Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN615.pdf DOI: 10.15862/07EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/07EVN615)
УДК 339,9
Аль Хумсси Ахмад
ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Россия, Москва Аспирант экономического факультета E-mail: [email protected]
Чаплюк Владимир Захарович
ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Россия, Москва1
Профессор кафедры «Бухгалтерского учета аудита и статистики»
Доктор экономических наук E-mail: [email protected]
Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Сирии
1 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 6
Аннотация. В современных условиях глобализации качество государственного регулирования внешнеэкономических связей страны играет важную роль в принятия решения о внешнеэкономической сферы страны, В настоящее время проблему государственного регулирования процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью испытывает Сирия. В условиях военных действий и цветных революций в ближневосточном регионе многие внешнеэкономические связи Сирии нарушены.
При этом в государственной стратегии должны содержаться: меры по активизации повышения квалификации кадров, меры финансовой поддержки внешнеэкономического комплекса, меры пересмотра внешнеэкономических сделок, меры контроля внешнеэкономических операций. Вместе с принимаемыми мерами должны быть сформированы инструменты, способные регулировать внешнеэкономическую деятельность страны. Для осуществления эффективности проведения внешнеэкономических операций и исключения коррупционных схем, контролирующие органы должны соблюдать следующие обязательства: контролировать торговые и финансовые сделки и проводить проверки, чтобы знать степень соблюдения законов и правовых действующих норм; контролировать эффективность использования человеческих, финансовых и других ресурсов, в том числе рассмотрение экономических показателей характеризующих результаты деятельности; повышать роль аудиторов по улучшению надзора, чтобы получать достоверные результаты проверок; контролировать административную деятельность внешнеэкономических комплексов в соответствии с правильными принципами управления, и осуществлять контроль над административной политикой:
• контролировать эффективность хозяйственной деятельности компаний в соответствии с ранее установленными целями;
• контролировать честность и точность управленческих решений, принятых в рамках проверяемого лица.
Ключевые слова: мировая экономика; внешнеэкономические связи; внешнеэкономическая деятельность; внешняя торовля; прямая иностранная инвестиция; международное разделение труда; внешнеторговые сделки; внешнеэкономический комплекс; экспорт; импорт.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Аль Хумсси Ахмад, Чаплюк В.З. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Сирии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/07EVN615
Статья опубликована 25.11.2015.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей требует постоянного совершенствования в зависимости от изменения конъюнктуры в мировой экономики. Механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей содержит широкий круга мер, направленных на проведения эффективной внешнеэкономической деятельности. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда. При этом возникает проблема по ограждению национальной экономики от влияния негативных явлений происходящих в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. [5, стр. 59] Регулирование представляет собой целенаправленное действие, обеспечивающее поддержание или изменение МЭ и МО. [10, стр. 192]
Система государственного регулирования ВЭД включает в себя: определенную нормативно-правовую базу такого регулирования; наличие определенной институционно-организационной структуры регулирования ВЭД (соответствующих государственных органов, строго закрепленной за ними компетенции и иерархической подчиненности и подконтрольности); государственное программирование; регистрацию участников; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификацию импортных товаров; регистрацию некоторых экспортных контрактов; обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; таможенно - тарифное регулирование; валютное и денежно-кредитное регулирование. [6; стр. 5]
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: - таможенно-тарифного регулирования; - нетарифного регулирования; -запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; -мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. [4; стр. 49]
В настоящее время проблему государственного регулирования процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью испытывает Сирия. В условиях военных действий и цветных революций в ближневосточном регионе многие внешнеэкономические связи Сирии нарушены. В условиях военных действий формируются новые подходы в развитии внешнеэкономических связей, процесс регулирования осуществляется параллельно с проведением всего спектра реформ - институциональными преобразованиями, макроэкономической стабилизацией и микроэкономической либерализацией.
Для активизации внешнеэкономической политики Сирии, в условиях военной агрессии, прежде всего, требуется разработать стратегию государства по внешнеэкономическим отношениям в целом и с отдельными странами, а также выработать методы и средства, обеспечивающие достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.
Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. [2; стр. 8-9]
При этом в государственной стратегии должны содержаться: меры по активизации повышения квалификации кадров, меры финансовой поддержки внешнеэкономического комплекса, меры пересмотра внешнеэкономических сделок, меры контроля внешнеэкономических операций. Вместе с принимаемыми мерами должны быть сформированы инструменты, способные регулировать внешнеэкономическую деятельность страны.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСМОТРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
В настоящее время для Сирии стоит насущная проблема, связанная с пересмотром внешнеэкономических сделок. Пересмотр внешнеэкономических сделок в период войны является важным инструментом в руках государства для активизации и развития ее внешнеэкономической деятельности. В результате мы предполагаем следующий механизм осуществления внешнеэкономических связей. (Рис. 1)
Рисунок 1. Механизм пересмотра внешнеэкономических сделок с другими странами
(источник: составлено автором)
В основе приведенной схеме главное место во внешнеэкономической деятельности отводится центру пересмотра, через который проверяются на эффективность все заключающие внешнеэкономические контракты и после его одобрения могут осуществляться внешнеэкономические операции. Такой подход позволит не только контролировать сделки внешнеэкономической торговли, но и обеспечит качество импортируемых и экспортируемых товаров. А, контроль над осуществляемыми расходами предотвратит случаи уклонения от уплаты налогов, ускорить операции в расчетах, позволит вовремя осуществлять государственное финансирование, обеспечит соблюдения внутренних законов и законов дружеских стран по завершению внешнеэкономических сделок.
Осуществления контроля над проведением внешнеэкономических операций должны входит в обязательства министерства экономики и внешней торговли, центров внешнеэкономических связей и финансового гарантийного фонда. Для осуществления эффективности проведения внешнеэкономических операций и исключения коррупционных схем, контролирующие органы должны соблюдать следующие обязательства:
• контролировать торговые и финансовые сделки и проводить проверки, чтобы знать степень соблюдения законов и правовых действующих норм;
• контролировать эффективность использования человеческих, финансовых и других ресурсов, в том числе рассмотрение экономических показателей характеризующих результаты деятельности;
• повышать роль аудиторов по улучшению надзора, чтобы получать достоверные результаты проверок;
• контролировать административную деятельность внешнеэкономических комплексов в соответствии с правильными принципами управления, и осуществлять контроль над административной политикой;
• контролировать эффективность хозяйственной деятельности компаний в соответствии с ранее установленными целями;
• контролировать честность и точность управленческих решений, принятых в рамках проверяемого лица;
• необходимость обеспечения полного достоверного отчета, содержащего всю информацию и аргументы, относящиеся к поддержке выводов, что позволит исключить коррупцию в осуществлении внешнеэкономической деятельности.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИИ, ЭКСПОРТУ
Для осуществления качественного контроля по вопросам внешнеэкономических связей важное место отводится консультированию между странами по получению компетентной и комплексной информации по вопросам инвестиционной, финансовой и торговой деятельности.
Можно предположить следующий метод для осуществления консультационных услуг. (Рис. 2).
Консультант
Центры внешнеэкономических связей
Заявитель консультирования
Рисунок 2. Метод представления консультационных услуг (источник: составлено автором)
Если в результате сделки возникнет вопрос, то по данной схеме заявитель может получить ответ на свой вопрос через консультантов в центрах внешнеэкономических связей как внутри, так и вне страны бесплатно. Консультанты должны предоставлять услуги во всех сферах внешнеэкономической деятельности. (Рис. 3)
Консультационная деятельность
Административные
рамки: - перспективное планирование
Производственн ые рамки:
- дизайн завода и продукта
- производственный способ
- планирования производства и программирование
цензура
Маркетинговое консул ьтирование:
- анализ рынка
- направление продаж
- маркетинговое консультирование продуктов
Финансовые консул ьтанты:
- финансовые консультирования
- финансовые отчетности
- исследование экономического обоснования
Рисунок 3. Сферы предоставления консультативной деятельности (источник: составлено автором)
Можно предложить следующие этапы консультативного процесса:
1. Определить задачу и выбрать, кто будет исследовать и определять позицию консультации во внешнеэкономических связях;
2. Планирование: определить методы работы, деятельность Консультативного процесса, выбор группы, сбора информации, предоставления объектов для работы в команде;
3. Сбор информации: Процесс очень важен, потому что эффективность консультирования зависит от точности информации ее значения.
Среди инструментов, используемых для сбора информации: получение данных из информационного банка, а также методы обследования личные интервью, наблюдения, анкета и т.д.;
4. Анализировать данные и предложить рекомендации: проблемы, диагностика, причины, влияние определение, развивать альтернативные решения, выбор подходящей альтернативы;
5. При формировании рекомендаций необходимо принимать во внимание объективность и точность с условием соблюдения конфиденциальности деятельности;
6. После рекомендаций, последующая деятельность может являться приемлемой;
7. Оценка принятия решения может характеризовать успех консультативного процесса и экономическую отдачу.
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ СТРАНЫ
Другая проблема в реализации внешнеэкономической деятельности связанна с финансированием проектов. В условиях западных санкций экономика Сирии испытывает дефицит инвестиций, при этом в стране наблюдается большой отток финансовых ресурсов за границу. Для аккумуляции финансовых средств в промышленность, государству необходимо создать поддерживающий финансовый фонд (в его состав должны входить группы банков
страны). Такой фонд сможет активизировать финансовые потоки в деятельность предприятий (в том числе связанные на прямую с внешнеэкономическим комплексом). (Рис. 4)
Рисунок 4. Механизм финансовой поддержки внешнеэкономическому комплексу (источник:
составлено автором)
При создании механизма финансовой поддержки внешнеэкономического комплекса необходимо учитывать следующие меры и задачи:
• объединить банки способные проводить внешнеэкономические операции;
• разработать меры по предоставлению гарантий и субсидий предприятиям, привлекшим инвестиции в процесс расширения, создания новых проектов по обновлению основных средств;
• разработать меры по управлению финансовыми ресурсами и их распоряжением в соответствии с законодательством;
• разработать правила по утверждению законности проектов и необходимых по ним гарантий;
• установить правила по спорной дебиторской задолженности между предприятиями комплекса;
• создать условия минимизации финансовых рисков, связанных с предоставлающих фондаом;
• организовать консультации и техническую помощь в интересах предприятий внешнеэкономического комплекса;
• организовать непрерывную оценку систем финансовых гарантий, установленных фондом;
• разработать соглашение с банками и финансовыми учреждениями для обеспечения предприятий финансовыми ресурсами.
В условиях финансовой нестабильности Сирийской экономики, на наш взгляд необходимо финансировать проекты только тех предприятий, которые непосредственно связанны с внешнеэкономической деятельностью и только в следующих случаях:
• предприятиям, производящим товары и услуги, не производимые в Сирии;
• проектам, способствующим снижение импорта, или повышению объема экспорта;
• предприятиям, работающим в сфере добывающих природных ресурсов нефть, газ, фосфат и другие;
• соблюдающим пропорциональность между объемом финансирования и размером проекта, чтобы предотвратить потери;
• использующим рабочую силу, связанную с привлечением молодых талантов, имеющих профессионально-техническую подготовку или закончившие учебные вузы, университеты и специализированные институты, что будет способствовать развитию инновационного процесса в экономике.
На наш взгляд в современных условиях необходимо создать Совместный финансовый фонд в странах (на рисунке 5), который в свою очередь будет объединять межрегиональные и международные банки.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СВЯЗЕЙ
СТРАНЫ
Из-за отсутствия необходимых условий по улучшению инвестиционного климата в странах ближневосточного региона и других регионов, происходит снижение роста ВВП. В тоже время из этих стран наблюдается значительный отток капитала ЕС и страны Северной Америки. Недостаточность инвестиций в экономику провоцирует увеличения безработицы, высококвалифицированная рабочая сила иммигрирует в европейские страны.
Для снижения иммиграционного процесса и активизации производства страны развивающие страны могут создать с некоторыми странами ближневосточного региона и странами СНГ и БРИКС совместный финансовый фонд, который будит являться альтернативой заимствования из внешних источников (например международный фонд и др.).
Иранская банковская группа
Ливанская банковская группа
Белорусская банковская группа
Другие банковская группа
Китайская банковская группа
Казахстанская банковская группа
Узбекская банковская группа
Российская банковская группа
Киргизская банковская группа
Иракская банковская группа
Экспортеры
Сирийская банковская группа
Алжирская банковская группа
Таджикская банковская группа
Бразильская банковская группа
Инвесторы
Рисунок 5. Банковская структура Совместного Финансового Фонда (источник: составлено автором)
В большинстве этих стран внешний долг к ВВП в 2014 году достиг более 55%, такие например: Ливан 61%, Алжир 68%. Целью его создания перетрансформация национального капитала в эти страны, а не в другие страны, в том числе обеспечивают инвестиционные возможности в этих странах в соответствии с их преимуществами.
В случае создания данного фонда эти страны смогут объединить группы банков, которые впоследствии обеспечат финансовыми средствами производственный процесс. При этом будет снижаться заимствование от Международного валютного учреждений, и, следовательно, произойдет, снижение политической и экономической зависимостей от западных стран.
В перспективе, экономики стран участвующие в Фондах финансовой поддержки смогут улучшить инвестиционной климат; обеспечить новое рабочие места; сохранить финансовые капиталы в переделах своих необходимые стран. В дальнейшем во взаиморасчетах между странами участниками Фонда можно использовать единую валюту, которая будит являться альтернативой глобальной валютой, что позволит снизить на их
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (ноябрь - декабрь 2015)
http://naukovedenie.ru [email protected]
экономики негативные последствия колебаний валютных курсов (доллар и евро). При улучшении в этих странах инвестиционного климата может наступить стабильный экономический рост, на который не будут влиять изменения на мировых рынках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдул Рауф Рахбан Экономическое значение Сирийской внешней торговли и факторы, влияющие на ее; на арабском языке журнал Университета Дамаска профель 29. №3-4 2013 40 с. Режим доступа http://www.damascusuniversity.edu.sy/mag/human/images/stories/3-2013/a/511-550.pdf.
2. Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование внешнеэкономической деятельности - СПб: ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО», 2011. -101 с.
3. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. 351 с.
4. Матвейчук ЛИ. М 33 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: конспект лекций. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 148 с.
5. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с.
6. Оводенко А.А., Фетисов В.А. О-32 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2006. с.
7. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. - М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.
8. Савченко. П.В. Национальная экономика: учебник / М.: Экономисть, 2005. - 813 с.
9. Эвелина Васильева Ирина Бородушко Стратегическое планирование и контроллинг Питер; СПб; 2006. с 37.
10. Эмир-Ильясова Э.И. Регулирование внешнеэкономических связей Азербайджанской Республики в условиях интеграции в мировую экономику». -Баку, «Элм», 2006, 348 с.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Al Humssi Ahmad
Peoples' Friendship University of Russia
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Chaplyuk Vladimir Zakharovich
Peoples' Friendship University of Russia
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Improving government regulation of foreign economic
activity of Syria
Abstract. Currently, the problem of state regulation of processes related to foreign economic activity is experiencing Syria. In the context of hostilities and the color revolutions in the Middle East, many foreign economic relations of Syria violated.
In the state strategy should include: measures to strengthen the skills development, financial support measures external economic complex of measures review of foreign trade transactions, controls foreign trade transactions. Together with the measures taken should be formed tools capable of regulating foreign economic activity of the country. For the implementation of the efficiency of foreign economic operations and exclusion of corruption schemes, regulatory authorities must comply with the following obligations: monitor trade and financial transactions and to carry out checks in order to know the degree of compliance with existing laws and legal norms; monitor the effectiveness of the use of human, financial and other resources, including the consideration of economic indicators characterizing the results of operations; strengthen the role of auditors to improve the supervision, to obtain reliable test results; supervise administrative activities of foreign systems in accordance with the principles of proper management and control over administrative policies; monitor the effectiveness of the economic activities of the companies in accordance with the previously established objectives; monitor the integrity and accuracy of administrative decisions taken within the audited entity.
Keywords: the world economy; foreign economic relations; foreign economic activity; foreign trade; foreign direct investment; international division of labor; foreign trade transactions; foreign trade sector; export; imports.
REFERENCES
1. Abdul Rauf Rakhban Ekonomicheskoe znachenie Siriyskoy vneshney torgovli i faktory, vliyayushchie na ee; na arabskom yazyke zhurnal Universiteta Damaska profel' 29. №3-4 2013 40 s. Rezhim dostupa http://www.damascusuniversity.edu.sy/mag/human/images/stories/3-20137a/511-550.pdf.
2. Berdina M.Yu., Dayub A.V., Kuz'mova Yu.S. Regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti - SPb: GOU VPO «SPbGU ITMO», 2011. - 101 c.
3. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost': uchebnoe posobie / Barnaul: Izd-vo AGAU, 2006. 351 s.
4. Matveychuk L.I. M 33 MIROVAYa EKONOMIKA: konspekt lektsiy. - Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2010. - 148 s.
5. Nesterova A.D. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: Kurs lektsiy / Kaliningr. un-t. - Kaliningrad, 1997. - 63 s.
6. Ovodenko A.A., Fetisov V.A. O-32 Gosudarstvennoe regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti: ucheb. posobie / SPbGUAP. SPb., 2006. s.
7. Prikhod'ko S.V., Volovik N.P. Osobye ekonomicheskie zony; Konsortsium po vopr. priklad. ekonom. issled., Kanad. agentstvo po mezhdunar. razvitiyu [i dr.]. - M.: IEPP, 2007. - 268 s.
8. Savchenko. P.V. Natsional'naya ekonomika: uchebnik / M.: Ekonomist', 2005. - 813 s.
9. Evelina Vasil'eva Irina Borodushko Strategicheskoe planirovanie i kontrolling Piter; SPb; 2006. s 37.
10. Emir-Il'yasova E.I. Regulirovanie vneshneekonomicheskikh svyazey Azerbaydzhanskoy Respubliki v usloviyakh integratsii v mirovuyu ekonomiku». -Baku, «Elm», 2006, 348 s.