УДК 311.312
Михайленко А.А. студент 1 курса
магистерская программа «Финансовая экономика» Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Портнова Л.В.,
доцент Россия, г. Оренбург СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО РЫНКА
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация:
В статье проводится статистический анализ развития российского рынка электронной торговли за 2013-2017 гг. Приводится динамика объема рынка электронной торговли Российской Федерации, на основе которой построен тренд развития и произведён корреляционно-регрессионный анализ. В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на состояние рынка электронной торговли, а также сделан прогноз объемов рынка на ближайшее время.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронная торговля, статистический анализ, тренд развития, корреляционно-регрессионный анализ, прогнозирование.
Mikhaylenko АЛ.
student
1 course, master's program «Financial Economics» Orenburg branch REU them G. V. Plekhanov
Russia, Orenburg Scientific adviser: Portnova L.V.
STATISTICAL ANALYSIS OF THE VOLUME OF THE RUSSIAN ELECTRONIC TRADE MARKET
Annotation:
The article provides a statistical analysis of the development of the Russian e-commerce market for 2013-2017. The dynamics of the volume of the e-commerce market of the Russian Federation is given, on the basis of which the development trend is built and a correlation and regression analysis is made. The article discusses the factors that influence the state of the e-commerce market, as well as a forecast of market volumes for the near future.
Keywords: digital economy, e-commerce, statistical analysis, development trend, correlation and regression analysis, forecasting.
Сегодня невозможно удивить кого-либо, сказав о том, что мир вступил в новую эпоху - информационную. Однако состояние развития элементов (например, цифровой экономики) указанного этапа у всех стран разное. Причины такого явления различны, поэтому в данной статье рассмотрим
Российскую Федерацию и ее цифровую экономику, которую наиболее хорошо характеризует объем рынка электронной торговли [3, с. 102].
1200
1000 800 600 400 200 0
1040
2013
2014
2015
2016
2017
Рисунок 1 - Динамика объема рынка электронной торговли в Российской Федерации в период 2013-2017 гг., млрд.руб.*
*Составлено автором на основе данных АКИТ
За последние 5 лет наблюдаются существенные изменения в динамики объема российского рынка электронной торговли [2, с. 59]. Проведем анализ динамического ряда объема рынка электронной торговли в России за 2013 -2017 гг. (рис. 1).
На основе указанных данных за 2013-2017 гг. можно построить график динамики объема электронной торговли в Российской Федерации и отобразить на нем тренды развития (рис. 2).
1200
1000 800 600 400 200
0
у = 487,52е0 R2 = 0,968
155Н
у = 291,181п(г) + 516,6 R2 = 0,9343
713
R2 = 0,9806
544
у = 536,521°
3859
R2 = 0,9682
у = 1,071412+ 113,471 + 443,2 -R2 = 0,9807
2017
2013 2014 2015 2016
объем рынка электронной торговли, млрд. руб.
.........Линейная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)
-----Экспоненциальная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)
-------Логарифмическая (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)
----Степенная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)
-----Полиномиальная (объем рынка электронной торговли, млрд. руб.)
Рисунок 2 - Динамика объема рынка электронной торговли Российской Федерации*
*Рассчитано автором на основе данных АКИТ
На рисунке 2 представлены следующие тренды - линейный, экспоненциальный, логарифмический, степенной и полиномиальный. Для того чтобы определить лучшее уравнение тренда, стоит обратиться к коэффициенту аппроксимации (Я2): чем ближе он к единице, тем лучше уравнение будет описывать явление [5, с. 101]. Отсюда Я2=0,9807 больше
подходит, а, следовательно, именно эту модель мы будем использовать.
Таким образом, полиномиальный тренд указывает на то, что в 2013-2017 гг. объем российского рынка электронной торговли увеличивался в номинальной оценке со средним ускорением 2,1428 млрд.руб. в год, среднее за данный период увеличение объема составило 113,47 млрд.руб., а средний объем рынка электронной торговли в России был равен 443,2 млрд.руб.
На объем рынка электронной торговли России влияет большое количество факторов. Изучим взаимосвязь величины объема рынка электронной торговли и других экономических явлений, происходящих в Российской Федерации, для этого воспользуемся корреляционным анализом, устраняющим воздействие какого-либо фактора [4, с. 95].
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа используем следующие факторные признаки [6]:
Y- объем рынка электронной торговли, млрд.руб.;
X1 - оборот розничной торговли, трлн.руб.;
X2 - индексы потребительский цен на товары и услуги, %;
X3 - среднемесячная номинальная заработная плата, руб.;
X4 - среднедушевые денежные доходы населения, руб.;
X5 - индекс потребительской уверенности, %.
Параметры модели с включением фактора времени оцениваются с помощью обычного метода наименьших квадратов.
При помощи Excel получаем корреляционную матрицу, на основании которой сделаем вывод о факторах, которые могут быть включены в модель множественной регрессии (табл. 1).
Таблица 1 - Корреляционная матрица влияния факторов на объем рынка
y x1 x2 x3 x4 x5
Y 1 - - - - -
x1 0,992336 1 - - - -
x2 -0,52536 -0,49708 1 - - -
x3 0,997684 0,994761 -0,53048 1 - -
x4 0,964909 0,985449 -0,5336 0,978248 1 -
x5 -0,41177 -0,39018 -0,21524 -0,43373 -0,38808 1
*
*Рассчитано автором на основе данных АКИТ и Росстата Из корреляционной матрицы видна сильная взаимосвязь между результативным (у) и факторными признаками (х1, x2, х3 и х4). Между факторами x1 и x3 - мультиколлинеарность. В уравнение включаем x2, х3 и х4.
Проводим регрессионный анализ и получаем следующие уравнение регрессии и результаты регрессионной статистики (табл. 2):
у = -1097,43+0,007626*x2+0,065684*x3-0,01794*х4 (1)
Таблица 2 - Результаты регрессионного анализа*
Регрессионная статистика
Множественный R 0,999112
Я-квадрат 0,998224
Нормированный R-квадрат 0,992897
Стандартная ошибка 16,13424
Наблюдения 5
*Рассчитано автором на основе данных АКИТ и Росстата
Множественный коэффициент регрессии равен 0,999112, что говорит о весьма высокой связи между признаками. Коэффициент детерминации равен 0,998, а значит, 99,8% вариации уровня объема рынка электронной торговли Российской Федерации обусловлено факторами, включенными указанную ранее модель.
Проанализировав уравнение регрессии, получаем следующее: с изменением индекса потребительских цен на товары и услуги на 1%, объем рынка электронной торговли увеличится на 7,626 млн.руб., с ростом среднемесячной номинальной заработной платы на 100 рублей, объем рынка электронной торговли увеличится на 65,684 млн.руб., а с ростом среднедушевых денежных доходов населения на 100 руб., объем рынка электронной торговли уменьшится на 1,794 млн. руб.
Воспользуемся множественным уравнением регрессии для построения прогноза при фиксированных значениях факторов. Подставляя в уравнение регрессии минимальное, среднее и максимальное значения факторов, получим три прогнозных варианта - пессимистический, реалистический и оптимистический:
• при минимальных значениях (х2 = 102,51, х3 = 29792, х4 = 17501,5):
у = 546,23;
• при средних значениях (х2 = 106,47, х3 = 34030, х4 = 20759):
у = 766,19;
• при максимальных значениях (х2 = 112,91, х3 = 39167, х4 = 24615):
у = 1034,49.
Таким образом, уровень объема рынка электронной торговли в Российской Федерации при неизменности имеющейся тенденции может составить 766,19 млрд. руб. При минимальных значениях факторов объем электронной торговли может составить 546,23 млрд. руб. При максимальных значениях - 1034,49 млрд. руб.
В заключение, стоит отметить важность явлений, влияющих на объемы российского рынка электронной торговли и отметить мероприятия, способствующие улучшению состояния данного элемента цифровой экономики в нашей стране:
• совершенствование законодательства в сфере рыночных отношений и конкуренции;
• сокращение числа безработного населения;
• уменьшение роста или замедление темпов инфляции;
• совершенствование законодательства в сфере электронной торговли;
• развитие логистики;
• развитие онлайн-платформ.
Использованные источники:
1. АКИТ. Аналитика [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www. akit. ru/cate gory/analytics/
2. Золотова Л.В., Лаптева Е.В., Портнова Л.В. Огатистический анализ доходов, расходов и сбережений как показателей уровня жизни населения России // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 55-60.
3. Коган К.Е. Электронная коммерция в России: проблемы и перспективы // Современные наукоемкие технологии, 2004. -№ 4 - С. 101-104.
4. Лаптева Е.В., Золотова Л.В. Статистические методы исследования в экономике: учебн. пособие / Е.В. Лаптева, Л.В. Золотова. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2013. - 171 с.
5. Лаптева Е.В., Портнова Л.В. Практикум по статистике: теория статистики и экономическая статистика. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2016. -227 с.
6. Росстат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 09.01.2019).
УДК 57.045
Михайлова П.А. Шикульский А. С. Нестеренко Т.С. Григорьев Д.
Амурская государственная медицинская академия
Россия, г. Благовещенск ВЛИЯНИЕ НЕВЕСОМОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
КОСМОНАВТА
Ключевые слова: невесомость, космос, скелетная мускулатура, мочеполовая система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система.
Резюме: Традиционно «отцом космонавтики» был признан К. Э. Циолковский, ведь им были проведены первые научно-теоретические разработки вопросов, связанных с оценкой возможного влияния на организм человека отсутствия силы тяжести. В настоящее время у нас в стране широко развернута экспериментальная работа с лабораторным моделированием невесомости (погружение в воду, пребывание в горизонтальном положении, ограничение подвижности). В этих экспериментах анализируется отсутствие гравитации на медицинские показатели космонавтов, завершивших летную деятельность, в ходе