Научная статья на тему 'Стартап как объект исследования: понятие, сущность, виды и отличительные особенности'

Стартап как объект исследования: понятие, сущность, виды и отличительные особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4918
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ИННОВАЦИИ / ВИДЫ СТАРТАПОВ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТАПА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / STARTUP / INNOVATIONS / TYPES OF STARTUPS / CHARACTERISTICS OF A STARTUP / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдуковский Владимир Николаевич

Данная статья посвящена сущности, видам и отличительным особенностям стартапов, роль которых в развитии национальной экономики в настоящее время резко возросла. Перед инвесторами и предпринимателями нового поколения стоит задача в исчерпывающем определении данного термина, употребление которого в наше время становится чрезвычайно актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Startup as a subject of research: concept, essence, views and distinctive features

This article is devoted to the essence, types and distinctive features of startups, whose role in the development of the national economy has increased dramatically. Investors and entrepreneurs of the new generation are faced with the task of defining this term exhaustively, the use of which is becoming extremely important nowadays.

Текст научной работы на тему «Стартап как объект исследования: понятие, сущность, виды и отличительные особенности»

Стартап как объект исследования: понятие, сущность, виды и отличительные

особенности

Startup as a subject of research: concept, essence, views and distinctive features

Бурдуковский Владимир Николаевич

Магистрант 1 курса Факультет технологического менеджмента и инноваций

Университет ИТМО 191187, Санкт-Петербург, Чайковского 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com

Burdukovskiy Vladimir Nikolaevich

1st year undergraduate Faculty of technology management and innovation

ITMO University 191187, Saint Petersburg, Chajkovskogo 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com

Научный руководитель Чудесова Галина Павловна

доктор экономических наук, профессор Университет ИТМО, факультет технологического менеджмента и инноваций

191187, Санкт-Петербург, Чайковского 11/2 e-mail: tchudesova@yandex.ru

Scientific adviser Chudesova Galina Pavlovna

Doctor of Economic Sciences, professor ITMO University, faculty of technology management and innovation 191187, Saint Petersburg, Chajkovskogo 11/2 e-mail: tchudesova@yandex.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена сущности, видам и отличительным особенностям стартапов, роль которых в развитии национальной экономики в настоящее время резко возросла. Перед инвесторами и предпринимателями нового поколения стоит задача в исчерпывающем определении данного термина, употребление которого в наше время становится чрезвычайно актуальным.

Annotation.

This article is devoted to the essence, types and distinctive features of startups, whose role in the development of the national economy has increased dramatically. Investors and entrepreneurs of the new generation are faced with the task of defining this term exhaustively, the use of which is becoming extremely important nowadays.

Ключевые слова: стартап, инновации, виды стартапов, характеристики стартапа, инновационная экономика.

Key words: startup, innovations, types of startups, characteristics of a startup, innovative economy.

На сегодняшний день экономика предрасположена к современной модернизации, которая представляет собой переход страны на инновационный путь развития. Ввиду большой конкуренции на рынке, бизнес идеи должны иметь инновационную составляющую, решать реальную проблему потребителя и быть конкурентоспособными среди остальных, что подталкивает предпринимателей на инновационную деятельность в которой понятие «стартап» - его сущность, виды и отличительные особенности являются неотъемлемой частью.

Одной из актуальных проблем в исследовании стартапа является отсутствие одного чёткого подхода к определению данного термина. Возникает большое количество споров среди учёных, финансистов и опытных

306

предпринимателей на предмет точности определения «стартапа». Обусловлено это тем, что стартап обладает многозначными характеристиками: рост, масштабируемость, неопределённость и т.д.

Впервые термин «стартап» встречается в публикации на страницах журнала Forbes в августе 1973 года, позднее в журнале BusinessWeek в сентябре 1977 года. Как правило, стартап - это компания, которая имеет очень высокие коммерческие риски, но в случае успеха, даёт высокую и быструю прибыль [1, 2]. Стартапом является фирма или интернет-проект, который характеризуется инновационной идеей, качеством предоставляемой услуги или продукта. Обычно под стартапом понимают созданные недавно компании, которые находятся на стадии основания и остро нуждающиеся в инвестировании.

Для полного понимания термина "стартап" воспользуемся определениями стартапа, которые были сформулированы разными экспертами индустрий следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Определения стартапа.

Автор Определение «Стартапа»

Пол Грэм - основатель Y Combinator Стартап - это компания, созданная для быстрого роста [3]. Стартап - это компания, которая не нашла свою устойчивую бизнес-модель.

Стив Бланк - предприниматель Стартап - это временная структура, существующая с целью поиска воспроизводимой и расширяющейся бизнес-модели [4].

Эрик Рис - автор книги «The Lean Startup» Стартап - организация, которая создаёт новый продукт или новую услугу в условиях высокой неопределённости [5].

Основываясь на определениях представленных выше можно заключить следующее: Стартап - это компания созданная за короткий срок, которая с риском внедряет инновацию на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателя путём предоставления ему продукта или услуги.

Стартап создаётся для выполнения конкретных функций, поэтому основой для успешного стартапа является его инновационная идея. Для привлечения внимания инвесторов и потенциальных потребителей идея должна быть востребованной и совмещать в себе простоту, полезность, оригинальность и в каких-то случаях нестандартность. Идея может меняться в процессе становления стартапа путём введения изменений в уже окрепшую компанию.

Стартапы классифицируются по видам[6], согласно Стиву Бланку их 6 (таблица 2):

Таблица 2. Классификация стартапа по видам.

Вид Краткое описание

Стартапы образа жизни. Работайте, чтобы жить в соответствии со своими увлечениями. Предприниматели живут своей любимой жизнью, работают на себя. В силиконовой долине такие профессионалы являются внештатными программистами или веб-дизайнерами, они любят свою работу.

Стартапы малого и среднего бизнеса. Работать, для того чтобы накормить семью. Малые предприятия - это продуктовые магазины, тур агенства, столярные мастерские и т.д. Это те, кто занимается собственным бизнесом, чтобы прокормить семью.

Масштабируемые стартапы. Рожденные быть большими. Google, Uber, Facebook, Twitter - последние примеры масштабируемых стартапов. С самого начала основатели считают, что они собираются изменить мир. Часто масштабируемые стартапы объединяются

в инновационные кластеры (Силиконовая долина, Шанхай, Нью-Йорк, Бостон, Израиль и т.д.).

Покупаемые стартапы. Рождённые к флипу. В течении последних пяти лет стартапы, предлагающие решения для веб-приложений и мобильных приложений, продаются более крупным компаниям. Их цель не в том, чтобы построить компанию за миллиард долларов, а в том, чтобы её продали более крупной компании за хорошие деньги.

Крупные стартапы. Инновации или испарение. Измененияв предпочтениях клиентов, новые технологии, проблемы с законодательством, новые конкуренты создают давление, заставляя крупные компании создавать новые инновационные продукты для новых клиентов на новых рынках.

Социальные стартапы. Стремление к переменам. Они увлечены и стремятся оказать влияние. Однако, в отличие от масштабируемых стартапов, их миссия - сделать мир лучше, не ради богатства, а ради идеи.

Также стартапы принято разделять на традиционные и высокотехнологичные. Традиционные или классические стартапы в основном связаны с легкореализуемыми идеями. Основой подобного вида стартапов выступает новое применение используемых технологий или разработок. В первую очередь данные стартапы ориентированы на повышение темпов роста и захват большой доли рынка. Высокотехнологичные стартапы - это стартапы, которые основаны на современных и инновационных научных разработках. Данные компании в перспективе могут принести большие доходы, но для начала они требуют огромных инвестиций [7]. Разная степень новизны - единственное существенное отличие традиционного стартапа от высокотехнологичного.

Выделим отличительные характеристики стартапа:

1) Ориентация на инновации - новый продукт или новая услуга которые взорвут рынок.

2) Неопределённость и риски - появление нового всегда влечёт за собой риски. Существует много как внутренних, так и внешних факторов влияющих на будущее стартапа.

3) Востребованность бизнес-идеи - в 42 % случаев именно «невостребованность» предлагаемого продукта становится крахом проекта [8].

4) Главным ресурсом, которым необходимо обладать - это команда, которая готова работать за идею.

5) Стремительное развитие стартап-проекта предполагает срок запуска от 3 до 4 месяцев [9].

6) Масштабируемость. Стартап не ограничивает масштабы своего роста, а его целью является завоевание большей доли рынка.

7) Ограниченность в ресурсах, нехватка финансов и поиск инвесторов.

На основании проведённых исследований показано, что у термина «стартап» множество понятий. Известно, что стартап - это новая, быстрорастущая компания, существующая в зоне неопределённости и рисков, отличительной чертой которой является инновационная составляющая. Сущность стартапа отражена в его новаторской идее, постоянных изменениях и стремлении принести своим продуктом или услугой пользу потенциальным потребителям.

Список используемой литературы:

1. Blank, Steve What's A Startup? First Principles [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://steveblank.eom/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/

2. Robehmed, Natalie What Is A Startup? Forbes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/natalierobehmed/2013/12/16/what-is-a startup/#5b39740b4044

3. Graham, P. Startup Growth [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.paulgraham. co m/growth. html

4. Бланк, С. Стартап: Настольная книга основателя / С. Бланк, Б. Дорф; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 485 с.

5. Ries, E. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses / E. Ries. - New York: Crown Business. - 2011. — P. 103.

6. Why Governments Don't Get Startups [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://steveblank.com/2011/09/01/why-governments-don%E2%80%99t-get-startups/

7. Елина Н.С., Ковалева М.В., Силакова Л.В., Широкова В.В. Исследование управленческих особенностей технологического стартапа // Российское предпринимательство - 2018. - Т. 19. - № 1. - С. 217-232.

8. The R. I. P. Report — Startup Death Trends [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/blog/startup-death-data/.

9. Галака А.К., Ростова А.С. Исследование особенностей инновационных стартап проектов // Неделя науки СПБПУ. 2017. с. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.