Воропаев Дмитрий Николаевич
ПОНЯТИЕ "НИЧТО" В КОНТЕКСТЕ "САМООБМАНА" В "БЫТИИ И НИЧТО" Ж.-П. САРТРА
В статье представлен философский текстологический анализ некоторых фрагментов трактата Ж.-П. Сартра "Бытие и ничто". Подробно рассматривается, как Сартр раскрывает присутствие "ничто" в контексте "самообмана". В основании позиции автора лежит герменевтический подход к историко-философскому анализу понятий, согласно которому их смысл невозможно реконструировать без обращения к понятийной среде исследуемых философских текстов. Также в статье отмечено, что рассматриваемые понятия не замкнуты текстом "Бытия и ничто", но отсылают к работам Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/12-2712.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 44-46. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
HISTORIOGRAPHICAL PRECONDITIONS OF "THEORY OF SLAVES' REVOLUTION" IN INTERPRETATION OF V. T. SIROTENKO
Voloshin Dmitrii Alekseevich, Ph. D. in History Armavir State Pedagogical University [email protected]
The article presents a description of the well-known native medievalist V. T. Sirotenko's views on the complex of reasons and conditions that contributed to the adoption of Stalin's theses on the "slaves' revolution" that crushed Rome by scientific community. Besides purely situational conditions of the political and ideological aspect, the paper determines the extent of N. D. Fustel de Coulan-ges's ideas influence on native researchers - in the degree and forms, in which that influence was interpreted by V. T. Sirotenko.
Key words and phrases: The Roman Empire; slaves; barbarians; "theory of slaves' revolution"; historical science.
УДК 111.82; 141.13 Философские науки
В статье представлен философский текстологический анализ некоторых фрагментов трактата Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто». Подробно рассматривается, как Сартр раскрывает присутствие «ничто» в контексте «самообмана». В основании позиции автора лежит герменевтический подход к историко-философскому анализу понятий, согласно которому их смысл невозможно реконструировать без обращения к понятийной среде исследуемых философских текстов. Также в статье отмечено, что рассматриваемые понятия не замкнуты текстом «Бытия и ничто», но отсылают к работам Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера.
Ключевые слова и фразы: ничто; бытие сознания; самообман, ничтожение; свобода; отрицание; Сартр.
Воропаев Дмитрий Николаевич, к. филос. н., доцент
Оренбургский государственный педагогический университет [email protected]
ПОНЯТИЕ «НИЧТО» В КОНТЕКСТЕ «САМООБМАНА» В «БЫТИИ И НИЧТО» Ж.-П. САРТРА
Проблема «ничто» в трактате «Бытие и ничто» поставлена в контексте феноменологической трактовки бытия сознания. Общая понятийная среда, в которой в данном случае находится «ничто» и на фоне которой только и возможно реконструировать его смысл, предполагает следующие понятия: «отрицание», «бытие», «небытие», «ничтожение», «сознание», «феномен», «бытие-для-себя», «другой», «свобода», «временность», «трансцендентность», «дорефлексивное cogito». Указанные понятия не исчерпывают понятийную среду работы, но составляют основной ее корпус. Кроме того, Сартр вводит ряд понятий с целью прояснить бытие сознания, а также раскрыть постоянное присутствие «ничто». Одним из таких понятий является «самообман».
С точки зрения Сартра, человеческое бытие может занимать в отношении себя отрицательные позиции. Это означает для него, что сознание является таким бытием, которое предполагает иное бытие и может поставить под вопрос собственное бытие. Наличие отрицательности обуславливает возможность «ничтоже-ния» и открытия «ничто» вне себя и в себе. Ничтожение «возможности» имеет место быть не только по отношению к себе, но и по отношению к другой человеческой реальности. Ничтожение в социальной реальности проявляется как «Нет», и это «Нет» воплощается различным образом. Сартр считает, что есть люди, единственной социальной реальностью которых до самой смерти может стать такое отрицание [4, с. 120]. К таким людям он относит охранников, сторожей, тюремщиков, т.е. тех людей, функцией которых является ничтожение того, что другой человек полагает как свою «возможность». Так, охранник воплощает «Нет», например, для желающего убежать заключенного. Побег как проекция будущего является для него своей «возможностью». Но наличие возможности сразу содержит в себе отрицание, приоткрывающее «ничто». Побег может и не состояться, реальность в этом случае открывает «ничто». Но «ничто» уже предстает перед заключенным как вариант развития событий, в котором побег оказывается невозможным. Кроме того, наличие другой человеческой реальности, в данном случае охранника, воплощает для заключенного внешнее «Нет», которое ничтожит его «возможность» как возможность побега.
Наличие отрицания в сознании и позиция отрицания по отношению к себе могут проявляться различным образом. Человек может что-то утверждать для того, чтобы отрицать, может создавать некий положительный объект, «который не имеет другого бытия, кроме своего ничто» [Там же]. По мысли Сартра, если отрицание направлено в сознании не к чему-то внешнему, но по отношению к себе, то такая позиция определяется им как позиция самообмана. Исследуя самообман, Сартр раскрывает сознание как бытие, которое может отрицать себя, и бытие, в котором возможно «ничто».
ISSN 1997-292X
№ 12 (74) 2016, часть 2
45
Самообман есть ложь себе. Ложь, адресованная другому, не является самообманом. Ложь возможна только в отношении того, что человек знает. Ложь отрицает истину, скрывает ее. Распространение заблуждений и ошибки не является ложью. Отрицание истины является определенным типом трансцендентности. Факт, созданный ложью, трансцендентен, т.к. он не существует. Лжец, по мнению Сартра, играет персонажа для своего собеседника, и намерение обмануть отрицается лжецом как собственное и предстает как намерение персонажа. Так как персонаж не существует, то он оказывается трансцендентным. Все отрицания тем самым изгоняются из сознания, и ложь предстает как действие трансцендентности [Там же, с. 122].
Лжец осознает то, что он хочет скрыть, понимает искажение истины. Ложь, направленная на другого, предполагает наличие другого и открывает как существование «для другого», так и существование «другого для меня». Кроме того, ложь показывает сознание как «скрытое от других» [Там же].
Имея структуру лжи, самообман отличен ото лжи, предполагающей другого. В самообмане человек по тем или иным причинам скрывает истину от самого себя или представляет ее как заблуждение. Здесь не может быть двойственности обманщика, играющего персонажа. Самообман - это самовоздействие сознания, предполагающее единство сознания. Лжец и тот, кому лгут, в самообмане одно и то же лицо. Чтобы лгать, человек должен знать истину и скрыть ее от себя, а т.к. в самообмане нет двойственности, то это происходит одновременно. Идея и ее отрицание соединены. Самообман держится на способности сознания объединить фактичное и трансцендентное, переходя от одного к другому. Трансценденция в этом случае позволяет человеку избежать того, чем он является. Человек становится трансценденцией самого себя, что дает возможность оправдания собственных неудач.
Сартр приходит к мысли, что самообман возможен благодаря тому, что человеческая реальность есть то, чем она не является, и не есть то, чем она является. Благодаря этому возможны различные социальные роли, которые исполняет человек. Какая-либо социальная роль, например профессия, диктует определенные правила, заставляет вызывать бытие субъекта, исполняющего эти правила. По Сартру, это бытие существует в представлении для других и для себя. Однако человек отделен от этого представления и не является им. Отделенность обусловлена наличием «ничто». Из «ничто» человек влияет на созданное бытие, которое остается трансцендентным и в то же время реальным. Поэтому Сартр и говорит, что человек является тем, чем он не является [Там же, с. 135-139].
Человек дан другому как факт мира, но вместе с тем он дан и как постоянная свобода, заявляющая о «возможности». В «возможности» опять открывается «ничто». «Бытие-в-себе» другого постоянно находится под вопросом и, с одной стороны, является объективным фактом, с другой стороны, оно остается в себе и потому попадает под вопрос. Это означает, что оно может исчезнуть в отрицательности, следовательно, «... сознание другого есть в качестве не являющегося, его бытие-в-себе "теперь" и "здесь" и является небытием» [Там же, с. 141]. По сути, Сартр постоянно обыгрывает мысль, что сознание не есть то, чем оно является. Сознание другого или собственное бытие предстают как то, чем не являются. Человек может стать тем, к чему стремится, или тем, что требуют обстоятельства. Явленное есть то, чем стал, но не то, чем является. Человек определяет, какое действие он хочет совершить, устанавливает мотивы, фиксирует в суждении, прилагает усилия, чтобы действие было совершено. Но, по мысли Сартра, в этом можно усмотреть некое конституирование себя в качестве вещи [Там же, с. 141-142]. Это вызванное бытие не может быть тем, чем является сознание. Это результат того, что Сартр называет самообманом: полагание себя тем, чем не являешься. Например, человек хочет заниматься спортом, чтобы поддерживать свое тело в норме, но постоянно откладывает это. Признавая, что он не занимается спортом, человек может не признавать собственную лень. Он вполне может рассматривать себя как «особый случай», для которого объективно сложись условия, не позволяющие заниматься спортом: заболел, плохая погода, много работы, навещал родителей и т.д. Человек не хочет осуждения, он избегает называться лентяем, полагая, что «Я не лентяй». Но, по мысли Сартра, смысл этого полагания в том, что «Я не являюсь тем, чем я являюсь». Таково пребывание в самообмане.
Цель самообмана определена Сартром следующим образом: «Сделать так, чтобы я был тем, чем являюсь по способу "небытия того, чем являешься" или чтобы я не был тем, чем являюсь по способу "бытия того, чем являешься"» [Там же, с. 146]. Это означает постоянный переход одного способа бытия к другому и обратно. Кроме того, здесь стираются однозначно определяемые границы между бытием и небытием относительно бытия сознания [Там же, с. 147].
Погружение в самообман Сартр сравнивает с погружением в сон и говорит, что пробудиться от самообмана очень сложно [Там же, с. 150]. Стабильность самообмана обусловлена «верой». Наличие веры делает убеждение твердым, так, человек верит, что он обладает достаточной силой воли, чтобы начать заниматься спортом. Однако, по мысли Сартра, когда человек знает, что он верит, то это разрушает веру. Тем самым вера в самообмане существует по тому же принципу: она является бытием и небытием себя самой. Наличие самообмана в сознании обнаруживает отрицание, постоянно отсылает к «ничто» и конституируется отношением сознания к самому себе. По мнению Сартра, «Если самообман возможен, то именно он является непосредственной и постоянной угрозой всякого проекта человеческого бытия; это означает, что сознание скрывает в своем бытии постоянный риск самообмана» [Там же, с. 153]. Быть тем, чем не являешься, и являться тем, что ты не есть, - значит находиться постоянно в состоянии распада как отрицания себя.
Хотя Сартр приводит психологические примеры для объяснения самообмана, но он не сводит его к психологии. Он критично относится к объяснению самообмана в психоанализе [Там же, с. 124-130]. Для Сартра самообман - один из способов бытия сознания, который неразрывно связан со «свободой», «отрицанием»,
уничтожением» и «ничто». Понятие «самообман» Сартр ввел в онтологию, сделав его необходимым условием понимания бытия сознания. Конечно, онтологизация понятий психологии не является приемом, придуманным Сартром. Так, например, М. Хайдеггер в «Бытии и времени» [8] строит свою фундаментальную онтологию, используя понятия, которые ранее не считались онтологическими. С одной стороны, Сартр продолжает эту линию развития философии, с другой стороны, это обусловлено тем, что Г.-Г. Гадамер называл «языковой нуждой» пишущего [1, с. 34-36].
Если читать рассматриваемый отрывок «Бытия и ничто» в отрыве от контекста всей работы, то может возникнуть впечатление, что постоянно обнаруживаемое в сознании и вне его «ничто» обладает характеристикой абсолютности. «Ничто» как ключевое понятие работы «Бытия и ничто» иногда вызывает определенные затруднения в понимании и в отношении всего трактата. Это обусловлено сложностью текста, особенностями перевода, а иногда и личной позицией исследователя, которая в какой-то момент как бы заслоняет смыслы, излагаемые в «Бытии и ничто», и тем самым подменяет их собой.
Для Сартра нет и не может быть абсолютного «ничто», т.к. оно возможно только по отношению к бытию и может возникать только в бытии. Текст «Бытия и ничто» может послужить основанием для утверждения абсолютности «ничто». Чтобы этого избежать, следует держать во внимании позиции Сартра, сформированные под влиянием феноменологии Гуссерля и Хайдеггера, которые можно найти уже в его первых философских работах [5; 7]. Отчасти здесь может помочь и произведение «Тошнота» [6], т.к. оно написано под влиянием немецкой философии начала XX века и является своеобразной интерпретацией и ответом на созданный образ человеческого бытия. Возможность абсолютизации «ничто», обусловленная особенностями русского перевода, убедительно проанализирована в статье И. В. Кузина «О философском подходе к переводу лексемы "ничто" в сартровском "Бытии и ничто"» [3].
В целом, раздел «Бытия и ничто», посвященный «самообману», несколько напоминает «Науку логики» Гегеля [2] в том смысле, что Гегель постоянно говорит читателю о тождестве «бытия» и «ничто». Гегель стремится не упустить этот тезис, рассуждение разворачивается и вращается вокруг него, оказывая даже некое гипнотическое воздействие. Схожим образом Сартр воспроизводит тезис о том, что человеческая реальность есть то, чем она не является, и не есть то, чем она является. Такое построение довольно сложного текста завладевает мышлением читающего и позволяет ему не «выпадать» из логики сартровской аргументации.
Таким образом, понятие «ничто» в трактате «Бытие и ничто» становится понятнее в контексте концепции «самообмана»; «ничто», в свою очередь, проясняет здесь и ряд других понятий, составляющих смысловой корпус работы Сартра.
Список литературы
1. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 26-43.
2. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. Т. 1. Наука логики. 452 с.
3. Кузин И. В. О философском подходе к переводу лексемы «ничто» в сартровском «Бытии и ничто» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2014. № 1 (15). С. 66-75.
4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ; Астрель, 2012. 925+3 с.
5. Сартр Ж.-П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Сартр Ж.-П. Проблемы метода: статьи. М.: Академический Проект, 2008. С. 177-180.
6. Сартр Ж.-П. Тошнота: избранные произведения. М.: Республика, 1994. 496 с.
7. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. М.: Модерн, 2011. 160 с.
8. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический Проект, 2013. 460 с.
NOTION OF "NOTHINGNESS" IN THE CONTEXT OF "SELF-DECEPTION" IN "BEING AND NOTHINGNESS" BY JEAN-PAUL SARTRE
Voropaev Dmitrii Nikolaevich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University [email protected]
The article presents a philosophical textological analysis of some fragments of the treatise by J.-P. Sartre "Being and Nothingness". The author examines in detail how Sartre reveals presence of "nothingness" in the context of "self-deception". The hermeneutic approach to the historical-philosophical analysis of notions, according to which their meaning is impossible to reconstruct without referring to conceptual environment of philosophical texts under study, is a basis of the author's view. It is also noted that the considered notions are not limited by the text of "Being and Nothingness" but refer to works by Hegel, Husserl, and Heidegger.
Key words and phrases: nothingness; existence of consciousness; self-deception; passing into nothingness; freedom; negation; Sartre.