Научная статья на тему 'СТАТЬИ Ж.-П. САРТРА О ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СВОБОДЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В "БЫТИЕ И НИЧТО"'

СТАТЬИ Ж.-П. САРТРА О ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СВОБОДЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В "БЫТИЕ И НИЧТО" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЧТО / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / САРТР / ХАЙДЕГГЕР / ГУССЕРЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воропаев Д.Н.

В данной работе рассматриваются две небольших статьи Ж.-П. Сартра. Одна из них написана до«Бытия и ничто», а другая - после. По мысли автора, эти статьи могут служить введением к главному философскому сочинению Сартра. Автор затрагивает один из ранних этапов становления Сартра как философа, уделяет внимание тем событиям, происходившим в Германии во время стажировки Сартра в Берлине и Фрайбурге, которые не могли не повлиять на отношение Сартра к политике, обществу и истории. В разбираемых статьях Сартр говорит о проблемах феноменологии и свободы, которые легли в основу его философского мышления. Автор отмечает, что эти проблемы уже в раннем периоде творчества Сартр с необходимостью связывает с понятием «ничто».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WRITINGS BY JEAN-PAUL SARTRE ON PHENOMENOLOGY AND FREEDOM AS AN INTRODUCTION TO "BEING AND NOTHINGNESS"

This paper examines two articles by Jean-Paul Sartre. One of them was written prior to “Being and Nothingness” and the second one was written after. According to the author both of these article can be viewed as an introduction to Sartre’s major philosophical work. The author touches upon one of the early stages of Sartre’ formation as a philosopher and pays attention to the events that occurred in Germany during Sartre internship in Berlin and Freiburg; the events that could not have left Sartre indifferent and thus affected and to some extent formed his attitude towards politics, society and history. Sartre’s articles discuss problems of phenomenology and freedom which formed the basis of his philosophical thinking. The author points out that these problems were linked to Sartre’s concept of “nothingness” even at an early stage of his work.

Текст научной работы на тему «СТАТЬИ Ж.-П. САРТРА О ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СВОБОДЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В "БЫТИЕ И НИЧТО"»

УДК 111.8; 141.32

Д. Н. Воропаев, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и религиоведения, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» e-mail: div79@bk.ru

СТАТЬИ Ж.-П. САРТРА О ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СВОБОДЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В «БЫТИЕ И НИЧТО»

В данной работе рассматриваются две небольших статьи Ж.-П. Сартра. Одна из них написана до «Бытия и ничто», а другая - после. По мысли автора, эти статьи могут служить введением к главному философскому сочинению Сартра. Автор затрагивает один из ранних этапов становления Сартра как философа, уделяет внимание тем событиям, происходившим в Германии во время стажировки Сартра в Берлине и Фрайбурге, которые не могли не повлиять на отношение Сартра к политике, обществу и истории. В разбираемых статьях Сартр говорит о проблемах феноменологии и свободы, которые легли в основу его философского мышления. Автор отмечает, что эти проблемы уже в раннем периоде творчества Сартр с необходимостью связывает с понятием «ничто».

Ключевые слова: ничто, феноменология, Сартр, Хайдеггер, Гуссерль.

Фундаментальный труд Сартра «Бытие и ничто» неоднократно анализировался и интерпретировался. Интерес к этой работе вновь и вновь возникает по различным причинам, которые диктует время и задачи того или иного научного исследования. Неоднократно отмечалась и сложность работы с этим текстом. Сложность обусловлена необходимым багажом знаний, без которого текст читать бессмысленно, стилем изложения, трудностями перевода, возникающими для тех, кто не владеет французским языком, и т.п. Найти подходы к этому тексту - задача любого исследователя, и зависят они во многом от цели исследования. Специалисты не раз отмечали связь различных текстов Сартра, которая обусловлена сквозным развитием центральных идей его философии. Брюно Клеман отмечает, что в романе «Тошнота» «заключена сердцевина сартровского творчества; что последующие книги, даже и философские, представляют нам - всякий раз в обновлённых формах - вариации одной темы» [3, с. 26-27]. С этим мнением нельзя не согласиться, «Тошнота» вполне может использоваться в качестве ключа к пониманию «Бытия и ничто». Тем более, этот текст проще воспринимается, в отличие от чисто философских работ Сартра. Однако сам по себе роман «Тошнота» [12] совсем не прост и требует немало знаний и сил для проникновения в его смысл.

В качестве подступов к философии Сартра и конкретно к трактату «Бытие и ничто» [13] логично пользоваться более ранними текстами. Но также можно обнаружить и более поздние работы, в которых содержатся некоторые центральные идеи творчества автора и которые в силу этого способны стать некоторой опорой для более сложных текстов.

В данной работе предлагается обратить внимание на две небольшие статьи, одна из которых была написана до «Бытия и ничто», а другая -

после. Эти тексты, как представляется, вполне могут служить опорными точками для тех, кто принимается за исследование «Бытия и ничто» и творчества Сартра в целом. Первый текст получил название «Основополагающая идея Гуссреля: интенциональность» [10], а второй - «Картезианская свобода» [9]. Удобство работы с этими текстами определяется ещё и тем, что на русском языке они вышли под одной обложкой в качестве дополнения к работе «Проблемы метода» [11]. Связь этих статей с главным философским трудом Сартра отмечена и в предисловии переводчика [2, с. 5].

Также необходимо иметь представление, под влиянием каких идей и в какое время происходил поворот Сартра от Ницше к феноменологии. Поэтому в данной работе будет уделено немного места историческим фактам, сопровождавшим становление Сартра как философа.

Исследователи отмечают, что до того, как погрузиться в феноменологию, Сартр увлекался Ницше и его идеей «сверхчеловека» [5, с. 70-71]. Однако знакомство с немецкой философией начала XX века оказывает решающее влияние на него как на философа и писателя.

В 1933-1934 годах Сартр в качестве стипендиата Французского института в Берлине проходил стажировку в Германии. Первый год обучения прошёл в основном в Берлине. В это время Сартр изучал Гуссерля, Хайдеггера, Ясперса, Шелера. Второй год обучения Сартр провёл во Фрайбурге [4, с. 6].

К этому времени у Эдмунда Гуссерля были опубликованы «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928 г.), «Формальная и трансцендентальная логика» (1929 г.), на французском языке опубликованы в 1931 году «Картезианские размышления». Стоит отметить, что в феврале 1929 года Гуссерль читал в Париже два доклада, которые легли в основу «Картезиан-

ских размышлений». В этот же год (1929), после окончания Высшей нормальной школы, Сартр начинает преподавать философию.

К 1933 году Карл Ясперс опубликовал «Психологию мировоззрения» (1919), важнейшую работу раннего периода творчества - трёхтомную «Философию» (1931-1932) и «Духовную ситуацию эпохи» (1931).

Макс Шелер умер в 1928 году, следовательно, к моменту обучения Сартра в Германии были изданы все работы, которые Шелер подготовил к публикации, включая вышедшую в 1933 году «Zur Ethik und Erkenntnislehre».

Мартин Хайдеггер к 1933 году также уже является одной из крупнейших фигур немецкой философии. К этому времени были созданы и прозвучали в получивших известность во всей Германии лекционных курсах «Пролегомены к истории понятия времени» (1925), «Основные проблемы феноменологии» (1927 г.). «Кант и проблема метафизики» (1929 г.) и «Основные понятия метафизики. Мир - конечность - одиночество» (1929/1930 гг.). В 1929 году была прочитана его знаменитая лекция «Что такое метафизика?». В 1927 году была опубликована книга, ставшая культовой в XX веке, «Бытие и время».

Обучение Сартра в Германии пришлось на время стремительных преобразований, приведших в итоге ко второй мировой войне. Радикальных реформ ждали многие, и приход к власти национал-социалистов воспринимался как благо для Германии. Далеко не сразу было осознано, к какой катастрофе приведут эти события. Большие надежды возлагал на происходившее и Хай-деггер. Он мечтал о том, что произойдёт некий поворот истории, который изменит понимание бытия. Эти ожидания, как ему кажется, воплотились в жизнь с приходом к власти национал-социалистов. Долг философии, по мысли Хайдегге-ра, - овладеть временем, поэтому он не стремился остаться в стороне от происходящих событий, но решил действовать. Для него в 1933 году наступает «великий миг» в истории [15, с. 313], который способен изменить ход бытия.

Экономический кризис, в котором находилась Германия в это время, со всеми негативными явлениями, порождёнными кризисом, а также репарации и угроза коммунистического переворота заставляли смотреть на смену власти с большой надеждой. Хайдеггер надеялся, «что национал-социализм признает и вберёт в себя все созидательные и творческие силы» [15, с. 313]. Поэтому он считал, что новая власть открывает новую эпоху. Если он ранее не затрагивал вопросы политики, то теперь он «вверяет свою философию водовороту политической действительности ... в это мгновение действительность представляется ему воплотившейся философией» [15, с.

318]. Во время пребывания Сартра в Германии Хайдеггер занимает пост ректора Фрайбургского университета (1933 г.), вступает в ряды партии, а затем в 1934 году покидает пост ректора.

В 1933 году в Германии ведутся разговоры о необходимости внедрения «принципа фюрерства» в университетах и придания идеологической направленности процессу обучения [15, с. 323]. Сартр застал и процесс борьбы с книгами, не отвечающими идеологическим требованиям новой власти. 10 мая 1933 года в Берлине на площади Опернплац произошло публичное сожжение книг еврейских и социалистических авторов.

Вот та атмосфера, в которой проходит стажировка Сартра и знакомство с работами, которые окажут решающее влияние на него как философа. К этому времени относится и написание им небольшой по объёму статьи «Основополагающая идея Гуссреля: интенциональность» [2, с. 5]. В этой работе он пытается пояснить философию Гуссерля и дать критику предшествующей философии. Важно, что в этой статье обозначаются некоторые основные идеи, которые лягут в основу « Трансценденции Эго» [14], а затем и в «Бытие и ничто».

Сартр отвергает распространённую в традиционной философии идею, согласно которой «познавать - значит поглощать» [10, с. 177]. Подход к познанию, отвергаемый Сартром, строится на представлении о том, познание есть процесс, в результате которого информация о внешнем мире с помощью органов чувств проникает в сознание и усваивается им. Сартр довольно резок в отношении этого представления: «Желудочная философия!», - восклицает он [10, с. 177]. В результате этого «усвоения» сознание становится некой данностью, носителем информации. В таком подходе он обвиняет эмпириокритицизм, неокантианство и всякий «психологизм» [10, с. 177]. Противопоставлена этим подходам философия Гуссерля, в которой, как говорит Сартр, утверждается, что вещи не могут быть растворены в сознании [10, с. 177]. У вещи иная природа и, следовательно, она не может «войти» в сознание человека. Вещь также и не вступает в коммуникацию с сознанием.

Познание, по Гуссерлю, как говорит Сартр, есть некий «прорыв» к вещи. В качестве примера он приводит созерцание дерева и поясняет: «это значит быть там, возле дерева и, однако же, вне его, потому что оно ускользает от меня, отталкивает меня и я не могу исчезнуть в нём, так же как и оно не может раствориться во мне» [10, с. 178].

«Прорыв к вещи» - это прорыв за свои пределы, и получается, что познавать значит быть «вне дерева, вне меня самого» [10, с. 178]. Сознание «прозрачно», оно ускользает от себя, в нём, как говорит Сартр, больше ничего нет [10, с. 178].

В сознание проникнуть невозможно, т.к. у него нет никакого «внутри», «оно всегда лишь своё собственное "вовне"» [10, с. 178]. Сознание конституируется отказом от «быть субстанцией». Таким образом, человек уже в силу своей природы «вытолкнут» в «равнодушный, враждебный, непокорный мир». В этом и есть, говорит Сартр, главное открытие Гуссерля: «Всякое сознание есть сознание объекта».

Это и ляжет в основу дальнейшего развития философии Сартра. Уже в этой статье звучит следующая мысль: «Как бы не стремилось сознание обособиться и всё же совпасть с самим собой, ... - оно обращается в ничто» [10, с. 178]. Это свойство сознания или, точнее, сам принцип его бытия он соотносит с тем, что Гуссерль называл «интенциональностью» [10, с. 178].

Но знанием не ограничивается сознание, т.к. «интенциями» являются и любовь, страх, ненависть и т.д. Эти «интенции» позволяют прорваться к «другому», пережить его «объективные свойства». «Каждый из нас - вещь среди вещей, человек среди людей»[ 10, с. 180]. Эта мысль будет раскрыта не только в «Бытии и ничто», но станет основной и для романа Сартра «Тошнота».

Такое понимание феноменологии и поворота философии в целом становится отправной точкой развития сартровских идей. Отсюда вытекает и «Трансценденция Эго», и «Бытие и ничто», и многое другое, созданное Сартром.

Вторая статья - «Картезианская свобода» - была опубликована в качестве предисловия к сборнику текстов Декарта в 1946 году. По словам самого Сартра, Декарт был единственным французом, оказавшим на него влияние. Значение Декарта для философии Сартра хорошо характеризуют последние строки рассматриваемой статьи: «.надо восхищаться тем, что в авторитарную эпоху он заложил основы демократии, что он до конца следовал идее автономии и понял, задолго до Хайдеггера с его «Von Wesen des Grundes», что свобода - это единственное основание бытия» [9, с. 216]. Для сартровского экзистенциализма проблема свободы является одной из центральных. Она неразрывно связана с понятием «ничто». Эта связь, которая раскрыта в «Бытии и ничто», хорошо видна в «Картезианской свободе». И поэтому прежде, чем приступать к исследованию главного философского произведения Сартра, стоит обратить внимание на рассматриваемую здесь статью.

Сартр отмечает, что под влиянием Декарта французы понимают «свободу воли» как возможность независимой мысли и связывают её с «актом суждения», «актом понимания» [9, с. 197]. Источником понимания является умение не спешить, не отвлекаться, умение сосредоточиться и отвлечься от внешних воздействий. Здесь, по мнению Сар-

тра, кроется декартовская «первичная интуиция». Сартр утверждает, что уже Декарт осознал, что даже в простой мыслительной операции мысль вовлечена вся. Мысль «всегда обращена на некоторый предмет», но это значит, она имеет дело с уже установленным порядком вещей [9, с. 198]. Это означает, что свободе мысли противопоставлен тот путь, который она должна проделать. Тогда получается, что, следуя строгой системе идей, разворачивающихся перед человеком, когда он не порождает их, а лишь созерцает, у человека остаётся только свобода отрицания, т.е. способность «говорить нет всему, что не истинно» [9, с. 199]. По мысли Сартра, в этой ситуации вскрывается проблема свободы, которую пытается разрешить Декарт. Результатом этой попытки становятся две теории свободы. В одной раскрывается способность понимания и суждения, а в другой «он пытается спасти человека по отношению к строгой системе идей» [9, с. 199].

Вообще мысль о «спасении» человека - одна из основных для Сартра. Она связана с раскрытием и исследованием тех представлений о человеке, которые сложились в начале XX века. Под влиянием феноменологии Гуссерля и философии Хайдеггера Сартр пытался осознать последствия такого взгляда на человека. Так в романе «Тошнота» он разбирает ситуацию, когда человек «вброшен» в бытие, когда он тотально окружён «вещами», и из этого бытия нет выхода. В некотором смысле «выходом» из сложившейся ситуации стало развитие идеи «ничто» в главном философском труде Сартра. Человеку некуда деться из бытия, но его сознание - это «ничто» по отношению к бытию. И ни сознание не может быть захвачено бытием, ни бытие не может быть растворено в сознании. Идея трансцендентности сознания по отношению к бытию стала для Сартра, в некотором смысле, решением тех проблем, с которыми он столкнулся в феноменологии.

Согласно второй теории, до «суждения» человека идеи не являются ни истинными, ни ложными. Через человека нейтральные идеи приобретают «порядок истин». «Поэтому ... человек у Декарта предстаёт как "онтико-онтологическое" бытие, о котором впоследствии будет говорить Хайдег-гер» [9, с. 200]. В этом смысле «всякий человек есть свобода» [9, с. 201]. Только этой свободой и определяется человек. Но нет степени свободы, в каждом человеке она безгранична. У разных людей наблюдаются разные способности, но они не определяют понятие человека, «только свободное применение дарований характеризует нас как человеческие существа» [9, с. 201].

Расширить или ограничить свободу невозможно. «Свобода не в том, что я могу делать, что хочу, - свобода в том, чтобы хотеть того, что я могу» [9, с. 201-202]. Следовательно, человеку

не должно желать того, что он не может совершить. В этом, по мнению Сартра, есть «отрицательный» аспект свободы. «Положительность» и «конструктивность» свободы в том, что она не обладает «действенностью», возможностью изменить направление движения [9, с. 202]. Благодаря этой «действенности» возможно изобретение «метода» [9, с. 203]. Сартр называет созидательную свободу Декарта «гуманистической».

Говоря о соотношении свободы и божественной благодати в философии Декарта, Сартр утверждает, что теория свободы «выражает на языке своей эпохи то, что учёный осознавал во все времена: что он есть только чистое ничто, только взгляд, устремлённый на неподатливую, вечную, бесконечную истину» [9, с. 206].

В поисках «истины» и «блага» обнаруживается автономия человека, которая обусловлена тем, что человек есть «небытие» [9, с. 207]. Автономия вытекает из «отрицания». Порядок истин существует независимо от человека, но человек всегда свободен сказать «нет». «Именно в доведённом до предела отрицании мы оказываемся свободными» [9, с. 208].

Сомнение, о котором говорит Декарт, по мнению Сартра, также связано с «отрицанием». Он говорит, что сомнение является разрывом контакта с бытием [9, с. 208].0но может распространяться на всё внешнее по отношению к мышлению только при наличии свободы, а она в свою очередь возможна, когда я «сам пустота и ничто, ничтожу всё, что существует» [9, с. 208]. Человек как «чистое отрицание» обретает возможность отстраниться от всего, от природы, от тела, от памяти и воображения [9, с. 208-209]. В человеке обнаруживается даже возможность отстраниться от времени, «укрывшись в вечности мгновения» [9, с. 209]. Как отмечает Сартр, это становится доказательством того, что человек не «природное существо». Но в этой беспримерной независимости» человек осознаёт себя как «чистое ничто» [9, с. 209].

Декарт, по мнению Сартра, не довёл теорию «отрицательности» до логического конца, так как человек, встречая абсолютное и совершенное, то есть божественное, по Декарту, не может не принять его [9, с. 209]. Человек может сказать «нет» только небытию. В итоге Декарт, как отмечает Сартр, «не рассматривает отрицательность как нечто созидательное» [9, с. 210]. В «Бытии и ничто» Сартр развивал, в этом смысле, противоположную концепцию «отрицательности». Он пытался снять те ограничения «отрицательности», которые он увидел у Декарта.

Сартр критически воспринимает «двойной» подход Декарта к свободе, согласно которому сначала свобода является отрицательной и обладает автономией, но затем становится положительной и теряет свою автономию [9, с. 210]. Представление Декарта о подлинно свободном Боге, по мысли Сартра, есть сублимация и перенесение [9, с. 212], т.к. именно о собственной свободе вёл речь Декарт. Божественная свобода обладает созиданием, это «чистая продуктивность» [9, с. 214]. Следовательно, «корень всякого Разума следует искать в природе свободного акта» [9, с. 214]. По мнению Сартра, в абсолютной божественной свободе, о которой говорит Декарт, нет ничего «сверх того, что есть в человеческой свободе» [9, с. 215]. Сартр говорит: «Декарт приписал Богу то, что принадлежит нам самим» [9, с. 216]. Раскрытие человеческой свободы и станет одной из главных тем Сартра. Опираясь на Декарта и в то же время как бы «отталкиваясь» от него, он выстраивает собственную концепцию свободы.

Таким образом, в этих двух небольших статьях содержаться те основные посылки, на основании которых строится философия Сартра. Проблемы феноменологии и проблемы свободы Сартр с необходимостью связывает с понятием «ничто» как одной из опорных точек той понятийной среды, в которой разворачивается его мышление.

Литература

1. Великовский, С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции / С.И. Великовский - М., Худож. Лит., 1979. 295с.

2. Гайдамака, В.П. Предисловие / В.П. Гайдамака // Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи- М.: Академический проект, 2008. - С. 5-6.

3. Клеман, Б. Мыслить, мыслить свою жизнь, свою жизнь описывать / Б. Клеман // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8-9 июня 2005 года. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. - С. 20-36.

4. Колядко, В.И. Предисловие / В.И. Колядко // Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ: Астрель, 2012 - С. 5-28.

5. Корманн Грегори. Письмо и работа над собой у Ж.-П. Сартра: от А.Жида к экзистенциальному психоанализу / Грегори Корманн // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8-9 июня 2005 года. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 69-90.

6. Магун, А.В. К проблеме ничто у Хайдеггера и Сартра / А.В. Магун // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8-9 июня 2005 года. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С.124-133

7. Нудельман, Ф. Сартр - автор своего времени? / Ф. Нудельман // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8-9 июня 2005 года. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С.54-68.

8. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия / Ж.-П. Сартр - СПб. Наука, 2001. - 319 с.

9. Сартр, Ж.-П. Картезианская свобода / Ж.-П. Сартр // Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. - М.: Академический проект, 2008. - С. 197-218.

10. Сартр, Ж.-П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: интенциональность / Ж.-П. Сартр // Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. - М.: Академический проект, 2008. - С. 177 - 180.

11. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода. Статьи / Ж.-П. Сартр - М.: Академический проект, 2008. - 222 с.

12. Сартр, Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения / Ж.-П. Сартр - М., Республика, 1994. - 496 с.

13. Сартр, Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. / Ж.-П. Сартр - М.: АСТ: Астрель, 2012 - 925, [3] с.

14. Сартр, Ж-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр - М.: Модерн, 2011 - 160 с.

15. Сафрански, Р. Хайдеггер: германский автор и его время. . - 2-е изд. / Р. Сафрански - М.: Молодая гвардия, 2005. - 614 [10] с.

16. Силин, Я.А. На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом / Я.А. Силин // Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб. Наука, 2001. С. 5-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.