Научная статья на тему 'Статистические методы - инструмент постоянного совершенствования системы менеджмента качества'

Статистические методы - инструмент постоянного совершенствования системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / STATISTICAL METHODS / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / PRODUCT QUALITY / НЕСООТВЕТСТВИЯ / ДИАГРАММА ПАРЕТО / PARETO CHART / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / CORRECTING ACTIONS / DISCREPANCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Юрий Викторович, Кашина Нина Федоровна

Рассмотрены возможности применения статистических методов с целью непрерывного повышения качества продукции на примере одной из компаний по изготовлению и установке стеклопакетов. На основе применения методов описательной статистики и диаграмм Парето показан непрерывный цикл действий от сбора данных и до разработки мероприятий по улучшению. Статистические методы позволяют за счет выработки основанных на фактах оптимальных управленческих решений добиться постоянного совершенствования технологических процессов производства и, как результат, качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королев Юрий Викторович, Кашина Нина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL METHODS AS AN INSTRUMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM CONTINUOUS IMPROVEMENT

The application possibilities of statistical methods for the purpose of continuous improvement of product quality are examined on the example of one of the companies on production and installation of sealed double glazed units. A continuous cycle of actions from data collection to the development of actions on improvement is shown on the basis of the application of descriptive statistics methods and Pareto charts. Statistical methods allow to achieve continuous improvement of technological processes resulting in advanced product quality due to the development of optimal managerial decisions based on facts.

Текст научной работы на тему «Статистические методы - инструмент постоянного совершенствования системы менеджмента качества»

УДК 658.562.012.7

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - ИНСТРУМЕНТ ПОСТОЯННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

© Ю.В. Королев1, Н.Ф. Кашина2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены возможности применения статистических методов с целью непрерывного повышения качества продукции на примере одной из компаний по изготовлению и установке стеклопакетов. На основе применения методов описательной статистики и диаграмм Парето показан непрерывный цикл действий - от сбора данных и до разработки мероприятий по улучшению. Статистические методы позволяют за счет выработки основанных на фактах оптимальных управленческих решений добиться постоянного совершенствования технологических процессов производства и, как результат, - качества продукции.

Ключевые слова: статистические методы; качество продукции; несоответствия; диаграмма Парето; корректирующие действия.

STATISTICAL METHODS AS AN INSTRUMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM CONTINUOUS

IMPROVEMENT

Yu.V. Korolev, N.F. Kashina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The application possibilities of statistical methods for the purpose of continuous improvement of product quality are examined on the example of one of the companies on production and installation of sealed double glazed units. A continuous cycle of actions from data collection to the development of actions on improvement is shown on the basis of the application of descriptive statistics methods and Pareto charts. Statistical methods allow to achieve continuous improvement of technological processes resulting in advanced product quality due to the development of optimal managerial decisions based on facts.

Keywords: statistical methods; product quality; discrepancies; Pareto chart; correcting actions.

В соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества [1]. Стандарты ориентируют на разработку механизма применения статистических методов на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и заканчивая ее утилизацией после использования. Это означает, что работа по внедрению статистических методов должна быть направлена на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями заказчика. Меняется и характер данной работы: от локального, случайного - к общему, системному. Статистические методы становятся основой для информационной технологии обеспечения качества [2]. Целью данной работы является использование статистических методов при обработке данных на любых уровнях управления, связанных с качеством продукции и/или процессов для решения любых производственных проблем и принятия правильных управленческих решений в области качества.

Рассмотрим возможности применения статистических методов на примере одной из компаний по изготовлению и установке стеклопакетов, хотя все нижеизложенное может быть применимо к деятельности любого предприятия или организации.

Компания располагает современным высокотехнологичным оборудованием, которое дает возможность автоматизировать практически все процессы производства продукции: проектирование изделий, изготовление окон из ПВХ, резка стекла и изготовление стеклопакетов.

Компания имеет сертификат соответствия на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008, который подтверждает, что предприятие стабильно выпускает продукцию и оказывает услуги, качество которых отвечает требованиям государственных стандартов, техническим условиям, конструкторской и технологической документации.

В компании существует служба качества, в состав которой входят отдел управления качеством, испытательная лаборатория и отдел технического контроля

1 Королев Юрий Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: 89149240902, e-mail: [email protected]

Korolev Yuri, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 89149240902, e-mail: jukor1 @mail.ru

2Кашина Нина Федоровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: 89501137325, e-mail: [email protected]

Kashina Nina, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 895011S7S25, e-mail: [email protected]

(ОТК). Одной из задач службы качества в соответствии с «Положением о службе качества» является сбор и обработка информации о качестве продукции и процессов системы менеджмента качества (СМК), осуществление анализа результатов деятельности компании и координация деятельности по обеспечению и улучшению качества.

В данной работе использованы данные, полученные при анализе функционирования СМК компании в течение 2009-2012 гг., с использованием некоторых инструментов управления качеством, позволяющих определить наилучшие направления и пути решения возникших проблем, а затем оценить эффективность и результативность проведенных мероприятий [3].

Улучшение качества изготовления строительных изделий из ПВХ и алюминиевого профиля, а также производства строительно-монтажных работ обусловливается уменьшением вероятности возникновения различных несоответствий. При этом должны рассматриваться все возможные дефекты, возникающие в процессе изготовления изделий, их хранения, транспортирования, эксплуатации, а также дефекты строительно-монтажных работ.

При анализе выявленных несоответствий и установления причин их возникновения должны использоваться статистические методы в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005, при этом выбор тех или иных инструментов управления качеством определяется, во-первых, решаемой задачей или проблемой, а во-вторых, - насколько выполняющие эту работу сотрудники владеют теми или иными методами и инструментами.

Одна из острых проблем, стоявших в изучаемый период времени перед практически всеми предприя-

тиями, занимающимися производством стеклопакетов, заключалась в большом количестве несоответствий непосредственно самого стекла (несоответствия выявляются на стадии входного контроля и также контроля готовой продукции). Для решения данной проблемы лучше всего подходит диаграмма Парето, которая на рис. 1 построена по собранным за 1-е полугодие 2009 г. данным.

Проведенный АВС-анализ диаграммы позволяет сделать вывод о том, что преобладающими дефектами стекла являются деформации и царапины, при этом общее количество дефектов за 6 месяцев составляет 198 шт.

Основными причинами выявленных несоответствий являются низкое качество закупаемого стекла, имеющего производственные дефекты, а также плохая упаковка. Стекло закупается зачастую у посредников, которые не могут гарантировать его качество никакими документами. Поэтому одним из корректирующих действий является заключение договоров непосредственно с заводами-изготовителями, с которыми возможна работа по повышению качества поставок, а также выдвижение требований по сопровождению партий стекла необходимыми документами о качестве.

Несмотря на проведенные корректирующие действия, в том числе заключение договоров на поставки стекла непосредственно с заводов-изготовителей, проведенное в 2012 г. обследование показало, что проблема по-прежнему остается острой: при контроле готовых стеклопакетов дефекты стекла (они составляют более 20% от общего количества несоответствий) остаются одной из основных причин отбраковки продукции (рис. 2).

Рис. 1. Диаграмма Парето по распределению дефектов стекла

Рис. 2. Диаграмма распределения несоответствий, выявленных при входном контроле стекла и выходном контроле стеклопакетов, за 2012 г.

Так, например, в табл. 1 представлена информация из контрольных листков по выявлению несоответствий на этапах входного контроля стекла и выходного контроля производства стеклопакетов за год.

Представленные в табл. 1, а также на рис. 2 данные свидетельствуют о высоком уровне механических повреждениях и внутренних дефектов стекла.

Чем обусловлено резкое увеличение количества выявленных внутренних дефектов стекла на готовых стеклопакетах? Исследования в данном направлении не производились, но логично предположить, что это можно объяснить несовершенством операций входного контроля материалов при производстве стеклопакетов. Другой вид дефектов, выявленных на готовых стеклопакетах, - механические повреждения стекла (сколы, трещины); их количество также значительно выше, чем на входном контроле стекла, но в этом случае, кроме уже указанной вероятной причины, можно предположить недостаточную квалификацию персонала, выполняющего сборку стеклопакетов, несоответствия оснастки и, как следствие, несоблюдение технологии производства.

При сопоставлении данных, представленных на рис. 1 и в табл. 1, можно сделать вывод, что общее

количество связанных со стеклом дефектов после проведенных корректирующих действий (проведены мероприятия, направленные на повышение квалификации персонала, ужесточение контроля соблюдения требований технологической документации) изменилось, но не кардинально. По-видимому, следует искать другие пути решения данной проблемы.

Одним из требований МС ИСО 9001:2008 является требование по аттестации поставщиков, и его следует применять к поставщикам стекла и работать только с теми, кто, в лучшем случае, имеет сертификацию на соответствие требованиям МС ИСО 9001 и возможность поставлять стекло необходимого уровня качества. С другой стороны, нужно обеспечить повышение ответственности персонала предприятия за качество выполняемых работ, в том числе четкое выполнение технологических инструкций по производству стеклопакетов и логистических операций.

Компания не только занимается производством, но и выполняет строительно-монтажные работы по установке стеклопакетов, качество выполнения которых оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность потребителей.

Сравнительная оценка качества стекла при входном контроле стекла и контроле

готовой продукции

Таблица 1

Статистика дефектов стекла, обнаруженных при входном контроле

Наименование дефекта Кол-во актов, шт.

Повреждения стекла с пленкой 9

Механические повреждения стекла (сколы, трещины) 76

Внутренние дефекты стекла 14

Итого 99

Статистика дефектов стекла, обнаруженных на готовых стеклопакетах

Механические повреждения стекла (сколы, трещины) 120

Внутренние дефекты стекла 132

Итого 252

Рис. 3. Распределение несоответствий по выявленным причинам и месту их возникновения

Анализ выявленных при этом несоответствий, проведенный с использованием представленной на рис. 3 круговой диаграммы, выявил, что, например, частота появления дефектов при производстве строительно-монтажных работ является значительной и требует определенных корректирующих действий для устранения причин их возникновения. Кроме того, необходимо отметить, что дефекты стекла составляют значительную часть в общем количестве выявленных дефектов и при производстве строительно-монтажных работ.

Диаграмма Парето, построенная по представленным с помощью круговой диаграммы на рис. 3 данным, позволяет установить, что наиболее важными в количественном отношении факторами являются ошибки инженеров и нарушения технологии производства строительно-монтажных работ (рис. 4).

Несоответствия строительно-монтажных работ выявляются при их приемке контрольным мастером или потребителем при эксплуатации строительных изделий. Ошибки инженеров, в основном, заключаются в неправильных исходных замерах дверных и оконных проемов, неточностях чертежей, получении не-

верных результатов при расчетах.

Анализ диаграммы Парето по видам несоответствий строительно-монтажных работ (рис. 5) показывает, что преобладающими в этой группе несоответствий являются нарушения расчетной схемы конструкторской документации узла примыкания оконного блока к оконному проему и неправильное расположение опорных и распорных колодок и крепежных деталей.

Названные несоответствия, одной из причин появления которых является несоблюдение конструкторской документации, относятся к категории значительных и, естественно, будут замечены потребителями. Если построить диаграмму Парето по причинам несоответствий (рис. 6), то можно увидеть, что большинство их определяются человеческим фактором: несоблюдением требований конструкторской документации и низкой квалификацией исполнителей. Только обучение производственного персонала (монтажников) и внедрение мероприятий, направленных на снижение текучести кадров, могут изменить существующую ситуацию.

Рис. 4. Причины несоответствий, выявленных при производстве строительно-монтажных работ

Рис. 5. Диаграмма Парето по количеству несоответствий строительно-монтажных работ

Рис. 6. Диаграмма Парето по причинам выявленных несоответствий строительно-монтажных работ

Проблема квалификации кадров в любых компаниях стоит очень остро. Достаточно большая текучесть кадров приводит к тому, что в условиях постоянного проведения внутреннего обучения квалификация кадров остается довольно низкой. Поэтому в настоящее время руководство компании направляет усилия на проведение мотивационных мероприятий и развитие корпоративной культуры - с целью удержания кадров, а также обучение персонала вторым профессиям - с целью рационального использования кадров в период сезонного колебания потребности потребителей в производстве стеклопакетов и их монтаже.

Таким образом, контролируя показатели качества строительных изделий, можно выявлять несоответствия и причины их появления для правильного принятия корректирующих и/или предупреждающих действий, направленных на устранение причин несоот-

ветствий и предотвращения их повторного появления.

В результате сравнительной оценки уровня несоответствий в рассматриваемый период времени можно сделать вывод, что в процессе развития системы менеджмента качества, анализа и оценки ее результативности, проведения корректирующих действий общая ситуация в компании улучшается. На рис. 7 приведена диаграмма, свидетельствующая о неуклонном снижении уровня несоответствий.

Таким образом, использование диаграммы Парето при выявлении наиболее значимых и существенных факторов, влияющих на возникновение несоответствий или брака, позволяет установить приоритет действиям, необходимым для решения проблемы. Кроме того, диаграмма и правило Парето позволяют отделить важные факторы от малозначимых и несущественных.

Рис. 7. Диаграмма изменения уровня несоответствий продукции компании за рассматриваемый период

Применение этого метода, не требуя больших затрат, позволяет с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабаты-

вать оптимальные управленческие решения.

Внедрение статистических методов должно быть направлено, прежде всего, на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. М.: Экономика, 1988. 215 с.

Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских 9001 [Электронный ресурс]. URL: tsog.ru (12.01.2015). компаниях. М.: Новости, 2003. 432 с.

2. Исикава К. Японские методы управления качеством.

УДК 330.142.211

К ВОПРОСУ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Л

© И.А. Кузнецова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предметом исследования в данной статье выступает инновационная деятельность и методы ее стимулирования в России. Для этого выявляются актуальные проблемы формирования инвестиционных ресурсов для внедрения инноваций, анализируются возможные пути совершенствования правового и экономического регулирования инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса. Особое место уделяется механизмам налогового стимулирования инновационной деятельности в России.

Ключевые слова: инновационная деятельность; государственная поддержка инноваций; методы стимулирования инновационной деятельности; бюджетно-налоговая политика; денежно-кредитная политика; налоговые льготы.

TO INNOVATION INCENTIVE IN RUSSIA: CURRENT KEY ISSUES AND IMPROVEMENT METHODS I.A. Kuznetsova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

In order to study innovation and its incentive methods in Russia the author identifies the relevant problems of forming investment resources for innovation introduction, analyzes possible ways to improve legal and economic regulation of innovative activity, including that for small and medium-sized businesses. A special attention is paid to the mechanisms of tax incentives for innovation in Russia.

Keywords: innovation; government support of innovation; innovation incentives; fiscal policy; monetary policy; tax incentives.

1 Кузнецова Ирина Александровна, аспирант кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89041591031, e-mail: [email protected]

Kuznetsova Irina, Postgraduate of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89041591031, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.