Научная статья на тему 'СТАРТАП: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ'

СТАРТАП: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7814
1044
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СТАРТАПЫ / ОТЛИЧИЯ СТАРТАПОВ ОТ ТРАДИЦИОННОГО БИЗНЕСА / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / СТАРТАП-ПРОЕКТЫ В РОССИИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТАРТАПОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раева Инна Валерьевна

В статье рассматриваются понятие «стартап», его отличия от инновации, венчурного предприятия, инвестиционного проекта. Приводятся виды и признаки стартапов, источники их финансирования в России. Выявлены проблемы, возникающие у специалистов-оценщиков при стоимостной оценке стартапов. Предложены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTUPS: CONCEPT, FEATURES, EVALUATION METHODS

The article discusses the concept of startup, its differences from innovation, venture capital, investment project. The types and characteristics of startups, the sources of their financing in Russia are given. The problems that arise for appraisers in the valuation of startups have been identified. The directions of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «СТАРТАП: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ»



001: 10.24412/2072-4098-2021-6-45-55 Стартап: понятие, особенности, методы оценки

И.В. Раева доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, исполнительный директор ООО «Центр профессиональной оценки», кандидат экономических наук (г. Москва)

Инна Валерьевна Раева, avear@mail.ru

Цифровая экономика немыслима без такого понятия, как «стартап» (startup). В начале пути у стартапа нет истории, активов, прибыли, и лишь небольшая часть из них имеют потенциал развития. Инвестирование в стартапы влечет высокие риски, но предполагает в будущем значительную выручку и преимущества в рыночной нише, поэтому некоторые инвесторы заинтересованы в финансировании стартапов.

В широком обиходе под стартапом принято понимать молодую, недавно созданную компанию, не имеющую существенного капитала, или некий интернет-проект, обладающий инновационным перспективным продуктом или в основе которого лежит амбициозная идея.

Часто понятие «стартап» отождествляют исключительно с областью IT. Однако на практике стартапы не ограничиваются только этой сферой. Стартап может иметь отношение к любой области рынка. В качестве наиболее перспективных отраслей для развития стартапов можно назвать области здравоохранения, финансовых услуг, потребительских товаров и услуг, биофармацевтику. Суть стартапа в том, чтобы предложить клиенту новое решение проблемы.

Стартап представляет собой творческое и инновационное начинание. Одним из критериев стартапа являются темпы роста:

«если только что созданная компания демонстрирует активный рост на рынке - ее можно назвать стартапом» 1. При этом стартап, как правило, является легко масштабируемым (готовность к быстрому росту). Также стартап - независимая структура, одинаково готовая как к успеху, так и к провалу и закрытию. По мнению Г.Р. Зиннатул-линой, «чаще всего стартапы рождаются из необходимости решить задачу, которую ранее до этого никто не решал, или решал недостаточно хорошо» 2. Из основных задач стартапа можно назвать создание нового продукта, решение известных задач нетривиальными способами, изменение существующих рынков или даже создание новых.

«Традиционные» вновь образовываемые компании работают в привычных, «готовых» отраслях, с помощью известных бизнес-моделей, а стартапы запускаются в условиях неизвестности, высокого риска, минимального бюджета.

Понятие «стартап»

Стартап (startup, букв. «стартующий») -это проект или компания с короткой историей операционной деятельности 3. Термин впервые использован в изданиях Forbes в 1973 году и Business Week в 1977 году.

1 Зиннатуллина Г.Р. Стартап как драйвер роста российской экономики / Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 107.

2 Там же. С. 108.

3 John Simpson and Edmund Weiner. The Oxford English Dictionary. United Kingdom: Oxford University Press, 1989.

Несмотря на то, что в переводе с английского языка startup означает начало процесса, его старт (запускать, начинать), не каждый коммерческий проект, который недавно открылся, можно называть старта-пом. Лишь небольшая часть бизнес-проектов, начинающих развитие с нуля, попадает под это определение.

Стивен Бланк, известный американский предприниматель, создатель успешных стартапов, сформулировал понятие «стартап», претендующее на классическое: «стартап - это временная структура, направленная на реализацию масштабированной бизнес-идеи» 4.

В то же время «стартап - это недавно созданная компания, находящаяся на этапе динамичного развития. Стартап предполагает обязательное использование инновационных технологий или бизнес-идей» 5.

Эрик Рис предлагает следующее определение: «стартап - это предприятие, которое предназначено для доставки нового продукта или услуги в условиях крайней неопределённости» 6. Автор считает, что «понятие стартапа не имеет ничего общего с размером компании, сектором экономики или отраслью, в которой он работает. Цель запуска стартапа - желание найти способ создания и продажи товара или услуги, за которые клиенты будут готовы платить. Именно эти три неизвестные - проблема, которую нужно решить; клиенты, которым нужно решить эту проблему; бизнес-модель, позволяющая заработать на решении проблемы, - лежат в основе стартапа» 7.

Ключевым понятием стартапа является элемент новизны предлагаемого продукта или услуги. Суть стартапа заключается в том, чтобы предложить клиентам (потребителям) новое решение имеющейся в от-

расли (в жизни) проблемы. Таким образом, специалисты рассматривают стартап отчасти как творческое и как инновационное начинание (проект).

Стартапу, безусловно, присущ инновационный характер. Но стартап не обязательно должен представлять собой инновационное производство. Прежде всего стартап предлагает принципиально новый подход. Конечно, могут использоваться уже существующие технологии, но либо они применяются для новой целевой аудитории, либо продукт стартапа позиционируется с какой-то новой стороны.

Несомненно, стартап подразумевает формирование инновационной идеи. Однако инновация и стартап - не одно и то же.

Инновации предполагают внедрение новшества, не имеющего аналогов. Они могут быть представлены в форме продукта, производственной технологии, а также какой-либо техники или системы взаимодействия в общественной, финансовой и бытовой сферах.

Термин «инновация» является производным от латинского ¡ппоуайо (нововведение, новшество, обновление) и представляет собой итоговый результат научно-технического или любого иного творчества, который приводит к значительному изменению жизнедеятельности общества, человека, природы.

По определению, данному Шумпетером, «инновация является одновременным проявлением двух миров: мира бизнеса и мира техники». «Когда изменение затрагивает только уровень технологий, ученый называет его изобретением (новшеством). Когда к данному изменению подключается бизнес - оно автоматически становятся инновацией» 8.

Kevin Sun. In and Around Language: What's Up with «Startup»? URL: https://steveblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/

Словарь экономических и бизнес-терминов. URL: https://expbiz.ru/business-dictionary.html?start=60

Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.:

Альпина Паблишер, 2015. С. 12.

Там же. С.14-15.

Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Инновационные подходы к принятию управленческих решений: учебное пособие. СПб., 2012. С. 7.

4

Экономист Питер Друкер трактует инновацию как «особый предпринимательский инструмент, как средство, при помощи которого предприниматели стремятся реализовать новый вид бизнеса» 9. Ученый утверждал, что, скорее, это понятие социальное и экономическое, чем техническое, поскольку «изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов» 10.

Таким образом, инновация - это результат от вложения капитала в новую технологию или технику, в новейшие формы организации труда, производства, управления, обслуживания, ориентированный на извлечение экономической выгоды. В этом состоит отличие инновации от стартапа.

Признаки стартапа

Не любую новую компанию следует считать стартапом. Есть несколько основных признаков, позволяющих считать бизнес-проект стартапом:

1) в основе проекта - абсолютно новая идея, которая не была использована ранее, или инновация, то есть потребность что-то улучшить, качественно изменить привычный уклад жизни, создать новый полезный продукт;

2) быстрота создания. На Западе принято считать, что стартапами являются проекты, на полноценный запуск которых уходит не более 8 месяцев. Если за это время проект не приносит прибыль, то его закрывают. В России в силу специфики поиска источников финансирования на внедрение может потребоваться до двух-трех лет;

3) молодой возраст стартаперов (авторов инновации). Возраст команд, создающих стартапы, чаще всего студенческий. Отсюда второе распространенное название стартапов - «гаражный бизнес», поскольку молодые люди, не имея стартового капитала, но обладая огромным энтузиазм, открывают свое дело в гаражах, подсобных

9 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 105.

10 Там же. С. 105.

помещениях и т. п. Также важно наличие сплоченной команды разработчиков и помощников, достаточное финансирование до того момента, пока проект не станет самоокупаемым;

4) высокий риск. Порядка 70 процентов инновационных проектов закрываются в первый год, 10-15 процентов не «доживают» и до двух лет. По некоторым данным, только 10 процентов (1 из 10) стартапов «переходят долину смерти» и становятся полноценным бизнесом, могут приносить относительно стабильный доход.

Тут проявляется тесная взаимосвязь таких понятий, как «стартап» и «венчурный бизнес», «венчурный проект», «венчурные инвестиции».

Венчурный бизнес (от англ. venture - рискованный) - это рискованный научно-технический или технологический бизнес, обеспечивающий связь науки и производства.

Венчурные инвестиции - это рисковое вложение капитала в бизнес-идеи и инновационные проекты с целью получения прибыли. В случае удачи такое вложение превосходит доход от обычных инвестиций.

Венчурные, или рисковые, инвестиции -это инвестиции, как правило, в средние и малые предприятия, без залога, в отличие от кредитования в банке. Венчурные фонды вкладывают капитал в компании, акции которых не обращаются на фондовом рынке, они распределены между акционерами.

Также существенны отличия стартапа от инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект (далее также -инвестпроект) - это проект, основанный на инвестициях, предусматривающий сроки, график и объемы реализации капитальных вложений для воплощения какого-либо мероприятия. Как правило, он содержит про-ектно-сметную документацию и описание практических действий по реализации инвестиций. Инвестпроект не обязательно содержит инновации. Хорошо проработанный и просчитанный инвестпроект будет иметь

высокую вероятность успеха и эффективной отдачи.

Сформулируем ключевые отличия стар-тапов от традиционного бизнеса:

• отсутствие отраслевых рамок в процессе выкристаллизовывания идеи стартапа. На практике обычные бизнесмены, не стартаперы, открывают компании в рамках известных отраслей, при создании компаниям присваиваются определенные отраслевые коды деятельности и т. п. Стартаперы не имеют такого ограничения, так как зачастую основывают свой бизнес на инновационных идеях;

• особенности, связанные с темпами развития. С одной стороны, стартапы нацелены на успех, на быстрый захват рынка, ниши рынка, целевого сообщества. С другой стороны, стадия роста стартапа может затянуться (хотя, как уже отмечалось, на Западе принято рассматривать стартапы состоявшимися, если на их полноценный запуск уходит не более 8 месяцев);

• отдача/прибыль. На этапе, когда становится понятно, как можно преподнести потребителю продукты (услуги), вырабатываемые стартапом, его участники, как правило, ищут внешнее финансирование для продвижения своей идеи. От величины начального капитала сильно зависят дальнейшая экономическая жизнь стартапа и уровень извлекаемой прибыли;

• инновации, инновационные технологии. Успех стартап-проектов строится на оригинальных идеях, но в большинстве случаев они также поддерживаются инновационными технологиями;

• срок окупаемости, выход на безубыточность. Невозможно точно определить период времени, необходимый стартапу для того, чтобы достигнуть точки безубыточности. Стартап может «провалиться» (не перейти «долину смерти») уже на старте или же прожить несколько десятилетий, продол-

жая совершенствоваться. Некоторые стартапы стремительно «выстреливают». Все очень индивидуально.

При этом большинство стартапов не ищут быстрой прибыли. Главная цель участников стартапа - прочно внедрить бизнес на рынок. Для этого необходимо найти клиентскую аудиторию, определить ее желания, ценности.

Как уже отмечалось, для разработки успешного стартапа необходим определенный набор компонентов. Таким образом, можно сформулировать основные составляющие стартапа:

• люди, которые способны генерировать уникальные идеи;

• оригинальная идея (лучше не одна);

• команда, которая состоит из увлеченных людей, имеющих амбиции;

• внешний источник инвестиций;

• опыт и решительность, знания, профессионализм, которые помогут реализовать самые смелые идеи.

Кроме того, ряд исследователей к признакам стартапа относят то, что в перспективе создатели стартапа имеют целью его продажу крупной компании.

С понятием стартапа неразрывно связано понятие бизнес-ангелов - инвесторов, которые помогают авторам стартапов развивать идею и поддерживать к ней интерес. Бизнес-ангел может быть инвестором и менеджером в одном лице. То есть бизнес-ангел обладает не просто инвестиционными возможностями, но и определенной деловой репутацией, позволяющей привлечь консультантов. Также бизнес-ангел помогает стартаперам работать с банками, государственными структурами.

Итак, рассмотрев понятие «стартап» и его отличие от инновации, венчурного предприятия и инвестпроекта, перейдем к рассмотрению основных типов и видов стартапа.

Классификация стартапов

Стартапы, как и любое понятие, можно

классифицировать по различным признакам.

Некоторые авторы классифицируют стартапы по способу возникновения (или по продукции и рынку сбыта):

1) дело всей жизни - стартапы, основанные на хобби (увлечении, любимом занятии) его участников;

2) семейное предприятие - это стартапы, привлекающие только членов семьи (реализуются в виде семейных ресторанов, гостиниц, небольших магазинов). Отличительные особенности и уникальность таких проектов, как правило, достигается личностным подходом участников в отличие от других обезличенных, унифицированных предприятий отрасли;

3) глобальные инициативы - это крупные стартапы, создающиеся в ответ на изменения потребительских предпочтений, возрастающую конкуренцию с целью поиска решений законодательных проблем. В качестве примеров можно назвать такие компании, как eBay или Twitter, - лидеров в своих сферах;

4) успешные копии - стартапы, разработанные на основе успешных аналогов (в эту группу входят и российские стартапы). Примерами могут служить в первую очередь очень перспективные в качестве копии социальные сети;

5) «<темные лошадки» - это средние и небольшие стартапы, успешность которых неочевидна довольно продолжительное время. Участники таких стартапов работают в условиях высокого риска, а в случае достижения положительных результатов получают хорошую отдачу в виде прибыли.

В рамках этой классификации называют еще один вид стартапа - возможность обогащения. Это стартап, созданный специально в наиболее перспективном сегменте (для достижения максимально быстрого роста), имеющий основную цель - материальное обогащение. То есть максимизация стоимости стартапа - первостепенный мотив его создания. Предполагается, что в течение короткого времени стоимость такого

стартапа может возрасти в несколько раз, что даст возможность продать его с выгодой. Однако есть сомнения в необходимости выделения подобного вида, так как все стартапы подразумевают возможность обогащения (не обязательно за счет перепродажи, возможно, за счет доходов от работающего стартапа).

Существует и классификация стартапов по степени наукоемкости:

1) стартапы, основанные на высоких технологиях, требующие существенного финансирование, которое могут обеспечить крупные инвесторы;

2) так называемые традиционные стартапы, не обязательно построенные на инновационных идеях.

Источники финансирования стартапов

Рассмотрев основные классификации стартапов, перейдем к рассмотрению возможных источников их финансирования, которые могут быть разными на разных этапах развития (стадиях жизненного цикла) стартапа.

Итак, на практике чаще всего встречаются, во-первых, инвестиционные фонды частного типа, во-вторых, венчурное финансирование.

Инвестиционные фонды привлекают средства вкладчиков и направляют их в выгодные инвестиции. Цель такой деятельности - разумеется, получение прибыли. Инвестиционные фонды интересуются успешными стартапами, особенно старта-пами, связанными с инновациями. Такие вложения сопряжены с высоким риском. Для обоснования вложения потенциальный получатель средств подвергается отбору, анализу и оценке перспективности. Чтобы уменьшить риски, инвестиции осуществляются в проекты из разных отраслей. Также целью инвестиционных фондов является получение контроля в успешных стартапах.

Широко распространено и привлечение венчурного капитала - вложение средств в молодые компании и проекты, находящи-

еся на пороге активного роста. Финансирование проекта может начаться на нулевой стадии, когда еще нет доходов от бизнеса. Венчурный капитал может начать поддерживать финансово работающую компанию, рассчитывая, что в будущем масштабы компании вырастут. Период инвестирования может составлять от 5-7 до 10-12 лет.

В отличие от традиционных инвестиций венчурные инвестиции имеют высокий риск вследствие следующих обстоятельств:

1) поскольку нет ретроспективных данных о деятельности молодых компаний, нет возможности сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности, провести оценку имущественного комплекса;

2) инновационные товары (услуги), предлагаемые стартапом, являются малоизученным, неизвестно как встретит его рынок; запланированные в бизнес-плане темпы роста могут не подтвердиться;

3) даже если стартап развивается успешно, то оценка его эффективности не становится проще, поскольку с развитием стартапа увеличивается количество организационных и управленческих изменений.

Значительную роль в финансировании стартапов играют бизнес-ангелы, которые вкладываются в новые, подающие надежды инновационные компании длительностью в среднем 3 года - 7 лет в обмен на долю в капитале компании в случае ее успеха. Цель участия бизнес-ангелов не отличается от цели инвестиционных фондов. Бизнес-ангелы не требуют залогов, поручительств, гарантий. Основной доход они получают при продаже полученной доли в капитале стартапа, то есть доходом является дельта от первоначальных финансовых вложений. В большинстве случаев создателям старта-па начать сотрудничество с бизнес-ангелом гораздо проще, чем с венчурным фондом. Часто решение об инвестировании бизнес-ангелы принимают эмоционально, впечат-лившись лишь идеей стартапа. В случае с фондом такой вариант сотрудничества невозможен. Бизнес-ангелы не рассчитывают на 100-процентную отдачу от сделанных

вложений, они с терпением и пониманием относятся к трудностям, с которыми стар-тап может столкнуться, и спокойно воспринимают то, что отдача будет постепенной.

Помимо инвестиционных фондов, венчурных инвесторов и бизнес-ангелов, создатели стартапов могут осуществлять поиск финансирования на различных онлайн-пло-щадках, с помощью краудфандинга - механизма, позволяющего любому желающему профинансировать стартап. Создаются специальные онлайн-платформы, где размещается информация о проектах. Механизм краудфандинга предусматривает возможность проведения акций или получение образцов уникального продукта компании. Иногда краудфандинг осуществляется в форме пожертвований, тогда этот способ помогает продвижению проекта и его продукта.

Всегда остается вариант банковского кредитования для финансирования старта-па. Но, разумеется, для того чтобы получить деньги от банка, необходимо защитить проект, доказать его состоятельность, то есть обосновать эффективность инвестиций. Банки не могут в большом объеме инвестировать в высокорискованные проекты. Чтобы банк смог инвестировать в стартап, молодая компания должна иметь положительные прогнозы, обещать прибыльность, у создателей стартапа должны иметься ценные активы, постоянный доход. Все это послужит гарантией возврата вложенных банком средств, своевременной выплаты процентов.

Альтернатива частным инвесторам -государство, которое тоже осуществляет финансирование стартапов - чаще всего уникальных или социально значимых. В приоритете - сферы инноваций и сельского хозяйства. Именно такие стартапы имеют больше шансов получить государственные субсидии, потому что перед государственными инвестиционными фондами стоит задача способствовать активному развитию наукоемких сфер и нанотехноло-гий.

Особенности стартап-проектов в России

Особенностью нашей страны является то, что во многих сферах берутся западные успешные идеи, затем они дополняются, дорабатываются и развиваются. Например, компании «Яндекс» и «ВКонтакте» не были чистыми инновациям, но в некоторых моментах значительно превзошли свои прототипы.

Так, в публикации в интернет-версии газеты «Ведомости» от 21 мая 2019 года указывается, что «Российские основатели не придумывают ничего нового, а лишь копируют и улучшают уже работающие российские и зарубежные бизнес-модели - в этом призналось 67 процентов респондентов. 19 процентов респондентов считают, что создали уникальный продукт без аналогов в России и мире. А 5 процентов опрошенных признались, что их компания не производит ничего инновационного, а лишь умеет хорошо продавать товары и услуги» 11.

Разумеется, в копировании есть свои плюсы: во-первых, это проще и, во-вторых, предполагается увеличение шансов на коммерческий успех. В то время как необходимость и ценность нового продукта еще нужно доказывать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также аналитики отмечают, что российские инновационные компании изначально ориентируются на российских клиентов: «67 процентов стартапов генерируют большую часть выручки в России. И только у 21 процента компаний есть продажи в Евросоюзе, у 16 процентов - в Азии, а у 15 процентов - в США» 12. Основатели стартапов объясняют это тем, что первоначально лучше проверить работу предлагаемой идеи на знакомом местном рынке, или называют причиной нехватку денег на продвижение за границей. Также они говорят,

что не понимают специфику рынков других стран. И лишь 6 процентов признались, что считают свой продукт неинтересным для зарубежных клиентов.

Поиск источников финансирования стар-тапов в России достаточно сложен: большое число инвесторов анализируют стар-тапы с точки зрения быстрого получения отдачи, не учитывая инновационность идеи и возможность проекта окупиться в более долгосрочной перспективе. В качестве источников финансирования стартап-проек-тов в нашей стране можно выделить два основных - венчурное финансирование и кредитные займы. Хотя также имеет место и краудфандинг, и взаимодействия в рамках бизнес-акселераторов 13, и сотрудничество с крупными корпорациями или издателями.

Таким образом, большинство предпринимателей (63%) запускают проект на собственные сбережения. Внешние инвестиции привлекают немногие: 16 процентов получают гранты, а 9 процентов - помощь родственников или непрофильных инвесторов. Средства бизнес-ангелов представлены скромно (около 2 процентов в 2019 году, 5 процентов в 2018 году). По оценкам генерального директора «Сколково - венчурные инвестиции», на каждого бизнес-ангела приходится по 30-40 стартапов, ждущих финансовой помощи: каждый год в институты развития обращаются около 17 500 российских стартапов на ранней стадии. Бизнес-ангелы достаточно скептичны в отношении вкладывания средств на российском венчурном рынке - не видят историй успеха 14.

Российские предприниматели в сфере стартапов создают продукты и услуги для бизнеса, разрабатывают сервисы с применением искусственного интеллекта и Big Data, развивают технологии в сферах образования и интернет-вещей. А венчурные

11 URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/05/21/802086-rossiiskie-startapi

12 Там же.

13 Участие в таких проектах поможет получить лишь небольшие инвестиции параллельно с дополнительными обучающими программами. При этом необходимо привести доказательства успешности бизнес-модели.

14 URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/05/21/802086-rossiiskie-startapi

инвесторы готовы вкладываться в финтех, логистические сервисы, маркетплейсы, ри-тейл и технологии для пищевой промышленности, как показало исследование Ведомостей [8].

Также важно то, что в России стартапы относятся к сектору малого предпринимательства, при этом отечественная нормативная правовая база в сфере малого предпринимательства имеет множество усложняющих и препятствующих развитию нюансов.

Стоит отметить и непродуманную систему налогообложения, которая забирает значительную долю прибыли, и часто стартапы становятся на грань банкротства независимо от инновационности проекта.

Однако есть и положительные стороны. Так, Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика», которая должна способствовать цифровизации России, была реорганизована Российская венчурная компания (РВК), которая должна больше инвестировать в фонды с участием частных денег, собственные венчурные фонды запустило Сколково - для инвестиций в индустриальные компании, ИТ-проекты и биотехнологии. Также собственные фонды запускают государственные корпорации (Ростелеком, Росатом).

Методы оценки стоимости стартапов

Безусловно, оценка стартап-компаний несколько отличается от оценки обычного (традиционного) бизнеса (в части ограниченности информации, в части необходимости учета и обоснования дополнительно присущих рисков, в части потребности в разработке нескольких сценариев развития событий). Выбор метода оценки старта-па зависит от стадии его жизненного цикла.

В литературе, посвященной стартапам, обычно упоминают следующие методы оценки их стоимости:

• цена последней сделки;

• метод мультипликаторов;

• метод специфических отраслевых коэффициентов;

• метод рыночных котировок;

• Milestone approach;

• первый чикагский метод;

• метод уточненной приведенной стоимости;

• метод дисконтированных денежных потоков (далее также - ДДП);

• метод чистых активов.

Очевидно, что часть из перечисленных методов хорошо знакома специалистам-оценщикам и укладывается в концепцию методов в рамках трех традиционных подходов к оценке бизнеса (сравнительный -метод мультипликаторов, метод специфических отраслевых коэффициентов, метод рыночных котировок; доходный - метод ДДП; затратный - метод чистых активов).

Исходя из идеи о том, что существенная часть стартапов создается с целью возможности обогащения при перепродаже, методы оценки стартапов в рамках доходного подхода применяются как проверка результатов, полученных с применением сравнительного подхода. Но это реализуемо в случае наличия рынка купли-продажи стартапов и прозрачности информации о соответствующих сделках.

При этом метод мультипликаторов наиболее подходит для оценки выживших стартапов, превратившихся в полноценные компании, находящиеся на зрелой стадии развития, когда есть выручка и прибыль.

Для бизнесов, находящихся на стадии роста и не генерирующих устойчиво позитивные финансовые результаты, в качестве проверочного метода могут использоваться мультипликаторы на основе ожидаемых показателей выручки.

Применять метод специфических отраслевых коэффициентов можно как основной метод оценки лишь для весьма ограниченного круга ситуаций. Метод используется для проверки результатов оценки, полученных другими методами, и применим, когда в отрасли, в которой функционирует компания, широко используются отраслевые ко-

эффициенты (мультипликаторы), которые представляют собой отношение стоимости к конкретному операционному показателю в зависимости от отрасли (связь - количество абонентов, трафик; гостиничный бизнес - номерной фонд и т. п.). Однако методу присущи ограничения - отраслевые нормы часто основаны на предпосылке, что инвесторы готовы вкладываться в компании, имеющие более высокую выручку или большую долю рынка. Также подразумевается, что в отрасли установился определенный уровень рентабельности.

Метод чистых активов применим к оценке стартапов в определенных случаях, например когда требуется определить стоимость доли в убыточном бизнесе, стоимость доли для участника, пожелавшего выйти из стар-тапа, стоимость компании с низкими показателями прибыли, когда очевидно, что для того чтобы вообще не потерять стоимость, следует закрыть (ликвидировать) бизнес и продать его активы.

Проанализируем содержание методов из приведенного перечня, которые пока не используются в рамках традиционных подходов к оценке.

Цена последней сделки

При применении этого метода для определения стоимости используется величина первоначальной инвестиции (за исключением затрат на организацию и поддержку сделки) либо, если уже были совершены следующие инвестиции, величина новых вложений. При этом упомянутые величины цен можно использовать в качестве стоимостного ориентира в течение определенного ограниченного временного отрезка. Требуется учитывать происходящие события с момента совершенной инвестиции, которые оказывают влияние на изменение ее стоимости.

По своей сути этот метод может быть отнесен к сравнительному подходу как некое упрощение метода сделок, только в качестве сделки рассматривается инвестиция в стартап.

Метод Milestone approach

Суть метода заключается в использовании результатов ранее проведенного стоимостного исследования или цены недавней сделки (база стоимости) с учетом выполнения компанией ключевых финансовых и (или) операционных показателей развития (Milestones, KPIs). Недостижение ключевых показателей (уменьшение базы стоимости, перевыполнение ключевых показателей), наоборот, свидетельствует о повышении базы стоимости. Применение повышающих и понижающих корректировок достаточно субъективно, поскольку зависит от профессионального суждения - как участники рынка воспримут факты достижения/недостижения ключевых показателей.

При необходимости классификации рассматриваемый метод может быть отнесен к группе методов сравнительного подхода к оценке. Ввиду субъективности этого метода его целесообразно применять совместно с другими методами.

Первый чикагский метод

Первый чикагский метод является модификацией метода ДДП (соответственно, он относится к группе методов доходного подхода). При его применении для определения стоимости строятся различные сценарии денежных потоков от стартапа, проводится дисконтирование, осуществляется взвешивание по вероятностям исполнения сценариев.

Преимущество метода - учет изменений проекта. Считается, что через сценарии возможно получить более точный результат стоимости. Недостатком метода являются значительная трудоемкость и субъективность расчета вероятностей реализации того или иного сценария. Эксперту, применяющему его, необходимо иметь технические знания по технологии продукта, а также проработать большой объем данных о рынке, для которого предназначен продукт или услуга, вырабатываемые стартапом.

Метод уточненной приведенной

стоимости

Метод уточненной приведенной стоимости целесообразно применять для оценки компаний, приобретенных (созданных) по результатам сделок с проблемными активами и кредитного выкупа (LBO). Этот метод также является модификацией метода ДДП. В отличие от метода ДДП метод уточненной приведенной стоимости отдельно учитывает экономию на налоговых платежах (налоговый щит) и не предполагает постоянство структуры капитала.

При применении методов доходного подхода к оценке стартапов следует учитывать выявленные и сформулированные нами отличия стартапов от традиционного бизнеса.

Во-первых, стартапы часто создаются на стыке отраслей, поэтому специалисту-оценщику приходится изучать не одну отрасль (сегмент отрасли), а оперировать данными из различных сфер (тенденции, прогнозируемые темпы роста и т. п.).

Во-вторых, определенную проблему представляет выбор длительности прогнозного периода. С одной стороны, считается, что на запуск стартапа должно уйти не более 8 месяцев и если проект за это время не принес прибыль, то его следует закрыть. С другой стороны, при затянувшемся поиске финансирования на внедрение может потребоваться до двух-трех лет (что особенно характерно для российских реалий).

Нельзя забывать и о проблемах, связанных с ростом компании (превращение стартапа именно в компанию, выход на безубыточность и в дальнейшем работа с прибылью). Стадия развития (особенно) и стадия роста стартапа более длительны, чем у обычного бизнеса. Но стартапы нацелены на громкий успех, на триумфальный захват рынка (или ниши рынка), на переориентацию целевого сообщества в кратчайшие сроки и желательно самым эффективным способом. В связи с этим выбор длитель-

ности прогнозного периода - весьма непростая задача для специалиста-оценщика, требующая взвешенного, обоснованного решения. Специалисты признают, что невозможно точно определить время, когда стартап достигнет безубыточности и начнет генерировать положительные денежные потоки.

В-третьих, актуальным является вопрос заемного финансирования стартапов: в каком объеме оно может быть привлечено, каков будет финансовый рычаг по годам прогнозного периода. Как уже отмечалось, от величины вложенного в стартап капитала зависит его дальнейшая экономическая жизнь, прибыль и, соответственно, стоимость.

И наконец, ставка дисконтирования, определяемая при оценке стартапа. Уровень этого показателя, скорее всего, будет выше привычных ставок дисконтирования для оценки традиционного бизнеса. Это объясняется повышенной рискованностью такого объекта оценки.

В литературе встречаются систематизированные данные об уровне норм доходности для разных стадий зрелости технологии (от 80 процентов на стадии фундаментальных исследований до 35-50 процентов на стадии разработки технологии), данные об уровне ставок в зависимости от стадии проекта и качества информации (стадия проекта startup - 50-70 процентов) 15.

Повышенный уровень ставки дисконтирования обусловлен таким компонентом ставки, как премия за специфический риск (риск вложения в стартап).

Все, о чем говорилось в разделе «Методы оценки стоимости стартапов», справедливо для стартапа, находящегося на начальной стадии жизненного цикла. При определении же стоимости успешного стартапа, работающего не первый год, «перешедшего долину смерти», генерирующего прибыль, можно говорить о применении традиционных методов и инструментов оценки бизнеса.

15

См. Практическое руководство по проведению оценки активов «РОСНАНО», часть 1, таблицы 6-10, 6-11.

Таким образом, для справедливой оценки стартапа следует тщательно изучить его особенности и применять методы с учетом стадии жизненного цикла стартапа и выявленных особенностей.

В рамках настоящей статьи были рассмотрены различные методы оценки стоимости стартапов на начальном этапе их функционирования. Отмечалось, что стар-тап характеризуется высоким риском, а также доходностью вложений. Эффективная деятельность стартапа на стадии зрелости, расширения характеризуется положительными финансовыми результатами с тенденцией роста, в связи с этим можно сделать вывод о том, что оценка стоимости успешного стартапа не отличается от оценки стоимости традиционного бизнеса.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Зиннатуллина Г. Р. Стартап как драйвер роста российской экономики / Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2017. С. 107-110.

2. John Simpson and Edmund Weiner. The

Oxford English Dictionary. United Kingdom: Oxford University Press, 1989.

3. Kevin Sun. In and Around Language: What's Up with «Startup»? URL: https://ste veblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/

4. Словарь экономических и бизнес-терминов. URL: https://expbiz.ru/business-dic tionary.html?start=60

5. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М. : Альпина Паблишер, 2015. 256 с.

6. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Инновационные подходы к принятию управленческих решений : учебное пособие. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2012. 79 с.

7. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. 352 с.

8. Смертина Полина. Российские стар-тапы заняты вовсе не тем, что интересно инвесторам // Ведомости. 2019. 21.05. URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2019/05/21/802086-rossiiskie-startapi

9. Практическое руководство по проведению оценки активов «РОСНАНО». URL: http://stage.rosnano.ru/upload/OldNews/ Files/29954/current.PDF

Агентство «1ШАУ» является организацией, специализирующейся на сборе, обработке и анализе информации о рынке недвижимости

Успешно работает с апреля 1995 г.

R WAY.

Ж

rway-online.Ru

ничего лишнего

Бюллетень RWAY Интернет-портал Интернет-ресурс

ЗАСЛУЖЕННОЕ ДОВЕРИЕ СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

+7(495)933-5503 info@rway.ru www.RWAY.ru www.RWAY-Online.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.