Научная статья на тему 'Основные направления стартапов в России'

Основные направления стартапов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ПРИЛОЖЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ИНТЕРНЕТ / ИНВЕСТОРЫ / МАСШТАБИРУЕМОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Е.Н., Харламова Т.Н.

В работе представлены наиболее успешные российские стартапы, их отраслевая направленность и значимость для современного общества. Определены основные виды стартапов. В данной научной статье рассматриваются основные направления инноваций, созданных в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF STARTUPS IN RUSSIA

The paper presents the most successful Russian startups, their industry focus and relevance to modern society. The main types of startups. In this scientific article the basic directions of innovations created in Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления стартапов в России»

Астафьева Е.Н.

студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия Харламова Т.Н. доцент кафедры экономики Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАРТАПОВ В РОССИИ Аннотация: в работе представлены наиболее успешные российские стартапы, их отраслевая направленность и значимость для современного общества. Определены основные виды стартапов. В данной научной статье рассматриваются основные направления инноваций, созданных в России.

Ключевые слова: стартап, приложение, предприниматели, интернет, инвесторы, масштабируемость, проект.

Astaf eva E.N.

студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия Kharlamova T.N. Associate Professor of Economics Tambov branch of the Russian Academy National Economy and Public Administration President of the Russian Federation,

Tambov, Russia

MAIN TRENDS OF STARTUPS IN RUSSIA Abstract: The paper presents the most successful Russian startups, their industry focus and relevance to modern society. The main types of startups. In this scientific article the basic directions of innovations created in Russia.

Keywords: startup, application, owners, Internet, investors, scalability,

project.

Стартап - это современная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельной бизнес - модели.

Масштабируемые стартапы создаются предпринимателями в сфере высоких технологий. Они верят, что их видение изменит мир, и в итоге получают компанию с объемами продаж в сотни миллионов, а то и миллиардов долларов. На начальном этапе эти стартапы занимаются поиском воспроизводимой и масштабируемой бизнес - модели. Расширение масштабов подобного бизнеса требует привлечения внешнего венчурного капитала в десятки миллионов долларов, как видно из рисунка, представленного ниже.

Масштабируемый стартап Переходный период Компания

■ Найдена бизнес-модель ■ Безубыточность

■ Сочетание продукта и рынка ■ Рентабельность

■ Воспроизводимая модель продаж ■ Быстрое изменение масштаба

■ Наняты менеджеры ■ Новое высшее руководство

■ ~ 150 человек

Рис. 1 Масштабируемый стартап Новым феноменом являются стартапы на продажу. Чрезвычайно низкие затраты на разработку интернет- и мобильных приложений позволяют основателям стартапов в буквальном смысле слова финансировать подобные предприятия с помощью своих кредиток, мобилизуя небольшие объемы рискового капитала, обычно менее 1 млн. долл. Основатели таких стартапов и их инвесторы остаются очень довольны, если им удается продать свое детище за 5-50 млн. долл. Обычно покупателями становятся более крупные компании, которые зачастую делают это не только ради самого бизнеса, но и ради одаренных людей, работающих в стартапе.

Социальные предприниматели создают инновационные некоммерческие структуры, стремясь изменить мир. Модель развития

потребителей вооружает их критериями оценки масштабируемости, соотношения собственных и заемных средств, прибыли на инвестируемый капитал и показателей роста. Такие предприятия стремятся в первую очередь найти решения, а не получить прибыль, они имеются на каждом континенте в самых разных сферах - водоснабжении, сельском хозяйстве, здравоохранении и микрофинансировании.

Хотя процесс развития потребителей полезен, прежде всего, масштабируемым стартапам, каждый из перечисленных видов стартапов опирается на предприимчивость и инновации. Применение модели развития потребителей может помочь каждому из них найти путь к успеху.

Перемены приносят с собой новые возможности и новые проблемы. Сейчас нам всем нужно мыслить так, как это делают предприниматели.

Предпринимателям постоянно приходится иметь дело с неопределенностью, переменами и ограничениями. Они критически оценивают свои активы, знают свои цели и реалии рынка и благодаря этому добиваются конкурентного преимущества. Они создают гибкие планы, основанные на интерактивном подходе. Они создают обширные сети контактов в той отрасли, где действует их стартап. Они настойчиво ищут и создают новые возможности, сознательно принимают на себя риск и активно им управляют. Они используют свою сеть контактов, для того чтобы собирать нужную информацию и решать сложные проблемы. Они делают это с того самого момента, как у них зародилась идея, и потом каждый день -даже когда их компания переезжает из старого гаража в лучший офисный центр города. Таким образом, чтобы добиться профессионального успеха в современном мире, нужны именно такие предпринимательские стратегии.

Ознакомившись с самыми успешными российскими стартапами за последние 5-10 лет, можно выделить основные области их разработки и применения. Самую большую группу составляют стартапы на продажу, а именно мобильные и интернет - приложения, в число которых входят чат -боты, автоматизированные системы и технологии, управляемые при помощи

смартфонов и других средств мобильной связи, профессиональные социальные сети и многое другое.

Так, интернет-издание журнала Forbesв опубликованной 22 июня 2016 года статье, озаглавленной как «Позывные хакатона: новый формат активностей стартапов в России», рассмотрело 8 российских стартапов, запущенных на виртуальном форуме-марафоне для разработчиков. В хакатоне корпорации могут найти решение своих бизнес-задач, а инвесторы присмотреть перспективный стартап. Журнал Forbes сделал краткий обзор мобильных приложений и автоматизированных систем, созданных жителями России.

Ярким примером стартапа в области агрономии стала программа «Агромайнд», которая позволяет автоматизировать процесс полива и освещения в теплице с возможностью накопления данных в облаке и удаленного мониторинга работы системы. Авторами данного проекта выступили: экономист Дмитрий Щиголь, выпускник агрономического факультета РГА-МСХА им. К.А. Тимирязева Андрей Сокуренко и специалист по вопросам автоматизированной системы теплиц Сергей Водопьян.

Михаил Валуйский из Тоганрога создал мобильное приложение PartyWithPro для организации торжеств, праздников и поиска персонала: ведущих, музыкантов, фотографов, флористов и артистов.

Современные люди привыкли договариваться обо всех запланированных поездках, вечеринках и подарках в групповом чате социальных сетей. Но когда встает вопрос о рациональном распределении затрат каждого участника чата, начинаются споры по поводу денежных средств. Николай Князев из Москвы решил эту проблему с помощью своего стартапа, который представляет собой чат-бота, способного считать и распределять финансовые затраты между участниками диалога в мессенджерах. Нужно лишь, чтобы один из пользователей добавил бота в групповой чат, а дальше участники пишут сообщения о том, кто сколько

потратил денег. Бот сам распределит затраты между участниками диалога. Практически такого же чат-бота создали Дмитрий Носов и Елена Кадырова из Новоссибирска. Бот МобиЛегаси способен совершать несложные финансовые операции.

Не раз сказано о том, что второе десятилетие двадцать первого века не стоит на месте, и поэтому даже в области медицины практически ежедневно совершаются открытия. Станислав Сажин в сотрудничестве с Андреем Перфильевым и Ильей Куприяновым запустили в 2009 году стартап, который представляет собой профессиональную социальную сеть «Доктор на работе». Данная соцсеть позволяет врачам обмениваться опытом, а фармацевтическим кампаниям размещать рекламу препаратов. В 2009 году стартовый капитал стартапа был всего 500 тысяч рублей. В июле 2010 года было получено 9 миллионов рублей от частного инвестора, а в марте 2011 года 15 миллионов рублей от группы инвесторов. В декабре 2011 года венчурный фонд «БрайтКэпитал» вложил в социальную сеть 32 миллиона рублей. Проект оказался успешным, и уже в 2013 году прибыль превысила 1 миллион долларов, а уже в 2016 году - 20 миллионов долларов. На сегодняшний день в социальной сети зарегестрированно более 300 тысяч пользователей.

В 2015 году сибирский стартап привлек 1,4 миллиона долларов для создания первой партии 3Dручек под названием CreoPop. Ручки содержат новые фотополимерные чернила, которые застывают под воздействием ультрафиолетового света.

Российский GPS-трекор под названием Spotty позволяет отслеживать местонахождение вашего домашнего питомца, а также следить за состоянием его массы тела. Гаджет в виде ошейника передает информацию о локации животного с помощью координат GPSи 3D-модема, а также контролирует его физическую активность с помощью акселерометра, и передает данные в режиме реального времени на смартфон владельца.

Проект, актуальный для большой по площади России - Tuda?Yuda! -предлагает делать пользователям то, чем раньше занимались их

родственники, но более безопасно. Стартап позволяет транспортировать и приобретать товары через путешественников. Приложение позволяет, как воспользоваться услугой транспортировки с помощью раздела «Мне нужно передать/купить», так и другого раздела «Я могу передать/купить».

Таким образом, есть основания предполагать, что основным направлением современных стартапов является разработка приложений и технологий, способных упростить задачи во всех областях нашей повседневной жизни: от садоводства до медицины, от организации праздников и торжеств до распределения расходов среди их участников, также современные инновации не позволят вам беспокоиться о местонахождении своих питомцев и о том, каким образом купить товар в другом конце страны, не выходя из дома.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства // Научно-практический и теоретический журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»№ 3 (60). М. 2010.

2. Беспалов, М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Качество. Инновации. Образование. М. 2009, № 2.

3. Рид Хоффман Жизнь как стартап: строй карьеру по законам Кремниевой долины [Текст] / Рид Хоффман, Бен Касноча—М.: Альпина Паблишер, 2016.— 237 c.

4. Стив Бланк Стартап: настольная книга основателя [Текст] / Стив Бланк, Боб Дорф—М.: Альпина Паблишер, 2016.— 616 c.

5. Харламова, Т.Н. Влияние импортозамещения на развитие экономики России [Текст] / Т.Н. Харламова // В сборнике: Управление и общество: современная модель взаимодействия Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 293-296.

6. Харламова, Т.Н. Зависимость ведущих мировых валют от цен на нефть [Текст] / Т.Н. Харламова // Сборник: Глобальные проблемы модернизации национальной экономики Материалы V Международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова. 2016. С. 149-155.

7. Харламова, Т.Н., Краснопеева, А.Ю. Проблема привлечения инвестиций и их оттока в экономике России [Текст] / Т.Н. Харламова, А.Ю. Краснопеева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 5. С. 195-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.