Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТРЕНД РАЗВИТИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / DIGITAL ECONOMY / E-COMMERCE / STATISTICAL ANALYSIS / DEVELOPMENT TREND / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайленко А.А.

В статье проводится статистический анализ развития российского рынка электронной торговли за 2013-2017 гг. Приводится динамика объема рынка электронной торговли Российской Федерации, на основе которой построен тренд развития и произведён корреляционно-регрессионный анализ. В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на состояние рынка электронной торговли, а также сделан прогноз объемов рынка на ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE VOLUME OF THE RUSSIAN ELECTRONIC TRADE MARKET

The article provides a statistical analysis of the development of the Russian e-commerce market for 2013-2017. The dynamics of the volume of the e-commerce market of the Russian Federation is given, on the basis of which the development trend is built and a correlation and regression analysis is made. The article discusses the factors that influence the state of the e-commerce market, as well as a forecast of market volumes for the near future.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 311.312

Михайленко А.А. студент 1 курса

магистерская программа «Финансовая экономика» Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Портнова Л.В.,

доцент Россия, г. Оренбург СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО РЫНКА

ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация:

В статье проводится статистический анализ развития российского рынка электронной торговли за 2013-2017 гг. Приводится динамика объема рынка электронной торговли Российской Федерации, на основе которой построен тренд развития и произведён корреляционно-регрессионный анализ. В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на состояние рынка электронной торговли, а также сделан прогноз объемов рынка на ближайшее время.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронная торговля, статистический анализ, тренд развития, корреляционно-регрессионный анализ, прогнозирование.

Mikhaylenko АЛ.

student

1 course, master's program «Financial Economics» Orenburg branch REU them G. V. Plekhanov

Russia, Orenburg Scientific adviser: Portnova L.V.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE VOLUME OF THE RUSSIAN ELECTRONIC TRADE MARKET

Annotation:

The article provides a statistical analysis of the development of the Russian e-commerce market for 2013-2017. The dynamics of the volume of the e-commerce market of the Russian Federation is given, on the basis of which the development trend is built and a correlation and regression analysis is made. The article discusses the factors that influence the state of the e-commerce market, as well as a forecast of market volumes for the near future.

Keywords: digital economy, e-commerce, statistical analysis, development trend, correlation and regression analysis, forecasting.

Сегодня невозможно удивить кого-либо, сказав о том, что мир вступил в новую эпоху - информационную. Однако состояние развития элементов (например, цифровой экономики) указанного этапа у всех стран разное. Причины такого явления различны, поэтому в данной статье рассмотрим

Российскую Федерацию и ее цифровую экономику, которую наиболее хорошо характеризует объем рынка электронной торговли [3, с. 102].

1200

1000 800 600 400 200 0

1040

2013

2014

2015

2016

2017

Рисунок 1 - Динамика объема рынка электронной торговли в Российской Федерации в период 2013-2017 гг., млрд.руб.*

*Составлено автором на основе данных АКИТ

За последние 5 лет наблюдаются существенные изменения в динамики объема российского рынка электронной торговли [2, с. 59]. Проведем анализ динамического ряда объема рынка электронной торговли в России за 2013 -2017 гг. (рис. 1).

На основе указанных данных за 2013-2017 гг. можно построить график динамики объема электронной торговли в Российской Федерации и отобразить на нем тренды развития (рис. 2).

1200

1000 800 600 400 200

0

у = 487,52е0 R2 = 0,968

155Н

у = 291,181п(г) + 516,6 R2 = 0,9343

713

R2 = 0,9806

544

у = 536,521°

3859

R2 = 0,9682

у = 1,071412+ 113,471 + 443,2 -R2 = 0,9807

2017

2013 2014 2015 2016

объем рынка электронной торговли, млрд. руб.

.........Линейная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)

-----Экспоненциальная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)

-------Логарифмическая (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)

----Степенная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)

-----Полиномиальная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)

Рисунок 2 - Динамика объема рынка электронной торговли Российской Федерации*

*Рассчитано автором на основе данных АКИТ

На рисунке 2 представлены следующие тренды - линейный, экспоненциальный, логарифмический, степенной и полиномиальный. Для того чтобы определить лучшее уравнение тренда, стоит обратиться к коэффициенту аппроксимации (Я2): чем ближе он к единице, тем лучше уравнение будет описывать явление [5, с. 101]. Отсюда Я2=0,9807 больше

подходит, а, следовательно, именно эту модель мы будем использовать.

Таким образом, полиномиальный тренд указывает на то, что в 2013-2017 гг. объем российского рынка электронной торговли увеличивался в номинальной оценке со средним ускорением 2,1428 млрд.руб. в год, среднее за данный период увеличение объема составило 113,47 млрд.руб., а средний объем рынка электронной торговли в России был равен 443,2 млрд.руб.

На объем рынка электронной торговли России влияет большое количество факторов. Изучим взаимосвязь величины объема рынка электронной торговли и других экономических явлений, происходящих в Российской Федерации, для этого воспользуемся корреляционным анализом, устраняющим воздействие какого-либо фактора [4, с. 95].

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа используем следующие факторные признаки [6]:

Y- объем рынка электронной торговли, млрд.руб.;

X1 - оборот розничной торговли, трлн.руб.;

X2 - индексы потребительский цен на товары и услуги, %;

X3 - среднемесячная номинальная заработная плата, руб.;

X4 - среднедушевые денежные доходы населения, руб.;

X5 - индекс потребительской уверенности, %.

Параметры модели с включением фактора времени оцениваются с помощью обычного метода наименьших квадратов.

При помощи Excel получаем корреляционную матрицу, на основании которой сделаем вывод о факторах, которые могут быть включены в модель множественной регрессии (табл. 1).

Таблица 1 - Корреляционная матрица влияния факторов на объем рынка

y x1 x2 x3 x4 x5

Y 1 - - - - -

x1 0,992336 1 - - - -

x2 -0,52536 -0,49708 1 - - -

x3 0,997684 0,994761 -0,53048 1 - -

x4 0,964909 0,985449 -0,5336 0,978248 1 -

x5 -0,41177 -0,39018 -0,21524 -0,43373 -0,38808 1

*

*Рассчитано автором на основе данных АКИТ и Росстата Из корреляционной матрицы видна сильная взаимосвязь между результативным (у) и факторными признаками (х1, x2, х3 и х4). Между факторами x1 и x3 - мультиколлинеарность. В уравнение включаем x2, х3 и х4.

Проводим регрессионный анализ и получаем следующие уравнение регрессии и результаты регрессионной статистики (табл. 2):

у = -1097,43+0,007626*x2+0,065684*x3-0,01794*х4 (1)

Таблица 2 - Результаты регрессионного анализа*

Регрессионная статистика

Множественный R 0,999112

Я-квадрат 0,998224

Нормированный R-квадрат 0,992897

Стандартная ошибка 16,13424

Наблюдения 5

*Рассчитано автором на основе данных АКИТ и Росстата

Множественный коэффициент регрессии равен 0,999112, что говорит о весьма высокой связи между признаками. Коэффициент детерминации равен 0,998, а значит, 99,8% вариации уровня объема рынка электронной торговли Российской Федерации обусловлено факторами, включенными указанную ранее модель.

Проанализировав уравнение регрессии, получаем следующее: с изменением индекса потребительских цен на товары и услуги на 1%, объем рынка электронной торговли увеличится на 7,626 млн.руб., с ростом среднемесячной номинальной заработной платы на 100 рублей, объем рынка электронной торговли увеличится на 65,684 млн.руб., а с ростом среднедушевых денежных доходов населения на 100 руб., объем рынка электронной торговли уменьшится на 1,794 млн. руб.

Воспользуемся множественным уравнением регрессии для построения прогноза при фиксированных значениях факторов. Подставляя в уравнение регрессии минимальное, среднее и максимальное значения факторов, получим три прогнозных варианта - пессимистический, реалистический и оптимистический:

• при минимальных значениях (х2 = 102,51, х3 = 29792, х4 = 17501,5):

у = 546,23;

• при средних значениях (х2 = 106,47, х3 = 34030, х4 = 20759):

у = 766,19;

• при максимальных значениях (х2 = 112,91, х3 = 39167, х4 = 24615):

у = 1034,49.

Таким образом, уровень объема рынка электронной торговли в Российской Федерации при неизменности имеющейся тенденции может составить 766,19 млрд. руб. При минимальных значениях факторов объем электронной торговли может составить 546,23 млрд. руб. При максимальных значениях - 1034,49 млрд. руб.

В заключение, стоит отметить важность явлений, влияющих на объемы российского рынка электронной торговли и отметить мероприятия, способствующие улучшению состояния данного элемента цифровой экономики в нашей стране:

• совершенствование законодательства в сфере рыночных отношений и конкуренции;

• сокращение числа безработного населения;

• уменьшение роста или замедление темпов инфляции;

• совершенствование законодательства в сфере электронной торговли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие логистики;

• развитие онлайн-платформ.

Использованные источники:

1. АКИТ. Аналитика [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www. akit. ru/cate gory/analytics/

2. Золотова Л.В., Лаптева Е.В., Портнова Л.В. Огатистический анализ доходов, расходов и сбережений как показателей уровня жизни населения России // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 55-60.

3. Коган К.Е. Электронная коммерция в России: проблемы и перспективы // Современные наукоемкие технологии, 2004. -№ 4 - С. 101-104.

4. Лаптева Е.В., Золотова Л.В. Статистические методы исследования в экономике: учебн. пособие / Е.В. Лаптева, Л.В. Золотова. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2013. - 171 с.

5. Лаптева Е.В., Портнова Л.В. Практикум по статистике: теория статистики и экономическая статистика. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2016. -227 с.

6. Росстат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 09.01.2019).

УДК 57.045

Михайлова П.А. Шикульский А. С. Нестеренко Т.С. Григорьев Д.

Амурская государственная медицинская академия

Россия, г. Благовещенск ВЛИЯНИЕ НЕВЕСОМОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

КОСМОНАВТА

Ключевые слова: невесомость, космос, скелетная мускулатура, мочеполовая система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система.

Резюме: Традиционно «отцом космонавтики» был признан К. Э. Циолковский, ведь им были проведены первые научно-теоретические разработки вопросов, связанных с оценкой возможного влияния на организм человека отсутствия силы тяжести. В настоящее время у нас в стране широко развернута экспериментальная работа с лабораторным моделированием невесомости (погружение в воду, пребывание в горизонтальном положении, ограничение подвижности). В этих экспериментах анализируется отсутствие гравитации на медицинские показатели космонавтов, завершивших летную деятельность, в ходе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.