное сравнение - вычислен ранговый коэффициент для уровня значимости 0,7. Он получился равным 0,23, если ранговый коэффициент меньше 0,23, то принимается нулевая гипотеза о не значимости отличия рангового коэффициента от нуля. При попадании рангового коэффициента в интервал 0,23-0,38 решение о связи значения ^ и экзаменационными оценками принимает экспериментатор, учитывая работу группы. Из рис. 1 видно, что существенно положительная связь обнаружилась только у начертательной геометрии, из рис. 2 видно, что к концу семестра связи заметно возросли. Для большинства предметов

ранговые коэффициенты больше 0,38, т. е. связи экзаменационных оценок с величиной интеллектуального уровня существенны. Это объясняется тем, что студенты в какой-то степени привыкли к условиям учебы в вузе.

Коэффициенты ранговой корреляции между семестровым тестированием и экзаменационными оценками. Отсутствие постоянной положительной связи может вызываться неудачными тестовыми заданиями.

Заключение

1. Оценка интеллектуального позволяет определить возможности студентов усваивать новый учебный материал и формировать группы (речь идет об абитуриентах) с учетом уровня развития.

2. Результаты тестирования могут использовать преподаватели для индивидуальной воспитательной работы.

3. Целесообразно проводить выборочное повторное тестирование через 1-2 года, чтобы сравнивать изменения ^ за период учебы, и оценить готовит ли учеба выпускников к творческой деятельности на производстве.

4. Сравнение рейтинговых и экзаменационных оценок при их существенно отрицательной связи - свидетельство о недостатках в либо в тестировании, либо в учебном процессе.

5. Эффективность новых педагогических воздействий следует оценивать вероятностно-статистическими методами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кремер, Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник/ Н.Ш. Кремер. - М., 2000. - 543 с.

2. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов/ О.Ю. Ермолаев. -М., 2002. - 335 с.

© А.А. Визгин, А.Р. Гербер, Г.В. Попов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.