Научная статья на тему 'Статистический анализ и приоритеты внешнеэкономических связей на примере Сирии'

Статистический анализ и приоритеты внешнеэкономических связей на примере Сирии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS / FOREIGN TRADE / ECONOMIC SANCTIONS / EXPORTS / IMPORTS / FINANCIAL CRISIS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль Хумсси Ахмад

В статье проводится результаты исследования статистического анализа внешнеэкономической деятельности Сирии. Проведя анализ статистических показателей внешнеэкономических связей Сирии до и в период кризиса заметим, что произошло ухудшение всех показателей внешнеэкономических связей страны из-за вооруженного конфликта. В том числе увеличение внешнего долга в 2,75 раза в 2014 году по сравнению с периодом до кризиса, снижение объема экспорта и импорта и т.д. На основе данного анализа можно разработать приоритеты внешнеэкономических связей в соответствии с приоритетами национальной экономики страны в целом, в частности: обеспечить безопасные районы по развитию внешнеэкономической деятельности; разработать единый закон, регулирующий весь инвестиционный сектор в Сирии; улучшение работы электронного правительства, без его качественной работы невозможно контролировать внешнеэкономические сделки и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical analysis and priorities of foreign economic relations on example (Syria)

In modern conditions of globalization quality of static data of foreign economic relations of the country plays an important role in decision-making about foreign economic sphere of the country, without their quality lead to wrong in static analysis of indicators of foreign economic relations and methods of evaluation, then it is impossible to make not correct decision by the government, and therefore, there are questions about what the important priorities in the development of foreign economic relations of the country. According to the analysis of static indicators of foreign economic relations of Syria before and during the crisis, we note that there was a deterioration of all indicators of foreign economic relations due to armed conflict. Including the increase in the external 2.75times in 2014 compared with the period before the crisis, the decline in exports and imports, improvement of e-government, without his high-quality work cannot be controlled foreign trade transactions etc.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ и приоритеты внешнеэкономических связей на примере Сирии»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/140EVN515.pdf DOI: 10.15862/140EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/140EVN515)

УДК 311,3 - 339,9

Аль Хумсси Ахмад

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва1 Аспирант экономического факультета E-mail: L6h88@mail.ru

Статистический анализ и приоритеты внешнеэкономических связей на примере Сирии

1 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 13, корпус 5

Аннотация. В статье проводится результаты исследования статистического анализа внешнеэкономической деятельности Сирии. Проведя анализ статистических показателей внешнеэкономических связей Сирии до и в период кризиса заметим, что произошло ухудшение всех показателей внешнеэкономических связей страны из-за вооруженного конфликта. В том числе увеличение внешнего долга в 2,75 раза в 2014 году по сравнению с периодом до кризиса, снижение объема экспорта и импорта и т.д. На основе данного анализа можно разработать приоритеты внешнеэкономических связей в соответствии с приоритетами национальной экономики страны в целом, в частности: обеспечить безопасные районы по развитию внешнеэкономической деятельности; разработать единый закон, регулирующий весь инвестиционный сектор в Сирии; улучшение работы электронного правительства, без его качественной работы невозможно контролировать внешнеэкономические сделки и т.д.

Ключевые слова: внешнеэкономические отношения; внешняя торговля; экономические санкции; экспорт; импорт; финансовый кризис; глобализация.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Аль Хумсси Ахмад Статистический анализ и приоритеты внешнеэкономических связей на примере Сирии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/140EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/140EVN515

Избыточность или недостаточность производственных ресурсов между странами компенсируется через международный обмен. Потребность в международном обмене активизирует внешнеэкономическую деятельность и благоприятно влияет на развитие национальных экономик. Возникают дополнительные рынки сбыта отечественной продукции, происходит стимулирование занятости населения.

В условиях глобализации расширение внешнеэкономических связей между странами, как правило, осуществляется на международном рынке через международное разделение труда (МРТ) на конкурентной основе. В условиях международной конкуренции страны с развитыми промышленными технологиями имеют особые экспортные преимущества по сравнению с малоразвитыми странами. При этом неконтролируемый импорт в такие страны при определенных условиях приводит к исчезновению многих производств, что непосредственно приводит к росту безработицы. Такой подход подрывает отечественную экономики и способствует развитию инфляционных процессов. [5; стр. 14]

Для того чтобы уберечь национальные экономики от негативного влияния неконтролируемого экспорта в таких странах создается необходимость в определении показателей, характеризующих эффективность внешней хозяйственной деятельности в условиях международной конкуренции.

По мнению ученного Назарова. М. Г. задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой.

Считается что задача статистического анализа является изучением процессов внешнеэкономических связей страны по двум сторонам анализ качественной характеристикой со анализом их количественных данных.

Объектами учета в статистике внешнеэкономических связей являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции. [9; стр. 14]

Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли, т.е. переход от государственной отчетности к использованию данных таможенного учета.

Для разработки показателей, характеризующих конкурентоспособность внешнеэкономической связей страны, осуществляется на основе достоверности данных при использования статического анализа внешнеэкономической деятельности. Международные организации многих стран мира, выработали критерии расчета отбора качественных статистических данных характеризующих внешнюю торговлю. Также разработаны и используются соответствующие требования, предъявляемые к качеству статистических данных внешней торговли ООН. Для проверки определения качества отбора статистических данных влияющих на результирующий показатель внешнеэкономической деятельности можно предложить использовать следующую многомерную модель.

¥= {у1;у2;у3;у4;у5;уб}

Где У: показатель степени качества сборных данных внешнеэкономических связей;

у1: Актуальность данных этот показатель показывает, что используются ли собранные данные разными пользователями. Если выборку используется, тогда надо сравнить между теми, кто (в пределах выбранного образца) которые считаются данных подходят для использования (п) и общего количества выборки N= *100%

п N

у2 - точность данных, это значит, что, отклонение между опубликованными данными о внешней торговли и действительными потоками очень низкое:

Кг = 100% к *

Где Кг/ отклонение фактические данных от теоретических данных;

к: фактические данные (в переделах выборки); К: теоретические данные (в переделах выборки); Я: риск отклонения (на наш взгляд до 5 %).

У3 - Своевременность данных: Разница во времени между окончанием отчетного периода и датой первой версии (или выдачи окончательных результатов) международных данных торговли товарами.

Та = %

Та: коэффициент отклонения времени на гнаш взгляд нормативный коэффициент больше чем 80 %; ^ разница во времени; ^ календарный год (12 месяцев либо 365 дней)

У4: Безопасность статистической методологии: степень отклонения национальных стандартов (категории, процедуры и меры измерения) от концептуальных международных статистических стандартов и измерений, используемых для сбора данных международной торговли товарами 8т =

т

Где: т национальная статическая методология в переделах (0-10) чем достиг к 10 балла тем совместимо к международным статистическим стандартам M;

у5: Координация и совместимость: степень согласованности данных и соразмерность пропорциональность между ними:

где Б эти передели совместимости между данными Б Е[0;5]

уБ: Легкость доступа к данным: показывает легкость доступа к статистике международной торговли товарами к легкости, с которой они могут быть получены из Бюро

переписи населения за данные о внешней торговле: С I

Где С: степень легкости к данным; 1 пользователи, которые могут поступать к данным; L: общий объем выборки

У= {N %;(Кг %,Е%);Га% ; 8т; Б; С%}

Самые высокие качественные данные должны достичь следующий результат:

У = 100%;(100%, меньше 5%);80 %; ; „ ппп

10 5; 100%)

Таким образом, чем фактические результаты на пример (Уфакт) достигают к результатам показателя У, тем используются более качественные данные.

В статистике ВЭС используются как универсальные статистические методы, рассматриваемые в курсе "Общая теория статистики", так и своя методология, разработанная в соответствии со спецификой внешнеэкономической деятельности. С помощью выработанных статистических методов изучаются закономерности в развитии ВЭС.[8]

Для формирования общей картины внешнеэкономической деятельности страны требуется создание информационной базы, для этого необходимо применение экономического инструментария и система показателей внешнеэкономических связей страны. [7; стр.12]

Более того, оценка какого-либо явления и процесса внешнеэкономической деятельности должна носить системный, комплексный и завершенный характер. Именно поэтому, для формирования полной и обоснованной оценки внешнеэкономических связей необходимо учитывать весь спектр соответствующих экономических показателей и влиятельных факторов, а также осуществляться оценка внешнеэкономической политики и соблюдения ее норм. Именно многокритериальный детальный анализ способен отображать реальное положение внешнеэкономических связей и перспектив их развития и укрепления (схема. 1).

Показатели состояния и динамики

Объем экспорта

Показатели объема Показате ли динамики

Внешнеторговый оборот Темп роста

Показатели обеспечения

Показатели централизации и структуры

фондо-вооружен-ность труда ино-странных предприятий

Показатели централизации

Централизации экспорта

Централизации импорта

Показатели открытости

Квота импорта

Показатели структуры

Квота внешней торговли

Географическое распределение

Товарная структура

Эффективность ВЭС

уровень технической вооруженности труда иностранных предприятий

Показатели эффективности и результатов

Объем экспорта на душу населения

Участие в снижение безработицы

Сальдо платежного баланса

Сальдо торгового баланса

Объем импорта на душу населения

Объем внешней

торговли на душу населения

Коэффициент покрытия

Показатели перспектив

Прогнозируемый экспорта

Прогнозируемый импорта

Прогнозируемый внешней торговли

Планируемый экспорт

Планируемый импорт

Планируемый внешней торговли

Рисунок. 1. Система статико-экономического анализа внешнеэкономических связей

(источник: составлено автором)

Для оценки измерения участия страны в международном разделении труда всемерный

_ „ объем экспорта,,.. тт

банк рекомендует использовать следующий показатель =-%. Но данный

ВВП

показатель не отражает различие между экономиками развитых и развивающихся странами в соответствии с уровнем их экономического роста, а также не учитывает другие виды и

особенности в реализации внешнеэкономических связей (инвестиционных, финансовых и т.д.).

Для разработки методики оценки эффективности внешнеэкономических связей рекомендуем приминать следующие показатели (Табл. 1).

Таблица 1

Система показателей оценки эффективности внешнеэкономических связей развитых и развивавшихся стран % (составлена автором)

Область применения

Коэффициент Формула Для развитых стран Развивающихся стран

А Е 7 >100% >100%

В FDI GDP >15% >10%

f GDP ED >113% >170%

Источник данных: Всемирный Банк http://data.worldbank.org.

Где А: Коэффициент покрытия импорта экспортом %;

В: степень участие прямой иностранной инвестиции в ВВП %;

f: коэффициент покрытия внешнего долга валовом внутренним продуктом %;

Е: объем экспорта млрд долл. США;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I: объем импорта млрд долл. США;

FDI: прямая иностранная инвестиция млрд долл. США;

GDP: валовой внутренний продукт (ВВП) млрд долл. США;

ED: внешний долг млрд долл. США.

Для учета инвестиций в реализации внешнеэкономической деятельности на основе данных (табл.1) предполагается использовать расчетный коэффициент характеризующий оценку эффективности внешнеэкономических связей страны (здесь не важно экономически развитая или развивающаяся страна). Используя, следующий алгоритм расчета мы получаем следующий коэффициент:

Уэвс = А х в х f х100% Уэвс = „ х х х 100% = 17 % .

Е FDI GDP

Где Уэвс коэффициент эффективносйРёнешйеэкономических связей страны

Данный метод показывает влияния прямых иностранных инвестиций и внешнего долга на снижение или увеличение объемов экспорта и импорта. На сколько процентов произойдет изменение соотношения экспорта к импорту, в случае изменения в соотношении прямых иностранных инвестиций к внешнему долгу.

Например, в настоящее время данный метод в оценке внешнеэкономической деятельности в Сирии по многим объективным причинам затруднителен к применению. Во-

первых, в условиях западных санкций внешнеэкономическая деятельность в самой экономике Сирии относительно мала, к тому же из-за военного и политического кризиса многие статистические агентства испытывают потребность в квалифицированных кадрах, а также в финансировании своей деятельности. Отсутствия современной методики отбора, обработки и анализа статистических данных от внешнеэкономической деятельности негативно отражается на развитии международной торговли Сирии.

При развитии и совершенствовании статического анализа в оценке эффективности внешнеэкономических связей Сирии в первую очередь необходимо улучшать качество отбора и обработки статических данных. Для этого правительству необходимо создать современный развитый статический центр с использованием высоко квалифицированного человеческого капитала, персоналом способным работать с современными технологиями в области статистики. В этом направлении, в первую очередь можно рекомендовать правительству разработать план для повышения статистической осведомленности, который включает: вопросы о независимости статистических работ от политического вмешательства; создания статистических научных обществ; создания центров поддержки принятия решений в рамках аппаратного или национальных бюро информатики и статистики; установление статистических консалтинговых и информационных офисов;

Анализ показателей внешнеэкономических связей до и в период кризиса (Табл. 2)

Таблица 2

Показатели внешнеэкономических связей в период 2000 — 2014 гг. в %

Год Квота экспорта% Прямая иностранная инвестиция к ВВП % Внешний долг к ВВП Уровень Экономического роста

2000 35.40 1.37 112.71 2.70

2001 35.40 0.52 100.36 5.20

2002 38.10 0.53 92.26 5.90

2003 33.50 0.77 91.79 5.60

2004 40.10 1.12 77.65 6.90

2005 40.40 1.76 19.66 6.20

2006 39.50 1.99 16.80 5.00

2007 38.60 3.08 14.10 5.70

2008 28.95 2.79 10.22 4.50

2009 19.37 4.75 10.49 6.00

2010 20.23 2.43 8.70 3.40

2011 18.75 0.12 8.87 -2.30

2012 6.56 0.01 10.18 -3.60

2013 3.98 23.53 14.40 -3.23

2014 5.70 8.17 50.43 -3.20

Источник составлено автором, источники данных: The World Bank www.worldbank.org/; UN Comtrade Database http://comtrade.un.org/data/; The World Fact book -CIA USA https://www.cia.gov/library/publicatiom/the-worldfactbook/; Syrian Central Bureau of Statistics (CBS) www.cbssyr.sy.

По анализу данных в период 2011-2014 гг. можно сделать вывод о том, что произошло ухудшение всех показателей внешнеэкономических связей Сирии из-за вооруженных конфликтов, кроме показателя, связанного с прямой иностранной инвестицией к ВВП, который улучшился за счет привлечения инвесторов из России, Ливана, Иордании.

Анализируя макроэкономические показатели внешнеэкономической деятельности Сирии (табл.2) за период 2002 -2014 г.г. видим, что квота экспорта в 2013 упала с 36,42 % до 3,98 % по сравнению с 2005 г. В 2014 произошло увеличение квоты экспорта (= объема экспорта/ВВП %), на 1,72 % (с 3,98 % в 2013 году до 5,70 % в 2014 году), это произошло за счет снижения объема ВВП с 33 млрд. долл. США до 23 млрд долл. США (показатель ухудшился на 43% или 10 млрд. долл. США.), несмотря на то что произошло небольшое улучшение сирийского экспорта 10 % (0.22 млрд. долл. США) по сравнению с 2013 годом.

Для улучшения международной деятельности Сирии и оздоровления экономики можно предложить следующие приоритеты:

• первым приоритетом для улучшения инвестиционного климата в период войны, станет обеспечение создания безопасных районов по развитию внешнеэкономической деятельности (из-за отсутствия этих районов, сирийские и иностранные инвесторы мигрировали в более безопасные страны);

• для возврата и привлечения сирийского капитала в экономику Сирии необходимо разработать механизм финансовой поддержки сирийским иностранным инвесторам (на пример: освобождение от оплаты налогов, финансовые субсидии, кредиты с низкой ставкой);

• эффективно использовать международные финансовые помощи для улучшения инвестиционного климата;

• разработать единый закон, регулирующий весь инвестиционный сектор в Сирии, этот закон должен способствовать привлечение иностранных инвесторов;

• создание центров внутри и вне страны для связи с иностранными инвесторами, эти центры должны сообщить и информировать инвесторам о состоянии и возможности в Сирии;

• создать условия по улучшению отношений с Арабскими корпорациями по гарантиям инвестиций и экспортных кредитов, обеспечить государственную страховую финансовую поддержку в неспособности финансового оплаты во время сбора от стоимости экспорта;

• приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей является значительное увеличение количества партнеров, поставляющих продукцию, отдавая предпочтение тем, которые придерживаются международных правил и не оказывают давление на внутреннюю и внешнюю политику Сирии;

• Улучшение работ электронного правительства, без его качественной работы невозможно контролировать внешнеэкономические сделки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аттокурова Н.С. Современный мировой рынок и структурные сдвиги во внешнеэкономических связях / Н.С. Аттокурова // Вестник КРСУ. - 2008. - Т.8, №3. С. 3-7. Режим доступа http://www.lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/2052.pdf.

2. Афонин П.Н. Таможенная статистика: учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2012. - 158 с.

3. Григорук Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей и международной торговли: учебник / МГИМО (У) МИД России, Каф. учета, статистики и аудита. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 263 с.

4. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики / под ред. Ефимовой М.Р. - М.: Финансы и статистика: - 1997 г.

5. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с. - (Серия «Высшее образование»).

6. Захаров С.Н. Расчеты эффективности внешнеэкономических связей / С.Н. Захаров - М.: Экономика, 1975. - 222 с.

7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и допол. / В.К. Ломакин - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 298 с.

8. Мягкова Г.Г., редактор: Александрова Л.И. Статистика внешнеэкономических связей (электронное пособие). http://abc.vvsu.ru/Books/u_statist_int_rel/page0008. asp.

9. Назаров. М.Г. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов-М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. (5 - 771 с.).

10. Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Экономические процессы в мировом хозяйстве: введение в экономический анализ: учебное пособие / К.Н. Савин, Е.В. Нижегородов. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 300 с.

11. Юшков. О.А. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА: Учебное пособие. Тюмень: Издательств о Тюменского государственного университета, 2007. с.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Al Humssi Ahmad

Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow E-mail: L6h88@mail.ru

Statistical analysis and priorities of foreign economic relations

on example (Syria)

Abstract. In modern conditions of globalization quality of static data of foreign economic relations of the country plays an important role in decision-making about foreign economic sphere of the country, without their quality lead to wrong in static analysis of indicators of foreign economic relations and methods of evaluation, then it is impossible to make not correct decision by the government, and therefore, there are questions about what the important priorities in the development of foreign economic relations of the country. According to the analysis of static indicators of foreign economic relations of Syria before and during the crisis, we note that there was a deterioration of all indicators of foreign economic relations due to armed conflict. Including the increase in the external 2.75times in 2014 compared with the period before the crisis, the decline in exports and imports, improvement of e-government, without his high-quality work cannot be controlled foreign trade transactions etc.

Keywords: external economic relations; foreign trade; economic sanctions; exports; imports; the financial crisis; globalization.

REFERENCES

1. Attokurova N.S. Sovremennyy mirovoy rynok i strukturnye sdvigi vo vneshneekonomicheskikh svyazyakh / N.S. Attokurova // Vestnik KRSU. - 2008. -T.8, №3. S. 3-7. Rezhim dostupa http://www.lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/2052.pdf.

2. Afonin P.N. Tamozhennaya statistika: uchebnoe posobie. SPb.: ITs Intermediya, 2012. - 158 s.

3. Grigoruk N.E. Statistika vneshneekonomicheskikh svyazey i mezhdunarodnoy torgovli: uchebnik / MGIMO (U) MID Rossii, Kaf. ucheta, statistiki i audita. - M.: MGIMO-Universitet, 2014. - 263 s.

4. Efimova, M.R. Obshchaya teoriya statistiki / pod red. Efimovoy M.R. - M.: Finansy i statistika: - 1997 g.

5. Ivanov Yu.N. Ekonomicheskaya statistika. 2-e izd., dop.: Uchebnik / Pod red. - M.: INFRA-M, 2002. - 480 s. - (Seriya «Vysshee obrazovanie»).

6. Zakharov S.N. Raschety effektivnosti vneshneekonomicheskikh svyazey / S.N. Zakharov - M.: Ekonomika, 1975. - 222 s.

7. Lomakin V.K. Mirovaya ekonomika: Uchebnik dlya vuzov. 2-e izd., pererab. i dopol. / V.K. Lomakin - M.: YuNITI - DANA, 2001. - 298 s.

8. Myagkova G.G., redaktor: Aleksandrova L.I. Statistika vneshneekonomicheskikh svyazey (elektronnoe posobie). http://abc.vvsu.ru/Books/u_statist_int_rel/page0008. asp.

9. Nazarov. M.G. Kurs sotsial'no-ekonomicheskoy statistiki: Uchebnik dlya vuzov- M.: Finstatinform, YuNITI-DANA, 2000. (5 - 771 s.).

10. Savin K.N., Nizhegorodov E.V. Ekonomicheskie protsessy v mirovom khozyaystve: vvedenie v ekonomicheskiy analiz: uchebnoe posobie / K.N. Savin, E.V. Nizhegorodov. - Tambov: Izd-vo FGBOU VPO «TGTU», 2011. - 300 s.

11. Yushkov. O A. TAMOZhENNAYa STATISTIKA: Uchebnoe posobie. Tyumen': Izdatel'stv o Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.